Никуда, ни к кому, ни к чему. Мы не можем увидеть мир глазами другого человека, но литература помогает приблизиться к нему. Можно залезть в голову к мертвецу - ничего себе. "Я такой, какой я есть"

Хочешь ли ты изменить этот мир,
Сможешь ли ты принять, как есть,
Встать и выйти из ряда вон,
Сесть на электрический стул или трон?
Виктор Цой

Нужны ли Москве гей-парады? Поводом для разговора в студии РИА Новости стала история Елены Костюченко, журналиста "Новой газеты", которую, как участницу парада, избили в столице 28 мая. Как и почему это произошло, и за что боролась Елена и ее друзья, она расскажет журналисту Ирине Ясиной. Также в гостях у "Азбуки перемен" - Евгения Альбац, главный редактор журнала "The New Times".

За что "цивилизованное" общество бьет участников гей-парада в Москве

Ирина Ясина (И.Я.): В конце мая Москва была взбудоражена тем, что прошел гей-парад. А блогерское сообщество было еще больше взбудоражено статьей Лены Костюченко, журналиста "Новой газеты", в которой она призналась, что она - лесбиянка и обсудила, почему она идет на гей-парад. Сегодня у меня в гостях главный редактор журнала "New times" Евгения Альбац и Елена Костюченко. Первый вопрос к Жене. Какое впечатление на тебя произвела эта статья в "Новой газете"?

Евгения Альбац (Е.А.): Спасибо, что вы меня пригласили, потому что мне кажется, это очень важная тема. О ней надо, мне кажется, подробно говорить. Поразительное было ощущение, когда я читала пост этой девочки. Потому, что это поступок очень мужественного человека, который заявляет то, что всегда заявляют представители самых разных меньшинств - политических, религиозных, сексуальных: "Я такая, какая я есть, будьте любезны принимать меня такой, какая я есть".

И.Я.: И я не хочу скрываться!

Е.А.: И это было потрясающе совершенно. И вот то, что она так в нашем очень нелиберальном, очень авторитарном обществе позволила себе столь откровенно, столь подробно, до даже некоторого, если хотите, самораздевания, которое абсолютно здесь необходимо, рассказать об этом - на меня произвело очень сильное впечатление. Это просто поступок. И самое, мне кажется, важное, что этот ленин пост пробил информационную блокаду.

И.Я.: Да, потому, что захотелось об этом говорить.

Е.А.: Вообще, люди вдруг увидели, что перед ними такой же человек, как и они. Лена, у которой другие представления о том, как она хочет заниматься любовью. И ничье это дело - влезать в этот вопрос.

И.Я.: Лена, после того, как Вы написали эту заметку, этот пост, Вы пошли на гей-парад. А Вы знали, что Вас там ждет? Вам было страшно?
Елена Костюченко (Е.К.): Я могла предположить, что есть вероятность того, что меня забьют, потому что я до этого ходила на гей-парады как журналист "Новой газеты" и видела, что происходит с участниками. Но не было такого прямо страха. Скорее, когда я ехала еще только на Манежную площадь, было такое ощущение, как будто едешь сдавать экзамен, к которому не готов. То есть такое неприятное ощущение, но не страх. Потом уже, когда мы с моей девушкой развернули флаг, уже не страшно было. Но я не могу сказать, конечно, что я была готова к тому, что произошло. Одно дело, когда ты теоретически понимаешь, что тебе может прилететь в голову чей-то кулак, другое дело, когда к тебе действительно в голову прилетает чей-то кулак. Это и больно, и мне очень обидно, что этот человек подошел ко мне со спины. У меня не было шанса как-то защититься, то есть никакого. Вот мне почему-то это очень обидно.

И.Я.: А Вы сейчас знаете, кто это был?

Е.К.: Нет! И это меня дико бесит, потому что этот человек был задержан сотрудниками полиции сразу же после того, как он меня ударил. Сейчас возбуждено уголовное дело, по которому я признана потерпевшей, но мне до сих пор дознаватель не сообщил имени этого человека. Она говорила: "Сначала ваш допрос, потом, после допроса скажем имя". Потом во время допроса она сказала: "Нет, сначала будет опознание, потом мы вам скажем имя". Сейчас она вроде что-то говорит по поводу проведения очной ставки, а потом уже я узнаю, как его зовут. Это мое первое участие в уголовном деле в качестве потерпевшей, но, по-моему, это ненормально, когда я не знаю имени человека, который мне бил в висок.

И.Я.: Лена, а как Вы сейчас себя чувствуете?

Е.К.: Хотелось бы сказать: хорошо, но, на самом деле, я сегодня ложусь в больницу. Вчера ходила в поликлинику закрывать больничный, но меня погнали по обследованиям, и выяснилось, что у меня нейро-сенсорная тугоухость. Короче, я теряю слух, и это нужно очень быстро лечить, чтобы это не перешло в хроническую форму. Поэтому сейчас моя редакция занимается устройством меня в какую-то клинику. Буквально через полчаса, через час я туда ложусь.

И.Я.: Если будет нужна помощь, вы скажите нам, мы тоже подключимся.

Е.К.: Спасибо большое.

И.Я.: Жень, не кажется ли тебе, что получить в висок можно за развернутый лозунг, за какой-то не тот внешний вид еще потому, что в нашем такой полуфеодальном обществе эти ребята слишком сильно эпатируют это общество. Может быть, подождать, пока оно чуть-чуть цивилизуется, это общество?

Гомофобы XX века, или страшная Смерть на флагштоке

Е.А.: Я напомню, что в нашем замечательном отечестве когда-то геев сажали в тюрьму.

И.Я.: В нацистской Германии их в концлагерь сажали.

Е.А.: Да, а лесбиянок вешали на фонарях. И геев вешали. Такая смерть для них была придумана нацистами. Они умирали на флагштоках… Я совершенно не согласна, честно говоря, с такой постановкой вопроса. Потому, что геи и лесбиянки - такие же граждане Российской Федерации. И если они не граждане, то они - налоговые резиденты, они налогоплательщики, они точно также содержат, между прочим, те правоохранительные органы, которые обязаны их защищать. И они ровно также имеют право на 31-ую статью Конституции, а именно, на право митингов, собраний, и т.д. И если у господ Собянина, Лужкова и остальных есть жуткий страх перед тем, что не дай бог… А я должна вам сказать: исследования показывают, что самые ярые гомофобы - это скрытые.

И.Я.: Ладно. Это мы трогать не будем.

Е.А.: Это надо трогать, потому что откуда это идет такой вот страх еще? Вот мы наблюдали заявления Собянина, Лужкова. Понимаете, у человека разные бывают сексуальные фантазии, и люди в себе это забивают.

И.Я.: Но Жень, я не хочу сейчас, чтобы это было нашей темой…

Е.А.: Ира, тогда не понятно, откуда это идет.

И.Я.: Я допускаю, что это идет просто по привычке. Потому, что всем кажется, что в обществе это было всегда, а тем более, что мы теперь все стали дико христианскими, и любая религия запрещает мужеложество, поэтому это я бы как раз не хотела бы трогать. Мне как раз важно сделать акцент на том, что в этих гей-парадах я вижу, прежде всего, не демонстрацию собственной особенности, хотя и ее тоже, но, прежде всего, борьбу за права. И я настаиваю на том, что не может быть права одних, которое исключает тоже самое право у других. Мы все-таки все равны. Мне все-таки хотелось спросить. Лена, а Вы представляете, как это в других странах начиналось?

Е.К.: Я, конечно, знаю про Стоунволские бунты. Я не думаю, что я лучший рассказчик… Это было не так давно…

И.Я.: Мне тогда лет пять было…

Е.К.: … Да. Сложно представить, что в тот момент в Америке геи были не только лишены гражданских прав, но их преследовали по закону, в том числе, если мужчины держались за руки или танцевали вместе, или носили женскую одежду. В один гей-бар нагрянула полиция с, казалось бы, рутинной проверкой. Посетителей выстроили вдоль стены, потребовали предъявить документы, некоторых повели в туалет для, как это тогда называлось, "проверки пола". Посетители отказались подчиняться, после чего три дня в том районе были уличные бои. И на следующую гей-акцию, а до этого уже проводились гей-акции, но это были вежливые гей-акции, то есть, люди даже не использовали слова "геи", "лесбиянки"…

И.Я.: Стеснялись этого?

Е.К.: Не то, чтобы стеснялись. "Не будем провоцировать общество, если мы скажем слово "гей", общественная нравственность умрет в страшных муках". После этого, собственно, началось большое серьезное движение за права, и сейчас мы видим, что Штаты… Я не могу сказать, что это самая прогрессивная страна.

И.Я.: А самая прогрессивная которая, с Вашей точки зрения?

Е.К.: Насколько я знаю, это Дания.

И.Я.: А в Исландии, насколько я знаю, премьер-министр - лесбиянка открытая… И мэр Берлина - …

Е.К.: Я, на самом деле, плохо знаю историю ЛГБТ-движения. Я могу сейчас сделать много фактологических косяков, потому что я не ЛГБТ-активист…

"Я такой, какой я есть"

И.Я.: Но Вы - гражданский активист, я бы сказала. Жень, у меня вопрос к тебе. Наши друзья-либералы борются за свои права, но полностью отрицают права этих меньшинств. Я напомню, что одно время гей-движение хотело присоединиться к "Стратегии-31". "Стратегия-31" была в ужасе, отшатнулась и сказала: "Нет, нет, не надо". Как ты к этому относишься?

Е.А.: Я очень плохо к этому отношусь. Я тебе скажу, Ир, для меня был такой слом сознания или, как говорит сегодняшняя молодежь, взрыв мозга. Летом 93-го года был миллионный марш геев и лесбиянок в Вашингтоне. Я смотрела по телевизору, и на меня это произвело невероятное впечатление, потому что главный лозунг, с которым шли люди такой сексуальной ориентации был: "Я такой, какой я есть". Право на собственную индивидуальность - это абсолютное право человека. И совершенно не важно, в чем проявляется твоя индивидуальность: в твоих политических взглядах, в твоей сексуальной ориентации, в чем-то еще - это все является правами человека.

И.Я.: Но подожди. Что-то дано от рождения, как, например, цвет кожи, а что-то придумано, как политические взгляды.

Е.А.: Это право выбора. Это второй важнейший дар бога человеку после рождения. Я вообще Вам скажу: первый человек был гермафродит, правда? Поэтому все эти мужские прибамбасы, которые появились с развитием монотеизма - это всегда страх, в данном случае, мужчин или властителей перед другими. После 93-го года, и еще в конце 90-х годов, и в 2000-х годах в Нью-Йорке были случаи, когда убивали геев. У нас в стране с этим вообще был полный кошмар. Между прочим, мало кто знает: у нас когда-то была "социология отклоняющегося поведения" - она так называлась, при МВД Советского Союза, которая изучало то, что они называли "отклоняющимся поведением". И выяснили, что, например, в Советском Союзе было много скрытых лесбиянок, особенно среди учителей.

Е.А.: Не в секретных архивах. Это были работы социолога Анзора Габиани. И я писала об этом в газете "Известия", потому, что темы были совершенно закрытые. Мы также знаем о том - исследование показали, что примерно 15% геев и лесбиянок - это люди, которые от рождения являются такими. Но, опять же, это не важно - от рождения или выбор. Сейчас на Бродвее идет фантастический мюзикл, там главная ария - "I am who I am". "Я такой, какой я есть". Человек имеет право сам для себя выбрать, каким он хочет быть.

И.Я.: Но общество боится. В частности, некоторые либералы мне говорят: "Ну как же, и так у нас проблемы с демографией. Какое безобразие. Они же никогда не будут рожать детей. У нас и так страна без детей загибается".

Однополые отношения - брак без брака и крах мечты

Е.А.: Те же либералы боялись вначале XX века дать права женщинам. Это боязнь конкуренции. Сначала боялись, что придут женщины и займут политические позиции, и мужики, бедные несчастные не выдержат эту конкуренцию. Ну конечно, они не выдерживают - слабый пол. Потом боялись, что придут люди с другим цветом кожи, и дети будут рождаться с разным цветом кожи. И опять это страх конкуренции. Вот сейчас Барак Обама - президент в Соединенных Штатах Америки. Абсолютный был страх. Тоже самое. Страх перед людьми других религий. Такой страх перед евреями, такой страх перед абсолютно любыми иными. И вот в этом же ряду страх перед геями и лесбиянками.

И.Я.: Лена, а чего бы вы хотели, каких прав? Ради чего вы идете на парад?

Е.К.: Сексуальная ориентация - это не вопрос, как ты занимаешься сексом. Это вопрос того, кого ты любишь, с кем ты хочешь создать семью и как ты будешь эту семью защищать. У нас в стране, к сожалению, невозможно зарегистрировать однополые отношения. Я не могу зарегистрировать отношения со своей девушкой. Соответственно, она не защищена в случае моей смерти, в случае имущественного спора. Она не сможет прийти ко мне в больницу, в реанимацию, она не сможет принять какое-то важное медицинское решение в этом случае. Мы не можем взять семейную ипотеку. Мы обе иногородние - для нас это важно. Мы не можем оформить семейную медстраховку. И вот таких мелочей набирается много.

И.Я.: Самое главное, что это ничем не угрожает, если у гей-сообщества есть эти права, это ничем не угрожает остальным. Мне так кажется. Женя, как ты думаешь?

Е.А.: Ну конечно, ничем не угрожает. Знаете, был такой замечательный фильм, совершенно случайно его увидела. Это такая трагедия двух женщин, одна из которых остается одна. Ее любимый человек умирает в одиночестве в палате, а ее даже не предупреждают о том, что любимая женщина, с которой она прожила тридцать с лишним лет, умерла. Мне кажется, вот эти возражения по поводу демографии… Если вы посмотрите, то в геистских и лесбийских парах очень часто есть дети. Для женщины это совершенно нормально, заложено в природе иметь детей. И я знаю: здесь, в Москве, и в Соединенных Штатах у меня много таких друзей - однополые семьи, в которых прекрасно растут дети.

И.Я.: Да, я знаю эту статистику. Там нет отклонений по средней статистике. То есть дети вырастают той сексуальной ориентации, которой им, что называется, предназначено судьбой.

Недетский вопрос о детях, или Двум мамам нет места в одном паспорте

Е.К.: Я бы тоже хотела поговорить о детях. Мне кажется, что это наиболее важная часть прав, которых мы лишены. По поводу демографии. Я не знаю, может, я с какими-то особенными геями и лесбиянками общаюсь, но среди моих знакомых дети либо уже есть у каждого, либо они планируются в ближайшее время. И в том же "ЖЖ", "ВКонтакте", "Две мамы" - сообщество замечательное, еще какие-то там сообщества, где однополые семьи обмениваются каким-то опытом, в том числе и по вопросу взаимодействия с органами власти. И в чем проблема? Проблема в том, что мы не можем добиться того, чтобы в свидетельстве о рождении ребенка были записаны мы обе. Соответственно, мы не можем обе представлять его в детском садике, в школе, в больнице, не дай бог в суде. И самое страшное, что в случае смерти биологической мамы ребенок отправляется в детдом, пока вторая мама пытается доказать органам опеки, что этот ребенок не чужой, что она сможет воспитывать его дальше.

И.Я.: Ну, до этого вам еще плыть и плыть. До этого права не во всех развитых странах приплыли.

Е.К.: Я не знаю… Понимаете, дело в том, что такие дети уже есть. И мы не можем игнорировать их интересы. Такие дети есть, они растут и уже находятся под правовым ударом.

И.Я.: Хорошо, тогда вот так скажу. То, что многие блоггеры считают провокацией у Вечного огня, тот гей-парад, который был 28 мая, он как-то подвинет вас и общество в сторону решения этих проблем? Или нужно какие-то, так скажем, более спокойные формы лоббирования своих интересов использовать? Вопрос к вам обеим.

Е.К.: Нужны разные формы. Гей-парады нужны, потому, что это лишний информационный повод, который позволяет журналистам, СМИ, читателям, блоггерам еще раз проговорить свое мнение или изменить свое мнение по поводу гей-прав. Нужно, конечно, какой-то законопроект.

"Геев боятся также, как вампиров и инопланетян"

И.Я.: А кто бы мог его…? Я вот не вижу в нашей Думе, например, человека, который мог бы поддержать такой законопроект. Харви Милка среди нас нет. Напомню, что это был гей, избранный в городской совет Сан-Франциско, не скрывавший на выборах, что он - гей. Он был убит в 78-м году… И надо сказать, гениальный фильм был снят в Америке. За главную мужскую роль Харви Милка не гей Шон Пенн получил Оскара. Тем не менее, возвращаясь к Думе. Такого человека я как-то себе с трудом представляю.

Е.К.: Увы, но мне еще кажется, что ситуацию может изменить массовое признание геев и лесбиянок, трансгендеров, бисексуалов: "Да, мы такие, мы есть, мы живем среди вас".

И.Я.: То есть, вам самим надо перестать стесняться этого?

Е.К.: Нам нужно перестать бояться реакции общества, реакции родителей, коллег по работе. Нужно заявлять о том, что да, мы такие. И понимаете, ненавидеть и бояться каких-то абстрактных геев, абстрактных лесбиянок, абстрактных евреев…, вампиров, инопланетян очень легко. Когда рядом с тобой живет человек, который друг детства, твоя дочь, твой коллега, сосед по лестничной клетке…

И.Я.: В этом смысле тоже самое происходит с инвалидами. Мне в свое время сказал Рубен Гонсалес Гальего, написавший замечательную книжку "Белое на черном": "Чем быстрее ты признаешь себя инвалидом, тем тебе будет проще жить". И до тех пор, пока я скрывала свои сложности (потом их стало невозможно скрывать, но, тем не менее, я их долго скрывала, и это дико меня тяготило), как только я сказала, что да, мне тяжело, мне нужна помощь, огромное количество людей начали мне помогать. Я пытаюсь понять, какие еще, кроме гей-парадов, существуют способы добиваться равных прав? Потому что мы пришли к общему выводу, что это важно. Жень?

Е.А.: Все-таки, очень важная вещь произошла в 94-м-95-м году, когда была отменена в Уголовном кодексе статья за мужеложество. Потому, что то, что творилось, еще раз повторю, мало, кто знает. Просто я была в Комиссии по помилованию при Президенте Российской Федерации, поэтому мне приходилось и читать по этому поводу и заниматься этой статьей. За геями шла настоящая охота. Они вынуждены были ставить бронированные двери, и т.д.. Их все время подозревали в том, что они - Пятая колонна, шпионы, кошмар. Поэтому этот очень важный прорыв сделан был в 90-х годах. То, что Лена рассказывает про детей - для меня это совершенно новая тема. Я никогда об этом не думала, потому что я знаю нашу коллегу, у которой двое замечательных детей… Я как-то вообще никогда об этом не задумывалась, что может такая возникать проблема в однополых семьях. Я думаю, что вообще это вопрос образования. Почему я считаю, что Лена сделала великую вещь, опубликовав этот пост? Потому, что люди всегда бояться того, чего не понимают и не знают. И иногда им необходимо, чтобы кто-то им нормальным человеческим языком сказал: "Ребят, но вот я такая. Я люблю другую женщину. Или "Я люблю другого мужчину". Вы поймите. Для меня это важно. Я так хочу жить".

И.Я.: При этом я вам не мешаю. Ведь это еще вопрос какой…

Открытость миру - ключ к признанию

Е.А.: Ир, ты не боишься, что Лена сидит с нами?

И.Я.: Не боюсь. Такая деточка замечательная. У нас дочери с тобой примерно такие. А как бы ты отреагировала, если б твоя дочь пришла и сказала…?

Е.А.: Совершенно спокойно. Я много думала об этом. Для меня это вообще был процесс, когда я впервые познакомилась с лесбистской парой, они были моими коллегами-журналистами в Гарвардском университете. Мне потребовалось какое-то время, чтобы это уложить у себя в голове. Я приехала из Советского Союза. Я начала читать. Я об этом думала. Я с ними разговаривала. Люди боятся неизвестного или непонятного.

И.Я.: То есть, тебе важно, чтобы она счастлива была, деточка твоя?

Е.А.: Моя дочь? Абсолютно.

И.Я.: То есть, в какой форме это будет, тебе …

Е.А.: Абсолютно. Я хочу, чтобы у нее были дети. Я хочу быть бабушкой.

И.Я.: Теперь это тоже не зависит, вообщем-то. Дай бог здоровья Лельке. Вам с ней - много детей, чего и Лене я желаю. Важнее всего, с моей точки зрения, Лен, то, что Вы сделали, и здесь я согласна с Женей, тот мужественный замечательный шаг - эта публикация, эта открытость. Уговаривайте ваших друзей быть такими же открытыми, потому, что как только вас станет много, мы начнем с вами считаться, мириться сначала, потом поддерживать вас, именно потому, что нельзя бороться за права одних, исключая такие же права у других.

Е.А.: Если нарушают права геев и лесбиянок, то завтра придут за нами с тобой, Ира.

И.Я.: Конечно, потому, что мы-то с тобой точно Пятая колонна.

Е.А.: Нет, это не важно. Ничьи права не должны быть ущемлены. Если мы позволяем, чтобы рядом с нами были люди, чьи права гражданские, политические ущемлены - это значит, что мы следующие в очереди. Всегда. Не важно, кто мы.

И.Я.: Как сказал блоггер Токуак, мой приятель, "фобии и неуважение чужих прав, будь то право на свободу собраний или на выбор сексуальной ориентации - это характерная черта менталитета обществ, находящихся на той стадии развития, где собственные права, а уж тем более, их неотъемлемость не осознанны, вообщем, фобии - это привилегия отсталых и боящихся конкуренции".


А также:

Елена Костюченко: Почему я сегодня иду на гей-парад
http://www.novayagazeta.ru/data/2011/056/38.html

Дмитрий МУРАТОВ: Чей парад? О Костюченко. Характеристика для предъявления

Спортивный зал школы №1 Беслана. Фото: Елена Костюченко / «Новая газета»

В первой школе Беслана совершено нападение на корреспондентов «Новой газеты» и «Таких дел» Елену Костюченко и Диану Хачатрян.

Нападение произошло при следующих обстоятельствах. Большое количество людей в штатском, многие из которых — молодые осетины в майках «Антитеррор — в спортзале окружили матерей из «Голоса Беслана». Их снимала на камеру Элла Кесаева (ее дочь Зарина была в заложниках в школе — ред. ). Они выхватили из ее рук камеру и порвали на Элле платье.

В этот момент Костюченко достала свой телефон и стала снимать происходящее. У нее также выхватили телефон, заломили ей руки и волоком протащили через весь спортзал и двор школы за металлические рамки. Потащили дальше, но людей в штатском остановили полицейские. Эти полицейские сказали Костюченко, что они знают тех, кто на нее напал, и вернут ей телефон.

Елена находилась рядом с полицейскими, когда к ней подошел молодой человек, знакомый полицейским, в майке «Антитеррор» и облил ее зеленкой. Полицейские не сделали никакой попытки задержать его.


Полицейский записывает показания спецкора «Новой газеты» Елены Костюченко. Фото: «Кавказский узел»

Когда Диана Хачатрян попыталась снять Лену и следы зеленки на ее одежде и лице, другой молодой человек в майке «Антитеррор» ударил Диану по голове, отобрал телефон и не спеша ушел. Полицейские и тут не сделали попытки задержать человека и предотвратить хулиганские действия.

Елена Костюченко собирается дать объяснения полиции, однако полицейские не представляются и прячут жетоны. На мою попытку поговорить с ними (я представилась — говорила по телефону Эллы Кесаевой, которая передала свой телефон Лене, чтобы она связалась с редакцией) — полицейский, который проводит официальные действия с Костюченко, выматерился и бросил трубку.

Также после нападения к Лене Костюченко и матерям «Голоса Беслана» подошла руководитель Комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева и сказала: «Вы (обращаясь к матерям из «Голоса») можете вернуться в спортзал Первой школы. А ты (обращаясь к Костюченко) — сиди здесь. Вечно, когда сюда приезжает «Новая газета», что-то случается. Я не хочу вас тут больше видеть. Телефон тебе отдадут после исследования (видимо содержимого и отснятого на телефоне)».

Федеральные правоохранительные органы взяли ситуацию под контроль.

«Новая газета» намерена обратиться в Следственный комитет по факту бездействия полицейских при нападении на журналистов.

Обновлено в 15:13. На журналисток «Новой газеты» и портала «Такие дела» совершено второе нападение за день

Рассказывает Диана Хачатрян («Такие дела»): «Мы вдвоем с Леной (Костюченко — ред.) шли на кладбище. К нам подошел мужчина в гражданском, со шляпой на голове. Как нам сказали позже — это смотритель кладбища, его ребенок погиб в теракте. Он подошел к нам и велел «убираться отсюда». Взял нас за шкирку, поволок по земле, потом остановился, начал бить Лену, ударил ее по лицу. Он решил, что это мы во всем виноваты, организовали акцию 1 сентября. Метрах в семи стояли полицейские. Они ничего не предпринимали».

Вы, конечно, в курсе, что наша неизбранная Дума готова вот-вот разродиться очередным гениальным законом. Новая статья для КОАП — 6.13.1 — называется «Пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних». Посмотреть ее можно . Тут вообще много веселого – например, пояснительная записка депутатов Новосибирского заксобрания — на этих нежных котиков «лавина информации обрушивается каждый день», или заключение правового управления , аккуратно напоминающее про отсутствие законодательной базы и вообще юридического определения слова гомосексуализм. Соседствовать геи будут с «пропагандой наркотических средств».

Если коротко — этот закон хочет сделать невидимыми примерно 5% россиян. 7 миллионов человек, включая меня. Включая ваших близких, возможно, ваших детей, сестер и братьев, одноклассников и однокурсников, друзей и коллег. Да, мы лишены права на брак, права на совместную опеку над детьми, права на мирные шествия – но сейчас мы лишаемся права просто быть собой – открыто. Потому что быть открытым – значит, не врать. Отвечать на вопросы. Артикулировать свои мысли.

Законы, касающиеся распространения информации, существуют в Иране, Саудовской Аравии и Уганде. В этих странах любые упоминания в СМИ о геях и лесбиянках, кроме обличительно-негодующих, запрещены. Журналисты, которые пишут об ЛГБТ без санкции сверху, увольняются, а СМИ подвергаются штрафу.

В России, которая должна пополнить этот прекрасный ряд, разовая пропаганда для физлица будет стоить от 4 до 5 тысяч рублей, для должностного лица – соответственно от 40 до 50 тысяч рублей, для юрлица – от 400 до 500 тысяч рублей. При этом определения «пропаганды гомосексуализма» в законе нет. Вообще. Подозреваю, что депутаты затрудняются определить несуществующее явление. Но это дает неограниченные возможности ментам любого ранга пополнять карманы или бюджет.

Депутаты Новосибирского заксобрания пишут, что их нововведение предотвратит «искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных отношений», а также «представление о гомосексуализме как о норме поведения». Еб*ли наши единороссы врачей и социологов, а также мировую науку и — не в первый раз — Конституцию. Современные россияне должны быть уверены, что мы – выродки, а наши семьи – неполноценны и неравноценны вашим. Выродки не смогут открыть рта — закон запрещает говорить нам о том, что мы чувствуем и что мы думаем. Запрещает говорить даже мертвым – в Питере люди осуждены за цитату Фаины Раневской, вот эту .

Два года назад я и моя девушка впервые вышли на гей-парад. Мы вышли потому, что нам нужны равные с вами юридические права. Тогда я написала вот этот пост. Но сейчас, с новым сроком Путина, правовое поле для ЛГБТ очень быстро сужается – как сужается для волонтеров, для активистов, для избирателей, для журналистов, для художников.
19 декабря, в среду, когда в Госдуме начнется первое чтение, а неизбранные депутаты будут эмоционально имитировать законотворческую деятельность, я и Аня придем к Госдуме. Мы поцелуемся.

Поцелуй касается двух людей. Он не требует согласований в мэрии Москвы. Любовь не требует согласований с депутатами Госдумы. Мы не спрашиваем разрешения – мы есть и мы живем. Мы видимы. Нервные единороссы могут попрятаться сами.
Я приглашаю всех людей – гетеросексуальных и гомосексуальных – присоединиться к нам. Приводите своих любимых. Приходите одни – с шариками и конфетти. Вам наверняка будет с кем пообниматься:) Устроим праздник под стенами Госдумы, день поцелуев.
Потому что мы свободны любить. И это не должно касаться *банной политики.

19.12.2012

У здания Госдумы завершилась акция противников принятия закона о запрете пропаганды гомосексуализма. Более 10 человек задержаны

Репортаж «Новая газета» , фото Анны Артемьевой.

Сегодня в 12.00 в центре Москвы у здания Госдумы начался флешмоб «Пропаганда любви». Участники акции выступали против принятия законопроекта о запрете пропаганды гомосексуализма.

Через несколько минут после начала акции неизвестные провокаторы начали закидывать активистов яйцами и попытались завязать драку. Охрана закрыла вход в Госдуму «из соображений безопасности». Ни депутатов, ни журналистов не выпускали из здания в течение 10 минут, пока полиция не задержала наиболее активных провокаторов и нескольких ЛГБТ-активистов.

Во время проведения акции перед Госдумой дежурило несколько десятков сотрудников полиции.

Около 12.30 один из полицейских обратился к присутствующей на акции девушке, в руках у которой была видеокамера, со словами: «Сними их заранее. Это будет выглядеть как несанкционированный пикет» и указал на группу ЛГБТ-активистов из четырех человек, держащихся за руки и позирующих фотографам. После того как девушка зафиксировала происходящее на видео, активистов задержали и отвели в автозак. Среди задержанных — спецкор «Новой» Елена Костюченко.

К настоящему моменту акция завершена. Участники флешмоба расходятся. Центральный вход в здание Госдумы перекрыт.

UPDATE. Елена Костюченко из автозака: «Задержано 9 ЛГБТ-активистов и 6 православных. Один из них — корреспондент ресурса «Православный мир». Привезли к Мещанскому УВД, начинают потихоньку запускать внутрь».

UPD 20.12.12
Суд над задержанными на дне поцелуев ЛГБТ-активистами будет проходить 20 декабря, начиная с 12 часов в судебном участке 369 Тверского мирового суда, Новая площадь, 8, строение 1 (может раньше начаться). Им грозит до 15 суток ареста за «Мелкое хулиганство».

Среди задержанных ЛГБТ-активистов:
— спецкор Новой Газеты Елена Костюченко;
— гражданский активист Анна Анненкова;
— активисты Радужной ассоциации Павел Самбуров, Сергей Губанов, Сергей Илупин;
— активист КРИ Игорь Ясин;
— участник анархо-феминистской группы Нао Лао (Рафаиль Делешев).

UPD Елена Костюченко: Все, на свободе)

Родные, спасибо всем, кто пришел с любимыми, кто пришел один, кто поддерживал, передавал продукты и вещи (кофты и пледы нас спасли), доебывался до ментов, шел свидетелем в суд и спикером на ТВ, кто писал нам смс и клал деньги на телефон, кто собирал фото- и видео-материалы, кто волновался и молился. Кто гнал информационную волну. Мы вместе — это очень ценно. Мы открыты. И с каждым часом нас становится больше, оглянитесь вокруг:)
Менты ОВД Мещанское говорили, что поцелуй опаснее плаката. Я очень с этим согласна.
1,5 суток в ОВД я провела с настоящими людьми, которые заботились друг о друге, защищались, пели, думали и веселились. Спасибо вам) Даже Энтео оказался не таким уж мерзким (хотя он ебанашка и карьерист). Даже в ментах, больше всего трясущихся за свой оклад, мы находили сочувствие (немного, правда). Адвокаты – Таня Глушкова, Света Сидоркина, Ильнур Шарапов, Кирилл Коротеев, Катя Романова – СПАСИБО.
Я устала, но очень рада. Опросились после освобождения – выяснилось: ни один не сожалеет, что вышел. И ВСЕ собираются выходить опять — 22 января, на которое перенесли 1-ое чтение закона о пропаганде гомосексуализма. И кажется, выйдут не только в Москве.
Короче. Вы крутые. Я вас очень люблю.

P.S. Задержанным через 29 часов вменили по 500 рублей штрафа по ст.20.1.1 (мелкое хулиганство). Состав и статью подбирали долго – пока в России нет закона, запрещающего поцелуй. Но будет, если инициатива ГД пройдет. Штрафы будем оспаривать, неверных ментов и пачкающих ебанашек – троллить и преследовать по нормам права, закон, запрещающий поцелуи, будем запрещать.
Целуйте своих любимых и ничего не бойтесь.

P.P.S. Целоваться при -19 оказалось очень даже ок) Сладко. Попробуйте, кто не

Госдума перенесла рассмотрение законопроекта на 22.01.2013

Как стало известно проекту GayRussia.Ru , Совет Государственной Думы на своем заседании в понедельник 17 декабря принял решение о переносе рассмотрения в первом чтении законопроекта №44554-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленного на введение административной ответственности за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних.

Первоначально рассмотрение законопроекта, внесенного Законодательным Собранием Новосибирской области, в первом чтении планировалось на заседании Государственной Думы в четверг 19 декабря, однако Совет нижней палаты российского парламента решил в понедельник перенести рассмотрение на 22 января 2013 года. Соответствующее решение опубликовано на официальном сайте Государственной Думы в Интернете.

Ранее парламентский Комитет по вопросам семьи, женщин и детей предложил рекомендовать Государственной Думе принять проект закона в первом чтении и включить его в план работы нижней палаты парламента на 19 декабря, однако Совет Госдумы к этому не прислушался.

Напомним, что с призывом отклонить дискриминационный законопроект к депутатам Госдумы обратились ведущие международные правозащитные организации «Human Rights Watch» и «Amnesty International», а также депутаты Европейского Парламента.

31 октября этого года Комитет ООН по правам человека признал в деле Ирины Федотовой против России аналогичный закон Рязанской области о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних дискриминационным и нарушающим Международный Пакт о гражданских и политических правах.

В РУБРИКЕ «КНИЖНАЯ ПОЛКА» мы расспрашиваем журналисток, писательниц, учёных, кураторов и других героинь об их литературных предпочтениях и изданиях, которые занимают важное место в их книжном шкафу. Сегодня своими историями о любимых книгах делится специальный корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко.

Елена Костюченко

Специальный корреспондент
«Новой газеты»

Мы не можем увидеть мир глазами другого человека, но литература помогает приблизиться к нему. Можно залезть в голову к мертвецу - ничего себе

Литература для меня перестала быть чем-то сакральным, чем занимаются только бородатые мужчины из учебников, классе в десятом. Тогда я жила в Ярославле и ходила в кружок для старшеклассников, в котором мы обсуждали современных авторов - от Виктора Пелевина до Татьяны Толстой. Я всегда много читала, но после переезда в Москву оказалось, что есть целый пласт литературы, которую любили все журфаковцы-москвичи - и которую я не знала вообще. Вся современная зарубежка от Зюскинда до Паланика. Я запаниковала. Пошла на книжную ярмарку на ВВЦ и накупила книг на две тысячи. Это были деньги на месяц от мамы. Оставшийся месяц ела гречку - делились соседки. Первые полгода в Москве я только и делала, что читала, даже не гуляла толком.

Наверное, сильнее всего на меня повлияли Стругацкие, Борис Васильев и Светлана Алексиевич. Алексиевич я узнала до её Нобелевской премии - она здорово перепахала меня лет в двенадцать. У меня до сих пор очень сложное отношение к Захару Прилепину. «Санькя» и «Патологии» - это современная классика. Его книги и жизнь вроде не противоречат друг другу, но совершенно не соединяются у меня в голове. Вроде как человек, который настолько остро чувствует, не может делать то, что он делает, и говорить то, что он говорит.

У Чехова, конечно, можно учиться бесконечно; это золотое сечение. Есть «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева, есть «Красный цветок» Всеволода Гаршина. Я всё время чувствую, что мне не хватает знания русского. Упираюсь в то, что у меня недостаточно слов, чтобы описать, что я видела, что я беру не самые точные, что я не умею, не могу: это одновременно унизительное и очень отрезвляющее чувство. Описание города в «Гадких лебедях» Стругацких - для меня оно недостижимо. Хотя это не Толстой - советская фантастика.

Некоторые говорят: писателям легче, чем журналистам, они свободны от реальности, форматов и вообще берут мир из головы. Но рамки профессии на самом деле очень помогают писать. Я понимаю, что писатели живут в другом измерении, для них язык - как океан вокруг маленькой рыбы: бесконечный, страшный и родной. Мы не можем увидеть мир глазами другого человека, литература помогает приблизиться к нему. Можно залезть в голову к мертвецу - ничего себе.

Ещё чтение - это способ быстро войти в нужное состояние, отойти от тяжёлых событий, в которые регулярно попадаешь в командировках и просто во время работы. Очень часто я вижу травматичные вещи. Конечно, есть навыки, которые позволяют глубоко не «проваливаться» в чужую жизнь. Можно собраться в нужный момент, можно не рыдать, вообще не чувствовать, но всё, что я вижу и слышу, во мне, конечно, откладывается. Чтение помогает лучше, чем кино, оно основательнее.

Журналистика - совсем нездоровый вид деятельности, конечно. И когда мне тяжело, я перечитываю что-то уже известное. Мир непрочтённой книги всегда бесконечен: ты не знаешь, куда автор тебя заведёт, насколько жестоко он может с тобой обойтись. Знакомая книга не удивляет новыми поворотами, но несёт в себе успокоение: можно безопасно что-нибудь пережить. Я долго ругала себя за бесконечные перечитывания - есть же море непрочтённого. Говорят, у каждого журналиста есть список в голове. Вот и у меня. Треть книг в моей библиотеке я даже не открывала, и в этом вроде как стыдно признаваться. Но моя терапевтка убедила меня, что с таким количеством переменных в жизни совершенно нормально иметь островок устойчивости. И для меня этот островок - любимые книги.

Мир непрочтённой книги всегда бесконечен: ты не знаешь, куда автор тебя заведёт. Знакомая книга не удивляет новыми поворотами, но несёт в себе успокоение


Марина и Сергей Дяченко

«Vita Nostra»

Очень люблю современных фантастов, внимательно за ними слежу. Эту книгу я прочитала несколько лет назад и с тех пор возвращаюсь к ней примерно раз в год. Я отлично помню, как читала её впервые: открыла в браузере на работе, потом распечатала, продолжила в метро, потом дома в тот же вечер. Закончила в два ночи, и казалось, я стою внутри светового столба. Это история студентки, в жизни которой происходят странные повороты - я совсем не хочу спойлерить. «Vita Nostra» для меня роман о языке, смешении языковой и физической ткани мира. Книга многое объяснила мне о самой себе.

Натали Саррот

«Тропизмы»

Это «Малхолланд Драйв», написанный в виде книги на сорок лет раньше. Натали Саррот смотрит на мир под невообразимым углом. «Тропизм» - это термин из биологии, обозначающий подобие рефлексов у растений: как они стремятся к свету или ищут опору, раскрываются или погибают. Более общими словами, тропизмы - это реакции живого, не обладающего сознанием. Саррот концентрируется на бытовых ситуациях, но не на смысловой и не на эмоциональной составляющей. Любому нужно менять «фокусное расстояние» (мне как журналисту это вообще обязательно), и Натали Саррот для этого - лучший автор.

Ксения Букша

«Мы живём неправильно»

Эти рассказы чем-то похожи на Саррот - не тем, как они сделаны, а тем, что обе писательницы совсем иначе видят. У Букши очень простой, прозрачный русский. Её рассказы часто начинаются со случайного момента и заканчиваются в неожиданном месте - они будто бы вообще не берут в расчёт классическую модель повествования. Выглядят неловкими, случайными. Я очень люблю читать женщин, и Букша - одна из самых любимых. Я узнала о ней лет пять назад и потом увидела в Петербурге. Мы даже вроде бы прокатились на лимузине. Мир вокруг неё как-то по-другому закручивается.

Хиллари Реттиг

«Писать профессионально. Как побороть прокрастинацию, перфекционизм, творческие кризисы»

Пособие по преодолению писательского блока и перфекционизма, актуальное для людей, постоянно работающих с текстом. Можно сказать, это моя настольная книга: у меня не хватает сил на систематическую работу, но я постоянно пользуюсь описанными у Реттиг методами. Года три назад я влипла в жесточайший писательский блок и почти доконала себя - я-то привыкла определять себя через тексты и профессию. Что может быть смешнее непишущего журналиста?

Реттинг очень чётко объясняет, отчего происходит этот ступор, и предлагает пути обхода. Она пишет о системных мифах, мешающих примерно всем: вдохновение как магическое состояние, писательство как неизбежное саморазрушение и так далее. Раскладывает, из чего состоит проблема с письмом, как она связана с особенностями характера и почему писательский блок - скорее защитный механизм. Там же - про планирование времени, переговоры с издателями, базовые правила рабочей коммуникации. Сейчас я выясняю отношения с внутренним диктатором и учусь быстрее заканчивать тексты, которые мне трудно даются. Я очень благодарна за эту книгу издателям и переводчикам.

Роман Супер

«Одной крови»

Очень мощная книга Романа Супера - одновременно про рак и про любовь, про музыку внутри и внутренности нашего государства, про неизбежность и чудеса. Супер берёт страшный кусок своей жизни и рассказывает о нём очень подробно и очень честно. Он совершенно не стесняется писать, что чувствует, не боится казаться наивным и уязвимым. С автором мы одновременно учились на журфаке и потом следили друг за другом; я знала, что он пишет эту книгу, он спрашивал какие-то издательские вещи - но книга меня ошеломила.

Она ещё многим мне помогла: близкий мне человек умер от рака два года назад. Я до сих пор не могу сказать, что оставила это позади. Я заплакала с третьей страницы (там ничего пугающего ещё нет) и проревела до самого конца. Как будто заново прошла всё, но уже не одна. На самом деле это большая книга про любовь, где рак - только обстоятельство. Она ещё про доверие миру и про благодарность: я дочитала и позвонила всем любимым, чтобы сказать им спасибо.

Александр Анашевич

«Неприятное кино»

В середине нулевых у нас был взрывной расцвет поэзии (это правда), и я старалась всех читать. Сейчас стихи как-то вне общей повестки, но меня очень волнуют поэты, пишущие на русском языке. Анашевич среди них совершенно особенный: у него тёмная магия и чудеса, считалочки, музыка, которую ни с чем не спутаешь. Это очень чувственные стихи. Иногда просыпаюсь и понимаю: хочу почитать Анашевича - и читаю не отрываясь весь день. А книжка тоненькая.

Паскаль Брюкнер

«Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье»

Я почти не читаю философию - для меня это сложно. Эту книгу подарил друг, она сильно повлияла на меня. Брюкнер пишет, что общее стремление к счастью - диктат культуры, причём современной, а счастье является для многих из нас навязанной целью. Именно стремление быть счастливым постоянно и любой ценой заставляет людей большую часть жизни чувствовать свою «неуспешность» и «неполноценность». Сначала это шокирует, сейчас я с Брюкнером скорее согласна: необязательно быть счастливым. Жизнь хороша и без этого. Разрешая себе чувствовать разное, обнаруживаешь в себе и вокруг гораздо больше поводов для радости и спокойствия. Эта книга о том, как выключиться из соревновательной гонки за счастьем - Брюкнер расширяет рамки нормативности и вводит в них возможность честно грустить, печалиться и злиться.

Мария Беркович

«Нестрашный мир»

Это заметки коррекционного педагога, по сути рабочий дневник, иногда тетрадка стихов. Вот Беркович описывает, как она работает и дружит с девочкой, которая не говорит, не видит, не слышит и почти не ходит. И у них происходит серьёзная такая, интенсивная жизнь - со всякими страстями и радостями. «Нестрашный мир» очень двигает границы: я даже свои пальцы по-другому начала ощущать.

Ещё Маша пример того, как можно быть благодарным примерно за всё - естественно благодарным, без усилия. Я по своей работе постоянно упираюсь в вопросы, почему мир так устроен; Маша даже их не видит, хотя она постоянно спускается в бездны боли и системных несчастий. Она отвоёвывает детей у тьмы и ходит вместе с ними на другую сторону, и всё это очень увлекательно. Она уверена, что мир нестрашный. Я часто перечитываю эту книгу, когда становлюсь совсем неблагодарной: «Нестрашный мир» работает не на жалость, а на принципиально новый взгляд на человека.

Константин Седов

«Нейропсихолингвистика»

Я очень жалею, что поступила на журфак вместо филфака. Газета бы от меня никуда не ушла, но я бы понимала про родной русский гораздо больше. Время от времени я езжу на Воробьёвы горы в первый гуманитарный корпус. Там на первом этаже две лавочки. Покупаю профессиональную литературу, потом с удовольствием читаю. Такое guilty pleasure работника СМИ. Я, конечно, ничего не наверстаю и системных знаний не приобрету. Но это здорово освежает чувство языка и помогает лучше понимать какие-то скрытые его движения. Кроме того, это просто дико интересно.

Линор Горалик

«Устное народное творчество обитателей сектора М1»

Я очень люблю придуманный, сконструированный фольклор. Эту книгу мне передали в больницу - я лежала там после нападения на гей-параде и медленно теряла слух. Это было тяжело: у меня был повреждён слуховой нерв, постоянно звонили журналисты с вопросом, каково это - быть лесбиянкой, звонила мама, и это было вообще за гранью. Эта книжка - описание ада и сборник местного фольклора. Горалик вообще много думает об устройстве мира, у неё очень сложные и интенсивные отношения с богом. Звучит невесело, но это меня тогда спасло. Спасает и теперь. Книжка чумовая.

Елена Костюченко - одна из наиболее скандальных журналисток России. Она не скрывает свою нетрадиционную ориентацию, что нетипично для известных публичных людей. Смелость? Возможно... Кто она на самом деле? Каждый должен решить для себя сам.

Факты из детства Елены Костюченко

Родилась Елена Костюченко (биография ее известна далеко не всем) в тогда еще советском городе Ярославле 25 сентября 1987 года. В 1993 году она пошла в школу. Юность журналистки пришлась на бурные 1990-е годы, когда в стране полностью поменялся жизненный уклад и правила поведения. Вроде бы это и не связано с биографией конкретного человека, но именно в этом случае можно сказать: при советском укладе жизни Костюченко не смогла бы в открытой форме высказывать свою сексуальную позицию, да и вряд ли у нее сформировалось бы именно такое мировоззрение.

Еще в школе Костюченко начала свою журналистскую карьеру. Печаталась она тогда в ярославской газете "Северный край". Уже тогда в ее статьях прослеживается нетипичное мышление автора, какая-то протестность. Сама Елена говорила, что ей очень нравились статьи убитой в собственном доме журналистки Анны Политковской.

Елена Костюченко. "Новая газета" открывает новую звезду

Естественно, такая оригинальная личность, как Елена, не могла осесть навсегда в Ярославле. В 2004 году она поступает в московский вуз на факультет журналистики. Девушка проучилась год и поняла, что стоит совмещать учебу с работой. В 2005 году Костюченко устраивается специальным корреспонденотом в "Новую газету". Этот шаг и стал началом ее реальной карьеры. Конечно, до известности было еще далеко, но...

Давайте посмотрим, о чем пишет Костюченко в своих статьях. Первое и, наверно, самое важное, что можно отметить, это часто поднимающиеся социальные вопросы. Они незначительны на первый взгляд. Например, в одной из статей елена акцентировала внимание на том, что отменено железнодорожное сообщение с селом в Псковской области. Также она в своих статьях и книгах очень часто упоминает наркоманов, уголовников и т.д. Как отмечают другие российские журналисты, Елена часто пишет про людей, которые не хотят вырываться из социальной ямы и наоборот, прикладывают максимальные усилия, чтобы подняться из низов социальной деградации. Конечно, Елена Костюченко не забывает время от времени писать заметки про ЛГБТ, движение, членом которого сама и является. Она уверена, что гомосексуалисты и лесбиянки должны иметь одинаковые права в обществе с людьми традиционной ориентации. Девушка выступает за узаконивание нетрадиционных браков.

Журналистские награды

Такую оригинальную журналистку не могли обойти премии и награды за ее труд. 2013 год стал самым урожайным в плане наград. Казахстан вручил ей премию "Свобода" за серию публикаций, речь в которых шла о протестах в одной из казахских областей. В этом же году Костюченко получила европейскую премию "Свободная пресса Восточной Европы". Как видите, статьи Костюченко заслужили внимание и европейского читателя. Ну а на самой заре своей профессиональной деятельности журналистка "Новой газеты" была удостоена диплома второй степени на конкурсе "Ступень к успеху".