Изменение системы налогообложения ип на сельхоз налог. Единый сельскохозяйственный налог (есхн). Упрощенная система налогообложения

Предприятия, занимающиеся производством и обработкой сельскохозяйственной продукции, имеют право применять специальный режим налогообложения.

Переход на специальный режим ЕСХН осуществляется при открытии компании или перед началом календарного года. Система имеет ограничения по видам деятельности и размеру выручки от произведенной и переработанной сельхозпродукции в общей сумме полученного дохода.

Система характеризуется минимальным количеством налогов и форм отчетности, представляемых в органы контроля.

Предприятие на ЕСХН ведет упрощенную форму учета. Порядок ведения учета аналогичен документообороту по при условии участия в производстве и обработке сельхозпродукции.

В рамках применения режима к сельскохозяйственной сфере относятся :

  • Растениеводство.
  • Сельское хозяйство.
  • Лесное хозяйство.
  • Животноводство.
  • Рыбный промысел, включающее и отлов рыб.

Порядок применения системы определен в ст. 346.2 НК РФ, устанавливающей также ограниченный список лиц, имеющих право на применение системы налогообложения.

Кто и когда может его применять

Применять систему имеют право предприятия, доля выручки от реализации сельхозпродукции в которой составляет не менее 70% общей величины дохода. В общей доле выручке не учитываются поступления в виде , полученных от государства. Например, одним из видов государственных компенсаций, выдаваемых сельхозпредприятиям, являются суммы, получаемые предприятиями при возникновении аномальных погодных условий – засухи или проливных дождей.

Ограничений по организационной форме компаний не предусмотрено. В случае отсутствия дохода в применении системы может быть отказано. Для вновь созданных предприятий доля выручки определяется по последнему отчетному периоду.

Применять систему может организация или соответствующего профиля.

Систему могут использовать :

  • Кооперативы и товарищества сельскохозяйственного профиля. Среди видов учреждений встречаются садоводческие товарищества, сбытовые и перерабатывающие кооперативы и иные образования, выручка которых получена от реализации продукции собственного производства.
  • Предприятия, занимающиеся выращиванием и переработкой продукции сельскохозяйственного и животноводческого назначения.
  • Компании, занимающиеся выловом и переработкой рыб.

Особое значение в законодательстве уделяется промыслу рыб. Градообразующие предприятия (рыбные артели и кооперативы) должны иметь в штате численность, составляющую не менее числа жителей поселка. Компании, ведущие деятельность на промысловых судах, должны иметь численность, превышающую 300 человек.

Определение права на применение системы основано на производстве продукции сельского хозяйства.

Предприятие, занимающееся только переработкой, не может перейти на уплату ЕСХН. Также не имеют права применять режим компании:

  • Являющиеся производителем или продавцом подакцизной продукции.
  • Занимающиеся игорным бизнесом.
  • Бюджетные, казенные предприятия.

С 2016 года отменено ограничение в применении системы ЕСХН, установленное ранее для предприятий, имеющих филиалы.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Преимущества и недостатки такой системы налогообложения

Система имеет значительное число преимуществ. К положительным условиям режима относятся:

  • Упрощенный учет доходов, расходов и обязательств, не требующих наличия значительного счетных работников.
  • Минимальное число налогов, уплачиваемых в бюджет.
  • Наличие льготной ставки налогообложения по сравнению с величиной , уплачиваемого при ведении ОСН.
  • Отсутствие необходимости уплаты минимально налога при получении убытков, что ставит пользователей режима в более выгодное положение по сравнению с предприятиями, применяющими УСН.
  • Возможность списания убытков в составе расходов в течение 10 лет с момента возникновения события.

К недостаткам системы налогообложения относят:

  • Наличие ограничений, связанных со спецификой деятельности – необходимости придерживаться 70% предела доли дохода, полученного от переработки продукции, самостоятельно выращенной или произведенной.
  • Существование предельной величины численности предприятия рыболовецкого промысла.
  • Отсутствие возможности включения суммы , уплаченной поставщику, в продукции или понесенные затраты. Требование налогового законодательства применяется с 2016 года.
  • НДС, безосновательно выделенный в , подлежит уплате в бюджет и обложению единым налогом.

Система является льготной формой налогообложения. Минусы учета незначительны и относятся в основном к условиям возможности применения режима.

Какие налоги заменяет ЕСХН

При уплате единого налога, исчисленного в связи с применением системы ЕСХН, налогоплательщик освобождается от обязанностей платежа ряда налогов . Перечень исключенных налогов зависит от организационной формы.

Не уплачиваются :

  • Юридическими лицами налоги, связанные с ведением общей системы – налог на прибыль, НДС.
  • Индивидуальными предпринимателями – , НДС.

При утере права на применение системы налогоплательщик должен рассчитать все налоги по ОСН (для и ) с начала календарного года.

Правила перехода на ЕСХН и совмещение с другими системами

Применяется уведомительный способ перехода на режим. Принятие решения о применении системы не требует одобрения налоговых органов, за исключение случаев несоответствия предприятия требований НК РФ, установленных для применения системы.

Заявить право на применение режима ЕСХН налогоплательщик должен по месту постановки на налоговый учет. Уведомление составляется в 2-х экземплярах по форме, утвержденной законодательством.

Законодательством установлены сроки для перехода на ЕСХН . Начало применения (подачи уведомления) возможно:

  • В течение 30 дней с даты внесения предприятия в государственный реестр. Пропуск срока означает автоматический переход на общеустановленную систему, при которой уплачивается большее число налогов.
  • Не позднее последнего числа года, предшествующего переходу.

Отказаться от применения налогового режима в течение календарного года нельзя. Исключение составляют предприятия, утратившие право на ведение ЕСХН в течение налогового периода и принудительно переведенные на общий режим.

Предприятия, ведущие ЕСХН, могут совмещать режим с другими формами:

  • Юридические лица – с .
  • Индивидуальные предприниматели – с ЕНВД и .

При дополнительно применяемом режиме ЕНВД его не используют для ведения деятельности по реализации продукции собственного производства через сети розничной торговли.

Особенность совмещения режимов:

  • Предприятия должны вести раздельный учет доходов и расходов, отсутствие которого не позволяет совмещать режимы.
  • Подсчет доли участия в выручке дохода, полученного от реализации профильного сельскохозяйственного товара в размере 70%, производится по всем суммам, вырученным предприятием.

