Акты издаваемые правительством российской федерации. Виды правовых актов правительства рф. Изменение постановления Правительства РФ

  • Конституционное право как отрасль Российского права
    • Понятие конституционного права как отрасли права
    • Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды
    • Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты
    • Конституционно-правовое принуждение
    • Система конституционного права
  • Конституционное право как наука
    • Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
    • Источники и методология науки конституционного права
    • Развитие науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Источники конституционного права
    • Конституционные источники
    • Законодательные источники
    • Подзаконные и локальные источники
    • Судебные источники
    • Договорные источники
    • Международные источники
  • Конституция Российской Федерации
    • Конституции: понятие, сущность, функции
    • Виды конституций
    • Конституционное развитие российского государства
    • Конституция Российской Федерации: юридические особенности
    • Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
    • Осуществление Конституции и конституционное правосознание
  • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Понятие основ конституционного строя
    • Основные конституционные начала публичной власти в Российской Федерации
    • Конституционные принципы федеративного устройства
    • Основные конституционные начала общественного устройства
  • Обеспечение человеческого достоинства - главная цель конституционно-правового регулирования
  • Конституционное положение человека и гражданина: понятие, конструкция, содержание
    • Правовое и конституционное положение человека и гражданина
    • Юридическая конструкция и содержание конституционного положения человека и гражданина
    • Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина
    • Условия реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
    • Юридические гарантии конституционных прав и свобод
    • Принципы конституционного положения человека и гражданина
  • Отношения гражданства
    • Понятие российского гражданства
    • Принципы гражданства
    • Признание гражданства
    • Приобретение гражданства
    • Прекращение гражданства
  • Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев
    • Иностранные граждане, лица без гражданства
    • Беженцы и вынужденные переселенцы
  • Право граждан на объединение
    • Право на объединение
    • Негосударственные организации
    • Некоммерческие организации
    • Общественные объединения
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения общественных объединений
    • Политические партии
  • Свобода совести, вероисповедания
    • Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право
    • Религиозные объединения: понятие и виды
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений
  • Свобода мысли и слова
    • Свобода мысли и слова: понятие и содержание
    • Конституционно-правовой режим гласности
    • Правовое положение средств массовой информации
  • Право граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Формы осуществления права граждан на публичные мероприятия
    • Реализация права граждан на публичные мероприятия
  • Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Российской Федерации
    • Национальные меньшинства в России
    • Международно-правовые основы статуса национальных меньшинств
    • Защита национальных меньшинств в российском праве
  • Теория государственного устройства
    • Понятие государственного устройства
    • Унитарные государства и унитарные государства с законодательно-территориальными автономиями
    • Федерация: понятие, виды
  • Юридическая природа Российской Федерации
  • Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
    • Эволюция статуса субъектов Российской Федерации
    • Признаки субъектов Российской Федерации
    • Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации
    • Классификация субъектов Российской Федерации
    • Изменение состава субъектов Российской Федерации
  • Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
    • Понятие административно-территориального устройства
    • Становление и правовое регулирование административно-территориального устройства
    • Населенные пункты. Виды административно-территориальных единиц
    • Административно-территориальные преобразования. Административно-территориальный процесс
  • Система органов государственной власти в Российской Федерации
    • Понятие органа государственной власти
    • Система органов государственной власти
    • Виды органов государственной власти
  • Президент Российской Федерации
    • Понятие института президентуры. Место Президента в системе федеральных: органов государственной власти
    • Порядок занятия должности Президента
    • Компетенция Президента
    • Акты Президента
  • Федеральное собрание Российской Федерации
  • Федеральный законодательный процесс
    • Законодательная компетенция федеральных органов государственной власти
    • Внесение законопроектов в Государственную Думу
    • Рассмотрение законопроектов Государственной Думой
    • Рассмотрение законов в Совете Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Советом Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом
  • Правительство Российской Федерации
  • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
  • Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Место прокуратуры в системе государственных органов
    • Система органов прокуратуры
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры, функции ее органов
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Избирательное право и избирательные системы Российской Федерации
    • Понятие и значение выборов, их виды
    • Понятие и принципы российского избирательного права
    • Избирательные системы
    • Источники российского избирательного права
    • Тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
  • Выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Выборы Президента Российской Федерации
    • Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Выборы в субъектах Российской Федерации
  • Референдум как форма народовластия
    • Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме
    • Предмет референдумов
    • Порядок организации и проведения референдума
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    • Понятие и принципы местного самоуправления
    • Законодательные основы местного самоуправления
    • Территориальные и организационные основы местного самоуправления
    • Финансово-экономические основы местного самоуправления

