Классный час что нужно знать об артобстреле. Классный час: "Никто не забыт, ничто не забыто". Подходят для укрытия

Общие правила при начале артобстрела или бомбежки такие.

На улице

Если вы услышали свист снаряда (он похож больше на шорох), а через 2-3 секунды — взрыв, сразу падайте на землю. Не паникуйте: уже то, что вы слышите сам звук полета, означает, что снаряд пролетел достаточно далеко от вас, а те секунды перед взрывом лишь подтвердили достаточно безопасное расстояние. Однако следующий снаряд полетит ближе к вам, поэтому вместо самоуспокоения быстро и внимательно оглянитесь вокруг: где можно спрятаться надежнее?

Если есть какой-то выступ (даже тротуар, поребрик — то рядом с ним), канава, любой выступ или углубление в земле — воспользуйтесь этой естественной защитой. Если рядом есть какая-то бетонная конструкция — лечь рядом с ней.

Лежать нужно, чтобы снизить шанс попадания осколков. Все это не поможет, если прямое попадание, но снизит шансы на осколочное ранение. Осколки летят вверх и по касательной. Если человек стоит — больше шансов оказаться у них на пути, нежели если лежит.

В городском транспорте

Если первые взрывы застали вас в дороге на собственном автомобиле — не рассчитывайте, что на авто вы сможете быстро убежать от обстрела: вы никогда не будете знать, в какую сторону перенесется огонь, и не начнется ли дальше обстрел, скажем, из минометов. Кроме того, бензобак вашего авто добавляет опасного риска обгореть. Поэтому опять-таки: немедленно останавливайте машину и быстрее ищите укрытие.

В случае, если обстрел застал вас в маршрутке, троллейбусе или трамвае — следует немедленно остановить транспорт, отбежать от дороги в направлении «от зданий и сооружений» и залечь на землю. Оглянитесь и глазами поищите более надежное укрытие неподалеку. Перебегать следует короткими быстрыми бросками сразу после следующего взрыва.

Не рядом с машиной (автобусом, троллейбусов и пр.)! Если будут бить, то сначала в машину, а попадет в нее, она взорвется вместе с человеком. Надо вылезти, лучше с противоположной от обстрела стороны, и ползком отойти дальше, потом лечь.

Не подходят для укрытия:

— подъезды любых зданий, даже небольшие пристроенные сооружения. От многоэтажных / многоквартирных домов вообще следует отбежать хотя бы метров на 30-50;

— места под разной техникой (скажем, под грузовиком или под автобусом);

— обычные ЖЭКовские подвалы домов. Они совершенно не приспособлены для укрытия во времени авианалетов или ракетно-артиллерийских обстрелов (речь идет о слабых перекрытиях, отсутствие запасных выходов, вентиляции и т.д.).

Есть большой риск оказаться под массивными завалами. Загромождение таких подвалов влечет риск моментального пожара или задымленности.

Никогда не следует прятаться снаружи под стенами современных зданий! Нынешние бетонные «коробки» не имеют ни малейшего запаса прочности и легко рассыпаются (или «складывются») не только от прямого попадания, но и даже от сильной взрывной волны: есть большой риск оползней и завалов. Нельзя также прятаться под стенами офисов и магазинов: от взрывной волны сверху будет падать много стекла; это не менее опасно, чем металлические осколки снарядов.

Иногда люди инстинктивно прячутся среди любых штабелей, в местах, заложенных контейнерами, заставленных ящиками, стройматериалами и т.п. (вступает в дело подсознательный рефлекс: спрятаться так, чтобы не видеть ничего).

Эта ошибка опасна тем, что вокруг вас могут быть легковоспламеняющиеся предметы и вещества: возникает риск оказаться среди внезапного пожара.

Порой люди из страха прыгали в реку, в пруд, фонтан и т.д. Взрыв бомбы или снаряда в воде даже на значительном расстоянии очень опасны: сильный гидроудар и — как следствие — тяжелая контузия.

Можно спрятаться в следующих местах:

— в специально оборудованном бомбоубежище (если повезет). От обычного ЖЭКовского подвала настоящее бомбоубежище отличается толстым надежным перекрытием над головой, системой вентиляции и наличием двух (и более) выходов на поверхность;

— в подземном переходе;

— в метро (идеально подходит);

— в любой канаве, траншеи или яме;

— в широкой трубе водостока под дорогой (не стоит лезть слишком глубоко, максимум на 3-4 метра);

— вдоль высокого бордюра или фундамента забора;

— в очень глубоком подвале под капитальными домами старой застройки (желательно, чтобы он имел 2 выхода); — В подземном овощехранилище, силосной яме и т.п.;

— в смотровой яме открытого (на воздухе) гаража или СТО;

— в канализационных люках рядом с вашим домом, это очень хороший тайник (но хватит ли у вас сил быстро открыть тяжелую железяку? Важно также, чтобы это была именно канализация или водоснабжение — ни в коем случае не газовая магистраль!)

