Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Об утверждении положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения ямкинское Владение пользование и распоряже

  • А) Дискуссионность вопроса о времени возникновения международного права
  • Административно-территориальное устройство субъекта РФ и внутреннее территориальное деление муниципального образования
  • Администрация муниципального образования как организация.
  • Акты международных организаций по экономическим вопросам.
  • Согласно ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

    В соответствии с ч. 3 ст. 215 ч. 3 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом (ст. 294 ГК РФ). Муниципальные предприятия и учреждения осуществляют права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ними имущества в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

    Органы местного самоуправления также могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

    ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ ≪О государственных и муниципальных унитарных предприятиях≫ (далее -Закон об унитарных предприятиях) предусмотрено создание муниципальных унитарных предприятий следующих видов:

    · муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (муниципальные предприятия);

    · муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

    Согласно ст. 8 Закона об унитарных предприятиях основаниями для создания муниципального предприятия могут являться:



    Необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

    Необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);

    Казенное предприятие может быть создано в случае:

    Если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования;

    Необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;

    Необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

    Необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

    В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от нее руководителей данных предприятий и учреждений, а также заслушивают отчеты об их деятельности.



    Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Доходы от использования муниципального имущества

    поступают в местные бюджеты.

    Одним из важных источников пополнения местных бюджетов является приватизация муниципального имущества. Порядок и условия приватизации муниципального имущества осуществляются нормативно правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником, в частности муниципальным образованием, в собственность гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

    На федеральном уровне в настоящее время действует Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ ≪О приватизации государственного и муниципального имущества≫ (далее - Закон о приватизации). Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц (ст. 1 Закона о приватизации). В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о приватизации муниципальное имущество приватизируется органами местного самоуправления самостоятельно.

    Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и юридических лиц только на возмездной основе или посредством передачи в муниципальную собственность акций ОАО, в уставный капитал которых вносится муниципальное имущество.

    Статья 13 Закона о приватизации устанавливает следующие способы приватизации муниципального имущества:

    1) преобразование унитарного предприятия в ОАО;

    2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

    3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

    4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

    5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;

    6) продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

    7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

    8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

    9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО;

    10) продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

    Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.

    В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

    Наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

    Способ приватизации имущества;

    Нормативная цена;

    Срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

    Иные необходимые для приватизации имущества сведения.

    Органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

    Доходы от продажи муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

    Экономическое обеспечение является существенной составной частью местного самоуправления. В Европейской Хартии о местном самоуправлении записано, что органы местного самоуправления имеют право «на обладание средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций», при этом финансовые средства «должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям». Требование соразмерности объема материальных и финансовых средств объему полномочий является ключевым условием эффективного осуществления органами местного самоуправления своих функций.

    Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) установлено, что имущество , принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью . В состав муниципальной собственности входят: 1) средства местного бюджета, 2) движимое и недвижимое имущество, 3) муниципальные предприятия и учреждения, 4) имущественные права.

    Правомочие владения – юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над имуществом. Правовым основанием владения могут быть: договор купли-продажи, решение о передаче объекта в муниципальную собственность в процессе разграничения объектов государственной собственности, свидетельство о праве собственности на землю и т.д. Практика показывает, что в органах МСУ зачастую отсутствуют документы, подтверждающие основания возникновения права муниципальной собственности на имущество.

    Правомочие пользования – юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в ходе ее личного или производственного потребления. Именно муниципальное образование получает выгоду в том или ином виде от использования муниципальной собственности.

    Правомочие распоряжения – юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи (продать, сдавать в аренду, залог, дарить).

    Права и обязанности органов и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения; «владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности», порядком МО и решениями представительного органа МСУ

    Муниципальная собственность служит для эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципальной собственности должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов бюджета на решение вопросов местного значения.



    К исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления ФЗ № 131 относит определение порядка:

    – управления и распоряжения муниципальным имуществом;

    – принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.

    Данные вопросы должны регулироваться соответствующими положениями, утверждаемыми решениями представительных органов МСУ.

    Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, за исключением имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Имущественные права – это обеспеченные ценными бумагами, либо иными допустимыми законом способами права их обладателя на получение определенных имущественных благ. Имущественные права отличаются от имущества тем, что представляют не саму вещь, а лишь определенное право на вещь или доход от ее использования.

    ФЗ № 131 конкретизирует состав муниципального имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов. Общий подход состоит в том, что в муниципальной собственности должно находиться только имущество, необходимое для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти . Имущество, предназначенное для коммерческого использования, должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам.

    Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с законом они вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать с ним иные сделки.



    Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

    В собственности муниципальных образований может находиться а) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, б) осуществления отдельных государственных полномочий , переданных органам местного самоуправления, а также в) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений . В ФЗ-№ 131 приводится перечень имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов, а также устанавливаются нормы, определяющие порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

    Разграничение муниципальной собственности решается путем определения состава имущества , которое может находиться в муниципальной собственности, и механизмом передачи государственной собственности в муниципальную.

