Фз об основах системы профилактики правонарушений. О подводных камнях закона о профилактике правонарушений в россии. Глава I. Общие положения

Система профилактики правонарушений — состав организаций и лиц, которые принимают активное участие в этом процессе. Они занимаются разработкой специальных мер, способствующих уменьшению числа правонарушений.

В профилактике нарушений прав активное участие принимают общественные объединения, граждане Российской Федерации и другие компании, которые специализируются в этом направлении. В список участников входит организация социального обслуживания. Компания оказывает социальные услуги, что также считается профилактической мерой.

Субъектами, которые занимаются подобной деятельностью, являются :

Для осуществления профилактики правонарушений был создан закон, на основании которого определяются основные принципы его действия :

  • Приоритет законных интересов и прав человека и гражданина в ходе выполнения ряда мероприятий при осуществлении профилактики нарушений прав;
  • Выполнение систематических и стандартных подходов;
  • Законность;
  • Компетентность;
  • Ответственность должностных лиц и субъектов профилактики правонарушений в ситуациях, когда законные интересы/права гражданина и человека не были своевременно учтены.

120 ФЗ об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Настоящий Федеральный закон был создан для регулирования общественных отношений, которые возникают в области профилактики нарушений прав в РФ. Подобная система была создана на основании ФЗ-182.

Она включает в себя:

  • Общие правила функционирования;
  • Принципы;
  • Направления;
  • Обязанности и права субъектов.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 10 июня 2016 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней. Последние изменения были внесены 26 декабря 2017 года.

Скачать 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений»

Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти разрабатывают государственные программы. Основная цель таких программ — профилактика правонарушений. Они создаются с учетом законодательных положений, предусмотренных Федеральным законом №182.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», перейдите по .

Изменения в ФЗ «О профилактике преступлений и правонарушений»

Федеральный закон №109 был принят 26 мая 2017 года и подписан Президентом РФ. Законодательные положения вносят некоторые изменения в ФЗ №182.

Статья 2

П 1 ст 2 был изложен в следующей редакции: «выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям».

Статья 9

В п 2 ст 9 слова «вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий» были исправлены на «вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям».

Статья 11

В п 1 статьи 11 слова «вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий» были заменены на «вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям».

Статья 21

В п 1 ст 21 фраза «преступления и (или) антиобщественных действий» была заменена на «преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям».

Статья 23

В п 1 ст 23 слова «преступлений, антиобщественных действий и (или) в преступную группу, и применяют к ним меры воздействия» были заменены на «преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий и (или) в преступную группу либо склоняющих их к суицидальным действиям, и применяют к ним меры воздействия».

Ниже рассмотрены статьи, изменения в которые не вносились. Однако они содержат важные аспекты.

Статья 8

Ст 8 определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области профилактики правонарушений.

Федеральные органы власти наделены определенными полномочиями, при помощи которых можно:

  • Создавать государственную политику, основное направление которой является профилактика правонарушений и обеспечение ее реализации;
  • Регулировать при помощи нормативно-правовых документов деятельность по осуществлению профилактики правонарушений;
  • Создавать ведомственные координационные органы;
  • Обеспечивать совместной работой субъектов и участников;
  • Вести и отправлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти соответствующую статистику;
  • Заниматься другой деятельностью, если она предусмотрена законодательством РФ.

Статья 15

В ст 15 определены виды деятельности профилактики правонарушений.

Деятельность создана для выявления или устранения причин, на основании которых возникают правонарушения. Помимо этого, устраняются условия, которые способствуют облегчению совершения правонарушений. Используется мера по повышению уровня правовой грамотности граждан Российской Федерации.

Законодательство определяет и индивидуальные меры системы. Их цель — воспитательное воздействие на отношения граждан. Благодаря правильному влиянию этого процесса, негативно влияющие на поведение граждан факторы исключаются. Чтобы осуществить индивидуальный подход, используются специальные меры, созданные на основании настоящего Федерального закона.

Статья 21

Ст 21 описывает профилактический учет. Этот инструмент необходим для обеспечения информацией соответствующих субъектов профилактического правонарушения. В процессе ведения подобного учета вся информация зашифровывается. Данные предоставляются исключительно субъектам исполнительной власти и только в электронной форме.

Статья 26

Описывает понятие «социальная реабилитация». Социальная реабилитация — это совокупность мероприятий, которые необходимы для восстановления функций лиц и социальных связей. Но только в случае, если они находятся в сложной жизненной ситуации. Сюда относятся и лица, которые в личных целях потребляют психотропные вещества и наркотические средства.

Чтобы скачать закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», нажмите на .

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;

2) профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;

3) система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений;

4) лица, участвующие в профилактике правонарушений, - граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

5) организация социального обслуживания - организация, осуществляющая социальное обслуживание (предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и иных социальных услуг), выступающая в качестве лица, участвующего в профилактике правонарушений;

6) антиобщественное поведение - не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц;

7) мониторинг в сфере профилактики правонарушений - система наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений.

Статья 3. Правовая основа системы профилактики правонарушений

1. Правовую основу системы профилактики правонарушений составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормы уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовое регулирование профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

2. Особенности профилактики правонарушений в отдельных сферах общественных отношений определяются соответствующими федеральными законами.

Статья 4. Принципы профилактики правонарушений

Профилактика правонарушений осуществляется на основе следующих принципов:

1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений;

2) законность;

3) обеспечение системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений;

4) открытость, непрерывность, последовательность, своевременность, объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений;

5) компетентность при осуществлении профилактики правонарушений;

6) ответственность субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

Статья 5. Субъекты профилактики правонарушений

1. Субъектами профилактики правонарушений являются:

1) федеральные органы исполнительной власти;

2) органы прокуратуры Российской Федерации;

3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;

4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) органы местного самоуправления.

2. Субъекты профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 6. Основные направления профилактики правонарушений

1. Профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение правонарушений;

3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;

4) охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;

5) обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;

6) противодействие незаконной миграции;

7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

10) обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

11) обеспечение экономической безопасности;

12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;

13) обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;

14) обеспечение пожарной безопасности;

15) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

2. Реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством:

1) выявления, оценки и прогнозирования криминогенных факторов социального характера;

2) правового регулирования профилактики правонарушений;

3) разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений;

4) совершенствования механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений;

5) выявления и устранения причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений, в том числе на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

6) выявления лиц, склонных к совершению правонарушений;

7) выявления лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства);

8) использования видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, установленных настоящим Федеральным законом;

9) применения в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера в целях предупреждения правонарушений;

10) проведения мониторинга в сфере профилактики правонарушений;

11) применения иных мер, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

3. Специальные меры профилактики правонарушений, предусмотренные пунктом 9 части 2 настоящей статьи, в пределах установленной компетенции уполномочены применять должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и иных государственных органов, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации.

4. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, применяют меры профилактики правонарушений, предусмотренные пунктами 5 - 8 части 2 настоящей статьи, в пределах прав, предоставленных им настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 7. Государственные и муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений

1. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в сфере стратегического планирования разрабатывают государственные программы Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений и государственные программы субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений соответственно.

2. Органы местного самоуправления вправе разрабатывать муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений.

Глава 2. Полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений

Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции:

1) вырабатывают государственную политику в сфере профилактики правонарушений и обеспечивают ее реализацию;

2) осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;

3) создают ведомственные координационные органы в сфере профилактики правонарушений, осуществляют координацию деятельности по профилактике правонарушений в подведомственных органах и организациях;

4) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений;

5) формируют и представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти официальную статистическую информацию о профилактике правонарушений;

6) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;

7) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений

1. Органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений, обеспечивая надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

2. При осуществлении профилактики правонарушений органы прокуратуры Российской Федерации обладают полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции.

Статья 10. Полномочия следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений

1. Следственные органы Следственного комитета Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и другими федеральными законами.

2. При осуществлении профилактики правонарушений следственные органы Следственного комитета Российской Федерации обладают полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами в пределах своей компетенции:

1) осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;

2) разрабатывают и принимают меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в установленной сфере деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;

3) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на уровне субъектов Российской Федерации;

4) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

5) утверждают и контролируют исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на профилактику правонарушений;

6) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

7) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений.

Статья 12. Права органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений

Органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами в пределах своей компетенции обладают следующими правами:

1) принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений;

2) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

3) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

4) обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования;

5) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

6) реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений.

Статья 13. Права лиц, участвующих в профилактике правонарушений

1. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, вправе участвовать в профилактике правонарушений в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, реализуют свои права в сфере профилактики правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также посредством добровольного участия в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях, содействия правоохранительным органам и иным субъектам профилактики правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Общественные объединения и иные организации реализуют свои права в сфере профилактики правонарушений посредством участия в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, участия в реализации государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и проведения мероприятий по их предупреждению, участия в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений

1. Субъекты профилактики правонарушений и лица, участвующие в профилактике правонарушений, при осуществлении профилактики правонарушений обязаны:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации о профилактике правонарушений, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений;

2) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;

3) соблюдать конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, если ее распространение ограничено законодательством Российской Федерации;

4) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Субъекты профилактики правонарушений обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности по профилактике правонарушений способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также путем размещения ее в средствах массовой информации по официальным запросам, проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, если иное не установлено федеральными законами.

3. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, не вправе своими действиями создавать препятствия деятельности субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц.

Глава 3. Виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия

Статья 15. Виды профилактики правонарушений

1. Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

2. Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений.

