Как называется место стоянки судов? Правильные условия хранения судов

Рейд – это прибрежная акватория, которая осуществляет обеспечение стоянки кораблей, а также судов. Есть пирс, который представляет собой двухсторонний причал, который располагается внутри акватории порта, служит также для стоянки судов. Место для стоянки судов - это рейд или же пирс. В настоящий момент такие места обустраиваются как государственными, так и частными структурами.

Как правильно называется место для стоянки судов?

В наше современное время многие люди получили возможность приобрести собственное судно, чтобы осуществлять морские путешествия. Вполне очевидно, что после приобретения такие путешествия осуществляются, не так и часто, и возникает своеобразная проблема хранения и содержания. Сразу же нужно отметить, что сегодня появились специализированные яхт клубы, и иные организации, которые предоставляют вашему вниманию выгодные условия содержания и хранения морских судов.

В тоже время, существует такое понятие, как место стоянки судов. Изначально, такие места называются рейдом. Фактически, тут представлена своеобразная стоянка, только не для автомобилей, а для судов. Правда, в данном случае, система парковки достаточно сложная. Кроме всего прочего, существуют пирсы, которые также являются местами для стоянки судов.

В принципе, хранение судов – процесс достаточно щепетильный и сложный. Вполне очевидно, что место для стоянки судов используется в том случае, если вы собираетесь регулярно пользоваться судами, и осуществлять путешествия по воде. В иных ситуациях вам нужно крайне детально изучить вопрос хранения и содержания судов, после чего, оценить специализированные клубы, которые способны помочь вам в данном вопросе, и сделать выбор, который поможет вам не только обеспечить суда надежными условиями хранения. Но и получить достаточно комфортабельную стоянку, которая будет оснащена по последнему слову современных тенденций.

Правильные условия хранения судов

Очень важно, чтобы вы прекрасно понимали, что исключительно правильное хранение судов может обеспечить им сохранность всех первоначальных качеств и свойств. Вполне очевидным является тот факт, что условия содержания и хранения должны быть идеальными, и такие условия могут предоставить частные, специализированные клубы. Так что, вам непременно нужно изучить все предложения таких клубов, чтобы иметь возможность обеспечить свои суда исключительными возможностями сохранности всех первоначальных эксплуатационных и внешних качеств.

Чтобы осуществить правильный и рациональный выбор места, где будут храниться ваши суда, вы непременно должны детально изучить информацию, просмотреть все предложения, сравнить все предоставленные условия. На основании проведения такого глубокого анализа, вы непременно сможете сделать правильный и разумный выбор.


Оплата судебного штрафа осуществляется по решению суда о его назначении. После судебного разбирательства, у секретаря суда или же в канцелярии суда вы сможете получить реквизиты...

Минэкономразвития не согласовало правила плавания и стоянки судов

Согласно позиции разработчика, проект акта должен позволить упорядочить движение судов в акватории морских портов, упростить оформление и сократить до минимума бумажный документооборот, а также повысить безопасность мореплавания и усовершенствовать операции с опасными грузами.

Однако, в ходе проведения оценки регулирующего воздействия были выявлен ряд замечаний.

Количество документов, указанных в проекте, в сравнении с действующим регулированием, только возрастает. При заходе судна в порт вместо 29 бумаг, теперь придется предоставлять 33. При выходе вместо 26 понадобится 34.

Кроме того, по приходу в порт у капитана морского судна появляется необходимость предоставления свидетельства о безопасности, которые выдаются на определенный срок. По мнению Минэкономразвития России, в случаях, когда срок действия свидетельства не окончен, нет необходимости его представлять повторно.

Отдельного уточнения требует порядок захода и выхода из порта в случае, если он имеет смежную акваторию с военно-морской базой или пунктом базирования военных кораблей. Предложенная редакция подразумевает, что порядок устанавливается старшим морским начальником по согласованию с капитаном морского порта, а также должностными лицами пограничного и таможенного органов. Последнее противоречит Федеральному закону о морских портах 261-ФЗ и должно быть уточнено или исключено из проекта акта.

Важное замечание относится и к основаниям для осмотра судна, одним из которых может являться проверка «устранения выявленных ранее и не устраненных несоответствий обязательным требованиям». По мнению Минэкономразвития, формулировка неоднозначна и дает формальную возможность проведения осмотра любого судна.

По словам директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадима Живулина, увеличение количества документов снижает конкурентоспособность российских морских портов и увеличивает трудовые издержки при административном документообороте. «Мы считаем, что все перечни должны пройти инвентаризацию. А требоваться могут только необходимые и актуальные данные, — обращает внимание он. — Кроме того, важно четко прописывать регламенты работы, чтобы не допускать риска злоупотреблений, например, при назначении необоснованных проверок. Либо определить ответственность должностного лица за действия при вынесении административных решений. Так, например, в предложенном проекте акта закреплена возможность получения разрешения на плавание сроком до 90 суток. Но нет ни четкого регламента, ни условий отказа, ни ответственности за него. Подобные вопросы требуют особо внимательного подхода».

Правила плавания
по внутренним водным путям

Правила стоянки судов и плавсредств

XI. ПРАВИЛА СТОЯНКИ

239. Не нарушая положений настоящих Правил, судоводители должны выбрать место стоянки как можно ближе к берегу, насколько это позволяют осадка и местные условия, и так, чтобы не препятствовать судоходству.

240. Суда и плоты должны быть поставлены на якорь или пришвартованы таким образом, чтобы они не могли изменить своего положения, создать угрозу для других судов или помешать им, с учетом, в частности, ветра, изменения уровня воды, а также волнения.

241. Суда не должны становиться на стоянку:

  • на участках, запрещенных БОГУ на ВВТ и ГРСИ бассейна;
  • на участках, обозначенных информационными запрещающими знаками;
  • в зоне мостов, высоковольтных линий электропередач, гидросооружений и подводных переходов трубопроводов;
  • в узкостях, крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением;
  • на входах в притоки и выходах из них;
  • на подходах к пассажирским и грузовым причалам, остановочным пунктам, переправам и вблизи навигационных знаков.

242. В портах суда и плоты должны становиться на якорь на отведенных рейдах с соблюдением требований документов, определяющих особенности движения судов в бассейне. Постановка судов на якорь или перемена места стоянки в каждом случае осуществляется с разрешения диспетчера порта, в границах которого это происходит, и согласовывается со службой капитана порта (капитана рейда).

243. Постановка судна на якорь на судовом ходу допускается в случаях, когда:

  • дальнейшее движение судна грозит явной опасностью;
  • судно вынуждено остановиться вследствие его технических повреждений;
  • судовой ход закрыт другими судами;
  • движение судов ограничено распоряжением БОГУ на ВВТ.

244. При постановке судна на якорь на судовом ходу судоводитель обязан, используя все доступные средства связи, уведомить об этом диспетчера движения судов.

245. Якоря, отданные с судов, наплавных мостов, не должны создавать опасность для проходящих судов.

247. Запрещается стоянка двух судов, ошвартованных друг к другу, если одно из них имеет на борту опасные грузы, за исключением операций по передаче бункера судами-бункеровщиками или приема с судна подсланевых и фекально-хозяйственных вод специализированными судами.

248. Для швартовки судна к причалу владелец (пользователь) причала обеспечивает его подготовку, для чего освобождает кордон причала на достаточную длину от предметов, мешающих швартовке, и прекращает движение транспорта в этой зоне.

249. Для швартовки судна к причалу владелец (пользователь) причала выделяет в зависимости от размеров и вместимости судна необходимое количество швартовщиков.

250. При швартовке судна к борту другого судна, стоящего у причала, последнее обеспечивает своими силами кранцевую защиту своего борта и прием швартовых концов, подаваемых на судно.

251. Допустимое количество судов, стоящих у причала борт к борту, устанавливается документами, определяющими особенности движения судов в бассейне, или обязательными постановлениями по порту.

252. Рейды для стоянки судов и условия расстановки на них доводятся до судоводителей документами, определяющими особенности движения судов в бассейне, навигационными картами и обязательными постановлениями по портам.

253. Рейды должны быть оборудованы необходимым количеством причальных приспособлений и устройств, в том числе для обеспечения стоянки барж, работающих без судового экипажа.

254. В зависимости от рода груза рейды разделяются на сухогрузные, нефтеналивные, плотовые и специальные, предназначенные для постановки судов. Нефтеналивные и специальные рейды должны располагаться ниже всех рейдов по течению с соблюдением расстояний, предусмотренных правилами пожарной безопасности.

255. Требования для нефтеналивных судов при стоянке у причалов и на рейдах определяются правилами пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

256. На борту судов на стоянке должна постоянно находиться вахта, определенная уставом службы на судах речного флота.

257. Вахтенная служба судна, находящегося на акватории порта, обязана знать номера телефонов инспекций судоходного и пожарного надзора, диспетчера порта и медицинской службы порта.

258. Владельцы маломерных судов обеспечивают круглосуточную охрану своих судов и надзор за их стоянкой.

259. На борту находящихся на стоянке судов, которые загружены опасными грузами или которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должна быть организована вахтенная служба, обеспечивающая безопасность их отстоя.

260. Пользователи причалов должны обеспечивать:

  • необходимые габариты акваторий и подходы к причалам и рейдам, на рейдах и у причалов, проведение траления на них;
  • достаточное количество швартовных устройств (тумбы, рымы и т.д.) и отбойных приспособлений на причалах, рейдовых причальных устройств, а также сигнальных знаков, указывающих границы рейда;
  • надежную швартовку плавучих причалов и дебаркадеров с безопасными сходнями для соединения их с берегом.

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2009 г. N 140 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2009 г. N 140
«Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616) и пунктом 5.2.53.18 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24, ст. 2601, N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740, N 11 (ч. I), ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558, N 18 (ч. II), ст. 2249), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.

2. Признать не действующим на территории Российской Федерации пункт 20.6 приказа Министерства морского флота СССР от 27 мая 1991 г. N 40 «О мерах по обеспечению безопасности мореплавания».

Регистрационный N 14863

Установлены основные требования к морскому плаванию судов и управлению их движением на акваториях портов и на подходах к ним. Регламентированы заходы судов в порты и выходы из них, стоянка в портах и на подходах к ним. Также урегулированы вопросы обеспечения безопасности портовых гидротехнических сооружений, экологической безопасности, соблюдения карантина в портах и др.

Правила должны исполняться всеми судами. На их основании в каждом порту необходимо разработать обязательные постановления.

Капитан судна должен известить капитана порта о заходе в порт за 72 часа. Капитан порта направляет представленные в предварительном сообщении сведения в информационную систему государственного портового контроля и в пограничный орган.

Информация об отведенном месте стоянки направляется на судно не позднее чем за 4 часа до планируемого захода в порт. Все последующие передвижения осуществляются на основании графика расстановки судов. Он утверждается капитаном порта.

Определены перечни документов, предъявляемых для оформления захода в порт и выхода из него. При их отсутствии проводится осмотр судна. Если нет оснований для отказа в выходе из порта, выдается соответствующее разрешение и проставляется штамп на судовой роли.

Также установлены требования к сигналам о приливах, отливах и уровнях воды, об ожидаемых штормах и сильных ветрах, к сигналам, регулирующим заход судов в порты и выход из них.

Инструкция о выпуске судов в море капитанами морских торговых портов признана не действующей на территории России.

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2009 г. N 140 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним»

Регистрационный N 14863

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Приказом Минтранса России от 26 октября 2017 г. N 463 настоящий документ признан утратившим силу с 6 апреля 2018 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Общие положения

Настоящие «Общие правила плавания и стоянки судов в речных портах Российской Федерации» (именуемые в дальнейшем – Общие правила) распространяются на речные порты Российской Федерации, открытые для захода и обслуживания иностранных судов, а также на устьевые и приравненные к ним порты речного транспорта и определяют порядок плавания и стоянки судов в пределах акватории порта.

Перечень портов, на которые распространяется действие общих правил, устанавливается Департаментом речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. (Приложение №1).

Настоящие Общие правила включают общие требования, относящиеся к режиму плавания и стоянки судов на акваториях речных портов и подходах к ним, дополняемые в. каждом порту Обязательными постановлениями по порту, издаваемыми Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства по согласованию с Департаментом речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и отражающими особенности данного порта.

С изменениями условий судоходства и стоянки судов в портах и по иным причинам Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства могут вносить изменения и дополнения в Обязательные постановления по порту.

Общие правила и Обязательные постановления по порту обязательны для исполнения судоводителями всех судов, находящихся в пределах акватории порта, независимо от флага судна, его ведомственной принадлежности и формы собственности, а также должностными лицами.

Акваторию порта (в дальнейшем – порт) составляет отведенное порту в порядке, установленном действующим законодательством, водное пространство. Границы акватории порта (портовых вод) приводятся в Обязательных постановлениях по порту.

При плавании и стоянке судов на акваториях портов и подходах к ним должны соблюдаться Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. Местные правила плавания, если Обязательные постановления по порту не содержат иных требований.

Надзор за плаванием и стоянкой судов в портах, независимо от их флага, ведомственной принадлежности и формы собственности, осуществляется Службой капитана порта.

В портах, расположенных в устьевых участках рек, настоящие Общие правила действуют в тех же пределах водной акватории, которые указаны в Обязательных постановлениях по порту. Граница акватории порта, нижняя по течению реки, является разграничительной линией между зонами действия Правил плавания по внутренним водным путям и МППСС-72.

Особые случаи, отклонений от указанных правил должны оформляться двухсторонними соглашениями между Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства и Морскими администрациями морских портов и извлечения из них должны приводиться в Обязательных постановлениях по порту.

Плавание в зоне действия Общих правил

Если вход в портовые воды или плавание в них не ограничены и Службой капитана порта не будет дано указания о порядке дальнейшего следования, судно может следовать к месту своего назначения, соблюдая при этом действующие Правила плавания и рекомендации, объявленные в извещениях судоводителям и других пособиях для плавания.

Независимо от установленной Обязательными постановлениями по порту предельной скорости судно на участке с ограниченными габаритами судового хода при проходе вблизи земснарядов, стоящих судов, переправ, доков и т.п. должно осуществлять движение на пониженной (вплоть до минимальной) скорости, чтобы не создавать для них опасного волнения.

На подходах к портам и в портовых водах может осуществляться регулирование движения судов Службой капитана порта, а также руководство проводкой судов во льдах (Приложение №2).

Особенности плавания в портовых водах и порядок регулирования движения судов устанавливаются в Обязательных постановлениях по порту.

Иностранные суда при нахождении на внутренних водных путях Российской Федерации, где плавание им разрешено в установленном порядке, поднимают на кормовом флагштоке национальный флаг и на рее фок-мачты государственный флаг Российской Федерации.

Вход судов в порт с моря или из речных иностранных портов

Информация о подходе судна к порту передается:

капитаном судна Российской Федерации – капитану порта, диспетчеру порта;

иностранного судна – своей агентирующей фирме или капитану порта и диспетчеру порта.

Адреса передачи информации устанавливаются и объявляются в Обязательных постановлениях по порту.

Информация о подходе сообщается за 48 часов, вторично за 24 часа и уточняется за 4 часа до подхода. При длительности перехода менее 48 часов – в течение 2 часов после выхода судна в данный порт.

Капитан судна (судовладелец) в информации о подходе сообщает следующие данные:

— название судна (судов состава), его флаг, наименование судовладельца;

— габаритные размерения судна (длина, ширина, надводная высота) и осадка;

— название груза, его особые свойства и наименование грузополучателей;

— порт отправления (последний порт захода) и порт назначения;

— потребность в бункере, воде, снабжении;

— подает заявку на сдачу подсланевых (льяльных), хозяйственно-фекальных сточных вод и контейнеров под мусор, буксирные услуги, лоцмана.

В случае неподачи Информации, представления неполной и несвоевременной информации, что вызвало задержку в обработке и обслуживании судна, время его простоя относится за счет судна.

Приход судна в порт оформляется в Службе капитана порта в течение 24 часов с момента прибытия:

— администрацией судна Российской Федерации – через представителя службы по обслуживанию флота или непосредственно администрацией судна;

— администрацией иностранного судна – через представителя агентирующей фирмы или через представителя службы по обслуживание флота.

Оформление прихода судна производится с соблюдением пограничных, таможенных, санитарных и карантинных формальностей.

Приход судна оформляется по представлению Общей декларации или Показаний капитана, судовой роли и списка пассажиров.

Капитан иностранного судна дополнительно вручает представителю агентирующей фирмы или представителю службы по обслуживанию флота:

— свидетельство о праве плавания под государственным флагом (судовой патент);

— свидетельство о грузовой марке судна ограниченного плавания;

— свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции 1);

— свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению 1):

— свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию 1):

— свидетельство о безопасности грузового судна по телефонной радиосвязи 1); .

— международное свидетельство о предотвращении загрязнения, нефтью 2):

— международное свидетельство. по предотвращению загрязнения сточными водами;

— журнал нефтяных операций 2):

— свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна:

— свидетельство об изъятиях;

— диплом и квалификационные свидетельства членов экипажа, подтверждающие соответствие комплектования его району плавания:

— судовое санитарное свидетельство;

— свидетельство о дератизации;

— международное свидетельство о вакцинации;

— морскую санитарную декларацию;

— декларацию о личных вещах экипажа.

Капитан предъявляет таможенному учреждению также манифест, имеющиеся коносаменты и прочие документы на перевозимые грузы.

Документы предъявляются судном, на которое распространяются положения международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78).

Если в рейсе произошли какие-либо поломки устройств, механизмов, установок, подконтрольных Регистру или иному классификационному обществу, капитан судна по приходе в порт письменно сообщает об этом капитану порта.

Оформление выхода морских и иностранных судов из устьевого порта на внутренние водные пути

Оформление разрешения на выход из порта морских и иностранных судов на внутренние водные пути осуществляется Государственной речной судоходной инспекцией бассейна.

Оформление производился при наличии действительных судовых документов, выданных Регистром или другим признанным классификационным органом, подтверждающим удовлетворительное техническое состояние судна, а также при наличии на судне:

— навигационных судовых огней, соответствующих Правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации;

— средств радиотелефонной связи;

— навигационных карт по маршруту перехода;

— Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и Местных правил плавания бассейна;

— Правил радиосвязи на внутренних водных путях Российской Федерации и Указаний по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе). Правил пропуска судов и составов через шлюзы.

Готовность судна к выходу на внутренние водные пути проверяется Государственной речной судоходной инспекцией бассейна в соответствии с пунктом 4.1. настоящей статьи, органом пожарного надзора и санитарно-карантинной службой порта. Капитан предъявляет судно для осмотра. Для оформления выхода из порта капитан судна предъявляет представителю Государственной речной судоходной инспекции бассейна непосредственно или через агентирующую фирму:

— заявление на право отхода;

— дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажа:

— разрешение санитарно-карантинной службы на выход во внутренние водные пути;

— свидетельство о годности, судна к плаванию;

— свидетельство об обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью;

— журнал нефтяных операций;

— подтверждение обеспеченности лоцманской проводкой.

Оформление разрешения на выход из порта производится при отсутствии препятствий со стороны санитарно-карантинного контроля и органов пожарного надзора.

Капитан иностранного судна для следования по внутренним судоходным путям, открытым для захода иностранных судов, должен заказать и иметь на борту в соответствии с пунктом 4 «Положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации» речных лоцманов 1 или 2 класса.

По судам, пришедшим с моря в порт и не требующие выполнения в нем перегрузочных работ, приход судна в порт и выход из порта на внутренние водные пути, как правило, оформляются одновременно.

Суда смешанного «река-море» плавания, приходящие с моря, могут быть во внеочередном порядке осмотрены Государственной речной судоходной инспекцией бассейна на предмет соответствия их условиям плавания по внутренним водным путям Российской Федерации.

Оформление выхода судов из порта в море

Оформление выхода судна из порта в море осуществляется Службой капитана порта и производится при наличии действительных судовых документов, выданных классификационным обществом подтверждающим удовлетворительное техническое и мореходное состояние судна, а также при отсутствии препятствий со стороны органов пожарного надзора и санитарно-карантинной службы порта. Готовность судна к выходу в море проверяется Службой капитана порта, органами пожарного надзора и санитарно-карантийной службы порта.

Для оформления выхода из порта капитан судна Российской Федерации предъявляет представителю Службы капитана порта:

— общую декларацию или заявление на право отхода;

— дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажа;

— разрешение санитарно-карантинной службы на выход в море;

— свидетельство пожарного надзора на право выхода судна из порта;

— свидетельство о годности к плаванию;

— свидетельство о безопасности пассажирского судна или пассажирское свидетельство (если судно перевозит более 12 пассажиров);

— свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции, приложения к нему, а для танкера — дополнения к нему 1);

— свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению, приложения к нему, а для танкера — дополнения к нему 1);

— свидетельство грузового судна по радиооборудованию 1);

— свидетельство о безопасности грузового судна по телеграфной радиосвязи 1):

— свидетельство о безопасности грузового судна по телефонной радиосвязи 1);

— международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами 2);

— свидетельство об обеспечении гражданской ответственности за ущерб, от загрязнения нефтью (для судов, перевозящих более 2000 тонн нефти)

— международное свидетельство о предотвращении загрязнения моря нефтью 2);

— свидетельство о предотвращении загрязнения мусором 2);

— свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна;

— при приемке палубных и тяжеловесных грузов – расчет крепления их на судне или акт о креплении в соответствии с типовыми схемами действующих технических условий (правил) размещения и крепления тяжеловесных и крупногабаритных грузов на судне;

— при приемке сыпучих грузов – карта технологических режимов (КТР) и Типовые планы загрузки (ТПЗ) или сертификат на груз с указанием влажности и угла естественного откоса груза;

— международное свидетельство о грузовой марке;

свидетельство Регистра о соответствии конструкции и оборудования требованиям правила 54 глава П-2 поправок 1981 г. Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).

Документы предъявляются судном, на которое распространяются положения Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74/83).

Документы предъявляются судном, на которое распространяются положения Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78).

Капитан иностранного судна при оформлении отхода предъявляет Службе капитана порта общую декларацию и конвенционные документы.

Отход буксируемого судна при наличии на нем экипажа, возглавляемого капитаном, оформляется в «соответствии с п.5.3 настоящих Общих правил. Отход буксирного каравана оформляется капитаном буксирующего судна.

При буксировке законвертированного объекта представляются акт конвертовки и разрешение Регистра на буксировку.

При морской буксировке судов и объектов ограниченного плавания представляется разработанная конструкторским бюро и одобренная Регистром система конвертовки, крепления различных конструкций, буксирного устройства, подкреплений корпуса и т. п. При оформлении буксировки обязательно также представление акта проверки мореходного состояния как буксировщика, так и буксируемого судна, с разрешающей буксировку записью.

Оформление отхода не требуется, если судно выходит из порта по приказанию капитана порта в связи со стихийными явлениями или для участия в аварийно-спасательных операциях. Капитан такого судна, если это возможно, уведомляет Службу капитана порта о своем выходе.

Разрешение на выход действительно в течение 24 часов, если иное, не указано в Обязательных постановлениях по порту.

Служба капитана порта при оформлении выхода судов классов «II-СП», «III-СП», «М-СП». «М-пр», «0-пр» учитывает состояние и прогноз, погоды.

В случае изменений в составе экипажа или в техническом состоянии судна после оформления отхода или по причине какой-либо задержки судна в порту сверх установленного срока капитан обязан сообщить об этом в Службу капитана порта и заново оформить отход.

Отказ в выдаче разрешения на выход из порта

В соответствии со статьей 74 Кодекса торгового мореплавания капитан порта может отказать в выдаче разрешения на выход из порта в море в случаях:

— непригодности судна к плаванию;

— нарушения требований о его загрузке, снабжении, комплектовании экипажа и при наличии других недостатков судна, создающих угрозу безопасности плавания, здоровью находящихся на судне людей или угрозу окружающей среде;

— в случаях нарушений, требований относительно судовых документов;

— не уплаты установленных сборов и штрафов;

— решения уполномоченных законом Государственных органов (таможенных, рыбоохраны, пожарного надзора, санитарно-карантинной и иммиграционной служб).

Государственная речная судоходная инспекция бассейна может отказать в выдаче разрешения на выход из порта на внутренние водные пути, кроме причин указанных в пункте 6.1., также в случаях:

— несоответствия габаритов судна (состава) габаритам внутренних судоходных путей.

— отсутствия на судне навигационных карт,

— Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации.

— Местных правил плавания в бассейне,

— Правил радиосвязи на внутренних водных путях Российской Федерации.

— Указаний по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе).

— Правил пропуска судов, составов и плотов через шлюзы Российской Федерации;

В случае нахождения капитана, старшего помощника капитана (первого штурмана), механика, помощника механика, помощника механика по электрооборудованию в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

В соответствии со статьями 75, 76 Кодекса торгового мореплавания судно и груз могут быть задержаны в порту начальником морской администрации порта (капитаном порта) по просьбе лица, имеющего требование, основанное на общей аварии, спасании, столкновении судов, повреждении судоходных гидротехнических сооружений или ином причинении вреда, а также по требованиям порта, вытекающим из повреждений портовых сооружений, иного нахождения в порту имущества, средств навигационной обстановки, впредь до предоставления судовладельцем или грузовладельцем достаточного обеспечения.

Распоряжение о задержке судна или груза действительно в течение трех суток.

Стоянка судов в порту.

Стоянки судов на рейде

Суда, составы и плоты должны становиться на якорь, бочки или другие причальные сооружения на специально отведенных рейдах, соблюдая порядок расстановки и стоянки.

Постановка судов на якорь или перемена места стоянки выполняется в каждом случае с разрешения (указания) Службы капитана порта, о чем капитан судна ставит в известность дежурного диспетчера порта. Суда, стоящие на якоре, должны нести радиовахту на УКВ и в темное время суток держать включенным штатным наружное освещение.

Запрещается оставлять на якоре без буксиров несамоходные плавучие средства без экипажа. Правила их стоянки в порту регламентируются Обязательными постановлениями по порту.

Спуск на воду катеров и шлюпок допускается только с разрешения службы капитана порта и контрольно-пропускного пункта (КПП) пограничных войск. Это требование не распространяется на случаи, когда необходимо неотложно использовать их для оказания помощи утопающим и выполнения аварийно-спасательных работ.

Капитан судна, принявший на борт пловцов или обнаруживший на судне посторонних лиц, обязан немедленно сообщить об этом КПП пограничных войск. Капитану порта и передать этих лиц пограничным властям или органам МВД, если нет КПП пограничных войск.

Подготовка причалов и швартовка судов.

Владелец (пользователь) причала обеспечивает подготовку причала к подходу и отходу судна. При подготовке причала он обеспечивает достаточную длину причала для швартовки, освобождает кордон от предметов, мешающих нормальной швартовке, прекращает движение транспорта в зоне швартовки, убирает прикордонные краны от места швартовки носовой части судна. Место швартовки указывается представителем владельца (пользователя) причала. Капитан судна до швартовки получает информацию от диспетчера порта или лоцмана о состоянии причала, размерах свободных подходов, глубинах на подходах к причалу и вдоль него.

Швартовка судов

Владелец (пользователь) причала выделяет для швартовки судна к причалу швартовщиков, из расчета:

при вместимости судна до 2000 рег. т – 1 швартовщик;

при вместимости судна. 2000 рег. т и более – 2 швартовщика.

При швартовке судна к борту судна, стоящего у причала, последнее обеспечивает своими силами кранцевую защиту своего борта и прием швартовных концов, подаваемых на судно.

Маломерное судно швартуется к причалу только с разрешения Службы капитана порта и дежурного диспетчера порта.

Стоянка судов у причала

Расстановка судов у причалов осуществляется диспетчером порта по согласованию со Службой капитана порта, а если на борту имеется взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы, то и по согласованию с органами пожарного надзора. Допустимое количество судов, стоящих у причала бор к борту, устанавливается Обязательными постановлениями по порту.

Запрещается стоянка двух судов, ошвартованных друг другу, если одно из них имеет на борту взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы, за исключением операций по передаче бункера судами-бункеровщиками или операцией по приему подсланевых и хозяйственно-фекальных вод специализированными судами.

Капитан судна, ошвартованного у причала, обязан принять меры, исключающие загрязнение и захламление водной поверхности, дна и причала. Сходни и трапы, поданные с судна, должны быть оборудованы поручнями или леерами. В районе сходни должен находиться спасательный круг с линем длиной не менее 30 м. В темное время суток трапы (сходни) должны быть освещены.

Вахтенная служба на судне обязана знать телефоны Службы капитана порта, диспетчера порта, органов пожарной охраны и лоцманской службы.

Судовые работы, связанные с выводом из строя главных двигателей, рулевого, якорного и швартовного устройств, работы за бортом со шлепок и других плавучих средств могут выполняться только с письменного разрешения Службы капитана порта.

Суда, стоящие вблизи аварийного судна или проходящие мимо него, обязаны принять меры к оказанию помощи по спасению людей, судна, груза и другого имущества!

Владельцы судов, не приспособленных для постоянного нахождения на них экипажа, обеспечивают круглосуточную охрану своих судов и надзор за их стоянкой.

Действия при шторме

С получением данных о резком ухудшении погоды Служба капитана порта должна немедленно информировать диспетчерские службы порта, капитанов всех судов, находящихся на акватории порта, если информация о погоде не поступает им непосредственно. Одновременно капитан порта дает указания капитанам судов. Службе капитана порта и диспетчерской службе о проведении необходимых мероприятий по обеспечению безопасности судов и плавучих средств, находящихся в порту

При получении штормового предупреждения или при явных признаках ухудшения погоды капитан обязан принять меры по обеспечению безопасности судна.

Запрещается проведение грузовых, работ и перестановка транспортных судов при скорости ветра 15 м/сек и более, если обязательными постановлениями по порту не предусмотрено иное.

Предотвращение загрязнения водной среды

Суда должны немедленно сообщить в Службу капитана порта и дежурному диспетчеру порта захода (прохода) о случаях сброса любых вредных веществ во внутренних и территориальных водах как со своего судна, так и. с любого судна, а также о замеченных загрязнениях.

Порт обязан обеспечить прием видов скопившихся на судне пoдcлaнeвыx (льяльных), хозяйственно-фекальных сточных вод и бытовых отходов по его заявке.

Решение об освобождении портов от этих обязанностей или части их принимается Департаментом речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, которое прилагается к Обязательным наставлениям по порту. Твердые отсепарированные остатки нефтепродуктов, промышленная ветошь, мусор, мелкая тара, технические, пищевые и прочие бытовые отходы вывозятся с судна по заявке в предоставляемой портом специальной таре.

Пользование средствами связи в порту

Судну на акватории порта запрещается использовать телеграфные и телефонные радиостанции, кроме УКВ радиостанций и средств спутниковой связи. Исключение составляют случаи, когда судно находится в опасности, передает сообщение для предотвращения несчастья или оказывает помощь другим терпящим бедствие судам.

Судно, ошвартованное у причала может использовать спутниковую и радиосвязь на УКВ в случае, если связь с абонентом через береговую телефонную деть невозможна.

Запрещается на канале УКВ-связи, предназначенной для регулирования движения судов вести переговоры, не относящиеся к регулированию движения.

Безопасность и сохранность сооружений на акватории и территории порта

Подход к причалу и отход от него, кратковременное проворачивание винта при приготовлении двигателей перед отходом, должен, производиться с соблюдением мер предосторожности.

Рыбная ловля с катеров, шлюпок и плотов запрещается на судоходных фарватерах и канала, рейдах и плесах, предназначенных для плавания и стоянки судов, в пределах грузовых районов порта и охранных зон, если Обязательными постановлениями по порту, не предусмотрено иное.

Рыбная ловля также запрещается с причалов, пристаней и других сооружений, предназначенных для стоянки судов.

Места постановки рыбных снастей, предназначенных для промышленного лова рыбы, ограждение их плавучими предостерегательными знаками согласовываются с капитаном порта, местными органами по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства и организациями, выполняющими установку, содержание и обслуживание плавучих предостерегательных знаков.

В пределах границ порта запрещается пользоваться открытым огнем без разрешения администрации порта и органов пожарного надзора (пожарной охраны).

На территории порта и припортовой зоны организации, владеющие зданиями, складами, сооружениями и устройствами или пользующиеся ими на правах аренды, хозяйственного ведения или хозяйственного управления, должны содержать их и прилегающую к ним территорию в состоянии, соответствующем требованиям администрации порта, органов пожарного надзора и санитарно-карантинной службы.

Противопожарный режим в порту

Пожарная безопасность в порту и на судах регулируется специальными правилами.

Требования органов пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности в порту являются обязательными для всех судов и береговых организаций.

Судно, с которого замечен пожар на другом судне или в порту, должно подать сигнал пожарной тревоги, немедленно сообщить об этом в органы пожарной охраны и Служба» капитана порта и по указанию лица, осуществляющего руководство тушением пожара, принять участие в тушении пожара. Для тушения пожара, возникшего на судне или в порту, администрация и капитан порта имеют право привлекать людей и противопожарные средства любых судов и организаций, находящихся в порту.

Руководить тушением пожара, возникшего на каком-либо объекте в порту, эвакуацией людей и материальных ценностей до прибытия пожарных команд города (порта) обязан начальник аварийного обьекта.

По прибытии на место пожара представителей органов пожарной охраны руководство тушением пожара принимает на себя старший пожарный начальник. Руководивший тушением пожара начальник аварийного объекта обязан сообщить ему все необходимые сведения об очаге пожара, принятых мерах по его ликвидации, а также о наличии людей в помещениях.

При возникновении пожара на судне тушение пожара организуется в соответствии с ведомственными инструкциями о порядке взаимодействия экипажей судов и береговых подразделений пожарной охраны МВД при тушении пожара на судне.

Пирсы и причалы в местах стоянок судов оборудуются исправными переходными соединениями международного образца «берег», которые позволяют присоединить к ним судовое переходное соединение международного образца «судно» для подачи вода в случае возникновения пожара.

Запрещается проведение работ, связанных с применением огня и разведение открытого огня ближе расстояний предусмотренных Правилами пожарной безопасности, от судов, выполняющих грузовые операции с пожароопасными Грузами.

Капитан судна, повредившего гидротехническое сооружение, обязан немедленно сообщить об этом администрации порта и Службе капитана порта.

Водолазные работы в порту могут производиться только с разрешения капитана порта.

к Общим правилам плавания, и стоянки судов в речных портах Российский Федерации

портов речного транспорта, на которые распространяется действие Общих правил плавания и стоянки судов в речных портах Российской Федерации

Беломорский морской порт

Салехардский речной порт

Хабаровский речной торговый порт

в Ейском морском порту, портах Темрюк и Кавказ, Калининградском порту и порту Светлый действуют Общие правила плавания и стоянки судов в морских торговых портах Российской Федерации.

Приложение N 2 К Общим правилам плавания и стоянки судов в речных портах Российской Федерации

Правила проводки судов ледоколами

В замерзающих портах начало и окончание зимней навигации объявляется капитаном порта. Руководство проводкой судов во льдах, а также всеми видами работ ледоколов и буксирных судов осуществляется капитаном порта или назначенным руководителем ледокольными операциями.

Капитан порта информирует капитанов судов о ледовой обстановке на подходах к порту, а при заявке на ледокольную проводку сообщает место встречи с ледоколом, со специально выделяемым судном и очередность проводки.

Заявки на проводку судов через лед направляются капитану порта, которые подаются за 48, 24, 12 и 4 часа до прихода судна к кромке льда или срока наступления необходимости любого вида ледокольного обеспечения, если иные сроки не установлены Обязательными постановлениями по порту. У судна, подлежащего проводке, должна быть в судовых документах отметка Регистра или другого классификационного общества об условиях плавания во льду. На судне должен быть достаточный для перехода во льдах запас топлива, продовольствия и питьевой воды, а также запас аварийных материалов и подготовленные к действию водоотливные средства.

При невыполнении вышеуказанных условий или если судно не имеет выданных в установленном порядке и не просроченных документов классификационных обществ (органов технического надзора) о годности его к плаванию капитан порта и капитан ледокола (при его нахождении вне пределов порта) имеют право отказать вывести судно в море или ввести его в порт в ледовых условиях.

Время и порядок следования судов через лед, а также число одновременно проводимых судов определяется в порту капитаном порта, а в море – капитаном ледокола.

Во время следования за ледоколом суда не должны обгонять друг друга и быть готовыми дать немедленно полный ход назад. Судно, идущее во льду на буксире ледокола, не должно давать «ход вперед!” без особого на то указания капитана ледокола и должно быть готовым отдать буксир по первому требованию ледокола, а также дать полный ход назад. Капитан судна, следующего во льду за ледоколом, подчиняется приказаниям капитана ледокола, которые относятся к движению во льду, и действует сообразуясь с ними. Своими действиями капитан судна обязан помогать капитану ледокола для совместного быстрейшего и безаварийного прохождения ледовой зоны.

В случае неисполнения распоряжений капитана ледокола капитаном судна, которое идет под проводкой, капитан ледокола вправе отказать такому судну в проводке впредь до исполнения приказания.

Суда, следующие за ледоколом во льду, руководствуются сигналами, передаваемыми по радиотелефонной связи. Любой сигнал, переданный ледоколом или другим судном повторяется каждым позади идущим судном, последовательно, начиная с судна, ближайшего к ледоколу или к судну, подавшему сигнал.

Требования, переданные ледоколом выполняются судами немедленно.

В случае, если проводится белее одного судна, расстояния между судами должны быть, по возможности, постоянными. Для этого необходимо следить за скоростью своего судна и судна, идущего впереди. Если скорость своего судна уменьшается, то необходимо подать сигнал внимания судну, идущему позади.

Ни ледокол, ни владелец ледокола, ни фрахтователь не несут ответственности за повреждения и другие убытки, могущие быть причиненными проводимому судну во время и в следствие проводки через лед и связанных с этой проводкой маневров.

Выбор места якорной стоянки зависит от ее цели. При отстое судна от шторма во внимание принимают только вопросы обеспечения безопасности судна. При постановке судна на якорь для проведения погрузочно-разгрузочных работ и высадки пассажиров судно ставят возможно ближе к порту (берегу), чтобы обеспечить скорейшую выгрузку. Во всех случаях принимают все меры предосторожности для безопасности судна. Если суда оказываются на незащищенном рейде, они должны менять место стоянки в зависимости от погоды и других факторов.

Для якорной стоянки имеют значение глубины, рельеф дна, грунт, величина свободной акватории рейда. Под влиянием изменения направления ветра или течения стоящее па якоре судно может перемещаться по окружности относительно якоря. Радиус этой окружности равен сумме длины судна и горизонтальной проекции якорь-цепи. Поэтому расстояние до ближайшей опасности должно несколько превышать этот радиус.

При постановке судна на якорь учитывают глубину и изменение глубин в период стоянки. Лучшими для стоянки судов, имеющих осадку около 10 м, являются глубины 15-30 м. Для судов с осадкой около 6 м оптимальными являются 8-20 м. Минимальную глубину якорной стоянки определяют по эмпирической формуле


где Т - осадка судна, м;

H - наибольшая высота волны во время стоянки, м;

0,6 - минимальный запас воды под килем, м.

При стоянке в районе действия приливно-отливных течений такой расчет делается на момент наибольшего отлива в период стоянки.

Для судов в балласте и неполностью загруженных требуется якорная стоянка более защищенная, чем для судов в полном грузу. Это объясняется тем, что суда в балласте имеют большую парусность и более подвержены действию ветра. Они сильно рыскают на якоре, из-за чего может быть разорвана якорь-цепь или вызван дрейф судна. Благоприятными условиями для якорной стоянки судов считают хороший грунт, ветер не более 5 баллов, умеренное волнение и слабое течение. Грунт на месте якорной стоянки должен быть по возможности ровным.

С точки зрения якорной стоянки грунты можно разделить на три группы. Хорошими грунтами считаются глинистые и илистые с песком, грунты с галькой, ракушечником; средними - чистая глина и ил, песок, галька; плохие грунты - каменистые.

Длина вытравливаемой якорь-цепи зависит от глубины места, погоды и материала, из которого изготовлена якорь-цепь. На рис. 183 приведен график зависимости длины якорь-цепи от глубины места стоянки. В основу графика положена формула


где L - длина якорь-цепи, м;

Н - глубина места стоянки, м.

Коэффициент k для якорь-цепи из сварочного железа равен 25, для якорь-цепи из ковкой стали - 27,5, для якорь-цепи из стали повышенного сопротивления разрыву - 38,6.

Во время якорной стоянки судно под воздействием ветра, течения и волнения рыскает. Наиболее опасными являются положения судна, когда якорь-цепь испытывает наибольшее натяжение. Особенно опасным является положение, когда якорь-цепь ложится на форштевень и испытывает добавочные изгибающие моменты.

Натяжение якорь-цепи при рыскании суммируется из сил воздействии ветра, течения и центробежной силы инерции. Максимальное добавочное напряжение на якорь-цепь от действия силы инерции при рыскании можно определить по формуле



Рис. 183.


где D - водоизмещение судна, т;

G - 9,81 - ускорение силы тяжести, м/сек²;

L1 - горизонтальное расстояние от якоря до центра тяжести судна, м;

φ0 - амплитуда рыскания, град;

Т0 - период рыскания, сек.

После подстановки известных значений получим


Если выразить cp0 в градусах, T0 -в минутах, то вместо коэффициента 4 нужно взять 3,4 10 -7 .

Амплитуда рыскания уменьшается, если угол между направлением течения и ветра близок к 90°. Для уменьшения рыскания в свежую погоду необходимо по возможности добавочно вытравить якорь-цепь тем больше, чем сильнее ветер и меньше глубина. При ветре в 7 баллов и средних глубинах вытравливают якорь- цепь в полтора раза больше, чем в тихую погоду, а на малых глубинах - в два раза больше.

Для уменьшения рыскания якорь-цепи, когда цепь ложится на форштевень, руль следует положить в сторону, противоположную отданному якорю. В моменты опасных напряжений рекомендуется потравить якорь-цепь или погасить инерцию работой, машин, однако так, чтобы судно не получило движения вперед от машин, ибо это приведет в дальнейшем к более резким рывкам.

Во время стоянки судна на открытом рейде оно должно быть готово в любой момент сняться с якоря и уйти в море.

При постановке судна на якорь учитывают обстановку на рейде. Не следует подходить к месту стоянки с наветренной стороны или со стороны течения по отношению к стоящему на якоре судну или опасности. Подход к месту якорной стоянки осуществляют малым ходом; часто определяют глубину; в особо сложных случаях предварительно посылают шлюпку для промера глубин.


Рис. 184.


При слабом ветре, незначительном течении и волнении к месту якорной стоянки подходят с любого направления. В общем случае нужно подходить под углом не более 15-20° к направлению ветра или течения.

Перед отдачей якоря рулем приводят судно прямо против ветра (течения, волнения) и, погасив инерцию, дают машинам ход назад. Как только судно получит ход назад, отдают якорь. В аварийных случаях и на значительной скорости якорь отдают при малой скорости вперед. При одновременном действии ветра и течения учитывают, что ветер сильнее действует на незагруженные суда с большим надводным бортом, а течение - на суда с большей осадкой.

Если в период якорной стоянки на рейде в закрытой бухте появляется волнение, не опасное для судна, но причиняющее вред плавсредствам, судно устанавливают лагом к волнению или ветру. Для этого через кормовые кипы борта со стороны, противоположной борту выгрузки, на якорь-цепь подают и крепят трос (шпринг). Якорь-цепь травят, и судно становится лагом к ветру (рис. 184, а).

При постановке на шпринг судно можно расположить под любым углом к ветру или волнению, но съемка с якоря усложняется и возникает опасность намотки шпринга на винт. При постановке на шпринг вполкорпуса (рис. 184, б), когда шпринг заводят из бортового клюза, расположенного перед надстройкой, судно получает большую маневренность. Способ постановки судна на шпринг с завозом верпа или стоп-анкера (рис. 184,в) менее надежен, так как верп может поползти. Но этот способ удобен тем, что перлинь можно легко отдать и сразу получить возможность маневрирования на якоре.

Постановка на бочку требует проведения ряда подготовительных мероприятий и спуска шлюпки для крепления швартова на бочке. В качестве швартова применяют якорь-цепь. Не рекомендуется заводить на бочку несколько швартовов, так как всю нагрузку почти полностью принимает на себя обычно только один трос, а маневр значительно усложняется.

Во время якорной стоянки вахтенная служба должна постоянно следить за малейшими изменениями обстановки, чтобы вовремя предупредить аварию и выйти из опасного положения. В машинном отделении и на мостике несут ходовые вахты независимо от длительности стоянки и обстановки на рейде.

При постановке на якорь судна с буксируемыми судами учитывают значительное удлинение радиуса циркуляции каравана. При входе каравана на рейд буксирные тросы укорачивают до минимума. Рыскание буксируемых судов гасится под воздействием массы буксировщика. Буксируемое судно ставят на собственный якорь, так как оно создает дополнительную нагрузку на якорь- цепь буксировщика и, кроме того, может произойти навал судов друг на друга.

Маневр снятия судна с якоря зависит от условий стоянки и причин ухода с места стоянки. В особо тяжелых случаях для сокращения времени снятия судна с якоря расклепывают якорь-цепь и оставляют якорь на грунте. Для того чтобы после найти якорь, к нему привязывают яркий буек.