208 ГК РФ). Ситуация: Исковая давность (ст.208 ГК РФ) Авторское право исковая давность

Сегодня существует огромное количество разнообразных произведений искусства, литературы, научных разработок и прочих объектов интеллектуальной собственности. У каждого из них есть свой автор. Разумеется, никто из создателей не хочет, чтобы его произведение или разработка была скопирована кем-то. Сегодня ситуация такая, что авторское право находится под охраной закона. Однако далеко не все, в том числе сами создатели, знают, что нужно предпринять для обеспечения защиты. Из статьи вы узнаете, что такое авторское право, кто является его носителем и как его защитить.

Общие сведения

Итак, что такое авторское право в объективном смысле? Оно представляет собой комплекс гражданско-правовых норм, регламентирующих отношения по признанию принадлежности и охране произведений науки, искусства, литературы, определению режима использования объектов.

Что такое авторское право в субъективном смысле? Это юридические возможности создателя объекта по его использованию. Законодательство устанавливает ряд условий, при которых авторство распространяется на произведение или разработку. В первую очередь, объект должен являться результатом творческого труда. Во-вторых, понятие авторского права применяется только к тем продуктам интеллектуальной деятельности, которые существуют в объективной форме.

Нормативная база

Официально отношения, связанные с авторским правом, регламентировались ФЗ № 5351-1 от 1993 г. В 2004 г. нормативный акт был откорректирован. С 2014 г. Закон "Об авторском праве в РФ" утратил силу. В настоящее время все отношения в этой сфере регулируются Гражданским кодексом. Кроме ГК, источниками авторского права признаются Конституция, УК, КоАП, правительственные постановления, отдельные Указы Президента.

Творческий аспект

Его понятие не раскрывается в нормах. Представляется, что творческой можно назвать умственную (интеллектуальную, мыслительную) деятельность, итогом которой является создание индивидуально-определенного произведения науки, литературы либо искусства.

В некоторых изданиях наличие творческого аспекта связывается с оригинальностью или новизной.

Суть авторского права состоит в обеспечении защиты произведения. При этом достоинства и назначение объекта значения не имеют. Если в произведении присутствуют оригинальные и неоригинальные элементы, на последние авторские права не распространяются.

Форма выражения

В ГК предусмотрен примерный перечень форм, в которых может выражаться произведение искусства, науки, литературы:

  • Письменная. Произведение может быть представлено в виде нотной записи, рукописи, машинописного документа и пр.
  • Устная. Создатель произведения может публично его исполнить, произнести и пр.
  • Видео- или звукозапись.
  • Объемно-пространственная. Речь о скульптурах, моделях, сооружениях, макетах и пр.

Обычно объективную форму произведению придают с помощью материальных носителей: бумаги, диска, холста и пр. Соответственно, на него распространяется право собственности. Оно не зависит от авторского права на произведение.

Важный момент

По сути, авторское право возникает вне зависимости от того, было обнародовано произведение или нет. Обнародованием признается действие, посредством которого результат творческого труда становится доступным для общества. Оно должно осуществляться исключительно с согласия автора.

Наиболее распространенными формами обнародования считаются опубликование, публичное исполнение или демонстрация, передача в эфир и пр.

Объекты

В законодательстве закреплен примерный перечень продуктов интеллектуального труда, на которые распространяет действие авторское право.

В число объектов, согласно первому пункту 1259 статьи ГК, входят произведения:

  • Литературы.
  • Музыкально-драматические, драматические, музыкальные, сценарные, хореографические.
  • Дизайна, графики, скульптуры, живописи.
  • Аудиовизуальные.
  • Сценографического и декоративно-прикладного искусства.
  • Архитектуры, садово-паркового дизайна, градостроительства.
  • Фотографического искусства.

Исключения

О них говорится в 6 пункте 1259 статьи ГК. К объектам авторского права не относят:

  • Официальные документы. Речь о законах, судебных постановлениях, административных актах и их переводах.
  • Госсимволы и знаки (ордена, гербы, флаги, банкноты и пр.).
  • Информационные сообщения о событиях и фактах.

Не распространяется авторское право на методы, системы, идеи, процессы, принципы, концепции, открытия. Это положение имеет особое практическое значение. В соответствии с ним, объектом авторского права являются элементы формы, а не содержания произведения. К примеру, в рассказе к числу первых относят последовательность изложения, художественные образы, язык. Элементами содержания, в свою очередь, являются сюжет, тема и пр. Следовательно, создатель рассказа на них не приобретает авторского права. Другие субъекты могут использовать такую же тему или сюжет и написать свое литературное произведение. Оно не будет считаться производным.