Статья 16. Основания для осуществления профилактики правонарушений

1. Профилактика правонарушений осуществляется при возникновении социальных, экономических, правовых и иных причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

2. Специальные меры профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации, применяются субъектами профилактики правонарушений, указанными в части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, и их должностными лицами при выявлении правонарушений либо причин и условий, способствующих их совершению, а также лиц, поведение которых носит противоправный или антиобщественный характер, или лиц, намеревающихся совершить правонарушение.

3. Основанием для применения специальных мер профилактики правонарушений является решение суда или решение одного из субъектов профилактики правонарушений, указанных в части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

4. Порядок применения специальных мер профилактики правонарушений определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность субъектов профилактики правонарушений, указанных в части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Статья 17. Формы профилактического воздействия

1. Профилактическое воздействие может осуществляться в следующих формах:

1) правовое просвещение и правовое информирование;

2) профилактическая беседа;

3) объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

4) профилактический учет;

5) внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;

6) профилактический надзор;

7) социальная адаптация;

8) ресоциализация;

9) социальная реабилитация;

10) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

2. Профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 2 - 6 части 1 настоящей статьи, в пределах установленной компетенции вправе осуществлять должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и иных государственных органов, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Правовое просвещение и правовое информирование

В целях правового просвещения и правового информирования субъекты профилактики правонарушений или лица, участвующие в профилактике правонарушений, доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.

Статья 19. Профилактическая беседа

1. Профилактическая беседа состоит в разъяснении лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения.

2. Порядок проведения профилактической беседы устанавливается нормативными правовыми актами субъектов профилактики правонарушений, указанных в части 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Статья 20. Объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения

1. Официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

2. Порядок объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его направления (вручения), форма официального предостережения (предостережения), а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение (предостережение), устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов профилактики правонарушений, которые указаны в части 2 статьи 17 настоящего Федерального закона и которым законодательством Российской Федерации предоставлено право объявления официального предостережения (предостережения).

3. В случае неисполнения требования, изложенного в официальном предостережении (предостережении) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Профилактический учет

1. Профилактический учет предназначен для информационного обеспечения деятельности субъектов профилактики правонарушений.

2. Ведение профилактического учета (сбор, регистрация, обработка, хранение и предоставление информации), в том числе с использованием автоматизированных информационных систем, осуществляется субъектами профилактики правонарушений в пределах их полномочий в соответствии с порядками и требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

3. При ведении профилактического учета обеспечивается конфиденциальность персональных данных о лице, состоящем на профилактическом учете, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. При ведении профилактического учета субъекты профилактики правонарушений осуществляют обмен информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации посредством межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Статья 22. Внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения

1. В случае выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушения, субъект профилактики правонарушений, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносит в соответствующие орган или организацию независимо от форм собственности либо общественное объединение обязательное для исполнения представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения.

2. Порядок внесения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных вносить указанное представление, устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующего субъекта профилактики правонарушений.

3. Орган или организация обязаны в месячный срок рассмотреть адресованное им представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, и сообщить в письменной форме о принятых мерах субъекту профилактики правонарушений, внесшему указанное представление, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 23. Профилактический надзор

Профилактический надзор состоит в наблюдении за поведением лица, состоящего на профилактическом учете, и соблюдением им ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Социальная адаптация

1. Социальная адаптация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве.

2. Меры по социальной адаптации применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении следующих категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации:

1) безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние;

2) лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы;

3) лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;

4) несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия;

5) лица без определенного места жительства;

6) другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, прошедшие курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лица, не способные самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия.

3. Обеспечение социальной адаптации осуществляется посредством:

1) стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации, а также лицам, прошедшим курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию;

2) предоставления лицам, нуждающимся в социальной адаптации, в том числе лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальных услуг в организациях социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

4) привлечения общественных объединений для оказания содействия лицам, нуждающимся в социальной адаптации.

Статья 25. Ресоциализация

Ресоциализация представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера.

Статья 26. Социальная реабилитация

1. Социальная реабилитация представляет собой совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющими наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

2. Социальная реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации посредством:

1) разъяснения существующего порядка оказания социальной, профессиональной и правовой помощи;

2) оказания психологической помощи;

3) содействия в восстановлении утраченных документов, социально-полезных связей.

3. Лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющим наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, организации социального обслуживания оказывают помощь в социальной реабилитации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 27. Помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми

Помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми, направлена на оказание правовой, социальной, психологической, медицинской и иной поддержки указанным лицам, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации с их согласия в целях минимизации последствий правонарушений либо снижения риска стать пострадавшими от правонарушений.

