Из опыта работы учителя истории и обществоведения. Из опыта работы учителя истории. Командный состав римской армии

Из опыта работы учителя истории и обществознания - страница №1/1

Из опыта работы учителя истории и обществознания

Пфейфер В.В.

Знатоки юриспруденции - науки, олицетворяющей собой с давних пор представления о справедливом и несправедливом, во все времена занимали особое место в обществе, оказывая немалое влияние на судьбы людей.

Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечивать организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми. Сегодня очевидна необходимость правовой компетентности любого человека, которая открывает широкие возможности для лидерства и успешности в жизни.

Преподавание элективного курса в 10, 11 классах «Право. Основы правовой культуры» дает возможность старшеклассникам легко ориентироваться в отраслях права, учиться его практическому использованию. Для тех, кто хочет добиться успеха в жизни, найти престижную работу, научиться общению с разными людьми и решению разных проблем поможет информация, полученная на занятиях этого элективного курса. Я, как учитель должна так организовать занятия, чтобы учащиеся усвоили всю нужную информацию. Для этого обращаю внимание на выделенные в учебнике понятия и термины. Они будут важны для того, чтобы научить их понимать юридический язык, разбираться в правовых ситуациях, грамотно «читать» закон, анализировать юридические документы. Обращаю внимание на то, что правовые нормы могут меняться, дополняться и даже отменяться. Поэтому важно быть в курсе текущей политической и правовой жизни страны. Предлагаю старшеклассникам следить за сообщениями о новых законах, изменениями в стране, публикуемыми в средствах массовой информации. Важно научить их пользоваться информационными системами посредством компьютерных технологий, что позволит быстро находить необходимые юридические документы и знакомиться с их содержанием.

Подготовка ответов на вопросы после параграфа поможет им систематизировать юридические знания, развивать правовое мышление и память. Правовед должен быть внимателен при анализе ситуации, решая проблему, обязан аргументировать свою позицию, подтверждать конкретными фактами, поэтому особое внимание при выполнении домашнего задания необходимо уделять заданиям творческого характера. Во время работы в классе применяю следующие формы практических работ: анкетирование, психологические игры, составление словаря терминов по теории права, подготовка и составление кроссвордов по теме « Право», «Экстремальные ситуации», методы тестирования, решение практических задач, практическая работа.

Знакомство с распространенными в науке мнениями ученых по тем или иным проблемам юриспруденции даст возможность учащимся не считать их позиции неоспоримыми. Так как по определению сущности многих правовых понятий до сих пор ведутся дискуссии и высказываются разнообразные суждения.

Элективный курс «Право. Основы правовой культуры» призван формировать правовую культуру тех, кто знакомится с правилами поведения людей в различных сферах общественной жизни. Нет необходимости заучивать наизусть текст учебника или законы, важно научиться использовать их в правовой жизни.

Использование ИКТ при подготовке учащихся к ЕГЭ

Уже в течение нескольких лет учащиеся 11 классов сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ. Как сделать так, чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно на такого рода экзаменах, смогли показать все, чему научились? Кроме того, в прошлом году мы вышли из режима эксперимента и дополнительные баллы к экзаменам по выбору не применялись. Поэтому на плечи учителя ложится огромная ответственность, так как от нашей работы зависит и оценка по предмету, и возможность получения аттестата, поступление в желанный ВУЗ на основе баллов по ЕГЭ.

Необходимо отметить, что обществознание и история являются предметами устными в отличии, например, от русского языка и математики, поэтому контроль знаний, умений и навыков здесь большей частью не предусматривает письменных ответов. Акцент делается на умения дискутировать, аргументировать свою точку зрения, рассуждать. Кроме того, учащееся порой затрудняются кратко и логично обосновать свою точку зрения в заданиях части «С». Данную проблему можно решить двумя путями: использование дополнительных занятий и использование новых педагогических технологий. У меня, как учителя появляется огромный простор для применения самых разных методов работы.

Методические приемы при подготовке к ЕГЭ использую со всеми стандартными средствами обучения: ТСО, наглядные средства обучения, блок-схема, раздаточный материал, опорные конспекты, различные исторические источники, компьютер, который уже давно вошел в жизнь нашего общества. Наступило время, когда без этой чудо-техники нельзя представить себе школу, компьютер стал привычным атрибутом, в том числе и на уроках истории.

Какое место должны занимать информационные технологии на уроках истории, какова роль учителя и ученика на таких уроках, можно ли в связи с этим говорить о новой методике преподавания истории в школе?

С использованием современного учебного оборудования самые обычные формы проведения уроков становятся более интересными и эффективными, например, обычную лекцию можно заменить слайд-лекцией, в старших классах эта форма, если используется во всей параллели, не только сэкономит время, но и подготавливает ребят для работы в больших аудиториях в дальнейшем. Слайд-лекция иллюстрируется яркими фотографиями, рисунками, схемами, их может быть столько, сколько требуется для всестороннего рассмотрения объекта. Но очень важно выстроить вопросы темы в логической последовательности, и здесь важна текстовая часть слайд-лекции. Делая записи в тетрадь, учащиеся опираются на текст слайдов, он как развернутый план отражает содержание, в нем выделены понятия, термины, определения, но объем в целом не велик. Все это делает работу учащихся менее утомительной, более привлекательной, и как следствие более эффективной.

