Декрет 1 от 25 января года. Oпубликован Декрет Сальвини "О гражданстве, безопасности и иммиграции": основные положения. Старые и новые типы вида на жительство для гуманитарной защиты

Безусловно, главным политическим событием недели стало подписание Президентом . Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения. Видные политики, бизнесмены и эксперты уже высказали свои мысли по этому поводу.


Так, м инистр труда и социальной защиты Ирина Костевич назвала основную цель документа. "В республике есть определенная категория трудоспособных граждан, которые не работают и не заинтересованы в поиске работы. Возможно, часть из них - это граждане, занятые в теневом бизнесе. Поэтому необходимо формирование условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в трудоустройстве. Декретом предусмотрено, что трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание" , - цитирует Костевич БЕЛТА .

Игорь Марзалюк. Фото: teleskop-by.org

Документ учитывает все вопросы трудоустройства , отметил в эфире "Столичного телевидения" председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке . А постоянно действующие комиссии по трудоустройству граждан, которые согласно декрету создадут местные власти, будут стимулировать население к трудовой занятости.

Первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович разъяснил . "Декрет направлен на решение основных задач - трудоустройство наших граждан, нуждающихся в нем. Акцент сделан на усиление роли местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов власти в решении этого вопроса. Новацией станет создание перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. Правительство определит соответствующий порядок содействия занятости на таких территориях. Самое главное, что отличает подписанный вчера документ - Декрет основан на принципах социальной справедливости и задействования всех граждан в трудовой деятельности" , - сказал заместитель министра.


Отметил первый заместитель министра труда и социальной защиты и принципиально новый момент решения проблем в сфере занятости, прописанный Декретом №1:

- Речь про ежегодное определение Правительством перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. Это позволит адресно решать вопросы занятости населения в отдельных районах или городах Беларуси. На таких территориях областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения.

Также будут устанавливаться поквартальные значения в области прогнозных показателей в области содействия занятости населения на республиканском, областном и районном уровнях. Мониторинг выполнения властью этих заданий позволит контролировать ситуацию на рынке труда республики и регионов и оперативно принимать решения по ее регулированию.



Андрей Лобович заявил, что задача местных органов власти - дойти до каждого претендента в списки республиканской базы не занятых в экономике. "Республиканская база не занятых в экономике будет формироваться на основе имеющихся ресурсов госорганов. И использоваться местными органами власти для конкретной выверки списков граждан, которые будут считаться не занятыми в экономике. Задача местных органов власти - оказать содействие, предложить свои услуги по трудоустройству, переобучению и другим формам эффективной политики содействия занятости" , - подытожил Лобович.

Механизмы декрета №1 "О содействии занятости населения" предусматривают равную социальную ответственность всех граждан, рассказал БЕЛТА председатель Федерации профсоюзов Беларуси, член Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Михаил Орда . "Это честный и справедливый подход. Каждый гражданин, который может работать, должен на равных участвовать в финансировании тех услуг, которые получает. Несправедливо, когда законопослушные работники тех же заводов за счет своих налогов содержат тех граждан, кто получает теневые доходы" , - убежден председатель ФПБ.


Михаил Орда


Председатель ФПБ обратил внимание еще на один важный момент декрета - он будет способствовать обеспечению легальности рынка труда. "Это, безусловно, нужный шаг. Профсоюзы всегда выступали за то, чтобы бизнес был легальным и прозрачным. Потому что при использовании серых схем, выплаты зарплат в конвертах, защита работника значительно снижается. Человек лишается справедливой оплаты за отпуск, больничный, в перспективе рискует остаться без пенсионных выплат" , - напомнил Орда.

Механизм работы специальных комиссий, созданных для работы с населением, разъяснила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Тамара Красовская :

- С каждым из них будут встречаться, беседовать, чтобы выяснить, почему человек не работает, предложить варианты трудоустройства или переобучения, выслушать пожелания. Поэтому основная ответственность за реализацию Декрета ложится на местные власти: именно они должны знать каждого человека в своем регионе, его жизненные обстоятельства.