Не допускается объединение учета с общей или упрощенной системами налогообложения.

Превышение налогоплательщиком ограничений, установленных для системы, обязывает организацию или ИП подать уведомление в ИФНС не позднее 15 дней от даты возникновения обстоятельств. Налогоплательщик, при утере права на применение системы, должен подать декларацию до 25 числа месяца, следующего за периодом утери права.

Утрата права на применение ЕСХН автоматически ведет к переходу предприятия на общий режим налогообложения. Налогоплательщик обязан пересчитать активы, доходы, расходы в соответствии с ОСН и уплатить налоги, начисленные в течение года.

Потребуется :

  • Привести учет в соответствие с общей системой налогообложения. Особая сложность возникает при наличии в организации имущества, попадающего под число амортизируемых . С начала календарного года предприятие должно составить учет по , установленных бухгалтерским учетом при его полном ведении.
  • Уплатить налоги, применяемые ОСН. Суммы авансовых платежей по ЕСХН могут быть зачтены в счет платежей соответствующего бюджета.

Если предприятие желает добровольно перейти на другую систему налогообложения, также в ИФНС подается уведомление со сроком представления до 31 декабря года, предшествующего переходу. Вновь применить систему можно не ранее чем через год после отказа или утери права использования.

Размер ставки при ЕСХН. Правила расчета налога

Законодательством установлен размер ставки налога – 6% от рассчитанной налогоплательщиком базы.

Особенности определения базы :

  • Сумма рассчитывается нарастающим итогом с начала календарного года или дня регистрации для вновь созданных компаний.
  • Величина определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами.
  • Предприятия, получившие убытки в предшествующем налоговом периоде, имеют право на снижение базы на их полный размер или их часть. Перенос убытков на будущие периоды может осуществляться в течение 10 последующих лет.

Для подтверждения убытков, полученных предприятием, инспекторам ИФНС при проверке необходимо предъявить документы, подтверждающие факт. Если убытки были получены в течение нескольких периодов, списание осуществляется в порядке их возникновения. Учитываются только убытки, полученные от ведения сельскохозяйственной деятельности. Расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданы.

Налогоплательщики, применяющие ЕСХН, обязаны вести учет доходов и расходов. Особенности документального подтверждения налоговой базы:

  • Учет ведется с применением (КУДиР).
  • Показатели формируются по . В расходах учитываются суммы, оплаченные поставщику по фактически полученным товарам, услугам и работам. Доход принимается в состав выручки после получения фактической оплаты на расчетный счет или в кассу предприятия.
  • Данные формируются нарастающим итогом в течение налогового периода – календарного года.

Предприятия должны вести обязательного документооборота.

Правила расчета и уплаты ЕСХН рассмотрены в следующем видео уроке:

Порядок и сроки оплаты

Законодательством установлены отчетный и налоговый периоды для ведения системы. По результатам полугодового отчетного периода уплачивается часть единого налога. По окончании годового календарного периода производится окончательный расчет обязательств с учетом сумм авансового платежа. Сумма налога, уплаченного в бюджет, не снижает величину годовой налоговой базы.

Установлены сроки для внесения сумм в бюджет:

  • До 25 июля текущего периода для платежей авансового характера.
  • До 31 марта года, следующего после завершения налогового периода.

При попадании даты платежа на выходной день, срок уплаты переносится на следующий рабочий день.

Процедура подачи отчетности

Налоговая декларация является основной отчетностью предприятий, уплачивающих ЕСХН. Порядок заполнения декларации установлен приложением №2 к Приказу Минфина от 22.06.2009 № 57н.

Документ определяет :

  • Состав декларации. Документ состоит из титульного листа, раздела, содержащего сумму к уплате, раздел с расчетом и лист, показывающий сумму убытка, полученного в предыдущих периодах.
  • Порядок подачи документа.
  • Определение даты, при наступлении которой декларация считается поданной.
  • Общие правила заполнения формы – отсутствие помарок, ошибок, скрепление документа, нумерация.
  • Порядок заполнения данных титула и всех разделов декларации.

Сроки подачи налоговой декларации совпадают с датами уплаты налогов. Начиная с 2016 года, используется новая форма декларации, утвержденная приказом ФНС РФ от 1 февраля 2016 года № ММВ- 7-3/51@. Нововведение коснулось расчета налога. В разделе 2 внесена строка относительно льготного налогообложения полуострова Крыма и г.Севастополя.

О порядке сдачи отчетности смотрите в следующем видео ролике:

Ответственность за нарушения

Налогоплательщики, допустившие налоговые нарушения, наказываются аналогично лицам, применяющие другие налоговые режимы. За несвоевременное представление декларации штраф налагается в размере от 5 до 30% суммы, указанной к уплате. Штраф не может иметь величину, меньшую 1000 рублей. Неуплата налога влечет наложение штрафа от 20 до 40% суммы обязательства перед бюджетом.

Значительное число предпринимателей ведут свой бизнес в сфере сельского хозяйства. Для них предусмотрен специальный налоговый режим и соответствующий единый сельскохозяйственный налог. Он имеет множество специфических черт, которые должен учесть предприниматель, планирующий перейти на данный спецрежим или уже находящийся на нем.

Что такое ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог является разновидностью единого налога, оплачиваемого при применении специального режима налогообложения: он заменяет ряд налогов, в частности, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль .

Согласно действующему законодательству, переход на ЕСХН возможен только для тех предпринимателей, в доходах которых не менее семидесяти процентов занимают доходы от сельскохозяйственного производства. Применение этого режима носит добровольный характер, и предприниматель вправе сам определить возможность использование его для себя.

С 2013 года заявительный порядок перехода на ЕСХН сменил уведомительный. Напомним, что ранее подавалось заявление о переходе, по результатам рассмотрения которого выносилось решение о возможности использования данного режима заявителем. Теперь порядок перехода изменился, и предпринимателю нет необходимости ждать решения фискальных органов.

Предприниматель должен подать уведомление о переходе на ЕСХН. Закон содержит четкое обозначение сроков, когда это можно сделать:

  • для только что зарегистрированных ИП – в течение 30 дней с момента регистрации;
  • для действующих предпринимателей – до 31 декабря года, предшествующего переходу на данный налоговый режим.

Важно помнить и о том, что, когда ИП перестает подпадать под критерии, предусмотренные для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, он обязан уведомить об этом налоговые органы в течение пятнадцати дней со дня возникновения обстоятельств, препятствующих нахождению на данном режиме.

Отчетность при ЕСХН

Как и любой налоговый режим, единый сельскохозяйственный налог также предусматривает сдачу определенной отчетности. Как и на ином упрощенном режиме налогообложения , в данном случае налоговым периодом признается один календарный год.

Введение в Налоговый кодекс РФ ЕСХН явилось для многих предпринимателей, работающих в отрасли производства сельхозпродукции , весьма серьезным подспорьем. В частности, данный спецрежим позволил многим субъектам малого бизнеса значительно оптимизировать свои расходы за счет снижения налоговой нагрузки .

Налоговый период при ЕСХН дает возможность предпринимателям, чей бизнес имеет сезонный характер, подготовить к сроку уплаты налога необходимую денежную сумму. Это позволяет не только избежать санкций со стороны налоговых органов, но и произвести более эффективное распределение полученных доходов.

Отметим, что аналоги данного режима есть и в других странах. Например, в Украине предусмотрен фиксированный сельскохозяйственный налог, условия применения которого схожи с российскими. Действуют подобные специальные режимы и в других европейских странах.

Перспективность данного режима очевидна: сами предприниматели указывают на это, выбирая из года в год единый сельскохозяйственный налог.

В ближайшее время не исключено, что его плательщиков станет больше. Правительство все активней поддерживает малый бизнес в сельском хозяйстве . Поэтому единый сельскохозяйственный налог в 2015-2016 годах по-прежнему будет востребован в предпринимательской среде.

Изменения-2016

В 2016 году наиболее значимым новшеством для участников этого режима налогообложения была отмена учета в составе доходов полученных сумм налога на добавленную стоимость. Эти изменения были внесены ФЗ № 84 от 06.04.2015 года.

Размер уплаченного НДС не будет также включаться в расходы юрлиц при расчете ЕСХН. Главной целью изменений было избежание участниками специального режима двойного налогообложения.

Расчет и уплата ЕСХН: Видео

Для производителей сельхозпродукции на сегодняшний день есть два режима налогообложения. Общий режим ничем не отличается от того, который уплачивают все предприятия по умолчанию. Ну а специальный режим — это ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Он ориентирован именно на ту сферу, в которой работают аграрные предприятия. Ведь есть очень много специфических факторов, которые влияют на эти разновидности бизнеса (например, сезонные условия, климат, атмосферные и природные явления).

Рассмотрим ключевые особенности данного режима и основные изменения, которые коснулись ЕСХН в 2014 году.

Плательщики единого сельскохозяйственного налога

Не только производители аграрной продукции могут платить ЕСХН. Любые предприятия, которые занимаются реализацией сельхозпродукции, а также любые организации, занимающиеся рыболовством и рыбоводством, как и сельскохозяйственные кооперативы, могут перейти на ЕСХН в законном порядке.

Ключевое требование заключается в том, чтобы доход от реализации сельхозпродукции составлял не менее 70 % от общей суммы дохода. Если речь идёт о рыболовстве, то чтобы уплачивать единый сельскохозяйственный налог, необходимо иметь собственные или арендованные суда.

Отличия от ОСНО

В отличие от общего режима налогообложения, ЕСХН подразумевает свой собственный состав уплачиваемых взносов. Общая сумма налога складывается из следующих элементов:

  • налог на добавленную стоимость;
  • единый социальный налог;
  • имущественный налог. Здесь предусматриваются льготы для того имущества, которое применяется при изготовлении и хранении сельскохозяйственной продукции;
  • транспортный налог. Льгота предусматривается для сельхозтехники и грузовиков;
  • налог на прибыль. И здесь есть льготные ставки — для прибыль от реализации собственно сельхозпродукции;
  • земельный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • налог за загрязнение окружающей среды и за пользование водными объектами.

Разумеется, налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет и свои плюсы. Так, предприятия, уплачивающее ЕСХН, освобождаются в следующем порядке:

  1. ИП не нужно платить НДФЛ, налог н имущество и НДС (кроме импорта продукции).
  2. Организации освобождаются от налога на прибыль, налога на имущество и НДС (помимо импорта).

Все прочие налоговые взносы уплачиваются в том же порядке, какой действует при ОСНО.

Как перейти на ЕСХН

Если предприятие является производителем сельскохозяйственной продукции и соответствует законодательным требованиям, то переход на ЕСХН возможен двумя способами:

  • в общем порядке. Для этого требуется подать в налоговую организацию по месту регистрации бизнеса соответствующее заявление. Сделать это нужно в период между 20 октября и 31 декабря (ранее срок был меньше — до 20 декабря). Переход в этом случае будет осуществлён с начала нового календарного года;
  • сразу после регистрации ИП или юрлица. Необходимо подать заявление для перехода в ФНС в течение 30 дней после регистрации. Раньше этот срок составлял 5 дней. Переход в этом случае состоится непосредственно при постановке на налоговый учёт.

Как можно увидеть, правила стали даже проще, чем раньше. Хотя и до этого они не отличались особой сложностью. В течение года нельзя отказаться от уплаты ЕСХН. Если предприятие уже перешло на новую систему, то заявление об изменениях можно подавать до 15 февраля текущего года.

Однако есть, помимо этого, и принудительный порядок отмены ЕСХН. Её применяют в тех случаях, когда сельскохозяйственный производитель перестаёт быть таковым и занимается уже иной деятельностью. Если предприятие уже не производит сельхозпродукцию, то и уплачивать единый сельхозналог оно уже не может. Делается это также и в том случае, если доля доходов от продажи аграрной продукции в общей сумме доходов становится меньше, чем установленные законодательно 70 %.

Учёт доходов и расходов при ЕСХН

Если ИП или организация занимаются аграрной деятельностью и уплачивают ЕСХН, то они достаточно специализированы. Расходы и доходы при ЕСХН также учитываются специальным образом. Деньги, полученные от реализации произведённой продукции, могут быть потрачены и на заработную плату сотрудников, и на рекламу, и на основные производственные нужды. При уплате данного налога не существует привычной статьи «прочие расходы», и контролирующие налоговые организации строго следят за соблюдением данного условия.

Книгу учёта доходов и расходов вести не обязательно. Доходами официально признаются только те денежные средства, которые поступили в кассу предприятия или же на расчётные счета.

Налоговая декларация и налоговый период

Сам ЕСХН уплачивается по полугодиям, однако налоговый период составляет один календарный год. Авансовая часть налога уплачивается до 25 июля отчётного года, полностью же вся сумма должна быть выплачена до 31 марта следующего после этого года. Следовательно, и налоговая декларация по ЕСХН должна быть подана плательщиком в ФНС до 31 марта года, следующего за отчётным.

Если по каким-либо причинам деятельность плательщика прекращается, то подать налоговую декларацию он должен до 25 числа того месяца, который следует за тем, в течение которого была прекращена деятельность.

Налоговая ставка и налоговая база

Единый сельхозналог рассчитывается согласно правилам, которые перечислены в статье 346.9 Налогового кодекса РФ. Обычная налоговая ставка составляет 6 %. Следовательно, при расчёте необходимо размер налоговой базы умножить на 0,06. Ну а базой считается денежное выражение общей суммы доходов за вычетом общей суммы расходов. Налоговая база определяется простым методом: по нарастанию с начала нового календарного года суммируются все доходы и все расходы плательщика.

Если же расходы оказываются выше доходов, то деятельность плательщика официально признаётся убыточной. В этом случае он будет иметь право уменьшить налоговую базу на сумму, эквивалентную убыткам, понесённым в предыдущий год. Важный момент, который следует учитывать, состоит в том, что уменьшить налоговую базу можно не более чем на 30%. Если же сумма убытков превышает 30-процентный предел, то оставшуюся сумму убытка можно будет переносить на следующий налоговый период или даже на несколько периодов. Ограничение, которое действует в этом случае, составляет десять лет. Нельзя переносить сумму убытка на срок более десяти лет.

Нарушения и санкции за них

В Налоговом кодексе РФ подробно расписаны не только правила обложения налогом сельскохозяйственных предприятий, но и штрафные санкции за возможные нарушения установленного порядка. Основные моменты, которые следует знать, состоят в следующем:

  1. Если налогоплательщик (ИП или юридическое лицо) изменил профиль, или же доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции стала меньше 70%, то перестают соблюдаться условия, необходимые для права платить ЕСХН. В этом случае налоги за истёкший период должны быть пересчитаны в течение месяцы согласно ОСНО и уплачены по общим правилам.
  2. Если производится пересчёт, то плательщику начисляются также дополнительные пени за несвоевременную уплату налогов за первое полугодие отчётного года. Переход на ЕСХН в отношении данного налогоплательщика отменяется в принудительном порядке.
  3. Если налогоплательщик, нарушивший правила и освобождённый принудительно от уплаты ЕСХН, пожелает снова перейти на данную систему налогообложения, то сделать это можно будет только через год. Разумеется, если на момент подачи заявления будут соблюдены необходимые условия.

Какие плюсы и минусы имеет ЕСХН

Как и любая другая система, налог ЕСХН имеет свои преимущества и недостатки. Далеко не все предприятия, сделав предварительный расчёт, соглашаются с тем, что платить этот налог действительно выгодно. Так, заменяется налог на прибыль, который неуклонно растёт начиная с 2006 года. Так, если до 2006 года налог на прибыль имел ставку 0 %, то с 2007 года она составила уже 6 %, с 2009 года — 12 %, с 2012-го она возросла до 18 %, а с 2015 года составит уже 24 %. Таким образом, ЕСХН действительно способен сэкономить немало денег.

Но есть и «обратная сторона медали». Ведь реальная выгода от производственной или иной деятельности зависит от финансовой политики, а число факторов, способных повлиять на прибыльность, очень велико. Так, при отсутствии налоговых льгот на имущество переходить на ЕСХН очень выгодно, поскольку в этом случае реальные налоговые выплаты ИП или организации действительно станут намного меньше.

Из положительных моментов можно отметить следующие:

  • Гораздо проще вести бухгалтерский учёт на предприятии.
  • Общее количество налогов сокращается.
  • Выбирать новую систему налогообложения и перейти на неё можно в добровольном порядке, сделав предварительные расчёты и приняв решение.

Есть, конечно, и отрицательный момент. В основном невыгодно будет переходить на ЕСХН крупным предприятиям, которые имеют высокий производственный уровень. Ведь они теряют сумму налога на добавленную стоимость, которая возмещается бюджетом.

Последние изменения

С 2014 года вступили в действие поправки, которые позволили подавать заявление для перехода на ЕСХН не до 20 декабря текущего года, а до 31 декабря. Вместо самого заявления теперь также подаётся уведомление. Если же сразу после регистрации ИП или организация желают выбрать эту систему налогообложения, то сделать это можно не в течение пяти, а в течение 30 дней с момента регистрации.

Помимо этого, вновь созданные организации не будут иметь официального статус плательщиков, утративших право переходить на ЕСХН, если за первый год существования доходы от сельскохозяйственной деятельности у них отсутствовали вовсе. Правило 70 % при этом не используется.

Некоторые изменения коснулись также исчисления налоговой базы. К расходам, например, теперь относятся все сборы, уплаченные предприятием, помимо сельхозналога. Поэтому налоговая база может быть существенно уменьшена.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, заменяющая собой основную совокупность налогов и сборов. Новая редакция главы 26.1 Налогового кодекса РФ полностью перевернула прежние принципы налогообложения максимально приблизившись к упрощенной системе.

Для индивидуальных предпринимателей ЕСХН заменяет уплату налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), транспортного налога (в отношении транспортных средств, используемых для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога.

Для юридических лиц система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и единого социального налога.

Объектом налогообложения на ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговая ставка по ЕСХН составляет 6 процентов. Налоговым периодом в связи с сезонным характером сельскохозяйственного производства признается год.

Не стоит забывать, что юридические и физические лица, перешедшие на уплату ЕСХН, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также остальные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Применять систему налогообложения в виде ЕСХН вправе фирмы и частные предприниматели, соответствующие следующим требованиям:

Производящие сельскохозяйственную продукцию или выращивающие рыбу, а так же осуществляющие ее первичную и промышленную переработку и реализовыващие эту продукцию или рыбу.

