О виде разрешенного использования земельного участка и порядке его изменения. Земли населенных пунктов: виды разрешенного использования участков этой категории Вид разрешенного использования земельного участка для строительства

Что входит в категорию земель населенных пунктов

В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса России земли населенных пунктов — это участки, предназначенные исключительно для застройки городов, сёл и прочих муниципальных образований, а также их развития. При этом, в силу п. 3 ст. 84 ЗК РФ, частный земельный участок, включенный в границу населенного пункта, остается таковым, то есть право собственности гражданина на землю в этом случае сохраняется.

Земли населенных пунктов: виды разрешенного использования

Предназначение земель населенных пунктов и виды разрешенного использования для определенных целей зависят от зоны, где они расположены. Ст. 85 ЗК РФ делит населенные пункты на 8 зон:

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • рекреационные;
  • производственные;
  • сельскохозяйственные;
  • инженерные;
  • военные;
  • земли специального назначения.

Существует еще 9-я категория, которая обозначена законом как «иные территориальные зоны». Как правило, к ней относятся земельные участки, предназначенные для общего пользования (улицы, проезды, площади, скверы, парки и т. д.). Обычно такие земли входят в состав основных зон и не предполагают возможности приватизации или получения в частную собственность любым другим способом.

Что такое нецелевое использование земель (ответственность и последствия)

Нецелевое использование земельного участка - это его эксплуатация в форме, не соответствующей назначению, установленному для этой категории земель.

Нецелевое использование земель — основание для привлечения к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ. Санкции эти весьма существенные — для граждан штраф в размере 0,5-1% от кадастровой стоимости участка (минимальный размер штрафа — 10 000 рублей).

Иными словами, если на участке, предназначенном для возведения жилого дома, построен магазин, собственнику придется не только заплатить штраф, но и устранить нарушение, то есть снести постройку.

Все сведения о видах разрешенного использования земель подлежат занесению в Государственный кадастр недвижимости, поэтому перед принятием решения о приобретении земельного участка стоит сначала ознакомиться с его кадастровым паспортом (можно заказать в Кадастровой палате региона), чтобы убедиться в правильности намерений (см. Как получить кадастровый паспорт земельного участка?).

Как можно использовать землю в населенном пункте

Из 9 категорий территориальных зон, обозначенных в ст. 85 ЗК РФ, для физических лиц интересны только 2 — жилые и сельскохозяйственные, поскольку остальные не предполагают приобретения земельных участков в собственность гражданином.

Так, в силу п. 5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в жилых зонах могут использоваться для следующих целей:

Не знаете свои права?

  • индивидуальная жилая застройка;
  • мало-, средне- и многоэтажная жилая застройка;
  • возведение помещений бытового и культурного назначения.

П. 11 ст. 85 ЗК РФ разрешает применять участки, расположенные на сельскохозяйственных землях, для строительства зданий или помещений, предназначенных для сельскохозяйственного производства, а также пашен и многолетних насаждений.

Важно: полное представление о конкретных возможностях использования земельных участков можно получить, изучив соответствующий классификатор, утвержденный приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014.

Например, если участок нужен для индивидуального жилищного строительства, необходимо удостовериться в наличии в кадастровом паспорте кодов 2.0-2.7 (жилая застройка). Однако следует иметь в виду, что в эту категорию не входят здания, предназначенные для следующих целей:

  • одновременного проживания и лечения (санатории);
  • обеспечения непрерывного производства (например, служебное жилье для вахтовиков).

Какой участок купить для ИЖС и огорода

Для этой цели подойдет участок, обозначенный в разделе 2 классификатора (коды 2.0-2.7). Наличие этих цифр означает возможность использования земли:

  • для возведения малоэтажных жилых домой (не выше 3 этажей, не предполагающих деление на квартиры);
  • садоводства и огородничества (выращивание плодовых, овощных, ягодных, сельскохозяйственных растений);
  • возведения подсобных сооружений (сараи и т. д.) и гаражей;
  • строительства садовых домов (требования аналогичны предъявляемым к малоэтажным застройкам);
  • организации приусадебных участков (для личного подсобного хозяйства);
  • возведения передвижных домов (временных сооружений, пригодных для проживания — вагончиков, кемпингов и т. д. — с возможностью подключения к инженерным сетям).

