Какие есть сообщения на тему спорт. Сочинение на тему «Спорт. Сочинение на тему "Спорт в моей жизни": вступление

1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие

от других видов занятий физическими упражнениями

2. Массовый спорт. Его цели и задачи.

3. Определение понятия «система физических упражнений»

4. Спорт высших достиже­ний

5. Спортивная классификация. Её структура.

6. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений

для регулярных занятий в учебное и свободное время.

7. Перспективное, текущее и оперативное планирование

спортивной подготовки в условиях ВУЗа.

8. Основные пути достижения необходимой структуры

подготовленности: технической, физической, тактической и психической

9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий

1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями

Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) - вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развле­чение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда - различное толкование термина «спорт». В зарубежной пе­чати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оз­доровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по фи­зической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое оп­ределение.

«Cпорт» - обобщенное понятие, обозна­чающее один из компонентов физической культуры общества, истори­чески сложившийся в форме соревновательной деятельности и специ­альной практики подготовки человека к соревнованиям.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен" всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование без­относительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, пере­двигающегося по аллеям сквера «джогингом» - смесью быстрой ходь­бы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физ­культурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здо­ровья и работоспособности.

Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают догово­риться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является

современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособ­ности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его от­дельных направлений, их принципиальное отличие.

2. Массовый спорт. Его цели и задачи.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей со­вершенствовать свои физические качества и двигательные возможнос­ти, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современ­ного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скоррек­тировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходи­мыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, до­стичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи при­общается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в до­школьном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее рас­пространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая про­грамма по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здорово­му студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спор­ту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже.

3. Определение понятия «система физических упражнений»

В элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедры физического воспитания могут представлять сту­дентам для выбора не только отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений.

Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функ­циональные системы организма. В некоторых из них имеются сорев­новательные элементы.

В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэро­бика), шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем каратэ, у-шу, йоги.

К особенностям организации учебных занятий отдельными систе­мами физических упражнений следует отнести некоторые ограниче­ния в их выборе. Дело в том, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине «физическая культура» могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому целые разделы, например, из сис­темы «йоги», основанные на длительной медитации, длительном рас­слаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определен­ный оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для ре­гулярных занятий в обязательное учебное время из-за их крайне из­бирательного воздействия на отдельные системы организма. Но это не исключает использования подобных упражнений в учебных заня­тиях в ознакомительном аспекте или в качестве вспомогательного средства.

При занятиях отдельными системами физических упражнений, там где это возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий. Кафедрами физического воспи­тания разрабатываются специальные дополнительные зачетные требо­вания и нормативы, отражающие суть каждой системы физических упражнений. Как и обязательные тесты по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, они оцениваются в очках и вхо­дят в итоговую оценку практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» за каждый семестр или учебный год.

Организационные основы занятий студентов различными система­ми физических упражнений в свободное время те же, что и при орга­низации занятий различными видами спорта. Так же могут быть орга­низованы секции и группы для занятий одной из систем физических упражнений. Критерием эффективности таких занятий выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья (самочув­ствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, по­движность в суставах. Занятия отдельными системами физических упражнений в свободное время отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостно освоить эти системы (включая разделы медитации). В частности, можно организовать самостоятельные груп­пы для занятий, например «стретчингом», т.е. системой специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности сус­тавов.

Изучение отдельных ^систем в ограниченные часы групповых заня­тий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и общую двигательную активность, и оздоровительный эффект.

4. Спорт высших достиже­ний

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достиже­ний, или большой спорт.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массо­вого. Это достижение максимально возможных спортивных результа­тов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как ре­корды и победы на крупнейших международных соревнованиях вно­сят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэ­тому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные фо­румы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные ауди­тории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и ми­ровые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олим­пийских играх.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших дости­жений - пока единственная модель деятельности, при которой у вы­дающихся рекордсменов функционирование почти всех систем орга­низма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и пси­хических пределов здорового человека. Это позволяет не только про­никнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и оп­ределить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабаты­ваются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходи­мый уровень достижения функциональных возможностей спортсме­нов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.

5. Спортивная классификация. Её структура.

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, ис­пользуется единая спортивная классификация.

Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленнос­ти спортсменов, их спортивные результаты и достижения»

Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и зва­ний разнохарактерных видов спорта (например, марафонский бег ~ тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации, ко­торая опирается на статистическую достоверность установленной тру­доемкости и реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так, звание «мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6-8 лет регулярной и напряженной спортивной подго­товки. Реально возможные сроки достижения.нормативов и требова­ний отдельных разрядов и званий - это и определенные временные ориентиры как для начинающих, так и для высококвалифицирован­ных спортсменов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду слу­жит критерием эффективности учебно-тренировочного процесса.

Структура спортивной классификации предусматривает присвое­ние следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шаш­ках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать.

iСпортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международ­ного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России»."Спортив­ные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выраже­ны в мерах времени, длины, веса и других количественных показате­лях. Разрядные требования определяются такими положениями:

Занять определенное место на соревнованиях того или иного мас­штаба;

Добиться определенного количества побед над спортсменами со­ответствующих разрядов.

Спортивная классификация носит подвижный, динамичный харак­тер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортив­ной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в тео­рии и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащен­ность и др.

6. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время.

Возрастные особенности студенческой молодежи, специ­фика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выде­лить в особую категориюстуденческий спорт.

Организационные особенности студенческого спорта:

· доступность и возможность заниматься спортом в часы обяза­тельных учебных занятий по дисциплине «Физическая культу­ра» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);

· возможность заниматься спортом в свободное от учебных акаде­мических занятий

· время в вузовских спортивных секциях и груп­пах, а также самостоятельно;

· возможность систематически участвовать в студенческих спор­тивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по из­бранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для ре­гулярных занятий.

Спорт в высшем учебном заведении

Учебная программа по физической культуре предусмат­ривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спор­тивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упраж­нений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.

Спорт в элективном курсе физического вое питания студентов - эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в ко­торой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа пред­ложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть вклю­чены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двига­тельной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.

Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студен­та, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскет­больным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготов­ки (например, у мужчин - бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекла­дине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обяза­телен для других. Подобная практика часто носит вынужденный харак­тер - из-за ограниченности мест занятий и других причин.

Спорт в свободное время студентов

Спорт в свободное время - неотъемлемая часть физичес­кого воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятель­ной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планер­ный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и финанси­руются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммер­ческими структурами, спонсорами… Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты.

