Формирование новой системы права источники попытки кодификации. Формирование новой системы права. Основные отрасли права в период абсолютизма

Формирование новой системы права

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Формирование новой системы права
Рубрика (тематическая категория) Право

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился˸ он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и другими формами актов.

Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации. С 1649 по 1696 г. (начала единоличного правления Петра I) было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти XVIII в. ежегодно издавалось в среднем около двухсот нормативных актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм. Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться последовательно.

Дополнительные трудности создавали плохо поставленная информация и публикация новых актов. Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлением. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов, тираж был небольшим.

Уже в 20-х годах XVIII в. было издано несколько сводных хронологических собраний нормативных актов˸ указные книги за 1714- 1718 и 1719-1720 гг. Основная масса нормативных материалов направлялась в соответствующие учреждения, канцелярии и архивы. Весьма слабо была поставлена работа по обобщению судебной практики. Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) системати­зации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача включалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был за­кончен проект Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (двадцать пять глав), но ᴇᴦο нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об уложении была первым опытом по систематизации права.

Кодификационная работа началась позже. В 1714 г. готовиться пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывается решать дела только на базе норм Уложения и не противоречащим ему указам. Специальной комиссии поручалось свести все последую­щие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената.

Формирование новой системы права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование новой системы права" 2015, 2017-2018.

Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами в первой четверти XVIIIв. были:

1. Регламенты. Всего в этот период было утверждено семь регламентов: Кригс-комиссару (о выдаче жалованья в полках, 1711г.), Штатс-конторе (о государственных расходах 1719г.), Коммерц-коллегии (о торговле, 1719г.), Камер-коллегии (о государственных доходах 1719г.), Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий1720г.), Главному Магистрату (о городском устройстве, 1721г.), Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении, 1721г.). Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.

2. Манифесты. Издавались только монархом и за его подписью, и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, крупные политические события и акции, начало войны или подписание мира.

3. Именные указы. Также издавались и подписывались монархом. В них формулировались решения, относящиеся и адресованные к конкретным государственным учреждениям или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные указы дополнялись уставами, учреждениями или регламентами.

4. Указы. Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом, и нацелены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности. В них содержались правовые нормы и административные предписания. Адресовались они определенному органу или лицу и были обязательны только для них. В форме указа выносились судебные решения Сената.

5. Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (1716г.-Воинский устав, 1720г.-Морской устав, 1729г.-Вексельный устав).

Для системы правовых источников в целом в данный период было характерным очевидное преобладание законодательной формы над судебной практикой и, особенно обычаем. Законодательная функция ассоциируется с волей монарха. В 1700-1703гг формируются Новоуказные книги, состоящие из актов, принятых после Новоуказных статей. Попытки синтезировать вновь принятые правовые нормы и нормы действующего Соборного Уложения осуществлялись на протяжении 1714-1718гг. Изменения, произошедшие в политической и государственной системе России при ее вступлении в период абсолютизма, привели к изменениям в сфере уголовного права. В начале XVIII в суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным Уложением 1649г и Новоуказными статьями. Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1715г при создании «Артикула воинского».

Воинские артикулы состояли из 24 глав и 209 статей и были включены в качестве части второй в Воинский устав.

Юридическая техника Воинского устава достаточно высокая: законодатель впервые стремится использовать наиболее емкие и абстрактные юридические формулировки и отходит от традиционной для русского права казуальной системы. Чтобы отдельная норма могла вобрать в себя максимально больше случаев, она дополняется особым толкованием. В « толке» либо конкретизируются правовые ситуации, уточняются обстоятельства, приводятся примеры и т.п. либо указывается на открытый характер нормы, дается свобода судебного толкования.

В декабрьском указе 1714г подчеркивался материальный характер преступного деяния: не только не исполнения воли государя, но наличие вреда для государства. В одном из приложений к Воинским артикулам отмечалось, что суды могут устанавливать наказания, применяя принцип аналогии. Меняется терминологическое определение преступного деяния: под ним стали понимать не «воровство», как ранее, а « злодейство», « проступок», « преступление». В Уставе Благочиния (1762г.) впервые проводится разграничение между проступком и преступлением. В Манифесте 1763г подчеркивается характер преступления как деяния, запрещенного законом.

В1682г именным указом усиливалась ответственность за преступный умысел, в Воинских артикулах по некоторым видам преступлений (квалифицированное убийство, поджег) умысел наказывался наравне с законченным преступлением.

Наказание и его применение характеризовалось рядом особенностей:

а) отсутствием индивидуализации: когда вместе с преступником или вместо него наказывались его родственники;

б) неопределенностью формулировок («по суду наказан будет», « по обстоятельствам дела наказан будет» и т.п. - неопределенность приговора усиливала общее состояние страха);

в) отсутствием формального равенства перед законом: разная ответственность за одно и то же преступление предусматривалась для представителей разных сословий - дворянина и крестьянина, офицера и солдата.

Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

Следующей инстанцией был Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными.

Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии.

Судебные органы были многообразными. В 1713г в губерниях учреждались ландрихтеры (местные судьи).

В1722г была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров.

Новыми чертами организации судебной системы в первой четверти XVIII в. стали:

Коллегиальное устройство судов;

Попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной;

Учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально учрежденных органов (прокурора, фискалов, аудиторов);

Совмещение гражданской и военной инвестиции (аналогичная ситуация складывалась в сфере местного управления, где наряду с гражданскими органами местного самоуправления действовали военные «полковые дворы»).

Гражданское право в первой четверти XVIII века в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты. Поэтому начинает более определенно преследоваться индивидуализация частных имущественных и обязательственных прав. Закон как источник прав и обязанностей становится доминирующим, а традиционные и обычные нормы отходят на второй план.

Существенные преобразования произошли в области вещных прав. В положении Указа о единонаследии 1714 г устанавливался единый правовой режим для разных форм землевладения (вотчин и поместий) и вводилось единое понятие «недвижимость». Для сохранения комплектности дворянского земельного фонда затруднялся порядок отчуждения недвижимости и запрещался ее заклад. Продажа осуществлялась лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств («по нужде») и с уплатой высокой пошлины.

Другим средством для перераспределения имущественных ценностей в обществе являлись нормы наследственного права. Важнейшие изменения в эту область внес Указ о единонаследии 1714г («О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»).

Различалось наследование по завещанию и по закону. Наследователь мог завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору. Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещательного распоряжения.

Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей.

В 1731 г главные положения Указа о единонаследии отменяются. С этого времени наследование по закону регламентируется следующим образом: недвижимость переходит ко всем сыновьям в равных долях, дочери получают одну четырнадцатую, а вдова-одну восьмую, из движимого имущества дочерям выделяется одна восьмая, а вдове-одна четвертая доля.

Указ о единонаследии внес изменения и в сферу семейного права. Был повышен брачный возраст для мужчин-до 20 лет, для женщин-до 17 лет.

В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным.

На вступление в брак требовалось согласие родителей брачующих и начальства для военнослужащих, а также знание арифметики и геометрии-для дворян. Крепостные вступали в брак с дозволения господ.

По закону требовалось свободное согласие брачующихся, что было подтверждено актом, запрещающим принудительные браки (1724г).

Признавался только церковный брак. С 1721г разрешено было заключать смешанные браки с христианами конфессий (католиками, протестантами), брак с иноверцами запрещался.

В первой четверти XVIII в. формируется принцип законности. Место обычая и традиции окончательно занимает закон. Монарх как носитель и центр государственного интереса, глава законодательной, исполнительной и судебной власти воплощает идею законности. Игнорирование и неуважение закона стали рассматриваться как преступления. Соблюдение государственных установлений объявлялась важнейшей задачей всех органов власти и управления, должностных и частных лиц. Принципы законности были сформулированы в Указах « О хранении прав гражданских» (1722г), « О соблюдении благочиния во всех судебных местах» (1724 г) и « О важности государственных уставов» (1724г).

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверж­далась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существен­но изменился: пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и др.

В 80-х гг. XVII в. делались неоднократные попытки привести ряд «новоуказных статей» в систему и соответствие с Соборным Уложением. Давались указания по составлению проектов новых законов по делам, не урегулированным в действующем законодательстве.

Частичная систематизация отраслевых норм проводилась еще ранее: в 1667 г. утвержден Новоторговый устав, в 1669 г. - Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах, в 1676 г. - Но­воуказные статьи о поместьях, в 1680 г. - Новоуказные статьи о вотчинах, в 1681 г. - о вотчинных и поместных делах. В 1682 г. было принято Соборное деяние об отмене местничества - принципиально важный акт, изменивший систему формирования органов государствен­ного управления.

В XVII в. церковная юрисдикция по гражданским делам была весьма широкой. Церковные суды рассматривали споры о приданом и неустой­ках по брачным договорам, дела об усыновлении и праве наследования для усыновленных. По этим делам церковному суду были подсудны как миряне, так и духовные лица.

После проведения петровской церковной реформы юрисдикция цер­кви резко сократилась, сузился и" круг источников церковного права. Основным актом, регламентировавшим деятельность Церкви, стал Ду­ховный регламент, была свернута работа по систематизации церковного законодательства.

В первой четверти XVI1I в. можно отметить новые черты, свойствен­ные законодательству, - оно стало более четким по форме и менее казуальным, усилились черты юридического формализма и абстракт­ности. Письменное оформление законов и их публикация стали обяза­тельными. Впервые появилось указание на то, что закон не имеет обрат­ной силы, подчеркивается неукоснительность его исполнения., В отдель­ных указах определялся порядок систематизации (инкорпорации) норма­тивного материала.

Законодательная инициатива, принадлежавшая прежде всего мо­нарху, постепенно (в первой четверти XVIII в.) распространилась на центральные государственные учреждения и специальные комиссии. В составлении Табели о рангах наряду с монархом приняли участие Воен­ная, Адмиралтейская и Иностранная коллегии и аппарат Сената.



При составлении Устава воинского 1716 г. использовался целый ряд предварительно подготовленных актов: Строевой устав пехоты (1700), Уложение Шереметева (1702), Краткий артикул Меншикова (военно-уголовный закон 1706 г.), с 1712 г. сам Петр I принимал активное участие в разработке военно-уголовного законодательства.

Публикация и толкование законов возлагались на Сенат. Послед­ний предлагал свое толкование императору, принимавшему окончатель­ное решение по существу.

Большое число издаваемых актов требовало систематизации и ко­дификации. С1649 по 1696 г. было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I принято более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти XVIII в. в среднем ежегодно издавалось около двухсот нормативных актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимо­исключающих норм.

Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться последова­тельно. Дополнительные трудности создавали недостаточная информа­ция о новых актах, их несвоевременная публикация. Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлени­ем. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов, тираж был небольшим.

Монополия приказных людей на знание законов затрудняла процесс правоприменения. С конца XVII в. делались попытки расширить круг лиц, знакомых с законодательством, составлялся академический проект обучения «основам правосудия». Петровские преобразования потребова­ли более решительного формирования корпуса правоведов - был заим­ствован континентально-европейский путь их подготовки: не через прак­тику и опыт правоприменительной работы, а через обучение теоретичес­ким основам юриспруденции. Уже с конца X V I I в. принимались энергич­ные меры как для упорядочения законодательства, так и для развития теоретической юриспруденции.



Уже в 20-х гг. XVIII в. было издано несколько сводных хронологи­ческих собраний нормативных актов: указные книги за 1714-1718 и 1719-1720 гг. Основная масса нормативных материалов направлялась в соответствующие учреждения, канцелярии и архивы. Работа по обобще­нию судебной практики была поставлена весьма слабо.

Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) систематизировать правовые

нормы была предпринята учрежденной в 1700 г. Палатой об Уложении. Главной задачей органа стало привести в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача заключалась в обновлении судебной и управленчес­кой практики путем включения в нее новых норм права.

Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был закончен проект Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (25 глав), но его нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об Уложении, была первым опытом по систематизации права.

Кодификационная работа началась позже.

В 1714 г готовился пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывалось решать дела только на основе норм Уложения и не противоречащих ему указов. Специальной комиссии по­ручалось свести все последующие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената.

В 1718 г. в докладе Юстиц-коллегии было предложено в качестве источника новых правовых норм принять шведские законы, включив в единый свод Соборное Уложение, новые указы и шведский кодекс. В области поземельных отношений предлагалось использовать лифлянд-ские законы. Сенату было указано окончить кодификационную работу (с учетом иностранного законодательства) к концу 1720 г.

Источниками этой кодификации были Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Большинство новых статей оказалось в разделах о земельном и вещном праве, в разделах уголовного права и судопроизводства осталось много старых норм. Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. Этой задаче посвящались и подбор новых норм, и изменение принципов толкования и применения закона.

С 1720 по 1725 г. Уложенной комиссией было проведено более двух­сот заседаний. Первоначально происходили параллельное слушание и разбор текстов Соборного Уложения 1649 г. и шведского Уложения. В 1721 г. было составлено более двухсот новых статей: о государственных и частных (партикулярных) преступлениях, о судебном процессе по гражданским делам, об уголовных преступлениях, о наследовании, бла­гочинии и городском управлении.

В 1700-1703 гг. Палатой об Уложении была предпринята первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. и привести их в соответствие с Судебниками 1497 и 1550 гг. и Соборным уложением 1649 г., а также вновь принятыми во второй половине XVII в. нормативными актами. Также необходимо было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 г. проект Новоуложенной книги, которая впоследствии не была одобрена царем.

В 1720-1725 гг. в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в работе которой основными были нормы права Соборного уложения 1649 г., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения из четырех книг (они содержали 120 глав, разделенные на 2000 статей): первая книга «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; вторая - «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; третья - О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; четвертая книга - «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии». Но по­сле смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была остановлена. При Петре I были утверждены следующие кодифицированные акты (кодексы): (1714-1715), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720), Пункты о вотчинных делах (1725).

Первый Гражданский кодекс в России принят в 1922 г., далее были Гражданский кодекс 1964 г. и действующий по настоящее время Гражданский кодекс РФ 1994 г. (в трех частях). Первый уголовный кодекс был принят в 1919 г. (новое издание его было подготовлено в 1926 г.). Сейчас действует Уголовный кодекс РФ 1996 г. (части Общая и Особенная). Также есть Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ. Кодекс РФ об административных правонарушениях, Земельный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Се­мейный кодекс РФ, Уголовный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

В 1700-/ 703 гг. Палатой об Уложении была предпри­нята первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. и привести их в соответствие с Судебниками 1497 и 1550 гг. и Соборным уложением 1649 г., а также вновь принятыми во второй половине XVII в. нормативными актами. Также необходимо было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 г. проект Новоуложенной книги, которая впоследствии не была одобрена царем.

В 1720-1725 гг. в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в работе которой основными были нормы права Соборного уложения 1649 г., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения из четырех книг (они содержали 120 глав, разделенные на 2000 статей): первая книга «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежа­щих»; вторая - «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; третья - О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; четвертая книга - «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии». Но после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была остановлена. При Петре I были утверждены следующие кодифицированные акты (кодексы): Артикул воинский (1714-1715), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720), Пункты о вотчинных делах (1725).

Кодификационные комиссии Сената работали при Анне Иоанновне

При Елизавете в 1754 г. работала новая Уложенная комиссия, задачей которой стала очередная переработка старой и создание новой системы права. В связи с Семилетней войной работа над Уложением приостановилась, и возобновилась она с 1760 г. Во вторую часть проекта были внесены изменения, связанные, в частности, с проектами отмены смертной казни. В 1761 г. Сенат издал Указ о созыве сословных представителей от дворянства и купечества для обсуждения и утверждения проекта. Со смертью Елизаветы (25 декабря 1761 г.) работа над Уложением вновь приостановилась.

В 1830 г. изданы все важнейшие законы Российской империи, в которых нормы права изложены по институтам (систематический метод). В их основе лежит частное право (определительные и охранительные законы) и публичное право (законы государственного союза: основные законы и законы учреждения о сословиях).

Первый Гражданский кодекс в России принят в 1922 г., далее были Гражданский кодекс 1964 г. и действующий по настоящее время Гражданский кодекс РФ 1994 г. (в трех частях). Первый уголовный кодекс был принят в 1919 г. (новое издание его было подготовлено в 1926 г.). Сейчас действует Уголовный кодекс РФ 1996 г. (части Общая и Особенная). Также есть Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ. Кодекс РФ об административных правонарушениях, Земельный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

Изменение правовых норм в рассматриваемый период преследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостнического строя. Вместе с тем царизм был вынужден учитывать в определенной ступени интересы развивавшейся торговой и промышленной буржуазии.

Кодификация права : Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России терпели неудачу. В 1804 году Комиссия под руководством М.М. Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь Гражданского кодекса 1804 года. Одновременно велась работа по составлению Свода действующих законов. В 1832 году Свод законов Российской империи был опубликован и введен в действие с 1835 года. Кодификация русского права привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права.

Гражданское право : В первой половине 19 века законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в 10 томе Свода Законов. Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развития товаро-денежных отношений. Существовали следующие виды договоров: договор мены, договор купли-продажи, договор запродажи, договор имущественного найма, договоры поставки и подряда, договор займа, договор товарищества, договор личного найма.

Семейное право : Книга первая Свода Законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин- в 18 лет, для женщин- в 16 лет. Законным браком считался церковный брак. Расторжении брака разрешалось в немногих случаях и произодилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Дети делились на законных, рожденных в «законном браке», и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

Наследственное право . Имущество переходило наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться «в здравом уме и твердой памяти» лицами не моложе 21 года. Для завещания обязательной была письменная форма. При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону.

Уголовное право . Свод законов излагал нормы уголовного права в книге первой 15 тома. Книга состояла из 11 разделов. Понятие преступления, заимствованное из 5 тома Свода Законов, формулировалось более развернуто. В Уложении не было четкой границы между понятиями «преступление» и «проступок». Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государственным преступлениям. Специальные разделы были посвящены преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям. Раздел «О преступлениях и проступках против законов о состояниях» предусматривал защиту сословных прав и привилегий, охраняя и закрепляя сословное разделение людей в обществе. В особом разделе содержались нормы, относившиеся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Обширный раздел был посвящен преступлениям против собственности частный лиц.

В Уложении вводилась довольно сложная система наказаний. Все наказания делились на два разряда: наказания уголовные и наказания исправительные. К наказаниям уголовным относились: лишение всех прав состояния и сочетании либо со смертной казнью, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. К наказаниям исправительных относились: ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в крепость, тюрьму, смирительные или работные дома, кратковременный арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания. К этим наказаниям обычно добавлялись наказания розгами для лиц, не освобожденных от телесных наказаний.

Процесс в рассматриваемый период в основном оставался инквизиционным. Указов 1801 года запрещались пытки при производстве расследования дел. Но на практике они применялись широко.

В условиях кризиса феодализма абсолютная монархия стремилась удержать власть дворян усилением карательных звеньев государственного аппарата. С этой целью были созданы Третье отделение императорской канцелярии, корпус жандармов. В развитии права следует отметить уникальную систематизацию законодательства- создание Полного Свода Российской Империи.

После создания Свода Сперанский предполагал приступить к третьему этапу систематизации- к созданию Уложения, которое предполагало кодификационный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа, издание в 1845 году Уложения о наказаниях уголовных и исправительных- первого настоящего уголовного Кодекса.