Таким образом, ИЖС означает не только строительство дома для проживания, но и ведение подсобного хозяйства.

Какой участок нужен для бизнеса

Если речь идет о предпринимательской деятельности, нужно искать земельный участок, внесенный в раздел 4 классификатора (коды 4.0-4.9). На таких землях допускается размещать капитальные сооружения, предназначенные для торговли, отдыха, обслуживания автотранспорта и т. д.

Например, код 4.4 означает возможность размещения на участке объекта капитального строительства для продажи товаров. Объем торговой площади при этом не должен превышать 5 000 квадратных метров.

Как еще можно использовать земельные участки

В силу ст. 37 Градостроительного кодекса России виды разрешенного использования земельных участков для каждой из территориальных зон, обозначенных в ЗК РФ, подразделяются на 3 категории:

  • основные (изначальное предназначение);
  • условно-разрешенные (возможное предназначение);
  • вспомогательные.

Основные виды разрешенного использования

Основной вид использования — это непосредственное предназначение земельного участка в соответствии с территориальной зоной и локализацией.

Для выбора конкретного вида использования из основных не требуется дополнительных согласований с органами власти. Иными словами, собственник земельного участка вправе самостоятельно решать, что он будет делать с принадлежащей ему землей в рамках закона и классификатора.

Условно-разрешенные виды использования

Перечень возможного использования земельного участка определяется градостроительным регламентом региона, на территории которого он расположен. Но в любом случае для выбора одного из этих видов собственнику придется пройти процедуру согласования и получить соответствующее разрешение.

Например: если в качестве условно-разрешенного вида использования земли, основное предназначение которой ИЖС, указано возведение объекта для мелкорозничной торговли, собственнику необходимо обратиться в региональную комиссию по землепользованию и застройке с соответствующим заявлением. Разрешение предоставляется по результатам публичных слушаний.

Вспомогательные виды использования

Вспомогательные виды использования допускаются исключительно в качестве дополнения к основным или условно-разрешенным видам и реализуются совместно с ними.

Например, это может быть организация подземных или наземных автопарковок при использовании земли для строительства магазина.


Разрешенное использование земельных участков – неотъемлемая составляющая их правового режима. Установление разрешенного использования земельного участка служит для определения конкретного, устойчивого способа его эксплуатации, соответствующего целевому назначению земель, из состава которых он образован.

Правовой режим земельных участков определяется несколькими факторами:

  • принадлежностью к землям конкретной категории;
  • разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий;
  • разрешенным использованием в соответствии с требованиями законодательства.

Общие принципы и порядок проведения зонирования земель устанавливаются федеральными законами.

Категории земельных участков и разрешенное использование

Иногда виды разрешенного использования земельных участков путают с понятием «категории земель».

Согласно Статье 7 «Состав земель в Российской Федерации» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) весь земельный фонд в стране по целевому назначению подразделяется на семь категорий и состоит из земель:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, а также земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Вплоть до 90-х годов XX столетия правовой режим земельных участков определялся главным образом их принадлежностью к конкретной категории земель. Но при переходе от планового хозяйства к рыночной экономике одного деления земель на категории оказалось недостаточно для конкретизации правового режима земельных участков, и возникла необходимость в более «избирательном» юридическом инструменте. Таковым и оказалась правовая конструкция, называемая «разрешенным использованием земельных участков».

Впервые упоминание о разрешенном использовании земельного участка содержится в одном из Указов Президента Российской Федерации, изданном в 1994 году. А полноценное юридическое закрепление в системе законодательства она получила несколькими годами позже – в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ) 1998 года и Земельном кодексе Российской Федерации 2001 года.