Правовые акты Правительства

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения. Правительственные акты обладают следующими отличительными признаками:

  1. подзаконность, означающая их издание на основании и во исполнение федеральных законов, детализацию и конкретизацию отдельных положений федеральных законов и указов Президента;
  2. фундаментальность, поскольку они занимают высшую ступень в иерархии актов федеральной исполнительной власти, выступают основой для ведомственных нормативных актов и актов органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  3. многофункциональность, связанная с выполнением ими различных юридических функций, в том числе регулятивных, правоприменительных и правореализационных;
  4. обязательность к исполнению на всей территории Российской Федерации;
  5. обеспеченность исполнения всей системой федеральных органов государственной власти.

В том случае, если федеральный закон не предусматривает конкретный срок для принятия правительственного акта, этот срок определяется Правительством и закрепляется в плане его нормотворческой деятельности. Правительственные акты, издаваемые во исполнении е указов 1I резидента. принимаются не „позднее чем в месячный срок после вступления в силу соответствующих указов, если последними не установлен иной срок.

Акты Правительства нормативного характера издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера издаются в форме распоряжений. В практике издания правительственных актов встречаются распоряжения нормативно-технического и нормативно-организационного характера.

В форме постановлений Правительства принимаются акты, которые устанавливают:

  • порядок реализации гражданами конституционных прав, свобод, обязанностей;
  • правила предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • программно-целевые акты, обеспечивающие комплексное развитие определенных сфер и отраслей жизнедеятельности;
  • статус федеральных органов исполнительной власти, федеральных учреждений и предприятий.

Механизмы отдельных видов публичного администрирования, включая формы и порядок реализации властных полномочий должностными лицами, взаимодействия между государственными органами.

Распоряжения Правительства принимаются по вопросам:

  • служебно-кадровым, связанным с назначением и освобождением от должности, с применением мер дисциплинарных взысканий и поощрений;
  • наделения, распределения отдельных функций и полномочий;
  • организационно-структурным, связанным с образованием различных органов и организаций;
  • по финансово-хозяйственным - о выделении денежных средств, передаче государственного имущества.

С предложением в Правительство о разработке того или иного акта вправе обращаться руководители федеральных государственных органов, учреждений и предприятий, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации, граждане и организации. По результатам рассмотрения указанных предложений, если они будут признаны обоснованными, Председатель Правительства и его заместители дают поручения о разработке проекта акта.

Проекты правительственных актов вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами и организациями. Все проекты постановлений Правительства, имеющие нормативный характер, согласовываются с Министерством юстиции РФ, а проекты актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета, согласовываются с Министерством финансов РФ.

Следует иметь в виду, что проекты правительственных актов вносятся после проведения необходимой экспертизы (юридической, экологической, научно-технической). В качестве приложения они должны иметь пояснительную записку, содержащую расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий их реализации.

Постановления и распоряжения Правительства могут приниматься на заседаниях Правительства либо его президиума, а также Председателем Правительства единоначально в пределах его компетенции. Окончательную доработку проекта акта, в том числе рассмотренного на заседании Правительства и получившего одобрение, его редактирование перед внесением на подписание Председателя Правительства осуществляют аппарат Правительства.

Подготовленный и согласованный всеми службами проект постановления или распоряжения визируется заместителем Председателя Правительства (в соответствии распределение обязанностей) и передается руководителю аппарата Правительства для доклада председателю Правительства. Руководитель аппарата Правительства проставляет дату подписания постановления, подтверждая его подлинность своей визой и организует издание акта в установленном порядке.

Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства, а в период его временного отсутствия - исполняющим обязанности Председателя Правительства. За время деятельности Правительства, сформированного в мае 2000 г., ни одного акта, подписанного исполняющим обязанности Председателя Правительства, в Собрании законодательства РФ не было опубликовано.