"Государство предпринимает продуманные меры по стабилизации и развитию гражданского общества через независимость наших граждан, прежде всего экономическую. Именно на это, в первую очередь, направлен принятый декрет, реализация которого позволит местным органам власти обеспечить работой всех желающих. Содействовать занятости всех, кто в этом заинтересован, - основная идея этого документа" , - рассказал руководитель Центра политической и экономической социологии Института социологии НАН Беларуси Николай Щекин .

Кроме того, отметил он, в обществе назрела потребность ухода от некоторой экономической инфантильности граждан, а государство как заинтересованная сторона сделает все возможное для становления финансово независимого общества, в котором должен быть обеспечен принцип социальной справедливости.

Изменится ли их форма и механизм проведения в свете подписанного накануне Декрета Президента № 1 "О содействии занятости населения"? Председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романовская приводит статистику прошлого года. В Минске прошли тогда 3 большие и около 200 мини-ярмарок. Их цель - показать возможность трудоустройства для каждого. Об эффективности же можно судить по следующим цифрам:

- В среднем примерно 15 тысяч граждан посещают каждую ярмарку. При этом 1000-1200 человек обозначают себя, то есть вступают в контакт с нанимателями, оставляют свои координаты, заполняют анкеты или оставляют резюме. Трудоустраиваются при этом, как показывают наши расчеты, около 200-300 человек. Но надо понимать, что на ярмарках вакансий предлагаются не только собственно вакансии, непосредственное трудоустройство. На них ведется также консультирование, направление желающих найти работу на переподготовку. Так что приведенные выше цифры не в полной мере иллюстрируют эффективность ярмарок, на деле она гораздо выше.




По словам Жанны Романовской, на сегодняшний день в городе Минске в наличии имеются более 11 тысяч вакансий:

- То есть на одного безработного у нас более 5 вакансий. Работа есть как для людей, которые имеют рабочую профессию, так и для специалистов. Для каждого человека, кто испытывает трудности с поиском работы, мы предлагаем переобучение по пяти образовательным программам. Это переподготовка, подготовка, обучающие курсы, по профессии и по специальности. Только на 2018 год мы сформировали 33 профессии, по которым можно обучиться. И все они востребованные на рынке труда.



А в Министерстве по налогам и сборам рассказали тем, кто уже успел его оплатить. Чтобы получить деньги назад, нужно написать специальное заявление и представить паспорт или другой удостоверяющий личность документ. Подать заявление может не только само заинтересованное лицо, но и его представитель - по официально оформленной доверенности. Вернут деньги можно на счет в белорусском банке или получить наличными из кассы "Беларусбанка".

Рассмотрим, тезисно, какие изменения в действующее законодательство привнес новый указ Сальвини.

Положения о приобретении и отзыве итальянского гражданства

а) аннулирована статья 8, которая касается отклонения запросов на получение гражданства супруга гражданина Италии, иностранца или лица без гражданства, при наличии препятствий, упомянутых в статье 6 (вынесенный судебный приговор за одно из преступлений, предусмотренных во второй части, главы I, II и III Уголовного кодекса). Исключение пункта 2 отменяет издание декрета, отклоняющего ходатайство спустя два года с даты подачи запроса;

б) сумма взноса за рассмотрение заявок на предоставление итальянского гражданства с 5/10/2018 возрастает до 250 евро;

c) изменяются сроки рассмотрения заявок, упомянутых в статьях 5 и 9, с 24 до 48 месяцев;

d) после статьи 10 вставлен следующий текст:

"Ст. 10-бис. - 1. Итальянское гражданство, приобретенное в соответствии с пунктами 2, 5 и 9 статьи 4, аннулируется в случае получения обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, за преступления, предусмотренные в статье 407, пункт 2, а), п. 4), Уголовно-процессуального кодекса, а также за преступления, упомянутые в статьях 270 -ter и 270 -quinquies. Уголовного кодекса. Отзыв гражданства осуществляется в течение трех лет после получения судимости за преступления, упомянутые в первом предложении, Указом Президента Республики по одобрению Министерством Внутренних дел. (прим: терроризм, принадлежность к террористическим организациям).