Мультимедийная поддержка может быть использована в различных типах уроков и в разных его частях: в блоке целеполагания для определения учащимися цели и задач урока. Например, на уроке истории в десятом классе при изучении темы «Внутренняя политика Ивана Грозного» используется сюжет из фильма «Иван Грозный». При просмотре сюжета учащиеся самостоятельно формируют цель урока и ставят совместно с учителем задачи для ее реализации. Использование компьютера сэкономить массу времени, так как на уроках часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, кратко сформулированные идеи, обобщающие выводы.

Систематическое использование компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:


  1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  2. Повышение производительности труда.

  3. Учитель, использующий информационные технологии, вынужден уделять большое внимание подаче учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. Одной из наиболее удобных форм использования инновационных технологий является применение на уроке компакт-дисков. Достоинствами этих дисков является наличие большого количества исторических карт, видео-фрагментов, таблиц, схем. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повысить интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

На уроках истории используется компьютерный учебник, который позволяет организовать систематическое изучение целого курса истории. Лекции, в которых использованы карты, например, описание военных действий Первой и особенно Второй мировых войн, позволяет представить изучаемые события в динамике, что достаточно сложно, мне как учителю, воспроизвести на настенной карте. Также считаю эффективным использование лекций, в которых даны диаграммы, схемы, формирующиеся постепенно по ходу изложения материала.

Хорошей подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует использование такой технологии как здоровьесберегающей технологии. Поэтому одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового климата на уроках и повышение интереса к предмету. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок.

Кабинет истории насыщен зелеными растениями, и это положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние учащихся и создает неповторимый микроклимат в помещении.

Самобобшение опыта
педагогической деятельности учителя истории и права
МОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»
Питкевич Л.П.