От правовых актов Правительства следует отличать иные виды актов, исходящих от Правительства или его членов и оформляемых в виде различных управленческих документов, таких как письма, поручения, служебные записки, протоколы заседаний, обращения, заявления.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и организаций, вступают в силу по. истечении семи дней со дня первого официального опубликования, но не ранее дня официального опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, в том числе постановления, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, или с той даты, указанной в самом постановлении.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня подписания, если в них не указан иной срок. Датой официального Опубликования правительственного акта считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Распоряжения Правительства подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после подписания. Правительственные акты официально публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации», но могут быть неофициально опубликованы в иных печатных изданиях, а также разосланы конкретным исполнителям. Контроль за правильностью и своевременностью их опубликования осуществляет аппарат Правительства.

Акты Правительства могут быть отменены. Президентом в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. За девять лет действия Конституции 1993 г. Президент воспользовался своим правом отмены правительственных актов не более трех раз, что говорит о «резервном» характере указанного полномочия, закрепленного не столько с целью реального использования сколько в качестве элемента конституционной модели формы правления.

Правительство вправе отменять или приостанавливать действие своих актов по собственной инициативе, если их издание не было обусловлено вышестоящей правовой нормой.

Постановления Правительства могут быть рассмотрены Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Конституции. Постановления и распоряжения Правительства могут быть обжалованы (оспорены) гражданами, организациями, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в Верховный Суд, в Высший Арбитражный Суд в соответствии с их подведомственностью в случае несоответствия правительственных актов федеральным законам и указам Президента и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.

Если суд установит, что постановление Правительства не соответствует акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы заявителя, то он принимает решение о признании нормативного акта недействующим, т.е. не подлежащим применению со дня издания или со дня вступления в силу решения суда, Распоряжения Правительства, не соответствующие законодательству, признаются недействительными, т.е. не порождающими юридических последствий с момента издания.

В случае вынесения судом решения о признании акта Правительства несоответствующим Конституции, недействующим или недействительным, оно обязано привести свои акты в соответствие с федеральным законодательством, а судебные решения незамедлительно довести до сведения исполнителей правительственных актов.

Действует множество официальных документов. В то же время среди них прослеживается четкая иерархия по юридической силе. На первом месте в данной иерархии находятся законы (в том числе законы субъектов), далее идут подзаконные и внутригосударственные соглашения и договоры.

В данной статье мы рассмотрим, какое место в этой системе занимают постановления Правительства Российской Федерации.

Что такое постановление Правительства

Итак, постановление Правительства - это правовой нормативный акт, который принимается в исполнение и на основании нормативных актов, имеющих более высокую юридическую силу (федеральных законов, указов Президента).

Согласно Конституции, действие постановлений распространяется на всю территорию России, если не установлено иное. Их исполнение обеспечивается Правительством посредством дачи соответствующих указаний подведомственным органам исполнительной власти.

Отличие постановления от других актов Правительства

Правительство России имеет полномочия на издание различных документов. Среди них - постановления, распоряжения, поручения, протоколы заседаний и совещаний. Помимо этого, указанный властный орган занимается законопроектной деятельностью.

Главное отличие постановления Правительства - это его нормативный характер. Ненормативность же юридического документа определяется наличием одновременно следующих признаков:

  • Однократность применения или рекомендательный характер.
  • Персонифицированность.

Утверждение постановления Правительства

Порядок разработки и утверждения актов Правительства строго урегулирован нормами права - Указом Президента РФ № 763, постановлением Правительства № 260 и другими документами.

Инициатива разработки проекта постановления может принадлежать не только самому Правительству России, но и федеральным органам власти. Ответственные за разработку органы и подразделения должны соблюдать Регламент Правительства РФ, а также Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых документов.

Постановления Правительства - это весьма эффективный инструмент, позволяющий выявить проблемы, связанные с чрезмерностью управления в какой-либо сфере общественной жизни. Помимо такой оценки проводится общественное обсуждение проекта акта, в рамках которого у экспертов есть возможность дать комментарии и внести предложения в разрабатываемый проект.