В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, должна составлять не менее 70%

1. Сфера применения единого сельскохозяйственного налога

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Данный налог введен Федеральным законом от 28,12,2001 г. Условия его применения отражаются в специальной главе НК РФ, где он классифицируется в качестве системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую промышленную переработку. Кроме того, предприятие может производить переработку и на арендованных основных средствах и реализующие эту продукцию . Но при соблюдении условия о том что, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Что касается сельскохозяйственных потребительских кооперативов которые занимаются переработкой, сбытом торговлей и выполняют функции: снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Таблица 1. Порядок применения ЕСХН

Параметры

Элементы единого налога

Объект налогообложения, налоговая ставка

Доходы минус расходы, 6%

Признание доходов

В соответствии с главой 25 НК РФ

Признание расходов

Закрытый перечень из 28 позиций

Налоговый период

Календарный год

Отчетные периоды

Полугодие

Уплата единого налога

Срок уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов

Не установлен

Срок уплаты налога по итогам налогового периода

Налоговые декларации по единому налогу

Сроки представления

По итогам полугодия и года

Критерий для дальнейшего применения спецрежима

Доход (доля дохода)

За налоговый период доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную из собственного сельхозсырья и (или) выращенной рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет 70 и более процентов

Остаточная стоимость имущества

Критерий не установлен

Дополнительные требования

Выполнение обязанностей налоговых агентов

В случаях, предусмотренных НК РФ

Ведение бухгалтерского учета

Обязательно

При применение спецрежима, особенностью ЕСХН является то, что все налогоплательщики обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, на основании данных бухгалтерского учета, соблюдая при этом требования главы 26.1 НК РФ. Одно из требований - признание доходов и расходов по кассовому методу. А в бухучете, как известно, доходы и расходы признаются в соответствии с временной определенностью фактов хозяйственной деятельности (то есть по факту осуществления). Поэтому налогоплательщики, чтобы выполнить требования главы 26.1, должны корректировать показатели бухучета в отдельных налоговых регистрах.

Требование вести бухгалтерский учет (и корректировать его показатели в соответствии с главой 26.1) распространяется и на организации, и на предпринимателей, и на крестьянские (фермерские) хозяйства, но предприниматели по Федеральному закону от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязаны вести бухгалтерский учет. Согласно подпункту 2 статьи 4 этого закона они «ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации». В данном случае налоговое законодательство требует от налогоплательщиков, чтобы показатели, участвующие в расчете налоговой базы по ЕСХН, они определяли на основании данных бухучета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ)..

Порядок признания доходов при ЕСХН, установленный статьей 346.5 НК РФ, аналогичен тому, который действует при «упрощенке». Организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ), внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ) и не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса. Индивидуальные предприниматели учитывают только доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Все доходы признаются по кассовому методу. То есть датой их получения считается день поступления денег на банковский счет или в кассу, а также день получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав. При этом в Кодексе особо оговаривается порядок признания отдельных доходов при смене режима налогообложения теми организациями, которые определяли налоговую базу по налогу на прибыль по методу начисления. На дату перехода такие организации должны включить в доходы суммы авансов по договорам, которые будут исполнены в период применения спецрежима. В то же время такие налогоплательщики не учитывают в составе доходов, облагаемых ЕСХН, оплату, поступившую в период применения спецрежима, за товары (работы, услуги), доход от реализации которых включен в налоговую базу по налогу на прибыль в период применения общего режима налогообложения.

Заметим, что у предпринимателей подобных проблем не возникает, поскольку и до, и после перехода на спецрежим они определяют доходы и расходы кассовым методом.

Для плательщиков ЕСХН установлен закрытый перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Эти расходы аналогичны тем, которые признаются при «упрощенке», однако для ЕСХН перечень затрат длиннее. Дополнительно в него включены:

· расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

· расходы на информационно-консультативные услуги;

· расходы на повышение квалификации кадров;

· судебные расходы и арбитражные сборы;

· расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.

Все затраты налогоплательщик вправе признать расходами только после их фактической оплаты. Расходы должны быть также экономически обоснованны и документально подтверждены. Для некоторых расходов установлен особый порядок признания.

Расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов (НМА) плательщики ЕСХН учитывают и признают практически так же, как и «упрощенцы». По основным средствам и НМА, приобретенным после перехода на уплату ЕСХН, расходы признаются в момент ввода объектов в эксплуатацию. Но, Подобным образом учесть расходы на приобретение основных средств и НМА можно не всегда. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Налоговой базой по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату получения дохода (осуществления расхода). Денежное выражение доходов, полученных в натуральной форме, налогоплательщик определяет исходя из рыночных цен (за минусом НДС) в соответствии с положениями статьи 40 НК РФ. Если он не сделает этого, налоговые органы могут пересчитать его доходы, руководствуясь указанной статьей Кодекса.

Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу только на сумму убытка, полученного в прошлых налоговых периодах при применении ЕСХН. Убыток не должен уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Сумма убытка, превышающая эту величину, переносится на следующие налоговые периоды (не более чем на 10 периодов).

Убытки, полученные при применении общего режима налогообложения, равно как и убытки, полученные при применении других спецрежимов, плательщики ЕСХН признать не вправе.

Налоговым кодексом ставка ЕСХН установлена в размере 6% (ст. 346.8). Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 346.9). Отчетный период по налогу равен полугодию, налоговый - календарному году (ст. 346.7).

По итогам отчетного периода налогоплательщики обязаны исчислить сумму авансового платежа (п. 2 ст. 346.9). Суммы перечисленных в течение года авансовых платежей засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода. При этом срок уплаты авансового платежа Кодексом не установлен. По итогам налогового периода организации уплачивают ЕСХН не позднее 31 марта следующего года, а предприниматели - не позднее 30 апреля.

И организации, и предприниматели, и фермерские хозяйства представляют декларации по ЕСХН за полугодие не позднее 25 июля отчетного года. Сроки представления налоговых деклараций по итогам налогового периода совпадают со сроками уплаты годовой суммы налога. То есть организации должны подать декларацию не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Объекты налогообложения

Объектом налогообложения единым сельскохозяйственным налогом считаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании у хозяйствующих субъектов.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов

1. При определении объекта налогообложения учитываются доходы:

от реализации и внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, а также доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом.

При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;

2) расходы на приобретение нематериальных активов, создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5) материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений;

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования:

· добровольному страхованию средств транспорта (в том числе арендованного);

· добровольному страхованию грузов;

8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам (работам, услугам), расходы на приобретение (оплату) которых подлежат включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей;

9) суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа.

10) суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

11) расходы на командировки;

12) расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:

13) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) в период применения единого сельскохозяйственного налога основных средств, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;

14) Расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды.

Признание доходов и расходов налогоплательщика признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом.

