Рождество богородицкая церковь в уманском. Что связывает кинотеатр с храмом рождества богородицы в уфе. Кафедральный собор Уфы в наши дни

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 1950 г.


Здание бывшей церкви Рождества Богородицы находится ныне на территории стадиона «Динамо». Храм построен в 1827-1831 годах по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709 г.) и Александра I (1823 г.). Затем по проекту архитектора Богданова в 1840 была произведена перестройка, а в середине двадцатого столетия ряд проемов заложен, частично фасады приобрели новый декор. На куполе по проекту архитектора А.Е. Певцова вместо главы поставлен бельведер.

Год постройки: Между 1827 и 1831 гг.
Адрес: г.Брянск, улица Советская.

Храм расположен на территории бывшего городского кладбища, которое занимало часть бывшей Ярмарочной площади (ныне территория парка им. А.К. Толстого и стадиона "Динамо").
Построен в 1827-31 гг., по заказу местного купца Афанасия Алексеевича Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709 г.) и Александра I (1823 г.). Их гипсовые,крытые черным лаком бюсты "по высочайшему соизволению" располагались в нишах при входе в церковь (не сохранились). На Ярмарочной площади Петр I в октябре 1709 года учинил смотр войскам Брянского гарнизона и идущим к фронту войскам. Тогда же здесь биваком стоял Преображенский полк, для которого тут построили часовню. 29 ноября 1791 года Синод вынес указ, в котором запрещал хоронить умерших прихожан у церквей. После выхода указа часть площади была отведена под кладбище, а на месте часовни возвели деревянную кладбищенскую церковь. В 1798 году ее перекрыли и отремонтировали. После пребывания в Брянске императора Александра I брянский купец Афанасий Бабаев, в доме которого самодержец и остановился, на свои средства начал сооружать каменную церковь на месте деревянного храма. После 1840 года по проекту архитектора Богданова западный притвор перестроен в двухэтажную трапезную, соединившую храм с прежде отдельно стоявшей колокольней (не сохранилась). Постановлением президиума Брянского губисполкома № 39 от 28.04.1927 г. храм был закрыт с целью использовать его под морг. Последний священник Симеон Васильевич Комягинский был арестован и 3 января 1930 года приговорен к пяти годам ссылки. В 1933-34 гг. было снесено кладбище и на его месте началось строительство городского парка и стадиона. Здание храма использовалось под спортзал. В 1947 году ряд оконных проемов был заложен, а фасады частично приобрели новый декор (церковь в это время была приспособлена под спортивный зал "Динамо"); в 1955 году архитектором А.Е. Певцовым на куполе вместо главы поставлен бельведер, обрамленный пятиконечными звездами. С начала 1990-х гг. верующие добивались возвращения храма. 19 сентября 2005 года храм был возвращен Брянской Епархии администрацией области. 21 сентября 2005 года Епископ Брянский и Севский Феофилакт в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы совершил в храме первую Божественную Литургию, положившую начало возрождения еще одного городского прихода.
Архитектура памятника является чистым и выразительным примером стиля ампир в городе. Куб церкви в три стороны выступает ризалитами (более сильно алтарным) с мощными арками-нишами под двухскатными щипцами завершений. Внутри арок помещены в два яруса большие окна (в наше время верхние полукруглые окна заделаны). Купол куба раньше был завершен крестом на крупном яблоке. Мощь архитектуры усилена горизонтальными рустами пилонов-ризалитов. Колокольня была стройной и изящно делилась по высоте на три яруса, верхний увенчивался высоким шпилем на куполке. Нижний ярус окружали двенадцать трехчетвертных дорических колонн (колокольня не сохранилась). На хорах пристроенной трапезной был размещен престол во имя святого князя Александра Невского. В 1955 году по проекту архитектора А.Е. Певцова на куполе была возведена бельведерная надстройка, соответствующая стилю памятника, который и ныне украшает этот зеленый уголок города.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы расположен на бывш. Ярмарочной пл. (ныне территория стадиона "Динамо"), у парка им. А.К. Толстого, замыкает перспективу ул. Ромашина. Построен в 1827-31 гг. по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709) и Александра I (1823)

Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.

Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня называлась Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни — красные ряды. Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась усадьба купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова. Долго жить ей было не суждено: она сгорела в пожаре в ночь с 9 на 10 мая 1748 года. Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Здесь тоже имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. В сентябре 1772 года был освящен еще один придельный алтарь — «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде».

В 1825 году Пятницкая церковь капитально перестраивалась — были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой. Больше в дореволюционные годы изменений ее облика не затевали. Древность храма обусловила относительное его богатство. Облачениями из ризницы пользовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Особо чтимыми были иконы с изображением Девы Марии — Казанская и Владимирская иконы Божией Матери, Знамения Богоматери. Обширной была и библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромный фолиант 1759 года весом в 2 пуда и миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года. Ежегодно причт проводил несколько торжественных церемоний: крестный ход 8 сентября, панихиду по всем умершим прихожанам 31 декабря и панихиду по «храмосоздателю» Феодосию Постовалову и всем благотворителям храма 3 мая. В 1740-1770-е годы в ограде Пятницкой церкви погребали «именитых граждан». В здешнем приходе жили купцы Елисеевы, Григорий Наумович и его сын Яков, которые с 1737 года и до конца века составляли скорбную летопись об умерших в городе. Церковь Рождества Богородицы довольно часто упоминается в их Синодике. «Синодик купцов Елисеевых» сообщил и о трагедии, произошедшей, очевидно, при ремонте храма: «1764 года сентября 9 дня оборвалась колокольня Пятницкая и ушибла Андрея каменщика до смерти того же часу».

За три века жизни церкви в ней сменились десятки священников. С 1747 года в течение семнадцати лет служил отец Филипп Алексеев (1718—1764), прозывавшийся по храму еще Рождественским: он погребен в своем приходе епископом Тихоном I. По мнению Д. И. Самбикина, самых величественных похорон за весь XVIII век удостоился дьякон Иван Пятницкий, умерший 19 сентября 1764 года. Его отпевание совершал владыка Тихон с участием шести архимандритов, представлявших высшее духовенство епархии без изъятия, и всех городских священников. Основанием для таких почестей служила в высшей степени благочестивая жизнь дьякона, известная святителю Тихону. Пятьдесят лет был настоятелем Петр Алексеевич Семенов, служивший при одиннадцати епископах. Сама его кончина произвела глубокое впечатление на верующих: «1779 года генваря 22 дня во время заутрени представися раба Божия Стефанида Родионовна, попа Петра Пятницкого попадья, жития ей было от роду 76 лет; сего ж числа под 23 в 3 часу сполуночи представися и священник Петр Пятницкий и оба едва не в один день скончалися; сего ж 24 и погребение обоих их было вместе преосвященным Тихоном епископом на Чижовке у Предтечи». Отец Василий состоял у Рождества Богородицы только два года. В 1866-1872 годах в Пятницкой церкви служил Дмитрий Иванович Самбикин. Позже он стал ректором духовной семинарии, а земную обитель покинул в сане архиепископа Казанского и Свияжского.

В 1884-1886 годах архимандрит Димитрий издал четырехтомный «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», где содержатся сведения по истории всех церквей края. Без этого труда практически были бы невозможны современные публикации о воронежских храмах, да и наша книга вряд ли бы состоялась. По своим размерам и стилю Пятницкая церковь имела много общего с Тихвино-Онуфриевской. Ю.И. Успенский считал в ее ансамбле наиболее древней колокольню. Она стояла «отдельно от храма и возвышалась по середине двух-этажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни, аналогичной конструкции, представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза. Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане. Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности. Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол, и увенчанный барабаном с главкой. Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов. Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирхи в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного и того же зодчего того и другого сооружения».

Доказательств участия архитектора Фридриха Карла Древица, автора возведенной в 1811-1819 годах Мариннокой кирхи, в перестройке Пятницкой церкви нет никаких. Известно, что единственные башенные часы в Воронеже были установлены на колокольне Смоленского собора в XIX веке. Но, оказывается, еще в XVIII веке подобные часы были на Пятницкой церкви, а в 1790 году прапорщик Матвеев «с рабочими людьми» снял их оттуда. Приход Пятницкой церкви в 1880-е годы насчитывал около 400 человек. Были два «подцерковных» каменных дома для причта. На жалованье ему шли проценты с банковского капитала и плата за исполнение треб. В подробной описи драгоценных предметов Пятницкой церкви, составленной в декабре 1918 года протоиереем Василием Горьковским, значился серебряный и позлащенный оклад пятидесяти святых икон весом 7 пудов 17 фунтов и 82 золотника, двенадцать серебряных лампад вместе потянули на 7 фунтов 58 золотников, оклад одиннадцати святых Евангелий весил 23 фунта 20 золотников. Судьба серебра и святых икон потерялась во мгле времени. О послереволюционной судьбе церкви подробных сведений нет.

Закрыли ее в начале 1930-х годов, когда напротив на улице Володарского началось строительство здания для ОГПУ. Стройка считалась секретной, прилегающие улицы были перекрыты высоченными заборами, и уцелеть в таких условиях религиозная община не могла. В эти годы здание занимала слесарная мастерская. Во время минувшей войны колокольня и храмовая часть были разрушены, а двухэтажное основание звонницы сохранилось. Мало кто знает, что часть церкви цела, она находится во дворе Военторга № 769 по улице Кости Стрелюка и используется под склад. С улицы Володарского, где когда-то был вход в церковь, ее закрыл двухэтажный дом с новейшей пристройкой, где расположились ОВИР и архив ЗАГС. Само же управление Военторга к храму отношения не имеет: это швейная мастерская, построенная женским благотворительным обществом в 1883 году по проекту архитектора А.М. Баранова. Вряд ли остатки церкви пригодны для возобновления богослужений, но само их существование служит напоминанием о трехвековой истории Пятницкой церкви.

http://vrnchurch.narod.ru/cer2.html



Церковь Рождества Богородицы, или Пятницкая находится близ Митрофанова монастыря, за время своего существования подвергалась многим достройкам и перестройкам, однако, все-таки сохранились данные, позволяющие установить, какие именно масти сооружения относятся к рассматриваемой нами эпохе.

История Пятницкой церкви такова: «каменная церковь построена вместо деревянной в 1738 г., она сгорела в 1748 г., потом обновлена и освящена в 1761 г. В 1826 г. в церкви были произведены капитальные перестройки: увеличены окна, уничтожены оконные ставни и, наконец, пристроена новая паперть.

К эпохе 1738-1760 гг. принадлежит колокольня храма. Эта колокольня стоит отдельно от храма и возвышается по середине двухэтажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни аналогичной конструкции представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза. Интересный мотив, но исполненный грубовато и тяжело. Несколько позднее тот же мотив разрабатывался учениками Растрелли в Введенской церкви и более красиво, более легко.

Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане. Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности.

Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол и увенчанной барабаном с главкой. Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов.

Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирки в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного итого же зодчего того и другого сооружения. Отделка церкви и трапезной, устройство паперти относятся к 1825 г., чем и объясняется ее стиль. Колокольня Пятницкой церкви является образцом барокко Анненского стиля в Воронеже.

Ю.И. Успенский «Старый Воронеж». Профтехшкола, 1922 г.



Церковь, более известная под названием Пятницкой, существует в Воронеже с 1628 г., но был ли в ней престол главный или придельный в честь Рождества Пресвятой Богородицы - неизвестно.

Существующая каменная Рождество-Богородицкая церковь, начатая постройкою не позже 1740 г. владельцем суконной фабрики Феодосием Миновичем Пустоваловым, освящена 26 ноября 1761 г. В ней устроен придел в честь Параскевы Пятницы. В 1765 г. церковь эта, как видно из описи ее, имела алтарь в длину 7 арш. и ширину 9 арш.; в настоящей церкви ныне в длину 12 арш. трапеза и в ширину 10 арш. Разделялась она на холодную, где был главный престол, и теплую, где был сначала один придел на правой стороне в честь св. муч. Параскевы, а 1771 г. был устроен другой на левой стороне придел сначала св. муч. Никиты, а затем в честь Знамения Божией Матери, освященный 2 сентября 1772 г.

В 1825 г. в церкви были произведены капитальные постройки: окна были распространены, ставни к ним уничтожены; внутренняя стена, разделявшая холодную от теплой церкви, уничтожена; чугунные полы заменены деревянными; пристроена была новая паперть. В 1864 г. на средства прихожан Канканщикова, Кряжова и др. настоящая церковь была разделена под мрамор, и вся церковь сделана теплою; в 1867 г. под мрамор была отделана и трапезная, возобновлены придельные иконостасы.

Иконостас из 6 ярусов, в нижнем ярусе все иконы в серебряных позлащенных ризах, по нескольку таковых икон и в придельных иконостасах. Из икон замечательны: свято чтимая и почитаемая за чудотворную икона Божией Матери Всех скорбящих; икона Казанской Богоматери, весьма древняя, обе в серебряных позлащенных ризах; икона Владимирской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, перенесенная из упраздненных круглых торговых рядов; Покрова Божией Матери, Знамения Богоматери, Воскресения Христова, Владимирской Божией Матери и пр. Кассиана, все они в серебряных позлащенных ризах.

Ризница этой церкви весьма богата множеством церковных облачений; в былое время из нее брали для архиерейского служения в собор. При церкви довольно значительная библиотека; при ней в 1866-72 гг. существовала благочинническая для городского духовенства библиотека. Земли подцерковной 29 дес. Есть церковные для причта каменные дома. Церковный причт получает % с капитала в 1620 руб. Прихожан более 400 душ, все в г. Воронеже.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы (Уфа) - одна из красивейших действующих святынь в Республике Башкортостан. Церковь является объектом культурного наследия РФ и охраняется государством.

История

Место под возведение церкви обозначено на планах застройки города в 19 веке. Но появилась она позже и украсила город под названием Уфа. Храм Рождества Богородицы был построен в период с 1901 по 1909 годы. Основные финансовые вложения были сделаны купцом Н. М. Патокиным. Освящение храма состоялось в сентябре 1909 года.

Северный придел был назван в честь святителя Николая Чудотворца, южный - Архистратига Михаила. Архитектурный стиль церкви возвращал мирян к возрождению традиций строительства допетровской эпохи России. Жизнь всей страны и храма протекали в преддверии революции, в результате которой было утрачено много церквей, но уфимская устояла.

Революция 1917 года внесла кардинальные перемены в умы, поменяла приоритеты, перекроила каждый населенный пункт. Не стала исключением и Уфа: храм Рождества Богородицы претерпел много испытаний. С 1919 года уфимский собор стал госпиталем, но службы все еще велись. До 1922 года их правили священники-новомученики, которых постигла трагическая участь многих людей, несогласных с новой идеологией. Настоятель храма, отец Василий Лазенков, был арестован в ноябре 1937 года. Через несколько месяцев его расстреляли. Священник Алексей Кулясов (Горшунов) после ареста был приговорен к ссылке. Дальнейшая его судьба неизвестна.

С 1922 года храм Рождества Пресвятой Богородицы (Уфа) был отдан в руки обновленцам. В 1934-м церковь закрыли, а здание передали на баланс «Башкино». Вскоре здесь стали демонстрировать фильмы. Через четыре года в помещениях бывшего храма были размещены авиационные мастерские. В 1955-м здание переделывают под кинотеатр. Для этого была частично снесена колокольня, демонтированы главный купол и опорные столбы, сделаны пристройки, нарушившие гармонию архитектурного замысла.

Кинотеатр был закрыт в 1991 году. После этого православная жизнь стала возвращаться в город под названием Уфа. Храм Рождества Богородицы начал возрождение со знакового события. В городе замироточили несколько икон - "Иверская икона Божией Матери", "Взыскание погибших",

Восстановление

Храм Рождества Богородицы (Уфа) и территория вокруг него реконструировались в течение 15 лет. Активным участником всех процессов был владыка Никон. Его часто можно было увидеть на строительной площадке, рабочих планерках. В наши дни отреставрированное здание храма блистает золотыми куполами, небесно-синими стенами. Высота колокольни составляет 47 метров. Сам собор вознесся ввысь на 21 метр. По вечерам церковь подсвечивают - святыня выглядит очень красиво.

Внутреннее убранство не уступает внешнему лоску: поверхности отделаны белым мрамором, полы устелены розовым итальянским камнем, украшением стен служит искусная мозаика, собранная из гранита и серпентинита, фрески с библейскими сюжетами. Очень красиво расписан свод. Собор Рождества Богородицы в Уфе уже стал достопримечательностью всего края.