Самостоятельные занятия - одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно со­кратить временные затраты на организованные тренировочные заня­тия и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спор­тивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях.

Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений

Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фи­гуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях, и в труде. Все это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека среди своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе. Но очень редко все эти качества человеку достаются от природы.

Известный ученый морфолог М.Ф. Иваницкий писал, что человек рождается лишь с задатком таких природных дарований, которые оп­ределяют красоту человеческого тела и соразмерности всех его частей, легкость и согласованность движений, физическую силу, гармоничес­кое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти при­родные дарования нуждаются в активном развитии и совершенство­вании.

В условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями труда и быта, именно регулярные занятия физически­ми упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого человека. Такие заня­тия могут восполнить то, что было упущено в детстве.

Не случайно и подростки, и юноши, и даже пожилые люди встают перед выбором: чем, какими упражнениями, каким видом спорта и каким образом заняться для укрепления здоровья, для физического развития, для поддержания и повышения уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где образовательно-профессиональная программа по учебной дисциплине «Физическая культура» предус­матривает обязательные учебные занятия со спортивной направлен­ностью с каждым студентом, также возникает проблема выбора.

Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов

Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта (или систем физических упражнений) у большей части студен­тов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации.

Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно… Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к опре­деленному виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А слу­чайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению ак­тивности, а значит, занятия не будут эффективными.

Из далекой древности дошел до нас призыв древнегреческого мыс­лителя Сократа «Познай самого себя!». Поэтому объективная оценка своего физического развития, телосложения, физической подготов­ленности, а также предварительное ознакомление с «возможностями» различных видов спорта необходимы для осознанного и оправданного

выбора вида спорта и упражнений для своего физического совершен­ствования.

При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:

· укрепление здоровья, коррекция недостатков физического разви­тия и телосложения;

· повышение функциональных возможностей организма;

· психофизическая подготовка к будущей профессиональной дея­тельности и овладение жизненно необходимыми умениями и на­выками;

· активный отдых;

· достижение наивысших спортивных результатов.

1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции не­достатков физического развития и телосложения

Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноцен­ное выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотвор­ность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, фи­зическая культура и спорт широко используются для укрепления здо­ровья.

Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Специальными исследованиями установленно, что организм физически активных 50-60-летних мужчин обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства повысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, всё его виды, которые связаны с ак­тивной двигательной деятельностью, призваны способствовать нор­мальному функционированию основных систем организма, совершен­ствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем. Занятия отдель­ными видами спорта, системами физических упражнений могут спо­собствовать развитию определенных органов и систем организма. С помощью соответствующим образом подобранных физических упраж­нений можно улучшить многие показатели физического развития (массу тела, окружность трудной клетки, жизненную емкость легких).

Коррекция недостатков физического развития и телосложения. Можно объяснять недостатки физического развития и телосложения наследственностью, условиями воспитания, но молодому человеку от этого не легче. Подобные недостатки постоянно портят настроение, и нередко порождают комплекс неполноценности.

Конечно, не все недостатки поддаются исправлению с помощью физических упражнений: труднее всего рост и те особенности телосло­жения, которые связаны с формой основных скелетных костей. Значи­тельно легче - масса тела и отдельные антропометрические показате­ли (окружность бедра, грудной клетки и др.).

Но прежде чем принимать решение о коррекции телосложения, о подборе специальных упражнений или видов спорта, следует сформи­ровать свое твердое представление об идеале. Только после этого следует принимать решение о выборе вида спорта или системы физических упражнений - различные виды спор­та и упражнения по-разному будут способствовать решению вами по­ставленной перед собой задачи.

Не случайно представителей различных видов спорта отличают ха­рактерные антропометрические показатели: у гимнастов - хорошее развитие плечевого пояса и мышц верхних конечностей, мышцы ниж­них конечностей развиты у них относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д. (более подробная характеристика отдельных видов спорта будет дана в следующем разделе).

Однако наибольшие возможности, например в избирательной кор­рекции отдельных недостатков телосложения, представляют регуляр­ные занятия атлетической гимнастикой или шейпингом, т.е. теми уп­ражнениями, которые и направлены преимущественно на решение подобных задач.

2) Повышение функциональных возможностей организма

Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая куль­тура» предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каж­дого учебного года) за динамикой физической подготовленности каж­дого студента. С этой целью используются три обязательных простей­ших теста, отражающих уровень развития основных физических ка­честв: скоростно-силовой подготовленности (бег 100 м), силовой под­готовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и женщин;

общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин). Оцен­ки выполнения этих тестов производятся в очках. Пройдя через тесты в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку состояния силы мышц, общей выносливости

(характеризующей главным образом работоспособность сердечно-со­судистой и дыхательной систем) и отчасти быстроты (отчасти, так как быстрота, как уже указывалось, входит только одной из составляющих в число качеств, определяемых результатом в беге на 100 м). На осно­вании результатов тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональ­ных возможностей или для акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического качества (быстроты, силы, вы­носливости).

Но здесь возникает альтернатива: выбрать тот вид спорта, который поможет «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее полно может реализоваться уже определившаяся способность к проявлению конкретного качества.

Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно для себя сразу же точно определить мотивацию выбора. В первом случае - оздорови­тельная направленность, разносторонняя физическая подготовка (а заодно и выполнение учебных зачетных нормативов в «отстающем» тесте). При этом следует сознавать, что успехи в избранном виде спор­та, по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Во втором случае возможно достичь значительных спортивных ре­зультатов.

Конечно, выбор за самим студентом, но, думается, что первый ва­риант можно рекомендовать молодым людям со сравнительно низкой общей физической подготовленностью. Второй - для студентов с хо­рошей предварительной общей физической и спортивной подготов­ленностью.

3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для ак­тивного отдыха

Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культу­ра» воспринимает их как активный отдых, как «разрядку» от однооб­разного аудиторного учебного труда. Право студента выбирать различ­ные виды спорта, системы физических упражнений только поддержит его интерес к таким занятиям. А где интерес, там и большая эффектив­ность занятий, польза активного отдыха.

Существенную роль в возникновении и протекании эффекта актив­ного отдыха играют не только особенности предшествующего утомле­ния (умственного, физического, нервно-эмоционального), но и психо­логическая настроенность человека, его эмоциональное состояние и даже темперамент. Так, если человек легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими, эмоционален в спорах, для него предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства; если же он усидчив, сосредоточен в ра­боте и склонен к однородной деятельности без постоянного переклю­чения внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительным бегом, лыжным спортом, плаванием, велоспортом; а если замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Индивидуальные занятия соответствующими видами спорта и систе­мами физических упражнений без отвлекающих факторов в этом слу­чае помогут испытать положительные эмоции, принесут физическое и моральное удовлетворение.

Но все это приемлемо, если мотивацией выбора является активный отдых, и занятия проводятся преимущественно в свободное время.

4) Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и на­выками также предполагают направленный выбор видов спорта, сис­тем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии. Так, если ваша будущая профессия требует по­вышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени развивающие это качество (бег на длинные дис­танции, лыжные гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с дли­тельным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного ту­ризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным работни­кам; гребля и плавание - гидрологам; верховая езда - ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д.

Использование прикладных видов спорта и систем физических уп­ражнений для обеспечения психофизической надежности и безопас­ности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квали­фикации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональ­ную подготовленность, на Степень владения прикладными двигатель­ными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому чело­веку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого мо­лодого человека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели - заблаговременно подготовит себя к будущей профес­сии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни. Более подробно о профессионально-прикладной подготовке см. гл. 10.

5) Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов предполагает попытку совмещения успешной подготов­ки к избранной профессии в вузе с объемной, физически и психологи­чески тяжелой спортивной подготовкой к достижениям высоких ре­зультатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой человек дол­жен хорошо представить себе и объективно оценить все его плюсы и минусы, сопоставить цели с реальными возможностями, так как в воз­расте 17-19 лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5-8-лет­нюю подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортивном мире.

Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления личности в большом спорте - от новичка до мастера спорта международного класса. Ныне в каждом виде спорта разрабо­таны основы спортивного отбора молодежи, определены этапы много­летней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установ­лены контрольные требования к физическому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки. В соответствии с этими требованиями определяют успешность и своевременность прохождения установлен­ных этапов спортивного пути, который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки.

7. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа.

Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий.

Однако в каждом виде спорта или в системе физических упражне­ний всегда присутствуют его. основные разделы:

· перспективное планирование;

· годичное планирование;

· текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование многолетней подготовки

Из года в год увеличивается число тренировочных заня­тий и соревнований, растет общий объем нагрузки. От этапа к этапу многолетней подготовки изменяется соотношение различных средств, используемых в тренировочном процессе (рис 1).

Перспективное планирование спортивной подготовки студента за­ключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного "процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему под­готовку на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения ((включая учебные и производственные практи­ки, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспектив­ный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский период подготовки спортсмена.

Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется только на годы учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Перспективное планирование в данном слу­чае состоит в постепенном усложнении задач по освоению обязатель­ного программного и элективного учебного материала, В конечном счете это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спор­тивно-технических нормативах и требованиях.

Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои особенности. С одной стороны, оно предусматривает посте­пенное усложнение учебно-тренировочного процесса по годам обуче­ния, с другой - может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного за­ведения. Такое планирование, захватывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко проявляется в индивидуаль­ных видах спорта. Перечень и уровень зачетных спортивно-технических нормативов и требований к студентам по годам обучения разрабатываются кафед­рой физического воспитания с учетом общей физической и спортив­ной подготовленности учебных групп по каждому из видов спорта. Иногда студентам ставятся задачи достичь" или подтвердить опреде­ленные спортивные разряды по годам обучения в вузе.

В каждом вузе наряду с обязательными зачетными требованиями по общей физической и профессионально-прикладной физической подготовке студентам должны быть заблаговременно объявлены спор­тивно-технические нормативы и требования по годам обучения, а не только на предстоящий семестр. Это позволит им представлять сте­пень трудности освоения учебно-тренировочного материала не только на предстоящий семестр, но и на перспективу.

Особенности перспективного планирования в конкретном виде спорта или долгосрочного плана занятий какой-либо системой физи­ческих упражнений полностью раскрываются на лекции.

Текущее и оперативное планирование

Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы трени­ровочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, со­ревновательных стартов, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспе­чивало бы условия для подготовки спортсмена к проявлению наивыс­ших возможностей на основных соревнованиях.

С одной стороны, планируются определенные «блоки» из серии тренировочных занятий с конкретными задачами подготовки, с дру­гой - проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью спортсмена путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого «блока» трениро­вочных занятий.

Текущее планирование в основном и спортивном отделениях суще­ственно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном - со­ревновательные упражнения, (на вспомогательных дистанциях и их отрезках, в нестандартных упражнениях, не используемых в офици­альных соревнованиях).

Оперативное планирование, или управление учебно-тренировоч­ным процессом, - определяет степень физической, технической, так­тической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними.

Современные технические средства позволяют оперативно полу­чать и доводить до занимающихся информацию о динамических и ки­нематических характеристиках движений, реакции основных функци­ональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Это по­зволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки, использование тренировочных средств.

Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном и спортивном отделениях, но в каж­дом виде спорта оперативное и текущее планирование имеют свои от­личия. Об этом речь должна идти на лекции по данной теме.

8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической

Представив общую структуру подготовленности спорт­сменов или занимающихся одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно систематизировать сред­ства и методы их совершенствования. Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствова­ние напрямую зависит от уровня развития физических качеств - силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психичес­кой устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготов­ленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (сме­лость, решительность).

Физическая подготовленность в избранном виде спорта

Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем, организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специаль­ную. Связующее звено между ними - вспомогательная подготовлен­ность.

Общая физическая подготовленность предполагает разносторон­нее развитие физических качеств, слаженность их проявления в про­цессе мышечной деятельности.

Общая физическая подготовка особенно акцентируется на I - II курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и «сквозные» тесты по ОФП (бег 100, 2000 м - женщины, 3000 м - мужчины, и спе­циальные силовые упражнения для женщин и мужчин).

Однако по ряду видов спорта общий уровень программных требо­ваний ОФП в отдельных упражнениях может быть недостаточным для студентов; специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических упражнений.

Вспомогательная физическая подготовленность, с одной стороны, восполняет необходимые повышенные требования к развитию опреде­ленных физических качеств в данном виде спорта или системе физи­ческих упражнений, а с другой - служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей.

Так, для спортивной специализации в лыжных гонках недостаточ­ны общие требования в беге на 3 км ни по заданному времени (на оценку 5 очков), ни по длине дистанции. В этом случае в предсезонный пе­риод подготовки может быть введен (в учебной группе «лыжников») дополнительный тест, например в беге на 5-10 км с соответствующи­ми требованиями к скорости преодоления этих дистанций. Такая вспомогательная физическая подготовка поможет более плавно перейти к специализированной подготовке и к определенным соревнова­тельным дистанциям в лыжных гонках (15, 30, 50 км).

Специальная физическая подготовленность характеризует уровень развития именно тех физических качеств, возможностей органов и функциональных, систем организма, с которыми непосредственно свя­заны достижения в избранном виде спорта. Специальная подготовлен­ность присуща только данному виду спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно-технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствую­щую направленность имеют и спортивно-технические нормативы итребования, предлагаемые студентам по семестрам и годам обучения.

Техническая подготовлен­ность в избранном виде спорта или СФУ

структуре технической подготовленности выделяются базовые и до­полнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основы технической оснащенности данного вида спорта, без которых невоз­можно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения - обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений.

Дополнительные движения и действия - это второстепенные эле­менты движений, характерные для отдельных спортсменов и связанные с их индивидуальными особенностями. Именно эти движения и действия формируют индивидуальный стиль, техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в противостоянии, с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески под­держивается тренером-преподавателем.

Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. В скоростно-силовых, циклических, сложно-; координационных видах спорта, в спортивных играх и единоборствах такие цели различаются.

Для одних видов спорта большее значение имеет стабильность техники, для других - ее вариативность, для третьих - экономичность ^ техники, для четвертых - минимальная тактическая информативность об этих индивидуальных технических приемах для соперников. Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства спортсмена будут сле­дующие.

1. Достичь высокой стабильности и вариативности специализиро­ванных движений-приемов, составляющих основу техники данного вида спорта.

2. Последовательно превращать освоенные основы техники в целе­сообразные и эффективные соревновательные действия.

3. Усовершенствовать структуру двигательных действий с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

4. Повысить надежность и результативность техники действий спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях.

5. Совершенствовать техническое мастерство спортсменов исходя из требований спортивной практики и достижений научно-техничес­кого прогресса в сфере спортивного инвентаря и оборудования.

Тактическая подготовлен­ность в избранном виде спорта или СФУ

Активность тактических действий спорт­смена - важный показатель спортивного. мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику

свою волю, оказывать на него постоянное психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование рас­пространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на кон­тактные и неконтактные единоборства.

Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его физи­ческую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического харак­тера.

Структура тактической подготовленности определяется характе­ром стратегических задач, диктующих основные направления спор­тивной борьбы, эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии соревнований, чтобы подготовиться и успешно выступать в главных соревнованиях сезона или цикла (например, сту­денческая Универсиада, Олимпийские игры). Но тактические задачи могут быть и более локальными, связанными с участием в отдельных соревнованиях или даже в конкретном поединке, схватке, забеге, игре. В последнем случае Приходится учитывать такие особенности кон­кретных соревнований, как характер судейства, поведение болельщи­ков, состояние мест соревнований. При разработке тактического плана нужно иметь в виду собственные функциональные и технико-такти­ческие возможности, а также возможности своих партнеров.

Психическая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ

В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специ­альную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность включает такие качества, как целеу­стремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и, смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманнос­тью решений), настойчивость И упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодо­лении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоцио­нального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Специфика различных видов спорта накладывает отпечаток на тре­бования к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог Д. Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида. спорта имеются свои ведущие во­левые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, - целеустремленность. В структуре специальной психической подготовленности следует выделять:

Устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировоч­ной и особенно соревновательной деятельности;

Степень совершенства кинестетических и визуальных воспри­ятии различных параметров двигательных действий и окружаю­щей среды;

Способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;

Способность воспринимать, организовать и перерабатывать ин­формацию в условиях дефицита времени;

Совершенство пространственно-временного восприятия как фак­тора, повышающего эффективность технико-тактических дейст­вий спортсмена;

Способность к формированию в структурах головного мозга опе­режающих реакции, программ, предшествующих реальному дей­ствию.

Специфика различных видов спорта и особенности отдельных дис­циплин (дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на Требования к психи­ке каждого спортсмена, а соответствующие психические качества фор­мируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре специальной психической подготовленности спортсмена, свойственной избранному виду спорта.

9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий

Цель контроля - оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сто­рон его подготовленности.

Контролируется выполнение запланированного содержания спор­тивной подготовки на каждом ее этапе через выяснение состояния раз­личных сторон подготовленности спортсменов (физической, техни­ческой, тактической).

Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и опера­тивный.

Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировоч­ной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макро цикла или этапа.

Текущий.контроль направлен на оценку текущих состояний, кото­рые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных со­стояний - срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований.

Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносится с семестром и учеб­ным годом. Самоконтроль также входит в систему контроля за эффек­тивностью спортивной подготовки.

Средства и методы контроля могут носить педагогический, психо­логический и медико-биологический характер. Они зависят от особен­ностей конкретного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и "других материально-технических возможностей и условий. Поэтому в каж­дом вузе по конкретному виду спорта (системам физических упраж­нений) кафедрой физического воспитания разрабатываются и утверж­даются соответствующие виды контроля и их сроки. Таким же образом определяются методы и средства контроля за эффективностью учеб­но-тренировочного процесса на семестр, учебный год, на весь срок обу­чения в вузе.

Современная спортивная наука представляет собой целую отрасль производства знаний о физической культуре и спорте. Отдельные ученые, исследовательские коллективы и институты постоянно работают над теоретически и практически значимыми проблемами, выявляют ранее неизвестные законы и тенденции в области социальных, экономических и естественных наук физкультурно-спортивной направленности. Представителями спортивной науки выдвигаются новые гипотезы и теории, разрабатываются различные концепции, делаются изобретения и открытия.

Понятие «спортивная наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – совокупность полученных к данному моменту научных знаний, образующих целостное представление о физической культуре и спорте. Непосредственные цели спортивной науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений соревновательной и физкультурно-оздоровительной деятельности, составляющих основной предмет ее изучения. Спортивная наука накапливает знания о физической культуре и спорте, систематизирует и анализирует их, а также выдает практические рекомендации по наиболее рациональному использованию полученных знаний.

Спортивная наука является основной движущей силой физической культуры и спорта, ядром научно-технического прогресса этой сферы. Без развития спортивной науки ослабевают и принимают застойный характер достижения профессионального спорта, спортивного образования, массовой физической культуры. Современному спорту постоянно требуются новые методики тренировки, тренажеры, витамины и пищевые добавки, снаряжение и амуниция. Помимо этого, физкультурно-спортивной отрасли требуются качественные правовые акты и законы, более совершенные модели взаимодействия государства и спортивного бизнеса, работы с болельщиками и спонсорами, эффективные способы борьбы с вредными привычками и многое другое.

