Порядок расследования несчастных случаев на производстве. ОТВ. Работодатель направил сообщение в федеральный орган исполнительной власти по отраслевой принадлежности Кто определяет лиц допустивших нарушения требований безопасности

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Д. А. БЕЗБОРОДОВ

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА
В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ВЕДЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ РАБОТ

Общественная опасность нарушения правил безопасности при осуществлении строительных и иных видов работ состоит в том, что такого рода деяния могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для жизни и здоровья не только лиц, производящих различные виды работ, но и для иных лиц, оказавшихся в сфере их выполнения, а также причинить крупный материальный ущерб. Однако данные обстоятельства далеко не всегда учитываются при применении ст. 216 УК РФ. Исследование практики возбуждения уголовных дел по фактам нарушения правил безопасности при выполнении строительных и иных видов работ позволяет обозначить следующие проблемы.

1. Неверная оценка вида выполняемых работ влечет за собой в ряде случаев ошибочную квалификацию таких деяний как неосторожных посягательств на личность (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118 УК РФ). Следует учитывать, что строительные работыродовое понятие для группы специализированных работ. Пленум Верховного Суда СССР в п. 10 постановления «О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ» от 5 декабря 1986 г. № 16 разъяснил, что под строительными работами понимаются:

а) земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, электромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного, складского, бытового, общественного и иного назначения;

б) работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей.

В этой связи вызывает сомнение квалификация Ленинградским областным судом действий Р. по признакам ч. 2 ст. 143 УК РФ. Машинист самоходного катка Р. производил асфальтобетонные работы по ремонту автодороги. Он видел, что машинист В. остановил свой каток в рабочей зоне, вышел из него и встал рядом; нарушив правила предосторожности, несмотря на экстренное торможение, Р. произвел наезд движущимся катком на В., который оказался зажат между двумя катками. Своими действиями Р. нарушил требования пп. 36, 38 Типовой инструкции по охране труда для машиниста катка, утвержденной первым заместителем генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса России 11 марта 1993 г., и требования Инструкции по охране труда для машинистов дорожных катков, утвержденной генеральным директором ЗАО <…> 5 мая 2003 г. В результате преступной небрежности Р. по неосторожности причинил В. тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, повлекший его смерть на месте происшествия .

В данной ситуации, как представляется, имелись все основания для квалификации действий Р. по ч. 2 ст. 216 УК РФ по следующим причинам: а) имел место специальный вид строительных работ, а именно прокладка дорог; б) Р. не соответствует признакам субъекта преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, поскольку согласно разъяснениям, данным в

п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» от 23 апреля 1991 г. № 1, ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. Действующая редакция ст. 143 УК РФ фактически изменила подход к пониманию субъекта данного преступления — им является лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда. Такое описание признаков субъекта соответствует обязанностям, возложенным на каждого работника трудовым законодательством (ст.ст. 21, 214 Трудового кодекса Российской Федерации).

Под иными работами применительно к ст. 216 УК РФ следует понимать любые производственные работы, приравненные к горным или строительным по уровню сложности и вероятного травматизма как рабочих, так и иных лиц и причинения материального вреда, требующие в связи с этим соблюдения при их осуществлении специальных правил безопасности (сварочные, погрузочно-разгрузочные вне строительной площадки, снегоуборочные и т. п.) .

В целом перечень горных, строительных и иных работ содержится в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 787. Требования по безопасному проведению отдельных видов работ, например, регламентируются Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ-007-98), утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 марта 1998 г. № 16.

В каждом случае нарушения правил ведения строительных или иных видов работ должно быть установлено и отражено в процессуальных документах, кем и какие конкретно пункты правил безопасности ведения работ нарушены.

2. Использование источников повышенной опасности при выполнении различного вида работ требует детального правового регулирования обращения с ними и четкого соблюдения установленных правил. Стоит отметить, что общие требования к безопасному ведению общестроительных и специальных строительных работ определяются постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу . Наиболее часто встречающимися нарушениями специальных правил ведения строительных и иных видов работ являются:

а) отсутствие обозначения опасных зон, в пределах которых осуществляются работы, либо ненадлежащее их обозначение.

Приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 сентября 2012 г. Л. признан виновным по ч. 2 ст. 216 УК РФ. Л. обвинялся в том, что, будучи начальником производственного участка на объекте электроснабжения административно-бытового комплекса ЗАО <...>, ответственным за содержание территории

зоны производства работ, обязанным осуществлять руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка, обеспечивать применение технологической оснастки, строительных машин, не обеспечил должным образом и не организовал безопасное содержание территории зоны производства работ, в результате была причинена смерть человеку от ожогов, полученных в результате его падения в промоину с горячей водой, образовавшейся при прорыве теплотрассы;

б) использование при осуществлении работ механизмов, устройств и установок, не пригодных по техническому состоянию для осуществления конкретных видов работ.

Так, Приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 23 ноября 2011 г. А. и Г. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 216 УК РФ. А. — начальник участка в ЗАО <...>, а Г. — производитель работ в ЗАО <...>, назначенный ответственным за безопасное производство работ по текущему ремонту путепровода. Выполняя согласно договору работы по текущему ремонту путепровода, Г. не обеспечил должным образом и не организовал безопасное производство работ.

При выполнении асфальтоукладочных работ по текущему ремонту путепровода произошло разрушение газового баллона, установленного на асфальтоукладчике. При этом произошел залповый выброс углеводородных газов, образовалось газово-воздушное облако пропан-бутана, которое вспыхнуло. Одной из причин разрушения газового баллона явилось низкое качество изготовления продольного сварного шва обечайки. В результате разрушения газового баллона машинисту асфальтоукладчика Б., а также К. были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью. От телесных повреждений потерпевшие скончались в клинике термических ожогов. Кроме того, в результате разрушения газового баллона Т. были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью;

в) отсутствие надлежащего инструктажа по технике безопасности;

г) отсутствие необходимого контроля за соблюдением техники безопасности при ведении работ;

д) предоставление допуска к выполнению работ, требующих специальной подготовки, лицам, не имеющим достаточной квалификации;

е) нарушение правил эксплуатации сложных механизмов и устройств и т. п.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации, действия, повлекшие вредные последствия при производстве горных, строительных и иных работ с использованием специальных самоходных машин (экскаватор, грейдер, скрепер, бульдозер и т. п.), совершенные лицом, управлявшим самоходной машиной и нарушившим специальные правила производства определенных работ, следует квалифицировать по ст. 216 УК РФ, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины .

Так, приговором Петроградского районного суда г. Санкт-Петербурга от 4 мая 2011 г. К. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 216 УК РФ. К. обвинялся в том, что он, управляя экскаватором-погрузчиком, принадлежащим ООО <...>, осуществляя работы по уборке снега с проезжей части, двигаясь задним ходом, совершил наезд на Г., в результате чего последняя скончалась на месте происшествия.

3. При квалификации нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ необходимо устанавливать, имеется ли причинная связь между этими нарушениями и наступившими общественно опасными последствиями либо наличием реальной опасности наступления такого рода последствий.

4. Поскольку состав преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, сформулирован как материальный, обязательным признаком объективной стороны является наступление общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека или смерти либо крупного ущерба. Преступление признается

оконченным только при условии наступления одного из указанных последствий. Общественно опасные последствия характеризует причинение вреда дополнительным непосредственным объектам рассматриваемого преступления — жизни и здоровью человека, а также собственности. Причинение вреда данным благам не требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности и собственности.