Образование высшее, квалификационная категория - высшая. Окончила Алтайский Государственный Университет в 1983 году, полученная специальность и квалификация - историк, преподаватель истории и обществоведения. Стаж педагогической работы по специальности- 30 лет. Награждена районными и краевыми грамотами, знаком «Почётный работник просвещения».
Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. Качественные изменения коснулись преподавания предмета «история». Широкие образовательные ресурсы дают возможность повысить интерес учащихся к предмету.
Образование для меня - это системная структура. Анализ её элементов, способов и форм взаимодействия, определение особенностей каждого элемента системы позволяет мне более точно планировать педагогический результат и эффективно управлять процессом движения к нему. Применяя новые технологии, я не забываю традиции, старые, проверенные годами и опытом приемы, методы и принципы обучения, которыми гордится Российская педагогическая наука.
В своей деятельности помогаю учащимся овладевать познавательным инструментарием истории, приёмами критического анализа различных источников информации (архив, музей, библиотека, интервью с живыми свидетелями событий, подходами к событиям с позиции историзма, навыками оценочной деятельности). Активизирую работу учащихся в процессе совместной познавательной, исследовательской, поисковой, творческой деятельности. Активно внедряю принципы развивающего обучения, направленные па развитие личности, формирование у учащихся активного подхода к процессу обучения, а именно:
умения самостоятельно работать с учебным материалом и приобретение собственного опыта творческой деятельности,
формирование целостного представления о мире, о месте и роли истории в системе наук.
успешность и результативность деятельности на каждом этапе урока.
развитие вариативного мышления, способность к систематическому выбору оптимального варианта,
создание в ученическом коллективе психосферы, которая обеспечивает каждому ученику психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень ученического труда,
снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества,
создание условий для развития ученика: школьной, социальной адаптации, жизненной защищенности.
Обучение для меня - это активный процесс взаимодействия с учащимися, который стараюсь организовать так, чтобы:
- он полностью удовлетворял потребностям учащихся;
- доминирующими мотивами были мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развитие себя как гармонически развитой и социально зрелой личности.
Главной задачей в учении для себя считаю не только вооружить школьников историческими знаниями, по и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать. Для этого строю уроки так. чтобы:
- включить каждого ученика в процесс учебной деятельности(с учетом своеобразия психики и личности, его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);
- постепенно осуществлять переход от простых знаний к более сложным:
постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;
включать в сферу познавательной деятельности учащихся всё разнообразие содержащихся в предаете знаний (учебники, карты, исторические документы, фотодокументы, статистические данные, справочники и научно- популярную литературу, материалы периодической печати, Интернет).
На своих уроках для мотивации познавательной деятельности стараюсь максимально привлечь детей, чтобы они сами принимали участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели.задаваемые мной, становились их собственными, личными целями.
Включаю учеников в активную, творческую работу, использую при этом разнообразные формы познавательной деятельности:
- индивидуальную,
- фронтальную;
- групповую;
- парную;
- самостоятельную.
Стимулируя учебную познавательную деятельность, использую различные методы:
- познавательной игры:
- учебной дискуссии:
- поощрения:
- создание ситуации успеха;
- стимулирование долга и ответственности:
- создание ситуации новизны:
- формирование положительных эмоций.
В зависимости от дидактических целей процесса обучения использую:
- уроки усвоения новых знаний;
- уроки опенки и коррекции новых знаний, навыков, умений:
- урок игры;
- комбинированные уроки:
- семинары;
- уроки- лекции;
- зачёты в старших классах;
- урок-конкурс,
- «круглый стол».
Стараюсь разнообразить каждый этап урока. Для этого использую игровые моменты с малышами и старшими школьниками, опорные сигналы, логические схемы, проблемно - поисковые. проблемные, проектные, аналитические задания. На этапе проверки знаний использую:
- взаимоопрос,
- «блиц -турнир»,
- «снежный ком».
- опрос по цепочке.
- раздаточный иллюстративный материaл,
- хронологические, понятийные диктанты.
Чтобы объективнее создать представление об усвоении пройденной темы использую двух, трёхуровневые тесты. Это удачный и удобный вид контроля знаний. Тем самым снимаю проблему накопляемости оценок, систематизирую контроль и активизирую работу учащихся.
При изучении нового материала использую:
- проблемные диалоги. - театрализацию.
- видеоматериалы, - доклады учащихся.
- работа с карлой, - работа с исторической картиной.
Развивающее обучение даст возможность мне иметь реальные положительные результаты, раскрывается каждый ученик, достигается триединая задача урока. В ходе учебных занятий у детей возникает потребность оценивать результат, вырабатываются рефлексивные умения: оценка, взаимооценка, самооценка в парах, в группах, через распределение функций, работа команды в игре и вклад каждого ученика в игру. Использую в своей работе элементы таких прогрессивных подходов к организации учебного процесса, как модульное обучение и рейтинговая технология. Задания школьного курса носят творческий и проверочный характер по конкретной теме. Учащиеся знают и о заданиях, и об оценивании заранее. Это даёт возможность им самостоятельно выбрать и спланировать свою деятельность, исходя из личных предпочтений. Использую например такие творческие задания, как: «Моё генеалогическое древо», «Вещь, .передающаяся по наследству», «Исследование текста исторического источника». « Составление собственного толкового словаря», «Исследование в межшкольном музее « (описание жилища, обряды и праздники, сельскохозяйственные работы), «придумывание загадок».
Домашнее задание это особый этап. Даю задания только те, с которыми могут справиться дети, т.е. дифференцированно. Это и заполнение пропусков в тексте, и составление таблиц, схем, кроссвордов, написание эссе на заданную тему, поделка макетов (жилище, орудия труда, замок).
Все эти приёмы я использую для того, чтобы полнее и многограннее раскрыть способности ребёнка.
Разрабатываю тематическое и поурочное планирование, подбираю и группирую вопросы разного уровня сложности по конкретной теме. Для детей, имеющих справки ПМПК, использую программу восьмого вида.
Организую дополнительную работу с наиболее одарёнными детьми, увлекающимися историей. Руковожу работой краеведческого кружка «Память». Главной целью в этой деятельности считаю возможность приобщить школьников к научно - исследовательской работе. Добиваюсь выполнения следующих задач:
- выработка практических навыков у учащихся по сбору местного краеведческого материала;
- выявление и обработка семейных реликвий, текстовых и других документальных материалов;
- написание собственной истории семьи на фоне истории страны:
- активизация творческой самостоятельной деятельности учащихся:
- приобщение детей к героическим страницам истории родного села.
Постоянно сотрудничаю с межшкольным музеем и архивом. Учу детей пользоваться местными историческими документами, записывать и оформлять воспоминания очевидцев событий, односельчан. Результаты кружковой работы оформлены в виде альбома. Это совместная деятельность детей, родителей и учителя. Члены кружка выходят на экзамены с подготовленными рефератами по краеведению, истории села и района. Например: « Тогульский район в годы целины», «История образования в Тогульском районе», «Тогул в годы Великой Отечественной войны». «Гражданская война в Тогульском районе « и другие.
Накопленный дополнительный материал, собственные наработки по предмету систематизирую.
Мои труды не проходят даром. Успеваемость по предмету - 100%. Результаты экзаменов- 87% на «4» и «5» . 80% учащихся приняли участие в школьной олимпиаде. В районной олимпиаде по праву стали победителями в 2007 году Титов Юра и Джиоев Сослан, Масютин Алёша принял участие в районной олимпиаде по истории. Прослеживается рост качества знаний по предмету по сравнению с прошлым годом с 60% до 64%.
Активное участие принимаю в работе школьного и районного методических объединений учителей истории и обществознания. Систематически посещаю районные семинары. Выступаю с сообщениями из опыта своей работы перед коллегами на педагогических советах школы, на методобъедннениях, даю открытые уроки. В школе обобщён опыт моей работы по различным темам:например: «Технические средства на уроках истории», «Дифференцированный подход к обучению истории» и др. Посещаю уроки учителей - предметников с целью обмена опытом работы. Являюсь членом районной экспертной группы по истории.
Курсы повышения квалификации пройдены в 2004 году по теме «Современные тенденции в формировании содержания и методики преподавания предметов социогуманитарного цикла».
Использую современные образовательные технологии, в том числе, информационно- коммуникационные, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
Постоянно являюсь классным руководителем. Для успешной воспитательной работы поддерживаю тесный контакт с родителями учащихся. В классе благоприятный психологический климат, атмосфера товарищества, толерантности, взаимопомощи.
Организовано и действует самоуправление. Ребята принимают активное участие в жизни образовательного учреждения, в районных конкурсах.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»г.Щучье

Щучанский район

Клементьева Татьяна Сергеевна

Учитель истории и обществознания

«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.»

Опыт работы

Теоретическая интерпретация опыта

В современных условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство, предполагающее умение применять знания в новых условиях, иметь широкий кругозор, уметь устанавливать конструктивные отношения с другими людьми.

Исходя их этих предпосылок, приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я рассматриваю развитие критического мышления у школьников. И если говорить об историческом образовании, это - развитие у учащихся критического исторического мышления, т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии, оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Исследование по данной теме выявляет противоречия : между требованиями к подготовке учащихся и низкой мотивацией к обучению.

Современная школа не достаточно развивает способности, необходимые ее выпускникам для того, чтобы самостоятельно самоопределиться в социуме, принимать решения, быть активным и мобильным субъектом на рынке труда. Большими недостатками традиционной системы образования являются рожденные ею неумение и нежелание детей учиться, несформированность ценностного отношения к собственному развитию и образованию.

Правильная, рациональная организация учебной деятельности ученика, позволяет повысить уровень мотивации и качество подготовки.

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент.

Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления.

Что такое критическое мышление?

    Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный

    жизненный опыт;

    Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода;

    Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее;

    Мышление рефлексивное.

Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

    Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.

    Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

    Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими

    Развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

1– я стадия

2– я стадия

3– я стадия

Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Рефлексия:

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.

Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий. Новизна опыта заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия технологии развития критического мышления на личность ученика. Факторами успешности описываемого опыта, на наш взгляд, являются владение учителем методологией ТРКМ и современными педагогическим технологиями образования и воспитания учащихся. Большое значение имеет широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения, что способствует созданию ситуации успеха как для ученика, так и для учителя.

Научная основа опыта:

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали несколько понятий термина "критическое мышление", но все они довольно близки по смыслу. Так, например, по определению американского психолога Д. Халперн "критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».

"Критическое мышление - сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях". Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рас­смотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каж­дый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной програм­мы.

Обобщённое описание (модель) системы работы:

Мой подход к технологии развития критического мышления носит стратегический характер. Это даёт мне возможность ориентировать весь учебно-воспитательный процесс, начиная с учебного года в целом и заканчивая каждым уроком, занятием или мероприятием, на развитие учащегося, его способности самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.

Пути достижения поставленной цели могут быть разными. Но я убеждена, что ни один из них не будет ничего значить, если учитель будет отдельно учить, отдельно воспитывать и отдельно внедрять в жизнь опыт учёбы и воспитания. Поэтому ТРКМ для меня представляет особую ценность, так как позволяет и развивать, и воспитывать, и беречь здоровье ребёнка.

Несколько лет работы по данной системе дают возможность наблюдать у моих учеников сформированность таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикетность речи, культуру чувств и эмоций. Учёт особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, ситуации успеха, всё это вместе взятое формирует здоровьесберегающую среду.

В целом моя педагогическая система представляет собой совокупность урочной и внеурочной деятельности.

Делюсь опытом своей работы с коллегами школы, района, города и области. В 2014 году была участницей районных, а затем областных педагогических чтений, семинаров учителей истории, заседаний МО, РМО по следующей тематике: «Использование технологии критического мышления на уроках истории, обществознания». В прошлом учебном году обобщала свой опыт работы по теме «Системно- деятельностный подход на уроках истории и обществознания», на РМО учителей истории. В 2014 году участвовала в региональной научно-практической конференции с тезисами по теме «Применение электронного обучения с использованием технологии дистанционного обучения на уроках истории и обществознания». В 2012 году проводила мастер-класс для заместителей директоров по теме « Использование ИКТ на уроках истории, обществознания» .

Вся моя педагогическая деятельность основывается на определённых принципах и соответствующих им методах и приёмах, средствах и формах обучения и воспитания, о которых речь пойдёт далее.

Цели и задачи педагогического процесса

Вопрос о том, чему учить, пожалуй, основной для педагогики. История, одна из самых увлекательных наук, может превратиться в скучнейшее школьное занятие, если сводить его к заучиванию имён и дат. За этим мало увлекательным занятием пропадает самое главное в истории: захватывающая драма исторических событий и их сокровенная суть. Как сделать так, чтобы урок истории волшебным образом превратился из прогулки по кладбищу, где перед тобою – бесконечные ряды надгробий с именами, датами, в кинопанораму, где один сюжет интереснее другого? Для этого, на мой взгляд, нужно как можно чаще спрашивать на уроке: «А что ты думаешь по этому поводу?», « Как ты относишься к этому событию? К этому историческому деятелю?». При таком подходе в процесс образования включаются образное мышление, интуиция, творческое воображение, эмоции, чувства. Названные качества обогащают мировосприятие человека, делают процесс усвоения учебного материала целостным.

Основная цель моей педагогической системы – создание необходимых условий, как для формирования ключевых компетенций учащегося, так и для повышения уровня усвоения им учебного материала через развитие критического мышления. Прогнозируемым результатом достижения этой цели, на мой взгляд, будет повышение внутренней мотивации к учебной, познавательной деятельности; углубление уровня понимания и усвоения учебного материала.

Путь к достижению основной цели педагогического процесса лежит через более конкретное целеполагание и поэтапное решение стоящих в связи с этим задач:

Задачи, ориентированные на формирование осознанной мотивации;

Задачи, связанные с повышением уровня усвоения ЗУН;

Задачи, связанные с активизацией творческих способностей: видение и формулирование проблемы – выдвижение гипотезы – решение проблемной ситуации – анализ полученных результатов;

Задачи, ориентированные на развитие рефлексивной культуры учащихся.

