8 КоАП. Подарок на Новый Год - ч.1 ст.14.8 КоАП Частью 2 статьи 14.8 коап рф

Нарушение иных прав потребителей

Комментарий к статье 14.8 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья объединяет три состава административных правонарушений. Ее цель - защита административно-правовыми методами прав и законных интересов потребителей в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.

2. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи, посягает на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) потребитель вправе потребовать предоставления ему указанной информации в наглядной и доступной форме.

Основной перечень обязательных сведений о товаре (работах, услугах) предусмотрен Законом РФ "О защите прав потребителей" (см. п. 2 статьи 10) . Все сведения о товарах (работах, услугах) должны содержаться в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировке или указанные иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), и доводиться до потребителей.

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень необходимых сведений о них и способы доведения информации до потребителя устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ (например, Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (с изм. и доп.)). См. также Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 "Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний".

Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации конкретизируется другими федеральными законами.

3. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.

4. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей. Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены ГК РФ (см., например, ст. ст. 427, 432, 454, 455, 492, 730 и др.). Многие из этих положений конкретизируются соответствующими федеральными законами, иными правовыми актами об отдельных видах договоров.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.

С субъективной стороны указанные действия могут быть только умышленными. Субъектами данного административного правонарушения являются те же лица, которые признаны субъектами правонарушения, установленного ч. 1 настоящей статьи.

5. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 данной статьи, посягает на установленные законом льготы и преимущества потребителя в сфере реализации договоров купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг.

Основные виды льгот и преимуществ, категории граждан, которые имеют право ими пользоваться, а также порядок предоставления этих льгот и преимуществ определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (см. Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изм. и доп.)).

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о льготах и преимуществах для определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.

С субъективной стороны такие действия (бездействие) могут быть совершены умышленно или по неосторожности.

Субъектами административного правонарушения по ч. 3 данной статьи являются должностные лица и юридические лица.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Вопрос: ...Административным органом было вынесено постановление о привлечении банка к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (в кредитный договор было включено условие о возможности изменения банком в одностороннем порядке размера процентной ставки по договору). Является ли административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, длящимся для целей применения срока давности привлечения к административной ответственности? (Консультация эксперта, 2010)

Вопрос: Административным органом было вынесено постановление о привлечении банка к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя) (в кредитный договор было включено условие о возможности изменения банком в одностороннем порядке размера процентной ставки по договору).
Является ли административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, длящимся для целей применения срока давности привлечения к административной ответственности?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Пунктом 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что при применении ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В рассматриваемой ситуации банк совершил административное правонарушение, выразившееся во включении в кредитный договор условий, которые ущемляют права потребителя.
Данное правонарушение не может быть длящимся, так как оно является оконченным в момент подписания кредитного договора.
Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2009 N А58-1341/08-Ф02-1241/08, ФАС Московского округа от 04.05.2010 N КА-А40/3855-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 07.05.2010 N А63-10082/2009.
Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, не является длящимся. Срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с момента заключения договора с потребителем.
М.А.Зубко
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
20.08.2010

1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарии к ст. 14.8 КОАП РФ


1. Комментируемая статья объединяет три состава административных правонарушений. Ее цель - защита административно-правовыми методами прав и законных интересов потребителей в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.

2. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи, посягает на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) потребитель вправе потребовать предоставления ему указанной информации в наглядной и доступной форме.

Основной перечень обязательных сведений о товаре (работах, услугах) предусмотрен Законом РФ "О защите прав потребителей" (см. п. 2 ст. 10). Все сведения о товарах (работах, услугах) должны содержаться в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировке или указанные иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), и доводиться до потребителей.

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень необходимых сведений о них и способы доведения информации до потребителя устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ (например, Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (с изм. и доп.)). См. также Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 "Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний".

Кроме сведений о товарах (работах, услугах) потребитель имеет право получить информацию об изготовителе, исполнителе, продавце, о режиме работы изготовителя, исполнителя, продавца (см. ст. ст. 9 и 11 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации конкретизируется другими федеральными законами.

3. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.

4. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей. Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены ГК РФ (см., например, ст. ст. 427, 432, 454, 455, 492, 730 и др.). Многие из этих положений конкретизируются соответствующими федеральными законами, иными правовыми актами об отдельных видах договоров.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.

С субъективной стороны указанные действия могут быть только умышленными. Субъектами данного административного правонарушения являются те же лица, которые признаны субъектами правонарушения, установленного ч. 1 настоящей статьи.

5. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 данной статьи, посягает на установленные законом льготы и преимущества потребителя в сфере реализации договоров купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг.

Основные виды льгот и преимуществ, категории граждан, которые имеют право ими пользоваться, а также порядок предоставления этих льгот и преимуществ определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (см. Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изм. и доп.)).

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о льготах и преимуществах для определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.

С субъективной стороны такие действия (бездействие) могут быть совершены умышленно или по неосторожности.

Субъектами административного правонарушения по ч. 3 данной статьи являются должностные лица и юридические лица.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 14.8 КоАП РФ. Нарушение иных прав потребителей

1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 14.8 КоАП РФ, судебная практика применения

Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы закреплено в нормах следующих статей законов:

  • . "Предоставление покупателю информации о товаре"
  • закона о защите прав потребителей. "Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)"
  • закона о защите прав потребителей. "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)"
  • закона о защите прав потребителей. "Информация о товарах (работах, услугах)"
  • закона о защите прав потребителей. "Режим работы продавца (исполнителя)"

См. ссылки на публикации по теме в комментариях к статье 16 закона о защите прав потребителей ("Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя"):

Условия договора, ущемляющие права потребителей. Ответственность по ст. 14.8 КоАП РФ;

Примеры включения в договор условий, ущемляющих права потребителей:

  • Риэлтерские услуги
  • Коммунальные услуги:
  • Выполнение работ (подряд):
  • Договор о реализации туристского продукта
  • Договор добровольного страхования имущества.
  • Включение банком в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей (см. также Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров"

Разъяснения ВС РФ о применении главы 14 КоАП РФ

Подробнее о применении положений главы 14 Особенной части КоАП РФ см. п.п. 13-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Разъяснения ВС РФ в Обзоре практики:

Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за включение в кредитные договоры (договоры займа) условий, ущемляющих права потребителя

Привлечение организаций, оказывающих финансовые услуги, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, за включение в кредитные договоры (договоры займа) условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством в области защиты прав потребителей, признано правомерным (см. подробнее п. 19 "Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг"; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017 года).

Сегодня получил маленький подарок на Новый Год от РосПотребНадзора:)

ГЖИ на мое обращение (отсутствие щита в подъезде, кто помнит) подтвердило факты и отделалось предписанием ПУКИ.

Но это был не тот результат, которого ждали

"Перезарядили" и веером: в прокуратуру и РПН.

Тут деваться было некуда. РПН "возбудилась"

ЗАЯВЛЕНИЕ

о привлечении к административной ответственности

по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ

Направляю вам копию ответа Государственного Комитета Республики Башкортостан по Жилищному и Строительному надзору, из которого следует, что «на момент проверки факты, указанные в обращении … подтвердились … информационный стенд согласно пункта п) ст.31 ПП РФ от 06 мая 2011 №354 … в местах общего пользования ОТСУТСТВУЕТ », а именно нарушения требований ст.8, ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (с изменениями и дополнениями), пункта 69 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Правительством РФ от 06.05.2011 №354, выразившиеся в не предоставлении необходимой и достоверной информации на досках объявлений, расположенных в подъезде №6 многоквартирного дома №1 по улице Энтузиастов, г.Уфы.

Согласно п.З ст.10 Закона РФ информация, предусмотренная п.2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей способом, принятым для отдельных видов работ, услуг.

Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но, во всяком случае, она должна быть доведена в наглядной и доступной форме.

В соответствии ст.8 Закона РФ потребитель ИМЕЕТ ПРАВО на предоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе и о реализуемой услуге.

Таким образом, УСТАНОВЛЕНО: ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ», исполнитель жилищно-коммунальных услуг НЕ ПРЕДОСТАВИЛ потребителям (собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме №1 по ул. Энтузиастов г.Уфа) необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» осуществляет свою деятельность на основании устава и обеспечивает управление эксплуатацией жилого фонда.

Таким образом, юридическим лицом ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ», при наличии возможности, не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области защиты прав потребителей по своевременному предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах.

ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» при оказании жилищно-коммунальных услуг ДОПУСТИЛО НАРУШЕНИЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге. Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьей 14.8 КоАП РФ «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы».

Согласно п.1 ст.23.49 КоАП РФ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, РАССМАТРИВАЕТ дела об административных правонарушениях, предусмотренных… статьями 14.6 - 14.8 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ч.I «Положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» таким федеральным органом исполнительной власти является «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Роспотребнадзор).

Исходя из вышесказанного,

П Р О Ш У

  1. привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст.14.8 КоАП РФ как должностных лиц, так и юридическое лицо;
  2. осуществить госнадзор по фактам нарушения требований закона;
  3. сообщить мне письменно, со ссылкой на исходящий номер и дату моего обращения, по указанному адресу по существу принятых мер;
  4. предоставить возможность ознакомления с материалами дела по моему письменному обращению в соответствии с требованиями п.2 ст.5 №59-ФЗ .

По всем указанным вопросам в количестве 4 прошу дать развёрнутые и обоснованные (мотивированные) разъяснения, перенаправлять их в другие инстанции НЕ В ПРАВЕ .

Приложение:

1. Копия ответа Государственного Комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору №36040 от 13.11.2015

РПН конечно по шаблону отработало. На некоторые мои вопросы не ответило по существу. Буду звонить исполнителю и знакомиться с материалами проверки.

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей .