Федеральные государственные пособия гражданам имеющим детей. Пособия гражданам, имеющим детей. VI. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Сегодня нас будет интересовать государственное пособие гражданам, имеющим детей, и прочие выплаты, положенные при пополнении в семье в том числе. Это очень важные моменты. Ведь государство как-то должно поддерживать население. Уже признали, что в стране за чертой бедности в основном находятся семьи, в которых есть как минимум 2 несовершеннолетних ребенка. И из этой ситуации необходимо как-то выходить. На что можно рассчитывать родителям в России в том или ином случае? О государственных выплатах рассказывает Федеральный закон №81 от 19.05.1995. И не только он. Так что положено родителям в том или ином случае? На какую поддержку им рассчитывать?

Ранняя постановка на учет

Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, разнообразны. Первая, хоть и не самая значительная выплата, - денежная компенсация за раннюю постановку на учет. На нее претендовать могут как работающие, так и неработающие граждане. Основное правило получения выплаты - обращение в медицинское учреждение для постановки на учет до 3 месяцев с момента начала беременности. После этого срока постановка не будет считаться ранней.

Сколько можно получить в таком случае? Не слишком много. С 2016 года матери, родившие малыша (важно: выдаются деньги только после родов!) за раннюю постановку на учет получат 576 рублей 83 копейки. Ни больше, ни меньше. Неважно, работали ли вы ранее, или нет. Данная компенсация установлена на законодательном уровне в фиксированных размерах.

Пособие по беременности

Это еще не все. Помимо ранней постановки на учет, есть еще назначаемое государственное пособие гражданам, имеющим детей, которое носит название "по беременности и родам". На него могут претендовать работающие гражданки. Обратите внимание на то, что вы должны выполнять должностные обязанности в одной конкретной компании на протяжении двух лет.

Сколько можно получить от государства в качестве подобной поддержки? Многое зависит от вашего заработка (официального). В расчет принимается 100% от оклада, который вы в среднем за месяц получали на протяжении последних двух лет. Обращаться за выплатой необходимо в бухгалтерию к вашему работодателю.

Неработающие гражданки не получают пособие по родам и беременности. Вообще, тем, кто официально не трудоустроен, положено меньше пособий. Стоит обратить на это внимание.

Единовременная выплата за роды

Очередной тип стимулирования семей, в которых недавно родился малыш, - это единовременная выплата за рождение ребенка. Выплачивается все лишь один раз на каждого несовершеннолетнего. Неважно, работала ли мать, или нет. И от количества детей никак не зависит. То есть пособие на первого ребенка, второго и последующих будет выдаваться в одинаковых денежных суммах.

На данный момент единовременная выплата составляет 15 512 рублей и 65 копеек. Обращаться за ней необходимо либо к работодателю, либо в фонд социальной защиты. На оформление данной выплаты у вас будет всего полгода с момента появления новорожденного на свет. Далее за родителями утрачивается возможность получения данного пособия.

Для жен военных

Жены военнослужащих тоже не остались без внимания. Если их мужья в поздние сроки беременности жен служили по призыву, можно рассчитывать на денежную помощь от государства. Важно: акушерский срок "интересного положения" должен быть не менее 180 дней. Только при подобных обстоятельствах можно обратиться в соответствующие органы для получения денег.

Сколько можно получить таким образом? Это государственное пособие гражданам, имеющим детей, выплачивается единовременно в размере 24 565 рублей 89 копеек. Не стоит путать его с единовременным пособием по беременности и родам - его женщина тоже сможет получить после того, как родит малыша.

До полутора лет

Закон о пособиях ФЗ № 81 от 19 мая 1995 года предусматривает материальную поддержку гражданам, которые осуществляют уход за новорожденным. Правда, до полутора лет. При подобных обстоятельствах можно в течение указанного срока получать определенные денежные средства. Их размер зависит от того, работал ли гражданин (не обязательно мать) в течение последних двух лет, а также от оклада за указанный период времени. Количество детей тоже играет определенную роль.

Если мать (или другой человек среди родственников, который будет ухаживать за малышом до 1,5 лет) не работала, рассчитывать можно лишь на небольшие выплаты в фиксированных размерах. Правда, в России предусматривается индексация данной материальной поддержки.

Родственник, ухаживающий за младенцем, ежемесячно получает 40 % от среднего за 24 месяца оклада - это если на момент появления нового члена семьи человек работал. А вот неработающий гражданин рассчитывать может только, как уже было сказано, на сравнительно небольшие суммы. На первого малыша платится по 2 908 рублей 62 копейки. А вот до 1,5 лет составит уже 5 817,24 рублей. На последующих детей выплачивается аналогичная сумма.