Такие параметры земельных участков как категория земель и вид разрешенного использования (равно как и их изменения) вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Основанием для этого является заявление гражданина или юридического лица, либо акт уполномоченного органа, поступивший в орган кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет государственный контроль использования земель и выявляет факты возможных нарушений.

  1. виды (правообладатель вправе по своему усмотрению, без специальных согласований строить объекты, поименнованные как основные);
  2. виды условно-разрешенные (нужно выполнить определенные условия, чтобы построить объект данного вида);
  3. (объекты, необходимые для эксплуатации объектов первых видов: трансформаторные подстанции, подъезды к объектам и др.).

Что это такое?

Данный вид разрешенного использования представляет собой перечень разновидностей объектов капитального строительства, разрешенных к строительству на конкретном участке, который отличается следующими особенностями:

  • определяется в отношении каждого земельного участка, в зависимости от его нахождения в той или иной территориальной зоне;
  • право на строительство по данным видам использования возникает у лица только при условии прохождения определенной процедуры, выполнения условий;
  • разрешение на данный вид использования получается в форме акта главы местного самоуправления.

Важно! Если условия для строительства объекта из условно-разрешенных видов не выполнены, официальное разрешение о предоставлении права на такое использование не получено, строительство такого объекта будет незаконным, а уже построенный объект может быть снесен.

В необходимости прохождения официальных процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и местными нормативными актами, и заключается особенность данного вида использования земли. Для основных и вспомогательных видов никаких предварительных согласований проводить не требуется.

Какие существуют?

К видам условно-разрешенного использования земельных участков могут быть отнесены, по сути, любые возможные виды использования. Просто для одной территориальной зоны они будут основными, для другой - условно-разрешенными: все зависит от функционала зоны и решения властей об определении статуса зоны.

Для жилых зон к условно-разрешенным видам использования земельного участка относят:

И наоборот, для общественно-деловых зон к условным видам могут отнести:

  1. строительство жилых домов (малоэтажных, многоэтажных);
  2. объекты и др.;
  3. строительство крупных торговых центров.

И одновременно все указанные виды могут быть отнесены к условно-разрешенным для производственных зон, а торговая зона исключит из основных видов только объекты промышленности и жилые здания.

Присвоение ВРИ осуществляется путем утверждения представительным органом местного самоуправления Правил землепользования и застройки . Данные правила в обязательном порядке до утверждения представляются общественности на обсуждение (в порядке проведения публичных слушаний для всех заинтересованных лиц).

В состав Правил включают:

  • общие положения (порядок применения, действия и т. д.);
  • описание территориальных зон (перечни видов использования для каждой из них);
  • карту градостроительного зонирования, по которой и можно определить, к какой зоне относится тот или иной участок земли.

На заметку. Допускается внесение изменений в Правила по заявлению заинтересованных лиц (застройщиков и других). Потребуется прохождение процедур комиссионного профессионального обсуждения, публичных слушаний, рассмотрения в местном парламенте.

Где указываются?

Правила землепользования и застройки - общий документ, регулирующий градостроительство на территории всего муниципалитета. Сведения об отдельном участке, о зоне его расположения там найти можно: для собирания общих сведений этого достаточно.

Однако строительство требует более тщательного подхода. В отношении отдельного участка необходимо получить градостроительный план (ГПЗУ). Данный документ является «строительным паспортом» участка для целей возведения на нем каких-либо объектов капитального строительства.

В этом документе, помимо общих сведений об участке (номер, площадь, категория и др), включаются и специальные:

  1. определяется зона, к которой отнесен участок;
  2. перечисляются все виды разрешенного использования (в т.ч. условно-разрешенные ВРИ);
  3. перечисляются все ограничения и требования в отношении возможности строительства того или иного объекта;
  4. содержится схема участка, составленная на топографической основе, с указанием зоны застройки, красных линий и т. д.