Приёмы педагогической деятельности

Применяя технологию развития критического мышления на уроках истории и обществознания, я выделила следующие компоненты, используемые на моих уроках:

Стадия Вызов

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.

Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо” . Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Пример: урок обществознания в 8, 10 классе по теме: “Что такое общество”.

Цель урока: актуализировать имеющиеся знания об обществе; создать условия для формирования новых знаний об обществе и его типах.

Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.

Стратегия ЗХУ в лекционной форме .

Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Ее форма отображает три стадии, по которым строится образовательный процесс: вызов, осмысление, рефлексия. Данную стратегию наиболее уместно использовать в том случае, когда лекция предваряет исследовательскую работу учащихся, когда она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшую самостоятельную работу.

Часто стратегия “ЗХУ” применяется с использованием одноименной таблицы:

З” Знаем

Х” Хотим узнать

У” Узнали

Пример: Урок истории в 9, 11– м классе по теме: “Причины и начало Первой мировой войны”.

Цель урока: Создать условия для усвоения нового материала о причинах и начале Первой мировой войны.

Фаза вызова.

    Актуализация знаний и смыслов . Заполняя графу “З” учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.

    Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу “Хотим узнать”, учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

    Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графу “Х”.


Фаза реализации смысла

    Активное восприятие информации. Слушая лекцию, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.

    Сопоставление нового и старого знания . Слушая лекцию, учащиеся могут корректировать знания в графе “З”.

Фаза рефлексии

В графу “У” учащиеся записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.

Стратегия помогает систематизировать материал, развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, отражает процесс работы с информацией.

«З» знаем

Мировая война – война, в которой принимает участие много стран

Первую мировую войну начала Германия

Первая мировая война велась за колонии

Россия принимала участие в первой мировой войне

«Х» хотим узнать

Героев Первой мировой войны

Основные события Первой мировой войны

Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны

Кто победил в войне

«У» узнали

Стадия Реализация смысла

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками нформации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием“Инсерт”

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Пример: Урок истории в 10 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия”

Цель урока: создать условия для формирования знаний о Великих географических открытиях и их последствиях.

Прием “инсерт” на этом уроке использовался в двух фазах: реализации смысла и рефлексии. На стадии реализации смысла дети работали с текстом параграфа учебника, а на стадии рефлексии им было предложено заполнить соответствующую таблицу.

Значки

Ключевые слова

ü

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Прием “Кластеры”

Кластеры или “грозди” – графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.

Пример. Урок обществознания в 10 классе

Методическая статья "Применение приёма сравнения на уроках истории"

Статья из опыта работы
Содержание:
Одной из важнейших задач современного образования является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученики должны владеть такими приёмами умственных действий как классификация, сравнение, анализ, обобщение, синтез, соотнесение.
В процессе обучения истории мной часто используются данные приёмы умственных действий, которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала, но хотелось бы более подробно остановиться на приёме сравнения.
Что же такое сравнение? В педагогическом энциклопедическом словаре даётся такое определение данному термину:
Сравнение одна из мыслительных операций; состоит в сопоставлении познаваемых объектов по некоторому основанию с целью выявления сходства и различия между ними.
С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержания познания.
Задачей сравнения является определение внутренних связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логические принципы и предметные абстракции. Приёмом развития сравнения является и противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в некотором отношении с другими. Обучение сравнению является важным условием умственного, сенсорного и нравственного воспитания.
Целью использования приема сравнения является формирование умения учащихся сравнивать, а назначением – выработать единый подход к рассмотрению различных явлений.
Приемы сравнения и противопоставления могут быть применены: при изучении нового материала, при решении задач, в лабораторных работах, самостоятельных и творческих работах, в домашних заданиях, во внеклассных и дополнительных занятиях и т.д.
Объектом сравнения в курсе истории средней школы могут быть: исторические события и явления, исторические эпохи, историческое время, отдельные личности.

В ходе работы можно использовать наглядные средства, такие как карта, картина, схемы, диаграммы. Широко применяются исторические документы.
Приёму сравнения на уроках истории я начинаю обучать в начале 5 класса. Поподробнее остановимся на практических примерах. На уроках истории в 5 классе, при изучении темы « Древняя Спарта» учащиеся рассматривают спартанскую систему воспитания, находят в ней положительные и отрицательные моменты, сравнивают её с современной; а потом отвечают на вопрос, захотели ли они привнести что-нибудь из древней Спарты в наше время. А сравнивая олимпийские игры в Древней Греции и современные, например, те, которые прошли в Сочи в 2014 году, отмечают, что осталось прежним, а что изменилось. В 6 классе рассматривается тема « Правление князя Владимира и крещение Руси» . Учащиеся, характеризуя деятельность князя, сравнивают его с отцом, князем Святославом Игоревичем и отвечают на вопрос: «Какой князь вам больше нравиться и почему?» Тем самым формируется личностный взгляд на историю своей страны. С возрастом задания усложняются. Например, в 7 классе при изучении темы «Народные движении 17в.» можно задать такой вопрос: «Сравните действия Алексея Михайловича в ходе Соляного и Медного бунтов. В чём причина изменения его поведения?». Учащиеся приходят к выводу об усилении царской власти и развитии самодержавия.
Прием сравнения хорошо применять, используя различные таблицы, как уже готовые (взятые в рабочих тетрадях), так и составленные обучающимися на уроке. Вопросы для сравнения могут предлагаться как учителем, так и самими учащимися в ходе работы.
Таблица проецируется на экран с помощью проектора. При его отсутствии может быть нарисована на доске, или на плакате.
По истории в 5 классе при изучении темы «Афинская демократия при Перикле» разбирался вопрос – « Общее и различное в системе управления Афин и Спарты». Учащиеся вспоминали, как в этих городах-государствах принимались законы, кого избирали на государственные должности, кому принадлежала власть в Афинах и в Спарте. Выделялись общие черты и различия. После этого на доске и в тетрадях составлялась сравнительная таблица. В 6 классе, изучая тему «Образование централизованного государства в Англии» и рассматривая создание английского парламента, учащиеся начинают сравнивать его с Генеральными Штатами во Франции (изученными раннее) и заполняют таблицу:

Линия сравнения Генеральные Штаты Парламент
1. Дата созыва 1302 1065
2. Кто и с какой Филипп IV, чтобы заручиться Симон де Монфор, для укрепления целью созвал поддержкой сословий в борьбе своей власти.
против папы.
3. Устройство Представители трёх сословий, Палата лордов и палата общин
заседавшие отдельно. 4.Какие слои населения Духовенство, дворянство, Духовные и светские феодалы, представлены. бюргерство рыцари,горожане 5.Для чего собирались Утверждение новых налогов, Утверждение новых налогов,
издание законов. и здание законов.
6.Историческое значение. Сложилась сословная монархия. Права сословий стали самыми
широкими в Европе.

Очень плодотворно использовать приём сравнения при работе с историческим документом. Работа с документом учит ребят применять методы исследовательского характера, изучать, анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять общие черты и различия, давать собственную оценку. В 10 классе при изучении темы «Общественное движение в 30-40гг 19в.» одна группа учащихся изучает статьи славянофилов А.С.Хомякова «О старом и новом» и И.В. Кереевского «В ответ Хомякову», в которых сформулированы основные положения славянофильской доктрины. А вторая группа рассматривает работы западников К.Д. Кавелина «Письма к А.И.Герцену» и Т.Н.Грановского «Речь перед студентами 1845г». Учащиеся самостоятельно выделяют вопросы для сравнения. Результаты своей работы записывают в таблицу:

Р Вопросы для сравнения Славянофилы Западники
А 1.Государственное устройств.о Сохраняется самодержавие,но В России должна установиться
З народ имеет право выражать конституционная монархия.
Л своё мнение через совещате
И льный Земский собор. Ч 2.Исторический путь России. Свой самобытный путь Россия развивается по единому
И отличный от запада. с Западной Европой пути.
Я 3.Отношение к Петру I. Пётр I нарушил естественный ход Пётр I сблизил Россию с. развития России. с Европой.
4.Отношение к общине Орудие сохранения социального Община тормозит развитие
мира в стране. страны.
С 1.Отношение к крепостному Отмена крепостного права.
Х праву.
О 2.Характер изменений. Мирный эволюционный характер преобразований
Д
С
Т
В
О
Исходя из данного примера видно, что используя приём сравнения, школьники учатся чётко определять линии сравнения, находить в документах общие черты и различия. Затем, проанализировав таблицу, в ходе дискуссии, учащиеся делают выводы. Таким образом, формирование приёма сравнения у учащихся на уроках и обучение их обобщению на основе этого приёма способствует развитию у детей наблюдательности, вырабатывает умение логически мыслить, делать выводы, ведёт к сознательному усвоению материала и подготавливает к самостоятельному обобщению знаний.
Литература.
1. Интернет ресурс
2. Педагогический энциклопедической словарь М.,2002 г. Стр.274-275
3. Е.А.Крючкова История средних веков. Рабочая тетрадь. 6кл. М., 2012 г.

Представление опыта работы

Развиваясь как личность,человек формирует

И раскрывает свою собственную природу.

П.А.Флоренский

Когда ребёнок рождается, никто не может дать точного ответа, каким он будет человеком, когда вырастет, как сложится его судьба, какую он выберет профессию.

Может он станет гениальным поэтом?

Или талантливой актрисой?

Кем быть?

Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы.

Добрый день, меня зовут Ханзярова Гузалия Рифкатовна. Я учитель истории и обществознания II квалификационной категории Стародрожжановской средней школы №2.

В 1995г окончила Арский педагогический колледж и получила специальность «учитель начальных классов».

Высшее образование получила заочно в Казанском педагогическом университете, в 2000 году получила диплом по специальности «учитель истории». Но мало иметь учительский диплом. Необходимо ещё овладеть величайшим из искусств – искусством любить детей.

С 1995 по 2006 годы работала музыкальным руководителем в детском саду № 3 села Новое Дрожжаное. Один год проработала воспитателем в детском саду № 1. Эти годы помогли мне на практике понять особенности развития детей, находить с ними общий язык. Этот ценный опыт помогает мне в сегодняшней педагогической деятельности. И вот уже 4 года по направлению Районного отдела образования я работаю учителем истории и обществознания в Стародрожжановской средней школе № 2.

Профессия учителя истории привлекает меня своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объём знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше. Современный педагогический процесс невозможно представить, лишенным нововведений. Для сегодняшней школы требуется творчески работающий учитель, способный свободно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. И важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога.

