Правовое положение субъектов международного права одинаково. Понятие и виды субъектов международного права – первичные и производные. Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и виды субъектов международного права

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные (междувластные) правоотношения.

Субъекты международного права могут быть постоянными и временными. Постоянными субъектами являются государства. Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей. В XX в. был ликвидирован ряд государственно-подобных образований (например, Данциг, Западный Берлин).

Для понятия "субъект международного права" характерны следующие основные признаки.

Во-первых, субъекты международного права - это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся: а) известная внешняя обособленность; б) персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица); в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю; г) участвовать в принятии норм международного права.

Во-вторых, все субъекты международного права - это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права.

Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособность - это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают государства в момент образования; нации, борющиеся за независимость, - с момента признания; межправительственные организации - с момента вступления учредительных документов в силу; физические лица - при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Дееспособность означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Например, в соответствии с Соглашением о сотрудничесте в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г. стороны будут стремиться к приведению законодательства своих государств в соответствие с нормами международного права. Стороны определяют перечень своих уполномоченных ведомств, ответственных за выполнение этого соглашения. Каждое государство имеет право направить другой стороне запросы об оказании содействия по сбору сведений и материалов о деяниях, связанных с легализацией средств, полученных в результате преступной деятельности. Запрашивающая сторона обязана предоставить банковские, кредитно-финансовые и другие документы.

В отличие от субъектов внутреннего права субъекты международного права обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласно ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции, или других норм международного права. В соответствии со ст. V Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью. По справедливому мнению С.С. Алексеева, «категории "субъект права" и "правосубъектность" по своему основному содержанию совпадают». Правосубъектность, считает он, включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность), во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Правосубъектность является общественно-юридическим свойством лица, которое по своей природе неотъемлемо от лица.

Субъект международного права отличается от понятия "субъект правоотношения". Субъект международного права - это актор, обладающий правосубъектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником международных правоотношений. А субъект правоотношения - это реальный участник данных правовых отношений. Как справедливо подчеркивает P.O. Халфина, понятие участника правоотношения уже понятия субъекта права.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Основными элементами последнего являются права и обязанности акторов международного права в реальных правоотношениях, основанием возникновения которых служат основные императивные принципы международного права и соответствующий юридический факт. Так, согласно ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договор. Эта правоспособность государств базируется на таких общепризнанных принципах международного права, как принципы уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств, а также принцип сотрудничества государств. В случае вооруженного нападения (агрессии) каждое государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН).

В соответствии со ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. любая межправительственная организация обладает правоспособностью заключать международные договоры.

Согласно Европейской конвенции по правам человека 1950 г. любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права, гарантированные этой Конвенцией, может подать жалобу в Европейский суд по правам человека, если он исчерпал все возможности защиты своих прав в своей собственной стране - участнице Конвенции 1950 г. С 1950 г. на рассмотрение в Совет Европы передано около 30 тыс. жалоб. Основу этих жалоб составляет юридический факт, т.е. нарушение прав и свобод человека.

Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность - это способность акторов быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая правосубъектность - это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающих международное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) участвует в международно-правовом регулировании проблем, касающихся образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола или религии.

Другими проблемами, помимо уставных, межправительственные организации заниматься не могут и поэтому правосубъектность их ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой (например, разоружение, борьба с голодом, охрана природной среды Антарктики).

Специальная правосубъектность - это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица. Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

В зависимости от своей правовой природы и происхождения субъекты международного права подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверенными и несуверенными.

Первичные субъекты международного права -- это государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюционируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты международного права - это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsb facto), становятся но¬сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права.

К категории производных (вторичных) субъектов международного права относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права - это в основном межправительственные организации, реже - другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами -- уставами или другими правовыми актами.

Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права.

В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться) одновременно с прекращением или изменением учредительного документа.

2. Международная защита прав ребенка

В современный период вопросы защиты прав и интересов детей в рамках мирового сообщества приобретают важное политическое, социальное и юридическое значение.

Охрана прав детей - это самостоятельный предмет международного сотрудничества, входящий в единый институт международной защиты прав человека. Международно-правовые нормы о правах детей и о защите прав детей уже давно признаются составной частью общих норм о правах человека.

Все международные органы по правам человека, но и участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне (т.е. в рамках ООН) и на региональном уровне (т.е. в пределах конкретного региона).

Универсальные органы в зависимости от их юридической природы подразделяются, в свою очередь, на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и договорные (конвенционные) контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. С другой стороны, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции.

Внедоговорные механизмы - это органы ООН. Ее Устав 1945 г. как документ не относится, строго говоря, к категории инструментов, напрямую посвященных правам человека. Тем не менее, выполняя роль "Конституции ООН", он лежит в основе международного правопорядка. Так, согласно ст. 55 (с) Устава ООН призвана содействовать "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии".

В целях реализации этой задачи ст. 57 Устава предусматривает создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН. Среди таких учреждений, которые занимаются и правами детей, можно назвать: а) Международную организацию труда (МОТ); б) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ); в) Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); г) Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ); д) Фонд ООН по народонаселению; е) Программу Развития ООН; ж) Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Комиссия ООН по правам человека.

Генеральная Ассамблея ООН выполняет ряд функций в отношении прав человека. В частности, она организует исследования, дает рекомендации в целях содействия осуществлению прав человека, принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении прав ребенка она приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка. Кроме того, Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы (например, ЮНИСЕФ), назначает специальных докладчиков в сфере защиты прав ребенка (в частности Специального докладчика по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

Деятельность Совета Безопасности ООН имеет большое значение для защиты детей в период вооруженных конфликтов, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности.

ЭКОСОС по вопросам, входящим в его компетенцию, может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты резолюций и конвенций, созывать международные конференции по правам человека.

Комиссия ООН по правам человека полномочна принимать сообщения от любых лиц и изучать ситуации нарушений прав человека. Однако крайне политизированная природа этого органа и некоторые иные факторы не позволяют Комиссии осуществлять высокоэффективную защиту прав человека в целом и прав ребенка в частности.

Действующая в настоящее время система договорных (конвенционных) органов, т.е. органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека ради обеспечения выполнения именно их положений, состоит из шести комитетов.

Это Комитет по правам человека, который создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. с целью имплементации его норм; Комитет по ликвидации расовой дискриминации - Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин - Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Комитет против пыток - Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам - Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Комитет по правам ребенка - Конвенцией о правах ребенка 1989 г.

Исследование деятельности Комитета ООН по правам человека, созданного с целью помочь осуществлению требований Международного пакта о гражданских и политических правах, дает достаточно полную картину международного контроля в области прав человека на универсальном уровне. Комитет, состоящий из 18 экспертов, выступающих в личном качестве, а не как представители государств, является одним из наиболее авторитетных международных органов в области прав человека. За свою деятельность начиная с 1977 г. он накопил значительный опыт, изучение которого представляет не только большой теоретический, но и практический интерес.

Согласно Факультативному протоколу к Пакту о гражданских и политических правах, вступившему в действие в 1976 г., Комитет правомочен рассматривать жалобы отдельных лиц на нарушения их прав, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, при условии, что государство-нарушитель является участником Пакта и ратифицировало Протокол или присоединилось к нему. В Пакте содержатся и статьи, закрепляющие права ребенка.

По итогам рассмотрения докладов Комитетами формулируются замечания.

Определенную роль в правозащитной деятельности играют и другие договорные органы.

Однако названные комитеты являются квазисудебными органами, имеющими компетенцию рассматривать жалобы, представленные индивидами, в которых государство - участник соответствующих международно-правовых документов обвиняется в нарушении их прав. Теоретически заявители могут быть любого возраста, и, кроме того, дети могут быть представлены их родителями или иными законными представителями. По настоящий момент эти органы получили совсем небольшое количество сообщений, касающихся прав ребенка.