Иногда не проводится оценка регулирующего воздействия и общественное обсуждение проекта постановления Правительства. Это обусловлено тем, что такой документ или его часть может содержать конфиденциальную или секретную информацию.

По итогам прохождения всех этапов разработки текст постановления, если он не содержит конфиденциальные или секретные сведения, должен быть официально опубликован в конкретных открытых источниках. К таковым относятся Собрание законодательства РФ, "Российская газета" и Официальный портал правовой информации в сети интернет. Опубликование должно быть произведено не позднее 10 дней после подписания председателем.

Вступление в силу постановления обычно происходит через неделю после опубликования.

Изменение постановления Правительства РФ

Изменение и отмена правовых актов возможны актом той же юридической силы. Касается это и постановлений Правительства.

Следовательно, чтобы внести изменения в указанный документ, необходимо пройти все те же процедуры, что и при его первичной разработке. Такое правило способствует тому, что принимаемые документы становятся более продуманными и отработанными, ведь для их изменения не существует упрощенной процедуры.

Кроме того, заново проводится общественное обсуждение проекта акта. Любой гражданин имеет возможность ознакомиться с предлагаемыми изменениями на соответствующем сайте.

Полномочия Правительства РФ, согласно ст. 115 Конституции РФ, реализуются посредством его актов – постановлений и распоряжений , которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ обеспечивает исполнение изданных им актов. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты, не имеющие нормативного характера, – в виде распоряжений.

Нормативный характер актов означает порождение ими и содержание в них нормы права, принятие их по наиболее важным, общим вопросам, а также общеобязательность для всей страны. Распоряжения принимаются по текущим оперативным вопросам.

Порядок принятия собственных актов устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ и определен в Регламенте Правительства РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".

Акты Правительства РФ обязательны для исполнения всеми субъектами права на территории РФ и лишь в случае коллизии постановления или распоряжения Правительства РФ с нормативным актом, имеющим более высокую юридическою силу (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и указы Президента РФ), применению подлежит этот акт, а не акт Правительства.

Все акты Правительства РФ подписывает только Председатель Правительства РФ.

Согласно Указу Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" официальными источниками публикации актов правительства являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации". Акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства РФ осуществляет Аппарат Правительства РФ.

По общему правилу постановления Правительства подлежат опубликованию в течение 15 дней с момента их подписания.

Исключением из этого правила являются акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не подлежащие открытому опубликованию.

Порядок вступления актов Правительства РФ в силу предусматривает четыре варианта. Первые три касаются постановлений Правительства РФ. Так, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Относительно постановлений Правительства РФ, не касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, законодательство предусматривает вступление таких актов в силу по общему правилу со дня их подписания и иной порядок, предусмотренный в самом постановлении.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

К актам Правительства РФ относятся также обращения, заявления и иные акты, не носящие правовой характер.

  • "О временном приостановлении пропуска граждан Исламской Республики Иран через государственную границу РФ, въезжающих на территорию РФ в целях обучения и осуществления трудовой деятельности, а также частных, туристических и транзитных целях, за исключением граждан государств - членов Евразийского экономического союза, экипажей воздушных судов, членов официальных делегаций и лиц, имеющих вид на жительство в РФ"
  • "О распределении иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала"
  • "О распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение обеспечение денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения"
  • "Об особенностях регулирования использования радиочастотного спектра в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года" (вместе с "Положением об особенностях регулирования использования радиочастотного спектра в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года")
  • "О ввозе в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов" (вместе с "Правилами ввоза в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов")
  • "Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности"
  • "Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. N 430 и пункта 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2018 г. N 909"
  • Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики" (вместе с "Положением о Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики")
  • "О внесении изменения в пункт 5 Положения о Правительственном совете по развитию отечественной кинематографии"
  • "О внесении изменений в Положение об особенностях списания федерального имущества"
  • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 718"
  • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2012 г. N 563 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
  • "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации"
  • "О внесении изменений в перечень банков, утв. распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р"
  • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.01.2020 N 56-р"
  • "О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции"
  • "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
  • "О поручениях органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным государственным органам и организациям в целях оказания содействия избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ"
  • "О введении временного запрета на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации"
  • "О проведении ликвидационных мероприятий по упразднению Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа"
  • "О внесении изменений в отдельные распоряжения Правительства Российской Федерации"
  • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29.03.2018 N 533-р"
  • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р"
  • "О перечне базисов поставки, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа"
  • "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики"
  • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р"
  • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. N 860"
  • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2015 N 753-р"
  • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260"
  • "О внесении изменений в Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"
  • "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам вещевого обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"
  • "О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. N 836"
  • "О временном ограничении въезда иностранных граждан с территории Республики Корея"
  • "О временном ограничении въезда иностранных граждан с территории Исламской Республики Иран"
  • "О временном приостановлении пропуска граждан Исламской Республики Иран через государственную границу Российской Федерации, въезжающих на территорию Российской Федерации в целях обучения и осуществления трудовой деятельности, а также частных, туристических и транзитных целях"
  • "О внесении изменений в Перечень аэродромов совместного базирования Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007 N 1034-р"
  • "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований"
  • "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
  • "Об использовании некоторых участков автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск на платной основе"
  • "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе"
  • "Об утверждении программы социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы" (вместе с "Индивидуальной программой социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы")
  • "О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
  • "Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели"
  • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
  • "О порядке применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве" (вместе с "Правилами применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве")
  • "О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"
  • "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р"
  • "О вступлении в силу Изменений к Сводам Правил, утв. Приказами Минстроя РФ от 19.12.2019 N 822/пр, N 823/пр, N 824/пр"
  • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 1415"
  • "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"
  • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 27.07.2019 N 1677-р"
  • "Об отчуждении находящихся в федеральной собственности обыкновенных акций акционерного общества "Электронные торги и безопасность", внесении изменений в распоряжения Правительства РФ от 21.06.2014 N 1110-р, от 29.07.2014 N 1419-р"
  • "О внесении изменения в пункт 92 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
  • "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
  • "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории международного медицинского кластера"
  • "О внесении изменений в Положение об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" и федеральными органами исполнительной власти от имени Российской Федерации полномочий учредителя и собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации"
  • "Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга"
  • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р"
  • "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации"
  • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084"
  • "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества"
  • "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на возмещение затрат на обращение с радиоактивными отходами"
  • "О внесении изменения в пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1766"
  • "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
  • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 N 134-р"
  • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31.01.2020 N 153-р"
  • "О внесении изменений в перечень государственных программ Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р"
  • "О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации"
  • "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 912"
  • "О внесении изменения в перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану"
  • "О внесении изменения в Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно"
  • "О внесении изменения в таблицу 1 приложения к требованиям к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа"
  • "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719"
  • "О внесении изменения в пункт 5 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено"
  • "О внесении изменения в Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы"
  • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. N 1413"

Общие положения, определяющие статус актов, издаваемых Правительством РФ, закреплены в ст. 115 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе "О Правительстве РФ".

Конституция РФ устанавливает, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает и обеспечивает исполнение:

  • · постановлений;
  • · распоряжений.

Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законам и нормативным указам Президента РФ. На основании Конституции РФ - это значит и то, что в пределах своей компетенции Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты.

Постановления - наиболее значительные акты Правительства, имеющие нормативный характер. Постановления регулируют основные вопросы, входящие в компетенцию Правительства РФ.

Распоряжениями обычно оформляются решения по оперативным и текущим вопросам: распоряжения, имеющие нормативное значение, встречаются сравнительно редко, хотя порядок их принятия не отличается от порядка принятия постановлений.

Как постановления, так и распоряжения Правительства часто принимаются на заседании Президиума Правительства РФ и только в некоторых случаях - единолично Председателем Правительства. Как постановления, так и распоряжения подписываются Председателем Правительства РФ.

Устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнение. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Конституция РФ не дает прямого ответа на вопрос, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Однако для утвердительного ответа на этот вопрос все же можно увидеть конституционное основание. Оно заключено в положении ч. 2 ст. 77, согласно которому в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" говорится, что в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным:

  • 1. Президент РФ является гарантом Конституции РФ;
  • 2. Президент РФ по существу возглавляет исполнительную власть.

Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ" установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.