Всероссийский урок, посвященный дню русского языка. Конспект урока по русскому языку. Урок словарной работы «Дни недели




Константин Георгиевич Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». 4


Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...» Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...» 5




МОУ " Чойская СОШ " Атаманова И. В. 7






















ЯЗЫК ДО … ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ… ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 21


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ… ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 22


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 23


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 24


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ – ЧТО МЕДУ НАПИТЬСЯ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 25


ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ – ЧТО МЕДУ НАПИТЬСЯ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ. Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 26








Памятка 1. Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова. 2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. 3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями. 4. Будь вежлив 5. Уважай собеседника, не перебивай его. 6. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. Памятка 1. Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова. 2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. 3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями. 4. Будь вежлив 5. Уважай собеседника, не перебивай его. 6. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. 34

На уроке ребятам рассказывается о том, что с 21 февраля 2000 года отмечается день родного языка. Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных учащимися знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

Г. Апшеронска Краснодарского края

Учитель начальных классов

Неволина О.В.

Конспект урока русского языка в 3 классе

По теме: «Международный день родного языка».

Цели: формирование бережного отношения к родному языку, воспитывать любовь к русскому языку; развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; совершенствование знаний о частях речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен международному дню родного языка.

  1. Работа по теме урока.
  1. Разговор о языке.

Международный день родного языка был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 году и отмечается 21 февраля с 2000 года. (слайд)

В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. «Великими языками» принято называть китайский, индийский, английский – ими пользуются наибольшее количество людей. За ними следуют немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский и, конечно, русский. Заниматься языком очень интересно и увлекательно.

В истории русского народа есть пословица: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она говорит нам, что важен не только внешний вид, но и то, что человек думает и говорит. Один мудрец сказал: «Подобно тому, как крепость глиняной посуды проверяют по звону, человека проверяют, по словам, которые, изрекают его уста».

Приведу вам интересный пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом. Однажды его хозяин велел ему приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и сделал из них три блюда. Хозяину Эзоп сказал: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз после распоряжения купить самое худшее, Эзоп опять купил языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войну.

1-й чтец

Не счесть на земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

И каждый из нас к нему с детства привык.

2-й чтец

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь.

Мы вас попытаемся предостеречь.

3-й чтец

Не – тама, а там, и не здеся, а здесь,

Однако, приятель, ошибок не счесть.

А выс о ко, глуб о ко, что за дела?

Дела, я скажу вам, как сажа бела!

1-й чтец

Ты русский иль чукча? Тогда, если можно,

Расставь ударения, это не сложно.

Дос у г, а не д о суг, звон и т, а не зв о нит.

Ошибки повсюду: и в школе, и дома.

Там о жня, ход а тайство и катал о г –

Запомни и выучи их назубок.

2-й чтец

На русском писали Достоевский и Горький,

Тургенев, Есенин, Толстой и не только.

Ты будь с языком осторожней, мой друг

И вслушайся в речи друзей и подруг.

3-й чтец

Вы чё, блин, в натуре, достали, бакланы,

Мне ваши уроки, блин, по барабану.

Я перец крутой, и базар мой, что надо.

Ребята, ведь это всего лишь бравада!

1-й чтец

Не бросай свои слова на ветер,

Будь за каждое слово в ответе!

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!

Эту пословицу с детства ты знаешь!

2-й чтец

«Знай же цену каждому слову!», -

Мы повторяем снова и снова!

Учи! Почитай наш великий язык!

Ведь русский язык и могуч и велик!

(слайд)

А что говорили о русском языке выдающиеся русские и зарубежные писатели:

«Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Тургенев И.С.

«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», – И.С.Тургенев.

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий, живой», – считал Л.Н.Толстой.

«Это прекраснейший из всех европейских языков», –писал классик французской литературы Простер Мериме.

«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

Белинский В.Г.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Куприн А.И.

  1. Что такое слово.

Как известно наша речь состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из слов. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть.

Всему название дано – и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, – означено словами.

1-й ученик

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

2-й ученик

Каждое слово имеет свой вкус.

Одни слова – горьки, как полынь.

Другие – слаще абхазских дынь.

Есть слова, как приправы у горцев,

А есть еще и такие слова,

Что морской воды солоней и горше.

Есть и безвкусные, как трава.

Всякие есть у людей слова.

Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране языкознания.

Итак, начинаем наш турнир.

Сегодня ждут вас старые друзья, узнает каждый их – и вы, и я!

  1. Имя существительное.

Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

(Имя существительное)

Конкурс «Поймай слово»

Я буду называть слова, а вы их будете ловить, т.е. записывать. Девочки – существительные женского рода, а мальчики – мужского рода.

Плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, врач, дочь, шалаш, печь, мяч, речь, ложь, уж, вещь.

Конкурс «Отгадай слово» (слайд)

Корень из слова СКАЗКА.

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК.

Приставка в слове РАСХОД.

Окончание в слове ДОМ.

(рассказчик)

Корень в слове СНЕЖИНКА.

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ.

Суффикс в слове ЛЕСНИК.

Окончание в слове СТОЛ.

(подснежник)

Конкурс «Ласковый»

Я буду говорить слово, а вы будете превращать его в ласковое, приятное.

Мама (мамочка) , солнце (солнышко) , брат, кошка, птица, дочка, замок, карандаш.

  1. Имя прилагательное.

Даю я признаки предметам – они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

Конкурс «Опиши игрушку» (слайд)

Учитель показывает на слайде предметы. Задание: написать как можно больше прилагательных, описывающих предмет.

  1. Глаголы.

Что для меня предметы – лишь названья,

А я приду – все в действие придет.

(Глагол)

Конкурс «Скажи наоборот»

Скажу я слово высоко, а ты ответишь … (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь … (близко).

Скажу я слово трус, ответишь ты … (храбрец).

Теперь начало я скажу, ответишь ты … (конец).

Открыть, лечь, плакать, уходить, говорить, найти, выбежать, заснуть.

Конкурс «Замени одним глаголом»

Дать стрекоча – (убежать) , чесать языки – (болтать) , водить за нос – (обманывать) , прикусить язык – (замолчать) , зарубить на носу – (запомнить) , падать с ног – (устать) .

  1. Местоимение.

Я о себе такого мнения: огромна роль моя.

Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена.

(Местоимение)

Сколько личных местоимений в слове «семья»? (семь – я)

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тык – ва)

Первый слог – личное местоимение, второй – тоже, что несчастье. Вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (я – беда)

  1. Итог урока.

Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали и, надеюсь, узнали для себя что-то новое и интересное. (слайд)

Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, – выучи русский язык. https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

дос у г звон и т ход а тайство там о жня катал о г

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Куприн А.И. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». Белинский В.Г. «Это прекраснейший из всех европейских языков» , –писал классик французской литературы Простер Мериме.

сказка извозчик дом расход рас сказ чик

снежинка подъезжал стол лесник под снеж ник

Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, – выучи русский язык. Он твой наставник, великий, могучий, он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи, – выучи русский язык!

Спасибо! Урок закончен!



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края
Учитель начальных классов
Крячко Светлана Николаевна
2015 год
Работа заняла I место во Всероссийском педагогическом конкурсе, приуроченном ко Дню русского языка, проводимом на Всероссийском Общеобразовательном Портале «Продлёнка. орг» www.prodlenka.org c 15 мая 2015 года по 28 июля 2015 года.
Работа опубликована на авторском сайте http://teacher-kriachko.ru/index.php/lesson-preparation/development-lessons/9-povtorenie
Конспект открытого урока по русскому языка
в 3 классе (УМК «Школа 2100»)
Тема: «Повторение знаний о тексте, предложении, частях речи» (урок №156)
Урок проводится в рамках Недели русского языка, посвящённый Дню русского языка. Это урок закрепления изученного, построен на основе работы с текстами сказок А.С. Пушкина.
Цели. 1. Обобщить и углубить знания о тексте, предложении, частях речи. Показать красоту поэзии Пушкина. Донести до сознания детей значимость творчества А.С. Пушкина для формирования литературного русского языка.
2. Развивать внимание, наблюдательность, мышление.
3. Воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к творчеству Пушкина.
Формируемые УУД
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Предметные: Знать: основные характеристики текстов, видов предложений, главных членов предложения.
Уметь: определять предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов; находить грамматическую основу в предложении; разбирать слова как часть речи.
Метапредметные:
Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование: интерактивная доска; магнитная доска; плакат «Дуб»; карточки «листья дуба», карточки для работы в группах; авторская презентация «Закрепление знаний о тексте…», авторская презентация «Физминутка по сказкам Пушкина».Форма проведения: урок закрепления знаний.
Данный урок проводится по разделу «Закрепление изученного в 3 классе», с целью углубления знаний о тексте, предложении, частях речи, а так же для воспитания интереса к изучению русского языка.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок.Начинается урок.В путешествие пойдём.В страну сказок попадём.Слушай, думай, наблюдай,Сказку нашу отгадай.Глазки дружно закрывайте.Сказку в душу пропускайте.
Постановка проблемы. Определение к деятельности.
Учитель. Кто автор этих строк? Слайд 2
«У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...»
Есенин С.А.
Бальмонт К.Д.
Пушкин А.С.
Маршак С.Я.
Дети. Пушкин.
Учитель. Что писал Александр Сергеевич?
Дети. Стихи, сказки, повести.
Учитель. А как одним словом можно назвать всё это: стихи, сказки, повести?
Дети. Это тексты.
Учитель. А из чего состоят тексты?
Дети. Тексты состоят из предложений.
Учитель. А из чего состоят предложения?
Дети. Предложения состоят из слов.
Учитель. А как мы называем слова в речи?
Дети. Части речи.
Формулирование темы и целей урока.
Учитель. Итак, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Тема сегодняшнего нашего урока:
Повторение знаний о тексте, предложении, частях
Учитель. Давайте, сформулируем цели нашего занятия. Слайд 3
Вспомнить...
Упражняться…
Дети. Вспомнить всё, что знаем о предложении, о частях речи, о текстах.
Упражняться в разборе предложений, в определении частей речи.
Учитель. Ребята. А как вы думаете, почему в начале урока мы вспомнили об А.С. Пушкине?
Дети. (Предположения детей)
Учитель. Да, сегодня мы будем повторять эти знания, опираясь на тексты Пушкина.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
2015 год в России объявлен годом литературы. 6 июня – День русского языка. Это российский и международный праздник. А отмечается он в день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799г. Слайд 4.
- А как вы думаете, почему именно этот день выбрали для этого праздника?
Дети. Потому что Пушкин написал много интересных произведений (и т.п.).
Учитель. Совершенно верно. Пушкин ещё при жизни был признан гением. В филологии, это наука о языке, он рассматривается как создатель русского литературного языка. Вот. Что писал о нём русский писатель Тургенев И.С.: (Слайд 5)
«Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого…»
Древнегреческий и латинский языки считаются классическим, т.е. самыми главными. На них была написана Библия. Вот какую высокую оценку дали иностранные филологи (это учёные, изучающие языки) нашему языку, благодаря Александру Сергеевичу.
Орфографическая минутка.
Учитель. Запишите дату, классная работа.
Запишите предложение, подчеркните все известные орфограммы. (Слайд 6)
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. (Работа в тетрадях, комментирование)
Повторение знаний о тексте.
Учитель. Что мы называем текстом?
Дети. Это группа предложений, связанных между собой по смыслу.
Учитель. Какие виды текстов вы знаете?
Дети. Текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание.
Учитель. Вот у нас есть тоже волшебный дуб, и мы украсим его листьями. (На магнитной доске рисунок дуба. Учитель прикрепляет листы со словами: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.)Дайте характеристику каждому типу текстов.
Дети. Отвечают.
Повторение знаний о предложении.
Учитель. Из чего состоит текст?
Дети. Текст состоит из предложений.
Учитель. Что вы знаете о предложении?
Дети. Предложение выражает законченную мысль.
Работа в группах.
Учитель. Сейчас вы выполните задания в группах.
1 группа.