Поэтому я уже в 2008 году прошла курсовую подготовку на базе института развития образования РТ в г. Казани по теме: «Преподавание истории в условиях модернизация школьного образования». Успешно аттестовалась, и в 2009 г была присвоена 2 квалификационная категория. Активно участвую в интернет проектах, семинарах и сообществах. В 2011 году участвовала в Республиканском семинаре руководителей школьных этнографических музеев. В этом году прошла краткосрочное дистанционное обучение при ИРО РТ по проблеме «Основы религиозных культур и светской этики»

Человечество вступило в ХХI век с величайшими научно-техническими достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т. д. Общество поставило перед педагогами задачу воспитания всесторонне развитого, конкурентоспособного человека. Только хорошие уроки, увлеченность учителя, глубокое проникновение в предмет, активные методы и многообразие форм проведения занятий, широкое привлечение внеурочных источников информации, интересная внеклассная работа формируют интерес учащихся к углубленному изучению предмета.

Основной документ, по которому работает современный педагог – это Федеральный государственный образовательный стандарт, обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Следующий документы на которые мы опираемся, это- Базисный учебный план и примерные программы основного общего образования по истории. На базе этих документов мы разрабатываем свои рабочие программы по тем УМК, которые допущены ГОСом.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

· освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

· овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

· формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

· применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Одним из основных принципов Стандарта нового поколения, является принцип минимальной достаточности, т.е. от нас педагогов требуется воспитание такого выпускника, который сможет трудоустроиться при минимальном дополнительном профессиональном обучении. Соответственно содержание образования должно стать практико-ориентированным обучением. Отсюда вытекает и особенность нового образовательного стандарта. Изменение роли преподавателя – от позиции транслятора к позиции консультанта.

Соответственно, перед собой я поставила задачи, которые стараюсь решать в эти годы. Это, прежде всего развитие личности обучающегося. Выстраиваю личностно-ориентированное обучение, опираясь на следующие признаки:

  1. системообразующий фактор организации образовательного процесса – это личность обучающегося;
  2. субъекты образовательного процесса – педагог и обучаемые;
  3. ведущие мотивы образования – это саморазвитие и самореализация обучающихся.

Мое педагогическое кредо можно сформулировать так: «Навязывать – НЕЛЬЗЯ! Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО! Стараться запомнить всё - БЕЗУСПЕШНО Заинтересовать - ВОТ РЕШЕНИЕ!»

На каждый урок тщательно готовлюсь, изучаю теоретический материал, стараюсь использовать различные методы преподавания с дифференцированным подходом к учащимся. Главное, к чему я стремлюсь – привить ребятам глубокий интерес к истории, привить каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализа исторических фактов, поиска аргументов в дискуссиях. В результате продуманной системы работы, качество знаний постепенно растет из года в год.

Над темой своего самообразования «Развитие творческих способности учащихся на уроках истории и обществознания» я работаю 4-й год. Одним из законов методики обучения истории, да и вообще любого предмета является использование всего многообразия источников сообщения знаний, форм организации обучения, приемов учебной работы, типов познавательной деятельности. Какие же приёмы и методы обучения применяю я на своих уроках истории, чтобы повысить интерес учащихся к предмету.

Использование наглядности

Здесь нет ничего из того, что может быть неведомо учителю, который знает, что яркий образ, воплощённый в картине, рисунке, модели может стать поводом не только для формирования недостающего школьникам опыта, который не заменишь никакими объяснениями, но прежде всего – для начала живого обсуждения проблемы, идеи. Например, с помощью репродукции с картины «Покорение Сибири Ермаком» можно добиться более глубокого восприятия школьниками той эпохи, показать им особенности быта вооружения, уровня развития. Выясняется, что не все было просто: не хлебом-солью встречали народы Сибири Ермака Тимофеевича, а жесткой сечей. Есть темы, которые наглядно показывают зависимость урока от наличия знаний, полученных вне школы. К ним, прежде всего, относится

Тема: «Великая отечественная война» Юноши и девушки смотрят множество кинофильмов телепередач о полководцев, посещаем музеи.

Решение кроссвордов Создание кроссворда дело не хитрое для любого педагога. Нужно только попробовать, проявив терпение и немного смекалки и 5 минутный фрагмент урока, насыщенный напряжённой мыслительной деятельностью детей.

Тесты. Организация тестирования. Тестирование – это одна из наиболее эффективных форм проверки и самопроверки знаний по истории. Тест – это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Использование тестирования на уроках позволит осуществить всеобъемлющий опрос учащихся по самым разным проблемам и отказаться от «шоковой терапии» экзамена. Тестирование превратит экзамен в занимательное действие. Решение задач в виде карточек, которые даются индивидуальному каждому ученику по пройденной теме.

Для наших дней характерны все возрастающее обилие разного рода информации, все большая доступность их для всех учащихся. Современный урок немыслим без опоры на эти знания. Поэтому ИКТ, технические средства обучения на уроке – объективная необходимость. Компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяет красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, разработать письменные задания.

Поэтому в основе обучения применяю следующие современные педагогические технологии:

  1. «технология интерактивного обучения» - обучение, погруженное в общение, основанное на взаимодействии, получении конкретного опыта, осмыслении его и применении на практике;
  2. «технология проектного обучения» - создаю условия для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта;
  3. «технология развития критического мышления» - целевое назначение которой, в формировании таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя.