Причин тому несколько: это в числе прочего и чрезмерная длительность процедуры рассмотрения, и необязательность принимаемых решений. Однако само по себе право обращения в эти органы является очень неплохим достижением, которое следует развивать.

Особый интерес представляет Комитет ООН по правам ребенка, поскольку именно этот орган напрямую занимается защитой прав ребенка. Остальные же пять комитетов могут осуществлять защиту прав ребенка лишь косвенно - посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов, которые включают всех лиц или определенную группу лиц, которые, в свою очередь, могут включать или не включать в свое число детей.

Комитет по правам ребенка учрежден в 1989 г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со ст. 43 Конвенции Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства - участники Конвенции могут выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае-июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989 г.

Каждые два года Комитет представляет Генеральной Ассамблее доклад о своей деятельности.

Государства-участники должны подавать в Комитет через Генерального секретаря доклады о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав; первый доклад должен быть представлен не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции соответствующим государством-участником, и далее каждые пять лет.

В докладах должны указываться факторы и трудности, влияющие на выполнение обязательств по Конвенции, а также содержаться сведения, достаточные для всестороннего понимания Комитетом, как Конвенция выполняется соответствующей страной. Статья 44 закрепляет, что государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.

В периодических докладах об осуществлении Конвенции должна содержаться информация за охватываемый период, включая меры, принятые государством-участником, в том числе заключение двусторонних и многосторонних соглашений в области прав ребенка и присоединение к ним, а также изменения в законодательстве и практике на национальном, региональном и местном уровнях, такие, как:

1) создание механизмов и структур для координации и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

2) разработка общей или секторальной политики, программ и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

3) прогресс, достигнутый в осуществлении прав ребенка;

4) факторы и трудности на пути полного осуществления прав, изложенных в Конвенции, и меры по их преодолению;

5) планы, намечаемые в целях дальнейшего совершенствования реализации прав ребенка.

Периодические доклады должны включать информацию о рассмотрении заключительных замечаний Комитета по предыдущему докладу. К докладам должны прилагаться упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования. Это, на наш взгляд, позволяет Комитету не ограничиваться чисто верификационными функциями, а выйти на уровень поиска и активной постановки проблем, требующих внимания как на национальном, так и на международном уровне, согласования усилий по их решению. Следовательно, всеобъемлющий пересмотр всего внутреннего законодательства и соответствующих административных инструкций по обеспечению соблюдения в полной мере Конвенции представляет собой обязательство государств.

При обсуждении доклада Комитет обсуждает и анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей в отдельных аспектах прав ребенка.

В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад.

Комитет по правам ребенка, кроме официального доклада, собирает сведения от неправительственных и межправительственных организаций, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительства. Для этого в его работе согласно ст. 45 принимают участие ЮНИСЕФ и специализированные учреждения, которые по просьбе Комитета: а) представляют доклады и оценки относительно осуществления Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности; б) рассматривают передаваемые им комитетом доклады государств, содержащие просьбы о технической консультации. Кроме того, Комитет предлагает Генеральному секретарю ООН проводить исследования по определенным вопросам, касающимся прав ребенка. Все компетентные организации могут быть приглашены к участию в дискуссиях Комитета, представлять свои взгляды и консультироваться.

Третий, последний по счету, периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1998 - 2002 гг. был представлен в Комитет ООН по правам ребенка в 2003 г.

Комитет предлагает государству-участнику представить его следующий периодический доклад до даты, установленной в соответствии с Конвенцией для представления пятого периодического доклада, т.е. до 14 сентября 2012 г. Этот доклад будет представлять собой объединенные четвертый и пятый периодические доклады.

Таким образом, защита прав ребенка на международном уровне может осуществляться в различных формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц. Тем не менее нарастающее внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности является той движущей силой, которая способна повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.

Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права.

Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что женщины и дети относятся к наиболее уязвимым жертвам вооруженных конфликтов и их последствий. В последние годы заметно возрос интерес к защите женщин и детей. В значительной мере это явилось результатом освещения событий, происходящих в нашей стране и за рубежом, что вызывает серьезную озабоченность международного сообщества. Но, замечу, что мы не преуспеем в улучшении этой ситуации, ограничиваясь лишь принятием новых правил. Прежде всего нужно следить за тем, чтобы соблюдались уже действующие нормы. Это относится в первую очередь и в наибольшей мере к государствам, подписавшим Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. и обязавшимся соблюдать и обеспечивать эти нормы.

По нашему мнению, наиболее перспективным в функционировании механизмов обеспечения защиты прав человека, является не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним. Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка.

международный право защита ребенок

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/589 от 12 декабря 2001 г. "Ответственность государств за международно-противоправные деяния" (извлечение) // Международное право. - 2004. - № 3 (47)

2. Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) // Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999. - № 3

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.

Специальная литература

4. Абрамов В.И. Международная защита прав ребенка // Международное публичное и частное право. - 2011. - № 3. - С. 25-28.

5. Гарина Н.В. Деятельность Комитета по правам ребенка // Международное публичное и частное право. - 2010. - № 2. - С. 22-25.

6. Баттогтох Ж. Международно-правовая защита прав детей: Международно-правовые аспекты: Дис.канд.юрид. наук (12.00.10). - М.: Юрайт, 2009. - С. 80-82.

7. Лукашук И.И. Право международной ответственности. - М.: Волтерс Клувер, 2010

8. Международное право. / Под ред. Ю.М. Колосова - М.: Международные отношения, 2009.

9. Международное публичное право. / Под ред. К. А. Бекяшева. - М.: Проспект, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и характерные черты государства в структуре международного права на современном этапе. Суверенитет как основание прав и обязанностей государства. Содержание общепризнанных прав и обязанностей государств как субъектов международного права.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2013

    Характерные признаки государства как субъекта международного права. Международно-правовые акты, касающиеся прав и обязанностей государств. Роль прав и обязанностей в обеспечении эффективной деятельности государства в сфере международных правоотношений.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2015

    Исследование видов государств как объектов международного права. Изучение проблемы признания новых субъектов и правопреемства в международном праве. Анализ прав и обязанностей, международно-правовой ответственности участников международных отношений.

    презентация , добавлен 10.10.2012

    Изучение истории возникновения, развития международного гуманитарного права, его понятия, сферы действия, основных источников. Сфера применения международного гуманитарного права в соотношении со сферой применения международного права прав человека.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2010

    Исследование общественных отношений, возникающих в сфере субъектов авторских прав. Комплексное рассмотрение авторов, соавторов и наследников как субъектов авторского права. Рассмотрение особенностей имущественных и личных неимущественных прав авторов.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2018

    Ознакомление с основами современных семейных отношений. Рассмотрение особенностей прав несовершеннолетних детей. Основные способы защиты интересов ребенка. Понятие прав и обязанностей родителей. Изучение порядка и последствий лишения родительских прав.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Понятие и виды международных договоров. Стадии заключения, действие и прекращение действия международных договоров. Определение взаимных прав и обязанностей сторон договора. Соглашения, устанавливающие правила поведения субъектов международного права.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2014

    курсовая работа , добавлен 21.02.2011

    Понятие международного права по правам человека, история его формирования и современное состояние. Механизмы и средства защиты прав человека в международном праве, законодательная основа. Отражение прав человека в законодательстве Кыргызской Республики.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2010

    Концепция примата международного права. Украинское законодательство о взаимодействии международного и внутригосударственного права. Приоритет общепризнанных норм международного права (общечеловеческих ценностей) перед нормами внутригосударственного права.

Понятие субъекта крайне важно в любой отрасли права, так как оно закрепляет и ограничивает круг участников определенных общественных отношений.

Субъектами международного права являются участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Международные общественные отношения вышли далеко за рамки системы общественных отношений, складывающихся внутри того или иного государства и регулируемых национальным (внутригосударственным) правом. В связи с этим, участие в международных общественных отношениях является одной из характерных особенностей субъектов международного права.

