Иоанн Богослов — святой, апостол и евангелист. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56 — 68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Данный народный праздник отмечается 9 октября 2019 года (дата по старому стилю - 26 сентября). Церковь в этот день справляет кончину апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Он был одним из трех самых приближенных учеников Иисуса Христа. Прошел с Учителем долгий и трудный путь до распятия. Заботился о Деве Марии до последнего ее вздоха.

После этого пошел по малоазийским городам проповедовать слово Божие. Был судим во времена гонений на христиан при императоре Нероне и приговорен к ссылке на остров Патмос. По истечении данного вида наказания вернулся в Ефес, где продолжил богоугодное дело.

Предчувствуя скорую кончину, Иоанн попросил своих учеников приготовить ему могилу в виде креста. Легши в нее, он наказал им засыпать его землей. Плача и прощаясь с учителем, ученики выполнили последнюю волю апостола Иоанна.

Традиции и обряды

В народе Иоанна Богослова считают покровителем художников и иконописцев. Люди искусства в этот день возносят ему молитвы с просьбой не лишать их вдохновения.

Почитаем Иоанн и путешественниками, а церковь называет его Божьим странником. Ему принято молиться при дальней дороге и не только. Если человека в пути застала ночь или местность безлюдная, ему следует попросить защиты у Богослова. Тот убережет от нечистой силы, живущей по обочинам дорог и запугивающей на перекрестках.

Приметы

Если выпал первый снег, зимы не будет еще больше месяца.

Если с вишни весь лист облетел и выпал снег, зима не за горами.

Если пошел дождь со снегом, значит, будет три потепления в январе.

Теплый солнечный день означает холодный дождливый июнь.

Внезапный ветер средь затишья - скоро будут осадки.

На закате небо окрашено в золотистый, желтый или розоватый цвет - погода будет хорошей.

) Православная Церковь вспоминает преставление св. славнаго и всехвальнаго апостола девственика и наперсника и возлюбленника евангелиста Иоанна Богослова (Бд.).

По случаю Праздника делимся обстоятельным рассказом о жизни и творениях св. ап. Иоанна от старообрядческой инокини Ливии, который она подготовила специально для наших читателей.

Святой апостол Иоанн Богослов – «апостол любви» и «сын громов», был одним из самых любимых учеников Господа нашего Исуса Христа. Вместе с верховным апостолом Петром и братом своим Иаковом Зеведеевым он был удостоен особых откровений при земной жизни Спасителя: чудесного Преображения на горе Фаворе; беседы на Елеонской горе о последних временах и судьбах мира. Он был свидетелем «моления о чаше» в Гефсиманском саду, когда Господь, в ожидании крестных страданий, отошел на молитву с теми же тремя избранными учениками, которым, в недавнем времени, являл и Божественную славу Свою. Среди всех апостолов он один стоял при Кресте Господнем, вместе с Пречистой Богородицею, и за то сподобился, по слову Господню, взять на себя сыновнее о Ней попечение.

Св.Иоанн Богослов в молчании

Св. Иоанн Богослов дожил до глубокой старости, избегая, с помощью Божией, многочисленные козни врагов христианства и терпя всевозможные искушения и напасти ради проповеди Слова Божьего. Так, после Успения Пресвятой Богородицы, он с учеником своим св. ап. Прохором направился в Ефес, корабль их затонул и, хотя все смогли благополучно добраться до берега, сам св. апостол Иоанн был только на сороковой день выброшен волной на остров.

о.Патмос Св.Иоанн Богослов с житием. Кострома, 16 век

При императоре Нероне св. Иоанна привели в Рим, где заставили выпить чашу с сильнейшим ядом, затем бросили в котел с кипящим маслом. Однако он, по благодати Божьей остался невредимым. После этого св. ап. Иоанна сослали на о. Патмос, где он написал Св. Евангелие и книгу «Откровение» (Апоколипсис), в которой содержится пророчество о последних временах перед Вторым Пришествием Христовым.


Апокалипсис трехтолковый, начало 17 века

Будучи глубоким старцем в возрасте ста с лишним лет, святой Иоанн живым лег в могилу и приказал ближайшим своим ученикам засыпать его землей. Узнав об этом, остальные ученики пришли к месту его погребения, чтобы попрощаться с телом, но, когда открыли гроб, увидели, что он был пустым. Сохранилось предание, что св. ап. Иоанн Богослов был взят живым на небо, чтобы вместе с пророками Енохом и Илией в последние времена спуститься опять на землю ради обличительной проповеди и принять мученическую смерть от руки антихриста.

Феофилакт Болгарский: Предисловие к Евангелию от Иоанна

Сила Духа Святаго, как написано (2 Кор. 12, 9) и как веруем совершается в немощи, но и разума, и красноречия. Это видно как из много другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом.

Отец у него был рыболов; сам Иоанн занимался тем же промыслом, каким и отец; он не только не получил греческого или иудейского образования, но и вовсе не был учен, как замечает о нем божественный Лука в Деяниях (4, 13). Да и отечество его самое бедное и незнатное, как местечко, в котором занимаются рыбною ловлею, а не науками. Его произвела на свет Вифсаида.

Однако ж смотри, какого Духа получил этот неученый, незнатный, ни в каком отношении не замечательный. Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов. Так как они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего довольно ясного и наглядного, то угрожала опасность, что люди, привязанные к земному и не могущие помыслить ни о чем высоком, подумают, что Христос тогда лишь начал Свое бытие, когда родился от Марии, а не родился от Отца прежде веков. В такое заблуждение, как известно, впал Самосатский Павел. Посему великий Иоанн возвещает о горнем рождении, не преминув, впрочем, упомянуть и о воплощении Слова. Ибо говорит: «и Слово стало плотию» (1, 14).

Св.Иоанн Богослов с учеником св.Прохором, 16 век

Иные говорят, что православные и просили написать его о горнем рождении, так как в то время появились еретики, учившие, что Исус был простой человек. Говорят также, что святый Иоанн, прочитав писания прочих евангелистов, подивился истинности их повествования обо всем и признал их здравомысленными и не сказавшими ничего в угоду апостолам. Впрочем, о чем они не ясно сказали или совершенно умолчали, то он распространил, уяснил и прибавил в своем Евангелии, которое и написал в то время, как находился на острове Патмосе, спустя тридцать два года по Вознесении Христовом.

Иоанн был любим Господом более всех учеников за его простоту, кротость, добродушие и чистоту сердца или девство. Вследствие такого дарования ему вверено и богословие, наслаждение таинствами, для многих незримыми. Ибо «блаженны, – сказано, – чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 18).

Иоанн был и сродник Господа. А как? Слушай. Иосиф, обручник Пречистой Богородицы, имел от первой жены семерых детей, четырех мужеского пола и трех женского пола, Марфу, Есфирь и Саломию; сей-то Саломии Иоанн был сын. Таким образом, оказывается, что Господь был ему дядя. Так как Иосиф отец Господу, а Саломия дочь этого Иосифа, то Саломия приходится сестрою Господа, а посему сын ея Иоанн племянником Господу.

Быть может, не неуместно разобрать и имена матери и самого евангелиста. Мать, называемая Саломиею, означает мирную, а Иоанн – благодать ея. Итак, пусть всякая душа знает, что мир с человеками и мир от страстей в душе становится матерью Божественной благодати и порождает ее в нас. Ибо душе, возмущаемой и ведущей борьбу с другими людьми и с самой собою, неестественно удостоиться Божественной благодати.

Нам представляется и еще одно дивное обстоятельство в этом евангелисте Иоанне. Именно, он один только, а матерей оказывается у него три: родная – Саломия; гром, ибо за великий глас в Евангелии он – сын громов (Мк. 3, 17), и Богородица, ибо сказано: «се Матерь твоя» (Ин. 19, 27). Сказав это прежде изъяснения, мы должны начать теперь и разбор самых речей Иоанновых.

В Евангелии и в посланиях св. апостола Иоанна с особенной силой и проникновенностью раскрывается заповедь Христа Спасителя о жертвенной любви к своим ближним. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет большей той заповеди, если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 12-13). «Любовь мы познали в том, что Он положил за нас душу свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1-е Ин., 3, 16). «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е Ин., 4, 20).

И вся земная жизнь святого апостола была высоким образцом искренней и нелицемерной любви к Богу и к людям, о чем говорят многочисленные повести, составленные по житию его. Здесь хочется привести целиком одну замечательную и очень трогательную историю, в пример того, как должны мы на самом деле исполнять свои первые христианские заповеди – заповеди о любви и милосердии. И не только к праведным и приятным нам людям, но и к согрешающим, чтобы помочь восстать и обратиться к покаянию.

Климент Александрийский (?-217):

Выслушай не сказку, а рассказ об апостоле Иоанне. Его нам передали, а мы его крепко запомнили. Вернувшись после смерти тирана с Патмоса в Эфес, он, по приглашению, навещал ближайшие местности – где поставить епископов, где устроить целые Церкви, где ввести в клир человека, указанного Духом.

Придя в один город неподалеку (некоторые называют и его имя), он водворил спокойствие среди братьев, и, заметив юношу, видного собой, красивого и пылкого, апостол обратился к тамошнему епископу, которого поставил: “Я целиком вверяю его тебе пред лицом Церкви и Христа”. Епископ юношу взял и все пообещал; а Иоанн повторил свои слова и просил вновь их засвидетельствовать.

Затем он отбыл в Эфес, а епископ, взяв к себе в дом порученного ему юношу, содержал его, опекал, оберегал и, наконец, окрестил. Теперь он стал менее заботлив и менее охранял его, считая вернейшей охраной печать Господа.

К юноше, преждевременно выпущенному на волю, на погибель ему, пристали сверстники - отъявленные бездельники, привыкшие к дурному. Сначала они водили его с одного роскошного пира на другой, затем повели ночью на воровство, а затем сочли способным участвовать и в больших преступлениях.

16 век. Третьяковская галерея св.Иоанн Богослов в житии

н постепенно привыкал и по своей богатой природе, словно мощный, норовистый конь, закусил удила, свернул с прямой дороги и понесся прямо в пропасть.

Отчаявшись наконец спастись в Боге, он стал замышлять дела немалые раз все равно погибать, так уж страдать наравне с другими, свершив нечто крупное. Он собрал разбойничью шайку из тех самых товарищей и стал истым ее главарем: насильником, убийцей, злодеем паче всех.

Между тем, по какому-то нужному делу пригласили Иоанна. Он, устроив все, ради чего прибыл, говорит: “Теперь отдай нам, епископ, залог, который я и Христос вверили тебе, чему свидетельницей Церковь, который ты управляешь”

Откровение св.Иоанна Богослова

Епископ сначала перепугался, думая, что его ложно обвинили в похищении денег, которых он не брал, он не мог согласиться с тем, чего не было, но не мог и не доверять Иоанну. “Юношу и душу брата твоего требую”,- сказал тот. Тогда епископ застонал из глубины сердца и сказал: “Умер он”.- “Как и какой смертью?” - “Умер для Бога: законченный негодяй и, более того, разбойник; вместо Церкви он теперь на горе с воинством ему подобных”.

Апостол разорвал на себе одежду и, громко стеная, осыпал ударами свою голову: “Хорошего же стража оставил я брату! Коня мне и кого-нибудь проводником”. И прямо тут же он, как был, поскакал от церкви.

Приехав, куда указали, он был схвачен разбойничьей заставой, но не стал ни убегать, ни отпрашиваться, а кричал: “Я за тем и пришел: ведите меня к своему начальнику”.


св.Иоанн Богослов в молчании, 17 век

Тот вооружился и стоял, поджидая, но, узнав подходившего Иоанна, кинулся от стыда бежать. Иоанн, забыв свои лета, погнался за ним что было мочи с воплем:

“Дитя, что ты бежишь от меня, своего отца, от безоружного, от старого? Пожалей меня, дитя! Не бойся, есть у тебя еще надежда на жизнь. Я отвечу Христу за тебя; если нужно, смерть за тебя приму, как принял ее за нас Господь. Душу отдам за тебя. Остановись же, поверь: Христос послал меня”.

Разбойник слушал, постоял, сперва потупившись, затем бросил оружие и, содрогаясь в горьких рыданиях, обхватил подошедшего старца; защитой ему был его плач, слезами он крестился вторично. Все время, однако, он прятал правую руку.

Апостол клятвенно поручился, что обретено ему прощение у Спасителя; умолял его, стоял на коленях и поцеловал правую его руку, как очищенную покаянием, и привел его таким образом обратно в Церковь. Непрестанно молясь за него, непрестанно упражняя его в посте и сам постясь с ним, наставляя его всячески умилительными сказаниями, он оставил его, говорят, не раньше, чем водворил в Церковь того, кто подал великий пример истинного покаяния, великое знамение возрождения и победный знак зримого воскресения».

Служение Любви – весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений.

св.Иоанн Богослов, Данилов монастырь, 17 век

Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.
Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью.

Из кратких указаний евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Исус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 – 40; Лк. 9; 49 – 50: Лк. 9, 54 – 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова “сынами грома” (Боанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Исус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия.

Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью.

Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 – 9).

По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 – 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, – свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 – 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Исуса Христа (Ин. 1, 1 – 18; 1 Ин. 5, 1 – 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что “всякий, рожденный от Бога не согрешит” (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества

Символы евангелистов на меднолитых и писаных иконах

Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр. 4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Традиционно в господствующей церкви в наши дни при евангелисте Матфее изображается Ангел , как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом , в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом , подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.


Латинская иконография образов евангелистов

На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.
Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки. На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.


Иконография XIX века, предположительно из Словении

Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский; Матфей – человек , Марк – орел , Лука – вол , Иоанн – лев .

Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек , Марк – лев , Лука – телец , Иоанн – орел .

Изъяснение символов в смысле указания на искупление Исуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.


Миниатюра из “Евангелия Хитрова”, по имени одного из позднейших его владельцев – боярина Богдана Матвеевича Хитрова.

Объяснение блаженного Иеронима:

В Евангелии Матфея родословие Исуса Христа, в Евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в Евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в Евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Исусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Исуса Христа; телец – священническое служение Исуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.

В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Пример: Иоанн Богослов в молчании


Слева – гуслицкая икона второй половины XIX века. Фигура святого в красно-оливковых одеждах эффектно выделяется на золотисто-охристом фоне. Правой рукой апостол касается уст – знак безмолвия (что дало название иконе), левой указывает на текст Евангелия от Иоанна. Справа изображен ангел в восьмиугольном нимбе, олицетворяющий Святой Дух, символ премудрости. Символ евангелиста Иоанна-лев.

Справа-меднолитая икона XVIII века. Евангелист Иоанн изображен в виде орла.

Пример: Спас в силах

Справа -редкий меднолитой складень ХVI в. Оглавие и левая створка утрачены.

26.9.105-106 (9.10). - Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Тайнозритель конца земной истории

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов († ок. 105-106 гг.) был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем . Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку , приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя.

Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19:26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56–68 гг.). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя.

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но Иоанн силой, действующей через него благодати Божией, разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв безславно погиб в море.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8), – возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года в пещере у подножия горы на острове Патмос была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца міра.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн по просьбе эфесских христиан написал в Ефесе Евангелие. Оно отличается от трех предыдущих Евангелий апостолов Матфея, Марка и Луки тем, что не вдается в уже известные детали, а восполняет пробелы (в частности передает слова Господа, которые Иоанн сам слышал от Него) и разъясняет божественную миссию Мессии, обобщает историю воплощения, проповеди, распятия и воскресения Сына Божия.

Апостол Иоанн считал особенно важным для христианина любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Было это 26 сентября. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год 8 мая, в день, когда св. апостол претерпел жестокие мучения в Риме, из могилы святого апостола Иоанна выступал "тонкий розовый прах", который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Ради этого чуда исхождения "тонкого праха" Церковью установлено особое празднование святому апостолу Иоанну 8/21 мая.

А мощей этого великого святого не имеется, как нет и никаких сведений о его теле или мощах. Поэтому, по мнению некоторых толкователей, наряду с праведными Енохом и Илией, посылаемыми перед концом мiра на землю Богом, будет и третий посланник Божий во времена антихриста – сам автор Апокалипсиса, апостол и тайнозритель Иоанн Богослов. (См. об этом .) Согласно этой точке зрения, апостол Иоанн, как и Енох и Илия, не умер, но, по воле Божией, был живым с телом взят на небо, чтобы перед кончиной мiра вновь проповедовать на земле. Указания на это можно найти как в церковном Предании, так и в Священном Писании, а именно – в Евангелии от Иоанна.

Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих. В наше время многое из открытого апостолу Иоанну в таинственных образах воплощается в исторической реальности.

Храм, устроенный в пещере на о. Патмос, где св. апостол Иоанн продиктовал св. Прохору Апокалипсис. В настоящее время в духовном небрежении: службы короткие по новому стилю, экуменические молитвы, праздные туристы.

Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Тайна Иоанна Богослова

Православная Церковь и Святые Отцы о призвании
Иоанна Богослова на вторичное дело благовестия
и руководство Церковью в последние времена

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. († 117)
9. († 236)
10. († 270)
11. († 403)
12. († 430)
13. († V век)
14. († 546)
15. († 565)
16. († 826)
17. († 891)
18. († 1107)
19. († 1908)
20. († 1915)
21. († 1928)
22. († 1948)
23. († 1963)
24. († 1976)
25.
26.
27.

Евангелие от Иоанна

" 22 И исус говорит ему: если Я хочу, чтобы он [Иоанн] пребыл, пока приду , что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду , что тебе до того?
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его."


Евангелист дважды повторяет обетование Божие для него и его миссии на земле в канун второго пришествия Господня, поправляя при этом невольную ошибку других апостолов, которые неверно поняли слова Христа о том, что Иоанн Богослов не умрет! Он умер и был воскрешен, и слово Божие о нем непременно сбудется и уже сбывается. В 24 стихе Иоанн Богослов пишет о своем свидетельстве этого важнейшего пророчества Самого Господа о нем, что оно – записанное и истинное!

Откровение Иоанна Богослова

" 11 И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать в народах и племенах, и языках и царях многих."


Житие Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова


месяц Сентябрь,
Москва, 1902 г., Синодальная Типография, стр. 590

"К огда апостолу исполнилось более ста лет, вышел он из дома Домна с семью своими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть. Время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить камень, начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору идти в Иерусалим и оставаться там до кончины своей. Преподав еще наставление ученикам своим и поцеловав их, апостол сказал: "Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею". И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его даже до шеи, положили на лице его покрывало, и поцеловав еще с великим плачем покрыли его совсем. Услыша об этом, братия пришли из города и раскопали могилу, но ничего не нашли там и весьма много плакали; затем, помолившись, они возвратились в город. И каждый год, в восьмой день месяца мая, появлялось из гроба его благовонное мvро и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим 1 , в честь Бога, в Троице славимого во веки веков. Аминь."

1 В память сего чудесного события установлено ежегодное празднование св. ап. Иоанну 8-го мая (21-го мая по новому стилю).

Слово на память славного и всехвального Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

"Великая книга Минеи-Четьи" св. Макария Митрополита Всероссийского,
Сентябрь, дни 1-30
Москва, 1889-1894 г., Синодальная Типография, стр. 1681

"В о старосте добре повеле учеником си яму ископати в земли противу долготы телесе, и влезъ и леже; ученикомъ си повели, закрывше, отъити. И по двою днию пакы ученици его прiидоша, хотяще видети его, аще уже умре, да погребутъ и; и открывше, ничегоже не обретоша: апостолу убо приложену бывшу, идеже Богъ весть ."

Cтихира на малой вечерни в праздник Иоанна Богослова


Смоленск, "Посох", 1993 г., стр. 6

"А постолов верх, Богословия трубу, духовнаго воеводу, вселенную Богу покорившаго, приидите, вернии, ублажим Иоанна приснопамятного, от земли переселяющегося, и земли не отступающаго, но живуща, и ждуща страшное Владыки Второе Пришествие, еже неосужденно срести нам испроси, любимиче, таинниче, Христов наперсниче, любовию совершающим память твою."

Акафист Святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову

"Служба и акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову"
Смоленск, "Посох", 1993 г., стр. 53-54

"С ветозарная душа твоя, достигнув в меру возраста и в мужа совершенна, позна приближение времени, нужнаго человеку изменения, во еже тленному наследити обещанное нетление, и смертному обещанное безсмертие : тогда повелел еси учеником твоим погребсти себе жива, наутрие же пришедше ко гробу твоему, и откопавше, ничтоже в нем обретоша. Познавше убо, яко изменение твое сотворися не обыкновенным человеческим смертным успением , воспеша тебе тако: Радуйся, орле, обновивый твою юность безпрепятственным возлетением к солнцу славы Божия: Радуйся, таковым изменением превзошедый вся уставы естества человеческаго . Радуйся, по обещанию благаго Учителя твоего возседый на единем от дванадесяти престолов: Радуйся, творяй на оном суд и правду посреде людей Божиих Израиля. Радуйся, наслаждаяся лицезрением Того сладчайшего Иисуса, к Немуже на перси прежде Его страсти и воскресения возлегл еси: Радуйся, от Его благоутробия ходатайствуяй нам вся благая. Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове."

лагодать дана бысть от Бога месту тому, идеже тело твое земли предано бяше , да испускает в день погребения твоего тонкий прах на исцеление болящим, показующе сим, како прославляет Бог любящия Его, да вси, зряще сие, непристанно сердцем и душею во дни и в нощи вопием Ему: Аллилуия."

(Комментарий отца Олега Моленко)
Обратите внимание, что Церковь указывает на дарование Богом благодати месту погребения Апостола Иоанна, но не его телу, которое не было найдено в могиле. Бог прославляет Апостола через место его погребения посредством чудес. Ради этого Церковью установлен праздник 8 (21 н.ст.) мая. Где же тело Апостола? Как оно могло исчезнуть из зарытой глубокой могилы? "Мощей" Апостола Иоанна Богослова не существует и они неизвестны Церкви, как и "мощей" Пресвятой Богородицы Марии. У всех остальных Апостолов Христовых были мощи и есть их история, а у Иоанна этого нет, ибо он, согласно учению Церкви, воскрес со своим телом. Церковь учит, что еще раньше подобным образом была воскрешена Пресвятая Дева Мария Госпожа Богородица, свидетелем чему был святой Апостол Фома.

Служба на Преставление Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

"Минея Праздничная, содержащая службы Господским и Богородичным праздником и святым избранным",
Москва, 1901 г., Синодальная Типография, стр. 57

"Я ко душею девственна тя, и телом, блаженне, Слово избра, Богослове девственниче, и Того Божества чудна показа писца и слугу, иже и от земли преставился еси, не умер, но в Бозе жив, и безсмертен пребывая ."

Память преставления (и воскрешения) Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова – 26-го сентября (9-го октября по новому стилю)

Житие святой мученицы Ермионии († 117)

"Жития Святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского",
месяц Сентябрь,
Москва, 1902 г., Синодальная Типография, стр. 113

"С вятой апостол Филипп, крестивший вельможу Эфиопской царицы Кандакии 1 , имел четырех дочерей, о коих евангелист Лука замечает, что они были пророчицами и девами 2 . Их них Ермиония и Евтихия отправились в Асию 3 , ища святого Иоанна Богослова, но не нашли его, ибо Господь преложил 4 его, как некогда Еноха 5 и Илию 6 . "

1 Деян. гл.8, ст.26-40.
2 Деян. гл.21, ст.9.
3 Асия – провинция Римской империи, на западе Малоазийского полуострова, с главным городом Ефесом.
4 Т.е. взял его живым на небо.
5 Быт. гл.5, ст.24.
6 4 кн. Цар. гл.2, ст.11.

Священномученик Ипполит Римский († 236)

из книги "Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса",
Москва, 1902 г., издание книгопродавца А.Д. Ступина), гл.XI, стр.158-159:

"О боим пришествием Христовым от Писаний научихомся. И первое убо по плоти бывшее безчестно, занеже смирену явитися ему; сице и второе Его пришествие проповедася славно, яко приидет от небес с силою Отчею, первому убо того пришествию Иоанна Крестителя имеяше предтечею; второму же Его, в немже хощет приити со славою, Еноха и Илию и Иоанна Богослова явити хощет.
...
Едину бо седмицу седмих лет назнаменает, яже убо на последок будет, и убо пол седмицы возмут ова пророка со Иоанном, еже проповедати во всем мiре, о антихристове пришествии, сиречь дней 1260 ... "

Житие святого Григория чудотворца, епископа Неокесарийского († 270)

"Жития Святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского",
месяц Ноябрь,
Москва, 1902 г., Синодальная Типография, стр. 449

"В то время начинала распространяться ересь Савелия и Павла Самосатских. Святой Григорий был по поводу ее в недоумении и прилежно молил Бога и Божью Матерь об открытии ему истинной веры. Когда однажды ночью он молился о том особенно прилежно, явилась ему Пречистая Дева Мария, сияющая как солнце, с Иоанном Богословом, облеченным в архиерейские одежды . Указывая рукою Своею на Григория, Пречистая повелела Иоанну Богослову научить его, как подобает веровать в тайну Святой Троицы. И по повелению Божией Матери, святой Григорий был научен святым Иоанном Богословом , в течение малого времени, великим Божиим Тайнам и почерпнул из неисчерпаемой глубины премудрости Божественное знание. ... После сего видения святой Григорий записал своей рукою слова, сказанные ему святым Иоанном Богословом, и это писание его было хранимо в Неокесарийской церкви в течение многих лет .

Преподобный Ефрем Антиохийский, патриарх († 546)

"Греческая патрология"
PG.103, Bibliotheca. – cod. CCXXIX, 986A

"И бо Он [Господь] не говорит, что Иоанн бессмертен, но что он будет пребывать с Енохом и Илией до Его Второго пришествия . Что и сам ученик подтвердил, говоря – "Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?" (Ин.21,23) . И понятно, что он опроверг, что он бессмертен, и подтвердил, что он будет пребывать до Второго пришествия."

Святой Андрей Кесарийский († 565)

"Толкование на Апокалипсис".
Слово 10, Глава 29

"И рече ми: подобает ти паки пророчествовати в людех и во племенех, и во языцех и в царех мнозех (Откр.10,11) . Здесь показывается или то, что не тотчас после видения Божественного Откровения исполнится все предсказанное, но через Евангелие и сие Откровение надлежит Блаженному [Иоанну Богослову] даже до кончины мира предсказывать читающим о будущем, – или что он не вкусит смерти; при конце же придет, чтобы препятствовать принятию прелестей антихристовых ."

Преподобный Феодор Студит († 826)

Творения преп. Феодора Студита, часть I, стр. 235-236.
"Послание 36. К Евпрепиану и находящимся с ним".

"П оистине, где нет одного закона для всех, то как быть миру, когда царь хочет одного, например, прелюбодействовать или еретичествовать, а подданным заповедано не иметь участия с прелюбодеем, не участвовать в ереси и не преступать ничего, переданного Христом и апостолами? Разве из этого не ясно, что антихрист уже при дверях? Ведь прелюбодеи не осмелятся сказать: неужели царь не может сделать и приказать, чтобы народ подчинился тому, что он беззаконно совершает? В этих словах их ясно виден антихрист. Ибо и он, будучи царем, станет требовать только того, чего он хочет и что приказывает; и никакого различия не будет между ним и предшественниками его, кроме того, что он будет желать и требовать не того, чего они и прежде, и теперь желали бы.

Такой же произвол показан и епископами на соборе. Разве всякий здравомыслящий и не любящий споров не согласится, что это действительно так? Может ли быть что-нибудь хуже этой ереси до самого явления антихриста? Я не думаю, что оно уже наступило; но, начавшись ныне, оно достигнет своего конца в то время. И те, которые падут теперь, пали бы, если бы были и тогда, а те, которые силой Божией устоят в борьбе, были бы и в те дни победителями антихриста через смерть со Христом.

Но, о бедствие человеческое! Иные уже и теперь повернули тыл! Как мы ясно показываем, чем мы будем! Поэтому немного таких, которые устоят; поэтому будут Илия и Енох (не знаем, будет ли также Богослов и евангелист) помощниками человеческой немощи, предстоятелями и победоносцами в исповедании Христовом ; поэтому прекратятся дни того бедствия, которое уничтожается явлением Христовым."

(Комментарий отца Олега Моленко)
Знаменательно, чтго преподобный Феодор Студит доносит до нас имеющееся предание об участии Иоанна Богослова в последней проповеди наряду с Илией и Енохом. Но говорит это отец не утвердительно, а что он не знает сего точно, ибо тайна эта не всем отцам была открыта. Но все же отец говорит только в отношении Иоанна Богослова, а не Петра, Павла или другого апостола или пророка.

Святитель Фотий, патриарх Константинопольский († 891)

J.-P. Migne, Patrologiae Graecae. PG 103: Photius of Constantinople, cod. CCXXIX.

"О б этот свидетельствуют Енох и Илия и сын грома Иоанн, еще пребывая в теле. Ибо взяв их как начало всякой земной вещи, Творец показал, что хотя и согрешил Адам, но остался с телом. Однако, прожив многолетнюю жизнь, они вкусили наконец смерти, хотя и в мгновение ока. Посмотри на их веру, которая ведется от трех родов: из тех, кто прежде Закона был взят Енох, их тех, кто после Закона – Илия, и из тех, кто после Благодати (т. е. Нового Завета) – украшение апостолов. Таким образом, и Адам, если бы не согрешил, жил бы с ними в нетлении. О том, что девственный Иоанн не умер, как Енох и Илия, свидетельствует предание. И то, что в Евангелии говорится о нем, привлекает ум . Ибо Христос сказал о том виде смерти, которым должен был умереть за Него Петр. Петр же услышав о своей смерти, тут же спросил о евангелисте Иоанне. Очевидно, что он спрашивал ни о чем ином, как о том, как он умрет. И Спаситель ответил: Если Я захочу, то он пребудет, пока я не приду, что тебе до того? (Ин.21,22) . Как не то, что он будет пребывать до Его Второго пришествия, – провозвестил воистину Господь? Поэтому и во святых Кирилл воспринял слова Спасителя: иди за мной как слова о смерти Петра. А слова И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет и так далее – не только не противоречат предыдущим, но и согласуются с ними. Ибо Он не говорит, что Иоанн бессмертен, но что он будет пребывать с Енохом и Илией до Его Второго пришествия . Что и сам ученик подтвердил, говоря Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? (Ин.21,23) . И понятно, что он опроверг, что он бессмертен, и подтвердил, что он будет пребывать до Второго пришествия.
...
Это каждый воспринял своим умом, что совершенно известны времена Еноха, и сколько лет он жил в мире передало Священное Писание, но не потому, что отрицается перемещение праведного вместе с телом. С этим мнением согласуются деяния возлюбленного Иоанна и жизнь, о которой многие рассказывали. Ибо он был помещен, как говорят, Его увещанием в некое место . И разыскиваемый, он не был обретен внезапно, но распространяя святость на то место, в котором он короткое время находился, из которого мы все как из источника святости сие святое поглощаем."

Блаженный Феофилакт Болгарский († 1107)

"Толкование на Евангелие от Иоанна".
Глава 21

осподь сказал не то, что он не умрет, но что он не будет проповедовать в одно время с Петром, а останется после него. "Пока приду", то есть пока Я не захочу вывесть и его на проповедь . Тебя Я ныне вывожу на попечение о вселенной, и ты следуй за Мною, а он пусть останется здесь, пока Я опять приду и выведу и его, как тебя.
...
Итак, евангелист опровергает ложное мнение тех, кои подумали, что ученик сей не умрет, а будет бессмертен: ибо сущая ложь, чтобы человек был бессмертен. Хотя Енох и Илия не умирали, однакож они смертны. Так и он, хотя не умер, но умрет. Посему понимание слова: не "умрет", в том смысле, что будет бессмертен, ложно."

Святой пророк Иоанн Кронштадтский († 1908)

"Новые грозные слова о Страшномъ поистине Суде Божиемъ, грядущемъ и приближающемся",
СПб, 1907 г.,
переиздание Донского монастыря, Москва, 1993г.
Слово 21-ое, стр. 61

"Я вам говорю, что есть некоторые из стоящих здесь, при жизни которых наступит среди людей царство Божие и которые увидят второе и страшное пришествие Христово. Здесь разумеется св. апостол Иоанн Богослов, который чудесным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах ; это награда ему за любовь и преданность ко Христу и мучения, которые терпел ради Христа."

"Начало и конец нашего земного мира"
Издание 2-е книгопродавца И.Д. Тузова,
С-Петербург, Гостинный двор, № 45 1904 г.

Часть первая. Беседа 10

"П олагают, что Енох будет благовестником язычников, а Илия Фесвитянин евреев. Апостольская проповедь Евангелиста Иоанна потребуется избранных ради, для восстановления утраченного смысла Христова учения , извращенного толкованиями рационалистов в среде Христиан.

Началом явившегося в мире христианском рационализма послужила добытая огнем и мечом в XVII столетии протестантская свобода извращать смысл Писания по личному усмотрению каждого. Не остается ни одной Евангельской заповеди, которую, подобно как и у талмудистов в отношении закона Моисеева нельзя было бы отменить у протестантов то суживанием, то расширением значения ее до неузнаваемости.
...
Соответственно успеху проповеди Илии Фесвитянина в среде евреев, надобно предполагать, что и проповедь Еноха среди язычников и проповедь Иоанна Богослова среди христиан будет иметь великий успех ."


Часть вторая. Беседа 3

"В руке у Него была книга раскрытая" (Откр.10,2) . Это судьбы грядущих до конца мира времен, постепенность развития которых открывалась Тайнозрителю, призванному на вторичное дело благовестия в самом конце времени.
...
"Книжка в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал мне: тебе надлежит опять пророчествовать" (Откр.10,10-11) . Видим отсюда, что Иоанну Богослову надлежит пророчествовать в самом конце времен о народах и племенах, и языках, и царях многих. Где? – среди христианских народов ."


Часть вторая. Беседа 6

"И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков" (Откр.15,7) . Припомним, что в Откровении Иоанна и в пророческих книгах Исайи и Иезекииля возвещается, что посреди престола Божия на небе и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади – "и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему." (Откр.4,7-8) . Это Херувимы или Серафимы, которые непрестанно воздают славу, честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков (Откр.4,9) .
Из этого видим, что верховные силы небесные, получив повеление от Бога, уполномочивают Ангелов излить на землю семь чаш гнева Божия, который и будет уже последним пред окончательным судом живых и мертвых. Эти верховные ревнители славы Божией, многоочимые Херувимы и шестокрылые Серафимы исполнены глубочайшего ведения судеб Божиих, как бывших, так и грядущих, на что указывает самый вид этих существ, составляющих из себя престол Божий, исполнены глубокого таинственного значения, ибо соответствуют четырем Евангелиям, пронесшим славу Божию в концы вселенной, причем в каждом из четырех есть особенности, отвечающие тому, либо другому служению Мессии, Христа Бога нашего на земле, человеческого ради спасения. Так, под видом льва разумеют царственное величие Его в проявленном на земле господстве над силами природы и демонами, чем особенно характеризуется Евангелие от Марка. Под видом тельца разумеют первосвященническое, страдальное служение спасению рода нашего, чему особенно отвечает Евангелие от Луки. Под видом человека служение Христа Бога нашего, на что особенно указывает Евангелие от Матфея и, наконец, под видом орла разумеется высочайшее Божественное проявление достоинства Христа Спасителя, чем так чудно отличается от других Евангелие от Иоанна.
Какое же из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков? Думается, что последнее, и это потому, что отступничество в роде христианском началось с развенчивания Христа Бога нашего на степень обыкновенного учителя вроде Магомета, Будды, Зороастры или Конфуция. На этом поприще особенно заявили себя англо-саксо-немецкие ученые книжники и фарисеи, а потому этим, пропитанным ядом отступничества народностям, во время царствования над ними и среди них антихриста, предстоит испить до дна семь чаш гнева Бога Небесного, живущего во веки веков, в особенности потому, что не примут проповеди Самого Сына Громова, которому определено Духом Святым пророчествовать опять (Откр.10,11) . Где же? Это ясно из таинственного указания Откровения (Откр.11,1) , в котором Тайнозритель (т.е. сам Иоанн Богослов) говорит о себе: "И дана мне трость, подобная жезлу и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем, а внешний двор храма исключи, и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город 42 месяца. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли" (Откр.11,1-5) . Это откровение есть ясное указание на то, что проповедь Сына Громова будет в христианских странах, а двух светильников (Еноха и Илии) в странах нехристианских. С чем же прогремит Сын Громов среди отпадающих от веры в Божество Христово народов? О превечном Начале, от Которого все начало быть и о собезначальном Слове, без Которого ничто не начало быть, что начало быть, ибо мир чрез Него начал быть: и о том, что Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины, и люди видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, ибо благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа, так что от полноты Его все могут воспринять благодать на благодать. Но люди того времени стали пренебрегать благодатью св. таинств веры Христовой и охотно увлеклись мнимыми знамениями лжехристов и лжепророков. Иоанн будет убеждать, чтобы они остереглись поклоняться зверю и образу его, и принимать начертание на чело свое, или на руку свою, предупреждая, что тот, кто не послушается, "будет пить вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем: и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его. Здесь терпение и вера святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса" (Откр.14,9-12) .

Игуменья Таисия (Солопова) – последняя старица Святой Руси († 1915)

"О святом Апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове"
С-Петербург, 1908

"П о истине великая тайна Божия сокрыта во всем этом! Нельзя не признать, что (как поется в акафисте Св.Иоанну Богослову) "изменение его сотворися не обыкновенным человеческим смертным успением" . Каждому человеку "надлежит единою умрети", и ветхозаветные праведники Енох и Илия, о которых сказано, что они взяты живыми на небо, приидут пред вторым пришествием Христовым на землю и умрут не своею, а мученическою смертию, быв убиены антихристом за свидетельство о Сыне Божием. Многие из древних учителей Церкви, как упомянуто в начале, подтверждают своими писаниями и толкованиями предание о том, что Св.Иоанн Богослов не умер, блюдется сокровенно Божественным Промыслом, а пред вторым пришествием Христовым будет для всех ясно действовать на земле, утверждая в вере "останок" верующих в трудное антихристово время ."

Преподобный Нектарий Оптинский († 1928)

Сборник "Россия перед вторым пришествием",
изд. Троице-Сергиевой Лавры 1993 г.

"В от что ответил оптинский старец монахине Нектарии, спросившей в 1924 г. батюшку "о кончине мира": "Что это вы обращаетесь к моему худоумию – вот обратитесь к оптинским монахам". Я улыбнулась, а он говорит: "Это я вам серьезно говорю, они вам скажут все на пользу". Когда я повидалась с ними, они и говорят: "Есть люди, которые занимаются изысканиями признаков кончины мира, а о душах своих не заботятся, это все они делают ради других" (очевидно, чтобы сообщить сенсационную новость). Так вот монахи мне сказали, что людям не полезно знать время второго пришествия: "Бдите и молитесь", сказал Спаситель, значит не надо предугадывать событий, а в свое время (т.е. наше!) верным будет все открыто. Дедушка (о.Нектарий) остался доволен ответом монахов, т.к. он тоже не сторонник того, когда доверяют всяким фантазиям в этой области. Я спросила: "Батюшка, а говорят, что и Иоанн Богослов придет?" Он ответил: "Все это будет, но это великая тайна" .

Преподобный Феодосий Иерусалимский (иже в Мин-Водах) († 1948)

Сборник "Собеседник православных христиан",
Санкт-Петербург. 1995 г. стр. 31-32

"Б атюшка [отец Феодосий] учил, что перед вкушением всякую пищу необходимо крестить трижды, и приводил случай из жития святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, когда любимый ученик Христов принял от римского императора чашу со смертельным ядом, с верой осенил себя крестным знамением и, трижды перекрестив чашу, выпил ее до дна. Как известно, яд не оказал никакого действия. Надо сказать, что к великому Евангелисту у старца было особое отношение – связывала их какая-то незримая нить. Своим ученикам отец Феодосий советовал как можно чаще читать Апокалипсис. "Тогда страх Божий у вас будет" – говорил батюшка. Иногда он в задумчивости произносил: "Я был на острове Патмос..." (остров Патмос – место ссылки Апостола Иоанна). Еще отец Феодосий говорил, что в последние времена Апостол любви, – а именно так называли Иоанна Богослова его ученики, – будет проповедовать на Кавказе ... "

Епископ Стефан (Никитин) († 1963)

"У стен церкви. Материалы и воспоминания" С. И. Фудель,
"Надежда", Вып. 2. Франкфурт-на-Майне. 1979 г. стр. 304

"Р ассказывали мне (два разных человека), что недавно умерший в Москве епископ Стефан (Никитин, 1895-1963), когда-то духовный сын отца Алексея Мечева, говорил недели за две до смерти о своем убеждении в том, что перед самым концом истории Церковью будет зримо руководить апостол Иоанн , еще не умиравший, но непостижимо где-то сохраняемый Богом для этого последнего своего служения. Так еп. Стефан понимал слова Христовы Петру в 21 главе Евангелия от Иоанна: "если Я хочу, чтобы он [Иоанн] пребыл, пока приду, что тебе?" (Ин.21,22) .

(Комментарий отца Олега Моленко)
Я много слышал о епископе Стефане. Он действительно по неведению ошибся и вошел в МП, хотя был старой закваски и не имел общения с ЧК-НКВД-ГПУ-КГБ. Одно время я общался с духовным чадом еп. Стефана – ныне архиепископом Запорожским – Василием Злотолинским. Между прочим, он поведал, что еп. Стефан часто говорил ему, что в последнее время Церковью будет зримо руководить сам Иоанн Богослов. При этом владыка ссылался на известные ему слова святителя Иоанна Златоуста о том, что святой апостол Иоанн Богослов воскрес по качеству всеобщего воскресения мертвых и будет руководить Церковью в последние дни. Он имеет от Бога особое место для безпрепятственного пребывания в горах Гималаях. Об этом я впервые узнал от о.Василия (ныне архиепископа) со ссылкой на еп. Стефана. Я полагаю, что благонамеренный владыка Стефан, найдя у Иоанна Златоустого указание о руководстве Церковью воскресшим апостолом Иоанном Богословом, утешался и прикрывался этим истинным откровением при взгляде на отступление и нечестие МП и современного ему духовенства.

Архиепископ Аверкий (Таушев) († 1976)

"Современность в свете Слова Божия. Слова и речи",
репринтное издание, Типография преп.Иова Почаевского,
Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y. 1975, том 3, стр.418

"В озлюбленный ученик Христов, его наперсник, девственник и Апостол Любви, св.Иоанн Богослов удостоился особой чести: ему, как девственнику, Господь, вися на кресте, поручил Пресвятую Деву - Матерь Свою, сказав Ей: "Жено, се сын Твой" , а ему: "Се Матерь твоя. И от того часа поят ю ученик во своя си" (Ин. 19,26-27) .

Вся дальнейшая судьба его была совершенно отлична от судьбы других Апостолов Христовых. В то время как все они окончили свою земную жизнь мученической смертью за Христа, св.Иоанн Богослов пережил их всех, дожив до глубокой старости, и умер, единственный из Апостолов, своей естественной, но притом весьма загадочной смертью. Если только умер?... Древнее предание говорит, что тела его, через несколько дней после погребения, не оказалось в могиле и что он живет и будет жить до Второго Пришествия Христова, что он при всех, в лицо, обличит явившегося Антихриста.


Иоанн Богослов, Илия и Енох


Господь Бог послал Ангела Своего рабу Своему


Иван [Иоанн] Богослов


Илия и Енох

"Вознесение евангелиста Иоанна"

Фреска Джотто ди Бондоне
Peruzzi Chapel, Santa Croce, Florence

1320 год