Национально-культурные автономии. Культурная автономия Национально культурные автономии в рф список

В результате миграционных процессов на территории России имеются народы – вепсы, греки, поляки, армяне, азербайджанцы, молдаване, цыгане и другие, которые никогда не имели в России своей национальной государственности и не проживают компактно на сколько-нибудь значительной территории. Такие группы населения принято называть национальными меньшинствами. Национальным меньшинством может считаться такая группа населения, которая стремится сохранить и развить свои национальные, языковые, культурные и иные особенности.

Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 27 предусматривает, что "в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком". Из этой нормы вытекает право национальных меньшинств на свое национальное самовыражение. Возможной формой самовыражения национального меньшинства является культурно-национальная автономия, которая не предполагает право на национально- территориальное самоопределение. Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

Правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии".

Национально-культурная автономия в Российской Федерации – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Исходя из данного определения можно выделить принципы национально-культурной автономии:

  • свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;
  • самоорганизация и самоуправление;
  • многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии;
  • сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой;
  • уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;
  • законности.

Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий. Примером национально-культурной автономии могут быть армянское, азербайджанское и т.п. землячества в городах и регионах России. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности и постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта РФ.

Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Финансирование деятельности национально-культурных автономий осуществляется за счет средств: национально-культурных автономий, их учреждений, организаций, частных лиц; бюджетов субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе предусматривать в бюджетах субъектов Федерации финансовые средства для оказания поддержки национально-культурным автономиям.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в собственность или аренду в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Важной целью национально-культурной автономии является обеспечение права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка. Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках тех возможностей, которые предоставляются системой образования в соответствии с законодательством России и ее субъектов.

Для достижения этой цели национально-культурные автономии могут: образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном (родном) языке; создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением па национальном (родном) языке; разрабатывать учебные программы, учебники, другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке; участвовать в разработке государственных общеобразовательных стандартов, а также примерных программ для государственных и муниципальных образовательных учреждений с обучением на национальном (родном) языке и т.п.

Национально-культурная автономия вправе:

  • – получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
  • – обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально- культурные интересы;
  • – создавать СМИ в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
  • – сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
  • – следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • – создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;
  • – участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
  • – устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Понятие автономии. В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление определенной степени самостоятельности. Территориальная автономия - это предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму в Украине), нескольким частям (двум округам, населенным англоязычными индейскими племенами, на побережье Никарагуа), всем однопорядковым единицам (например, областям в

Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Именно в этом смысле в Конституции Японии 1946 г. говорится о «принципе местной автономии». Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие (как в Японии). В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые автономные территориальные единицы в государстве, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Гренландия в Дании). Они в той или иной степени имеют какие-то элементы государственности, но государствами не являются, если даже называются республиками. Ниже рассматривается именно территориальная автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц. Как правило, такая автономия имеется в унитарных государствах, и лишь в редчайших случаях нечто вроде автономных образований существует в единичных субъектах федераций (в отдельных штатах в федеративной Индии). Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

Национально-культурная автономия - это автономия другого рода. Она не связана с компактным проживанием этноса на определенной части территории государства (хотя, конечно, вне какой-либо территории такие объединения невозможны) и представляет собой общественные объединения разрозненно проживающих граждан определенного этноса и других граждан, желающих участвовать в развитии, в частности его языка, культуры.

В условиях национально-культурной автономии национальности создают свои организации и выборные органы, имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве или местных органах государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп , в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов (коренного малочисленного северного народа).

Виды автономии. В зависимости оттого, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.

Первая - это, в сущности, национально-культурная автономия для разрозненно проживающих национальных меньшинств (Австрия, Венгрия и др.), о которой говорилось выше.

Корпоративная автономия обычно связывается с разрозненными языковыми общностями, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате в местном самоуправлении, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного этноса.

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или, иначе говоря, этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории.

В отечественной литературе принято различать две формы национально-территориальной автономии: политическую (ее часто называют законодательной, государственной) и административную.