Необходимым признаком субъекта международного права служит не сам факт участия или возможность участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, а точно определенный характер (статус) этого участия.

Для понятия “субъект международного права” характерны еще ряд признаков, а именно:

1)это лица (в собирательном смысле), участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых можно отнести известная внешняя обособленность; персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица; способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю; участвовать в принятии норм международного права;

2) это лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права, что является основой деятельности актов, как субъектов международного права.

Международное право выделяет несколько категорий субъектов: государства, нации, борющиеся за государственную независимость и Международные (межгосударственные) организации. Субъекты международного права должны иметь юридическую способность самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом отношениях, осуществлять свои права и обязанности, установленные международным правом (заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные представительства в других странах, участвовать в работе международных конференций), непосредственно вступать во взаимодействие с другими субъектами международного права, защищать свою правоспособность. Иными словами, они должны обладать всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособностью).

Кроме уже перечисленных основных субъектов, существуют и иные субъекты международного права. К ним, в частности, относятся парагосударственные образования (пара - подобный), к таким образованиям относят Ватикан. Это административный центр католической церкви во главе с папой римским, "государство - город" в пределах итальянской столицы - Рима. Площадь Ватикана всего 44 га и население около 1 тыс. человек, из которых ватиканское гражданство 400 человек. Тем не менее, Ватикан имеет дипломатические отношения со многими государствами в различных частях мира (в том числе с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых других международных организациях, принимает участие в международных конференциях государств. Ватикан является участником большого числа многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. Он - член Всемирного почтового союза, МАГАТЭ, ряда других международных организаций. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 года.



В связи с тем, что уделяется все большее внимание естественным правам человека, его законным интересам, увеличивается роль индивида в международных правоотношениях. Человек получил возможность выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод.

Жалобы индивида являются предметом рассмотрения в международных организациях: ООН, Европейского союза, индивид получил право жаловаться даже на собственное государство, как нарушителя прав человека.

Индивиды стали субъектами международной уголовной ответственности за совершенные ими международные преступления, однако за другие международные правонарушения физических лиц международно-правовую ответственность несет государство, под чьей юрисдикцией лицо находилось.

Некоторыми элементами правосубъектности обладают также неправительственные организации. Они получили возможность участвовать в международных отношениях.

Однако решения, принимаемые такими организациями, не являются обязательными, а носят, как правило, рекомендательный характер.

Таким образом, признание этой категории субъектов в качестве участников отдельных международно-правовых отношений не означает из уравнивание с основными субъектами международного права, так как не обладают всем комплексом прав и обязанностей, свойственных основным субъектам. Они в частности не могут вступать в отношения с другими государствами, участвовать в создании норм международного права, быть членами международных организаций, что является неотъемлемым правом основных субъектов.

Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособностью обладают субъекты:

а) Государства - с момента образования;

б) Нации - с момента признания;

в) Международные организации - с момента вступления учредительных документов в силу.

Дееспособность - означает осуществление субъектом международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.

Деликтоспособность - означает способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей и это свойство называется правосубъектностью.

С понятием субъекта международного права непосредственно связано родственное ему понятие правосубъектности.

Понятие правосубъектности призвано отразить соединение в юридическом статусе лица право и дееспособности. Поскольку международному праву не известна категория недееспособных государств, понятие международной правосубъектности характеризует органическое слияние в статусе субъекта международного права и дееспособности.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса.

Субъекты международного права обладают общей, отраслевой (занимаются только уставными проблемами) и специальной правосубъектностью (физические лица) .

Международная правосубъектность - способность участвовать в международных отношениях, обладать международными правами и обязанностями и осуществлять их в рамках и на основе международного права, т.е. международная правосубъектность воплощается в совокупности международных прав и обязанностей. Однако права и обязанности, т.е. права и обязанности, которые характеризуют международный статус их носителя как субъекта, образуют основу и предпосылку его международно-правовых отношений.