Сфера действия

Охрана произведений зависит не только от их объективной формы и творческого характера, но и от гражданства создателей, места нахождения и обнародования объектов. Для уяснения этого вопроса обратимся к законодательству.

В соответствии с 1256 статьей ГК, авторское право действует в отношении всех произведений, как обнародованных, так и нет, находящихся на территории России в какой-либо объективной форме. Гражданство создателей и их преемников значения при этом не имеет.

На практике такое понятие как "международное авторское право" не используется. На объекты, находящиеся за рубежом, авторство признается за гражданами РФ и их преемниками. Если создателями являются иностранцы, то основания для приобретения прав закрепляются в международных соглашениях. Россия является участником нескольких двусторонних договоров о взаимной защите авторского права, охране интеллектуальной собственности с Австрией, Китаем, Венгрией, Арменией, Швецией и рядом других государств.

Субъекты

Владельцами авторских прав являются непосредственные создатели произведений, а также их преемники. К числу последних относят наследников, лиц, которые приобрели права по договору. В круг субъектов входят также работодатели и иные участники гражданско-правовых отношений.

Особенности регистрации

Права появляются у автора в силу факта создания произведения. Регистрировать его, в принципе, необязательно. Какого-то иного специального оформления также не требуется. Однако создатель может провести регистрацию авторского права добровольно для обеспечения подтверждения принадлежности произведения. Для этого можно обратиться к нотариусу, в общественную или государственную организацию. Как правило, в России процедура проводится в Авторском сообществе РФ.

Как выглядит знак авторского права?

Многие видели обозначение авторства на различных носителях, на сайтах в Интернете. Знак авторского права выглядит как небольшой кружок, внутри которого находится латинская буква "с" (Copyright), радом с ним указывается наименование (имя) правообладателя, а также год первого обнародования произведения. К примеру, 2017 "ФБ".

Наличие знака не влечет юридических последствий (признания или приобретения права). Он служит только для уведомления пользователей об обладателе прав и о первой публикации произведения.

Соавторство

Некоторые произведения создаются несколькими людьми совместно. В таких случаях соавторы приобретают права вне зависимости от того, является ли результат их деятельности неразрывным целым или состоит из элементов, имеющих самостоятельное значение.

Каждый участник создания произведения может использовать ту часть, автором которой он является, по собственному усмотрению, если другое не закреплено соглашением. Если объект является неразрывным целым, то ни один соавтор не может запретить другому его использование без достаточных оснований.

Создатель произведения вправе:

  • Признавать себя автором.
  • Использовать произведение самостоятельно или разрешать им пользоваться другим лицам под именем создателя, псевдонимом или вовсе без какого-либо обозначения (анонимно).
  • Обнародовать результат творческой деятельности в любой форме.
  • Защищать произведение от искажений.

Кроме этого, создатель вправе отозвать разрешение на использование объекта, выданное ранее. Однако в этом случае он обязан компенсировать пользователю убытки: реальный ущерб и недополученные доходы. Если произведение обнародовано, создатель должен публично объявить о его отзыве из общего доступа. Вместе с этим он может изъять все экземпляры произведения (за свой счет). Указанные правила, однако, не распространяются на продукты интеллектуального труда, предназначенные для служебного пользования или входящие в состав сложного объекта, а также на программы для ЭВМ.

Допустимые действия

  • Воспроизводить произведение - изготавливать его экземпляры.
  • Публично показывать.
  • Распространять экземпляры - продавать или отчуждать иным способом.
  • Импортировать оригинал или копии.
  • Исполнять публично.
  • Передавать в эфир.
  • Переводить, аранжировать, переделывать, перерабатывать иным способом.
  • Реализовывать проект (архитектурный, садово-ландшафтный, градостроительный).
  • Открывать доступ к произведению неограниченному кругу субъектов.

Нюансы

Автор архитектурного проекта, утвержденного заказчиком, может потребовать своего участия в его реализации, разработке строительной документации или в непосредственном возведении сооружения/здания, если другое не закреплено в договоре.

Если копии произведения, опубликованного на законных основаниях, введены в оборот путем продажи, последующее их распространение допускается без согласия создателя и выплаты ему вознаграждения. Право распространять экземпляры посредством предоставления их в прокат имеет автор вне зависимости от того, кто является их собственником.