группа.

Охарактеризовать каждый вид.
группа.


группа.

Дайте определения известным членам предложения.
Ответы детей. Дети маркером пишут термины и прикрепляют к «дубу». (Повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное, распространённое, нераспространённое, подлежащее, сказуемое)
Развитие орфографической зоркости.
Учитель. Сейчас мы с вами обратимся к творчеству Пушкина. Ребята, какие сказки написал Александр Сергеевич?
Дети. Отвечают.
Учитель. Многие дети знакомятся со сказками Пушкина ещё до школы. Сейчас вы отгадаете волшебные предметы и героев из сказок Пушкина.
Дети записывают отгадки, объясняют орфограммы, называют сказки. Слайд 7.
Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)У царицы злой-презлой
Собеседник не простой.
Не живой, но говорящий,
Скажет правду настоящую. (Зеркало. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)Туча по небу идёт,
Что-то по морю плывёт,
В нём царица и рёбёнок.
Ну-ка, не зевай,
Этот транспорт угадай! (Бочка. «Сказка о царе Салтане»)Чуть опасность затаится –
Верный страж на тонкой спице
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся. (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»)Живёт батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых. (Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»)Учитель. А сейчас настало время отдохнуть. Мы выполним упражнения вместе с героями сказок Пушкина.
Физминутка. Выполняется на фоне мелодии в гостях у сказки. Дети выполняют упражнения.
Закрепление знаний.
Учитель. А сейчас мы отправимся в прекрасный мир Пушкинской поэзии.
(Картинки из сказок, задания по каждой сказке.)
«Сказка о рыбаке и рыбке» Слайд 8
«Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу»
Учитель. Кому принадлежат эти слова? Дайте характеристику, каждому предложению по цели высказывания. (Дети отвечают)
- Запишите побудительное предложение.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Слайд 9
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь, какая подросла!»
Учитель. Кому принадлежат эти слова? Дайте характеристику этим предложениям по интонации.
«Сказка о царе Салтане» Слайд 10
«В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут;Туча по небу идет,Бочка по морю плывет»
Спишите предложение, подчеркните главные члены.
- Что вы можете сказать о предложении?
Дети. Это предложение сложное, в нём четыре грамматических основы.
Учитель. Начертите схему этого предложения. (Проверка через камеру на интерактивной доске)
«Сказка о золотом петушке» Слайд 11
«…Верный сторож как со снаШевельнётся, встрепенётся,К той сторонке обернётся»
Учитель. О ком эти строки? (О петушке)
- Объясните расстановку знаков препинания.
Дети. Это предложение с однородными сказуемыми.
Учитель. Запишите это предложение. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.
«Сказка о попе и работнике его Балде» Слайд 12.
Учитель. Наконец, мы в «Сказке о попе и работнике его Балде»
Какие части речи вы знаете?
Списать предложения, обозначить части речи.
I вариант.
«Живет Балда в поповом доме…»
II вариант.
«Пошёл Балда в ближний лесок…»
Разобрать как части речи: живёт, (в) ближний
Проверка с комментированием.
Рефлексия. Слайд 13
Вот такие прекрасные сказки написал А.С. Пушкин.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что вы узнали нового о Пушкине?
- Какие мы совершенствовали знания?
- А теперь раскрасьте листочки дуба, каждый листик может быть разноцветный: (Слайд 14)
Узнали новое
Было интересно
Удивило
Захотелось узнать новое о Пушкине
Листочки прикрепляются к магнитной доске.
- Вот какой у нас получился красивый дуб! Я вижу много красного цвета.
Ребята, что же вам захотелось узнать об Александре Сергеевиче?
(О его семье, о творчестве, как и где он учился, чем любил заниматься)
- Где можно об этом узнать?
(В библиотеке, в Интернете)
Домашнее задание. (Слайд 15)
Из текстов стихов или сказок А.С. Пушкина выписать три понравившихся предложения, подчеркнуть грамматическую основу.
Используемые ресурсы.
http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html
http://miniskazka.ru/pushkin_saltan/saltan2.htmlhttp://miniskazka.ru/pushkin_rybak/rybak.htmlТексты сказок А.С. Пушкина
Приложение 1
группа.
Какие предложения бывают по цели высказывания? (На листах написать термины)
Дать устно характеристику каждому виду предложений по цели высказывания.
группа.
Какие предложения бывают по интонации? (На листах написать термины)
Охарактеризовать каждый вид.
группа.
Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов предложения? (На листах написать термины)
Дайте характеристику этим видам предложений.
4группа.
Что такое грамматическая основа предложения? (На листах написать термины)
Дайте определения известным членам предложения
Приложение 2