2. Положения пункта 1, литера с) применяются к ТЕКУЩИМ практикам по предоставлению гражданства, продолжающимся на момент вступления в силу настоящего указа .

Гуманитарная защита в Италии, вид на жительство для гуманитарной защиты

Текст декрета был разработан и адаптирован путем кропотливой работы сотрудников МВД, однако, его первоначальная структура, вызвавшая множество разногласий, касающаяся механизма предоставления гуманитарной защиты в Италии, не изменилась.

Настоящим указом министр Сальвини отменяет выдачу видов на жительство для гуманитарной защиты . Лица, пребывающие в Италии по процедурам гуманитарной защиты, упомянутым в статье 1 декрета номер 416 от 30 декабря 1989 года, на дату вступления в силу этого указа, остаются в Италии на данном основании до истечения запланированного периода времени и, в любом случае, в течение сроков финансирования проектов приема и размещения.

Что касается иностранцев, имеющих , законопроект от 5 октября 2018 года, в ст. 1, пункт 8, гласит, что по истечении его срока действия смогут продлить его в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Законодательного декрета 25/2008, но после тщательной экспертизы, проведенной компетентной Территориальной комиссией, которая оценит условия и предпосылки для продолжения пребывания иностранца в Италии, изложенные в пунктах 1 и 1.1 статьи 19 Единого иммиграционного законодательства. Следовательно, продлить гуманитарный вид на жительство будет гораздо труднее, чем в прошлом.

В пункте 9 также предусматривается, что с момента вступления в силу нового декрета, иностранцы которые, по мнению Территориальной комиссии, не могут получить вид на жительство на основании международной защиты, однако имеют право на получение ранее существовавшего гуманитарного ВНЖ, получат новый тип ВНЖ с надписью "особые случаи", длительностью два года, конвертируемый в вид на жительство для самозанятости или подчиненной работы. По истечении срока действия, если документ не будет конвертирован, резонность пребывания иностранца будет подлежать той же оценке, которая предусмотрена в предыдущем пункте 8.

Кроме того, расширяется перечень преступлений, которые, в случае получения окончательных обвинительных приговоров, являются причиной отказа в выдаче или аннулирования статуса беженца: это сексуальное насилие; производство, оборот и хранение наркотиков; грабеж и вымогательство; насилие или угроза государственному должностному лицу; кража, усугубляемая применением оружия.

Старые и новые типы вида на жительство для гуманитарной защиты

Pечь идет о видах на жительство на основании социальной защиты (статья 18) для жертв насилия в семье (статья 18 бис) для жертв трудовой эксплуатации (статья 22, параграф 12 кватер); все эти случаи, уже предусмотренные в законодательстве ранее, теперь группируются под новым названием "особые случаи" (casi speciali); затем декрет предусматривает введение двух новых типов видов на жительство, один для жертв стихийных бедствий (статья 20-бис), а другой для иностранцев, совершивших акт особой гражданской ценности (статья 42-бис) (ВНЖ-премия за особо ценные для государства и граждан поступки). Наконец, новый тип ВНЖ, похожий на уже существовавший ВНЖ для лечения, будет выдаваться иностранцам, которые находятся в чрезвычайно тяжелом состоянии здоровья (пункт 2 статьи 19, лит. d-бис)).

Особые характеристики вышеперечисленных ВНЖ:

а) ВНЖ по соображениям социальной защиты (статья 18) (permesso per motivi di protezione sociale) имеет продолжительность шесть месяцев и может быть продлен на один год или на более длительный период, если существуют условия. Он позволяет получить доступ к основным социальным услугам и обучению, а также работать по найму, по желанию и при наличии условий, документ может быть преобразован в учебный или рабочий вид на жительство;

b) ВНЖ для жертв насилия в семье (статья 18-бис), имеет продолжительность один год и обеспечивает доступ к социальным услугам и учебе, позволяет получить прописку в Италии, выпонять работу в подчинении и автономно, если держатель удовлетворяет минимальным возрастным требованиям. По истечении срока действия вид на жительство может быть преобразован в рабочий или учебный ВНЖ;

c) ВНЖ для жертв трудовой эксплуатации (статья 22, параграф 12) имеет срок действия шесть месяцев и может быть продлен на год или на более длительный период, необходимый для совершения уголовного судопроизводства, он позволяет работать и может быть преобразован по истечении срока действия в вид на жительство для подчиненной или самостоятельной работы;

d) ВНЖ для лечения, будет выдаваться иностранцам, находящимся в состояниях здоровья исключительной тяжести (19, абз. 2, буква d-бис)), которые не могут быть высланы, поскольку удаление из Италии принесло бы непоправимый вред их здоровью. ВНЖ выдается на время, подтвержденное медицинским учреждением в Италии, срок действия, в любом случае, не превышает один год, с возможностью продления, если условия здоровья исключительной тяжести должным образом удостоверены; документ действителен только на национальной территории, не позволяет работать и не конвертируется, за исключением преобразования в ВНЖ по семейным обстоятельствам, согласно требованиям статьи 30, пункт 1, Единого иммиграционного закона;

e) ВНЖ для лиц, пострадавших от стихийного бедствия (статья 20-бис) (permesso di soggiorno per calamità) выдается, когда страна, в которую иностранец должен вернуться, пострадала от непредвиденных катастроф и бедствий, которые не допускают возвращения иностранца домой в полной безопасности; ВНЖ имеет срок действия шесть месяцев, действителен только на национальной территории и позволяет работать, но не может быть преобразован в рабочий вид на жительство; как и в предыдущем случае, понако, он конвертируем в ВНЖ по семейным обстоятельствам;

f) ВНЖ для лиц, совершивших поступки особой гражданской ценности , выдается по разрешению министра внутренних дел по предложению компетентного префекта. Он действует в течение двух лет, может быть продлен, позволяет получить доступ к соцуслугам, обучению, а также работать и может быть преобразован в вид на жительство для самозанятости или работы по найму.

Споры, связанные с выдачей, продлением, отзывом вышеупомянутых видов на жительство (за исключением ВНЖ для лиц, совершивших поступки особой гражданской ценности), ведутся в специализированных секциях гражданских судов в соответствии с лит. d -бис), пункта 1, ст. 3 декрета от 17 февраля 2017 года.

Вид на жительство для "особой защиты" (protezione speciale)

Другая категория видовна жительство - ВНЖ для "особой защиты", выданный по просьбе Комиссии по территориальному убежищу, в соответствии с новой редакцией ст. 32, пункт 3 Законодательного декрета от 28 января 2008 года, п. 25: "В случаях, когда заявка на международную защиту не принимается и существуют условия, изложенные в пунктах 1 и 1.1 статьи 19 законодательного декрета от 25 июля 1998 года, п. 286 и последующие поправки, для предоставления гуманитарной защиты, Территориальная комиссия передает документы в квестуру для выдачи вида на жительство сроком действия один год с надписью "особая защита", если иностранец не может быть направлен в другое государство, обеспечивающее аналогичную защиту. Данный тип ВНЖ может быть продлен по запросу Территориальной комиссии и позволяет работать, но не может быть преобразован в рабочий вид на жительство. Опять же, он может быть конвертирован в ВНЖ по семейным обстоятельствам.

Таким образом, этой мерой Италия будет предоставлять защиту просителю убежища, который, даже если он не обладает реквизитами для получения , находится в уязвимом состоянии, как это определено в ст. 19, пункты 1 и 1.1, и поэтому ни в коем случае не может быть выслан в государство, в котором он может подвергнуться преследованию по признаку расы, пола, языка, гражданства, религии, политических убеждений, личных или социальных условий.

Споры, связанные с признанием статуса особой защиты и вопросами получения, продлением или отзыва соответствующего вида на жительство, передаются в специализированные секции обычных судов.

