Грозит ли штраф от ФМС за несвоевременное уведомление о принятии на работу иностранного гражданина? Неуведомление миграционной службы Некоторые хитрости по снижению штрафа

"Зарплата", 2012, N 5

Работодатель, досрочно расторгнувший трудовой договор с временно пребывающим в России иностранным работником (не высококвалифицированным), не уведомил о данном обстоятельстве в установленный срок миграционную службу. Какое наказание грозит за такое правонарушение и что предпринять в данной ситуации? Ответы на эти вопросы найдете в статье.

В статье "Увольнение временно пребывающих иностранцев", опубликованной в журнале "Зарплата", 2012, N 3, мы рассказали об обязанности работодателя уведомить территориальное отделение Федеральной миграционной службы о досрочном расторжении трудового договора с временно пребывающим иностранным работником. На подачу уведомления о досрочном расторжении трудового договора с обычным иностранным работником (безвизовым и визовым) работодателю отводится трехдневный срок (п. 9 ст. 13.1 и пп. 7 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и абз. 5 и 6 п. 137.1 Административного регламента, утвержденного совместным Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008).

Ответственность за неуведомление

За неуведомление территориального органа Федеральной миграционной службы ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрен штраф:

Вместо штрафа возможно наложение административного взыскания в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Что делать, если опоздали уведомить

Даже если срок уведомления пропущен, работодатель должен исполнить свою обязанность. Если вы вышлете уведомление после истечения срока, оштрафовать вас за неуведомление миграционной службы будет нельзя, так как ответственность установлена именно за неуведомление, а не за уведомление с нарушением срока (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Добрый день.

В КоАПе мы получается можем попасть по двум статьям: 1. Что наняли на работу иностранного гражданина с ВНЖ, не имея разрешения на наем иностранных граждан 2. Что не уведомили (или несвоевременно уведомили) о принятии на работу иностранного гражданина с ВНЖ.

Нет, ответственность Вы будете нести только за не уведомление о приеме на работу сотрудника в установленные законом сроки.

Разрешение на прием на работу Вам получать не требовалось.

В силу ст. 13 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:


1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

Указанный закон определяет вид на жительство как

документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

Поскольку данный документ подтверждает факт постоянного проживания иностранного гражданина в России, то это является основанием для исключения из общего требования оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников и требует лишь обязательного уведомления о заключении с ним трудового (или иного) договора.

Вам нужно лишь уведомить подразделение по вопросам миграции о привлечении такого работника

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Поскольку своевременно Вы не уведомили подразделение по вопросам миграции - то есть риск привлечения к ответственности по ст. 18.15 КОАП РФ

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Хочется определенно знать, стоит ли сейчас оперативно менять директора, или стоит просто уведомить ФМС в надежде, что нам не влепят штраф?

Если Вы сейчас будете менять директора - через его увольнение, об уведомлении также необходимо направить уведомление о его увольнении, соответственно сразу будет поставлен вопрос о том, почему не поступило уведомление о его приеме на работу, что увеличивает риск привлечения к ответственности.

Вы данные о директоре уже предоставили в ФСС, налоговую и т.п.?

Пока как вариант могу предложить оставить ситуацию так как она есть - если в течение года с момента истечения срока уведомления не будет решен вопрос о привлечении к ответственности - то она в дальнейшем Вам не грозит в связи с истечением сроков давности.

Олег, здравствуйте.

Вам в помощь п. 3 ст. 18.15 КоАП:

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

УФМС любит таких «забывчивых»… по собственному опыту скажу, не порте, на рожон не лезте… говорите, что извините, простите… не хотел нарушать закон, и тому подтверждение, что официально принял иностранца и тому подобное… давите на смягчающие обстоятельства… ст. 4.2. КоАП РФ

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ статья 4.2 настоящего Кодекса дополнена частью 3, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

В ответах в УФМС (и не только, во все гос.органы) я всегда эту статью использую…

За не уведомление в течении 3-х дней органов ФМС о заключении трудового договора с иностранцем на предприятие накладывается немаленький штраф. А какие санкции предусмотрены за несвоевременное уведомление о приеме на работу иностранца,т.е уведомлении в течении месяца?

Неуведомление миграционной службы о расторжении трудового договора с иностранцем является нарушением законодательства, за которое частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

При этом не имеет значения, в течении какого периода в последствии была уведомлена ФМС, если 3-дневный срок был пропущен, поэтому даже если ФМС была уведомлена в течении месяца со дня заключения трудового договора с иностранным сотрудником, но пропустила 3-дневный срок, она будет привлечена к ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Прибывающие без визы

Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19 .

Без визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:

Порядок оформления

Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:
1) получить патент для самого иностранца с целью ведения трудовой деятельности у работодателя – организации или предпринимателя;
2) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.

При этом для граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан действуют особые правила .

Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статусвременно пребывающих , получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Оформление на работу

Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца .

Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена .

Помимо этого миграционную службу необходимо уведомлять о прекращении трудовых или гражданско-правовых договоров с безвизовыми иностранцами (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).

Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к . Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора.

Такой порядок следует из положений пункта 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 .*

Добавим, что уведомлять службу занятости и налоговую инспекцию работодателю не нужно. Подразделения ФМС России сами обмениваются со службами занятости и налоговыми органами сведениями о привлечении сотрудников-иностранцев. Это предусмотрено в пункте 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Ответственность за неуведомление ФМС России

Внимание: неуведомление миграционной службы о заключении или расторжении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем является нарушением законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 3

  • на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 50 000 руб.
    • Правительством РФ и Советом Министров Боснии и Герцеговины , утвержденномраспоряжением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 977-р ;
    • Правительством РФ и Правительством Республики Македония , утвержденномраспоряжением Правительства РФ от 27 августа 2007 г. № 1131-р .
  • на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток);
  • на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 50 000 руб.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность за неуведомление установлена частью 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
  • на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 70 000 руб.

При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят не только за неуведомление миграционной службы, но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления.

В каком порядке оформить нового сотрудника

Чтобы оформить на работу нового сотрудника, в первую очередь от него нужно получить все необходимые документы . В том числе пенсионное свидетельство.

Следующим шагом ознакомьте будущего сотрудника с основными локальными нормативными актами организации – коллективными договорами, различными положениями, внутренними правилами и инструкциями. Сделайте это обязательно под подпись. Для этого можно использовать специальный журнал. Специальная форма для этого не предусмотрена. Поэтому ее можно составить самостоятельно или же воспользоваться, например, таким вариантом .

Такой порядок предусмотрен частями и статьи 68 Трудового кодекса РФ.

После того как условия работы согласованы, запишите их в трудовом договоре . Его подпишите в двух экземплярах – один для сотрудника, другой для организации. Сделать это нужно не позднее трех дней с момента, когда человек приступит к работе.

Подписав договор, нужно оформить приказ руководителя о включении в штат нового сотрудника.

Кроме того, иностранец может быть высококвалифицированным специалистом . Для приема на работу таких лиц предусмотрен особый порядок.

Подтвердить свой статус иностранец должен определенными документами.

Так, доказательством статуса временно пребывающего в России иностранца будет миграционная карта . У такого иностранца она должна быть обязательно. В миграционной карте фиксируются дата выдачи и срок пребывания мигранта в России. По окончании указанного срока иностранец может его продлить. Кроме того, он может получить разрешение на временное проживание или даже вид на жительство.

Получив разрешение на временное проживание, иностранец может в течение трех лет трудиться и жить в России. Разрешение оформляется в виде отметки в документе (штампа), удостоверяющем личность, а при его отсутствии – отдельным документом.

Иностранец, проживший в России год, может подать заявление о выдаче вида на жительство. Он выдается на пять лет и может неограниченное количество раз продлеваться. Вид на жительство, полученный лицом без гражданства, одновременно будет для него и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство также позволяет иностранцу свободно въезжать в Россию и выезжать с ее территории.

Кроме того, у любого иностранца должны быть документы, удостоверяющие его личность. Так, у иностранца должен быть паспорт либо другой документ, который может подтвердить личность, согласно законодательству или подписанным международным соглашениям России. Человек без гражданства также может подтвердить личность, как указано выше, разрешением на временное пребывание (когда оно оформлено отдельным документом) или видом на жительство.

Подробнее о том, как принять на работу иностранца с учетом его статуса, см.:

  • Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в визовом порядке и имеет статус временно пребывающего ;
  • Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего ;
  • Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно ;
  • Как принять на работу иностранца – высококвалифицированного специалиста .

Нина Ковязина

Справочная информация: Административная ответственность за нарушение трудового и миграционного законодательства

Область нарушений.

Каков срок давности по привлечению работодателя к ответственности за неуведомление ФМС о заключении/расторжении гражданско-правового договора с иностранным гражданином?

Ответ

Срок давности составляет одни год и начинает течь с момента пропуска соответствующего уведомления. Неуведомление ФМС о заключении трудового договора с иностранцем не является длящимся правонарушением (Постановление ФАС СКО от ).

«Принимая на работу сотрудников-иностранцев, организация должна уведомить о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров территориальный орган ФМС России. уведомления утверждена .

Помимо этого миграционную службу также необходимо уведомлять о прекращении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранцами. уведомления утверждена .

При этом уведомлять миграционную службу необходимо о приеме и увольнении всех сотрудников-иностранцев независимо от их статуса*, а именно:

  • временно пребывающих в России и ;

Такие уведомления необходимо направить в территориальное подразделение ФМС России не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового или гражданско-правового договора с иностранцем. Уведомления нужно заполнить разборчиво от руки или с использованием технических средств и направить лично или в электронном виде через Интернет.

При этом уведомлять службу занятости и налоговую инспекцию работодателю не нужно. Это объясняется тем, что ФМС России будет сама обмениваться со службами занятости и налоговыми органами сведениями о привлечении к труду сотрудников-иностранцев.

Внимание! Неуведомление миграционной службы о заключении или расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранцем либо извещение с нарушением порядка, срока и формы уведомления является нарушением законодательства, за которое предусмотрена * ().

Пример заполнения формы уведомления о заключении трудового договора с иностранцем

ООО «Производственная фирма "Мастер"» приняло на работу гражданина Узбекистана Бахтияра Шухратовича Абдулаева на должность маляра с 27 февраля 2015 года. Уведомление о заключении трудового договора с ним организация направила в территориальное подразделение ФМС России».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.