— в ямах-«воронках», оставшихся от предыдущих обстрелов или авианалетов.

В худшем случае — когда в поле зрения нет укрытия, куда можно перебежать одним быстрым броском — просто ложитесь на землю и лежите, закрыв голову руками! Подавляющее большинство снарядов и бомб разрываются в верхнем слое почвы или асфальта, поэтому осколки в момент взрыва разлетаются на высоте не менее 30-50 см над поверхностью.

Итак, общее правило: ваше укрытие должно быть хоть минимально углубленным и, вместе с тем, должен находиться подальше от сооружений, которые могут обрушиться на вас сверху при прямом попадании, или могут загореться. Идеальная защита дает траншея или канава (подобная окопу) глубиной 1-2 метра, на открытом месте.

Спрятавшись в укрытии, ложитесь и обхватите голову руками. Приоткройте рот — это убережет от контузии при близком разрыве снаряда или бомбы.

Не паникуйте. Займите свою психику чем-то. Можно считать взрывы: знайте, что максимум после 100-го взрыва обстрел точно закончится. Можно попытаться мысленно считать минуты.

Во-первых, это отвлекает. Во-вторых, так вы сможете ориентироваться в ситуации: артиллерийский обстрел не длится вечно, максимум — двадцать минут; авианалет — значительно меньше. В наше время не бывает длинных бомбардировок, большие группы бомбардировщиков не применяются.

В доме

Если в доме есть подвал — спуститься в подвал.

Если подвала нет — спуститься на нижние этажи. Чем ниже, тем лучше. В идеале — всем на первый этаж.

Заранее найти самую внутреннюю комнату, чем больше бетона вокруг, тем лучше (найти несущие стены), если все комнаты внешние — выйти на лестничную площадку.

Ни в коем случае не находиться напротив окон!

Если известно, с какой стороны ведется обстрел, то выбрать самую удаленную комнату с противоположной стороны.

В том месте, что будет выбрано, сесть на пол у стены — чем ниже человек находится во время попадания снаряда, тем больше шансов, что его не зацепит осколком. Опять же, не напротив окон. Окна можно оборудовать диванными подушками (большими, плотными, но лучше мешками с песком), закрыть массивной мебелью, но не пустой (набить мешками с песком или вещами, но плотно). Это лучше, чем незащищенные окна и стекла.

В погребе

Погреб в частных домах — принимать во внимание, что его может завалить! Поэтому оставить в доме на видном месте большой бросающийся в глаза плакат «во время бомбежек мы в погребе» и указать, где погреб находится.

Взять с собой телефоны, радио на батарейках, воду.

Не впадать в панику. Я знаю, что это клише, но это важно.

После окончания обстрела (бомбардировки)

Оставляя место убежища, не давайте себе расслабиться. Теперь вся ваше внимание должно быть сконцентрировано себе под ноги! Не поднимайте с земли никаких незнакомых вам предметов: авиабомба, ракета или снаряд могли быть кассетными!

Боевые элементы часто разрываются при падении, но могут взорваться позже, в руках — от малейшего движения или прикосновения. Все внимание — детям и подросткам: не дайте им поднять что-нибудь из-под ног!

Наибольшие потери в югославском конфликте были в самом начале войны среди гражданских людей, которых боевые действия застали молниеносно: отсутствие подготовки и соблюдения элементарных правил — огромная опасность, которой можно избежать.


Если вы услышали свист снаряда (он похож больше на шорох), а через 2-3 секунды - взрыв, сразу падайте на землю. Не паникуйте: уже то, что вы слышите сам звук полета, означает, что снаряд пролетел достаточно далеко от вас, а те секунды перед взрывом лишь подтвердили достаточно безопасное расстояние. Однако всегда есть вероятность, что следующий снаряд полетит ближе к вам, поэтому быстро и внимательно оглянитесь вокруг: где можно спрятаться надежнее

Если есть какой-то выступ, канава, любой выступ или углубление в земле - воспользуйтесь этой естественной защитой. Если рядом есть какая-то бетонная конструкция - лечь рядом с ней

Принимать лежачую позицию необходимо для того, чтобы снизить шанс попадания осколков. Осколки летят вверх и по касательной. Если человек стоит - больше вероятности оказаться у них на пути, нежели в лежачем положении.

В транспорте

Если первые взрывы застали вас в дороге в автомобиле: немедленно останавливайте машину и быстро ищите укрытие. Не рассчитывайте, что на авто вы сможете быстро убежать от обстрела: вы никогда не знаете, в какую сторону перенесется огонь, и не начнется ли дальше обстрел, скажем, из минометов. Кроме того, бензобак вашего авто добавляет риска.