Выплаты до трехлетнего возраста

Редко кто оставляет малышей в полтора года для того, чтобы вновь выйти на работу. Поэтому государство предусмотрело небольшое Оно мало кого интересует ввиду мизерных размеров. Сейчас многие говорят о том, чтобы повысить данную денежную помощь родителям.

Сколько будет получать ухаживающий за малышом в период с 1,5 до 3 лет? Всего 50 рублей. Как говорят многие родители, нет смысла в оформлении данной компенсации. Ведь бумажная волокита, которой сопровождается процесс, приносит больше минусов, чем плюсов в конечном итоге. Но запомните, что пособие на ребенка до 3 лет все равно имеет место. При желании вы можете получить его. Выплачивается ежемесячно в указанный ранее период времени.

Исключение составляют пособия, которые должны выдаваться женам военнослужащих. Они получают действительно достойную поддержку. В 2016 году таким лицам положено 10 528 рублей и 24 копейки в месяц. Правда, в расчет берется только период, в который отец малыша проходил службу по призыву.

Что такое материнский капитал

Есть еще один тип поддержки семей с несовершеннолетними. Но это не государственное пособие гражданам, имеющим детей. Речь идет о так называемом материнском капитале. Выдается семьям в которых рождено от двух детей, и на момент оформления документов они все являются несовершеннолетними. Данная денежная помощь может быть потрачена либо на лечение ребенка, на которого выдается компенсация, либо на его обучение. Но также можно потратить капитал на улучшение жильищных условий. Последний вариант наиболее распространен в России.

Размер маткапитала не зависит от количества детей. Обратите внимание на то, что это единовременное пособие. Раз и навсегда выплачивается обсолютно на всех несовершеннолетних. Иными словами, если при рождении второго ребенка вы оформили данную помощь, после появления третьего малыша маткапитал не выдается.

Сколько можно получить? В 2016 году родителям положено столько же, сколько и в 2015. А именно - 453 тысячи 26 рублей. Сейчас обсуждается индексирование данной выплаты. Достаточно собрать определенный перечень документов и получить сертификат на материнский капитал. Сделать это не так уж трудно, как кажется.

Один родитель

В России предусмотрена дополнительная материальная поддержка, если родитель один воспитывает малыша. Зачастую подобные случаи распространяются на детей, являющихся инвалидами. Если речь идет о такой ситуации, то компенсация при инвалидности у ребенка производится до 23 лет. Рассчитывать на нее может мать-одиночка.

На что можно надеяться? Базовый размер материальной поддержки составляет 6 000 рублей. Аналогичную сумму составляет пособие на ребенка до 18 лет, который является инвалидом 1 или 2 группы. За ним в обязательном порядке должен осуществлять уход только один родитель. В противном случае можно не надеяться на выплаты родителям. Только инвалид будет получать пенсию в связи со своим особым статусом.

Помощь многодетным семьям

На что еще следует обратить внимание? имеет право на получение дополнительных денежных средств. Они выплачиваются не от работодателя, а из государственного фонда. Что положено семьям, которые считаются многодетными? Для начала необходимо понимать, что подобный статус дается тем, у кого от трех и более несовершеннолетних детей. Остальные семьи считаются обычными.

Как правило, можно рассчитывать на государственную поддержку. Многодетная мать может получить определенные льготы. То же самое касается семей, в которых более двух несовершеннолетних. Неважно, усыновленных или родных.

Какие льготы полагаются? Во-первых, 30 % покрытие расходов на детский сад и коммунальные платежи. Во-вторых, в общеобразовательных учреждениях подобному слою населения предлагаются бесплатные обеды. Медицинские лекарства до 6-летия детей тоже положены. В некоторых случаях можно даже бесплатно получить школьную форму!

О денежных средствах тоже не стоит забывать. При многодетности имеет место пособие на ребенка до 18 лет (либо до 16). Это региональная ежемесячная выплата, которая в каждом регионе разная. В среднем до 16 (или 18) лет многодетные семьи имеют право на получение 600 рублей. Где-то данная компенсация меньше, где-то больше. Обычно выплачивается до тех пор, пока ребенок учится в общеобразовательных учреждениях и не достиг совершеннолетия.

Региональная помощь на детей

Впрочем, это еще не все. Пособие на первого ребенка, а также на последующих, может дополнительно назначаться не только на государственном, но и на региональном уровне. Разумеется, его размер тоже будет зависеть от вашего региона проживания.

Можно получить региональное пособие семьям с детьми. Это единовременная денежная помощь, обычно она платится на каждого рожденного малыша. В среднем ее размер составляет от 15 до 30 тысяч рублей. Уточняйте особенности в местной администрации.

