Как признать проведение плановой проверки необоснованной. Внеплановые проверки: где искать управу на контролеров? Что такое внеплановые проверки

Организация проведения внеплановой проверки деятельности

аккредитованного лица

26. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения аккредитованным лицом ранее выданного Росаккредитацией, ее территориальным органом предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление в Росаккредитацию, ее территориальный орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) приказ руководителя Росаккредитации, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, поручениями Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) поступление в Росаккредитацию, ее территориальный орган информации о фактах нарушения законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, допущенного экспертной группой при проведении экспертизы, по результатам которой Росаккредитацией принято решение об аккредитации или о подтверждении компетентности;

5) поступление в Росаккредитацию, ее территориальный орган информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений;

6) поступление в Росаккредитацию от аккредитованного лица отчета об устранении несоответствий критериям аккредитации, выявленных в соответствии с пунктами 2 и 3 части 19 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ;

7) поступление в Росаккредитацию от аккредитованного лица уведомления об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ.

27. Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росаккредитацию, ее территориальный орган (в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ), а также обращения и заявления, не содержащие сведений, предусмотренных подпунктами 2 , , 5 пункта 26 Административного регламента.

28. Внеплановые проверки могут проводиться:

1) по месту нахождения Росаккредитации, ее территориального органа (документарные проверки);

2) по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (выездные проверки).

пунктом 2 части 19 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ, инициируется проведение выездной проверки.

В случае если основанием для проведения проверки является поступление от аккредитованного лица отчета об устранении несоответствий критериям аккредитации, выявленных в соответствии с пунктом 3 части 19 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ, инициируется проведение документарной проверки.

29. Предметом документарной проверки являются содержащиеся в документах аккредитованного лица сведения о соблюдении аккредитованным лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц. Предметом документарной проверки также является исполнение аккредитованными лицами ранее выданных Росаккредитацией предписаний, полученных по результатам проверочных мероприятий.

Предметом выездной проверки является фактическая оценка на месте соблюдения аккредитованным лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц. Предметом выездной проверки также является исполнение аккредитованными лицами ранее выданных Росаккредитацией предписаний, полученных по результатам проверочных мероприятий.

30. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Росаккредитации, ее территориального органа документах, представленных аккредитованным лицом;

2) оценить соблюдение аккредитованным лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства Российской Федерации, регулирующих деятельность аккредитованных лиц, без проведения соответствующих мероприятий по контролю.

31. При наличии оснований для проведения внеплановой проверки начальник структурного подразделения Росаккредитации, ответственного за проведение федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц (далее - подразделение по контролю за деятельностью аккредитованных лиц), либо его заместитель назначает исполнителя из числа государственных гражданских служащих структурного подразделения по контролю за деятельностью аккредитованных лиц, к должностным обязанностям которых относятся полномочия по осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц (далее - исполнитель).

Исполнитель в случае поступления в Росаккредитацию информации, являющейся основанием для инициирования проверочных мероприятий, готовит проект служебной записки на имя заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации, а также проект решения о проведении внеплановой проверки. Данная служебная записка подписывается начальником подразделения по контролю за деятельностью аккредитованных лиц (его заместителем).

Территориальные органы Росаккредитации рассматривают поступающую в их адрес информацию о допущенных аккредитованными лицами нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц. В случае подтверждения информации о допущенных аккредитованными лицами нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации деятельности аккредитованных лиц сотрудник территориального органа готовит служебную записку на имя руководителя (его заместителя) территориального органа с указанием фактов, свидетельствующих о наличии оснований для проведения проверочных мероприятий. Руководитель территориального органа (его заместитель) рассматривает поступившую служебную записку и в случае подтверждения информации о допущенных аккредитованными лицами нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц направляет в течение трех рабочих дней на имя руководителя Росаккредитации (его заместителя, курирующего направление деятельности по контролю за деятельностью аккредитованных лиц) мотивированное письмо с изложением совершенных аккредитованными лицами действий и с предложением провести внеплановую проверку по изложенным фактам центральному аппарату Росаккредитации либо дать поручение территориальному органу самостоятельно провести проверочные мероприятия.

Сотрудник подразделения по контролю за деятельностью аккредитованных лиц, определенный исполнителем по поступившему письму территориального органа, в течение трех рабочих дней готовит проект решения и передает вместе со служебной запиской заместителю руководителя Росаккредитации, курирующему направление деятельности по контролю за деятельностью аккредитованных лиц. Заместитель руководителя Росаккредитации после рассмотрения поступивших документов выносит резолюцию о подготовке проекта приказа Росаккредитации о проведении внеплановой проверки в отношении аккредитованного лица либо о направлении поручения руководителю территориального органа Росаккредитации на подготовку такого приказа.