5. Следует учитывать, что специальные правила предназначаются для людей определенных категорий — специальных субъектов, на которых возложено исполнение строго определенных данными правилами обязанностей при осуществлении конкретных видов работ. Ответственность по ст. 216 УК РФ, в отличие от ст. 143 УК РФ , могут нести:

а) лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил и норм охраны труда;

б) работники, постоянная или временная деятельность которых связана с производством конкретного вида работ.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда отношения между работодателем и лицом, осуществлявшим конкретные виды работ, допустившим нарушение специальных правил безопасности и причинившим своими действиями последствия, указанные в ст. 216 УК РФ, не оформлены надлежащим образом. Как следствие, возникают проблемы оценки фактических отношений между работодателем и работником в сфере обеспечения безопасных условий труда. Принятие решения о возможной квалификации часто зависит от установления типа и содержания правоотношений, возникших между указанными лицами: гражданско-правовые или трудовые отношения.

Трудовые отношения в соответствии со ст. 15 ТК РФ представляют собой отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ч. 1 ст. 16 ТК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. На основании этого можно сделать вывод о том, что фактическое выполнение работ может быть оценено как трудовые отношения, но исключительно при соблюдении требований ст. 15 ТК РФ, в противном случае речь можно вести только о гражданско-правовых отношениях. В соответствии с ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Поэтому при установлении фактических трудовых отношений, возникших между работодателем и работником, постановка вопроса об уголовной ответственности правомерна.

Гражданско-правовые отношения в анализируемой ситуации могут быть основаны на договоре подряда. В соответствии ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В соответствии со ст. 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

В соответствии с ч. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. При этом обязанность обеспечить соблюдение правил безопасности ложится на подрядчика.

6. Потерпевшими в случае нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ могут стать следующие категории лиц: работники организации, выполняющей строительные работы или иные виды работ; лица, случайно оказавшиеся в зоне проведения работ или проживающие в этой зоне и являющиеся потребителями услуг, предоставляемых данной организацией.

Учитывая это обстоятельство, можно сделать вывод о том, что в случаях, когда в результате нарушения правил безопасности при ведении строительных или иных работ оказались потерпевшими лица, являющиеся потребителями услуги, действия виновных нужно квалифицировать по ст. 238 УК РФ.

В тех случаях, когда имеет место нарушение правил бытовой предосторожности лицами, не имеющими отношения к постоянной или временной работе на соответствующем объекте, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо причинившее крупный ущерб, это деяние должно квалифицироваться по статьям Особенной части УК РФ с учетом фактически причиненного вреда (например, по ст. ст. 109, 118, 168).

Так, приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 марта 2012 г. К. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ. Органами предварительного следствия К. обвинялся в том, что, действуя в нарушение утвержденного Распоряжением Администрации г. Санкт-Петербурга от 23 сентября 2002 г. № 1784-ра Положения о мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга, без соответствующего согласования произвел переоборудование находящегося в его квартире, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Замшина, д. 27, корп. 1, кв. 278, балкона, а впоследствии, действуя в нарушение Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 г. № 1334, видя образовавшиеся наледи на принадлежащем ему балконе, своевременно их не удалил, что привело к самопроизвольному падению наледи, а в дальнейшем к смерти потерпевшей Л. Таким образом, К. не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий в виде смерти Л. и не желал их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление этих общественно опасных последствий, т. е. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 109 УК РФ.

7. Достаточно часто возникают вопросы, связанные с отграничением состава преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, от состава преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ. При решении данного вопроса, как представляется, нужно исходить из того, что ст. 216 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение специальных правил безопасности ведения работ, ст. 143 УК РФ регламентирует ответственность за нарушение общих требований охраны труда в любой сфере. В этой связи вызывает некоторые сомнения позиция Верховного Суда Российской Федерации, который в п. 6 постановления «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» от 23 апреля 1991 г. № 1 констатирует, что при разграничении рассматриваемых составов следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности, и если нарушение допущено при ведении горных, строительных и иных работ, рекомендует квалифицировать содеянное по ст. 216 УК РФ. Представляется, что данные составы преступлений являются взаимопересекающимися, но не находящимися между собой в отношениях конкуренции.

11. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве (который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение 3 дней.

Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления указанного заявления.

12. В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия несчастного случая, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего.

При расследовании несчастного случая в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обязан обеспечить:

выполнение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов - экспертов;

фотографирование места несчастного случая и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем места происшествия;

предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

При расследовании несчастного случая у индивидуального предпринимателя необходимые мероприятия и условия проведения расследования определяются председателем комиссии.

13. В результате расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом комиссия формирует следующие документы:

а) приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

б) планы, схемы, эскизы, а при необходимости - фото- или видеоматериалы места происшествия;

в) документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

г) выписки из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;

д) протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев несчастного случая и должностных лиц;

е) экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;

ж) медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причине смерти пострадавшего, а также о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

з) копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

и) выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;

к) другие материалы по усмотрению комиссии.

Для индивидуального предпринимателя перечень представляемых материалов определяется председателем комиссии, проводившей расследование.

На судне перечень представляемых материалов определяется работодателем по согласованию с государственным инспектором по охране труда на водном транспорте по соответствующему бассейну или государственным инспектором по охране труда соответствующей государственной инспекции труда (государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональной государственной инспекции труда) (в зависимости от принадлежности судна).

14. На основании собранных данных и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью организации или индивидуального предпринимателя и объяснялось ли его нахождение в месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей (работы), и квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или несчастный случай, не связанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных и иных нормативных правовых актов, и меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с застрахованным, комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

15. По результатам расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом комиссия составляет акт о расследовании.

16. Расследованию подлежат и квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, с оформлением акта произвольной формы:

а) смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;

б) смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;

в) несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.

17. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия соответствующих решений, направленных на профилактику и предупреждение несчастных случаев на производстве.

Заключительные положения.

18. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель сообщает в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда), о страховых случаях - в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации в качестве страхователя), в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам государственного надзора, - в эти органы.

19. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда), а в соответствующих случаях – в территориальный орган государственного надзора информацию по установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации форме о последствиях несчастного случая на производстве и мероприятиях, выполненных в целях предупреждения несчастных случаев.

20. Государственный инспектор по охране труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы пострадавшего или его доверенного лица или родственников погибшего при несогласии с выводами комиссии по расследованию, проведенному без его участия, самостоятельно или с привлечением профсоюзной инспекции труда, а при необходимости - органов государственного надзора проводит расследование несчастного случая на производстве в соответствии с настоящим Положением независимо от срока давности. По результатам расследования государственный инспектор по охране труда составляет заключение.

21. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнание работодателем несчастного случая, отказ в проведении его расследования и составлении акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются соответствующими государственными инспекциями труда (государственными инспекциями труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональными государственными инспекциями труда), Министерством труда и социального развития Российской Федерации или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда.

22. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации.

Для расследования несчастного случая работодатель немедленно создает комиссию в составе не менее трех человек, которая возглавляется работодателем или уполномоченным им представителем. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, в комиссию включаются:

  • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
  • представители работодателя;
  • представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.
Следует учитывать, что руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Если несчастный случай произошел у работодателя - физического лица, в расследовании несчастного случая принимают участие:

  • указанный работодатель или уполномоченный его представитель;
  • доверенное лицо пострадавшего;
  • специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
Если несчастный случай произошел с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю, он расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В данном случае в состав комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Если несчастный случай произошел с работником организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, он расследуется и учитывается организацией, производящей эти работы. В этом случае комиссия, проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителя организации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству.

Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области надзора и контроля.

Для расследования несчастного случая на производстве, происшедшего на судне, комиссия формируется из представителей командного состава, судовой профсоюзной организации, а при ее отсутствии - из представителей команды. Комиссию возглавляет капитан судна, приказом которого утверждается состав комиссии.

Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с работником на производстве.

В состав комиссии по расследованию группового или тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом также включаются следующие лица:

  • государственный инспектор по охране труда, возглавляющий комиссию;
  • представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию);
  • представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов.
По требованию пострадавшего, а в случае смерти пострадавшего по требованию его родственников, в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Если имело место острое отравление или радиационное воздействие, превысившее установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и представители общероссийского объединения профессиональных союзов. Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда, а на объектах, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа. На судне состав комиссии формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами транспорта, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами рыболовства, в соответствии с принадлежностью судна.

При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

В некоторых случаях при расследовании несчастных случаев на производстве возникает необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений. В таких случаях сроки, отведенные для расследования, могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности - объяснения от пострадавшего.

При расследовании несчастного случая в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

  • выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
  • фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
  • предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.
При расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица необходимые мероприятия и условия проведения расследования определяются председателем комиссии.

Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом подготавливаются следующие документы:

  • приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  • планы, эскизы, схемы, а при необходимости - фото- и видеоматериалы места происшествия;
  • документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний по охране труда, имеющихся у пострадавших;
  • протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
  • экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
  • медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
  • выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;
  • другие документы по усмотрению комиссии.
Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, происшедшего у работодателя - физического лица, перечень представляемых материалов определяется председателем комиссии, проводившей расследование.

Собранные документы и материалы позволяют комиссии по расследованию несчастного случая на производстве:

  • установить обстоятельства и причины несчастного случая;
  • определить был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя;
  • квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством;
  • определить лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов;
  • определить меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.
Если при расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации.

При групповом несчастном случае на производстве акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником сторонней организации, то акт по форме Н-1 составляется в трех экземплярах, два из которых вместе с материалами расследования несчастного случая и актом расследования направляются работодателю, работником которого является (являлся) пострадавший, третий экземпляр акта по форме Н-1 и материалы расследования остаются у работодателя, где произошел несчастный случай.

При несчастном случае на производстве с застрахованным лицом составляется дополнительный экземпляр акта по форме Н-1.

Акт формы Н-1, введенный в действие с 1 января 2003 года Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года №73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

Следует обратить внимание на несчастные случаи, произошедшие на производстве и подлежащие расследованию, но по решению комиссии не являющиеся несчастными случаями на производстве. Такие несчастные случаи не учитываются и оформляются актом произвольной формы. К ним относятся:

  • смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения или следственными органами;
  • смерть, единственной причиной которой по заключению учреждения здравоохранения явилось алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушением технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;
  • несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно- наказуемого деяния.
Акты о расследовании несчастных случаев, квалифицированных по результатам расследования как не связанные с производством, вместе с материалами расследования хранятся работодателем в течение 45 лет. Копии актов о расследовании указанных несчастных случаев и материалов их расследования направляются председателем комиссии в соответствующую государственную инспекцию труда.

Руководители и специалисты, работники, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполении обязательств (мероприятий) раздела охраны труда коллективного договора, привлекаются к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Ответственность:

1. Дисциплинарная. Дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее выполнение наложенных на работника трудовых обязателств. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных нарушений:

Замечание

Выговор

Увольнение

Не допускается применение дисциплинарных взысканий не предусмотренных кодексом. Для применения дисциплинарного взыскания существует процедура: работодатель требует объяснение в письменной форме, в случае отказа - составляетсясоотвтетствующий акт при свидетелях. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца после обнаружения дисциплинарного проступка, не считая болезни работника, времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников, отпуска. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяяцев со дня совершения проступка, а при ревизии - не позднее 2 лет со дня его соверешния. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно применяется в форме приказа, и предъявляется работнику под роспись в течение 3 дней со дня взыскания. Может быть обжаловано в государственной инспекции по труду или в суде. Взыскание действительно в течение 1 года.

2. Административная. Основание и объем админимстративной ответственности за нарушение требований нормативных актов по охране труда определены в КоАП от 30.12.2001 за номером 195-ФЗ (с изменениями).

К административным взысканиям относятся:

1. предупреждение - мера административного взыскания, выраженная в порицании физического лица. Выносится с письменной форме

2. административный штраф (денежное взыскание)

3. дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица.