Политическая автономия имеет существенные признаки государственности. Она (ее органы) обычно обладает правом законодательства по местным вопросам. Перечень ее полномочий бывает указан в конституции (например, в Конституции Украины в отношении Автономной Республики Крым ) или определяется специальным законом (например, британский закон об автономии Шотландии 1998 г.). Иногда такой автономии принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований (Азорские острова в Португалии, Гренландия в Дании и др.). В политической автономии создается местный парламент (законодательное собрание). Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей (в Автономной Республике Крым свои законы не издаются, есть только законы Украины, в Автономной Республике Нахичевань в Азербайджане издаются, Конституция Азербайджана 1995 г. устанавливает, что Нахичевань - «автономное государство»). Законы (постановления) обычно могут издаваться только по вопросам «автономного» значения: организация административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориальное деление автономии, местная полиция, рынки, санитария, ремесленное обучение, дорожная сеть, сельское хозяйство и др. Иногда такие полномочия шире. В Северной Ирландии (по закону 2001 г.), Шотландии (закон вступил в силу в 2000 г.) они включают вопросы хозяйства региона, финансово-кредитную политику, общественную безопасность, культуру, образование, охрану окружающей среды. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии (например, Исполнительный совет в Северной Ирландии или Совет министров по Конституции Автономной Республики Крым), а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб (Корсика во Франции). В политической автономии почти всегда есть назначенный из центра губернатор (иное должностное лицо), но его полномочия часто невелики. В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство (это одновременно гражданство государства) и свою конституцию. Свою конституцию имеет Автономная Республика Крым (Украина), но собственного гражданства она не имеет. Аландские острова в Финляндии, напротив, имеют свое гражданство, но не имеют конституции. Широкими правами пользуется палестинская автономия в Израиле, имеющая собственное управление.

Наибольшее число политических автономий в Италии (20) и Испании (17). В других странах существуют два, например Северная Ирландия и Шотландия в Великобритании (Уэльс - автономия административная), одно территориальное политическое автономное образование (Аландские острова в Финляндии).

Административная автономия не обладает правом издавать свои законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах своих полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы автономных образований могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов). В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, ведутся радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

Административная автономия существует в Никарагуа, где есть два округа на атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии - Гагаузия, где проживают гагаузы (тюркская народность), в Таджикистане - Горно-Бадахшанская автономная область. С 2000 г. административной автономией (без права издания местных законов) стал Уэльс в Великобритании. Административная автономия может создаваться в редких случаях и в субъектах федеративных государств. В Индии нечто подобное существует для некоторых мелких народностей в отдельных штатах (например, в штате Ассам). Губернаторы тех штатов Индии, где есть автономные округа для этнических групп, вправе допускать изъятия из федеральных законов и законов штатов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и др. Административной автономией пользуется остров Тобаго в Республике Тринидад и Тобаго, как, впрочем, зачастую и многие другие острова в островных государствах. В 2005 г. создана автономия в Иордании для территории Асех. Больше всего административных автономных образований в Китае (156). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший по территории из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).

Своеобразными автономиями в некоторых унитарных государствах являются ассоциированные территории. В Новой Зеландии это острова Кука (с населением 18 тыс. человек), острова Ниуэ (3 тыс. человек) и др. У них имеются свои так называемые конституции, представительные органы, но органы исполнительной власти назначаются генерал-губернатором Новой Зеландии.

В отдельных странах Африки есть межгосударственная «кочевая автономия» для туарегов - кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.

В целом возрастает разнообразие вариативных форм автономии, увеличивается численность автономных образований в мире. Вместе с тем есть и конституционные запреты создавать автономные образования. Конституция Болгарии 1991 г. запрещает создавать территориальную автономию в стране, исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления.

В унитарных государствах имел место выход автономии из состава государства (автономной области Эритрея из Эфиопии в 1993 г.) . В настоящее время вопрос о создании собственного государства в будущем ставят местные партии в Шотландии, в автономных Гренландии (Дания) и Стране Басков (Испания).