Справка. Для получения ГПЗУ необходимо обратиться в исполнительные органы местной власти (мэрия, администрация и др.), он подготавливается бесплатно, в течение 20 рабочих дней с даты подачи заявления ().

Ниже на фото представлен образец градостроительного плана ГПЗУ для отдельного участка.

Классификатор ВРИ

В 2014 году в целях унификации документации по планированию территории по всей России утвержден Единый . В нем содержаться общие формулировки всех ВРИ, которые после переходного периода будут использоваться во всех муниципалитетах.

Ранее такого классификатора не существовало, органы местной власти самостоятельно формулировали допустимые ВРИ, что приводило как к разнобою между разными городами, так и к многим проблемам толкования содержания ВРИ. Это становилось препятствием в получении разрешений на строительство для некоторых застройщиков.

Однако отнесение конкретного ВРИ к , условно-разрешенному, виду в рамках зон, все же остается в исключительной компетенции органов местной власти. Ознакомиться с полным перечнем ВРИ можно, обратившись к приказу Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 года № 540 .

Основания и порядок присвоения ВРИ

Процедура получения разрешения является многоэтапной, проводится по нормам ст. 39 , ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ .

Подача заявления

Организация или гражданин должны сначала обратиться в действующую в каждом муниципальном образовании комиссию, рассматривающую вопросы по правилам застройки и землепользования. Обычно к заявлению прилагаются документы, обоснования, в которых описываются все плюсы возможного использования участка по условно-разрешенному виду.

Организация и проведение общественных или публичных слушаний

На основании поступившего заявления комиссия организует проведение открытых слушаний , доступ к которым разрешен всем лицам. Комиссия размещает в СМИ информацию о дате и времени, месте проведения слушаний (определяются комиссией), а также указывает в объявлении сведения о лице, запрашивающем разрешение, о земельном участке, об испрашиваемом виде использования.

Кроме того, посредством почтовой связи отправляются сообщения о предстоящих слушаниях для владельцев всех смежных земельных участков.

На слушаниях, после предоставления слова заявителю и членам комиссии по обсуждаемому вопросу, проводится беседа с населением. Граждане и представители организаций могут высказать свое мнение, дать рекомендации по поводу предоставления права.

  1. рекомендовать предоставить заявителю право на условно-разрешенное использование;
  2. не рекомендовать предоставить заявителю право на условно-разрешенное использование.

Заключение о результатах публичного обсуждения публикуются в СМИ.

Важно! Установлен срок для данной процедуры: один месяц, исчисляемый с даты публикации сообщения о слушаниях до даты публикации заключения по их результатам.

Результаты общественного обсуждения обсуждаются на заседании комиссии, при этом заявитель на данное заседание не допускается. Комиссия также формирует свои рекомендации, делает вывод о целесообразности либо невозможности предоставления разрешения.

После этого все материалы (заключение по слушаниям, рекомендации комиссии) направляются к главе муниципалитета для рассмотрения и принятия окончательного решения.

Принятие решения

Глава муниципалитета рассматривает материалы в течение 3-х дней и выносит решение. Для главы города (поселения) результаты слушаний, рекомендации комиссии не являются безусловными основаниями для принятия решения. Он должен учитывать мнение общественности, но его решение не обязательно должно совпадать с ним.

Возможны два варианта решений:

  1. о предоставлении заявителю права на условно-разрешенный вид использования участка;
  2. об отказе в предоставлении такого права.

Решение оформляется в форме постановления или иного правового акта и публикуется по общим правилам для нормативных правовых актов.

Как видно, процедура получения разрешения для условно-разрешенного использования участка не проста , длительна по времени, требует со стороны заявителя активного участия на всех этапах.

Однако альтернатив данной процедуре совсем немного, и они не менее сложны и длительны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .