В россии вступает в силу закон о телемедицине. ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" — Российская газета Закон о внедрении телемедицины

- «Госдума приняла закон о телемедицине»,

К большому сожалению, комментарии и пояснения, которые пишут журналисты в новостях об этой теме, создают достаточно превратное впечатление. Даже у людей, имеющих прямое отношение к информатизации здравоохранения, но не имеющих времени внимательно вычитать и проанализировать текст законодательных изменений, может создаться ощущение, что принят какой-то отдельный федеральный закон, разрешающий применений телемедицинских технологий или выписки рецептов.

Но на самом деле, тут все глубже и сложнее. Попробуем в этом разобраться детальнее.

Во-первых, никакого «закона о телемедицине» Госдума не принимала. Правильнее будет говорить о том, что Госдума рассмотрела и приняла в 3м чтении Законопроект № 174692-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» - http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=174692-7&02 . Назовем его для краткости ФЗ «О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья». Это не самостоятельный ФЗ, а документ, которым вносятся изменения в уже существующие федеральные законы, для того, чтобы информационные системы в здравоохранении получили легальный статус.

Во-вторых, принятый документ регулирует не только телемедицину, но и Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ), которая до этого времени с юридической точки зрения была обозначена только Приказом Минздрава 364 от 28.04.2011 и по сути не была оформлена в правовом поле.

В-третьих, принятие законопроекта Госдумой 21.07.2017 еще не означает, что правовые вопросы, которые были в нем рассмотрены - теперь решены. Вовсе нет. 24.07.2017 Совет Федерации единогласно одобрил принятый Закон, http://www.council.gov.ru/activity/meetings/81831/results/ . Теперь нужно дождаться, чтобы его подписал Президент. Да, на этом этапе как правило никаких существенных изменений уже не происходит и случаи отклонения Президентом принятых законопроектов крайне редки. Но все же - пока с юридической точки зрения ничего не изменилось, нужно ждать окончание всей процедуры и вступление ФЗ в силу.

В четвертых, положения Федеральных законов и изменений в них носят общий, рамочный характер. Даже когда все утвержденные Госдумой и одобренные Советом Федерации изменения будут подписаны Президентом - каких-то разительных изменений это не создаст. После подписания ФЗ должно последовать издание подзаконных актов, которые уточнят и создадут необходимые правовые условия для развития тех или иных процессов, связанных с информатизацией медицины. Согласно сопроводительного документа к направленному в Госдуму законопроекта, Минздрав должен подготовить такие нормативно-правовые акты к ноябрю 2017 г., поэтому лишь к этому времени мы сможем проанализировать и понять более детально, как именно будут с юридической точки зрения отрегулированы отдельные вопросы информатизации. Перечень таких документов:

1. Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения". Определяет: цели, задачи ЕГИСЗ; ее структуру и основные функции; порядок и сроки предоставления информации в систему и доступа к ней; источники и состав сведений, формирование, обработка, ведение и доступ к которым осуществляется с использованием ЕГИСЗ

2. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении Порядка организации и проведения консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, включая правила идентификации участников дистанционного взаимодействия". Определяет порядок организации и проведения консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, включая правила идентификации участников дистанционного взаимодействия

3. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении правил информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)". Определяет правила информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)

4. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении форм и форматов сведений, доступ к которым осуществляется с использованием ЕГИСЗ". Определяет формы и форматы сведений, доступ к которым осуществляется с использованием единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

5. Проект приказа Минздрава России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации». Вносит изменения в следующие приказы Минздрава России:

a. от 20 декабря 2012 г. № 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения",

b. от 1 августа 2012 г. № 54н "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления",

c. от 20 декабря 2012 г. № 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядке оформления указанных бланков, их учета и хранения". Уточняет порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядке оформления этих бланков, их учета и хранения, в том числе в электронном виде

6. Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства". Уточняет порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в форме электронного документа

Но вернемся к принятому ФЗ «О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья» и попробуем проанализировать, какие именно изменения в нем предусмотрены? По сути, там перечислены поправки в 3 уже существующих Федеральных закона:

1. ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (основная часть изменений будет в этом документе)

По направлению телемедицины хорошо все прокомментировано Антоном Владзимирским тут: http://rusplt.ru/society/lechitsya-budem-ponovomu-30266.html , поэтому что-то дополнять или дублировать уже сказанное нет смысла.

Рассмотрим более близкую к нам тему - это ЕГИСЗ и электронные медицинские документы.

По ней вводятся следующие законодательные изменения:

1. В ФЗ-323 вводится понятие «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ), которая создается, развивается и эксплуатируется «…в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения». Интересно, что в Концепции создания ЕГИСЗ, утвержденной Приказом 364, указана совершенно другая цель: «Основной целью создания [ЕГИСЗ] является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи». Очевидно, что после официального вступления изменений ФЗ в силу - потребуется обновление «Концепции создания ЕГИСЗ» или отмена этого приказа. Еще один тонкий момент состоит в том, что в утвержденном ФЗ есть п.12, который утверждает новую редакцию статьи 91, имеющей название «Информационное обеспечение в сфере здравоохранения» и одновременно с этим п. 13, в котором говорится о том, что статью 91 нужно дополнить - но при этом указывается другое ее название - «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения». Так какое именно название статьи 91 будет в новой редакции ФЗ-323? - старое или новое - так и осталось непонятным. Дождемся официальной публикации окончательной редакции этого закона и тогда видимо получим ответ на этот вопрос.

2. Положение о ЕГИСЗ, включая порядок доступа и предоставления информации, порядок обмена данными должно быть утверждено Правительством РФ. Таким образом, ждем разработку и утверждение Постановления Правительства «Об утверждении Положения о ЕГИСЗ», где будут расписаны подробно компоненты системы, операторы, обязанности и другие уточняющие положения. То, что эти детали не нашли отражение в ФЗ - правильно.

3. ЕГИСЗ включает в себя:

a. Сведения федеральных компонентов

b. Сведения о медицинских организациях

c. Сведения о медицинских работниках

d. Сведения о лицах, которым была оказана медицинская помощь, проведена медицинская экспертиза, медицинские осмотры или медицинские освидетельствования

e. Сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения

f. Сведения об организации ВМП

g. Сведения для мониторинга в сфере закупок лекарственных препаратов

h. Сведения об обеспечении граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания

4. ЕГИСЗ обеспечивает ведение федеральных регистров. По этому вопросу тоже видимо стоит ждать уточнение - о каких именно федеральных регистрах идет речь? Раз вопрос рассматривается с юридической точки зрения - то очевидно, что должен быть конкретный перечень этих регистров с утверждением состава собираемой информации, перечнем операторов и их обязанностей, сроками предоставления информации и другими уточняющими вопросами. Пока стоит предположить, что речь скорее всего идет о «Федеральном регистре медицинских организаций» (ФРМО) и «Федеральном регистре медицинских работников» (ФРМР)

5. ЕГИСЗ предоставляет гражданам услуги в сфере здравоохранения в электронном виде через ЕПГУ. Фактически, прописанный в явной форме текст означает, что основным ресурсом, через который будут предоставляться различные электронные сервисы для граждан, является ЕПГУ и личный кабинет пациента «Мое здоровье». Раньше это было понятно из действий и комментарием регулятора, теперь - закреплено законодательно.

6. Поставщиками информации в ЕГИСЗ являются:

a. Уполномоченные ФОИВ (читай - Минздрав)

b. ФОМС и ТФОМСы

e. Уполномоченные РОИВ (региональные Минздравы)

f. Медицинские и фармацевтические организации

g.Организации-операторы иных информационных систем

7. Устанавливается, что при осуществлении медицинской деятельности ведется персонифицированный учет (ПУ) оказанной медицинской помощи. С этим пунктом еще предстоит детально поразбираться с привлечением юристов. Термина «Электронная медицинская карта» (ЭМК) в ФЗ не появилось, хотя, пожалуй, именно он был бы более понятен и удобен в обращении. Следует ли термин «Персонифицированный учет», введенный в ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и используемый теперь в новой редакции ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» воспринимать как полноправный аналог термина ЭМК? Как правильно с юридической точки зрения называть ту информацию, которую медицинские работники собирают в МИС - «Электронная медицинская карта» (понятный врачам) или «Персонифицированный учет» (правильный для юристов)?

8. Разрешается выписка рецептов, в том числе содержащих назначение наркотических или психотропных веществ, в электронном виде с согласия пациента или его законного представителя. Выписка рецептов осуществляется с использованием усиленной квалифицированной подписи лечащего врача или фельдшера. Интересно, что формулировка п. 53 ст.4 содержит явное указание, что рецепт - это «…медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения» и видимо только такой документ можно выписать в электронном виде. Хотя в ст.78 уже говорится не только о лекарственных препаратах, но и о рецептах на медицинские изделия - но их в определении «рецепта» нет. Таким образом, есть нестыковка по рецептам на изделия медицинского назначения и очки в электронном виде: непонятно, так будут суды воспринимать тексты ФЗ как разрешающие такие рецепты или нет? Хотелось бы конечно, чтобы ст.4 содержала более полное и развернутое определение. Решение об использовании электронных рецептов должен будет принять субъект РФ, таким образом - просто утверждение этих изменений на федеральном уровне будет недостаточно, чтобы легализовать электронные рецепты. Для этого нужно будет принять дополнительный подзаконный акт в каждом субъекте РФ, очевидно - по мере готовности этого субъекта к внедрению электронных рецептов. С одной стороны - такая оговорка вполне разумна: уровень развития медицинских ИТ в разных субъектах РФ различный и поэтому окончательное решение на запуск электронных рецептов отдано им на откуп. С другой стороны, это создает лазейку для торможения на местах и риски, что отдельные регионы будут до последнего тянуть с вводом электронных рецептов в эксплуатацию и регулятору придется мониторировать это состояние и прикладывать усилия для исключения неравенства. Обратим внимание, что предусмотрено издание приказа Минздрава России «Об утверждении правил информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)». Он должен быть подготовлен к ноябрю 2017 г. Видимо, в этом документе будут предусмотрены все необходимые детали по данной теме.

9. Разрешается оформление «Информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство» или «Отказа от медицинского вмешательства» в электронном виде. При этом документ должен быть подписан «…гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения» ЕСИА. Вот это интересно конечно - пока сложно представить, как именно с технической точки зрения гражданин или его представитель сможет подписать документ в медицинской информационной системе (МИС) свой электронной подписью, пусть даже и простой. Получается - чтобы согласится на вмешательство или отказаться от него в электронном виде гражданин должен будет «залогиниться» в МИС через ЕСИА и затем дать команду подписи созданного медицинским работников документа. По этой теме ждем приказ Минздрава России «О внесении изменений в приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства», который должен быть готов к ноябрю 2017 г.

10. Граждане получают право по запросу, направленному в электронной форме, получать копии медицинских документов, отражающих состояние здоровья. Порядок и сроки предоставления должны быть установлены Минздравом в виде отдельного подзаконного акта (приказа). Этот пункт, очевидно, как минимум создает правовую основу для доступа к Интегрированной электронной медицинской карте (ИЭМК) через сервис «Мое здоровье» ЕПГУ.

11. Организация оказания ВМП осуществляется с применением ЕГИСЗ. Детали также должны быть разъяснены в отдельном приказе Минздрава.

С 2018 года врачам разрешат консультировать пациентов по скайпу или вайберу , – это и многое другое предусматривает вводимая телемедицина. Предлагаем разобраться, что включается в данное понятие, каковы преимущества и недостатки нововведения.

Новые правила диалога

С начала 2018 г. в силу вступят ключевые корректировки, внесенные в закон «Об основах охраны здоровья граждан в России». Главным прорывом закона о телемедицине 2017 (ФЗ-242 от 29.07.2017 ) стала возможность дистанционного консультирования , при котором пациент сможет получить разъяснения специалиста не только по телефону, но скайпу, вайберу, ватсапу и другим доступным мессенджерам.

Важно понимать, что общаться на расстоянии можно будет лишь при соблюдении главного условия – постановка диагноза и назначение лечения были выполнены очно.

Удаленно можно:

    посмотреть и обсудить результаты обследования;

    получить рецепт на ежемесячные лекарства при хроническом заболевании;

    высказать жалобы на состояние здоровье;

    скорректировать схему лечения.

Фундаментом для нововведений стала Единая инфосистема здравоохранения, разработку которой Минздрав осуществляет уже 5 лет. В будущем онлайн-система свяжет все медицинские учреждения по всей стране – больницы, поликлиники, фельдшерские пункты, административный корпус. Правда, для ее запуска требуется довести интернет до самых удаленных уголков страны. Зато в итоге общая система охватит все направления медицинского обслуживания: от записи на прием и онлайн-консультаций до получения рецептов и доступа к электронной карточке (истории болезни) пациента.

На заметку! К проекту телекоммуникационной медицины уже подключены 4,5 тысячи медицинских учреждений по всей стране, в том числе крупнейшие федеральные клиники. Вне доступа остаются всего два региона – Алтай и Чукотка.

Комфорт для пациента

Сегодня получить консультацию через скайп могут только те пациенты, которые застраховались самостоятельно, и при условии, что страховая компания нацелена на организацию подобного формата общения.

По задумке авторов, закон о телемедицине сделает медицинскую помощь доступнее, а ее получение комфортнее, в первую очередь, для людей с хроническими патологиями, инвалидов и тех, кому трудно покидать дом. Именно им приходится каждый месяц записываться на прием (хорошо, если сделать это можно по телефону), добираться до поликлиники и нередко отсиживать в общей очереди, чтобы получить один и тот же рецепт на выдачу льготных лекарств. Каждый рецепт, полученный онлайн, будет содержать усиленную цифровую подпись врача, ведь теперь разрешено выписывать дистанционно сильные наркотические и психотропные лекарства.

Важно! Отказываться от бумажных рецептов пока не планируют: если кому-то удобнее получать бумажку по старинке, пожалуйста. Заставлять становится активными интернет-пользователями не будут.

Новый формат удобен и для пациентов, прооперированных вдали от дома. По возвращении они были лишены возможности связаться с хирургом и лечащим врачом, потому что даже на телефонный разговор у специалиста не всегда есть время – то обход, то плановая операция. Минздрав планирует разработать специальные мобильные приложения и внедрить на сайты больниц отдельные формы, через которые люди смогут получить видеоконсультацию своего врача.

Расшифровку анализов и диагностики, в том числе магнитно-резонансной томографии и электрокардиографии, теперь разрешено отправлять на электронную почту пациента, а значит, не придется повторно ехать в областной центр из удаленного поселка, чтобы узнать результаты.

На заметку! В электронном виде можно будет давать и согласие на операцию ребенка.

По запросу клиники начнут высылать на электронку пациентов различные документы: выписки из истории болезни, справки и т.д.

Прогрессивный закон о телемедицине 2017, если судить по новостям, не делает онлайн-практику безграничной и бесконтрольной. В законе четко прописано, что получать рекомендации человек сможет только у конкретного врача – участкового, или поставившего диагноз, оперировавшего или лечащего специалиста – тех, кто ранее встречался с пациентом лично и назначал лечение. Это значит, что запрет на сомнительные интернет-больницы с непонятными врачами, которые, по сути, не несут ответственности за рекомендации, остается в силе.

Разговор с коллегами онлайн и не только

Телемедицина, законопроект которой активно обсуждался в последние месяцы и был все-таки принят в 2017 году, сделает удобней и общение врачей друг с другом. При необходимости, они смогут организовать телемост или связаться по скайпу с коллегами, чтобы обсудить сложный случай или попросить рекомендации у более квалифицированных специалистов для уточнения диагноза. Подобной возможности ранее врачи из глубинки были по большей части лишены – поддерживать контакты со столичными коллегами на большом расстоянии сложно.

На заметку! Оснастить все клиники оборудованием для проведения онлайн-консилиумов планируют до конца 2018 г.

Врачам также разрешено:

    давать консультации по вопросам профилактики;

    принимать и анализировать жалобы подопечного на состояние здоровья;

    оценивать эффективность проводимого лечения и вносить при необходимости корректировки (менять дозировку или схему приема лекарственных препаратов);

    назначать очные встречи для осмотра и консультации.

О проблемах и недоработках

Как и любое нововведение, телемедицина в России вызывает много вопросов, и основной – как защитить персональные данные: адреса, диагнозы, паспортные данные. Сторонники реформы настаивают: от утечек бумажный документооборот не спасает, напротив, получить данные о любом пациенте при желании на бумаге проще.

Противники уверяют, что качественное лечение невозможно без личной встречи, ведь через монитор легко «не заметить важные детали». Их оппоненты напоминают: а разве при очной беседе до врача доносится вся необходимая информация? Разве сейчас не бывает ошибочных диагнозов и невнимательности со стороны медперсонала?

Как в реальности будет выстраиваться общение врача и пациента, пока непонятно, ведь невозможно, чтобы доктор консультировал 24 часа в сутки всех желающих. Будет это запись на онлайн-прием? Или врач сможет самостоятельно назначать выход в сеть для подопечного?

Сегодня уже точно ясно, что в России принят закон о телемедицине. Он заработает только с 2018 г., но уже сейчас районные поликлиники начали «воспитательный момент» – отменяется запись на прием через регистратуру. Так, в Московской области привычно постоять в очереди к окошку нельзя будет с 1 сентября. В качестве альтернативы привычному способу предлагают записываться через госуслуги , на сайтах больниц или через электронные регистраторы – специальные автоматы, установленные во всех лечебных учреждениях.

На заметку! Минздрав рассчитывает, что масштабный проект «Бережливая поликлиника», реализуемый как часть глобальной реформы, сократит время записи на прием в 5 раз, а ожидание у кабинета специалиста – в 12.

Реализация масштабной реформы здравоохранения продлится до 2023 г. Что из запланированного получится, а что – нет, мы с вами увидим собственными глазами.

С 01.01.2018 г. вступил в действие Федеральный закон о телемедицине от 29.07.2017 №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере здравоохранения». Проще говоря, случилось то, о чем говорили несколько лет: законодатель попытался урегулировать правовые аспекты дистанционного оказания медицинской помощи в рамках дистанционного наблюдения за пациентом и его дистанционного консультирования. Что теперь изменилось – разбираемся.

На основании изменившихся норм Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Минздравом был издан Приказ №965н от 30.11.2017 г. «Об утверждения порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», регламентирующий порядок оказания «телемедицинской помощи».

Указанный Порядок предполагает проведение дистанционных консультаций и дистанционное наблюдение за пациентом.

Что принципиально новое ввел в процесс оказания помощи закон о телемедицине

Согласно закону о телемедицине, теперь возможно проведение дистанционной консультации (консилиума) при возникновении такой необходимости. Раньше такого не было? Безусловно, было. Однако, если раньше врач звонил (или связывался иным способом) своему коллеге, получал консультацию, а затем писал в истории болезни «случай консультирован по телефону с…», то теперь в этом нет необходимости. Да и консультант, в случае чего, от своих слов отказаться не сможет. Безусловно, это удобно – задать вопрос специалисту из другого региона, головного учреждения или научного центра и получить на него официальный ответ.

Для того, чтобы принять участие в консилиуме посредствам телемедицины учреждению, в соответствии с законом о телемедицине, специальной лицензии не потребуется. Медицинская организация может проводить такие консультации по видам помощи, на которых у организации имеется действующая лицензия. Клиника должна иметь соответствующим образом оборудованное помещение для осуществления таких консультаций.

Однако не все так просто. Основным условием является регистрация организации в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения – ЕГИСЗ. Следует также отметить, что консультации могут осуществлять (и запрашивать, соответственно) только работники, внесенные в Федеральный регистр медицинских работников.

Остается надеяться, что Минздрав рассмотрит это обращение и разъяснит спорные моменты Порядка.

В моем далеком детстве я даже не мечтала, что когда-нибудь доживу до видеотелефонов. Тогда и обычный домашний телефон на витом шнуре представлялся пределом мечтаний и верхом комфорта. А уж разговаривать с собеседником и видеть его на экране? Не-е-ет, это фантастика!

Сегодня мы спокойно болтаем с друзьями глаза в глаза, корчим рожицы в видеоконференциях, примеряем наряды, советуясь с подругами из Аргентины, выкладываем в Сеть записи в режиме реального времени. И, конечно, скачкообразное, стремительное развитие коммуникационных технологий не может обойти стороной здравоохранение. Закон о телемедицине принят, но что это такое и как будет работать - пока окончательно не ясно.

Безусловно, интернет-связь в медицине используется уже давно. Например, пациента оперируют кардиохирурги в Москве, он уезжает домой, но центр продолжает удаленный кардиомониторинг. Или беременная женщина дома подключает фетальный монитор, а врач акушер-гинеколог удаленно смотрит данные кардиотокографии. Никого сегодня не удивишь и возможностью получить результаты анализов и обследований по электронной почте.

Телемедицина позволяет транслировать в прямом эфире сложнейшие операции, консультировать тяжелых пациентов из отдаленных регионов в самых «крутых» столичных клиниках, проводить расширенные консилиумы с ведущими специалистами нашей страны.

Акушеры-гинекологи прекрасно знают типичный набор вопросов, для которых очный визит не обязателен. Например, в ситуациях, требующих экстренной контрацепции, дистанционный, но своевременный совет намного эффективнее очного визита. Проблемы с контрацепцией обычно довольно типичны и легко «разруливаются» по телефону.

Я уже несколько лет комментирую результаты обследования пациенток по электронной почте. Это позволяет экономить время и деньги женщинам, высвобождает время для приема новых пациентов. Если бы каждая моя пациентка приходила в клинику для консультации по проведенным анализам, запись шла бы уже на следующее тысячелетие. Совершенно незачем занимать время приема визитом, на котором я скажу: «У вас чудесные результаты, встречаемся через год».

Еще довольно удобно на панические вопросы «Что это? Откуда это взялось?» отправить ссылочку на статью с разъяснениями или прикрепить файл с рекомендациями. Очень важно, что результаты «страшных» анализов (биопсии, цитологических исследований, результатов пренатальной диагностики) мы с пациентками получаем почти одновременно. Это экономит время и нервы всем участникам процесса.

Новый закон о телемедицине официально разрешает проводить дистанционные консультации, чтобы контролировать ход ранее назначенного лечения. В первую очередь это касается хронических заболеваний. Если потребуется, доктор сможет корректировать назначения.


Уже созданы соответствующие приложения для телефонов и целые порталы для удаленных консультаций. Предприниматели набирают штат «удаленных» врачей. Консультации в чате, по телефону или по видеоконференции обычно платны, но людям все равно это удобно. Однако не все врачи смотрят на такое удобство оптимистично. Ведь доктору важно потрогать пациента, послушать, помять, повертеть. Сделать это на расстоянии пока совершенно невозможно.

К счастью, это хорошо понимают и законодатели, запретившие удаленно ставить диагноз и давать первичные рекомендации по лечению. Согласно закону, это возможно исключительно на очном приеме. Интернет-доктор может поговорить с заочным пациентом по по вопросам профилактики, собрать жалобы и данные анамнеза, попытаться оценить эффективность диагностики и проводимого лечения, порекомендовать пациенту встретиться со специалистом очно.

Пока непонятно, какую ответственность несет врач, проводящий телемедицинскую консультацию, какую документацию необходимо заполнять и как ее трактовать очным коллегам. Отдельной проблемой остается квалификация врачей, соглашающихся работать в подобных сервисах. К сожалению, уровень отдельных специалистов бывает критично низок, и делать их консультации широко доступными может быть очень опасно.

Я совершенно не сомневаюсь в том, что будущее - за новыми технологиями, что телемедицина для нашей огромной страны - это хорошо и правильно, но пока следует внедрять новинки аккуратно и не торопясь, взвешенно и продуманно. Так что поживем - увидим.

Оксана Богдашевская

Фото istockphoto.com

Телемедицинские технологии можно будет применять как при оказании первичной медико-санитарной помощи, так и скорой, специализированной, высокотехнологичной, паллиативной.

С помощью телемедицины можно будет проводить консилиумы врачей, консультации, дистанционно наблюдать за здоровьем пациента. "Заочный формат" будет допустим как для общения врачей между собой, например, если лечащий врач нуждается в совете более опытного специалиста, скажем, работающего в одном из ведущих научных медицинских исследовательских центров, так и для работы непосредственно с пациентами. Помогать людям с помощью электронных средств связи можно будет в экстренных и плановых случаях. Также можно оказывать помощь и людям, находящимся в стационаре, и тем, кто лечится амбулаторно или вне медорганизации.

Правда, лечить людей заочно разрешат не всем медучреждениям и врачам, а тем, которые получат специальные разрешения. Больницам надо будет зарегистрироваться в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а врачам - в Федеральном регистре медицинских работников Единой системы.

Программное обеспечение для диагностики и лечения людей тоже нужно будет регистрировать.

Телемедицинскую помощь можно оказывать бесплатно для пациентов - в рамках программы госгарантий и за счет Федерального фонда обязательного медстрахования, и платно - в рамках системы дополнительного медстрахования за счет организаций и средств россиян.

Как отмечается в документах Минздрава, ответственность за медзаключение по результатам консультации по телефону или интернету несет тот, кто ее дал - удаленный врач или консилиум. А вот ответственность за принятие решений по результатам лежит на лечащем враче.

Все материалы, полученные в результате телемедицинских манипуляций, должны храниться в течение года.

Телемедицина поможет не только жителям отдаленных территорий, где может просто не быть в наличии хорошего специалиста, например, узкого, но и горожанам, которые могут жить далеко от врача или не иметь свободного времени на его посещение, поскольку лечащий врач после очного приема может установить дистанционное наблюдение за здоровьем пациента. Тот сможет направлять врачу информацию о своем состоянии, получать рекомендации, не посещая поликлинику. Но тогда он сам или его законный представитель несет ответственность за собственноручный ввод достоверных данных о здоровье в специальную информационную систему.

По словам президента Лиги защиты пациентов Александра Саверского, в США телемедицину начали внедрять десять лет назад - в 2008 году. Но уже через восемь лет, к 2016 году, в стране уменьшилась обращаемость пациентов за медпомощью амбулаторно на 70 процентов, число койко-мест - на 19 процентов, стационарных больниц -, на 26 процентов. "Таким образом, телемедицина высвобождает огромные ресурсы", - говорит Саверский.