Особенности отчуждения

На основании 1293 статьи ГК, при продаже или иных сделках, совершаемых автором с оригиналом произведения живописи или иного изобразительного искусства, публичной перепродаже, в которой продавцом, посредником, покупателем является галерея, магазин, художественный салон или другая аналогичная организация, создатель вправе рассчитывать на вознаграждение. Оно исчисляется в виде процентов от стоимости объекта. Размер отчислений, порядок, условия их выплаты устанавливаются Правительством.

Ограничения

При использовании объектов интеллектуального права необходимо соблюдать баланс интересов автора и общества. Для этого в законодательстве закрепляются определенные ограничения авторского права.

В соответствии с 1273 статьей ГК, без согласия автора и выплаты ему вознаграждения разрешается воспроизведение произведения, обнародованного на законных основаниях, в личных целях. Это правило не распространяется на использование:

  • Архитектурных проектов сооружений/зданий.
  • Баз данных и их элементов.
  • Программ для ПК.
  • Книг и нотных текстов.
  • Видеозаписей в местах, открытых для публичного посещения или в которых присутствует большое количество субъектов, не являющихся членами обычного круга семьи.
  • Аудиовизуальных произведений на профессиональном оборудовании, не предназначенном для домашнего использования.

Особые случаи

В ГК предусматривается возможность использовать произведения без согласия создателя и выплаты вознаграждения, но с указанием автора и источника заимствования. Речь, в частности, о:

  • Цитировании в переводе и оригинале в полемических, научных, информационных, критических целях произведений, обнародованных законно. Данное правило распространяется в том числе на воспроизведение отрывков из журнальных/газетных статей в виде обзоров печати.
  • Использовании произведений и их частей в качестве иллюстраций в теле-, радиопередачах, изданиях, видео-, звукозаписях учебного характера. Воспроизведение должно осуществляться в объеме, оправданном поставленными целями и задачами.
  • Использовании в прессе, эфире произведений, опубликованных законно в журналах и газетах, по текущим социальным, политическим, экономическим, религиозным проблемам.
  • Воспроизведении публичных речей, обращений, докладов и пр. в объеме, соответствующем информационной цели. Авторы в таких случаях сохраняют за собой право опубликовать такие произведения в сборниках.
  • Воспроизведении/сообщении для публичного сведения в обзорах событий средствами кинематографии, фотографии.
  • Использование без получения прибыли произведений, выполненных рельефно-точечным шрифтом или иными методами для слепых и обнародованных законно. Исключение составляют объекты, специально созданные для воспроизведения указанными способами.

В законодательстве предусматриваются возможности для иных ограничений, в том числе предполагающие выплату вознаграждения автору.

Срок авторского права

О нем говорится в 1281 статье ГК. Согласно норме, исключительные права действуют на протяжении всей жизни создателя произведения. После его смерти они сохраняются за автором в течение 70 лет. Исчисление этого срока начинается с 1 января года, идущего за годом смерти.

Бессрочно действуют права на защиту репутации, имя и авторство.

Некоторые произведения могут обнародоваться анонимно. В этом случае авторское право будет действовать 70 лет с 01.01 года, идущего за годом опубликования. Аналогичный период действует и в отношении произведений, обнародованных под псевдонимом. Если в течение 70 лет автор раскроет сведения о себе или будут отсутствовать сомнения в его личности, применяется общее правило, приведенное выше.

Отдельно оговаривается срок действия прав соавторов. Оно сохраняется на протяжении всей жизни участников создания и в течение 70 лет после смерти субъекта, пережившего остальных. Исчисление начинается по общим правилам - с 01.01 года, идущего после смерти.

Если автор являлся жертвой политических репрессий и впоследствии был реабилитирован, но после своей смерти, срок действия прав начинается с 1 января года, который следует за годом реабилитации. Для создателей произведений, работавших во время ВОВ или участвовавших в ней, период защиты прав увеличивается на 4 года.

Дополнительно

После истечения срока действия авторских прав произведения становятся общественным достоянием. Это означает, что любой субъект может использовать их по своему усмотрению в рамках закона. Произведения, никогда не находившиеся под защитой на территории РФ, также признаются общественным достоянием.

Использование таких объектов осуществляется без отчисления авторского вознаграждения. Вместе с тем пользователи должны соблюдать права на имя и неприкосновенность произведений. Объекты, признанные народным достоянием, но необнародованные, могут быть опубликованы любым лицом. Исключения составляют случаи, когда эти действия противоречат воле создателя, выраженной в письменном виде. К примеру, автор может установить запрет в завещании, дневниках, мемуарах, письмах и пр.

Законодательство допускает переход исключительных прав по наследству.

Составители

Авторы сборников и прочих аналогичных произведений обладают правом на подбор и расположение сведений и материалов, осуществленных ими и представляющие продукт интеллектуального труда. Составитель реализует предусмотренные законом возможности при условии соблюдения интересов авторов каждого объекта, использованного им в своей деятельности. Создатели таких продуктов интеллектуального труда, в свою очередь, могут обособленно воспроизводить их и распоряжаться ими иным способом, если другое не оговорено в соглашении.

Переводчики

Они, как и авторы иных произведений, созданных в произвольной форме, обладают авторским правом на основании 1 пункта 1260 статьи. Указанные субъекты могут осуществлять переделку, перевод, аранжировку и иную обработку объекта. При этом не допускается нарушение авторских прав лиц, чьи произведения были ими использованы.

Права переводчиков и создателей других продуктов интеллектуального труда, выполненных в произвольной форме, не мешают другим субъектам переводить или перерабатывать те же произведения.

Аудиовизуальные произведения

  • Сценаристы.
  • Режиссеры-постановщики.
  • Композиторы.

Соглашения на создание аудиовизуальных произведений могут предусматривать передачу авторами исключительных прав изготовителю (продюсеру) на воспроизведение, публичное исполнение, распространение, передачу в эфир, иное обнародование, дублирование, субтитрирование текста. Данная процедура регламентируется положениями 1240 статьи ГК. В норме закреплены особенности использования продукта интеллектуального труда в составе сложного произведения.

Изготовитель аудиовизуального контента может указать свое наименование или имя при любом его использовании либо требовать этого указания. Аналогичной возможностью обладает создатель произведения, предназначенного для служебного пользования.

Анастасия Волкова, журналист-юрист

E -mail :botrimovich @gmail .com

Всем известно, что авторские права относятся к личным неимущественным правам. Что касается сроков исковой давность, тут есть свои особенности. Правовой основой данного вопроса является ст. 208 ГК РФ, которая устанавливает, что исковая давность не распространяется на личные неимущественные права. Но на данный момент отсутствует законодательный акт, который устанавливает срок исковой давности при возникновении споров об установлении авторства. Получается, что можно в любой момент обратиться в суд и оспорить действительность патента в части неправильного указания автора произведения. В таком случае необходимо разобраться, из чего исходит суд в принятии решения и на основании каких норм суд принимает решение в вопросах исковой давности в данной категории вопросов.

Возникновение авторского права связано с созданием творческого произведения. Авторское право возникает с момента заявлением автора о результате своей творческой деятельности. Международная Женевская конвенция 1952 года гласит, что при создании творческого продукта автор ставит на рукописи или ином носителе знак копирайта, в результате чего таким образом подтверждает своё авторство. Как таковой процедуры регистрации нет, но практика показывает обратное. Автор должен иметь перечень доказательств для подтверждения своего авторства в суде. В результате получается, что автор должен иметь документы, которые при необходимости могут подтвердить его права как создателя того или иного творческого продукта.

Что касается требований имущественного характера (получение денежного вознаграждения по договору автора и пользователя), то в таком случае применяется общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК РФ.

Авторские права защищаются на протяжении 50 лет после смерти его автора. Данный срок был введён после присоединения РФ к международной конвенции по авторскому праву. Это значит, что до присоединения к конвенции объекты авторского права не защищены.

Одним из объектов авторского права являются служебные, которые создаются автором в процессе выполнения своих должностных обязанностей согласно заключённому трудовому договору. В этом случае все неимущественные права принадлежат работодателю.

Если же дело дошло до суда, обязанность доказывания авторства принадлежит истцу. Если спор касается авторства фотографии, то тут достаточно просто: достаточно предъявить оригинал фото. Если ответчик доказывает имущественную связь с истцом, то истец оспаривает факт трудовых отношений, т. к. на самом деле они вообще отсутствуют. За незаконное пользование фотографиями и иными объектами авторского права истец может требовать денежную компенсацию от 10 тыс. рублей.

Практика рассмотрения данных споров об авторском праве показывает, что суд для установления суммы компенсации учитывает доходы ответчика, а также социальный статус истца. Если истец имеет достаточно известное имя, он может рассчитывать на более высокий размер компенсации, чем начинающий любитель.