Налоговой базой является сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, определяемая методикой утвержденной Правительством РФ. Налоговый период считается квартал.

Налоговая ставка определяется с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на ее территориях,. Ее размер рассчитывается в виде одной четверти от суммы налогов и сборов, которые были начислены к уплате за предшествующий календарный год на основе работы в общем режиме налогообложения.

Налог уплачивается по месту нахождения сельскохозяйственных угодий в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации переводят суммы налогов на счета органов федерального казначейства, которые самостоятельно распределяют их по финансовым адресам. Схема 1.

3 Порядок перехода на спецрежим

3.1 Условия перехода на ЕСХН

Условия перехода на ЕСХН во многом отличаются от тех, что предусмотрены для перехода на «упрощенку» таблица 1. В частности, не установлены ограничения по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, по доле участия других организаций в капитале сельхозпредприятия. Общим для обоих режимов является требование к организациям не производить подакцизных товаров и не иметь филиалов и представительств (указанных в учредительных документах организации).

Таблица 1. Условия перехода на спецрежимы: ЕСХН и УСН

Условия

Единый сельскохозяйственный налог

Упрощенная система налогообложения

Вправе применять

Только сельскохозяйственные товаропроизводители (определение дано в пункте 1 статьи 346.2 НК РФ), за исключением лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 346.2 НК РФ

Организации и предприниматели, за исключением лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ

Не вправе применять

Переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД;
- применяющие УСН *

Организации и предприниматели:

Производящие подакцизные товары;

Переведенные на уплату ЕСХН ** ;

Участники соглашений о разделе продукции;

Осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных), а также ряд иных видов деятельности, перечисленных в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ

Организации, имеющие филиалы и представительства

Организации:

Имеющие филиалы и представительства;

У которых доля участия других организаций составляет более 25% ***

Критерий дохода

За 9 месяцев года, в котором организация или предприниматель подает заявление о переходе на ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную из собственного сельхозсырья и (или) выращенной рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет 70 и более процентов (п. 2 ст. 346.2 НК РФ)

Доход от реализации за 9 месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, не превышает 11 млн. руб. (без учета НДС). Доход определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Для предпринимателей критерий дохода не установлен

Критерий численности работников

Не установлен

Организации и предприниматели, у которых средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек

Критерий стоимости имущества

Не установлен

Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и НМА не превышает 100 млн. руб.

Сельскохозяйственные товаропроизводители для перехода на уплату ЕСХН обязаны подать заявление в налоговую инспекцию по своему местонахождению (предприниматели - по месту жительства). Налоговые органы рекомендуют использовать форму заявления, утвержденную приказом МНС России от 28.01.2004 № БГ-3-22/58. Срок подачи заявления ограничен периодом с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, с которого налогоплательщик переходит на уплату ЕСХН.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН с момента постановки на учет в налоговом органе. Для этого они должны выполнить одно-единственное условие: подать заявление о переходе на спецрежим одновременно с заявлением о госрегистрации.

Налоговым кодексом ограничена возможность одновременного применения других спецрежимов. Так, налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе применять ЕСХН и наоборот. В то же время сельхозпредприятия, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, не могут перейти на уплату ЕСХН (п. 3 ст. 346.2 НК РФ), но вправе при этом применять «упрощенку».

Вновь созданные организации и предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН без ограничений с момента постановки на учет в налоговых органах, если подадут соответствующее заявление в налоговую инспекцию одновременно с заявлением о госрегистрации.

Определение сельскохозяйственного товаропроизводителя дано в пункте 1 статьи 346.2 НК РФ. К этой категории Кодекс относит организации и предпринимателей, которые производят сельхозпродукцию и (или) выращивают рыбу, осуществляют ее первичную и промышленную переработку, реализуют эту продукцию и у которых в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельхозпродукции, произведенной из собственного сырья (в том числе прошедшего первичную переработку), составляет 70 и более процентов.

Указанная доля определяется за 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН. В дальнейшем для подтверждения права на применение спецрежима налогоплательщик определяет удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства (в том числе прошедшей первичную переработку) ежегодно по итогам налогового периода.

Следует отметить что переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога не имеют права организации, имеющие филиалы и (или) представительства, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса и бюджетные учреждения.

3.2 Переход с УСН на ЕСХН

По поводу перехода с упрощенки на ЕСХН существуют две точки зрения. Согласно одной - такой переход возможен, поскольку прямого запрета в Налоговом кодексе нет. Однако, по мнению автора, приверженцы этой точки зрения не рассматривают практических проблем, которые неминуемо возникнут при переходе.

Другая точка зрения - миновать при переходе общий режим налогообложения нельзя. Эта позиция представляется более аргументированной. Во-первых, в пункте 6 статьи 346.12 НК РФ говорится только о возможности перехода с «упрощенки» на общий режим налогообложения и не говорится о возможности перехода на другие спецрежимы, например на ЕСХН и наоборот. Во-вторых, и это главный аргумент, в главе 26.1 НК РФ определены переходные положения только для ситуации, когда налогоплательщик переходит на уплату ЕСХН с общего режима налогообложения. Ситуация же перехода с «упрощенки» на ЕСХН и наоборот законодательно не проработана. Следовательно, у налогоплательщика неизбежно возникнут проблемы с порядком признания отдельных доходов и расходов.

По основным средствам и НМА, приобретенным и оплаченным до перехода на спецрежим, сумма и дата признания расходов зависят от срока полезного использования объекта (подп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ). При этом стоимость основных средств или НМА плательщики ЕСХН списывают следующим образом:

· если срок полезного использования объекта меньше 3 лет - в течение первого года уплаты ЕСХН;

· если срок полезного использования объекта от 3 до 15 лет - 50% стоимости в течение первого года уплаты ЕСХН, 30% стоимости - в течение второго года и 20% - в течение третьего;

· если срок полезного использования объекта превышает 15 лет - по 1/10 стоимости ежегодно в течение 10 лет после перехода на уплату ЕСХН.

Для определения сроков полезного использования амортизируемых объектов налогоплательщики руководствуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация). Она утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Если основные средства не указаны в Классификации, срок их полезного использования налогоплательщик определяет согласно техническим условиям и рекомендациям организаций-изготовителей.