Статья 28. Права лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений

Лица, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, имеют право на:

1) получение информации об основаниях и причинах применения в отношении их мер индивидуальной профилактики правонарушений, а также об условиях и характере применяемых в отношении их мер индивидуальной профилактики правонарушений;

2) ознакомление с материалами, собранными субъектами профилактики правонарушений в связи с применением в отношении указанных лиц мер индивидуальной профилактики правонарушений и непосредственно затрагивающими права и свободы указанных лиц, если иное не установлено федеральным законом;

3) обжалование действий (бездействия) и решений субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц, а также лиц, участвующих в профилактике правонарушений, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 4. Организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений

Статья 29. Функционирование системы профилактики правонарушений

1. Функционирование системы профилактики правонарушений осуществляется на основе государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений.

2. Финансирование расходов субъектов профилактики правонарушений, связанных с реализацией государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, осуществляется за счет и в пределах средств, выделенных соответствующим субъектам профилактики правонарушений.

Статья 30. Координационные органы в сфере профилактики правонарушений

1. В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений, а также в целях координации деятельности в указанной сфере создаются и функционируют межведомственный, ведомственные и региональные координационные органы.

2. Положение о межведомственном координационном органе в сфере профилактики правонарушений и его персональный состав утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Органы прокуратуры Российской Федерации и следственные органы Следственного комитета Российской Федерации могут создавать ведомственные координационные органы в сфере профилактики правонарушений, в том числе устанавливать их состав, полномочия и порядок их деятельности.

4. Порядок создания региональных и муниципальных координационных органов в сфере профилактики правонарушений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Статья 31. Информационное обеспечение профилактики правонарушений

1. В средствах массовой информации, учредителями которых являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации публикуются материалы о деятельности в сфере профилактики правонарушений.

2. В целях информационного обеспечения профилактики правонарушений, ее публичности и открытости субъектами профилактики правонарушений и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" могут создаваться специальные сайты, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации могут использоваться официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 32. Мониторинг в сфере профилактики правонарушений

1. Мониторинг в сфере профилактики правонарушений проводится субъектами профилактики правонарушений в пределах их компетенции.

2. Порядок проведения субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 33. Приведение законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

Законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Предупредить проблему всегда легче, чем устранять ее последствия. Если речь идет о предотвращении преступлений, то важность профилактических мер становится очевидной. Естественно, для регуляции этого процесса нужен особый закон. В российское законодательство он включен под номером 182 .

Общие положения

ФЗ о профилактике преступлений действует в российском законодательстве с середины 2016 года. Избранные члены Государственной Думы приняли его 10 июня , а члены Совета Федерации – 15 июня . Спустя полтора года, в декабре 2017-го (26.12) закон подвергся изменениям. Сегодня законодательный документ о профилактике правонарушений в РФ заключает в своем составе 5 глав и 34 статьи . Ключевой мотивацией для создания закона стала необходимость в едином акте, регулирующем способы для превентивного управления неправомерных и нелегитимных, с точки зрения права, действий.

  • Сохранение приоритетных прав граждан при выполнении профилактических действий для предупреждения правонарушений;
  • Разработку и реализацию унифицированной системы стандартов для профилактики преступлений;
  • Соблюдение принципов легитимности и профессионализма;
  • Уведомление уполномоченных органов о личной ответственности за возникновение ситуаций, при которых были нарушены права людей.

Снижение количества противозаконных деяний является основной задачей ряда лиц и официальных учреждений, в том числе структур социального обслуживания. В их непосредственную обязанность входят исследование, подготовка, разрабатывание новых методов, помогающих редуцировать число преступлений, и контроль над выполнением поставленных задач.

Приоритетные векторы для предотвращения преступных действий описаны в статье 6 :

  • Охрана частных лиц, социума и государства от незаконных притязаний;
  • Профилактика нарушений закона;
  • Предупредительный учет лиц, замеченных в противоправной деятельности;
  • Комплекс охранных мер, защищающих общественный порядок и мероприятия массового характера;
  • Безопасность в дорожной и транспортной сферах;
  • Препятствование нелегальной миграции;
  • Надзор над несовершеннолетними в целях профилактики преступлений;
  • Обструкционизм, направленный с целью предупреждения террористических и экстремистских актов;
  • Профилактика нелегального оборота запрещенных веществ;
  • Защита всех форм имущественного владения;
  • Надежность в сфере экономики;
  • Борьба с коррупционной деятельностью;
  • Охрана экологии;
  • Предупреждение рисков возникновения и развития пожара;
  • Превентивные меры, борьба и устранение последствий катаклизмов, имеющих природное или техногенное происхождение;
  • Рост уровня юридической осведомленности и других форм общественного сознания.