В данном случае на практике часто возникает вопрос, касающийся гражданско-правовой ответственности. Что же на самом деле возмещается истцу: упущенная выгода или всё-таки реальный ущерб? На практике упущенная выгода возмещается в том случае, когда контрафакт был уже реализован заинтересованными в этом людьми. И именно то, что они получили от реализации, и будет считаться упущенной выгодой.

Судебная практика

При рассмотрении споров, касающихся сроков исковой давности, суд исходит из ст. 208 ГК РФ, согласно которой при защите личных неимущественных прав исковая давность не применяется. Что касается исключительных прав, то в этом случае суд применяет общий срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

При рассмотрении дел о взыскании денежного вознаграждения за служебные результаты творческой деятельности суд исходит из общих сроков исковой давности. Срок начинает считаться с момента выполнения обязательства по трудовому договору.

Суд в данных случаях исходит из гражданско-правовой принадлежности права на выплату авторского вознаграждения. При выполнении работником своих трудовых функций получается творческое изобретение или произведение, которые присваиваются работодателю. В этом случае между сторонами трудового договора трудовые отношения носят гражданско-правовой характер.

Имущественные права работника на служебное произведение и, соответственно, обязанность работодателя по оплате результата работы различны с трудовыми правоотношениями. Различие заключается в том, что работодатель обязан выплатить вознаграждение за полученный творческий результат в любом случае, неважно, уволился автор или умер. В трудовых правоотношениях отсутствует правопреемство в вопросах выплаты вознаграждения, чего не скажешь о данных гражданско-правовых отношениях, связанных с авторскими правами.

По поводу взыскания вознаграждения предлагаем рассмотреть судебное дело и каким образом суд принял решение. В суд обратились гр-н А. с иском к ОАО «В» по поводу взыскания вознаграждения за изобретение 2009-2010 гг. Суд частично отказал в иске, исходя из того факта, что вознаграждение должно быть выплачено в течение 3 месяцев после поступления дохода от данного изобретения (Закон СССР «Об изобретениях в СССР»). Суд при принятии решения пришёл к заключению, что срок исковой давности по данному требованию уже истёк 31.03.2013 г. - за 2009 г., за 2010 г. - 31.03.2014 г. Иск был направлен в суд 01.07.2014 г., и по требованию истца был применён срок исковой давности, и в данной части суд в удовлетворении исковых требований отказал.

Применяя исковую давность, в суд обратился гр-н Л. с иском ОАО «Н» о взыскании авторского вознаграждения за 2011-2012 гг.

При рассмотрении дел о применении сроков исковой давности суды руководствуются разъяснением Постановления Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. № 15, а также совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29.

На основании анализа судебной практики вопросов, связанных с разрешением споров об исковой давности, можно сделать вывод о том, что судами в большей части правильно применяются нормы материального и процессуального права. При рассмотрении дела были случаи нарушения судом отдельных норм процессуального законодательства, вследствие чего определения были отменены.

На практике при установлении факта нарушения права использования объекта авторского права ответчиком, а также при пропуске срока исковой давности для взыскания компенсации за данное правонарушение, суд, согласно ст. 199 ГК РФ, отказывает в удовлетворении иска истцу во взыскании компенсации.

В зале суда ответчик аргументировал свои требования тем, что срок исковой давности для удовлетворения требований истца истёк и применение исковой давности невозможно.

Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 № 15, при исковых требованиях имущественного характера суды применяют общий срок исковой давности, который, согласно ст. 196 ГК РФ, составляет три года.

По предоставленным материалам судом было установлено, что компания А. приобрела в октябре 2013 года контрафактный компакт-диск «Трофим» у компании С. Компания А., в свою очередь, не оспаривала данное событие. Доказательств, которые подтверждают факт обращения истцом в суд, нет, вследствие чего суд принял решение, что срок исковой давности для взыскания компенсации за нарушения права на распространения контрафактных дисков был пропущен.

Истец в свою очередь опровергал предположения суда, т. к. компания А. узнала о нарушении права после вынесения решения Арбитражным судом от 15 мая 2014 года. В решении суд указал, что срок исковой давности исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав, а не тогда, когда лицо узнало, кто именно нарушил права, в результате чего отсутствуют основания, по которым можно изменить начало исчисления срока исковой давности. Исключений применения срока давности в таком случае норма ГК РФ не содержит.