Что касается определения сроков полезного использования НМА, приобретенных до перехода на спецрежим, то их особенности в главе 26.1 НК РФ не уточняются. В то же время в абзаце 7 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ, где говорится об определении сроков полезного использования основных средств, есть ссылка на статью 258 Кодекса. Этой нормой, по мнению автора, должны руководствоваться плательщики ЕСХН и при определении сроков полезного использования НМА, поскольку правила их учета для целей уплаты ЕСХН идентичны правилам учета основных средств (п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

Плательщики ЕСХН принимают стоимость основных средств (НМА) равной их остаточной стоимости на момент перехода на спецрежим.

Остаточная стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ определяется не как разница между первоначальной стоимостью объекта и суммой начисленной амортизации, а как разница между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации (аналогичный порядок действует и при «упрощенке»).

Под ценой приобретения следует понимать цены приобретения - никакие другие расходы, включаемые в первоначальную стоимость имущества в налоговом учете (расходы по монтажу, расходы на транспортировку и др.), не могут быть учтены. Более того, сумма амортизации, участвующая в расчете остаточной стоимости объекта, должна быть пересчитана исходя из цены приобретения. Если налогоплательщик изберет иной способ расчета остаточной стоимости, то свою точку зрения ему скорее всего придется отстаивать в суде.

Обращаем внимание: так же, как и «упрощенцы», плательщики ЕСХН не смогут учесть в составе расходов затраты на создание НМА и основных средств (например, построенных хозспособом).

В особом порядке признают некоторые расходыналогоплательщики, которые применяли до перехода на ЕСХН метод начисления при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (п. 6 ст. 346.6 НК РФ). Расходы, оплаченные авансом до перехода на спецрежим, включаются в налоговую базу по ЕСХН на дату их осуществления во время применения спецрежима. Если расходы осуществлены до перехода на спецрежим и уже были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, то их нельзя включать в налоговую базу по ЕСХН, даже если они были оплачены в период применения спецрежима.

3. 3 Возврат к общему режиму налогообложения

Налоговый кодекс предусматривает, что возврат налогоплательщика к общему режиму налогообложения может быть осуществлен как добровольно, так и принудительно.

Плательщики ЕСХН вправе добровольно вернуться на общий режим налогообложения с начала календарного года. Об этом они обязаны уведомить налоговую инспекцию до 15 января года, в котором предполагают осуществить такой переход.

Кстати, проблема учета и восстановления «входного» НДС всегда была камнем преткновения для налогоплательщиков при смене режима налогообложения. У плательщиков ЕСХН этой проблемы нет - в главе 26.1 НК РФ четко определено, как поступать с суммами НДС, принятыми к вычету до перехода на спецрежим или учтенными в составе расходов в период его применения. Напомним, что соответствующие поправки приняты Федеральным законом от 05.04.2004 № 16-ФЗ и действуют с 1 января 2004 года.

Суммы НДС, принятые к вычету до перехода на спецрежим, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат (п. 8 ст. 346.3 НК РФ). Подчеркнем, что речь идет о вычетах по товарам (включая основные средства и НМА), работам, услугам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС.

При возврате к общему режиму налогообложения налогоплательщик не вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные ему по товарам (работам, услугам), приобретенным в период применения спецрежима. Такое требование логично. Ведь эти суммы НДС налогоплательщик уже включил в расходы при исчислении налоговой базы по ЕСХН.

Единственная проблема с НДС, которая пока не разрешена на законодательном уровне, следующая: как исчислить налоговую базу по налогу при утрате налогоплательщиком права на применение спецрежима? Ведь в такой ситуации он обязан пересчитать налоги исходя из правил общего режима налогообложения за весь налоговый период. Как определить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет? Можно ли принять к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за время применения спецрежима? Ответа на эти вопросы глава 26.1 НК РФ не дает.

При переходе на общий режим с использованием метода начисления налогоплательщик обязан соблюдать определенные правила, а именно:

· не включать в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим, если эти суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по ЕСХН;

· отразить в налоговом учете остаточную стоимость основных средств исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, начисленной в соответствии с главой 25 НК РФ. Если сумма амортизации, рассчитанная по нормам 25-й главы, за период применения спецрежима будет меньше суммы расходов на приобретение основных средств, признанной при исчислении налоговой базы по ЕСХН, то полученную разницу нужно включить в доход при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Принудительный переход на общий режим налогообложения может произойти, если налогоплательщик утратил право на применение спецрежима или изначально такого права не имел. Налогоплательщик утрачивает право на применение ЕСХН, если не соблюдаются условия применения этого спецрежима.

Заключение

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) бюджетные учреждения

Список используемой литературы

1. Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп./ под ред. М. Романовского, О.Врублевской. - СПб.: Питер, 2009.

2. Федеральный закон от 29,12,2001г. № 187-ФЗ.

3. Налоги и налогооблажение: Учебник для вызоы/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2008

4. Налоги: Учебное пособие /под ред. Д.П. Черника. - 4-е изд.; перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 419 с.

5. Налоговый кодекс РФ

7. Паскачев А.Б. О поступлении налогов и задачах, стоящих перед налоговыми органами России. // Российский налоговый курьер. 2008 - №11 С. 64.

8. Федеральный закон РФ от 19.12.2006 г. №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».

9. Финансы: Учебник / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Перспектива, 2009. -

10. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет,Москва, 2009 г.

11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. - М.: «Дело ЛТД», 2008. - 505 с.

12. Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе. // Российский налоговый курьер 2008. №4

Подобные документы

    Сущность единого сельскохозяйственного налога. Перечень субъектов и объектов налогообложения. Порядок определения и признания доходов и расходов. Налоговая база, ставка, период. Доходы и расходы, не учитываемые при определении объекта налогообложения.

    статья , добавлен 24.06.2008

    Определение налогоплательщиков сельскохозяйственного налога, его объекты, налоговая база и ставка. Порядок и условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к общему режиму налогообложения. Порядок исчисления и сроки уплаты.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2011

    Порядок перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения. Документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию имущественных прав. Порядок исчисления и уплаты единого налога.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Налог на доходы физических лиц, водный, транспортный и земельный налоги. Порядок исчисления и исполнения обязанности по уплате единого сельскохозяйственного налога в организации ООО "Алексеевское". Совершенствование налогообложения в организации.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2010

    Особенности системы налогообложения организаций и физических лиц в сельских районах. Преимущества и недостатки применения единого сельскохозяйственного налога. Анализ системы налогообложения на сельскохозяйственных предприятиях Астраханской области.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2011

    Характеристика единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), объекты, субъекты и период налогообложения. Особенности налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Стандартные и имущественные налоговые вычеты, предъявляемые документы и заполнение декларации.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2012

    Законодательное регулирование порядка определения доходов и расходов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Особенности одновременного применения УСН и единого налога на вмененный доход.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Правовые основы деятельности сельхозпроизводителей. Действующая система исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Методика прогнозирования отдельных налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан на 2014-2015 годы.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2015

    Регулирование порядка применения системы налогообложения. Порядок исчисления и уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Плательщики налога. Оказание потребителям услуг. Ставки единого налога. Льготы по единому налогу.