Имеют место губернаторские выплаты. Они, как и региональные, зависят от вашего региона проживания. И выплачиваются за счет средств ФСС РФ от губернатора. Носят единовременный характер, положены на каждого ребенка. Например, в Калининграде "губернаторские" составляют 3 500 рублей. Не слишком много, но и не мало. Обратитесь в администрацию вашего субъекта РФ, чтобы точно узнать размер данной денежной выплаты.

Оформляем пособия на ребенка

Каков порядок выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей? Достаточно обратиться в Фонд социальной поддержки населения или к своему работодателю, чтобы получить те или иные денежные средства. Как альтернативное решение - "служба одного окна", или МФЦ. В целом, для оформления пособий чаще всего необходимо предъявить:

  • свидетельства о рождении детей;
  • паспорт родителя, получающего деньги;
  • написанное заявление на ту или иную материальную поддержку;
  • реквизиты банковского счета, на который будет производиться выплата средств;
  • копии и оригиналы трудовой книжки;
  • свидетельство о заключении брака/разводе;
  • выписку о неполучении (для неработающих);
  • справку из женской консультации о постановке на учет;
  • выписки о среднем заработке за последние 2 года (для работающих);
  • военный билет мужа (для жен военнослужащих) либо иной документ, подтверждающий службу гражданина;
  • выписку с места работы мужа о неполучении им пособия (официально не трудоустроенным - справка, подтверждающая отсутствие пособия по безработице).

Вышеперечисленные документы необходимы всегда. Они помогают получить денежную помощь из средств ФСС РФ. Обычно люди сразу обращаются или к работодателю в бухгалтерию, или в фонд социального страхования. Сейчас популярность набирает работа МФЦ.

Если вы хотите обратиться за получением материнского капитала, придется собирать новый пакет документов. Итак, вы смогли оформить пособие на ребенка. Документы для маткапитала нужны практически те же. Только список укорачивается в несколько раз. Теперь вам необходимо предъявить:

  • паспорт родителя-получателя (и его СНИЛС);
  • свидетельства о рождении всех детей (+ их СНИЛСы);
  • заявление на маткапитал;
  • свидетельство, подтверждающее оформление брака.

Это все. Не забудьте снять копии и приложить их к заявлению установленного образца. Вышеперечисленный перечень подается в Пенсионный Фонд вашего района. В обмен на него вы сможете получить специальный сертификат на маткапитал. Ничего трудного или особенного. Главное заранее подготовить документы - это значительно облегчит вам жизнь.

Теперь понятное, какое государственное пособие гражданам, имеющим детей, положено в том или ином случае. Помимо вышеперечисленной помощи, можно получить налоговый вычет. Он помогает трудоустроенным родителям платить меньше налогов. На первых двух малышей из суммы оклада вычитается 1 400 рублей, на третьего и последующих - 3 000.

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.

Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.

Виды пособий

  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Пособие по безработице
  • Детские пособия :

Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Размеры пособий (2017 г.)

Вид пособия

Размер

Норма

Пособие по временной нетрудоспособности

Минимальный размер

Как такового минимального размера пособия не установлено. Но закреплен минимальный средний заработок для расчета пособия – (7 800 руб.)

Средний дневной заработок определяется по формуле (на примере МРОТ): МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

Максимальный размер

Он зависит от продолжительности страхового стажа.

При страховом стаже 8 и более лет ():

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

При страховом стаже от 5 до 8 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 80%

При страховом стаже до 5 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 60%

Пособие по беременности и родам

Размер пособия по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам.

Минимальный средний заработок рассчитывается по формуле:

МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

Максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособия в 2017 году составляет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

Единовременное пособие при рождении ребенка

16 350,33 руб.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

16 350,33 руб.

Если на воспитание передается ребенок-инвалид, ребенок в возрасте старше семи лет, а также дети, являющиеся братьями и (или) сестрами – 124 929,83 руб. на каждого ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Минимальный размер при уходе за первым ребенком – 3065,69 руб.

Минимальный размер при уходе за вторым и последующим ребенком – 6131,37 руб.

Максимальный размер вне зависимости от того, за каким ребенком осуществляется уход – 23 120,66 руб.

Материнский капитал

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

25 892,45 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

11 096,76 руб.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт заочного обучения

РЕФЕРАТ

по дисциплине Организация социальной работы с персоналом

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Выполнил(а) студент(ка)

Самоходова Елизавета Сергеевна

Москва – 2011

ВВЕДЕНИЕ

1.2 Пособия по беременности и родам

1.3 Единовременное пособие при рождении ребенка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

1.5 Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

1.6 Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

1.7 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

1.8 Ежемесячное пособие на ребенка

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Формирование в России демократического, правового социального государства обусловило повышение интереса к правовому регулированию тех социальных отношений, которые связаны с социальной защитой, поддержкой государством, обществом малоимущих, бедных категорий граждан.

Встав на путь создания рыночной экономики, Российская Федерация столкнулась с целым рядом проблем. Экономические реформы реализуются медленнее, чем бы хотелось, иногда проводятся в жизнь непоследовательно, что отрицательно сказывается на их эффективности, росте производства, сдерживании инфляции, роста цен и стоимости жизни. До настоящего времени в стране отсутствует целостная концепция социального реформирования, что ведет к обострению социальных проблем и в первую очередь к высокому уровню безработицы, усилению поляризации в обществе, росту численности бедных людей. Конечно, проблема бедности не является только проблемой России, так как, по данным МОТ и других международных организаций, сейчас более чем у 1 млрд. жителей Земли отсутствуют необходимые средства к существованию, т.е. они причисляются к маргинальному населению. Что касается Российской Федерации, то, по данным официальной статистики, количество людей, живущих на уровне прожиточного минимума и ниже этой величины, составляет более 40% населения, примерно 57 млн. человек (значительная часть пенсионеров; безработные; семьи с детьми; работники бюджетной сферы, заработная плата которых составляет в лучшем случае чуть более 50% уровня оплаты труда в промышленности). Решать эту острейшую социальную проблему можно лишь комплексно, в том числе совершенствуя социальное законодательство. Сказанное повышает и востребованность новейших исследований ученых-юристов в области трудового права, права социального обеспечения и социальной защиты населения в широком смысле этого слова.

Провозгласив на конституционном уровне в числе основных направлений государственной политики социальную защиту и поддержку семьи, материнства и детства, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности в качестве ключевых целей национального развития, законодатель тем самым определил базис последующего правового регулирования обозначенной области общественных отношений. В числе значительного количества нормативных правовых актов, сформировавших так называемый блок социального законодательства, далеко не последнее место принадлежит Закону «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Законодатель не только определяет место и роль рассматриваемого Закона в системе нормативной базы, но и намечает основные направления государственно-правового регулирования в области материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Представляя материальную поддержку в качестве составной части системы государственного страхования, законодатель тем самым применяет к ней основные принципы правового регулирования всей системы в целом. Декларирование единства системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, находит воплощение в реализации гражданами прав на получение пособий по беременности и родам; женщинами, вставшими на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка.

До принятия Закона большая часть находилась в разрозненном состоянии, правовое регулирование связанных с ними процедурных вопросов (назначение и начисление, порядок выплаты и т.п.) осуществлялось различными как по юридической силе, так и по иерархической соподчиненности нормативными актами. Начиная с 1995 года нормы, регулирующие вопросы предоставления пособий беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, были унифицированы и сформированы в единую систему, что, в свою очередь, сказалось на формировании последующих рычагов функционирования соответствующего государственного механизма. Далеко не последнюю роль в названном процессе сыграл обозначенный в преамбуле к Закону и положенный в его основу принцип единства.

Согласно преамбуле, Закон, формируя единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, делает основной упор на данном направлении государственной социальной политики на воспитание подрастающего поколения. Судя по содержанию норм данного Закона, воспитание понимается законодателем достаточно широко, охватывая также удовлетворение потребностей детей в индивидуальном уходе и содержании. Вместе с тем следует отметить, что основные законодательные положения воспроизводят условия предоставления пособий, установленные ранее действующим законодательством. Поэтому хотя Законом и предусмотрены некоторые новые решения, вступление его в силу не привело к коренной ломке ранее действовавших правил.

Закрепленная Конституцией РФ обязанность РФ как социального государства обеспечения поддержки малоимущим и нуждающимся в социальной защите слоям населения, реализуемая посредством предоставления адресной целевой помощи, отчасти воплощается и в нормах настоящего Закона. Вместе с этим целью принятия настоящего Закона является не только реализация адресного подхода социальных выплат как одного из показателей эффективности системы социального обеспечения, но и создание комплекса норм, гарантирующих материальную поддержку материнства и детства, что в решающей степени определяет состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1 Общая характеристика государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей

Статьей 3 Федерального закона N 81-ФЗ установлены следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Федеральным законом от 25.10.2007 N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" перечень пособий был дополнен следующими видами:

Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством РФ.

