Корабль кенигсберг. Крейсер "Кёнигсберг": он погиб, но так и не сдался. Разделы этой страницы

Боевые корабли мира

"Кенигсберг" ("Konigsberg") - легкий крейсер Германского Кайзеровского флота.

Хронология службы:

3 августа 1907 года - конвоировал яхту Кайзера "Гогенцоллерн" при встрече с яхтой Императора России "Штандарт". Салют штандарту Николая II.

9 сентября 1907 года - завершение сдаточных испытаний и доукомплектование экипажем по штату - 322 человека.

21 сентября 1907 года - прибыл в Кенигсберг (совр. Калининград в России) и отдал салют городу, в честь которого назван.

5 ноября 1907 года - приказ о командировании крейсера в распоряжение императорской яхты "Гогенцоллерн".

17 декабря 1907 года - уход крейсера из Киля под флагом принца Генриха Прусского в Стокгольм (Швеция, Балтийское море) для участия в церемонии похорон шведского короля Оскара II.

27 ноября 1909 года - завершил маневры вместе с разведывательными силами флота и встал на ремонт.

16 февраля 1910 года - столкновение в Кильской бухте Балтийского моря с легким крейсером "Дрезден" , возвращение обоих крейсеров в Киль на завод для ремонта.

9 - 13 марта 1910 года - сопровождение императорской яхты "Гогенцоллерн" в плавании по Гельголандской бухте Северного моря.

8 - 27 мая 1910 года - сопровождение "Гогенцоллерна" в плавании в Англию на похороны короля Эдуарда VII.

8 марта - 22 мая 1911 года - сопровождение под командованием капитана 3 ранга Хенриха "Гогенцоллерна" в плавании по Средиземному морю и в Англию.

12 июня 1914 года - начало промера глубин в районе немецкого порта Дар-эс-Салама в Танзании (Индийский океан).

31 июля 1914 года - вышел из Дар-эс-Салама к Аденскому заливу между Красным и Аравийским морями.

6 августа 1914 года - захвачен английский пароход "Сити оф Винчестер" с грузом индийского чая, отведен в бухту у порта Бендер Бурум на южной оконечности Аравийского п-ова.

14 августа 1914 года - встреча с немецким пароходом "Сомали" в бухте Курия-Мурия и уход крейсера к мысу Рас-Хафун на побережье Итальянского Сомали из-за близости радио переговоров английских военных судов.

30 августа 1914 года - обстрелял французскую радиостанцию в Мадзунга на северо-западном побережье о. Мадагаскар.

1 сентября 1914 года - погрузка 230 тонн угля с "Сомали" у о-вов Альдабра (на полпути от Дар-Эс-Салама до северной оконечности Мадагаскара).

3 сентября 1914 года - обогнул о. Мафия (побережье Танзании) и бросил якоря в одной из проток дельты реки Руфиджи (южнее Дар-Эс-Салама).

20 сентября 1914 года - вошел на рейд английского порта Занзибар (о. Занзибар, побережье Танзании) и артиллерийским огнем потопил английский легкий крейсер "Пегасус" (погибли 2 офицера и 31 матрос, 59 ранено); уничтожил артиллерией радиостанцию на берегу (погибло английских колониальных 45 солдат). Возвращение в Руфиджи.

1 ноября 1914 года - обстрел стоянки крейсера в Руфиджи артиллерией английским легким крейсером "Чатэм "

2 ноября 1914 года - обстрел стоянки английскими легкими крейсерами "Чатэм "", "Дармут" и "Веймут". Уничтожен немецкий пароход "Сомали", стоявший с "Кенигсбергом", с 800 тоннами угля.

10 декабря 1914 года - немцы из берегового охранения взяли в плен английского пилота гидросамолета Денниса Катлера, у которого отказал мотор.

6 июля 1915 года - артиллерийский бой между крейсером и английскими мониторами "Северн" и "Мерсей". "Мерсей" поврежден, убито 4 убиты и 4 ранены. "Кенигсберг" получил 13 попаданий, 4 убито и 10 ранено. Всего крейсером выпущено около 400 снарядов.

11 июля 1915 года - крейсер потоплен артиллерийским огнем "Северна", "Мерсея", легким крейсером "Веймут" и австралийским крейсером "Пионер". Сбит английский самолет-корректировщик. Из 213 человек, находившихся на борту, 32 убиты и 128 ранены. Оставшиеся в живых избежали плена.

Тактико-технические характеристики:

Водоизмещение стандартное 3390 тонн, водоизмещение полное 3814 тонн.
Размеры: 114,8 на 13,2 на 3,2 м.
Максимальная скорость 23 узла. Двухвальная энергетическая установка, паровая машина тройного расширения, 11 котлов военно-морского типа, 12 000 лошадиных сил, 820 тонн угля.
Вооружение: 10 орудий 105-мм, 8 орудий 52-мм, 2 торпедных аппарата 450-мм.
Бронирование: щиты на орудиях - 50 мм, палуба - 20-30 мм, боевая рубка - 100 мм.
Дальность плавания - 5750 миль при скорости 12 узлов.
Экипаж: 14 офицеров и 308 матросов.
Последний командир капитан 2 ранга Макс Лооф.

Результаты боевых действий:

Захвачен и потоплен: английский пароход ’’Сити оф Винчестер’’.

Потопленые боевые корабли противника: английский легкий крейсер ’’Пегасус’’.

Подборка составлена Дмитрием Викторовичем Мазуриком.

Возвратившись в Северное море, крейсер принял участие во втором сражении у Гельголанда 17.11.1917. Единственное, чем отличился "Франкфурт", был торпедный залп по британским крейсерам, который, однако, не принес успеха. Это было последнее боевое столкновение "Франкфурта". После заключения перемирия крейсер интернировали в Скапа-Флоу. 21.6.1919 во время затопления кораблей Флота Открытого моря он все же был спасен англичанами.

В июле 1919 г. его передали США. После перехода через океан и изучения конструкции корабля американцы решили использовать его для проведения опытов по авиационным бомбардировкам. 18.7.1921 во время очередной бомбежки "Франкфурт" затонул у мыса Генри на побережье штата Вирджиния.

Гибель корабля засняли, и сейчас эти кадры пользуются большой популярностью у кинематографистов, которые почему-то выдают их за Ютландский бой или же вообще за любые сражения первой, а иногда и второй мировой войны.

Легкий крейсер “Кенигсберг”

Тип "Кенигсберг"

Программа 1913 года[* Все корабли этой серии названы в честь крейсеров, погибших в войне.].

Водоизмещение: 5440 т (проект), 7125 т (полное).

Размерения: 151,4x14,3x6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 12 котлов (10 угольных, 2 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.Запас топлива: уголь – 1340 т, нефть – 500 т.

Дальность плавания: 4850 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип "Магдебург".

Вооружение: см. тип "Висбаден".

Экипаж: 475 человек (17 офицеров, 458 матросов).

"Кенигсберг" Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1914 г., спущен 18.12.1915, вошел в состав флота 12.8.1916. Был включен во вторую разведывательную группу.

Первой крупной операцией крейсера стало участие в захвате Моонзундских островов. "Кенигсберг" прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт, но в боях с русскими кораблями участия не принимал. 17.11.1917 участвовал во втором сражении у Гельголанда. Получил попадание 380-мм снарядом с новейшего британского линейного крейсера "Рипалз". Снаряд пробил все три дымовые трубы "Кенигсберга" и через верхнюю палубу проник в угольную яму, выдавил ее внутреннюю переборку, взорвался там и произвел пожар. Крейсеру удалось выйти из боя и добраться до базы. После ремонта он вернулся в состав флота, но война вскоре завершилась. 20.7.1920 в Шербуре "Кенигсберг" был передан Франции и до 1933 г. входил в состав ее флота под названием "Метц". В 1936 г. разобран на металл в Бресте.

"Карлсруэ" Построен на военно- морской верфи в Вильгельмсхавене. Заложен в 1915 г., спущен 31.1.1916, вошел в состав флота 23.12.1916.

В составе второй разведывательной группы принимал участие в операции по захвату Моонзундских островов и во втором сражении у Гельголанда. После заключения перемирия "Карлсруэ" был интернирован в Скапа-Флоу и 21.6.1919 затоплен экипажем. Поднят в 1962 г. и разобран на металл.

"Эмден" Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1914 г., спущен 1.2.1916, вошел в состав флота 16.12.1916. Был флагманом флотилии эсминцев.

Наружный вид легких крейсеров типа “Кенигсберг” (1918 г.).

Принимал участие в захвате Моонзундских островов. В полдень 11.10.1917 в составе главных сил "Эмден" взял курс на север. Крейсер шел в кильватер флагманскому линейному крейсеру "Мольтке", а вслед за ним двигались линкоры четвертой бригады под командой вице-адмирала Сушона. 12.10.1917 "Эмден" вместе с лучшим линкором Германии "Байерн" сокрушал батарею на мысе Тоффри. Но "Байерн" вскоре подорвался на мине и отошел. В этот же день крейсер оказал помощь своим миноносцам и тральщикам, которые были атакованы русскими миноносцами "Генерал Кондратенко" и "Пограничник".

Позднее "Эмден" вступил в бой с русскими кораблями, которые препятствовали прорыву немецких эсминцев на Кассарский плес. После двухчасовой перестрелки немцы отошли. 13-14 октября "Эмден" вместе с линкором "Кайзер" вел бой с русскими кораблями, в ходе которого был потоплен русский миноносец "Гром". После захвата Моонзундских островов крейсер перевели в Северное море.

11.12.1917 "Эмден" обеспечивал переход второй флотилии эсминцев, направленной для нападения на скандинавские конвои. После удачного рейдерства эсминцы снова были встречены крейсером.

После заключения перемирия корабль интернирован в Скапа-Флоу. Во время "великого затопления" 21.6.1919 его вытащили на мелководье, и он остался цел. 11.3.1920 был передан Франции, но из-за плохого технического состояния в состав ее флота не входил, а использован после изучения конструкции для испытаний. В 1926 г. разобран на металл.

"Нюрнберг" Построен на заводе "Хавальдсверке" (Киль). Заложен в 1915 г., спущен 14.4.1916, вошел в состав флота 15.2.1917.

В составе второй разведывательной группы участвовал в Моондзундской десантной операции. Сопровождал четвертую транспортную группу, прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт. Во втором Гельголандском сражении являлся флагманом второй разведывательной группы, активно поддерживал соединение тральщиков.

После заключения перемирия интернирован в Скапа-Флоу. Во время самозатопления Флота Открытого моря был вытащен на отмель. Впоследствии передан Великобритании и использовался для различных опытов и в качестве мишени. 7.7.1922 затонул у острова Уайт.

Легкий крейсер “Кельн"

Тип "Кельн"

[* Крейсера этого типа строились для восполнения военных потерь. Планировалась достаточно большая серия, но в строй вошли только два крейсера. Они стали последними крейсерами кайзеровского флота.].

Водоизмещение: 5620 т (проект), 7486 т (полное).

Размерения: 155,5x14,3x6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 14 котлов (8 угольных, 6 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.

Запас топлива: уголь – 1100 т, нефть – 1050 т.

Дальность плавания: 5400 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип “Магдебург”

Вооружение: 8 – 150-мм, 3 – 88-мм (зениты.), 4 ТА – 600-мм (палубн.), 120 мин заграждения.

Наружный вид легких крейсеров типа “Кельн" (1918 г.).

"Кельн" Построен на верфи "Блом унд Фосс" (Гамбург). Заложен в 1915 г., спущен 5.10.1916, вошел в состав флота 17.1.1918. Первым командиром был капитан 2 ранга Эрих Редер – будущий главнокомандующий Кригсмарине. Крейсер активного участия в боевых действиях не принимал. Совершил несколько выходов на патрулирование и для сопровождения подводных лодок. После заключения перемирия интернирован в Скапа- Флоу. 21.9.1919 затоплен экипажем.

"Дрезден" Построен на заводе "Ховальдсверке" (Киль). Заложен в 19*16 г., спущен 25.4.1917, вошел в состав флота 28.3.1918. Активного участия в боевых действиях не принимал. Интернирован в Скапа-Флоу. Затоплен экипажем 21.6.1919.

Недостроенные крейсера типа "Кельн" и их судьба

Название Первичное название Верфь Заложен Спущен Разобран
"Висбаден" "Нюрнберг" "Вулкан" (Штеттин) 1916 3.03.1917 1920
"Магдебург" "Магдебург" "Ховальдсверке" (Киль) 1916 17.11.1917 1922
"Лейпциг" "Лейпциг" "Везер" (Бремен) 1915 28.01.1918 1921
"Росток" "Майнц” "Вулкан" (Штеттин) 1915 6.04.1918 1922
"Фраунлоб" "Кенигсберг" Военно-морская"верфь (Киль) 1915 16.10.1918 1921
- "Кельн" "Везер" (Бремен) 1915 - 1921
- "Эмден" "Везер” (Бремен) 1915 - 1921
- "Карлсруэ" Военно-морская верфь (Киль) 1916 - 1920

Ну так вот. Сегодня мне повезло ещё больше. Я домучил Колорадо и мне дали Огневого.

Впечатления по кораблю не самые радостные. Да, он понравился мне чуть больше, нежели Кёнигсберг. Но не всё так радужно.

Общее впечатление - Кёнигсберг-эсминец. Так же мало с залпа наносится фугасами, манёвренность "так себе", чуть получше баллистика, так же часто убиваются машинка и рули.

Баллистика и точность - к ней претензий нет. Снаряды ложатся кучно, но при этом и не в "одну точку". Баллистика для ЭМ вполне приемлима - на 12 км снаряд летит чуть меньше восьми секунд. Но: я не обнаружил так называемого "коридора инвиза". Если я стреляю - я по любому свечусь.

Орудия и Снаряды.Вот тут наши подкачали. Помню, месяца три назад на Николасе мне удавалось делать 30000 ОФ, 10000 пожарами, ещё 30000 торпедами... И это всё было по линкорам... Эх, были времена. Ну так вот. Этот Огневой Осколочно-Фугасными снарядами почти не наносит урона. То бишь тысяч 5-7 из линкора выбить можно(1000 за залп), а дальше - пустота. По крейсерам также выше определённого значения урон проходить перестаёт. Эсминцы - 1500 за залп явно не то, что я ожидал. С ББ всё гораздо лучше. С одной стороны - оно пробивает Линкоры(не в основной бронепояс, конечно, но всё же), на 10+км через надстройки заходит в цитадель Омахи, активно дамаджит уже потрёпанные тяжёлые крейсера, но... Оно почти не бьёт в цитадель стоящие ровно бортом к тебе корабли на дистанции 7+ км. А ближе подходить - самоубийство. Скорость поворота и живучесть орудий также оставляют желать лучшего. (кстати, у меня в каждом бою убивали единственную установку ПВО крупного калибра) Заднее орудие умирает раз в три боя, переднее, на удивление, ни разу не критовали. Каждое попадание в орудие ГК с вероятностью 60-70% убивает его.

Скорость и манёвренность - даже у Николаса скорость лучше, чем у Огневого.(кстати, с удивлением обнаружил, что ВГ апнуло скорость перекладки рулей эсминцам. Ни в одном описании к патчам я этого не видел.) про манёвренность также лучше не говорить - 680 м циркуляции и 4 секунды перекладки рулей как-то многовато для ЭМ. Но для того, чтобы маневрировать хватает.

Бронирование и живучесть модулей - Очень часто улетают машинка и рули. Орудия ГК и установки ПВО также долго не живут. А с торпедами, на удивление, всё в порядке) Переодически выводит из строя склады боеприпасов, но детонаций пока не было.

ПВО - его почти что нет. Да, у нас урон в секнду на 2 км в районе 60, есть и дальнобойное 76-мм орудие, но на шестом уровне это мало. Сбивать самолёты оно сбивает, но раз в 10-15 секунд.

Торпеды - мы обладем очень быстрыми, но не дальнобойными торпедами. Урон с борта меня радует, Линкоры 6- уровня забирает целых. Реализовать удаётся, но редко. Авианосец забрать, на линкор, не обращающий на тебя внимания, спикировать. К сожалению, чтобы докинуть их до идущей к тебе чётко носом Аобе(один из самых быстрых крейсеров в игре), надо подходить почти на семь километров. Николас в этом плане радовал больше - там торпеды шли медленней и дальше, можно было на ход кидать из инвиза.

В среднем за бой у меня было 10-15 тысяч фугасами, столько же ББ-шками, тысяч пять пожаров. Остальное - торпеды, одна-две за бой. В итоге - не так много урона для пятого уровня, и то, чтобы такое выбить, надо из кожи вон лезть.

Перки - вот тут у меня возник вопрос. Либо действительно, как предложил Vader_Kerensky, ставить маскировку для увеличения "коридора инвиза" и молить Посейдона, чтобы на этом фланге не было ЯпЭМ, но тогда не хватает очков для двух "четвёрок". Либо всё-таки увеличивать коридор стрельбы за счёт УОП в ущерб эффективности. Как по мне - так оба варианта комфортны, так как:

1) по маневрирующему Эсминцу на расстоянии 9+ впринципе мало кто стреляет, о проценте попаданий вообще молчу. А в первом варианте на сдачу можно взять ещё пару перков второго уровня, например АртТревога или Мастер торпедного вооружения.

2) Но с другой стороны во втором варианте мы тоже получаем кучу полезных, но дорогих навыков: Взрывотехник, Из последних сил. И без первого, например, мне трудно представить, как наносить урон Линкорам. Да и коридор стрельбы значительно выше, нежели в первом.

А, и третий перк - всё-таки индентант. На Огневом у меня появилась вредная привычка жить долго. А так как мы АртЭсминцы, то дымы и фосаж(даже неголдовые) лишними не бывает.

Данная работа, выполненная в форме справочника,является единственной в своем роде и не имеет аналогов в России. В ней впервые в нашей стране обобщены основные сведения о боевых кораблях основных классов специальной постройки, привлекавшихся для решения боевых задач на море в интересах ВМС Германии. Для крупных надводных кораблей и подводных лодок наряду с основными тактико-техническими элементами приведены основные моменты их боевой деятельности в годы войны. При этом особое внимание уделено ведению боевых действий против ВМФ СССР и в оперативных зонах советских Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Последнее принципиально отличает данный справочник от других аналогичных работ, как у нас в стране, так и за рубежом, и позволяет наглядно увидеть реальный ущерб, нанесенный германским флотом советскому и наоборот.

Разделы этой страницы:

2.3.7. Легкие крейсера типа "Кенигсберг’

Всего было построено три корабля данного типа: "Кенигсберг", "Карлсруэ" и "Кельн". Это были первые в германском, да и в мировом военном судостроении, крейсера с комбинированной главной энергетической установкой и трехорудийными башнями главного калибра. Основные элементы этих кораблей приведены в табл. 2.8.

"Кенигсберг" ("Konigsberg")

В 1925 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене под литерным обозначением "В". 26.03.27 г. спущен на воду и получил наименование "Кенигсберг", 17.04.29 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, входя в третий отряд кораблей, предназначенный для захвата Бергена, где получил повреждения от огня норвежской береговой артиллерии. 10 апреля 1940 г. во время устранения полученных накануне повреждений потоплен в Бергене британской авиацией, погибло 18 человек.


Легкий крейсер "Лейпциг”, 1933 г.



Легкий крейсер "Лейпциг”, 1940 г.



Легкий крейсер "Кенигсберг", 1930 г.

"Карлсруэ" ("Karlsruhe")

В 1926 г. заложен на верфи фирмы "Дейче-Верке" в Киле под литерным обозначением "С". 20.08.27 г. спущен на воду и получил наименование "Карлсруэ”, в ноябре 1929 г. вступил в строй.

" К моменту начала второй мировой войны находился в ремонте на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене. В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, возглавляя четвертый отряд, предназначенный для захвата Кристиансанда и Арендаля. 9 апреля, возвращаясь нз Кристиансанда в базу, торпедирован британской пл "Труант", но остался на плаву, погибло 11 человек. Из-за невозможности буксировки потоплен двумя торпедами германского миноносца "Гриф".

"Кельн" ("Koln")

В 1926 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене под литерным обозначением "D". 15.01.30 г. спущен на воду и получил наименование "Кельн", 23.05.28 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, возглавляя третий отряд кораблей, предназначенный для захвата Бергена. В сентябре 1941 г. входил в состав "Балтийского флота", созданного для предотвращения прорыва советских кораблей в Швецию для интернирования. 6 августа 1942 прибыл с Балтики в Нарвик, а в начале февраля 1943 г. вернулся в Германию.

1 января 1945 г. подорвался на мине. 30 марта поврежден во время налета британской авиации на Вильгельмсгафен и сел на грунт, но свою артиллерию использовал до 2 мая. В 1946 г. разобран на металл.