К административной ответственности привлекают органы надзора, привлекаются работодатель, руководители, должностные лица и работники, ответственные за состояние охраны труда. Статья 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» часть 1: нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет нарушение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 30000 до 50000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В редакции ФЗ от 9.05.2005 №45, от 20.04.2007 №54, от 22.96.2002. Часть 2: Нарушение законодательства о труде о об ОТ ранее подвергнутых административному нарушению ведет дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.


Статья 5.44 «Сокрытие страхового случая». Сокрытие страхователей наступления страхового случая, при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа: на граждан от 300 до 500 рублей, на должностных лиц от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц от 5000 до 10000 рублей.

3. Уголовная ответственность. Наступает за совершение физическим лицом преступления, предусмотренного уголовным кодексом РФ (от 13 июня 1996 г, №63-ФЗ). Преступление – виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания.

Глава 19 «Преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина». Статья 143 УК РФ. Часть 1: нарушение правил техники безопасности или других правил охраны труда, совершенных лицом, но котором лежат обязанности по соблюдению этих правил, если это привело к нанесению тяжкого вреда, наказывается: штрафом в размере до 200 000 рублей, или в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года. Часть 2: То же деяние, повлекшее за собой по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Анализ условий труда

При анализе условий труда используются следующие методы:

1. Топографический метод. Суть этого метода заключается в том, чтобы изучить причины несчастного случая по месту происшествия

2. Монографический метод. Включает в себя детальное исследование всего комплекса условий, при которых произошел несчастный случай (и технологический процесс, и работа основного и дополнительного оборудования, и применение СИЗ и СКЗ).

3. Экономический метод. Включает в себя подсчет экономических потерь от травматизма.

4. Статистический. Для построения функции опасности системы «человек – машина» необходимо определить количественное значение риска, т.е. ожидаемых потерь. Для этого возможно применение методов, основанных на анализе статистических происшествий и анализе функционирования системы «человек – машина». Статистические показатели:

К Ч (Коэффициент чистоты)=(Т/Р)*1000, где Т – количество НС, Р – количество работников.

К Т =Д/Т, где: Д – количество дней нетрудоспособности, Т – количество травм. В приведенной формуле коэффициент тяжести не отражает фактической тяжести несчастных случаев, т.к. при расчете не берутся случаи, нетрудоспособность которых не закончилась в отчетный период, а так же этот показатель не учитывает потерь, связанных с полным выбытием погибших из трудового процесса, поэтому при статистическом методе используется коэффициент нетрудоспособности:

К Н (Коэффициент нетрудоспособности)=К Ч *К Т.

Индивидуальный риск (ожидаемые потери) какого – либо i-го происшествия можно записать:

Ri=Pi(К Ч /1000)*К Т;

Рi – вероятность реализации i-происшествия.

Для количественного определения Pi используют метод анализа опасности с помощью дерева происшествий. Дерево происшествий – модель происшествия, включающая конкретное головное происшествие, связанное с помощью логических выражений с промежуточными или исходными предпосылками, обусловившими в совокупности его появление.

Алгоритм построения дерева:

1. Устанавливают потенциальное происшествие, которое будет являться головным событием в дереве.

2. Устанавливают события (отказы, ошибки), которые могут привести к этому происшествию.

3. Выявленные события обозначаются окружностями и размещают выше головного события.

4. Соединяют события верхнего уровня с событием или событиями нижнего уровня с помощью логических знаков «И» и «ИЛИ».

5. Устанавливают события, которые, в свою очередь, вызывают каждое из событий верхнего уровня.

6. События в виде окружностей записывают выше предыдущего уровня, соединяя события – причины со своими событиями – последствиями с помощью логических элементов «И» и «ИЛИ».

7. Повторяют пункты 5 и 6 пока не будет достигнут уровень базовых событий, т.е событий, происходящих спонтанно, без видимых для человека причин.