    реферат , добавлен 23.12.2008

    Сущность и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН). Расчет единого налога при УСН. Правила заполнения декларации по УСН. Расчет и уплата единого налога на вмененный доход. Достоинства и недостатки специальных налоговых режимов.

Определение

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный ) - это специальный налоговый режим, позволяющий снизить налоговую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Исчисление и уплата ЕСХН регулируется главой 26.1 Налогового кодекса РФ. ЕСХН могут применять только сельскохозяйственные товаропроизводители, соответствующие критериям, установленным ст.346.2 Налогового кодекса РФ. В этой статье Налогового кодекса приведен перечень условий, разрешающих и запрещающих переход на ЕСХН.

Переход на ЕСХН осуществляется добровольно. Возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно или в обязательном порядке, в случае, если перестал соответствовать критериям, установленным ст.346.2 Налогового кодекса РФ.

Уплата ЕСХН предусматривает освобождение от следующих налогов:

Налога на прибыль для организаций/НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;

Налога на имущество;

Статьей 346.1 Налогового кодекса РФ предусмотрены исключения - случаи, когда , НДФЛ и НДС подлежат уплате, несмотря на применение ЕСХН.

Плательщики ЕСХН

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшие на ЕСХН в установленном порядке.

Налоговые ставки

Ставка ЕСХН составляет 6%.

Налоговый период

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год.

Особенности исчисления ЕСХН

Налоговой базой для ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Доходы и расходы определяются кассовым методом, т.е. по мере получения/уплаты денежных средств.

Перечень доходов, подлежащих налогообложению, является открытым. Авансы, полученные в счет предстоящих поставок, признаются доходом.

Перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, закрытый, т.е. если налогоплательщик осуществил расход, который не указан в данном перечне, этот расход не уменьшает налоговую базу. Авансы, уплаченные поставщикам, включаются в состав расходов только после получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и нематериальных активов, признаются после их оплаты и ввода в эксплуатацию.

Кроме того, все расходы должны быть документально подтверждены, экономически обоснованы, а расходы, в отношении которых установлены нормы, уменьшают налоговую базу только в пределах таких норм.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): подробности для бухгалтера

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2019 года

    При формировании налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. Имущественное право в виде права...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за август 2019 года

    ... /2/57921 В целях применения единого сельскохозяйственного налога выручка от реализации основных средств...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за август 2018
  • Наиболее частые нарушения выявляемые ФНС

    2017 N 1440-О). 7. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) п. 2.1 ст... при определении базовой доходности 9. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) п. 1, 2 ст... .3 НК РФ Необоснованное применение единого сельскохозяйственного налога вновь созданной организацией или вновь...

  • Изменения в налоговом законодательстве Республики Крым и Севастополя с 01.01.2019

    Об этом – в данной статье. Единый сельскохозяйственный налог Законом Республики Крым от 01 ... -ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым». Согласно...

  • Споры по налоговым спецрежимам (практика Верховного Суда РФ в 2018 году)

    Что при проверке правомерности применения единого сельскохозяйственного налога для признания налогоплательщика сельскохозяйственным товаропроизводителем...

  • Как выбрать специальный режим налогообложения

    Единый налог на вмененный доход, Единый сельскохозяйственный налог, Патентная система налогообложения, она только... уменьшается на сумму страховых взносов. Единый сельскохозяйственный налог Режим хорош, когда ваш доход...

  • Бухгалтерские и налоговые последствия изменения цены сделки

    Налогов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) либо платит единый налог...

  • Освобождение сельхозтранспорта от транспортного налога

    ... «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ. Поэтому для использования...

  • Сельскохозяйственной продукции, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), складывается из выручки от...

  • Признаем расходы, не дожидаясь факта продажи товаров

    По которым уплачиваются ЕНВД и единый сельскохозяйственный налог. Дело в том, что положения...

  • Вычет НДС по основному средству для плательщика ЕСХН с 2019 года

    Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС... индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, будут признаваться плательщиками НДС... объекта налогообложения плательщик ЕСХН уменьшает полученный им... поскольку налогоплательщик остается плательщиком ЕСХН, он по-прежнему учитывает... применяющему систему налогообложения в виде ЕСХН, при приобретении товаров (... будет, если плательщик ЕСХН воспользуется возможностью получить освобождение...

  • Плательщики ЕСХН будут уплачивать НДС и налог на имущество

    И индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (... систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), имеют право на освобождение... предприниматель получают освобождение как плательщики ЕСХН, достаточно подать только уведомление. ... нельзя определить, соответствует ли плательщик ЕСХН установленным критериям. Поэтому можно... товаропроизводителями. Таким образом, плательщикам ЕСХН придется вести раздельный учет имущества...

  • Подача уведомления об освобождении от уплаты НДС плательщиком ЕСХН

    Уже ознаменовался для плательщиков ЕСХН возможным повышением суммы их налоговых... подано. Особенности уплаты НДС плательщиками ЕСХН. «Приятное» сообщение о новой... и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признавались плательщиками НДС... налогоплательщику, но для плательщиков ЕСХН установлены особые, более мягкие... внимание: Даже если плательщик ЕСХН получил освобождение от обязанностей плательщика... РФ). Сложность для плательщиков ЕСХН, получивших освобождение от обязанностей...

  • Как влияет сумма дохода на право на освобождение от уплаты НДС плательщиком ЕСХН?

    Освобождены. В 2019 году плательщики ЕСХН столкнулись с новой налоговой нагрузкой... упрощений, которое применяется к плательщикам ЕСХН, пожелавшим воспользоваться возможностью не платить... применять спецрежим в виде уплаты ЕСХН одновременно с применением освобождения. ... за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от... освобождения от НДС для плательщиков ЕСХН значительно превысит аналогичный порог для... (тот же порядок для плательщика ЕСХН – при освобождении от обязанностей...