Средства достижения основных задач по профилактике неправомерных деяний (согласно ст.6) :

  • Своевременное обнаружение, оценивание и прогноз относительно факторов, способных привести к совершению преступлений;
  • Регламент правового толка;
  • Создание соответствующих программ государственного и муниципального уровня;
  • Улучшение взаимодействия между всеми участниками профилактического процесса;
  • Анализ и скорейшее устранение первопричин, которые являются толчком к развитию криминогенного поведения;
  • Обнаружение лиц, замеченных в антисоциальном поведении;
  • Выявление лиц, которые находятся под риском совершения преступлений ввиду тяжелых жизненных обстоятельств;
  • Проведение постоянных профилактических наблюдений;
  • Задействование методов превентивного воздействия, одобренных данным ФЗ;
  • Меры, принимаемые для предотвращения преступных действий, устанавливаются актуальным законом и проводятся соответствующими органами и уполномоченными лицами согласно другим тематическим законам и Уголовному Кодексу РФ.

Полный перечень полномочий вышестоящих органов, вовлеченных в процесс профилактики преступлений, подробно изложен во 2 главе 182 закона .

Гл. 3 – описывает систематику и виды превентивного воздействия, включая:

  • Информативные и просветительские меры;
  • Беседа в профилактических целях;
  • Вынесение предупреждения на официальном уровне, объявляющих неприемлемыми действия или поведение, которые способствуют угрозе возникновения правонарушений;
  • Превентивный учет и надзор;
  • Общественная адаптация и приспособление физического лица к новой жизни в социуме, реабилитационные программы;
  • Помощь лицам, оказавшимся в группе риска.

Гл. 4 – дает определение координационным процессам и выделяет организационные моменты в сфере профилактики преступлений.

Гл. 5 – свод финальных положений закона.

Последние поправки, внесенные в 182 ФЗ

182 ФЗ о профилактике был дополнен изменениями на основе принятого в июне 2017-го (7.06.2017) законопроекта N 109-ФЗ . Новый закон получил одобрение от членов Совета Федерации 31 мая того же года. Принятие депутатами Госдумы прошло пятью днями ранее, 26.05.2017 . Публикация акта прошла 9 июня 2017 г . Его вступление в силу состоялось спустя неделю и два дня, 18.06.2017 . Ряд поправок направлен на защиту несовершеннолетних лиц от угрозы суицидального поведения. Также закон содержит описание превентивных мер, направленных на предотвращение совершения правонарушений лицами в возрасте до 18 лет.

Перечень изменений

  • В п. 2 ст. 2 закона появилась отредактированная фраза, суть которой сводится к методам, благодаря которым своевременно выявляются и пресекаются ситуации вовлечения детей в противоправные действия. Упоминается важность предупреждения случаев, когда несовершеннолетних намеренно склоняют к самоубийству;
  • Пункт 2 статьи под номером девять дополнен исправленной фразой, смысл которой повторяет описание предыдущего пункта;
  • В статье 11 закона пункт первый был откорректирован путем внесения фразы о вовлечении лиц в несовершеннолетнем возрасте в преступную деятельность или совершение антиобщественных действий, а также склонение их к суициду. Идентичные поправки затронули пункт первый ст. 21 ;
  • В статье 23 закона в пункте первом появилось измененное предложение с аналогичным предыдущим поправкам содержанием, дополненная фразой «и применяют к ним меры воздействия».

Скачать закон об основах системы профилактики правонарушений в РФ

По данным МВД России, за 2017 год было отмечено уменьшение числа зафиксированных преступлений, показатель в сравнении с прошлым годом снизился на 4,7% . Согласно докладу, 9 из 10 совершаемых правонарушений обнаруживаются уполномоченными органами, при этом всего 4,4% предотвращаются на этапе подготовки. Закон № 182 предусматривает, что в профилактических действиях по предотвращению преступлений могут участвовать общественные объединения. Значит, задача по устранению криминогенной угрозы является прямой обязанностью всех тех, кто неравнодушен к общественным проблемам.

Глобальная проблема предупреждения преступности отражена в трудах известных ученых-юристов и обществоведов XIX-XX вв. Сейчас предупредительная деятельность рассматривается как одно из средств социального регулирования общественных отношений в целях устранения причин преступности; как взаимодействие мер экономико-социального, педагогического, организационного и правового характера; как сочетание различных уровней предупреждения преступлений Марченко М.Н. Теория государства и права.М.1998.С.- 250.

Вот почему в ряду важнейших задач, стоящих перед нашим государством, стремящемся к всемерному стимулированию наиболее прогрессивных тенденций в своем развитии, стоит проблема предупреждения преступности.

Профилактика правонарушений - это система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Деятельность по профилактике правонарушений - это деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений по приме- нению комплекса социальных, правовых и иных мер, направленных на вы- явление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений Костенников М.В. Административно-правовые основы профилактики правонарушений милицией.// Административное и муниципальное право.-2008.-№ 4.

В свою очередь, под предупреждением понимается, с одной стороны, уведомление об опасности, а с другой - принятие мер, отвращающих от опасности. Наконец, термин «бороться» означает «стремиться, уничтожать, искоренить что-либо».