Логические элементы дерева происшествий

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Охрана труда — это комплекс мер, которые в своей совокупности обеспечивают защиту здоровья работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

Основные мероприятия по охране труда устанавливаются законодателем и условно подразделяются на несколько групп:

  1. Правовые. К данной группе относится ведение документации на предприятии, в частности заключение индивидуальных и коллективных трудовых договоров.
  2. Социально-экономические. Эта группа включает в себя обязательное страхование служащих, выплату всех положенных компенсаций и предоставление льгот.
  3. Организационно-технические. Эти мероприятия обеспечивают надлежащие условия труда для сотрудников. В частности, речь идет о проведении обязательной аттестации рабочих мест, оптимизации персонала и т. д.
  4. Санитарно-гигиенические, включающие в себя обеспечение работников специальной формой одежды.
  5. Профилактические, которые отвечают за создание системы спортивного оздоровления сотрудников и проведение обязательных медицинских осмотров.

Требования ТК РФ в сфере охраны труда определены в главе 34. В частности, к ним относятся такие обязанности работодателя, как:

  • обеспечение режима труда на предприятии;
  • приобретение и выдача специальной одежды;
  • проведение специальной оценки условий труда и т. п.

То есть работодатель и должностные лица, ответственные за охрану труда, должны обеспечить надлежащие условия труда для каждого сотрудника — в противном случае виновные лица привлекаются к ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Если работник не исполняет соответствующим образом возложенные на него обязанности, ему грозит одно из следующих наказаний:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

При этом законодатель не допускает привлечения к ответственности работника, в действиях которого не было признаков вины, и за один проступок возможно наложение только одного наказания. Работодатель вправе провести служебную проверку и выяснить все обстоятельства случившегося, а также привлечь к ответственности виновное лицо не позднее месяца со дня обнаружения нарушения.

Материальная ответственность

Работодатель должен заранее позаботиться о том, чтобы включить условие о материальной ответственности в текст трудового контракта либо подписать с сотрудником дополнительное соглашение по этому поводу. После того как работник узнает о том, что он материально ответственен в рамках своей должности, при нанесении ущерба предприятию он будет обязан его возместить. Однако оговоримся сразу: речь идет только о действительных убытках, неполученная выгода организации служащим не выплачивается.

Для того чтобы работодатель имел возможность привлечь сотрудника к материальной ответственности, требуется соблюдение следующих условий:

  • действия служащего должны носить противоправный характер;
  • налицо должна быть виновность действий (или бездействий);
  • между последствиями и поступками должна быть причинная связь.

Важно! Работник несет ответственности только в размерах своего заработка за месяц. Исключение составляют случаи, когда по его вине работодатель выплачивал пострадавшим лицам определенные суммы, — в такой ситуации работник помимо прямого ущерба возмещает и эти выплаты.

Не знаете свои права?

Административная ответственность

КоАП РФ содержит норму, которая освещает вопросы административной ответственности за нарушение требований охраны труда. Речь идет о статье 5.27.1.

Субъектами правонарушений в данном случае могут быть:

  • должностные лица предприятия (они могут ограничиться штрафом, который накладывается инспекцией по труду);
  • руководитель организации (речь идет только о юридических лицах);
  • ИП (при наличии в штате сотрудников);
  • юридические лица.

Уголовная ответственность

УК РФ также содержит несколько статей, которые указывают на признаки нарушения норм по охране труда. В частности, речь идет о статьях 143 и 215-219. Спецификой данного вида ответственности является то, что к ней привлекаются только физические лица (например, конкретные работники организации или руководитель предприятия).

Таким образом, законодатель по отношению к виновным лицам, нарушившим требования охраны труда, не ограничивается только дисциплинарной или материальной ответственностью, предусмотренной ТК РФ. В случае наличия в их действиях состава административного правонарушения или преступления они могут быть привлечены и к ответственности по нормам КоАП и УК РФ — все зависит от тяжести и характера нарушения.