Решение о проведении проверки оформляется приказом Росаккредитации, ее территориального органа в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля, органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.

32. Внеплановая выездная проверка аккредитованного лица по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 2 пункта 26 Административного регламента, может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности аккредитованного лица.

33. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с копией приказа Росаккредитации, ее территориального органа, подписанное соответственно заместителем руководителя Росаккредитации, руководителем территориального органа Росаккредитации (его заместителем) в день его подписания передается либо направляется должностным лицом Росаккредитации, ее территориального органа в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности аккредитованного лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. К заявлению прилагаются документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для проведения проверки.

Заявление о согласовании органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки оформляется в соответствии с типовой формой заявления о согласовании органом государственного контроля, органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.

34. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, Росаккредитация, ее территориальный орган вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно. В этом случае документы, указанные в пункте 33 Административного регламента, направляются в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

35. В случае получения решения прокурора или его заместителя об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки заместитель руководителя Росаккредитации, руководитель (его заместитель) территориального органа принимает одно из следующих решений:

1) об устранении причины, послужившей основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в трехдневный срок со дня поступления отказа в Росаккредитацию, ее территориальный орган, если причиной отказа послужили отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя либо несоблюдение требований, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

2) об отмене приказа о проверке в трехдневный срок со дня поступления отказа в Росаккредитацию, ее территориальный орган, если причиной отказа послужили следующие основания:

Отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ;

Осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

Несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям Росаккредитации, ее территориального органа;

Проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля;

3) об обжаловании решения прокурора или его заместителя об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в вышестоящий орган прокуратуры или суд в случае несогласия с указанным решением в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

35.1. При организации и проведении внеплановой проверки, а также в целях реализации мер, предпринимаемых сотрудниками Росаккредитации, ее территориального органа в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ по итогам проведения внеплановой проверки, Росаккредитацией, ее территориальным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов запрашиваются следующие документы и (или) информация:

Наименование документа и (или) информации

Федеральные органы исполнительной власти, в распоряжении которых находятся документ и (или) информация

Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), содержащей общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости

Росреестр

Сведения из реестра одобрений типа транспортного средства

Росстандарт

Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)

ФНС России

Сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)

В связи с внесением изменений в федеральное законодательство и возложением на органы прокуратуры новых полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур:

1.1. Обеспечить действенный надзор за исполнением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее. Федеральный закон N 294-ФЗ).

1.3. Возложить обязанности по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства на подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства.

1.4. Производить формирование ежегодных сводных планов проведения плановых проверок путем проверки законности предложений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, представляющих проекты таких планов, и их сведение в пределах соответствующих территорий.

1.5. Организовать учет проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

1.6. При проведении надзорных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля уделять особое внимание исполнению требований Федерального закона N 294-ФЗ и привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц с использованием всех полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

1.7. Организовать проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам работы за каждое полугодие.

1.8. Обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая сведения общественных организаций и средств массовой информации.

Приложение 1

Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Настоящий Порядок разработан во исполнение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и устанавливает процедуру согласования в органах прокуратуры проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

При использовании понятий субъектов малого и среднего предпринимательства следует руководствоваться определениями, содержащимися в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Согласование проведения внеплановых выездных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства:

прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации - в отношении проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, межрегиональными (окружными) территориальными органами и региональными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов Российской Федерации;

прокурорами (заместителями прокуроров) городов, районов и иных территориальных прокуратур - в отношении проверок, проводимых соответственно городскими, районными либо иными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и региональных органов контроля (надзора) субъектов Российской Федерации, а также органами муниципального контроля;

военными, транспортными и иными специализированными прокурорами (их заместителями) - в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения.

3. Автоматизация делопроизводственной и прокурорской деятельности в рассматриваемой сфере осуществляется посредством функционирования специализированной информационно-документационной системы.

4. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведений из средств массовой информации о следующих фактах (подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ):

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о таких фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

5. Типовая форма заявления о согласовании органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры непосредственно, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, рассматриваются в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

7. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры, указанными в п. 2 настоящего Порядка, принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения (приложения 1 и 2 к Порядку).

8. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренными ч. 11 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

3) несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

9. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение двадцати четырех часов.

В этом случае уполномоченные должностные лица органов прокуратуры, указанные в п. 2 настоящего Порядка, принимают решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

10. Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры, указанных в п. 2 настоящего Порядка, о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Второй экземпляр решения остается в прокуратуре и хранится в отдельном надзорном производстве с представленными органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля документами.

11. Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры, указанных в п. 2 настоящего Порядка, о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Рассмотрение таких обращений в органах прокуратуры не приостанавливает действие обжалуемого решения.

12. После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

В случае выявления нарушений закона органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прокурорами у данных органов дополнительно запрашиваются сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

Приложение 2

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Прокуратура

_______________________

_______________________

_______________________

Решение о согласовании проведения
внеплановой выездной проверки

«_______» ____________200___г. г. _________________ Рассмотрев заявление ___________________________________________________ (орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля) от «_____» ____________20____г. о проведении с « » _____________20__г. по « » ____________20___г. внеплановой выездной проверки в отношении _________________________________________________________________________ (наименование, адрес проверяемого объекта, ИНН) _________________________________________________________________________ на основании распоряжения (приказа) о проведении проверки от « »____________20___ г. N ___________, сообщаю, что проведение названной проверки согласовано. Прокурор __________________________ __________________________ __________________________ _________________ (подпись, печать)

Приложение 3

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Прокуратура

_______________________

_______________________

_______________________

Решение об отказе в согласовании проведения
внеплановой выездной проверки

«_______» ____________200___г. г. __________________ Рассмотрев заявление ___________________________________________________ (орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля) от «_____» _____________ 20____г. о проведении с « » ___________20__г. по « » _____________ 20___г. внеплановой выездной проверки в отношении _________________________________________________________________________ (наименование, адрес проверяемого объекта, ИНН) _________________________________________________________________________ на основании распоряжения (приказа) о проведении проверки от « »___________ 20___ г. N ______, сообщаю, что в согласовании проведения названной проверки отказано по основаниям:
подп. 1 (отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки) подп. 2 (отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки) подп. 3 (несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки)
подп. 4 (осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) подп. 5 (несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля) подп. 6 (проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля

п. 11 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(нужное выделить)

_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (при необходимости - дополнительная мотивировка отказа в согласовании) Прокурор __________________________ __________________________ __________________________ _________________ (подпись, печать)

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. N 93 “О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (извлечение)

Текст приказа размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ в Internet (http://genproc.gov.ru)

Проверки ИП и организаций различными госорганами могут быть как запланированными заранее (плановыми), так и не предусмотренными графиком проверок (внеплановыми). Порядок плановых и внеплановых проверочных мероприятий регулирует закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, особенности проверок, проводимых некоторыми госорганами (госпожнадзор, лицензионный надзор, антимонопольный и др.) могут регулироваться и иными федеральными законами. В ряде случаев проверки вне графика требуют предварительного согласования с органами прокуратуры. О том, когда необходимо такое согласование внеплановых проверок, каковы его сроки и порядок обжалования, расскажем далее.

Когда необходимо согласование внеплановой проверки с прокуратурой

Внеплановые контрольные мероприятия могут проходить в виде документарных и выездных проверок. Документарная проверка проводится камерально - по месту нахождения проводящего ее госоргана. В ходе нее проверяющими рассматриваются имеющиеся у них материалы, акты предыдущих проверок ИП и организаций и т.д., запрашиваются необходимые документы и пояснения у проверяемых субъектов. Выездная проверка предполагает ее проведение по месту нахождения ИП или организации. Необходимость в ней возникает, когда документарной проверки недостаточно для оценки полноты и достоверности имеющихся сведений, а также, когда без визита невозможно проверить соответствие деятельности субъекта обязательным требованиям.

Согласно п. 5 ст. 10 закона № 294-ФЗ, согласование с прокуратурой внеплановых проверок юридических лиц, ИП обязательно при выездных мероприятиях, назначаемых по следующим основаниям:

    причинение (или угроза причинения) вреда жизни, здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, памятникам истории, культуры, предметам и документам из Музейного и Архивного фонда РФ, ценным научным, историческим, культурным документам из национального библиотечного фонда, госбезопасности, угроза возникновения чрезвычайных техногенных и природных ситуаций (пп. «а», «б» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ);

    нарушение правил маркировки товаров (п. «г» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ);

    выявление при плановых рейдах, административных осмотрах и иных мероприятиях отклонений деятельности субъекта от утвержденных параметров, которые являются основанием для внеплановых проверок согласно положениям о конкретных видах госконтроля (пп. 2.1 п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Согласование проводится с органом прокуратуры, находящимся по месту ведения деятельности проверяемого ИП или фирмы.

Порядок согласования внеплановых выездных проверок с прокуратурой

Приказом Генпрокурора РФ № 93 от 27.03.2009 (ред. от 03.07.2015) утвержден Порядок согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Цель такого согласования – оценка законности проведения проверок бизнеса госорганами, также прокуратура ведет учет внеплановых выездных проверок.

Органом госконтроля заполняется заявление о согласовании по типовой форме (утв. приказом Минэкономразвития № 141 от 30.04.2009), в котором указываются проверяемое лицо и основания проверки. Заявление направляется в прокуратуру заказным письмом, доставляется непосредственно в канцелярию или отправляется в электронном виде (при наличии ЭЦП) в день подписания распоряжения о проведении проверки. Обязательно приложение к заявлению - копия распоряжения и документы, подтверждающие наличие оснований для проверки вне графика.

Прокуратура обязана рассмотреть заявление в день его поступления. Не позднее следующего рабочего дня, по итогам рассмотрения выносится решение: согласовать выездную внеплановую проверку, либо отказать в таком согласовании. Отказ может последовать по различным причинам, например, если решение госоргана о проверке составлено с нарушением требований к его оформлению, или когда предмет планируемой проверки не соответствует полномочиям госоргана (все основания отказа перечислены в п. 11 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Если требуется незамедлительное проведение проверочных мероприятий (в случае причинения вреда, указанного в пп. «б» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ), возможна внеплановая проверка без согласования с прокуратурой: проверяющий орган вправе приступить к ней, но при этом прокуратура должна быть извещена о проводимых контрольных действиях в течение суток. Решение о согласовании должно быть принято прокурором в день получения такого заявления и документов.

Принятое решение о согласовании (либо отказе в согласовании) оформляется прокуратурой в 2-х экземплярах и направляется заявителю по почте (заказным отправлением) либо электронно.

Если госорган, направивший заявление о согласовании, не согласен с принятым прокуратурой решением, он может обжаловать его вышестоящему прокурору или в судебной инстанции (п. 15 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Проводятся в случаях, перечисленных в законе от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Целью внеочередной проверки является профилактика нарушений, которые могут повлечь нанесение вреда здоровью людей, животных, представлять угрозу для жизни человека, для растений и объектов культурного наследия. Проверочные мероприятия направлены на предотвращение обстоятельств, провоцирующих чрезвычайные ситуации. В этом контексте речь идет о неналоговых проверках, инициируемых рядом ведомств – таможенной, пожарной службой, трудовой инспекцией , Роспотребнадзором , и т.д.

В каком случае проводится внеплановая проверка

Правила и порядок проведения внеплановых проверок регламентированы ст. 10 закона № 294-ФЗ. Проверка может быть выездной с обязательным посещением объектов проверяемого лица или документарной, проводимой на рабочем месте специалиста контролирующего органа (по имеющимся документам или с учетом дополнительно запрошенных сведений). Инициатор выездной внеплановой проверки не всегда вправе начинать действовать по своему усмотрению – по ряду оснований для нанесения визита и истребования документации необходимо получить согласие прокуратуры (пп. «а», «б», «г», п. 2, п.2.1 ч. 2, ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Основания для внеплановой проверки:

    У субъекта хозяйствования в ходе последней проверки были выявлены нарушения или недостатки, которые должны быть исправлены к определенной дате в соответствии с предписанием. Если недостатки в назначенный срок не устранены, ведомство может инициировать внеплановую проверку.

    Представление должностных лиц государственного или муниципального контроля, содержащее мотивированное мнение о необходимости проведения проверки по конкретному субъекту хозяйствования. Поводом для составления такого документа может послужить выявление угрозы жизни или здоровью человека, животным, растениям, безопасности страны, при высоком риске нанесения урона особо ценным объектам культурного наследия, а также при наличии сведений о свершившемся факте причинения такого ущерба.

    Основанием для проведения внеплановой проверки является представление контролирующего органа, вызванное нарушением прав потребителей (при наличии заявления пострадавшего физлица, ранее обращавшегося к субъекту, нарушившему его права, но не получившего ответа или удовлетворения своих требований).

    Представление контролирующего органа, основанное на выявлении нарушений правил маркировки товаров или обращения продукции, подлежащей обязательной маркировке.

    Распоряжение руководителя госоргана, реализующего надзорные функции, изданное на основании поручения Президента страны, Правительства, требования прокурора.

Какой причины внеплановой проверки не существует? Основанием для принятия решения о проведении внеплановых мероприятий не могут служить анонимные обращения и заявления, либо подозрения инспектора о наличии нарушений при отсутствии документальных подтверждений этого факта. После поступления обращения или жалобы от сторонних лиц, СМИ назначается предварительная проверка, по итогам которой никакие меры наказания не применяются, а только лишь принимается решение о необходимости проведения внеплановой проверки или об отсутствии оснований для более детального рассмотрения предмета заявления.

Выездная проверка вне плана назначается в ситуациях, когда документарный мониторинг не дает возможности оценить полноту соответствия деятельности субъекта хозяйствования требованиям законодательства. Сотрудники надзорного органа перед началом выездных проверочных мероприятий обязаны предоставить субъекту хозяйствования документы, подтверждающие правомерность действий и полномочия проверяющего. В ходе проверки могут изучаться документы предприятия (или ИП), обследоваться здания, помещения и прилегающая территория. В зависимости от того, каким органом проводится проверка, применяются дополнительные регламентирующие правовые акты. Например, проверка пожарной безопасности осуществляется специалистами Госпожнадзора в соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ от 30.11.2016 г. № 644, а проверка соблюдения норм трудового законодательства проводится ГИТ на основании Трудового кодекса РФ.

Когда государственный надзорный орган должен согласовать с прокурором предстоящие проверочные мероприятия, осуществляется это путем подачи в прокуратуру по месту ведения деятельности проверяемого субъекта типовой формы заявления. В согласовании может быть отказано, если:

    отсутствуют документальные подтверждения необходимости проверки;

    нет оснований для назначения выездной проверки;

    полномочий надзорного органа недостаточно для проведения заявляемых мероприятий;

    по озвученному предмету уже проводится проверка другим контролирующим органом.

Если основания для проведения внеплановой проверки обусловлены высоким риском возникновения угрозы госбезопасности или сохранности объектов культурного наследия, наличием угрозы здоровью или жизни граждан, а также при наличии предпосылок возникновения чрезвычайной ситуации, надзорные инстанции могут начать проверку срочно - без согласования с прокуратурой. В этом случае прокурору направляется извещение о начале проверки и основаниях для ее незамедлительной реализации в течение суток после принятия соответствующего решения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон №294 ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Пункт 2 статьи 10 Закона №294 содержит основания для проведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами ;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах :

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям .

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно и настоящего Федерального закона.

Внеплановая проверка подлежит согласованию с прокуратурой , если основанием для ее проведения послужила информация об угрозе либо причинении вреда ( и , Закона №294):

  • жизни и здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России;
  • безопасности государства;
  • об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанная информация может поступить ( Закона N 294-ФЗ):

  • от граждан (в том числе от индивидуальных предпринимателей);
  • от организаций;
  • от органов государственной власти, местного самоуправления;
  • из средств массовой информации.

Внимание! Проверка не проводится, если невозможно установить заявителя или отсутствуют конкретные сведения о фактах, изложенных в Закона N 294-ФЗ ( данного Закона).

Согласование проведения проверки осуществляется в соответствии с согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 (далее по тексту - Порядок ).

Согласно пункту 6 статьи 10 Закона №294 типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения (пункт 8 статьи).

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Что является основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки?

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 12 стать 10 Закона №294 если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных и настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

ВНИМАНИЕ! Как следует из пункта 15 статьи 10 Закона №294 решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Проверка, проводимая по основаниям, указанным в и Закона №294, как правило, осуществляется по месту деятельности организации ( данного Закона).

По общему правилу о проведении внеплановой выездной проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом не менее чем за 24 часа до ее начала ( Закона №294).

Продолжительность внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней ( Закона №294). В некоторых случаях в соответствии с Закона №294 может быть установлен сокращенный срок проведения такой проверки.

Согласно пункту 17 статьи 10 Закона №294 в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

По итогам внеплановой выездной проверки составляется акт, который должен быть направлен в орган прокуратуры в течение пяти рабочих дней со дня составления ( Порядка). Если в ходе проверки выявлены нарушения, в орган прокураты дополнительно направляется информация о принятых мерах по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц ( Порядка).

Указанная консультация может быть полезна при подготовке иска с использованием шаблона:

(заявление)

(заявление)

Тематика вопросов

ВНИМАНИЕ! МАСШТАБНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ! Военная служба. Консультации юриста Образование Торги (аукционы, конкурсы) Получение компенсаций, возмещение расходов Страхование. Консультации юриста Недвижимость. Общие вопросы Корпоративные споры Приказное производство. Консультации юриста Финансовая аренда (лизинг). Консультации юриста Государственные (муниципальные) закупки. Консультации юриста Третейское разбирательство.Консультации юриста Судебные расходы.Консультации юриста Здоровье. Оплата больничных листов. Консультации юриста Уголовный процесс. Консультации юриста Калькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсаций Налоговые проверки. Налоги и взносы. Консультации юриста Административные споры. Консультации юриста Строительство. Консультации юриста