ВНЖ в качестве документа, подтверждающего личность владельца

Статья 13 декрета вносит изменения в статью 4 законодательного декрета 142 от 18 августа 2015 года: "вид на жительство представляет собой документ, подтверждающий личность заявителя, в соответствии с пунктом 1 статьи 1, лит. c) Постановления Президента от 28 декабря 2000 года, п. 445".

Высылка и содержание под стражей

Другие изменения в Едином иммиграционном законодательстве охватываются статьей 2 Закона о декрете и касаются процедур высылки нелегально проживающих в Италии иностранных граждан.

Во-первых, срок максимального срока содержания иностранца в центрах репатриации был удвоен (пункт 5 статьи 14) с 90 до 180 дней. Затем, предусматривается возможность содержания под стражей иностранца, ожидающего репатриации и высылки, также в структурах, отличных от центров репатриации, при наличии Управления по обеспечению общественной безопасности. Куда поместить иностранца, решает мировой судья по запросу квестур. Судья может разрешить содержание иностранца в подходящих помещениях соответствующей пограничной службы до тех пор, пока не будет проведена его высылка, н в любом случае не более сорока восьми часов после.

Наконец, в статье 5, которая ссылается на Регламент (ЕС) №. 1987/2006, говорится, что "высылка включает запрет на въезд и пребывание на территории государств-членов Европейского союза, а также государств, не являющихся членами, где действует шенгенская конвенция".

Изменения в правилах международной защиты

а) Прием просителей международной защиты - Законодательный декрет 142 от 18 августа 2015 года и декрет-закон 416 от 30 декабря 1989 года

Первый пересмотр норм (статьи 4, 5 и 5 бис) касается вида на жительство, выданного лицу, ищущему убежище, который и сегодня является документом, удостоверяющим личность, но в то же время больше не дает права на прописку.

После этого изменяются условия при гипотетическом задержании лица, ищущего убежища (статья 6): иностранец может быть задержан, даже если он числится проживающим в одном из центров приема, если префектура имеет основания полагать, что заявка на предоставление международной защиты была подана с единственной целью оттянуть момент высылки из страны. Иностранец может быть задержан в целях идентификации личности в специальных помещениях в структурах, упомянутых в пункте 1 статьи 10 тер, TUI на срок, не превышающий тридцати дней; если существуют трудности при проверке личности и, прежде всего, гражданства, содержание под стражей может продолжаться в течение максимального периода в 180 дней. Задержание происходит по распоряжению специализированной секции суда.

Другие изменения, внесенные указом, состоят в следующем: иностранец может присутствовать на слушании путем видеосвязи с центром репатриации.

Что касается системы приема (статьи от 8 до 23), то в декрете указывается, что в первую очередь центры по защите и приему беженцев будет заниматься только приемом несовершеннолетних и тех, кто получил статус международной защиты. Все остальные просители убежища будут размещены в государственных приемных центрах или, в случае чрезвычайной ситуации, во временных структурах, только после оценки состояния здоровья заявителя и выяснения наличия особых ситуаций (Статья 11). В качестве условия для доступа к услугам по приему и размещению иностранец в момент подачи заявки должен официально заявить, что у него нет достаточных средств к существованию. Остается неизменной возможность просителя убежища выйти на рынок труда через 60 дней после подачи заявки, если процедура рассмотрения заявки не будет завершена и отсрочка не является виной заявителя.

Определение "Система защиты лиц, ищущих убежище" заменяется новым названием "Система защиты лиц, пребывающих под международной защитой, и несопровождаемых беженцев-несовершеннолетних".

Процедуры признания и отзыва статуса беженца

Первое изменение касается пункта 3 статьи 3: ускоряются процедур определения государства, ответственного за рассмотрение ходатайства о международной защите.

Изменения в статье 7: заявители, которые подали заявление на предоставление статуса беженца только с целью отсрочки высылки, будут немедленно удалены с национальной территории.

В статье 23 бис предусмотрено приостановление рассмотрение ходатайства на предоставление международной защиты при необоснованном отдалении иностранца из структур приема.

Иностранец может подать повторное ходатайство, если его заявка отклонена, но он считает, что условия для предоставления ему статуса беженца существуют. В декретно, однако, исключается положение о том, что Комиссия, прежде чем принять решение о высылке в отношении заявителя, повторившего ту же заявку после принятия первого решения Комиссией, должна предоставить ему возможность представить свои замечания в течение трех дней после оглашения отказа. Наконец, в новой статье 29 бис в декрете закона определяется невозможность подачи повторной заявки иностранцем на этапе исполнения декрета о высылке или выдворении с единственной целью - отсрочить или предотвратить выполнение самой меры.

Прекращение действия и отказ в предоставлении статуса беженца и субсидиарной защиты - Законодательный декрет 251 от 19 ноября 2007 года

Декрет изменяет следующие пункты:

1) прекращения действия статуса беженца и субсидиарной защиты по причинам, упомянутым в ст. 9, пункт 1, буква d),(беженец добровольно вернулся в страну, которую он оставил) наступает после первого въезда иностранца в страну происхождения по любой причине.

2) в статьях 12 и 16 увеличились случаи аннулирования/отказа в предоставлении статуса беженца/дополнительной защиты (насилие или угроза государственному должностному лицу; увечье женских половых органов; кража, совершенная с применением оружия или наркотиков, убийства, грабеж, вымогательство, похищение с целью грабежа или вымогательства, содержание в рабстве или в подневольном состоянии; принуждение к проституции лица в возрасте до восемнадцати лет, детская порнография, торговля людьми, сексуальное насилие).

Декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения . сайт узнал у экспертов, чего стоит ожидать от обновленного декрета по тунеядцам.

Свое мнение высказали старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб и экономист, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин .

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

«Исправляя одни ошибки, власть продолжает генерировать новые»

Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари», считает, что формулировки в новом декрете абсурдные и его принятие может привести к негативным последствиям на рынке труда.

— Отрадно, что власть начинает признавать свои ошибки, отменив сбор на тунеядство, — говорит аналитик. — При этом огорчает, что, исправляя одни ошибки, она генерирует новые — это желание обязать возмещать стопроцентную стоимость пока еще непонятно каких оказываемых государством услуг трудоспособными гражданами, не занятыми в экономике.

Вадим Иосуб считает абсурдной формулировку «трудоспособные граждане, не занятые в экономике».

— Во-первых, сейчас нигде точно не сформулировано, кого относить к этим людям. В декрете сказано, что будут приниматься разъясняющие подзаконные акты Советом министров. Видимо, там это распишут, — предполагает аналитик. — Кстати, в прошлый раз весь декрет — кого относить к тунеядцам, кого нет, меры воздействия, были прописаны в самом документе, соответственно, и недовольства этим документом были направлены на человека, его подписавшего. Сейчас получается рамочный декрет, уточнять его будет Совмин, исполнять — местные органы власти. Теперь, если будут недовольства, то направлены они будут на «плохой» Совет министров, исполнителей на местном уровне.

— С точки зрения властей этот вопрос, скорее всего, определяется, работает или не работает человек, платит ли подоходный, ФСЗН. Это распространяется на ИП, ремесленников. Соответственно, если человек не работает, не ИП и не ремесленник, то он не участвует. Но можно найти массу контрпримеров, которые показывают, что определять таким образом несправедливо. Простой пример: семья, где муж получает пять или десять средних зарплат по стране, жена домохозяйка. Он со своей зарплаты платит налоги, все удержания, причем в разы больше, чем среднестатистический белорус. Он может позволить себе содержать жену. Является ли жена не участвующей в экономике — не очень понятно. Ведь данная семья платит налогов больше, чем средняя семья, — говорит аналитик. — Аналогичный пример: человек имел бизнес, платил много налогов, решил его продать. Продал, получил деньги, заплатил с них налоги и решил год не работать — отдохнуть. Положил деньги на депозит, а еще лучше купил на них государственные облигации и живет на проценты. Является ли он не участвующим в экономике, если вложил в нее кучу денег через банк или напрямую в бюджет, купив на них государственные облигации? Это вопрос.

И старый декрет, и новый «якобы направлены на установление социальной справедливости», отмечает эксперт. Но он считает, что документ может привести к прямо противоположным вещам.

— У нас в стране избытка рабочих мест нет, есть серьезная фактическая безработица, она отличается от зарегистрированной. К чему может подтолкнуть декрет? В первом примере, где муж содержит жену, она домохозяйка, им денег на все хватает. Но чтобы не числиться не участвующей в экономике, она может фиктивно устроиться куда-нибудь. К примеру, на полставки уборщицей, посудомойкой, няней. При этом работать на самом деле не будет, скажет директору, что зарплата ей не нужна, она хочет только числиться. При этом она займет чье-то место, человека, который остро нуждается в работе. Это обострит социальную напряженность. Люди, которые не нуждаются в рабочем месте и небольших деньгах, будут занимать места тех, кто в этом рабочем месте остро нуждается. Есть надежда, что к моменту, когда все это должно быть разъяснено Советом министров, де-факто это спустят на тормозах или полностью «выхолостят». И в результате это не будет работать, так же, как толком не работал предыдущий декрет № 3.

«Возникнет проблема на этапе внедрения идей декрета № 1»

«Скорее всего, возникнут проблемы на этапе внедрения декрета, так как многие положения могут не соответствовать действующей Конституции», — считает Владимир Ковалкин, экономист, руководитель проекта «Кошт урада».

— Новый декрет, безусловно, лучше предыдущего. Вместо сбора безработные будут оплачивать госуслуги по полной стоимости. Если сравнить с мировой практикой, то подобные вещи применяются во многих странах, например в Литве. Если ты являешься безработным, не стоишь на учете на бирже труда и не платишь взносы в Sodra (аналог ФСЗН. — Прим. TUT.BY), точно так же лишаешься возможности получать весь спектр медицинских услуг. Такие вещи применяются во многих странах, другое дело, что в Беларуси возникнет проблема на конституционном уровне, на этапе внедрения этих идей. Конституция гарантирует бесплатную медицину и бесплатное среднее образование для всех граждан. Как собираются власти одновременно реализовывать декрет, где предусмотрена полная оплата госуслуг, и при этом не нарушить Конституцию, совершенно непонятно.

Владимир считает, что одна из возможных мер — расширение перечня платных услуг.

— Тунеядец сможет получить только базовые медуслуги, проще говоря, прийти на прием к терапевту и помазать ранку зеленкой. Серьезная диагностика или лечение будут платными. При этом человек, который платит взносы в фонд соцзащиты, по-прежнему сможет лечиться бесплатно.

По словам эксперта, еще один резонный вопрос — как «тунеядец» будет платить полную стоимость услуг ЖКХ, если в квартире с ним живут другие люди.

— Этих схем абсолютно нет, и декрет носит декларативный характер. Но как только чиновники начнут разрабатывать подзаконные акты, начнутся проблемы — противоречие Конституции, проблемы с расчетом тарифов. Я думаю, что первый период, когда проблемы начнут вскрываться, будет в апреле-мае, на этапе разработки подзаконных актов, когда нужно будет выдать какие-то постановления, которые объясняют, как же применяется декрет. Второй период будет на этапе, когда декрет начнут внедрять и применять.

В других странах, особенно европейских, такой проблемы не возникает, потому что там услуги ЖКХ оплачиваются полностью, отмечает эксперт. «Однако предусматривается система налоговых вычетов, и в том случае, если граждане являются малоимущими или безработными, им выплачивается пособие. Там идут со стороны доходов, а не расходов», — говорит Владимир Ковалкин.

По его мнению, помимо борьбы с уклонением от уплаты налогов, нужно менять всю систему социальной поддержки.

— Менять на ту, которая доказала свою эффективность на протяжении более чем ста лет в странах Европы. Это значит платить нормальное пособие по безработице, создавать учебные центры по переквалификации в центрах занятости, стимулировать людей заниматься предпринимательством, создавать налоговые вычеты для отдельных уязвимых групп. Всего этого в Беларуси нет, и поэтому на этапе внедрения декрета будет огромное количество проблем.