В качестве примера я могу перечислить различные уроки по истории и обществознании, проведенных мною с использованием современных педагогических технологий.

№ п/п

Тема

Дата

Использование современных педагогических технологий

«В рыцарском замке» в 6 классе (урок изучении новой темы).

2009 год

Открытый урок. Технология интерактивного обучения.

Парламентский урок «Где рождаются законы».

2009 год

Открытый урок. Технология развития критического мышления.

Открытый урок. «Для чего нужны налоги?» 5 классе

2011

год

Открытый урок по обществознанию. Технология интерактивного обучения.

Открытый урок «Сказать коррупции нет!» в 9а классе

2011

год

Открытый урок по обществознанию в рамках методической недели

гуманитарных наук. Технология развития критического мышления.

Развитию и укреплению познавательного интереса способствует и проводимые мною внеклассные мероприятия. Разработала и провела мероприятия: «Этот день мы вспоминали, как могли...» - открытое внеклассное мероприятие посвященное 65-летию Победы ВОВ, «Уроки-экскурсии по достопримечательностям Родного края» - урок в районном краеведческом музее, «Уроки прекрасного»-интегрированный урок в школьной библиотеке. Есть опыт работы с учениками в интернет проектах: Хайруллин Салават, ученик 10 класса опубликовал биографию своего деда Идиатуллина Шәрифджана Идиатулловича в проекте Галерея памяти, посвященный 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. После участия в Республиканском семинаре руководителей школьных этнографических музеев, в нашей школе началась работа сбора материала для школьного музея.

Учащиеся 9-11-х классов ежегодно достойно участвуют районных олимпиадах по истории и обществознания. Мои ученики участвовали межрегиональных предметных олимпиадах Казанского федерального университета.

Одним из показателей результативности считаю, что выпускники нашей школы все успешно сдают экзамены по данным предметам. За 4 года моей работы в данной должности 26 выпускников сдали ЕГЭ по истории и 28 выпускников - по обществознанию. Средний балл - 58 по истории по обществознанию 61.

Мы живем В замечательном творческом, активным коллективе учителей и воспитателей.

Каждый учитель в течение года даёт открытые уроки, мы организовываем педагогические чтения, круглые столы и семинары. За годы работы в педагогическом коллективе я выступила

№ п/п

Тема выступления

Дата

Форма распространения опыта

«Работа с одаренными детьми в системе личностно - ориентированного образования»

2009 год

«Преподавание истории в условиях модернизации школьного образования»,

2008 год

Выступление на методическом совещании педагогических работников.

«Личностно - ориентированные технологии аттестации и контроля учащихся»

2011

год

Участие V-ой Всероссийской педагогической видеоконференции.

«Личностно-ориентированный и компетентностный подход в воспитании старшеклассников»

2012

год

Выступление на педагогическом совете школы.

Прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение. Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. Процесс воспитания для меня – самовоспитание, ибо дети на все смотрят глазами воспитателя, одобряя то, что одобряет учитель, и считая отвратительным то, что считает отвратительным педагог.

Являясь классным руководителем, как субъект процесса воспитания, занимаю активную личностно - ориентированную позицию, выстраиваю свою работу, исходя из гуманных и культурных ценностей.

Педагогическая позиция классного руководителя: Принимать ребенка как личность, признавать его индивидуальное своеобразие, его право проявлять свое «Я».

Мой 10 класс! Сколько всего мы прошли за 3 года.

Я придерживаюсь Гуманистической концепция воспитания, основан на на:

  1. признании человека наивысшей ценностью жизни;
  2. заботе о счастье человека в жизни;
  3. учёте уникальной способности человека тонко и глубоко реагировать на воздействия окружающего мира;
  4. взаимоотношениях, которые обуславливают общее личностное развитие человека.

И воспитательная работа построена по следующим направлениям:

Направление 1. «Здоровье и спорт»

Направление 2. «Я - Гражданин»

Направление 3. «Досуг и Общение»

Направление 4. «Нравственность и Семья»

В взаимоотношения с родителями своих учеников я использую следующие формы:

  1. Родительские собрания
  2. Интеллектуальные состязания, конкурсы
  3. Моя семья – моя крепость (совместные праздники родителей и учащихся)
  4. Совместные походы на природу, спортивные соревнования, праздничные чаепития и др.
  5. Родительские ринги

В чем же состоит миссия УЧИТЕЛЯ?

Вера, Надежда, Любовь.

  1. Верю в себя, в свои силы, в своих учеников, в их большие и маленькие победы.
  2. Надеюсь, что знания и умения, которые получат ученики на уроках истории, обществознания и права пригодятся им в жизни.
  3. В.О.Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»
  4. Высокий профессионализм, любовь к детям, доброта и желание видеть в окружающем мире лучшее,– вот тот фундамент, на котором строится храм духовности и знаний наша новая школа.

А закончить сегодняшнее выступление мне хочется стихотворением известного поэта.

Не вдоль по речке, не по лесам –
Вдали от родных огней –
Ты выбрал эту дорогу сам,
Тебе и идти по ней.

И ты уже отказаться рад
От тяжких своих забот.
Но если ты повернешь назад,
Кто же пойдет вперед.