    В соответствии с ФЗ № 131 расширяются полномочия муниципальных поселений . Теперь, после разграничения муниципальной собственности и наделения их имуществом, они смогут самостоятельно распоряжаться своей собственностью: отчуждать её, создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами . При этом доход от использования и приватизации муниципального имущества поступает в соответствующий местный бюджет .

    Особо надо остановиться на муниципальном жилищном фонде как объекте муниципальной собственности. До настоящего времени в большинстве муниципальных образований жилые дома с приватизированными квартирами считаются объектами муниципальной собственности. Это не соответствует действующему законодательству. В соответствии со ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дому, несущие конструкции дома, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами квартиры. Таким образом, дом с приватизированными квартирами не может считаться объектом муниципальной собственности. В таком доме у муниципального образования в собственности находится только доля этого имущества, пропорциональная площади муниципальных квартир в этом доме.

    В отношении муниципальной собственности наиболее распространенными являются три правовых режима (ст. 215 ГК РФ): 1) хозяйственное ведение, 2) оперативное управление, 3) режим муниципальной казны .

    Субъектами права хозяйственного ведения являются только муниципальные унитарные предприятия (МУП). Учредитель МУП – муниципальное образование, которое наделяет муниципальное унитарное предприятие необходимым имуществом. МУП владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определенных в соответствии с ГК РФ. Возможность и порядок отчуждения имущества, находящегося в хозяйственном ведении самим унитарным предприятием, регулируется законодательством и уставом предприятия и имеет ряд ограничений.

    Прекращение права хозяйственного ведения в соответствии с нормами ГК РФ возможно в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника при ликвидации предприятия и уменьшении уставного фонда.

    Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. На праве оперативного управления могут создаваться казенные предприятия – коммерческие организации, основной целью которых является извлечение прибыли, и учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником имущества для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые этим собственником. Учреждение не может распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Вмешательство в деятельность муниципальных учреждений и казенных предприятий со стороны органов МСУ не допускается, кроме исполнения функций учредителя.

    Третий правовой режимнахождение имущества в муниципальной казне . Имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, наряду со средствами местного бюджета, муниципальную казну муниципального образования . Собственник может любым не запрещенным законом способом распоряжаться имуществом, включенным в состав муниципальной казны. Управление имуществом казны могут осуществлять не только органы МСУ, но и доверительный управляющий, или специально созданное для осуществления управленческих функций учреждение.

    1. Что является муниципальной собственностью?

    2. Что входит в состав муниципальной собственности?

    3. Что составляет «содержание права собственности»?

    4. Что такое «правомочие владения»?

    5. Что может быть правовым основанием владения?

    6. Что такое «правомочие пользования»?

    7. Что такое «правомочие распоряжения»?

    8. Для чего служит муниципальная собственность?

    9. Какой закон определяет исключительную компетенцию представительного органа местного самоуправления и что он определяет?

    10. Что такое «Имущественные права»?

    11. Какой общий подход к определению «имущество» по закону?

    12. Что могут делать с имуществом органы местного самоуправления от имени муниципального образования?

    13. Куда поступает доход от использования и приватизации муниципального имущества?

    14. Что является субъектамиправа хозяйственного ведения?

    15. Когда возможно прекращение права хозяйственного ведения?

    Название работы: Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью

    Введение 3

    Глава 1. Общие положения права муниципальной собственности 5
    1.1. Понятие и сущность муниципальной собственности 5
    2.2. Понятие права муниципальной собственности 9

    Глава 2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью 17
    2.1. Содержание права муниципальной собственности 17
    2.2. Осуществление права муниципальной собственности 28

    Заключение 35

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

    Введение: Актуальность работы состоит в том, что собственность существовала и будет существовать. Однако она не всегда была одинаковой и зависела от типа собственности. Формы собственности могут быть различными, меняющимися с развитием человеческого общества, с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. В каждой формации существует тип собственности, который определяет основу данного общества, характер всех других форм собственности, существующих в данном же обществе. Речь может идти о двух типах собственности: обобществленном и индивидуальном. Эта классификация основана на признаке уровня (степени) обобществления средств производства и позволяет в экономическом смысле различать исторически определенные типы присвоения: общественный и индивидуальный. В первом случае присвоение вещей осуществляется обществом в целом или определенной социальной группой лиц, а во втором - отдельным индивидуальным лицом.
    Типы собственности находят свое воплощение в формах собственности, где уровень (степень) обобществления приобретает конкретную форму реальных отношений государственной, муниципальной, коллективной (корпоративной) или частной собственности. Каждая форма собственности типична. В то же время тип собственности не может существовать без какой-либо формы собственности. Именно тип собственности предопределяет в формах собственности их правовую природу и характер присвоения, а стало быть, особенности механизма возникновения (приобретения), осуществления и прекращения права собственности.
    Итак, если тип собственности можно квалифицировать как высшее подразделение в систематике собственности, то форма собственности выступает как среднее звено в этой системе, связывающее тип с видом собственности.
    Обобществленная (общественная) собственность объективно выступает в следующих формах:
    а) государственная (собственность Российской Федерации; собственность субъектов Российской Федерации);
    б) муниципальная (собственность различных муниципальных образований);
    в) коллективная (корпоративная) (собственность кооперативов, хозяйственных обществ и товариществ, общественных организаций, религиозных организаций).
    Целью настоящей работы является рассмотрение полномочия органов местного самоуправления в сфере владения, пользования, распоряжения имуществом, находящемся в муниципальном собственности.
    Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
    - Проанализировать понятие и сущность муниципальной собственности;
    - Исследовать понятие права муниципальной собственности;
    - Раскрыть содержание права муниципальной собственности;
    - Рассмотреть осуществление права муниципальной собственности.
    Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующие право муниципальной собственности. Объект исследования составляют конкретные правоотношения в данной области.