В преамбуле Федерального закона N 81-ФЗ подчеркнуто, что он устанавливает единую систему пособий. Задача разработки единой системы государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни ставилась еще на союзном уровне в Постановлении Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990 г. N 1420-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи". К моменту принятия комментируемого Закона детские пособия, выплачиваемые в рамках государственного социального страхования, устанавливались статьями 165, 167, 168, 238, 240 и 240.1 КЗоТ РФ (в ред. Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1), Законом РФ от 4 апреля 1992 г. N 2660-1 "О дополнительных мерах по охране материнства и детства". Порядок их назначения и выплаты регулировался Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6. Комментируемый Закон охватил предметом своего регулирования и выплату детских пособий за рамками системы обязательного соцстрахования. До его принятия выплата таких пособий регламентировалась целым рядом нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ (Правительства РСФСР, Правительства СССР).

1.2 Пособия по беременности и родам

В соответствие со ст. 6 Федерального закона N 81-ФЗ Право на пособие по беременности и родам имеют:

Женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

Женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

Женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

Женщины, при усыновлении ими ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

1.3 Единовременное пособие при рождении ребенка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

В соответствие со ст. 9 Федерального закона N 81-ФЗ Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере 300 рублей.

Согласно ст. 11 Федерального закона N 81-ФЗ Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 000 рублей.

1.4 Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с изменениями и дополнениями (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Основной акт, в вопросе о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, принятый Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года распространен на:

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8000 рублей.

1.5 Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Рассмотрим единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (далее ЕдПБЖВ) - и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (далее ЕжПРВ).

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и законами субъектов Российской Федерации.

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

ЕдПБЖВ и ЕжПРВ (статьи 12.5 - 12.7 Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") являются новыми видами государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленными с 1 января 2008 г. в связи с изданием Федерального закона от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ, который и включил указанные статьи в комментируемый Закон.

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 14 000 рублей.

1.6 Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют:

Мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 6000 рублей на каждого ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

1.7 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

Матерям, уволенным в период беременности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения) до достижения ребенком возраста полутора лет.

1.8 Ежемесячное пособие на ребенка

В соответствии со ст.16 Федерального закона N 81-ФЗ размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Основной акт, в вопросе о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929, принятый Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 184-ФЗ, от 18.06.1996 N 76-ФЗ, от 24.11.1996 N 130-ФЗ, от 30.12.1996 N 162-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 29.07.1998 N 134-ФЗ, от 17.07.1999 N 171-ФЗ, от 10.07.20 N 93-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 30.05.2001 N 66-ФЗ, от 30.05.2001 N 67-ФЗ, от 28.12.2001 N 181-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 206-ФЗ, от 22.12.2005 N 178-ФЗ, от 22.12.2005 N 181-ФЗ, от 05.12.2006 N 207-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 22.12.2005 N 180-ФЗ) распространен на:

Граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;

Граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации Независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами), военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации, и, следовательно, они вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания (Определение Конституционного Суда РФ от 08.06.2000 N 134-О);

Постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

Временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие Федерального закона не распространено на:

Граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав; граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие названного Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Этим Федеральным законом установлены следующие виды государственных пособий:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

Единовременным пособием беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Ежемесячным пособием на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий установлены Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

В порядке, предусмотренном Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, Определением Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 16-О, выдаются следующие пособия по государственному социальному страхованию:

а) по временной нетрудоспособности;

б) по беременности и родам;

в) при рождении ребенка;

Размер и порядок выплаты пособия при рождении ребенка определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883, а размер и порядок выплаты социального пособия на погребение - Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам за период отпуска по беременности и родам, который предоставляется им в соответствии Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов. Женщинам, ставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) дополнительно к пособию по беременности и родам выплачивается единовременное пособие в размере 50 процентов минимальной оплаты труда, с 01.01.97 - в размере минимального размера оплаты труда. При выкидыше, наступившем по истечении 196 дней беременности, пособие по родам выдается на общих основаниях.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный листок. Другие документы не могут служить основанием для выплаты пособия. В случае утери больничного листка пособие может быть выдано по его дубликату.

При предоставлении отпуска по беременности и родам в период спора о правильности увольнения пособие выдается в случае восстановления на работе. При этом пособие выдается за время отпуска по беременности и родам со дня вынесения решения о восстановлении на работе.

Женщинам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, аспирантуру, клиническую ординатуру либо профессионально - техническое учебное заведение и направленным на работу в установленном порядке, в случае предоставления отпуска по беременности и родам до начала работы пособие выдается начиная со дня, назначенного для явки на работу. В случае предоставления отпуска по беременности и родам в период временной приостановки работы или дополнительного отпуска, предоставленного в связи с обучением в учебных заведениях без отрыва от производства, пособие выдается со дня, когда женщина по окончании указанного периода должна приступить к работе. При предоставлении отпуска по беременности и родам во время пребывания в ежегодном (основном или дополнительном) отпуске, отпуске по уходу за ребенком пособие выдается за все дни отпуска по беременности и родам, удостоверенные больничным листком.