Раннее иск компанией А. по факту распространения контрафактных компакт-дисков «Трофим» компанией С. не предъявлялся. Компания А. обращалась в Арбитражный суд только по факту распространения подобной продукции дисков «Виктор Королев», а из этого следует, что предъявление иска в Арбитражный суд не является основанием прерывания срока исковой давности для защиты оспариваемого нарушенного права.

Что касается дискуссий касательно того, к какому виду относится право на авторское вознаграждение, п. 39.2 и 51 совместного Постановления Пленума ВС РФ считает, что данное право относится к трудовым правоотношениям в силу того, что выплачивает вознаграждение работодатель, а к другому лицу такая обязанность может перейти только при универсальном правопреемстве.

Так, гр-н К. предъявил иск к совхозу о выплате вознаграждения за использование совхозом его изобретения. Истец заявил, что является автором изобретения, которым и на данный момент пользуется ответчик, но за него так и не заплатил. В суде первой инстанции в иске было отказано. Суд при вынесении решения указал следующее. Согласно п. 10 Инструкции о порядке выплат вознаграждений за открытия и изобретения и рационализаторские предложения, срок исковой давности в этой категории дел составляет три года с момента, когда автор был уведомлен об использовании его изобретения. Уважительных причин, которые могут быть основанием восстановления срока, нет.

Суд удовлетворил требования истца, но отказал в применении срока исковой давности в силу того, что в течение этого срока ответчик признал долг в отношении гр-на К.

Такими действиями, которые могут отменить применение исковой давности, является частичная выплата авторского вознаграждения согласно прикреплённым к делу приказам. Суд также принял во внимание, что остальным соавторам вознаграждение было выплачено в полном объёме. Делая расчёт спорного вознаграждения, суд рассматривал данные о выплатах другим авторам и соглашение о распределении вознаграждения всем соавторам.

Исходя из судебной практики рассмотрения дел об авторском вознаграждении, большинство судей исходят из того, что авторское вознаграждение относится не к гражданско-правовым, а к трудовым отношениям. Судьи за основу берут тот факт, что плательщиком в этом случае выступает работодатель, а другие лица могут получить данную обязанность только в порядке правопреемства. Данные правоотношения, связанные с выплатой вознаграждения, суд квалифицировал как трудовые.

Так, суд отказал в оспаривании приказа о выплате авторского вознаграждения и компенсации морального вреда в силу того, что приказ нарушил права истца как автора творческого результата. В апелляционной инстанции решение было оставлено без изменений, т. к. истец пропустил общий срок исковой давности и срок, в течение которого можно обратиться в суд для разрешения индивидуального трудового спора. В данном случае суд поступил правомерно, потому что иск был подан 13.04.2014, а положение, на основе которого был принят приказ, - 31.10.2000.

Коллегия судей обратила внимание ещё на тот факт, что данное положение было принято, когда истец ещё не являлся сотрудником, а значит, положения коллективного договора на отношения с ответчиком не распространялись. Это свидетельствует о том, что выплата авторского вознаграждения возможна только по договорённости сторон.

В результате вышесказанного можно сделать вывод, что существует множество нюансов, связанных с вопросами исковой давности. В большинстве случае суды правильно применяют нормы материального и процессуального права, принимая законные и справедливые решения.

Вопрос длительности действия авторских прав и множества связанных с их реализацией преимуществ может беспокоить как непосредственно авторов разнообразных произведений искусства либо практически применимых решений, так и их близких, наследников и сторонних лиц, которые могли бы извлечь выгоду из такового произведения или решения. При этом мировое законодательство практически однозначно регулирует таковой вопрос положениями Бернской Конвенции, к каковой присоединилось большинство мировых государств.

Оглавление:

Всемирные нормативы срока действия авторских прав

Вопросы регулирования авторских прав поднимались отдельными государствами ещё в 18-м веке, а основной правоустанавливающий документ – Бернская конвенция, был принят в 1886 году. Положениями упомянутой конвенции устанавливаются ключевые принципы:


Важный факт

Бернская Конвенция не предусматривает определения понятия авторства и лиц, отнесенных к авторам. Таким образом, данный вопрос подлежит регулированию в рамках национальных законодательств. В частности, в России авторством могут обладать исключительно физические лица или объединения отдельных физических лиц, за исключением тех произведений, каковые были созданы во время действия советского законодательства. В то же время в других странах может допускаться принадлежность полных прав авторства юридическим лицам. Либо – устанавливаться возможность заявления авторских прав исключительно для одного лица, без возможности соавторства.