В некоторых государствах (США, Канада, Австралия, страны Латинской Америки) есть резервации - территории поселения различных племен коренных народов. Они вправе пользоваться своими обычаями, избирают свои племенные советы. Выход из резервации теперь свободен, но лица, воспитанные в резервациях, плохо адаптируются к новым условиям жизни.

0 школьных, экологических, энергетических и некоторых других специальных округах говорилось выше.

  • В Венгрии омбудсман по правам национальных меньшинств представляется наэту должность после того, как президент запросит мнение организаций национальныхменьшинств.
  • Этот текст принимается местным парламентом Автономной Республики Крым иутверждается парламентом Украины.
  • Гренландия не является, например, членом Европейского Союза, хотя им является Дания. Отношения Гренландии с ЕС регулируются особым соглашением. В Гренландии (свыше 57 тыс. человек населения) выдвигаются требования о независимости ипровозглашении государства. Дания своим законом разрешила провести такой референдум. В 2007 г. ответ избирателей был отрицательным.
  • Тогда Эфиопия была унитарным государством с автономиями.

культу́рно-национа́льная автоно́мия

право национального меньшинства в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. п.). Впервые принципы культурно-национальной автономии выдвинуты в начале XX в. К. Реннером, О. Бауэром и другими деятелями австрийской социал-демократии.

КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

КУЛЬТУ́РНО-НАЦИОНА́ЛЬНАЯ АВТОНО́МИЯ, (национально-культурная автономия, культурная автономия) - в конституционном праве (см. ПРАВО (система норм)) предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек, театров. Культурно-национальная автономия является статусом этнических групп, который определяется законом. Это государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Культурно-национальная автономия является формой самоорганизации лиц одной национальности, создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных интересов. Она строится на экстратерриториальной основе, распространяется не на конкретную территорию, а на всех представителей национальности. Культурно-национальная автономия реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации.
Идеи культурно-национальной автономии были разработаны в конце 19 - начале 20 века в Австро-Венгрии лидерами австрийской социал-демократии К. Пеннером и О. Бауэром, и легли в основу Бронкской программы (1899) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии. Программа подверглась критике со стороны большевиков и в особенности В.И. Ленина, считавшего, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп. В Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, в то время как национально-культурная автономия нашла широкое применение во многих государствах для удовлетворения запросов этнических меньшинств. Сущность культурно-национальной автономии сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин (землячеств), этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием разнообразных форм национального развития и национальных традиций. После распада СССР проблема национально-культурной автономии стала актуальной для русского этноса.
В Российской Федерации право на культурно-национальную автономию закреплено законом. Она представляет собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Культурно-национальные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются куьтурно-национальными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Особым видом экстратерриториальной (культурно-национальной) автономии является корпоративная автономия - способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов. В порядке корпоративной автономии этнические меньшинства вправе создавать свои органы, представляющие их интересы на общегосударственном уровне. В Финляндии существует Шведская народная ассамблея (75 членов) и Саамский парламент (25 членов). Саамские парламенты существуют также в Швеции и Норвегии. Советы различных национальных меньшинств существуют при правительстве Австрии.
От корпоративной автономии следует отличать корпоративную федерацию - экстерриториальную форму федеративного устройства, в соответствии с которой разделение власти осуществляется не по географическому, а по культурно-национальному принципу. На практике корпоративный федерализм в большинстве стран оказался недолговечным и деформированным. Положительный пример корпоративного федерализма представляет Бельгия, соединившая в себе черты федерации с системой культурных сообществ.
Еще одним способом решения национального вопроса является персональная автономия - вид экстерриториальной (культурно-национальной) автономии, которая представляет собой законодательно закрепленную возможность национальных меньшинств, в том числе не составляющих компактной общины на территории государства, сохранять самобытность: исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать ассоциации, поддерживать контакты с другими представителями своей национальности, изучать родной язык, историю, традиции и культуру своей этнической группы. В некоторых странах персональная автономия включает участие представителей разрозненных национальных меньшинств в деятельности центральных органов государства.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "культурно-национальная автономия" в других словарях:

    - (культурная автономия) в конституционном праве предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек,… … Политология. Словарь.

    Культурно-национальная автономия - см. Национально культурная автономия … Энциклопедия права

    Право национальных меньшинств в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. п.). Впервые принципы культурно национальной автономии выдвинуты в нач. 20 в. К.… … Большой Энциклопедический словарь

    культурно-национальная автономия Этнопсихологический словарь

    КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ - концепция развития этноса (нации) как самостоятельной единицы общества (государства), а также деятельность, ориентированная на самостоятельное развитие национальной культуры в многонациональном обществе. Одним из основоположников представлений о… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике - оппортунистическая националистическая теория, выдвинутая в начале 20 в. некоторыми деятелями австрийской социал демократии и являвшаяся составной частью Австромарксизма. Эта теория претендовала на разрешение национального вопроса (См.… … Большая советская энциклопедия

    Антимарксистская бурж. националистич. программа решения нац. вопроса, выдвинутая в кон. 19 нач. 20 вв. австр. с. д. и др. деятелями 2 го Интернационала (см. Интернационал 2 й). Идея К. н. а. была сформулирована лидерами австр. социал демократии К … Советская историческая энциклопедия

    Культурно-национальная автономия - см. Автономия культурно национальная … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств. В настоящее время в ней проживает более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.

Настоящее и будущее нашей страны, ее развитие как демократического, правового государства, обеспечение национальной безопасности и сохранение территориальной целостности возможны только в условиях межнационального, межконфессионального мира и согласия.

Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации.

Основной целью создания национально-культурной автономии является самостоятельное принятие решений по вопросам сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения, организационно-правовой формой которой является общественная организация.

В зависимости от территориальной сферы деятельности национально-культурные автономии подразделяется на местные, региональные и федеральные.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.

Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Порядок государственной регистрации национально-культурных автономий, перечень и сроки подачи документов, представляемых для государственной регистрации установлены статьей 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и статьей 6 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурных автономиях». Перечень включает в себя:

Заявление, подписанное уполномоченным лицом;

Устав национально-культурной автономии;

Выписка из протокола учредительной конференции (съезда) – для региональных и федеральных национально-культурных автономий или учредительного общего собрания (схода) – для местных национально-культурных автономий, содержащая сведения о создании национально-культурной автономии, об утверждении ее устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов;

Сведения об учредителях;

Документ об уплате государственной пошлины;

Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа национально-культурной автономии, по которому будет осуществляться связь с автономией.

Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.

Национально-культурная автономия считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Необходимые документы представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган в течение трех месяцев со дня проведения учредительной конференции (съезда) или общего собрания (схода). Решения о государственной регистрации местных и региональных национально-культурных автономий принимаются территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации по месту нахождения национально-культурной автономии, решения о государственной регистрации федеральных национально-культурных автономий принимаются Министерством юстиции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав национально-культурной автономии должен содержать следующие сведения:

1) название, цели национально-культурной автономии, ее организационно-правовую форму;

2) структуру национально-культурной автономии (для федеральных и региональных), руководящие и контрольно-ревизионный органы национально-культурной автономии, территорию, в пределах которой данная автономия осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в национально-культурной автономии, права и обязанности членов данной автономии;

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов национально-культурной автономии, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав национально-культурной автономии;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества национально-культурной автономии, права национально-культурной автономии и ее структурных подразделений (для федеральных и региональных) по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии. Устав национально-культурной автономии может содержать описание символики данной автономии.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности национально-культурной автономии, не противоречащие законам.

Государственная регистрация изменений, вносимых в уставы национально-культурных автономий, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация национально-культурных автономий.

За государственную регистрацию национально-культурной автономии, изменений вносимых в устав и ликвидацию взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Ведение реестра национально-культурных автономий осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления и находится на официальной сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

В настоящее время в Реестре национально-культурных автономий Министерства юстиции Российской Федерации значатся 934 национально-культурные автономии.

Управлением Министерства юстиции Российской федерации по Республике Северная Осетия – Алания зарегистрировано 3 национально-культурные автономии, из которых: 1 - региональная национально-культурная автономия и 2 местные национально-культурные автономии.

Специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций
М.Ю. Багаева