За период отпуска по уходу за ребенком пособие исчисляется из тарифной ставки (должностного оклада) и среднемесячной суммы премий. При этом тарифная ставка берется с учетом районного коэффициента и надбавок, получаемых в связи с работой в районах и местностях, где они установлены. При этом за период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком женщинам выдается, по их выбору, либо пособие по беременности и родам, либо пособие по уходу за ребенком.

В случае предоставления отпуска по беременности и родам в период, когда женщина не работала вследствие отстранения от работы (должности) с приостановкой выплаты заработной платы, пособие не выдается. Если отпуск по беременности и родам продолжается и после допуска к работе, пособие выдается со дня, когда она должна была приступить к работе. За время нахождения под арестом, за время судебно-медицинской экспертизы, а также за время принудительного лечения по определению суда пособие по беременности и родам не выдается. Пособие по беременности и родам выдается в размере 100 процентов заработка, в том числе и в случае назначения пособия в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, по решению совета профсоюзов.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Названным Федеральным законом определены и средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей. Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

Средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка (за исключением пособий, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящей части), ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

Средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту; лицам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов; лицам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацем вторым настоящей части), а также в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа в Российскую Федерацию из воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации; неработающим женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств;

Средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

Средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка;

Средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацами вторым и третьим настоящей части). Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации;

Субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Установлено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.

Определено, что расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий. Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий. Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Средства на реализацию передаваемого полномочия по назначению и выплате указанного пособия предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций, образованном в составе федерального бюджета, в виде субвенций.

Объем средств, предусматриваемых в Федеральном фонде компенсаций, образованном в составе федерального бюджета, определяется исходя из численности лиц, имеющих право на указанное пособие, а также из размера пособия, установленного настоящим Федеральным законом.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок распределения, расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанное пособие, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, списки лиц, которым выплачено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, с указанием категорий получателей и оснований получения указанного пособия. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Средства на реализацию полномочия по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования данных средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за расходованием указанных средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и уполномоченными им органами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

Федеральный закон N 81-ФЗ определяет цели, на достижение которых направлен данный Закон, - установление для проживающих в России граждан России, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единой системы государственных пособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Как отметил Конституционный Суд России в Определении от 8 июня 2000 г. N 134-О, таким образом, государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (часть 2 статьи 6); все равны перед законом и судом (часть 1 статьи 19); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статья 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, в т.ч. для воспитания детей, на условиях, установленных законом (части 1 и 2 статья 39).

Как указал Конституционный Суд России в данном Определении, признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите материнства и детства, семьи не подразумевает право этих граждан на получение определенных денежных сумм. Вопрос о конкретных размерах пособий и других выплат, вытекающих из конституционного права на социальное обеспечение, решается, как следует из ст. ст. 39 (ч. 2), 71 (п. п. "в", "е"), 72 (пункты "б", "ж" ч. 1) и 76 (ч.ч. 1 и 2), законодателем. Исполнительная же власть в лице Правительства РФ обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения (п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). При этом осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться, в силу правовой позиции Конституционного Суда России, в т.ч. с имеющимися у него на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, установленная Федеральным законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, испытав влияние старой советской системы, во многом реформирована, приняты новые законодательные акты, во исполнение Конституции РФ 1993 года, созданы новые институты, но во многом, созданная система неэффективна, должна дополняться другими средствами поощрения и стимулирования стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного анализа государственных пособий для граждан, имеющим детей мы пришли к следующим выводам.

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что "материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь". Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38). Данное конституционное право реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий семьям с детьми.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми в связи с их рождением и воспитанием, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В 2006 - 2008 гг. в законодательство о пособиях были внесены значительные изменения в связи с принятием новых федеральных законов и подзаконных актов.

Однако, несмотря на это, законодательство о государственных пособиях на детей в настоящее время остается в значительной степени пробельным и противоречивым. Сложившаяся система социальных пособий на детей не способна адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию в стране вследствие наличия следующих наиболее бросающихся в глаза недостатков.

1. Отсутствие в законодательстве определения понятия "семья с детьми", а также его узкое толкование (кровная семья, семья усыновителей) приводят к ограничению прав некоторых категорий граждан, фактически осуществляющих воспитание и содержание ребенка (в частности, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей), на получение тех или иных видов социальных пособий.

Исследование понятия семьи в системе правовых наук свидетельствует об отсутствии единого универсального понятия семьи, применимого ко всем отраслям права. В области права на социальное обеспечение вопрос о разработке понятия семьи является также проблемным. Проводя анализ мнений ученых-юристов (Е.И. Астрахан, В.Д. Новиков, В.К. Субботенко, Р.П. Мананкова, Е.В. Протас, Е.В. Соловьева) о субъекте социально-обеспечительных отношений, приходим к следующему выводу - если на ранних этапах формирования правовой защиты материнства, детства и семьи был оправдан подход в пользу индивидуальных субъектов, то в настоящее время ситуация существенно изменилась: общество делает выбор в пользу семьи как наиболее приемлемой формы воспитания подрастающего поколения, и соответственно этот выбор должен воплощаться в разнообразных мерах защиты и охраны семьи, в том числе и правовых.

государственное пособие дети

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I . Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. № 237.- 25 декабря.

3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.

5. Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» // Российская газета. – 2006. – 31 декабря.

6. Постановление Правительства РФ от 28.12.2006 N 821 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"//Собрание законодательства РФ.2007.N 1 (2 ч.). Ст. 277.

II . Специальная литература

1. Азарова Е.Г., Виноградова З.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепция развития российского законодательства. М., 2008. – 350 с.

2. Батыгин К.С. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. М., 2008. – 278 с.

3. Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. М., 2005. – 410 с.

4. Деркачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): Автореф. канд. дис. М., 2002. – 433 с.

5. Комарова Е.И., Войтенко А.И. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 с.

6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. О. В. Смирнова. - М., 2007. – 581 с.

7. Москвичева Т.М. Льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые работникам с семейными обязанностями и опекунами (попечителям) несовершеннолетних в рабочее время / Т.М. Москвичева // Трудовое право. - 2004. - №9 - С. 39-46.

8. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

Основными нормативно - правовыми актами, регламентирующими предоставление государственных пособий гражданам, имеющим детей, являются Федеральные законы «О государственных пособий гражданам, имеющим детей» и «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Признаки государственных пособий гражданам, имеющим детей:

    устанавливаются в связи с рождением или воспитанием ребенка (детей);

    гарантируются государством;

    устанавливаются в соответствии с нормами законов;

    являются денежными выплатами;

    выплачиваются единовременно или ежемесячно;

    исчисляются на основе индивидуального заработка либо устанавливаются в твердом размере;

    выплаты производятся за счет средств ФСС РФ, федерального и регионального бюджетов;

    цель – возмещение полностью или частично временно утраченного заработка или оказание дополнительной материальной поддержки.

Право на пособия имеют : проживающие на территории РФ:

    проживающие на территории РФ:

а) граждане РФ;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, беженцы, постоянно проживающие в РФ;

в) иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в РФ и подлежащие обязательному социальному страхованию;

    не проживающие на территории РФ граждане РФ, проходящие военную и правоохранительную службу за пределами РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

Пособия не предоставляются в случаях, определенных законодательством РФ, а именно:

    гражданам, лишенным родительских прав;

    гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу;

    гражданам, дети которых находятся на полном государственном обеспечении.

Виды пособий:

    пособие по беременности и родам;

    единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель);

    единовременное пособие при рождении ребенка;

    единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

    ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

    единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву;

    ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву;

    ежемесячное пособие на ребенка.

7.3.1 . Цель пособия по беременности и родам – возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности:

    до родов – продолжительностью 70 календарных дней, после родов – 70 календарных дней;

    до родов в случае многоплодной беременности – 84 календарных дня

    после родов при рождении двух и более детей – 110 календарных дней, а в случае осложненных родов – 86 календарных дней.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до 3-х месяцев – за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей – 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

В РФ размер пособияпо беременности и родам составляет 100% среднего заработка (денежного довольствия) и не дифференцируется в зависимости от каких-либо обстоятельств.

7.3.2 .С 1995 года в соответствии с Законом женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) выплачивается единовременное пособие, целью которого является стимулирование своевременного обращения беременной в соответствующие медицинские учреждения. Оно назначается и выплачивается всем женщинам, которые имеют право на получение пособия по беременности и родам, одновременно с основным пособием, в том же месте и за счет тех же средств. Размер пособия составляет 465 рублей 20 копеек.

7.3.3.Единовременное пособие при рождении ребенка – это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане. Право на него имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Выплата пособия осуществляется за счет различных источников в зависимости от категории получателей. Размер пособия равен 12 405 руб.32 коп. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.

7.3.4.Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью имеет право получить один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Пособие выплачивается на каждого ребенка, его размер – 12 405 руб.32 коп.