К числу основных общесубъектных прав относятся: 1) право вступать в равноправные отношения с другими субъектами; 2) право защищать свой статус.

К числу основных общесубъектных обязанностей относятся: 1) обязанность добросовестно исполнять императивные международно-правовые нормы (принципы); 2) обязанность уважать самостоятельный статус других субъектов международного права.

Основные права, свойственные определенной разновидности субъектов международного права, представляют собой конкретизацию общесубъектных прав с учетом специфики международного статуса соответствующей категории субъектов.

В особую группу можно выделить производные, индивидуальные права и обязанности субъектов, представляющие собой конкретные волеизъявления, деятельности самих субъектов.

В конечном счете статус субъекта международного права складывается как бы из трех "слоев" –

1) из основных прав, присущих всем вообще субъектам международного права;

2) из основных прав, свойственных определенной разновидности (категории) субъектов,

3) из производственных, индивидуальных прав, принадлежащих данному субъекту и приобретенных им в соответствии с международными отношениями.

Субъекты международного права юридически равны прежде всего в том смысле, что занимают относительно друг друга независимое положение и самостоятельно осуществляют международные права и обязанности.

Однако принцип равноправия субъектов не означает тождества их правового статуса.

Все субъекты международного права делятся на две категории:

1. Суверенные (первичные) субъекты международного права:

а) государства;

б) борющиеся за свою независимость нации.

Их появление - объективная реальность, результат естественно-исторического процесса.

Им присуще такое политико-юридическое свойство как суверенитет (государственный или национальный). Благодаря этому, их правосубъектность имеет абсолютный, безусловный характер, не зависит от чьей-либо посторонней воли, не предопределяется каким-либо международным установлением или призванием, возникнув, они неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая правила взаимного общения.

2. Несуверенные (вторичные, производные):

а) межгосударственные организации и международные органы;

б) государственно-подобные образования.

Они порождены как субъекты международного права волеизъявлением государств, межгосударственными соглашениями, международным признанием, вследствие чего обладает обусловленной (установленной и признанной государствами) правосубъектностью. Создатели наделяют их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени и реально наделяется тот, кто действительно может участвовать в межгосударственных отношениях.

Вывод: Юридическая способность к самостоятельным международным действиям, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных международно-правовыми нормами - таково свойство субъекта международного права, представляющее собой главный элемент в определении его понятия.

526 09.10.2019 4 мин.

Субъекты межнационального права – это действующие субъекты, которые по причине действия юридических норм способны выступать в роли носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Кроме этого, субъекты межнационального несут международно-правовую ответственность.

Что оно из себя представляет

Как национальное, так и внутринациональное обладает своими категориями субъектов. К главным субъектам стоит отнести страны, нации, которые находится в борьбе за государственный суверенитет, а также межнациональные учреждения. Для главных субъектов характерно наличие элемента межнациональной правосубъективности. Она включает в себя важные права о том, как заключаются договора, кто может быть членом международных учреждений.

Помимо главных субъектов выделяют прочие. Некоторые из них представлен в виде государственно-подобных образований. Сюда можно отнести города в прошлом или в новое время. Например, особым статусом был наделен после Второй мировой войны Западный Берлин.

На видео – понятие и виды субъектов международного права:

Разновидности

Субъекты международного публичного права (традиционные) могут быть двух видов: постоянные и временные. К первому виду стоит отнести само государство. Нация, которая находиться в борьбе за свое освобождение, служит в качестве временного субъекта только на время борьбы и формировании независимого государства. И государство, и нация – это первичные субъекты международного права. К вторичным (или производным) субъектам относят международные организации и государственно-подобные образования. А вот в данной статье можно для себя подчеркнуть про

Субъекты (М-Н П) – это участники межнациональных взаимоотношений, которые могут выступать в качестве носителя субъективных прав и обязанностей юридической направленности.