Деятельность

В кафедральном соборе ежедневно проводятся службы, куда приходит много мирян и гостей, которых принимает Уфа. Храм Рождества Богородицы является центром духовной жизни для верующих, достопримечательностью и местом, где ведется активная социальная, просветительская и воспитательная работа. В 2003 году для детей была организована воскресная школа. Ее основная цель - воспитание разносторонней личности. Она рассматривается как весомое дополнение к основному образованию.

В процессе учебы дети изучают историю церкви и христианства, получают знания о Ветхом и Новом Заветах. Преподаватели стараются научить малышей быть добрыми, справедливыми, отзываться помощью на нужды ближнего. Также при школе работают кружки общего развития, где подрастающее поколение осваивает искусство декламации, пения, работает театральная студия. Детские занятия проводятся по воскресеньям с 9:00 до 14:00. Записаться в школу может любой ребенок, местом жительства которого является Уфа.

Храм Рождества Богородицы открыт и для молодежи. Каждое воскресенье с 12:30 до 14:00 проходят встречи, на которых обсуждаются волнующие вопросы, делаются доклады, изучается Закон Божий. Участники группы ходят в походы, ведут миссионерскую деятельность и помогают пожилым людям, многодетным и малоимущим семьям. Найти единомышленников, получить знания по истории церкви и религии помогают встречи для людей взрослых, состоявшихся. Здесь приветствуют каждого. Открыты двери и для постоянных прихожан, и для тех, кто только проявляет интерес к религии.

Где находится?

В кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы ежедневно проходят службы, также отправляются все церковные правила, проводятся крещения, венчания, исповеди, отпевания. Обратиться за духовной помощью можно ежедневно, и ее обязательно окажут и словом, и делом.

Можно без проблем найти храм Рождества Богородицы (Уфа). Адрес - улица Кирова, строение 102. Добраться до храма можно общественным транспортом - трамваем (маршруты №18, 1, 16, 21) и троллейбусом (№13, 13К, 21). Ехать нужно до остановки на ул. Кирова. Автобусом (№51, 73с) необходимо добираться до ул. Айской. После чего нужно пройти вниз по улице до следующей остановки транспорта. Также можно воспользоваться маршрутным такси.

Рождество-Богородицкий храм – действующий кафедральный собор Уфы. Церковь по праву считается одним из самых крупных во всей республике, одновременно в нём на службе может пребывать около трёх тысяч прихожан.

Храм - настоящий архитектурный шедевр, небесно-голубого цвета и с золотыми куполами. В высоту храм достигает 21 метра, а если считать с колокольней, то и все 47 метров. К сожалению, до нас не дошёл первоначальный облик храма, поскольку его реконструировали 4 раза. В отделке использовался мрамор, привезенный из Греции, Италии и Пакистана. Декоративная мозаика собрана из гранита и серпентинита. Также присутствует множество фресок на библейскую тему.

История Рождество-Богородицкого храма

Первый камень в строительство церкви заложили в 1889 году. Стройка затянулась на долгие годы, но затем финансовую помощь предложил Никифор Миронович Патокин, местный купец.

Спустя 20 лет от начала стройки, в 1909 году храм был открыт для прихожан. Изначально собор был построен из кирпича, имел колокольню и купол из дерева, который был обит покрашенным в красный железом. Купола были украшены массивными крестами покрытыми бронзой. Первоначальные размеры церкви – длина – 206,5 саженей (с учетом колокольни), ширина – 10,5.

По окончанию революции в церкви разбили небольшую больницу, но это не мешало проводить службы.

В 1938 же году здесь были разбиты авиационные мастерские.

21 июня 1955 года городской совет поручил организовать кинотеатр, получивший имя «Йондоз». Во время перестройки строение лишилось большинства опорных балок и куполов. Кинотеатр был закрыт в начале 1991.

21 августа этого же года РПЦ (Русская православная церковь) вернули во владения здание церкви.

Кафедральный собор Уфы в наши дни

Храм начал свое возрождение с удивительного события. В Уфе начали мироточить несколько икон.

После возвращения здания в лоно РПЦ, настоятелем стал Борис Развеев. Он и начал постепенную реконструкцию. В процессе перестройки здания оно увеличилось в размерах, обзавелось колокольней, а крыша была отреставрирована и обита железом. Восстановление храма затянулось на 15 лет. Архитектором кафедрального собора выступала Елена Фаворская.

Внутреннее убранство также пришлось восстанавливать: стены отделали мрамором, пол выполнен из розового камня, в качестве декора выступает настенная мозаика из гранита и серпентинита, а также множество фресок. Свод расписан вручную. Храм считается одной из достопримечательностей Уфы.

Каждый день здесь проводятся службы, на которые приходят не только местные жители, но и туристы. Кафедральный собор стал настоящим центром духовной жизни христиан, исторической достопримечательностью и местом, в котором ведётся просветительная деятельность. Местный настоятель в 2003 году открыл воскресную школу для подростков и детей. Основная цель – воспитать из ребенка полноценную личность. Кроме этого при храме работает несколько кружков, где можно освоить искусство пения, декламации и т.п.

Адрес: Уфа, улица Кирова, 102

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (по материалам книги "Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I / А.И. Гамаюнов, А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2009. — 416 с."):

Расположенную в бывшей Пушкарской слободе у подножия Тяпкиной горы, Рождество-Богородицкую церковь иногда называют "Подгородней" или "Подгоренской". Храм представляет значительный интерес как памятник архитектуры в стиле "московское барокко", и является самым древним храмом Лебедяни, исключая монастырские церкви Троицкой мужской обители.

Уже в конце XIX — начале XX в. в самой никто не помнил времени построения Рождество-Богородицкого храма, и жители города ссылались на предание, согласно которому церковь существовала более 300 лет.

И следует признать, что народное предание, как это бывает весьма часто, с большой долей точности сохраняло историческую информацию. Действительно, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в писцовых книгах 1627-1628 гг.: "За острогом на посаде, на берегу реки Дону слобода Пушкарская, а в ней церковь древяна клетцки, с папертью, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, а в церкви Божие Милосердие образы и сосуды церковные и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское, а книги строенья попа Савелья, да псалтирь со следованьем большая печать данье государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии жалованье…"

В 1663 г. деревянная Рождество-Богородицкая церковь сгорела, и вместо неё была построена новая, но вот была ли она деревянная или каменная — пока неизвестно. Историк П.Н. Черменский считал, что каменная церковь того же храмонаименования с приделом святых Космы и Дамиана построена была во второй половине XVII в. Но во всех документах второй половины XVII столетия о Рождество-Богородицком храме не говорится как о каменном, хотя факт каменного строительства в это время в был уникальным, несмотря на существовавшие каменные постройки в Троицком мужском монастыре, и следовало бы ожидать, что авторы документов того времени первую городскую каменную церковь обязательно упомянут. Тем не менее, в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. находим следующие сведения о самом храме, количестве церковной земли и прихожанах: "Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы в Пушкарскай слободе на посаде. У тое церкви двор попа Андрея. Двор Дьячков. Да двор попа Василья. Церковныя земли восмь чети в поли, а в дву патому ж. Сенного покосу и рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви: тридцать девять дворов пушкарских, два двора подьячих, один двор посатцкого человека. И всего сорак четыре двора". В писцовой книге Лебедянского уезда "письма и межевания" стольника Юрия Фёдоровича Шишкина и подьячего Василия Тёмного 1685-1686 гг. значится: "…в Пушкарской слободе церковь Рожества Пресвятыя Богородицы. Около той церкви на кладбища земли в длину по речке Сухой Городенке подле проезжей улицы тритцать три сажени, по другую сторону в длину подле роезжего переулка тритцать пять сажен, поперешнику по берегу реки Дону осмнатцать сажен, другова поперешнику от пушкарских дворов по проезжей же улице дватцать сажен. У той церкви двор попа Василья, двор дьячка Стенки Кирилова, да место пономарево, да просвирнино. Да на той же церковной земле за ним, попом, во дворе бобыль Микишка Семенов сын Иноземец з детьми с Меркушкою, с Харкою, с Ефимком, з Давыдком…"

Первое упоминание в документах каменного Рождество-Богородицкого храма содержится в переписных книгах 1710 г.: "Пушкарская слобода, в той слободе церковь во имя Рождества Богородицы, да придел св. чудотворцев Космы и Домиана каменная… В деревне Крутой за Богородицким попом Ияковом Васильевым два двора бобыльских…" Как видим, здесь впервые упомянут и придельный храм святых Космы и Дамиана. Поскольку ранее, в документах 1676, 1678 и 1685-1686 гг. о придельном алтаре ничего не говорилось, можно сделать предположение, что каменный храм в Пушкарской слободе был построен между 1686 и 1710 г.

Натурное обследование ныне существующего Рождество-Богродицкого храма показывает, что собственно храм и северный придел были заложены одновременно с общей для них трапезной, поделённой на две равные части центральным столбом и двумя подпружными арками, расположенными вдоль продольной оси храма. Поэтому продольная ось трапезной не совпадает с продольной осью храмовой части и смещена к северу. Храм построен по типу восьмерик на четверике и был увенчан высоким куполом со световым барабаном, с луковкой и крестом на подкрестном яблоке. С восточной стороны к четверику храма первоначально примыкали три полукруглых апсиды, соединённых между собой переходами. Алтарная апсида была в два раза шире боковых, в которых размещались ризница и дьяконник. Из храма в апсиды вели три дверных проёма с полуциркульными перемычками. Особенностью храма является отклонение алтаря на 20 градусов к северу, а также ступенчатые паруса, три яруса голосников, один в верхней части четверика, два в восьмерике и тябловый иконостас. Под полом северной половины храма было помещение со входом с северной стороны. Колокольня, выполненная в классическом стиле, была пристроена к храму в самом конце XVIII столетия. Венчал колокольню гранёный купол и высокий золочёный шпиль с крестом на подкрестном яблоке.

По описанию 1856 г., Рождество-Богородицкая церковь "состоит из алтаря, храма и трапезы, в которой находится в пристроенном с севера застенке придел святых Космы и Дамиана. Алтари и трапеза освещаются в один свет, а храм в два света". Космодамиановский придел в это время уже отапливался и служил, по всей видимости, для прихожан зимним храмом. В главном иконостасе "…пять тябл с иконами темного письма. Царские врата резные, вызолочены, с резными вызолоченными изображениями архангела Михаила с ветвью, Божией Матери, четырёх евангелистов и шести херувимских головок. Древняя икона Казанской Богоматери писана по тёмному полю орехового цвета. В приделе заслуживают внимания две иконы святого Николая с мечом в правой руке и с видом храма в левой 1) старинного письма в басменном окладе, на котором вырезано: "174 (1666) год. Москва", а 2) резной, на липовой доске в серебряной вызолоченой ризе".

В 1875 г. алтарная апсида перестроена и расширена. После этого она приобрела прямоугольную, со скруглёнными углами форму, а в самом алтаре вместо трёх сводов сделан один. При этом была растёсана центральная арка входа в алтарь и растёсаны два новых боковых входа, ближе к центральной оси, с сохранением старых. В настоящее время в главный алтарь ведут пять дверных проёмов. Одновременно с перестройкой апсиды были растёсаны двери и окна в первом ярусе храмовой части и трапезной, тогда же срублены барочные наличники, которые представляется необходимым восстановить вместе со старыми проёмами по образцу сохранившихся до настоящего времени барочных наличников и окон второго яруса, что придаст храму перво-зданный, более интересный и древний вид. После перестройки Рождество-Богородицкая церковь вновь была освящена 15 сентября 1876 г.

Через десять лет после этого священник храма Рождества Богородицы о. Димитрий Бажанов заполнил метрику, разосланную Императорским Археологическим обществом по епархиям Русской Православной Церкви для сбора сведений обо всех храмах, построенных до 1800 г. Благодаря ей мы сегодня можем представить себе много из внешнего и внутреннего убранства Рождество-Богородицкого храма, не "пережившего" лихие времена XX столетия: "Наружные стены гладкие, посередине церкви есть пояс, выделанный из кирпича, в средине украшенный зубцами из кирпича (поребрик. — Прим. авт. ), на углах стен есть колонки из кирпича гладкие. Других фигур нет. Карнизы есть вверху, под самой крышей, в виде поясков и зубчиков… Кровля на храме несколько выгнута, восьмигранная, покрыта зелёной краской. Фонарь глухой, шестигранный, прямо над сводами, покрыт белым железом, есть на фонаре предглавие и пояс, украшенный золочёными ложечками. Глава одна сделана из белой жести, украшена узорчатым поясом и золочёными ложечками, под самым крестом главка золочёная». Крест на церкви железный, четырёхконечный, вызолоченный. Дверей три, паперть с одной стороны. Колокольня формы четырёхугольной, в три яруса, в нижнем на углах по четыре колонки полукруглые, во втором ярусе по две колонки полукруглых и две гладких, а в третьем ярусе на углах по три колонки полукруглых, кроме того, колокольня украшена карнизами, отливами и зубцами. Колоколов шесть, два больших отлиты в настоящем (XIX в. — Прим. авт. ) столетии, а четыре — древние. Стены внутри окрашены масляною розовою краской, не расписаны… Иконостас деревянный, старого устройства, тело его белое, есть местами резьба золочёная, Царские двери из двух створок, с резьбой". В главном иконостасе все иконы были старого письма и кроме образа Спасителя не были поновляемы. В иконостасе же придельного алтаря в тёплой церкви все иконы относились к концу XIX в. Престол в главном алтаре был деревянный с кипарисовой верхней доской. Солея обыкновенная, деревянная, на две ступени выше. Амвон обыкновенный, деревянный. Оба клироса полукруглые, белые, без украшений. Пол везде деревянный.

Согласно страховым оценкам 1910 г., Рождество-Богородицкая церковь снаружи была окрашена масляной краской, а внутри оштукатурена и окрашена.

Длина её с колокольней составляла 48 арш., наибольшая ширина 19 арш., высота до верха карниза 12 арш., больших окон 14 и малых 8. Иконостас в настоящей церкви длиной 12 и высотой 12 арш. (оценён в 4000 руб.), в трапезной длина иконостаса 9 и высота 5,5 арш. (оценён в 1000 руб.), трапезная отапливалась 3 голландскими печами, колокольня в три яруса, высотой до верха карниза 37 арш., ближайшая постройка — кирпичный жилой дом священника Бажанова, в 15 саженях с южной стороны.

Достопримечательностями храма в начале XX столетия являлись Казанская икона Божией Матери "весьма древнего письма, особо чтимая за чудотворную", иконы Рождества Богородицы и "Сошествие во ад", Евангелие 1703 г. и медный ковчег XVII в.

В Рождество-Богородицком храме Лебедяни изъятие ценностей проходило 25 марта 1922 г. В результате приход лишился серебряной ризы с вызолоченным венчиком весом 6 фунтов 9 золотников. Риза эта была снята с чтимой иконы Спасителя, находившейся в иконостасе с правой стороны от Царских врат, и сделано это было по настоянию председателя уисполкома вопреки протестам комиссии.

В 1925 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен на учёт отделением музеев Главнауки Наркомпроса. В это время в храме служил протоиерей Иоанн Семёнович Богословский.

После 1929 г. Богородицкая церковь закрыта и впоследствии поменяла нескольких хозяев. Сначала здесь была мастерская, до войны работала плодоовощная сушилка, а после войны — колбасный цех, ремстрой участок КБО, размещались склады. В алтаре хранился цемент, и попавшая влага превратила его в многотонный бетонный монолит.

Колокольня была разрушена ещё в 1930-е гг., и теперь её можно увидеть лишь на картине Б. Кустодиева и редких фотографиях начала XX в.

Затем Рождество-Богородицкий храм долгое время пустовал, обезображенный и осквернённый. Особенно сильно пострадала от вандализма и времени трапезная. И лишь только под куполом в храмовой части сохранились остатки росписей и лепные украшения начала XIX в.

К восстановлению храма приступили только с началом третьего тысячелетия. Силами прихода Ново-Казанского собора на храме установлена временная железная кровля. В последнее время начались работы внутри храма, в ходе которых наполовину заложена подпружная арка придельного алтаря, а на второй (северной) половине поставлен каменный столб, делящий её пополам. Впереди предстоит полноценная, опирающаяся на комплексные научные исследования реставрация Рождество-Богородицкого храма, являющегося одним из самых древних и интересных церковных сооружений Лебедянской земли.