Однако достижение хороших результатов в спортивной науке становится делом трудновыполнимым и даже вовсе неосуществимым без надлежащего менеджмента, умелого управления ресурсами, финансами и инновациями.

Общая задача эффективного управления спортивной наукой распадается на ряд подзадач, которые требуют оптимального решения. Назовем эти подзадачи.

1. Определение приоритетов в спортивной науке . С точки зрения менеджмента чрезвычайно важным является определение стратегических целей и задач в спортивной науке, выявление «прорывных направлений», на которых следует сконцентрировать исследования и финансирование. Иными словами, финансовые и интеллектуальные ресурсы отрасли физической культуры и спорта следует направлять на решение тех задач, которые в обозримом будущем дадут максимальный эффект, станут тем ведущим звеном, потянув за которое, можно вытащить всю «цепь науки» на качественно более высокий уровень.

Однако выяснение таких «точек роста» – задача весьма непростая и противоречивая. Никто не может точно сказать, какое из направлений научных исследований даст в перспективе наилучший результат. Здесь можно говорить лишь о вероятностных категориях. Управленческим структурам следует также определиться, в какие отрасли следует направлять большую часть ресурсов – в фундаментальные исследования (главной целью которых является раскрытие и познание неизвестных законов развития природы и общества, причин возникновения явлений и взаимосвязей между ними) или в прикладные разработки (направленных на изучение путей и способов практической реализации выводов фундаментальных исследований). Выбор пропорций финансирования и привлечения иных ресурсов осуществляется с учетом сроков окупаемости, конкурентоспособности (по сравнению с аналогичными разработками зарубежных исследователей) и капиталоемкости проектов. Таким образом, главной задачей менеджмента в данном вопросе является определение приоритетных задач и направлений финансирования спортивной науки с учетом имеющихся объективных предпосылок, фактов и будущих перспектив.

2. Определение необходимого количества научных работников . Важнейшей задачей государственного менеджмента в сфере физической культуры и спорта является выявление требуемой численности исследователей и научно-педагогических работников для спортивной науки и спортивного образования. Таким государственным структурам, как Министерство образования и науки, Министерству спорта, туризма и молодежной политике РФ необходимо располагать сведениями об оптимальной численности профессоров, доцентов, старших и младших научных сотрудников, аспирантов и соискателей.

Подбор и подготовку научных кадров для спортивной науки можно производить по разным критериям – например, исходя из сумм выделяемого государством финансирования или опираясь на численность сотрудников с учеными степенями в прошлые годы (или в развитых странах). Совершенно очевидно, что в данном случае важно не количество, а качество исследователей, их мотивация, научные заделы и талант. Не менее значимы такие факторы, как функционирование научных школ, иногородние и зарубежные контакты ученых (проведение совместных исследований, научно-практических конференций, съездов и симпозиумов), обмен научными данными и проч. Задача менеджмента спортивной науки состоит в рациональном сочетании всех компонентов качественной подготовки научных кадров для отрасли физической культуры и спорта, в адекватном финансировании таких статей, как зарплата сотрудников, закупка исследовательского оборудования, финансирование исследовательских коллективов, вузов и НИИ, поддержка молодых ученых и т.п. В этих вопросах весьма нежелательны диспропорции, которые искажают оптимальные сочетания уровней доходов научных работников высокой и средней квалификации, а также начинающих исследователей. Недопустимы перегибы в части финансирования научных программ и в сфере социальной защиты ученых, в практике научных обменов и «утечки умов».

3. Модернизация органов управления спортивной наукой . Цели и задачи управления спортивной наукой не остаются статичными и навсегда зафиксированными. Они могут меняться с течением времени в соответствии с уровнем развития экономики, материальной и интеллектуальной базы отрасли. Потребности профессионального и любительского спорта также претерпевают изменения, запросы индивидов и физкультурно-спортивных организаций постоянно растут и под обновленные запросы формируются новые цели и задачи отрасли физической культуры и спорта.

Под скорректированные цели и задачи сферы физической культуры и спорта выстраивается и структура управления спортивной наукой, которая формируется не произвольным способом, а с учетом достижений и рекомендаций спортивного менеджмента, ведущих ученых и исследовательских коллективов отрасли. С развитием рыночных отношений и появлением целых отраслей спортивного и около-спортивного бизнеса (букмекерства, тотализаторов, частных спортклубов, коммерческих соревнований и т.п.) по иному должна выстраиваться система управления физической культурой и спортом, на новой основе выявляться потребности в физкультурно-спортивных услугах широких слоев населения и представителей профессионального спорта.

На все вызовы времени должна адекватно реагировать система управления физкультурой и спортом. В частности, необходимо своевременно вносить изменения в структуру управления отраслью, оперативно обновлять кадровый состав (доверяя молодым спортивным менеджерам с новыми идеями и знаниями ответственные посты), реформировать систему подготовки и переподготовки спортивных кадров, внедрять более совершенные управленческие технологии. Все это позволит управлять отраслью физической культуры и спорта в духе времени, адаптировать ее под новые цели и задачи в сжатые сроки.

4. Управление взаимодействиями по линии «спортивная наука – производство» и «спортивная наука – потребление» . Достижения спортивной науки в малой степени востребуются обществом и экономикой без надлежащей работы механизмов освоения инноваций промышленностью и потребителями. В рыночной экономике оказывается недостаточным сделать значимое открытие или изобретение. Важно данное открытие или разработку довести до массового производства, убедить потребителей в полезности и удобстве нового продукта, побудить покупателей приобрести предлагаемый продукт.

Практика показывает, что самопроизвольно такие механизмы не возникают на ровном месте, а тем более не начинают вдруг эффективно работать. Для их создания и запуска требуется кропотливая организационная и управленческая работа, нужны соответствующие условия, мотивация, нормативно-правовые акты. Создать и запустить механизмы производства инноваций и внедрения их в производство – во многом задача органов управления физической культурой и спортом.