7.3.5.Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается до достижения ребенком возраста полутора лет.Пособие назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным Законом от 19.05.1995г.

Размер пособия:

а) матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим обязательному социальному страхованию – 40% среднего заработка. Максимальный размер – 16 241 руб.09 коп.

б) лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, - 2326 руб. по уходу за первым ребенком и 4651 руб.99 коп. – за вторым и последующими детьми.

в) матерям, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам правоохранительных органов; лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций – 40% среднего заработка (дохода, денежного содержания) по месту работы (службы). Максимальный размер – 9303 руб.99 коп.

7.3.6 . Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву предоставляется дополнительно к иным видам пособий. Право на него имеет жена военнослужащего, проходящего службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Размер пособия – 19 645 руб.11коп.

7.3.7. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву выплачивается:

а) матери ребенка – со дня рождения ребенка (но не ранее начала отцом ребенка военной службы по призыву) до достижения им 3-х лет (но не позднее дня окончания отцом военной службы по призыву);

б) опекуну или другому родственнику – со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву, до достижения ребенком возраста 3-х лет (но не позднее дня окончания отцом военной службы по призыву).

7.3.8 . Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет), в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающего право на получение этого пособия в соответствии с законодательством РФ.

Нормативно закреплено, что порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается правовыми актами субъектов РФ. Поэтому условия назначения пособий и их размеры различны в разных регионах РФ.

Региональные государственные пособия гражданам, имеющим детей на примере города Москвы

Круг лиц, имеющих право получать государственные пособия на детей в городе Москве

Право на региональное пособие гражданам, имеющим детей, устанавливается по территориальному критерию, т. е. в зависимости от регистрации физического лица по месту его жительства.

    гражданам РФ,

    иностранным гражданам и

    лицам без гражданства,

которые имеют место жительства в городе Москве.

При этом место жительства устанавливается по данным органов регистрационного учета (ст. 1 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23 ноября 2005 г. № 60).

Виды региональных государственных пособий гражданам, имеющим детей в городе Москве (детских пособий)

Каждый субъект РФ самостоятельно определяет тот объем мер социальной поддержки, который он гарантированно предоставляет гражданам с детьми, проживающим на его территории. Детские пособия выплачиваются за счет средств регионального бюджета, в форме государственного социального обеспечения.

В городе Москве установлен один из самых широких перечней региональных пособий для граждан, имеющих детей

1. Единовременные пособия, которые устанавливаются независимо от среднедушевого дохода семьи:

    дополнительное пособие по беременности и родам (устанавливается женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными);

    единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка;

    единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей;

    дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям (Закон г. Москвы «О молодежи» от 30 сентября 2009 г. № 39);

    единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях города Москвы в срок до 20 недель беременности.

2. Ежемесячные пособия, которые устанавливаются независимо от среднедушевого дохода семьи, за исключением ежемесячного пособия на ребенка:

    ежемесячное пособие на ребенка (Закон г. Москвы «О ежемесячном пособии на ребенка» от 3 ноября 2004 г. № 67);

    ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до 1,5 лет (устанавливается матери, уволенной в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет);

    ежемесячная компенсационная выплата неработающему лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет (устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю), не занятому и осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства);

    ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми (устанавливается на детей одиноких матерей (отцов); военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; из семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; в возрасте до 1,5 лет, родители которых являются инвалидами и (или) пенсионерами);

    ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям (устанавливается одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю, отчиму, мачехе) на каждого ребенка, не достигшего возраста 16 лет (обучающегося в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет);

    ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до 3 лет (устанавливается на детей: одиноких матерей (отцов); военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; из семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; из многодетных семей; из студенческих семей; являющихся инвалидами);

    ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента многодетным семьям (устанавливается многодетным семьям: имеющим 5 и более несовершеннолетних детей; имеющим 10 и более детей, при наличии в семье 1 и более детей, не достигших 18 лет, независимо от факта их учебы или работы);

    ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей (устанавливается одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю, отчиму, мачехе) на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, учреждении начального, среднего и высшего профессионального образования - до 23 лет));

    ежемесячная компенсационная выплата матерям, родившим 10 и более детей и получающим пенсию, независимо от вида получаемой пенсии;

    региональная социальная доплата к пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет;

    региональная социальная доплата ребенку, получающему пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей;

    ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям (устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю, мачехе либо отчиму) независимо от получения многодетной семьей льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и количества жилых помещений);

    ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном многодетным семьям (устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю, мачехе либо отчиму));

    ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает несовершеннолетний, находящийся под опекой (попечительством);