В целом, сроки действия авторских прав, установленные Бернской Конвенцией, расширены большинством стран, участвующих в ней и превышают установленный 50-летний минимум. В частности, на текущий момент наибольшим сроком действия рассматриваемых прав обладает мексиканское законодательство, которое предусматривает 100 лет действия таковых прав с момента смерти автора.

Также, в отдельных случаях, международное законодательство устанавливает и меньшие сроки действия прав авторов. В частности, для произведений кинематографического искусства международное законодательство предусматривает 50-летний срок действия исключительных прав, причем не со смерти автора, а с момента первого публичного показа кинофильма. Для фотографий же авторские права по Бернской Конвенции фиксируются на 25-летний срок с момента выполнения снимка.

Обратите внимание

Понятие сроков действия авторских прав в большинстве ситуаций касается непосредственно исключительных имущественных прав, каковые могут быть отчуждаемыми. Сроки действия неимущественных авторских прав, таковых как право на имя и авторство, а также на защиту созданных произведений от разнообразных искажений, способных опорочить авторскую репутацию, являются бесконечными.

Сроки действия авторских прав в Российской Федерации

Регулирование юридического понятия авторских прав, вместе с указанием точных сроков их действия обеспечивается положениями гл. 70 ГК РФ.

В общих случаях время действия прав на произведения науки, культуры и искусства составляет 70 лет с момента физической смерти автора. Но в отдельных ситуациях таковые сроки могут изменяться. В частности, если произведение публиковалось под псевдонимом, а личность автора не была раскрыта или не была очевидна, исключительные права длятся 70 лет с момента публикации, либо – по общим принципам после раскрытия личности автора.

Для произведений, сотворённых несколькими лицами в порядке соавторства, срок действия прав составляет 70 лет и исчисляется от дня кончины последнего из таковых соавторов. В ситуациях, когда произведение было опубликовано или обнародовано уже после смерти автора, авторские права и семидесятилетний срок их охраны длится 70 лет с момента опубликования.

Российским законодательством также предусмотрена дополнительная защита авторских прав репрессированных лиц и участников Великой Отечественной Войны. Так, для авторов, бывших участниками ВОВ, все сроки действия авторских прав увеличиваются на четыре года . А для лиц, которые были репрессированы и реабилитированы уже посмертно, срок действия защиты исключительных авторских прав начинает высчитываться с момента судебного решения о реабилитации.

Истечение срока действия авторских прав в России и отдельные нюансы

Необходимо помнить, что исключительные права отчуждаемы и могут быть проданы, либо переданы по наследству. Тем не менее, правообладание ими не подразумевает полной передачи прав имени и авторства – они всегда сохраняются за автором и не затрагиваются установленными сроками действия.

В целом же, использование произведений, каковые перешли в статус общественного достояния, дозволяется, в том числе и в коммерческих целях без получения разрешений. Обратите внимание, что таковые правила не касаются непосредственных оригиналов произведений – право на обладание ими устанавливается соответственно положениям гражданского законодательства в качестве ценностей или физических предметов.

Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система. Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества. Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест. По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах - в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Права имущественные и неимущественные;

Права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права - это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права - на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов. Во всех странах, на которые распространяется об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

3) переводчик (на собственный перевод).

Объекты авторского права

На основании статьи номер нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

  • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения;
  • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов.

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Признаки объектов

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

  • творческий характер создания;
  • объективную форму его выражения.

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права - это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

  • официальные документы органов местного самоуправления, а также различных государственных, включая законы, иные нормативные акты, материалы административного, законодательного и судебного характера, судебные решения, официальные документы различных международных организаций и их официальные переводы;
  • знаки и символы, принадлежащие государству (гербы, флаги, денежные знаки, ордена и др.), а также знаки и символы муниципальных учреждений;
  • фольклор (произведения народного творчества), у которого нет конкретных авторов, например, музыка без авторского права - это народные песни;
  • имеющие информационный характер сообщения о фактах и событиях (программы телепередач, новости дня, расписание движения различных транспортных средств и др.).

Знак авторского права

Это латинская буква С (от слова "copyright", означающего "авторское право"), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) - буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием. Ее суть - принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату. Такое свидетельство - самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак "защита авторских прав" + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период. Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

Вокруг авторского права всегда возникает множество споров. Главным камнем преткновения становится срок действия авторского права. Многократные изменения законодательства, тонкие нюансы исчисления, период охраны определенных сфер интеллектуальной собственности – все это рассмотрим ниже.

В современном российском законодательстве единого алгоритма исчисления периода охраны прав автора не существует. Сроки защиты варьируются в зависимости от типа. Права на авторство и имя неприкосновенны и бессрочны, то есть при любом цитировании, использовании кадра видеоролика или фотографии всегда должно указываться имя автора. Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет. Отсчет начинается с 1 января года, следующего за годом кончины. И все было бы легко и просто, если бы не ряд отступлений.

Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет.

Исключения

В первую очередь речь идет о творческих работах, публиковавшихся анонимно или под псевдонимом. В этом случае доказать авторство крайне сложно, поэтому посмертный срок охраны не применяется, произведение начинает охраняться только тогда, когда личность автора уже не остается секретом. По стандарту, срок посмертного исчисления считается с начала года, грядущего после публичного обнародования. Как и по общему правилу, произведения будут охраняться в течение 70 лет.

Второе исключение – это соавторство. Охрана прав будет распространяться на жизнь создателей, и посмертный срок будет считаться после смерти последнего из авторов. Обратите внимание, что здесь имеется в виду коллективное произведение. Отдельные его части, имеющие научную или художественную ценность, охраняются в соответствии с заведенными правилами.

Бывает и так, что работа впервые презентуется публике после смерти автора. Тогда защита начинает действовать с 1 января после года обнародования. Но здесь важно, чтобы момент издания был не позднее 70 лет со дня кончины.

Отдельной категорией необходимо выделить репрессированных творцов. Если автор произведения был реабилитирован после смерти, то с 1 января после года общественной реабилитации будет действовать защита прав и выплачиваться гонорар законным наследникам.

Реформы

К первому этапу относят довоенное и послевоенное время. В начале существования СССР и до 1973 года авторские права имели минимальный срок охраны. По стандартной схеме, интеллектуальная собственность охранялась всю жизнь и в течение 15 лет после смерти автора.

Следующей вехой стало присоединение Советского Союза к Женевской конвенции. Срок продлился на 10 лет.

При распаде СССР, в 1991 г., период государственной охраны интеллектуальной собственности увеличили еще на 25 лет. Когда Россия присоединилась к Бернской конвенции, срок защиты увеличили еще на 25 лет. В том же году поменялся порядок исчисления. До этого момента продлевались лишь неистекшие сроки. Была восстановлена защита прав авторов, умерших после 31 декабря 1942 года.

Пятый этап. В 2004 году законом был установлен окончательный на сегодняшний день максимальный срок защиты – 70 лет. Такой же срок охраны авторских прав действует и в ЕС.

Завершающий законодательный виток в этом направлении был совершен в 2008 году, когда были приняты поправки в ГК РФ. Ими было признано, что произведения авторов, которые умерли после 1943 года, будут снова охраняться государством. Эти нюансы важны, потому что добрая часть судебных дел возбуждалась из-за некорректной трактовки сроков.

Что дальше?

К тому моменту, когда истекает срок использования авторских прав и нет прямых наследников автора, вся переходит в разряд общественного достояния. А это значит, что платить авторское вознаграждение за публикацию больше не нужно. И эти произведения могут спокойно использоваться и распространяться на территории России. Это же правило применимо и к произведениям, которые не охранялись государством.

Однако особое внимание стоит уделить переводам, потому что они как раз попадают под действие авторского права в России. Но, как и в любом законе, здесь есть свои лазейки. Правительство может устанавливать проценты за распространение и использование произведений, однако все вырученные средства будут идти учреждениям и фондам, которые управляют имущественными правами авторов на коллективной основе. Комиссия за использование, как правило, составляет 1% от прибыли.

В итоге

Исключительное авторское право – это привилегия интеллектуальной собственности. Это право , от него нельзя отказаться. Продать готовое произведение проще и получить за него прибыль всего один раз. Но если авторство признано, создатель и его наследники могут получать авторские вознаграждения в течение всего срока защиты каждый раз, когда будет использоваться произведение.

За нарушение авторских прав предусмотрена серьезная ответственность: от штрафа в размере 1500 рублей до лишения свободы до 6 лет. Однако доказать авторство на произведение бывает крайне затруднительно, потому что официальной процедуры признания в России не существует (исключением являются лишь программы для ЭВМ).