В случае, если обстрел застал вас в маршрутном такси, троллейбусе или трамвае - следует потребовать немедленно остановить транспорт, отбежать от дороги в противоположную от обстрела сторону в направлении «от зданий и сооружений» и залечь на землю. Оглянитесь и глазами поищите более надежное укрытие неподалеку. Перебегать или отползать следует короткими быстрыми бросками сразу после следующего взрыва.

Не подходят для укрытия:

  • Подъезды любых зданий, даже небольшие пристроенные сооружения. От многоэтажных/ многоквартирных домов вообще следует отбежать хотя бы метров на 30-50, так как есть большой риск оказаться под массивными завалами. Загромождение подвалов таких зданий влечет риск моментального пожара или задымленности.
  • Различная техника (нельзя прятаться, скажем, под грузовиком или под автобусом);
  • Снаружи под стенами современных зданий. Нынешние бетонные «коробки» не имеют ни малейшего запаса прочности и легко рассыпаются (или «складываются») не только от прямого попадания, но даже от сильной взрывной волны: есть большой риск оползней и завалов.
  • Нельзя прятаться под стенами офисов и магазинов: от взрывной волны сверху будет падать много стекла; это не менее опасно, чем металлические осколки снарядов.
  • Иногда люди инстинктивно прячутся среди любых штабелей, в местах, заложенных контейнерами, заставленных ящиками, стройматериалами и т.п. (вступает в дело подсознательный рефлекс: спрятаться так, чтобы не видеть ничего). Эта ошибка опасна тем, что вокруг вас могут быть легковоспламеняющиеся предметы и вещества: возникает риск оказаться среди внезапного пожара.
  • Порой люди из страха прыгают в реку, в пруд, фонтан и т.д. Взрыв бомбы или снаряда в воде даже на значительном расстоянии очень опасны из-за сильного гидроудара, что может привести к тяжелой контузии.

Подходят для укрытия:

  • специально оборудованные бомбоубежища. От обычного подвала настоящее бомбоубежище отличается толстым надежным перекрытием над головой, системой вентиляции и наличием двух (и более) выходов на поверхность
  • подземные переходы;
  • метро (идеально подходит);
  • канава, траншея или яма;
  • широкие трубы водостока под дорогой (не стоит лезть слишком глубоко, максимум на 3-4 метра);
  • вдоль высокого бордюра или фундамента забора;
  • очень глубокие подвалы под капитальными домами старой застройки (желательно, чтобы он имел 2 выхода);
  • подземное овощехранилище, силосная яма и т.п.;
  • смотровая яма открытого (на воздухе) гаража или СТО;
  • канализационные трубы рядом с вашим домом, это очень хороший тайник (но хватит ли у вас сил быстро открыть тяжелый люк? Важно также, чтобы это была именно канализация или водоснабжение - ни в коем случае не газовая магистраль!)
  • ямы-«воронки», оставшиеся от предыдущих обстрелов или авианалетов.

В худшем случае - когда в поле зрения нет укрытия, куда можно перебежать одним быстрым броском - просто ложитесь на землю и лежите, закрыв голову руками. Подавляющее большинство снарядов и бомб разрываются в верхнем слое почвы или асфальта, поэтому осколки в момент взрыва разлетаются на высоте не менее 30-50 см над поверхностью.

Итак, общее правило: ваше укрытие должно быть хоть минимально углубленным и, вместе с тем, должно находиться подальше от сооружений, которые могут обрушиться сверху при прямом попадании или загореться. Идеальную защиту дает траншея или канава (подобная окопу) глубиной 1-2 метра, на открытом месте.

Спрятавшись в укрытие, ложитесь и обхватите голову руками. Приоткройте рот - это убережет от контузии при близком разрыве снаряда или бомбы.

Не паникуйте. Займите свою психику чем-то. Можно считать взрывы: знайте, что максимум после 100-го взрыва обстрел точно закончится. Можно мысленно считать минуты. Во-первых, это отвлекает. Во-вторых, так вы сможете ориентироваться в ситуации: артиллерийский обстрел не длится вечно, максимум двадцать минут; авианалет - значительно меньше. В наше время не бывает длинных бомбардировок, большие группы бомбардировщиков не применяются.

В доме

Если в доме есть подвал - спуститесь в подвал.

Если подвала нет - спуститесь на нижние этажи. Чем ниже, тем лучше.

Заранее найдите самую внутреннюю комнату, чем больше бетона вокруг, тем лучше (найдите несущие стены, например, ванная комната), если все комнаты внешние - выходите на лестничную площадку.

Ни в коем случае не стойте напротив окон!

Если известно, с какой стороны ведется обстрел, то выбирайте самую удаленную комнату с противоположной стороны.

В выбранном месте, сядьте на пол у стены - чем ниже человек находится во время попадания снаряда, тем больше шансов, что его не зацепит осколком. Опять — таки, не напротив окон. Окна можно замостить диванными подушками (большими, плотными, но лучше мешками с песком), закрыть массивной мебелью, но не пустой (набить мешками с песком или вещами, но плотно).

В погребе.

Для укрытия можно использовать погреб в частных домах, но примите во внимание, что его может завалить! Поэтому оставьте в доме на видном месте большой бросающийся в глаза плакат «во время бомбежек мы в погребе» и укажите, где погреб находится.

Возьмите с собой телефоны, радио на батарейках, воду.

Не впадайте в панику. Да, это избитое выражение, но это очень важно.

После окончания обстрела

Оставляя место убежища, не давайте себе расслабиться. Теперь все ваше внимание должно быть сконцентрировано себе под ноги! Не поднимайте с земли никаких незнакомых вам предметов: авиабомба, ракета или снаряд могут быть кассетными!

Боевые элементы обычно разрываются при падении, но могут взорваться и позже, в руках - от малейшего движения или прикосновения.

Берегите себя и будьте бдительны!

«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» (классный час, посвященный Дню артиллерии, 19 ноября) Ц е л и: расширить знания детей о начале Сталинградской битвы; заинтересовать неизвестными фактами истории сражения; воспитывать уважение к защитникам города; развивать патриотические чувства. Ф о р м а п р о в е д е н и я к л а с с н о г о ч а с а: литературно­музыкальная композиция. Х о д к л а с с н о г о ч а с а В е д у щ и й. Никто не забыт, ничто не забыто... Но чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать. Война – человеческая трагедия с древнейших времен. Вся история человеческой цивилизации сопровождалась войнами. Если бы люди не забывали все беды, страдания, ужас и горе, принесенные человечеству войнами, то на Земле давно бы не звучали больше выстрелы. Сталинградская битва длилась 200 дней (с 7 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.). Самый страшный день для города – 23 августа 1943 г.: фашистские бомбардировщики совершили более 2000 самолетовылетов. Гитлер хотел овладеть городом за 2 недели. Но вот 19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск под Сталинградом. Этот день советские войска начали грохотом артиллерийских орудий, и с той поры 19 ноября считается Днем артиллерии и началом контрнаступления советских войск. 19 ноября были сломаны все планы Гитлера. Именно в этот день началась операция под кодовым называнием «Уран». Учащиеся исполняют песню «Артиллеристы» (сл. В. Гусева, муз. Т. Хренникова). Горит в сердце у нас Любовь к земле родимой, Идем мы в смертный бой За честь родной страны. Пылают города, Охваченные дымом, Гремит в седых лесах Суровый бог войны. Артиллеристы, точный дан приказ, Артиллеристы, зовет Отчизна нас, И многих тысяч батарей За слезы наших матерей,

Ч т е ц. За нашу Родину – огонь, огонь. Я помню ту осень и стужу, Во мраке бугры баррикад, И отблеск пожарища в лужах, И грозный, как ночь, Сталинград. И в ночь уходили мужчины, С коротким приказом «Вперед!», Без песен, без слов, без кручины Шел наш сталинградский народ. И женщины рыли толпою Окопы, о близких шепча, Лопатой и ржавой киркою В тяжелую землю стуча. У них на ладонях темнели Кровавых мозолей следы, Но плакать они не умели – Как были те люди горды! И как говорили без дрожи: «Умрем, не отступим назад, Теперь он еще нам дороже, Родной, боевой Сталинград». За каждый мы камень сразимся, Свой город врагу не сдадим, И теми людьми мы гордимся, Как лучшим наследьем своим. Минута молчания в память о погибших, возложение цветов к братской могиле. В е д у щ и й. Война страшна, на войне убивают. Прошедшие это испытание научились ненавидеть врага, но остались людьми. Познали необыкновенную дружбу, каждый миг готовы были к самопожертвованию. преданность и верность, Война – это всегда боль и кровь, потери близких. Но Великая Отечественная война вызвала к жизни и новые песни, которые были нужны солдату: о любви и любимых, о родном доме как напоминание о той мирной жизни, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Песни эти помогали воевать. Дети исполняют вальс «В лесу прифронтовом», муз. В. Блантера. Ч т е ц. Занимай места, солдат,

О чинах не споря, Ведь солдат солдату – брат, Ну, конечно, все в сборе. Привал. На середине зала изображена поляна, котелок на огне, палатки. Дети усаживаются на пеньки, все одеты в военную форму, деревянное оружие, медсестра и т. д. Ч т е ц. Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. – А знаете ли вы как выглядели письма с фронта? Скромные солдатские треугольники (показ). Их отправляли с передовой, из окопов и госпиталей. А как ждали эти весточки в тылу! Они вселяли надежду на победу, на возвращение домой отцов, сыновей, дочерей. В некоторых семьях до сих пор бережно хранят эти фронтовые реликвии в коробках, в различных старых портфелях (показ). Ученик исполняет под гитару песню, на фоне музыки дети читают письма. Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой, Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко­далеко, Между нами снега и снега, До тебя мне дойти нелегко, А до смерти – четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови, Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви. Учащиеся читают письма вслух. «Дорогая мама! Я еще жив, хотя потерял друзей. Наша задача – отстоять Сталинград. Это наш священный долг перед Родиной, и мы его выполним, отстоим славный город, уничтожим врага под его стенами. Твой любящий сын». «Дорогая моя семья: мама, братик и сестричка! У меня все хорошо. Родина

призвала молодежь защищать ее. Народ сказал нам: «Бейтесь до последней капли крови, но города не сдавайте». И мы отвечаем нашей Родине, нашему народу: «Есть не сдаваться». Однажды наша воинская часть пошла в атаку. Мы втроем – Леля, Люся и я – бежали вслед за бойцами. В этом бою наша подруга Люся погибла, ее ударило осколком мины. Я никогда не забуду свою фронтовую подругу и отомщу фашистским негодяям». «Здравствуй, дорогая мамочка! Спасибо тебе за письмо. На фронте в данный момент нам приходится нелегко, но никто не жалуется. Все мы ждем боевой приказ, а когда его получим, то не подкачаем. Наше дело правое, победа будет за нами. Мы победим». 1­й ч т е ц. На кургане, гремевшем боями, Не отдавшем своей высоты, Блиндажи поросли ковылями, Разрослись по траншеям цветы. Бродит женщина берегом Волги, И на том, дорогом берегу Не цветы собирает – осколки, Замирая на каждом шагу. Остановится, голову склонит, И над каждым осколком вздохнет, И подержит его на ладони, И песок не спеша отряхнет. Вспоминает ли юность былую, Вновь ли видит ушедшего в бой... Поднимает осколок. Целует И навеки уносит с собой. На кургане, гремевшем боями... 2­й ч т е ц. Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой. Не прожить, как без махорки, От бомбежки до другой Без хорошей поговорки

Или присказки какой. Что же, праздник – Всем утеха, Пляске – место, Песне – честь. Ну, а как по части смеха? Смех в программе тоже есть. Скажем просто: Мы без смеха, Как без рук, В деле бодрости и роста Смех солдату – Лучший друг! Скажем прямо: скучновато, Если в роте нет певца, А без шутки нет солдата, Без улыбки нет бойца. Дети исполняют частушки. Хорошо воюют все Наши хуторяне, Очищают мать­Россию От фашистской дряни. Куры, мясо, яйца, сало Немцам вкусным кажутся, Мы им перца поддадим, Мало не покажется. От своей родной земли Фрица мы погоним, Будем гнать его взашей До берлинских рубежей. В ноябре Гитлер собирался В Москве праздновать парад, Да какой уж тут парад, Унести бы ноги рад! А завтра снова будет бой, Уж так назначено судьбой, Чтоб нам уйти не долюбив, От наших жен, от наших нив. Звучит горн. 1­й у ч е н и к.

Но с каждым шагом в том бою Нам ближе дом в родном краю. 1­й у ч е н и к. До следующего привала солдаты будут сражаться с врагом, многие из них не вернутся из боя. Все дети исполняют песню «Мальчишки», сл. Шаферана, муз. А. Островского. Рисует узоры мороз на оконном стекле, Но нашим мальчишкам Сидеть не по нраву в тепле, Мальчишки, мальчишки Несутся по снежным горам. Мальчишки, мальчишки, Ну, как не завидовать вам? На вечере школьном Задорные вальсы звучат, Впервые робея, Мальчишки глядят на девчат. Мальчишки, мальчишки, Вдруг сердце забилось в груди, Мальчишки, мальчишки, Что будет у вас впереди? Когда протрубили Тревогу в любимом краю, Застыли мальчишки В суровом солдатском строю. Мальчишки, мальчишки, Вы первыми ринулись в бой. Мальчишки, мальчишки, Вернитесь живыми домой. Плывут в океане, Летят высоко в небесах Солидные люди С мальчишеской искрой в глазах. Мальчишки, мальчишки, Пускай пролетают года, Мальчишки, мальчишки, Для нас вы мальчишки всегда. В е д у щ и й. Сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить наших дедушек и бабушек, наших родных и близких – всех тех людей, кто погиб, сражаясь за Родину, И в минуту счастья мы будем приходить к памятникам, потому что это

несбывшееся счастье всех тех, кто погиб, чьи фамилии здесь, и всех безымянных, но ставших героями. Наши ровесники, поднявшись в атаку молодыми, так и не состарились. Слава павшим и низкий поклон живущим среди нас ветеранам. А наш долг теперь – не забыть. Звучит песня «Моя пристань», муз. и сл. А. Бирюкова. Тополя в танце кружат прохладу аллей, И летит белый пух с тополей, Словно блики вечерних огней. Город мой, я спешу окунуться в тебя, Порт речной, бьет о плиты волна, И поют, и кружат тополя. Белою стрелой чайка над волной, Проплывет гудок низкий, Бьет в гранит прибой Волжскою водой. Здесь она, моя пристань. Сталинград! Помнишь небо и окна в крестах, Страх и ненависть в детских глазах. Бой за каждую пядь, каждый шаг. Двести дней! Волга, ты задыхалась в огне, И не стало тогда на войне Нам земли на другой стороне. Хватит слов, схоронил ты немало сынов, Ибаррури и маршал Чуйков Жизнь отдали за мир наших снов. Вознеслась над твердыней твоей высоко Мать­Россия с поднятой рукой И стоит горделиво, легко. Волгоград! Вышел я из твоих колоннад, Из гудящих ночных автострад, И ватаги рисковых ребят Город мой – Вечно юный и славный герой. И в сердце мне гулко плещет прибой, Тихою жаркою волжской водой.


КЛАССНЫЙ ЧАС

ко дню Гражданской обороны на тему:

«Угроза артобстрела и другие чрезвычайные ситуации»

Цель:

Приобретение учащимися знаний, связанные с угрозой жизни при артобстреле, если они в этот момент находятся в школе, или других общественных местах;

Формирование у учащихся навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и во время артобстрела;

Проверка и развитие навыков действовать по сигналам во время артобстрела и при других чрезвычайных ситуациях;

Воспитать у учащихся сознание того, что они ответственны не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель:

Приветствие. Вступительное слово учителя.

На сегодняшний момент мы с вами не понаслышке знаем, что такое артобстрел, многие из вас уже столкнулись с этой ситуацией, но некоторые еще не знают, как правильно вести себя при внезапном артиллерийском обстреле.

Цель нашего классного часа научить вас вести себя во время артобстрелов, когда вы находитесь в школе, или в других общественных местах, либо на улице. Часто происходит так, что люди в панике не осознают всей полноты опасности и допускают ошибки, которые могут стоить здоровья и жизни не только их самих, но и окружающих.

Крайне важно при артобстреле и других чрезвычайных ситуациях действовать обдуманно, не паниковать, рассуждать быстро, сконцентрироваться для оказания первой медицинской помощи, если она потребуется.

Ученик 1:

Вот несколько правил поведения при артобстреле:

    Быть всегда бдительными.

    При внезапных взрывах близко к вам, не паниковать и постараться соблюдать спокойствие.

    Помните – любые звуки – это повод задуматься о своей безопасности.

    В случае обнаружения, каких либо подозрительных предметов, или незнакомых людей – сообщить администрации школы.

    При обнаружении взрывоопасных предметов, не пытаться разминировать их, не трогать их и сообщить администрации школы.

Учитель: Существуют специальные звуковые сигналы, которые помогут вам скоординировать свои действия во время чрезвычайных ситуаций:

Один длинный школьный звонок – означает близкий артобстрел. Если вы его слышите, где бы вы не находились на территории школы, или в самом здании – вы должны укрыться в безопасном месте, вдали от окон и дверей, желательно лечь на пол или на корточки, закрыть уши руками и открыть рот, для того, чтобы при сильном звуке взрыва вас не оглушило.

Три коротких школьных звонка – означает пожар в помещении. При этих звуках следует покинуть помещение школы, организованно выйти через отведенный для вашего класса выход.

Любые странные события должны обращать на себя внимание со стороны учителей и учащихся.

Ученик 2:

Требования при обнаружении подозрительного предмета, похожего на взрывное устройство:

Наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;

Подозрительные звуки, щелчки, пиканье часов, издаваемые предметом;

От предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах;

Действия:

    Не трогать, не поднимать, не передвигать обнаруженный предмет;

    Не пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место;

    Воздерживаться от использования средств радиосвязи, в том числе мобильных телефонов вблизи данного предмета;

    Немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете администрации школы;

    Зафиксировать время и место обнаружения подозрительного предмета;

    По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридор).

Учитель:

Сейчас я вам предложу проверочный тест и вопросы для самооценки знаний о поведении во время чрезвычайных ситуаций.

Станция «Взрыв»

1.Какие возможные места установки взрывных устройств вы знаете? (Ответы: переходы, вокзалы, рынки, стадионы, дискотеки, магазины, транспорт, электростанции, газоперерабатывающие станции)

2. Что делать при обнаружении взрывного устройства? (Ответы: сообщить в МЧС, милицию ии взрослым людям; не подходить к предмету и не подпускать других, исключить использование радиотелефонов, мобильных телефонов, т.к. они могут вызвать срабатывание радиовзрывателя).

3.Укажите признаки наличия взрывных устройств. (Ответы: присутствие проводов, изоленты, небольшой антенны; шум из обнаруженного предмета (щелчки, тиканье); специфический, не свойственные окружающей местности, запах).

Станция «Пожарная»

1.Назвать первичные средства пожаротушения (Ответы: огнетушители, пожарные краны в зданиях, пожарный щит)

2.Как действовать при пожаре? (Ответы: позвонить 01, закрыть нос и рот влажной тканью, передвигаться ползком; если загорелась одежда – набросить покрывало, нельзя бежать).

3. Назвать средства индивидуальной защиты (Ответы: респираторы, противогазы, изолирующие костюмы).

Станция «Окажи первую помощь»

1.Правила оказания первой медицинской помощи. (Ответы: действовать быстро, решительно, прекратить действие повреждающих факторов; установить наличие сердцебиения, дыхания; произвести искусственную вентиляцию лёгких и массаж сердца).

2. Наложить жгут, повязку.

Станция «Радиационная»

1.Ваши действия в условиях радиационной опасности? (Ответы: надеть СИЗ; спрятаться в убежище).

2. Когда произошла авария на ЧАЭС? (Ответ:26 апреля 1986 года в 1ч23 мин).

3.Что является источниками радиационного загрязнения? (Ответы: предприятия, испытания ядерного оружия, аварии на АЭС).

ТЕСТ

1. Вы находитесь в комнате, убедились, что началось землетрясение, как вы покинете помещение?

1. выпрыгнете из окна; 2. спуститесь на лифте; 3. спуститесь по ступенькам

2. Каковы признаки землетрясения?

1. погас свет; 2 . покачивается люстра и звенит посуда ; 3.с княжной полки упала книга.

З.Ваши действия при наводнении?

1. останетесь на первом этаже; 2. опуститесь в хорошо оборудованный подвал; 3. подниметесь на чердак (крышу).

4. Что запрещается делать, находясь, а зоне радиоактивного заражения?

1. спать; 2. принимать пищу; 3. артериальное.

5. Вы обнаружили у пострадавшего из ноги пульсирующими струйками выделяется кровь алого цвета. Какое кровотечение?

1. венозное; 2. капиллярное; 3. артериальное.

6. Какой цвет крови при венозном кровотечении?

1 . темно-красного цвета ; 2. светло-красного; 3. голубовато-красного цвета.

7.Как подготовить мало скользящую обувь при гололеде?

1. наклеить на подошву лейкопластырь ; 2. натереть подошву мелом; 3. сделать царапины на подошве.

8. Ваши действия при урагане, буре, смерче?

1, укрылись поддеревом; 2. спрягались в сарайчике; 3. укрылись в подвале (погребе).

9. Вы свидетель ДТП. Как вы поступите? Водитель скрылся.

1. поинтересуетесь происшествием: 2. расскажите о происшествии прохожим; 3. запишите номер машины и позвоните в ГИБДД («02»).

10. Вы обнаружили неизвестный предмет (пакет). Как вы поступите?

1. выбросите пакет в мусорный ящик; 2. поинтересуетесь содержимым пакета; 3. не трогая пакет, сообщите о находке по телефону «02».

11.каким способом вы покинете квартиру при пожаре?

1. воспользуетесь лифтом; 2. спуститесь но ступенькам ; 3. спуститесь по веревке.

12. Как вы окажите помощь пострадавшему при переломе руки?

1. наложите тугую повязку: 2. поможете пострадавшему добраться до больницы; 3. к поврежденной конечности закрепите шипу (палку, дощечку).

13. Что означает звучание сирен, предупреждающих о ЧС?

1. «Воздушная тревога!»; 2. «Внимание всем!» ; 3.начало эвакуации.

14. На какое время можно накладывать жгут при остановке кровотечения?

1. на 1 час; 2. на 2 часа ; 3. на 3 часа.

15. Сколько вдуваний в минуту вы будете делать пострадавшему при искусственном дыхании?

1. 5-10 вдуваний; 2. 12:20 ; 3. 25-30.

16. Сколько надавливаний в минуту вы будете делать пострадавшему при непрямом массаже сердца?

1. 30-40; 2. 50-60 ; 3. 60-70.

17. Какие средства защиты следует применять от поражения отравляющими веществами"?

1. защитный костюм; 2 . противогаз ; 3. марлевую повязку.

18. Куда необходимо следовать при объявлении эвакуации?

1. в ЖЭК; 2. в школу; 3. на сборно-эвакуационный пункт.

19. Каковы основные причины возникновения пожара в квартире (доме)?

1. самовозгорание; 2. неумелое пользование газом и электроприборами;

3. рассеянность, игры со спичками.

20. Как вы поступите, если вам предложили выпить воду из-под крана?

1. выпьете; 2. не выпьете ; 3. посоветуетесь с друзьями.

21. Какая болезнь может передаваться человеку через царапину (укус), сделанные собакой или кошкой?

1. дифтерия; 2. чесотка; 3. столбняк

22. Что необходимо сделать, если вас укусила собака?

1. промыть укус водой с мылом, остановить кровотечение и обратиться к врачу ; 2. Наложить тугую повязку; 3. зажать рану рукой.

23. С какого возраста, согласно правилам, разрешается управлять велосипедом при движении по дорогам общего пользования?

1. с 10 лет; 2. с 12 лет; 3. с 14 лет

24. Какой стороны при движении на дороге необходимо придерживаться велосипедисту?

1. на усмотрение велосипедиста: 2. правой стороны;

3. левой стороны.

25. Что означает провести герметизацию помещения?

1. следует заклеить щели в оконных рамах:

2. следует заклеить трещины и щели в полах и на потолке;

3. следует плотно закрыть окна, двери, форточки, вентиляционные отдушины

26. Какие имеются способы защиты человека от стихийных бедствий?

1. специальная одежда и обувь;

2. своевременное получение информации о стихийном бедствии;

3. специальное снаряжение, оборудование.

Учитель: Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь каждому из вас представляется случай собрать «Тревожный чемоданчик», точнее составит список, что в него будет входить. В такой сумке должны быть самые необходимые вещи, документы, которые вы возьмете собой, покидая дом.

(Ученики составляют список вещей необходимых при чрезвычайной ситуации. В классе коллективно обсуждаются все записи учеников, делается анализ ошибок.)

Учитель:

Еще одним заданием, теперь задание для девочек – нужно оказать пострадавшему первую медицинскую помощь – наложить повязку. У каждой девочки будет свое задание:

Локтевой сустав;

Голова;

Плечевой сустав;

Щиколотка;

Запястье;

Коленный сустав.

Учитель:

Последним на сегодня для вас испытанием будет: Коллективный «сбор аптечки». Из предложенных на листиках медикаментов, предметов, вещей и т.д., вам нужно будет собрать за 3 мин. Самое необходимое для медицинской аптечки». Время пошло.

(учащимся предоставляется маленькие листики с надписями и коробочка-аптечка, они обязаны собрать только нужные медикаменты и вещи).

Заключительное слово учителя:

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами еще раз повторили правила поведения во время артобстрела и чрезвычайных ситуациях. Надеемся, что полученные знания и навыки вам не пригодятся, но если вдруг это случится, то вы обязательно будете действовать слажено, организовано. Каждый из нас должен помнить о своей безопасности, уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации!

ПАМЯТКА

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ АРТОБСТРЕЛЕ И УГРОЗЕ С ВОЗДУХА

1. Не бежать, не находиться в вертикальном положении, если взрывы раздаются совсем рядом. Так человек наиболее подвержен контузиям и представляет собой отличную мишень для осколков (напр., шрапнель, и пр.). Упасть на землю и закрыть голову руками - оптимальный способ спасения.

2. Укрытие от бомбардировки. На открытой местности укрытием может служить канава и любая выемка в земле. В таком нехитром укрытии человек может быть убит только прямым попаданием, вероятность которого невысока. Конечно, нельзя исключать также поражение обломками, летящими по параболе, и рикошетящими осколками. Кроме того, не стоит недооценивать и звуковой (акустический) удар. (См. п.7.). Но, в общем случае, найдя такое укрытие, не рекомендуется покидать его до момента, пока бомбардировка не прекратится.

3. Подойдёт и любой выступ земли, бетонные заграждения, насыпь. Не рекомендуется прятаться в обычных подвалах жилищ. Риск остаться под завалами.

4. Следует избегать близости техники, автомобилей, пожароопасных и взрывоопасных объектов. Всё это мало защищает от осколков, зато всегда представляет смертельную опасность для людей поблизости.

5. Чрезвычайно опасны и современные здания, которые недостаточно прочны, зато содержат большое количество окон, витрин, стеклянных элементов. В случае взрыва такая постройка сложится, как карточный домик, а любая стеклянная поверхность превращается в облако острых осколков даже при небольшой ударной волне.

6. Не спасаться в воде: реке, озере или другом водоеме. Вода почти не сжимается, и поэтому при случайном попадании в неё бомбы или снаряда во все стороны расходится невероятной силы взрывная волна, которая приводит к мощным гидравлическим ударам. (Принцип оглушения рыбы динамитом)

7. Рекомендуется пережидать бомбардировку, плотно закрыв уши руками и приоткрыв рот для регулирования давления. Звуковое поражение (акустический удар) может навсегда лишить возможности слышать, привести к разрывам сосудов, барабанных перепонок.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ - НЕ ПАНИКУЙТЕ И НЕ ТЕРЯЙТЕ КОНТРОЛЬ НАД СИТУАЦИЕЙ.