    Использованная литература: 1. Европейская хартия о местном самоуправлении (русская версия) // Серия европейских договоров N 122, Страсбург. Совет Европы. Отдел изданий и документов. N 92-871-0804-8. 1990, май.
    2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62с.
    3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40. Ст. 3822.

    2. Судебная практика
    4. Постановление ФАС Центрального округа от 05.07.2000 N А35-4703/9-С13 // Консультант плюс.

    3. Литература
    5. Аккуратов И.Ю. Право муниципальной собственности. Опыт теоретического анализа. М., 2010.
    6. Аналитическая записка по итогам первого года работы проекта "Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации (вопросы местного самоуправления)" // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 4.
    7. Аяцков Д.Ф., Володин В.В. Местное самоуправление в России - Саратов, 2006.
    8. Велиева Д.С., Лысенко В.В., Капитанец Ю.В., Кулушева М.А., Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". М., 2007.
    9. Живихина И.Б., Капура М.М., Лиманский Г.С., Рыбаков В.А. Методологические проблемы права собственности: Монография. М., 2008.
    10. Зотов В. Б. Муниципальное управление - М.: ЮНИТИ, 2007.
    11. Иванов В.В. Муниципальное управление - М.: ИНФРА-М, 2006.
    12. Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" / Под ред. В.И. Шкатуллы - М., 2006.
    13. Меpкулов В.М. Муниципальное право - М., 2006.
    14. Муниципальное управление / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. - М.: Муниципальный мир, 2006.
    15. Муниципальное управление / Под ред. Н.В. Шумянкова. - М.: Экзамен, 2007.
    16. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ (части первой) / Под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. М., 2009.
    17. О государственном и муниципальном имуществе: проект Федерального закона // Местное самоуправление. 2003. N 3.
    18. Парахина В.Н. Муниципальное управление - М.: КНОРУС, 2007.
    19. Рянжин В.П. Муниципальное пpаво - М., 2006.
    20. Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. - М.: Питер, 2007.
    21. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 2008.

    Год: 2012.

    Муниципальная собственность - это отношение между лицами, складывающиеся по поводу принадлежности имущества муниципальному образованию и отчужденности от этого имущества всех других лиц.

    Право муниципальной собственности в объективном смысле - это институт отрасли муниципального права, охватывающий систему норм права, регулирующих отношения присвоенности имущества муниципальному образованию и отчужденности от этого имущества всех других лиц.

    Право муниципальной собственности в субъективном (узком) смысле - это юридически обеспеченное господство муниципального образования над имуществом, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении им и устранении всех иных лиц от вмешательства в такое господство.

    Право признает муниципальное образование субъектом права муниципальной собственности в узком смысле (см. п. 1 ст. 215 ГК РФ, п. 2 ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Однако следует считать население соответствующего муниципального образования первичным субъектом права муниципальной собственности, а органы местного самоуправления - публичными собственниками.

    К объектам права муниципальной собственности относят:

    • 1. казну муниципального образования, включающую
    • а) финансовые средства;
    • б) землю и природные ресурсы;
    • в) жилой фонд;
    • г) нежилой фонд;
    • д) имущество органов местного самоуправления;
    • е) объекты коммунального хозяйства и благоустройства;
    • ж) муниципальные предприятия и учреждения.
    • 2. имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления и за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

    МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

    Казна Имущество, закрепленное за муниципальными

    учреждениями и унитарными предприятиями

    • 1) финансовые средства;
    • 2) земля и природные ресурсы;
    • 3) жилой фонд; На праве хозяйственного На праве оперативного
    • 4) нежилой фонд ведения управления
    • 5) имущество органов местного (муниципальные)
    • 6) объекты коммунального унитарные предприятия) учреждения)

    хозяйства и благоустройства;

    7) муниципальные предприятия и учреждения.

    Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

    • 1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    • 2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российскрй Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
    • 3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

    Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

    4. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

    Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

    Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.