В этом случае они должны быть наделены конкретными свойствами:

  1. Популярная внешняя обособленность.
  2. Персонификация.
  3. Возможность производить выработку и осуществлять автономною волю.
  4. Принимать участие в принятии норм.

Каждый субъект (М-Н П) должен облагать правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Итак, правоспособность – это возможность субъекта межнационального права обладать субъективными правами обязанности юридического типа. Такой возможностью обладают страны на момент формирования, нации, которые борются за суверенитет. Что из себя представляет , подробно указано в данной статье.

Дееспособность – это выполнение своих прав и обязанностей непосредственными субъектами (М-Н П). Что касается деликтоспособности, то это термин, который характеризует способность нести юридическую ответственность за выполненные правонарушения. Например, если придерживаться , то страна флага будут нести ответственность за любой ущерб или убыток, который был причине приграничной стране по причине невыполнения военным кораблем законов и правил приграничного государства.

На видео – классификация субъектов МП:

Нации и народы

Суть самоопределения народов – это один из основных принципов межнационального права. Особенно ярко (М- П) стало развиваться после Октябрьской революции 1918 г в России.

Как только был принят Устав ООН право нации на самоопределение подошло к логическому завершению в плане юридического оформления, как главный принцип (М-Н П). Конкретизация и развитие содержания данного принципа произошла после принятия декларации о предоставлении суверенности колониальным государствам и народам. Самое полное его содержание было выдвинуто в декларации о принципах межнационального права в 1970 г.

Современное межнациональное право обладает нормами, которые подтверждают правосубъективность наций, которые борются за свою независимость. Такие нации обретают защиту от межнационального права, они способны на объективном плане использовать меры принуждения относительно тех сил, которые не дают нации приобрести полную межнациональную правосубъективность народа. Субъектом межнационального права может быть признана та нация, которая обладает своей политической организацией, отдельно выполняет квазигосударственные функции. Другими словами, нация должна обладать догосударственной формой организации, народным фронтом, зачатками органов власти и управления.

Стоит принимать во внимание, что межнациональной правосубъективностью могут обладать не все, а только ограниченное число наций (это народ, который не оформлен в государство, но который стремится к его созданию согласно с межнациональным правом).

На основании этого можно сказать, что практически каждая нация может вполне стать субъектом правоотношений самоопределения. Причем право нации на самоопределения отмечалось для борьбы с колониализмом и его осложнениями. Если рассматривать ее как норму антиколониальной направленности, то в этом случае она полностью выполнила свою задачу.

На сегодняшний день большую роль стал приобретать другой аспект права наций на независимость. Сейчас стали активно говорить про развитие нации, но уже как о той, которая определили свой политический статус. В современном мире принцип права народа на независимость должен быть гармонизирован и согласовываться с прочими принципами межнационального права, а точнее, с принципом уважения государственной независимости и невмешательства во внутренние дела остальных стран. Таким образом, стоит рассуждать не о праве всех народов на межнациональную правосубъективность, а о праве нации, которая приобрела свою государственность, а также развивается без внешних вмешательств.

Нация, которая вступает в борьбу за право сотрудничества с государство, контролирующим данную местность, другими нациями и странами, межнациональными учреждениями. При участии в определенных межнациональных правоотношений она может получить дополнительные права и защиту.

На основании полученной информации становится понятным, что каждая борющая нация имеет все пава и обязанности претендовать за свое самоопределение. В данном случае ее гарантом выступает межнациональное право, субъектами которого они в данном случае и выступают. Таким образом, нация способна добиться выполнение ее требований, а также сформировать свое государство с определенными правами и обязанностями.

Понятие субъекта международного права тесно связано с понятием предмета международно-правового регулирования. Только в процессе международных (межгосударственных) отношений в широком смысле создаются нормы поведения для участников этих отношений. Таким образом, только участникам этих отношений предоставлялся статус международной правосубъектности.

Субъекты международного права - это стороны, наделенные юридическими правами и обязанностями в общественных отношениях, урегулированных международным правом. Если максимально упростить это определение, то получится следующее: субъектом международного права является тот, кто имеет права и несет обязанности в соответствии с нормами международного права.

Несколько иначе формулируют понятие субъекта международного права Г. В. Игнатенко и Д. И. Фельдман, которые указывают, что "субъекты международного права могут быть определены как образование, независимы друг от друга, не подчинены в сфере международных отношений любой какой политической власти, которые имеют юридическую способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей, установленных международным правом ".

Способность участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, является предпосылкой, но главной чертой субъекта. Основное свойство субъекта - юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей установленных этими нормами.

Общепризнанными субъектами современного международного права являются:

Государства;

Народы (нации), борющихся за независимость;

Международные (межправительственные) организации;

Державоподибни образования;

Юридические и физические лица.

Всех субъектов международного права принято делить на две категории: первичные (основные) и производные (вторичные).

К первичным субъектам относятся государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретают на основании своего возникновения (образования) международной правосубъектности. Некоторые ученые сюда также относят и нации "борющихся за свое самоопределение. В общем нации и народы, борющиеся против колониализма, иностранного господства за создание собственного государства на основе национального суверенитета, характеризуются особым положением среди субъектов международного права. Примером этого является Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3236 1974 г.. по Палестины.

К производным субъектов международного права принадлежат международные организации и державоподибни образования, юридические и физические лица. Основное их отличие заключается в том, что они создаются первичными субъектами в процессе международного общения.

В теории международного права рассматривается вопрос о статусе и виды некоторых нетрадиционных субъектов международного права. Можно назвать несколько таких субъектов. Это международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения. С учетом полномочий, предусмотренных конституциями некоторых, прежде всего федеральных, государств, определенных международно-правовым статусом, характеризуются и субъекты федераций (Российская Федерация, Германия).

Государства - основные субъекты международного права. Правосубъектность других участников международного общения.

Государства являются единственными суверенными субъектами международного права потому, что международная правосубъектность присуща им в силу самого факта их существования.

Государства играют основную роль на международной арене не только потому, что они имеют территорию, население, аппарат власти и управления (публичная власть), но и потому, что имеют суверенитет, который делает их юридически равными между собой при взаимоотношениях на международной арене.

Государственный суверенитет означает полную самостоятельность и независимость государства при решении вопросов внутренней и внешней жизни. К элементам суверенитета государства относятся:

а) территориальная целостность, которая означает, что никто не вправе изменить территорию государства без согласия на то ее высших органов государственной власти или ее народа;

б) территориальное верховенство, что означает, что на территории государства действуют законы только того государства;

в) нераздельность государственной власти, включая признание всеми ветвями власти верховенства законодательной власти, формирует систему органов государства и определяет их полномочия;

г) независимость государственной власти как внутри страны от любых физических и юридических лиц, так и снаружи, на международной арене от других государств и международных организаций.

Субъектами международного права выступают государства, разные по своему устройству: унитарные и сложные.

Основные права и обязанности государств как субъектов международного права находятся в неразрывном единстве и выходят из важнейших принципов современного международного права. Среди важнейших прав выделяют право на самоопределение; право на политическую и экономическую независимость; право на неприкосновенность своей территории и свободное использование в национальных интересах своих природных богатств и ресурсов; право на равенство с другими субъектами международного права и др. им соответствуют обязанности: проявлять терпимость и жить в мире друг с другом; уважать статус, системы и формы правления, избранные другими народами, отказ от навязывания любом народу определенной формы организации или управления и тому подобное.

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

Субъекты международного права понятие, виды, содержание

Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Соответственно международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты международного права никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты международного права создаются первичными. Правоспособность производных субъектов международного права оговаривается в договорах об их создании.

Первичные субъекты международного права .

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом международного права, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при международных организациях.

Производные субъекты международного права .

1. Международные организации. Существует два вида:

ª международные межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов ме

ª международные неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.

Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их международной правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Одним из самых дискуссионных в науке международного права является вопрос о международной правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк: от полного отрицания международной правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом международного права.