Предупреждение преступности - специальный вид деятельности государства и общества, направленный на определение путей и средств, а также иных возможностей эффективного воздействия на преступность. Основа предупреждения преступности заложена в росте благосостояния народа, его культурного уровня и сознательности, в упрочении правовых основ государственной и общественной жизни, дисциплины и т.д. Целям предупреждения преступности подчинены и многие другие меры и мероприятия общегосударственного значения. Если говорить об организационно-правовой стороне борьбы с преступностью, то к таким мерам можно отнести, например, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, исправление и перевоспитание осужденных и др. Предупреждение преступлений и административных правонарушений: учебное пособие / С.И. Иванова [и др.]. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. С.23. Можно выделить федеральный, региональный и ведомственный уровни правового регулирования предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел.

Федеральный уровень, который включает ряд нормативных правовых актов. Основополагающее значение имеет ряд положений Конституции РФ: при проведении предупредительных мероприятий недопустимо умаление достоинства личности (ст. 21); никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения (ст. 25); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35) и т.д. Для организации и осуществления профилактики в направлении работы с потерпевшими основополагающее значение имеет ст. 52 Конституции РФ, устанавливающая, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.

Нормы уголовного законодательства выполняют не только охранительную, но и регулятивную, предупредительную, а также воспитательную функции.

Значение уголовно-процессуального законодательства для правового регулирования профилактической деятельности определяется, прежде всего, тем, что одной из основных своих задач оно провозглашает предупреждение преступлений. Уголовно-процессуальный закон обязывает органы дознания, следователя, прокурора, а также суд принимать по уголовным делам меры для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, путем внесения представлений, частных определений; включать в предмет доказывания по уголовному делу причины и условия, способствовавшие совершению преступления; определять конкретных субъектов и отдельные направления предупредительной деятельности Предупреждение……С.45.

Для правового регулирования предупреждения преступлений исключительно важны нормы уголовно-процессуального закона. Вместе с нормами УК РФ определяют такие принципы, как прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ); прекращение уголовного дела в связи с изменением обстановки (ст. 26 УПК РФ); прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ);; прекращение уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ); освобождение судом несовершеннолетнего подсудимого от наказания с направлением в специализированное учреждение для несовершеннолетних (ст. 432 УПК РФ). Согласно статьям 1 и 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, уголовно-исполнительное законодательство призвано обеспечивать исполнение наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но и исправляло осужденных в духе уважительного отношения к человеку, обществу, труду, предупреждало возможность совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Общее предупреждение преступлений как цель уголовно-исполнительного законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, достаточно жесткие условия отбывания наказания, ограничение прав и свобод осужденных должны воздействовать на них в плане предупреждения новых преступлений с их стороны.

Также в России правовой основой предупредительной работы для правоохранительных органов служат федеральные законы и другие нормативные правовые акты, определяющие их функции и полномочия.

В частности, речь идет о Федеральном законе от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»1, который определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации, и Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»2, определяющем предупреждение, предотвращение и пресечение преступлений задачей и обязанностью полиции.

В числе других законов, имеющих целевую криминологическую направленность, необходимо выделить следующие: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ: «О противодействии терроризму»; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.

Региональный уровень образуют законы и подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Ведомственный уровень правового регулирования предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел образуют, прежде всего, Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации в редакции от 30.12.2011 № 1340, которым утверждена Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений.

Данная Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел - деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

профилактика безнадзорность преступление несовершеннолетний

О. П. Арзамасцев

АНАЛИЗ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Аннотация. В статье проанализирован проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», отмечены его достоинства и недостатки.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, виктимологическая профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация.

В последнее время руководством страны неоднократно ставилась задача по восстановлению отечественного опыта профилактики правонарушений и ее правовому обеспечению. 12 марта 2014 г. Государственной думой ФС РФ в первом чтении был принят проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» .

Отметим достоинства и недостатки данного законопроекта.

Следует сказать о том, что данный закон сейчас крайне необходим. На сегодняшний день в России сложилась такая ситуация, что во многих субъектах Российской Федерации законы, регламентирующие профилактику правонарушений, не приняты, а в тех субъектах, где они есть, отсутствуют единообразие и системность правового обеспечения профилактической деятельности. Поэтому необходим Федеральный закон, который станет правовой основой формирования и функционирования системы профилактики правонарушений в Российской Федерации и объединит действующие региональные системы профилактики правонарушений.

Д. С. Васильков, считает также необходимым:

Принятие Федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка»;

Принятие Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью в Российской Федерации»;

Принятие Федерального закона, устанавливающего основные принципы и направления государственной политики в сфере социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, закрепляющего и разграничивающего полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации, устанавливающего порядок и формы реализации субъектами Федерации предоставленных им полномочий, систему осуществления контроля за их реализацией, ответственность за нарушение порядка их осуществления и (или) неисполнение;

Принятие Федерального закона о квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

Принятие Федерального закона об основах профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, без средств к существованию .