Методическая разработка урока-путешествия в 5 классе,

посвященного Дню русского языка.

Цель:

расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности.

Задачи:

1) познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла;

2) формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку;

3) развивать познавательный интерес к истории родного языка.

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Предварительная работа:

1) Составить историческую справку о Кирилле и Мефодии, стоявших у истоков славянской письменности.

3) Подготовить раздаточный материал

4) Подготовить сообщения (ученики)

Содержание урока:

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

(А. Куприн)

Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

(А.С. Пушкин)

Просвещение славян – одно из важнейших свершений 9 века, оно неразрывно связано с изобретением славянского письма и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. А осуществилось оно в результате деятельности двух солунских братьев, Константина-Кирилла и Мефодия, ставших для славянских народов апостолами и учителями.


Историческая справка.

Сообщения учеников:

А) Родились Кирилл и Мефодий в начале 9 века в г. Солуни Византийской империи на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать - гречанка.

Б) Младший Кирилл с детства любил языки и чтение, был одарённым мальчиком. В 14 лет он учился при дворе императора Михаила в Царьграде, удивляя всех талантом и трудолюбием.

В) За 3 месяца Кирилл изучил грамматику, потом занялся геометрией, диалектикой, философией, увлёкся арифметикой, астрономией, музыкой. За великий ум его прозвали философом.

Г) Он знал 5 языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский, поэтому свободно читал книги всех мировых религий. А научиться говорить на этих языках он смог, работая библиотекарем.

Д) А первая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым, который приказал детей «учите книгами»


И когда царь Михаил послал Кирилла в Моравию, тот поехал, но с условием, что говорить он там будет только на родном языке - славянском. Очень хотели братья создать славянскую письменность. И вот начался их великий гражданский подвиг.

Давайте поговорим о том, что же такое подвиг. (работаем в тетрадях)

Подвиг - это великий труд.

(На слайде изображена таблица, из каждой части которой нужно выписать глаголы).

Что сделали Кирилл и Мефодий?

Что ещё надо было сделать?

Что мешало?

Изучили русские письмена

Убедить людей в том, что им нужна эта азбука

Их не понимали

Услышали звуки славянской речи

Научить пользоваться ею

Им не помогали

Составили для славян особую азбуку

Открыть школы

Им препятствовали во всём

Перевели священные книги на славянский язык

Создать буквари

Их преследовали

Подготовить учителей

Кирилл не выдержал всего этого и умер, когда ему исполнилось всего 42 года. Его дело продолжил брат Мефодий. Они добились своего, научили славян своей письменности.

Посчитайте, сколько же мы нашли глаголов, которые показали нам действия Кирилла и Мефодия? (9 )

А сколько тех глаголов, которые показали противодействие их врагов ? (4)

Кто же победил? (великие просветители)

Поэтому теперь и есть у нас письменность. Поэтому и помним мы подвиг Кирилла и Мефодия во имя знания.


Поэт Розенгейм написал «Гимн Кириллу и Мефодию, просветителям славян»

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви славянской святые отцы!

Слава вам, Правды Христовой Учители ,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Работа в тетрадях

Спишите текст. Подчеркните те слова, которые показывают нам отношение автора к Кириллу и Мефодию. Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Люди полюбили свою азбуку, уважали тех, кто понял её и мог читать. А те, кто мог и писать, любовно украшали искусными орнаментами заглавные буквы начала текста. От тех далёких времён и сохранилось выражение «красная строка». Это были чудо – буквы.

Людей, которые могли рисовать гусиными или лебедиными остро заточенными перьями, называли художниками-изографами. Чтобы красиво нарисовать заголовок или начальную букву, использовали киноварь – это краска из ртути и серы- получался красный цвет. При разукрашивании можно было добавлять зелёный и голубой цвета, а в особенно дорогих книгах буквы прописывались «золотом», т.е. жёлтым цветом.

Перед вами лежат листы с буквами, сейчас я предлагаю всем поработать изографами и нарисовать одну из букв алфавита (рисуем) что же у нас получилось. (Буквы крепим на доску). На доске сложили фразу «И зазвучало слово!»



А теперь посмотрим,

Вопросы к классу:

Так как же можно назвать труд просветителей Кирилла и Мефодия за то, что мы можем говорить и писать? (Подвиг)

Чтобы у нас получилось такое красивое предложение, что мы с вами делали? (Трудились)

И труд этот подарил нам счастье чего? (Познания)

Афоризмы о русском языке:

Давайте объясним каждое высказывание (фронтальная работа)

Береги свойства собственного своего языка, ибо то, что любим в стиле латинском, французском или немецком, смеху достойно иногда бывает в русском.

М. Ломоносов

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

В. Белинский

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Ф.М. Достоевский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь

Закрепление материала (викторина):

1. Кто создал 1-ю славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2. В каком веке родились братья Кирилл и Мефодий? (в 9 веке)

3. Сколько языков знал Кирилл? (5 языков)

4. Кем создана 1-я библиотека на Руси? (Ярослав Мудрый)

5. Чем писали книги в древности? (гусиными и лебедиными перьями)

6. Какую краску использовали для заглавных букв? (киноварь)

7. Почему азбука называется азбукой? (по названию её первых букв)

8. Как называли людей, которые могли рисовать гусиными и лебедиными перьями? (художниками-изографами)

9. В каком возрасте умер Кирилл? (42 года)

10. Какое прозвище было у Кирилла? (философ)

Итог урока:

Понравился ли вам сегодняшний урок? Подведем итог урока.

Рефлексия

УЗНАЛ(А)

ЗАПОМНИЛ(А)

СДЕЛАЛ(А) ВЫВОД

Вывод по уроку:

Сегодня на уроке мы познакомились с истоками возникновения славянской письменности и узнали о создателях её и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. Убедились, что русский язык действительно имеет неоспоримое превосходство над другими языками.

Домашнее задание:

Вы узнали о создателях славянской письменности и азбуки братьях Кирилле и Мефодии. А к следующему уроку подготовьте сообщение о создателе первой библиотеки Ярославе Мудром. И попробуйте изобразить его.

Всем спасибо за отличную работу и активность.

Климанова Алина Владимировна – преподаватель русского языка и литературы МБОУ СОШ №34 пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район; в 2013 году окончила Ейский педагогический колледж по специальности – «преподавание в начальных классах»; в настоящее время – студентка Адыгейского государственного университета по специальности – «филология».