Декрет № 1 подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 января, он предусматривает меры по содействию занятости населения, сообщила пресс-служба.

В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить правительству.

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.

Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.

Для реализации декрета правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.

Кроме того, предусматривается принятие правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», - отмечено в сообщении.

На правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.

В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

Декрет вступает в силу после его официального опубликования.

26 января первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович и еще ряд чиновников провели пресс-конференцию, чтобы объяснить особенности президентского декрета № 1.

Накануне Александр Лукашенко подписал декрет № 1 о содействии занятости населения.

Было заявлено, что главная цель документа - обеспечить работой всех, кто этого хочет. Вместе с тем предусмотрены меры пресечения в отношении тех, кто не хочет приносить пользу обществу. Среди прочего говорится, что с 1 января 2019 года безработные трудоспособные белорусы будут оплачивать датированные государством услуги по их полной цене. Конкретный перечень поручено определить правительству.

Кто попадет в список «тунеядцев»?

Первое. Сначала на основании данных государственных органов будет создана национальная база, которую скорректируют на местном уровне. Она и станет систематизированным списком «тунеядцев». О том, что они находятся в базе, им сообщат местные власти, свободного доступа к ней, как следует из слов чиновников, не будет.

Второе. Каждый квартал будет проводиться мониторинг ситуации с тем, чтобы при необходимости вносить определенные коррективы. Также ежегодно будут определяться проблемные территории со сложным положением на рынке труда, куда дополнительно направят бюджетные средства.

Третье. За что конкретно должны платить тунеядцы, правительство определит до 1 апреля текущего года.

Чиновники не знают многих ответов

Когда дело дошло до вопросов, выяснилось, что чиновники во многом несведущи сами. Например, в квартире живут три человека, один из них «тунеядец». Каким образом будут оплачиваться коммунальные услуги? Вопрос остался без ответа.

Так же не смогли участники пресс-конференции сказать, какие услуги эта категория населения будет платить в 100-процентном размере - только ЖКХ или ещё медицинские, образовательные и другие?

Власти еще раньше заявляли: в обозримой перспективе все жители страны будут оплачивать коммунальные услуги на 100%. Похоже, что тогда не будет никакой разницы, тунеядец ты или бюджетник.

На все вопросы ответы были приблизительно одинаковы - дождемся соответствующего документа Совета министров 1 апреля.

Комментируя новый декрет, председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько сказал корреспонденту Свободы, что «власти все же отступили».

«Но, чтобы сохранить лицо, и придумано, чтобы человек, который не имеет работы, оплачивал услуги государства. Я думаю, что реализовать это на практике будет сложно. Что это означает? Если дети ходят в школу, то человек должен за это платить? Или если кто-то не может оплатить услуги в поликлинике, то будет умирать на улице? Каждая такая ситуация может стать информационным поводом. Как ранее писали о «марше нетунеядцев». И этот декрет может стать костью в горле власти, которой она может сильно подавиться».

Александр Лукашенко подписал Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» 2 апреля 2015 года. Документ обязывал граждан Беларуси, иностранцев и лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории страны и не участвуют в финансировании государственных расходов или участвуют в таком финансировании менее 183 календарных дней в год, уплачивать сбор в размере 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф или административный арест.

Срок уплаты сбора закончился 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор выплатили более 54 тысяч человек из 470 тысяч, которым были разосланы сообщения.

Декрет вызвал волну протестов в Беларуси весной 2017-го. Участники «Маршей нетунеядцев» требовали отменить декрет. Уличные акции жестоко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В марте Лукашенко постановил приостановить на год действие декрета после массовых акций протеста по всей стране, но позже заявил, что не отказался от «налога на тунеядцев». От чиновников звучали разные предложения для обновления декрета, в том числе противоречащие Конституции. Глава государства потребовал обновить декрет № 3 к 1 октября.

Ранее сообщалось, что декрет потерпел «коренную реконструкцию», но в чем она заключалась, не уточнялось.