Следует отметить, что модернизация управления спортивной наукой в нашей стране хотя и не вполне оперативно и качественно, но все-таки проводится. За последние годы сделано немало – начаты исследования по новым, ранее не разрабатываемым направлениям (спортивной юриспруденции, спортивному маркетингу и проч.), стали налаживаться контакты с иностранными учеными, активизировались научные обмены. В то же время говорить о крупных достижениях российской спортивной науки пока рано. Хроническое недофинансирование, постоянные перетасовки в структурах управления спортом и спортивной наукой, наконец, неадекватно низкий статус спортивной науки – вот далеко не полный перечень наиболее проблемных узлов, которые необходимо расшить в ближайшие годы.

В эпоху современной научно-технической революции, происходящей практически во всем цивилизованном мире, наука властно и деятельно проникает и в промышленное производство, и в сферу быта, и в область, казалось бы, далекую от нее - досуг, организацию свободного времени современного человека. Физическая культура и спорт еще одно убедительное подтверждение поистине глобального характера современной науки и ее безграничных возможностей.

Исключительно быстрый рост спортивных достижений, наблюдающийся за последние годы во многих странах мира, активная работа ведущих советских и зарубежных тренеров и ученых, раскрывающих процессы, происходящие в человеческом организме в ходе достижения высших спортивных результатов, говорят о том, что спортивная тренировка достигла ныне совершенно нового качественного уровня. Используя лишь многолетний тренировочный опыт и основываясь на поверхностном знакомстве с биологическими и психологическими закономерностями жизнедеятельности организма, достичь сколько-нибудь значительных результатов в современном спорте невозможно.

Одна из характерных черт научно-технической революции заключается в том, что наука сама должна выступать как непосредственная производительная сила. Убедительные примеры этого в области спорта - многочисленные образцы исключительно полезного сочетания научной и тренерской деятельности.

Все большее развитие в общей системе научных знаний приобретает группа наук о направленном совершенствовании человека и о системе физической культуры.

Поскольку в сфере физической культуры и спорта отразились самые разнообразные стороны общества и государства (его экономика и политика, правовые установления, моральные и духовные ценности), понятно, что наука, изучающая сферу спорта, вынуждена исследовать не какую-то отдельную, частную область жизни, а ту, которую сейчас принято называть "междисциплинарной". Изучить эту область не под силу одному научному направлению. Осилить ее может лишь совокупность наук: педагогика и психология, биология и биомеханика, медицина, социология и Экономика и т. д. Поэтому в изучении физической культуры и спорта как социально-культурной отрасли необходим системный подход, при котором изучение взаимосвязей не менее существенно, чем исследование самих явлений.

И что не менее важно - изучение не ради самого процесса исследования, а во имя скорейшего решения тех задач, которые физкультурно-спортивиая практика ставит перед наукой. Многообразие этих задач целесообразно свести к двум: научное обоснование организации и управления советским физкультурным движением и научное обоснование его программно-методического обеспечения.

Если сформулировать коротко, то задача № 1 - как наилучшим образом организовать и управлять советским спортивным движением, системой физического воспитания и спортивной подготовки. Задача № 2 - каким должно быть конкретное программно-методическое содержание специализированных для каждой возрастной и профессиональной категории населения физкультурно-оздоровительных занятий или спортивной подготовки.

В пределах этих двух генеральных задач и находится практически любая проблема спортивной науки, в частности наиболее крупные, такие, как дальнейшее совершенствование научных основ советской системы физического воспитания, совершенствование системы подготовки спортсменов; исследования по истории физкультурного движения, организации и управления советским физкультурным движением; совершенствование системы подготовки кадров; совершенствование научной аппаратуры, оборудования и спортивного инвентаря; научные обоснования основных направлений в проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений; разработка отраслевой автоматизированной системы управления. спортивным движением.

Важная черта современной научно-технической революции - концентрация усилий многих научных учреждений на изучении и разработке больших комплексных проблем практики, объединение возможностей многих ученые, лабораторий и даже институтов. В августовском (1966 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах но дальнейшему развитию физической культуры и спорта" признано необходимым сосредоточить усилия научных учреждений на изучении важнейших социологических, педагогических, психологических, медико-биологических и организационных проблем массового физкультурного движения и роста спортивного мастерства. Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР, Академии педагогических наук СССР рекомендовано принять активное участие в разработке этих проблем. Центральный научно-исследовательский институт физической культуры преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры.

Разработка важнейших научных проблем распределяется между наиболее значительными коллективами, в число которых входят как учебные институты физической культуры и кафедры физического воспитания крупнейших вузов страны, так и научные учреждения других министерств и ведомств. В науке о физическом воспитании все чаще осуществляются типичные для периода научно-технической революции широкие комплексные исследования с участием представителей различных научных направлений.

Естественно, с развитием спортивной науки совершенствуется и ее планирование. Оно все больше приближается к тому эффективному методу управления, который получил название "целевого", направленного прежде всего на дальнейшее повышение эффективности научных исследований, на их теснейшую связь с запросами практики, на конкретное решение ее задач.

Вместе с тем определенное место в плане научных работ занимают и поисковые, фундаментальные исследования, задача которых - дальнейшее непрерывное развитие самой системы знаний.

Планирование спортивной науки - неотъемлемая часть созданной в нашей стране общегосударственной системы планирования научно-исследовательской работы. Учитывая, что в сфере научной деятельности в нашей стране находится около 5 тыс. научных учреждений, десятки тысяч проектных, изыскательских и конструкторских организаций, сотни высших учебных заведений, становится понятным, что их работа невозможна без четкого планирования и надежной координации. Больше того, общегосударственное планирование и координация возможны лишь в условиях социалистического общества. Поэтому закономерно, что главные вопросы, определяющие прогресс науки, рассматривает и утверждает правительство нашей страны - Совет Министров СССР. Это основные направления развития науки; план развития науки; финансирование научных исследований и, наконец, основные мероприятия, направленные на улучшение развития науки и руководства ею.

Спортивная наука - неотъемлемая составная часть всего общегосударственного научного массива. Она развивается по общим законам.

Главная отличительная черта спортивной науки - в ее теснейшей связи с социалистическим государством, в неразрывности устремлений науки с задачами, которые выдвигает государство. И что не менее существенно - неустанные усилия нашего государства направлены на создание самой науке условий, которые позволяют ей с этими задачами справиться. Одним словом, налицо диалектическое единство: государство ставит перед наукой постоянно усложняющиеся задачи, но одновременно создает и возможности для решения этих задач. Опираясь на постоянную поддержку партии и правительства, наука спортивная растет в объеме и развивается в глубину.

Остановимся на некоторых количественных данных, характеризующих развитие самой спортивной науки.

Важное место в современном обществе, с одной стороны, и рост социально-экономических возможностей общества в результате технического прогресса, с другой, определили исключительно быстрый рост всех показателей науки в последние годы. В Советском Союзе значительными темпами растет число научных работников. Удвоение населения нашей страны произошло за 70 лет. Количество же научных работников удвоилось за 10 лет - с 1949 по 1959 г. Следующее удвоение произошло уже за 5 лет. И это устойчивая тенденция, продолжающаяся в наши дни.

Подобная тенденция характерна и для спортивной науки. Так, по некоторым данным, к 1950 г. насчитывалось немногим более 120 кандидатов и 3 доктора наук. С 1950 по 1960 г. 378 человек защитили кандидатские и 13 докторские диссертации. С 1960 по 1970 г. 526 человек защитили кандидатские и 32 докторские диссертации. Ныне же более 1600 кандидатских диссертаций и около 100 докторских находятся в активе спортивной науки.

Естественно, что столь же заметными темпами растет и количество научных работников, занимающихся проблемами физической культуры. Только в исследованиях, предусмотренных сводным пятилетним планом научно- исследовательских работ по физической культуре и спорту, принимает участие 21 институт физической культуры, общее число научных и научно-педагогических работников в них около 5 тыс. человек, в их составе свыше 100 докторов наук и профессоров.

Основной объем научных исследований проводится, таким образом, в институтах физической культуры, среди которых головным является Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК) в Москве. Но научные исследования по проблемам физической культуры и спорта проводятся отнюдь не только в институтах физической культуры, их объем возрастает и за счет вузов Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства просвещения, Академии медицинских наук, Академии педагогических наук, а также других научных ведомств. Интересно сравнить темпы роста численности научных кадров в нашей стране и странах капитализма. Если количество научных работников в странах Западной Европы удваивается в среднем за 15 лет, в США - за 10 лет, то в СССР - за 6 лет.

Чтобы оценить объем научных знаний о спорте, нужно воспользоваться объемом выпускаемой спортивной литературы, который в этом случае будет говорить не только о количестве выполненных научных работ, но и о расширении сферы потребления знаний о спорте.

Таблица, составленная на основании данных официальной статистики, отражает рост выпуска спортивной литературы в послевоенные годы. Она в достаточной степени показывает и увеличение объема научно-методической информации о спорте, поскольку подавляющая часть отраженной в ней литературы посвящена науке и методике.

Более чем тридцатикратное возрастание за 25 лет говорит о значительном качественном росте объема научно-методических знаний, которыми располагает и оперирует спортивная наука и практика. Если оценить этот поток данных и весь объем информации, создаваемой наукой о физической культуре и спорте, то можно убедиться в том, что спортивная наука в нашей стране развивается темпами, соответствующими росту всей советской науки. Видимо, и к ней относится предсказание о том, что в ближайшие 10 лет объем новой научной информации превзойдет все, что было создано наукой за всю ее предшествующую историю.

При выяснении закономерностей развития спортивной науки не менее важна и качественная сторона, отражающая единство двух процессов, происходящих в современной мировой науке. Первый из них - процесс дифференциации научных знаний, процесс образования десятков, сотен новых научных направлений. Этот процесс наглядно отражает многообразие и сложность жизни современного общества, стремление человека все глубже проникнуть в таинство природы. Но вместе с этим процессом происходит и другой, противоположный: интеграция знаний, поиск наиболее общих закономерностей в природе и общественной жизни. Два эти взаимно дополняющие, обогащающие друг друга процесса происходят и в большом комплексе наук о физическом воспитании человека.

Интеграцию науки можно наглядно проиллюстрировать на убедительном примере использования в науке о физическом воспитании такого всеобъемлющего научного направления, каким в наши дни является кибернетика.

Кибернетика, которую Норберг Винер, один из ее основателей, определил как науку об общих закономерностях управления и связи в технике, природе и обществе, находит в последнее время все более широкое применение в существенно различных областях: технике, языкознании, физиологии, психологии, изучении явлений общественной жизни. Не исключение спортивная наука и практика.

Задолго до провозглашения Н. Винером основных принципов кибернетики выдающийся советский ученый Н. А. Бернштейн высказал отдельные положения кибернетики в применении к биомеханике движений человека. Сейчас теория построения движений Н. А. Бернштейна стала общепризнанной.

Характерная черта современной спортивной науки - ее "математизация", то, что она, говоря образно, становится "точной наукой". Все более широко используются в процессе научных исследований и новейшие технические достижения. Например, важнейшую роль в развитии научных исследований сыграло использование прямых преобразований механических характеристик движений в электрические сигналы путем применения датчиков усилий, скорости, ускорений, гониографов. Но мало измерить значение какого-либо биомеханического или физиологического параметра - его нужно передать к записывающему прибору. Тут на помощь приходят радиотехнические средства - миниатюрные, не мешающие спортсмену передатчики и чувствительные приемные устройства, предназначенные для передачи информации по нескольким каналам. Наконец, при обработке полученных данных все шире используются электронно-вычислительные машины.

Итак, лишь при условии использования всех широких возможностей современной науки и техники (это типичные для периода современной научно-технической революции широкие комплексные исследования, концентрация усилий и возможностей многих ученых, лабораторий и даже институтов на изучении и разработке больших комплексных проблем спортивной практики) наука о физическом воспитании может идти по тому эффективному пути, о котором говорилось выше.

Но отнюдь не уменьшается, а становится еще более заметной роль каждого исследователя, роль лидера науки, роль основателя того или иного научного направления, научной школы. Поэтому с таким интересом каждый год ожидается решение Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР об итогах конкурса на лучшие научно-исследовательские работы в области физической культуры и спорта. Золотые медали и премии становятся достойной наградой лидерам советской спортивной науки. Впервые присуждение золотых медалей состоялось в 1970 г.

Когда знакомишься подробнее с научным творчеством лауреатов спортивной науки, видишь, что каждый из них шел к признанию своим собственным путем. Но есть главное, что объединяет социолога и биомеханика, педагога, медика и биохимика, - это преданность советской науке, желание отдать все без остатка силы служению своему народу.

В своем развитии советская спортивная наука, опираясь на отточенное оружие марксистско-ленинского мировоззрения, использует и лучшие достижения зарубежных специалистов физического воспитания, особенно представителей науки братских социалистических стран. С каждым годом ширятся контакты советских ученых с зарубежными коллегами (путем обмена научными делегациями, участия в международных научных конференциях, симпозиумах, конгрессах).

Международные научные конгрессы 1972 г. в Мюнхене и 1976 г. в Квебек-Сити (Канада) были приурочены соответственно к XX и XXI Олимпийским играм. Советские ученые выступали на этих конгрессах с докладами и сообщениями, охватывающими практически все наиболее актуальные направления спортивной науки.

Через несколько часов после закрытия предолимпийских научных конгрессов ученых торжественно открывались олимпийские игры. Эти большие события объединяло не только единство времени и места, но и одно качество: и советские ученые, и советские спортсмены еще выше подняли международный авторитет нашего спортивного движения, успешно решающего важнейшую социальную задачу - добиться, чтобы физическая культура и спорт в стране носили подлинно общенародный характер.

Но, пожалуй, наиболее значительным научным событием стал I Всемирный научный конгресс "Спорт в современном обществе", проведенный под эгидой Международного совета спорта и физического воспитания - СИЕПС ЮНЕСКО - в Москве с 26 по 30 декабря 1974 г.

В конгрессе приняло участие более тысячи ученых из 43 стран. Многими зарубежными специалистами были отмечены глубокое научное содержание конгресса и та роль, которую он сыграл в исследовании сферы физической культуры и спорта.

Громадную роль в успехе конгресса сыграло послание его участникам Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. В нем отмечалось: "Усилиями ученых и специалистов многих стран мира за последние годы внесен значительный вклад в дальнейшее повышение роли физической культуры и спорта в жизни современного общества. Спорт ныне является важным фактором сближения народов, укрепления здоровья населения, воспитания молодежи".

Научная программа конгресса дала возможность проявить себя ученым, работающим практически во всех направлениях многоплановой спортивной науки. При формировании научной программы конгресса в основу были положены три концепции: а) системный подход, в максимальной степени влияющий на выбор и главных направлений работы конгресса, и тех проблем, которые предстояло рассматривать на секционных заседаниях; б) понимание того, что в спортивной науке все более проявляется диалектическое единство двух взаимообогащающих процессов: интеграции научного знания, когда в исследование вкладывают свою лепту специалисты не одного, а многих научных направлений, и его дифференциации - постоянного сужения предмета исследования, что позволяет проникать все глубже в его существо; в) сложность современного спорта, определяемая во многом тем, что он представляет собой синтез двух сторон - социальной и биологической.

Исходя из этих трех концепций, была разработана структура научной пограммы конгресса, согласно которой его пленарные и секционные заседания проходили по трем основным направлениям:

1. Философия, история, социология. На секционных заседаниях этого направления были обсуждены такие актуальные темы, как "Спорт и сохранение мира", "Спорт и личность", "Спорт в системе ценностей современной культуры", "Спорт и современная научно-техническая революция", "Спорт и социальное развитие", "Спорт и свободное время", "Спорт и массовые коммуникации".

2. Педагогика, психология. Темы секционных заседаний позволили проследить взаимосвязь спорта с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, решать проблемы юношеского и женского спорта, раскрыть педагогические стороны спортивной науки и практики.

3. Биология, биомеханика, медицина. Секционные заседания были посвящены проблемам влияния спорта на различные стороны жизнедеятельности человеческого организма.

В принятом конгрессом обращении к ученым, преподавателям физического воспитания, тренерам, спортивным врачам, работникам и специалистам физической культуры всего мира содержится призыв повышать роль физической культуры и спорта в укреплении дружбы, установлении взаимопонимания, сотрудничества между народами, в деле разрядки напряженности и упрочения мира на нашей планете; добиваться, чтобы физическая культура и спорт стали доступными для людей всех возрастов, профессий и социального положения; совершенствовать в своих странах физическое воспитание молодежи, массовое физкультурно-оздоровительное движение.

Именно об этом говорили с 30 ноября по 2 декабря в Москве на Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском спорте и спорте высших достижений.

К чему менять мышление?

По признанию организаторов конференции, с начала 90-х прошлого века отечественная спортивная наука прилично в своём развитии отстала. И, даже если в каких-то её областях и происходили прорывы, то тренеры и спортсмены узнавали об этом далеко не сразу.

«Главная проблема в этой сфере, - поясняет Александр Ваваев, начальник Управления научно-методологического сопровождения Центра, - в том, что все специалисты, работающие с нашими спортсменами, разобщены. И эту конференцию мы задумали, чтобы их свести и дать возможность работать в едином направлении - пусть слушают и слышат друг друга, находят общий язык. В конечном счёте работа в одном направлении - организм спортсмена».

В Москву съехались не только ведущие российские специалисты, но и приглашённые из-за рубежа. Прибыли самые сильные учёные в области спортивной кардиологии - представители питерской школы, здесь выступали спортивные психологи, речь шла о спортивной биомеханике, о питании для спортсменов, о гипоксических тренировках, говорили специалисты в сфере спортивной физиологии, детской спортивной медицины, шли мастер-классы «по практике».

Изюминкой встречи стал круглый стол «Спортивная наука в России: достижения, проблемы, перспективы». «Я обязательно хотел привлечь внимание всех собравшихся к системе оплаты труда тренеров, - говорит А. Ваваев. - Надбавки даются только за конкретные сегодняшние результаты, а о долгосрочной перспективе как будто никто не думает. Молодёжь с набором травм вместо оздоровления выгорает и зачастую сходит с дистанции. Думаю, мышление в этом вопросе надо менять, работая на перспективу».

Куда записать ребёнка?

«Дети - потенциал здоровой нации, - считает Кадрия Ахмерова, директор Центра . - Как врач-гематолог и педиатр уверена, что только физкультура и спорт помогут нам в вопросе улучшения национального генофонда. И речь здесь не только о спорте высших достижений».

Более 120 видов спорта предлагает Москва своим маленьким гражданам, весь детский спорт в городе бесплатный. С 1 октября столичный Департамент спорта и туризма запустил новый проект «Помощь родителям в выборе спорта для детей» - на 11 московских площадках специалисты подбирают подходящее каждому конкретному ребёнку направление во избежание возможных ошибок.

Участники конференции узнали первые итоги работы программы, а сотрудники Центра с удовольствием выслушали советы и конструктивные замечания специалистов.

Самым значимым результатом форума его организаторы и участники хотели бы видеть создание Всероссийского общества спортивной науки, что, по их мнению, повлечёт за собой конкретную работу и консолидацию. Предполагаемый банк данных в области спортивной науки, подобный норвежскому, станет аккумулировать все методические рекомендации и последние достижения в этой области, оказывая неоценимую комплексную помощь тренерам и спортсменам.