Позитивным моментом является то, что в законопроекте речь идет о профилактике именно правонарушений, а не только преступлений.

Сейчас распространено мнение, что по сравнению с преступлением административное правонарушение является весьма незначительным. Однако не стоит забывать, что административное правонарушение так же, как и преступление, наносит вред опреде-

Экономика, социология, право

ленным общественным отношениям. Например, такое, казалось бы, незначительное правонарушение, как нарушение Правил дорожного движения пешеходом, может стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия, в котором может пострадать как он сам, так и другие участники дорожного движения.

Следует отметить, что многие преступники начинают вести противоправный образ жизни именно с совершения административных правонарушений, таких как, например, мелкая кража, мелкое хулиганство и т.д. Если после совершения мелких правонарушений к ним не применить эффективные профилактические меры, существует высокая вероятность того, что данные лица встанут на криминальный путь и начнут совершать уже преступления, вплоть до особо тяжких.

Таким образом, административное правонарушение - это своего рода сигнал о том, что к данному лицу необходимо применить меры профилактического воздействия.

Положительным моментом является то, что в законе имеется хорошая терминологическая база, дается определение таким важным понятиям, как антиобщественное поведение, правонарушение, профилактика правонарушений, объект и субъекты профилактики правонарушений и др.

Также достоинством законопроекта является то, что в нем учтена важная роль общественности в осуществлении профилактики правонарушений. Только благодаря совместным усилиям органов государственной власти, органов местного самоуправления и представителей общественности работа по профилактике нарушений будет эффективной.

Определенный интерес для нас представляет изменение проекта закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в ходе его редактирования. Сравним данный законопроект в редакции, опубликованной 16 августа 2011 г. на интернет-портале «Российской Газеты», и законопроект в актуальной редакции, принятой Государственной думой ФС РФ в первом чтении.

Например, возникает вопрос, в отношении какого круга лиц будет действовать Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». В частности, не понятно, будет ли распространяться действие данного закона на несовершеннолетних или профилактические меры к ним будут применяться исключительно в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Если в первоначальной редакции было сказано, что «настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», то в новом законопроекте таких пояснений нет.

В старом законопроекте, по нашему мнению, было вполне обоснованным выделение в качестве объекта профилактики лиц, способных стать жертвами правонарушений в силу присущих им субъективных качеств или объективных свойств.

В новом проекте закона из ст. 2 исчез термин «виктимологическая профилактика», зато появился термин «мониторинг в сфере профилактики правонарушений».

В статье под названием «Виды профилактики правонарушений» вместо виктимо-логической профилактики появилась специальная профилактика. Таким образом, мы видим, что законодатель полностью отказался от данного вида профилактики правонарушений.

На наш взгляд, если бы закон предусматривал применение профилактических мер, с одной стороны, к лицам, способным совершить правонарушение, а с другой - к возможным жертвам правонарушений, то такое двойное профилактическое воздействие было бы более эффективным.

Если взять, например, такой состав преступления, как мошенничество, то в данном случае достижение мошенниками своих преступных целей напрямую зависит от поведе-

ния потенциальной жертвы преступления. Если потенциальная жертва, благодаря своей правовой осведомленности, отнесется критически к сомнительному предложению, откажется от совершения предлагаемых преступниками действий, мошенники не достигнут желаемого результата.

Главным недостатком рассматриваемого законопроекта является то, что многие нормы в нем закреплены в самом общем виде, не конкретизированы, не совсем понятен механизм их реализации. Между тем такая деятельность, как профилактика правонарушений, требует четкого, конкретного и подробного правового регулирования, иначе профилактическая работа будет неэффективной.

Особое внимание следует обратить на такие формы профилактики правонарушений, как социальная адаптация и социальная реабилитация.

В проекте закона не содержится определения социальной адаптации и социальной реабилитации.

Под социальной адаптацией понимается система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.

Меры социальной адаптации будут применяться к следующим категориям лиц:

1) безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние;

2) лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы;

3) лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;

4) несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия;

Особенно остро стоит вопрос о трудоустройстве данных лиц.

На наш взгляд, безработица является одним из главных «рассадников» преступности.

Во-первых, безработный не имеет постоянного дохода. Во-вторых, данное лицо, как правило, не обременено никакими служебными либо общественными обязанностями, не занимается какой-либо иной позитивной деятельностью. Конечно, далеко не каждый безработный пойдет на правонарушение. Но все же вероятность его совершения именно тем лицом, которое не имеет постоянного дохода и не занято какой-либо полезной деятельностью, достаточно высока.

В проекте закона сказано: обеспечение социальной адаптации лиц осуществляется посредством стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации, а также лицам, прошедшим курс лечения и реабилитации от наркотической зависимости, алкоголизма и токсикомании.

Однако существуют большие сомнения, что данная норма будет эффективной.

В современных условиях работодатели вряд ли будут изъявлять большое желание взять на работу лиц, перечисленных выше. Возникает вопрос, каким образом будет стимулироваться деятельность организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации (а также лицам, прошедшим курс лечения и реабилитации от наркотической зависимости, алкоголизма и токсикомании), и будет ли данная мера достаточной для того, чтобы работодатель той или иной организации принял данных лиц на работу.

Также в проекте закона говорится, что обеспечение социальной адаптации лиц осуществляется посредством предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в социальной адаптации, в учреждениях социального обслуживания. Из данного предложения совершенно непонятно, о каких именно социальных услугах идет речь, и нет никакой ссылки на источник, в котором можно было бы посмотреть перечень данных услуг. Таким

Экономика, социология, право

образом, меры социальной адаптации очень важны, поскольку от эффективности их применения зависит, будут ли данные лица вести законопослушный образ жизни или нет.

Социальная реабилитация - это деятельность, направленная на восстановление человеком утраченных функций в обществе, потерянных социальных связей и отношений в связи с инвалидностью, возрастными изменениями или в связи с пребыванием в кризисной ситуации (тюремное заключение, бродяжничество и т.д.).

Социальная реабилитация осуществляется в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, а также лиц, прошедших курс лечения и реабилитации от наркотической зависимости.

Особенно остро стоит вопрос о реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В этот момент фактически решается вопрос, будет ли данное лицо вести законопослушный образ жизни или снова встанет на криминальный путь и будет совершать преступления.

Представим себе ситуацию. Некий мужчина освободился из мест лишения свободы. На работу его не берут, средств к существованию у него нет, родители умерли, близких родственников не осталось, друзья от него отвернулись, жена давно живет гражданским браком с новым мужем...

Бесспорно, что из любой сложной жизненной ситуации можно найти выход, не переступив при этом черту Закона. Но будет ли лицо, уже однажды совершившее преступление, искать правомерное решение своих проблем? Мы полагаем, что, скорее всего, нет.

Лица, освободившиеся из мест лишения свободы, остро нуждаются в поддержке со стороны государства, особенно в эффективной социальной помощи и помощи с трудоустройством, в содействии в восстановлении утраченных документов. В проекте закона это все предусматривается, вопрос опять же в том, как это будет реализовываться.

Также в рассматриваемом законопроекте предполагается оказание психологической помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Следует заметить, что когда лицо возвращается в семью из мест лишения свободы, психологическую помощь необходимо оказывать не только ему самому, но и членам его семьи.

Деятельность по профилактике правонарушений в той или иной степени затрагивает права и свободы конкретного лица, к которому применяются меры профилактического воздействия. В последней редакции проекта закона указаны полномочия федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений, а также перечислены права органов местного самоуправления в данной сфере. Но совершенно ничего не сказано о правах лиц, в отношении которых осуществляются меры по профилактике правонарушений, хотя в первоначальной редакции проекта закона такие нормы были.

Мы считаем, что в данном законе обязательно должны быть статья о гарантиях прав граждан при осуществлении мер по профилактике правонарушений и статья об обжаловании решений и действий (бездействия) субъектов системы профилактики правонарушений, которые следует изложить в первоначальной редакции.

Гарантии прав граждан при осуществлении мер по профилактике правонарушений:

1. При осуществлении мер по профилактике правонарушений не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, в том числе жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободного передвижения и выбора места пребывания и жительства, а также неприкосновенности личности, жилища, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вестник Пензенского государственного университета № 2 (10), 2015

2. Лица, в отношении которых осуществляются меры профилактики правонарушений, вправе обжаловать действия субъектов профилактики правонарушений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Обжалование решений и действий (бездействия) субъектов системы профилактики правонарушений:

действия должностных лиц субъектов системы профилактики правонарушений, нарушающие права, свободы и законные интересы личности при применении мер профилактики правонарушений, могут быть обжалованы в соответствующие органы государственной власти. Те же действия и решения субъектов системы профилактики правонарушений или их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Также в законе, кроме общих норм, могут быть предусмотрены статьи, предполагающие применение профилактических мер к отдельным группам лиц. Например, «профилактика правонарушений среди молодежи», «виктимологическая профилактика среди лиц пожилого возраста».

Список литературы

1. Проект Федерального закона № 421465-6 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 12.03.2014) // СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Васильков, Д. С. Законодательные основы профилактики правонарушений / Д. С. Васильков // Законность. - 2013. - N 5. - С. 37-40.

Арзамасцев Олег Павлович Arzamastsev Oleg Pavlovich

студент, student,

Пензенский государственный университет Penza State University

E-mail: [email protected]

УДК 343.9 Арзамасцев, О. П.

Анализ проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» / О. П. Арзамасцев // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. -№ 2 (10). - C. 48-52.