Административный регламент режим работы фнс. С изменениями и дополнениями от. Информация об изменениях

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н
"Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18 января 2008 г. N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 г., регистрационный номер 11521, "Российская газета", 2008, N 100).

3. Федеральной налоговой службе (М.В. Мишустин) обеспечить исполнение Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).

Регистрационный N 25312

Регламентировано, как ФНС России информирует плательщиков и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях названных лиц, законодательстве в обозначенной области. Речь идет и о приеме налоговых деклараций (расчетов).

Данная госуслуга оказывается бесплатно, в т. ч. и в письменной форме. Ее предоставляют ФНС России, ее управления по субъектам Федерации, межрегиональные инспекции Службы по крупнейшим налогоплательщикам, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня.

Узнать, как получить госуслугу, можно на информационных стендах в помещениях налоговых органов, официальных сайтах ФНС России и региональных управлений Службы, Едином портале государственных и муниципальных услуг, по телефону.

В результате оказания госуслуги предоставляется запрашиваемая информация, принимаются налоговые декларации (расчеты) либо отказывается в этом. Также заявителю может быть направлено уведомление о непредоставлении госуслуги.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса лично и при получении результата предоставления госуслуги - 30 минут.

Ранее действовавший порядок утрачивает силу.

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)"


Регистрационный N 25312


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


(расчет), представленную по

установленной форме (установленному формату), в информационном ресурсе

инспекции ФНС России;

4) по просьбе заявителя проставить на представленной им копии

налоговой декларации (расчета) отметку о приеме налоговой декларации

(расчета) и дату ее приема.

191. Основания для отказа в приеме налоговой декларации (расчета)

указаны в пункте 28

192. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28

за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том,

что налоговая декларация (расчет) не принята с указанием причины в устной

форме (если налоговая декларация (расчет) представлена заявителем

непосредственно), либо соответствующим уведомлением, направленным

заявителю по почте заказным письмом (если налоговая декларация (расчет)

представлена по почте с описью вложения прилагаемых документов,

заверенной должностным лицом отделения связи), либо по ТКС (если

налоговая декларация (расчет) представлена в электронной форме по ТКС).

193. Конечным результатом выполнения административной процедуры по

приему налоговых деклараций (расчетов) являются:

1) при представлении налоговой декларации (расчета) заявителем

непосредственно:

ресурсе инспекции ФНС России и проставление должностным лицом,

ответственным за предоставление государственной услуги, по просьбе

заявителя отметки на копии налоговой декларации (расчета) о приеме

налоговой декларации (расчета) и дате ее приема;

б) сообщение в устной форме об отказе в приеме налоговой декларации

(расчета);

2) при представлении налоговой декларации (расчета) по почте:

а) регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном

ресурсе инспекции ФНС России;

б) уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета),

направленное заявителю по почте заказным письмом;

3) при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной

форме по ТКС - регистрация налоговой декларации (расчета) в

информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление заявителю

квитанции о приеме и извещение о результате приема (уведомление о

результате приема) налоговой декларации (расчета) в виде электронного

документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью

уполномоченного представителя инспекции ФНС России.

Прием налоговых деклараций (расчетов), представленных на бумажном

носителе заявителем непосредственно

194. Должностное лицо, ответственное за предоставление

государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета)

проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 настоящего

Административного регламента, и правильность заполнения налоговой

декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В

частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих

реквизитов:

1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);

2) для организации:

а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения,

при наличии его наименования);

б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской

Федерации;

в) вида документа: первичный (корректирующий);

г) наименования налогового органа;

д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту

сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28

настоящего Административного регламента, и отсутствии в налоговой

декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте,

информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не

принята, с указанием причины.

195. В случаях, если в налоговой декларации (расчете) нечетко

(неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет

невозможность их однозначного прочтения, должностное лицо, ответственное

за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о порядке

заполнения налоговой декларации (расчета) и выявленных недостатках, а

также предлагает устранить допущенные недостатки немедленно.

196. В случае, если заявитель отказывается устранить указанные

недостатки немедленно или их устранение в настоящий момент невозможно,

должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги,

принимает налоговую декларацию (расчет) и регистрирует ее в

информационном ресурсе инспекции ФНС России.

На титульном листе налоговой декларации (расчета) проставляются

отметка об ее приеме и дата приема с оттиском штампа "Требует уточнения".

дата приема. В целях информирования заявителя о результатах приема

налоговой декларации (расчета) на ее копии проставляется штамп "Принята.

Требует уточнения".

197. При отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 194, 195

настоящего Административного регламента, на титульном листе принятой

налоговой декларации (расчета) должностное лицо, ответственное за

предоставление государственной услуги, проставляет отметку о приеме

налоговой декларации (расчета) и дату приема с оттиском штампа "Принята".

По просьбе заявителя на представленной им копии налоговой декларации

(расчета) проставляются отметка о приеме налоговой декларации (расчета) и

дата приема.

198. Должностное лицо, ответственное за предоставление

государственной услуги, не позднее 2 рабочих дней со дня проставления

отметки о приеме налоговой декларации (расчета) регистрирует налоговую

декларацию (расчет) в информационном ресурсе инспекции ФНС России и

присваивает налоговой декларации (расчету) регистрационный номер, который

проставляется на ее титульном листе.

199. Зарегистрированные налоговые декларации (расчеты) должностное

лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, формирует в

пачки в зависимости от категории заявителей (налогоплательщики,

200. Не позднее следующего рабочего дня за днем регистрации

налоговых деклараций (расчетов), должностное лицо, ответственное за

предоставление государственной услуги, передает налоговые декларации

(расчеты), сформированные в пачки в зависимости от категории заявителей и

по видам бланков, с сопроводительным ярлыком в структурное подразделение,

ответственное за ввод и обработку данных, для осуществления ввода данных ,

если не установлен иной порядок.

201. В случаях обнаружения ошибки в налоговой декларации (расчете),

зарегистрированной и переданной в установленном порядке для ввода и

обработки, не позволяющей осуществить ее ввод, указанная налоговая

декларация (расчет) передается в день обнаружения ошибки в структурное

подразделение, ответственное за предоставление государственной услуги, за

подписью должностного лица структурного подразделения, ответственного за

ввод и обработку данных.

202. Должностное лицо, ответственное за предоставление

государственной услуги, не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем

почтовому адресу, указанному в учредительных документах заявителя, если

иной почтовый адрес не указан заявителем), должностное лицо,

ответственное за предоставление государственной услуги, подготавливает

служебную записку с приложением налоговой декларации (расчета) об

установленном факте за подписью начальника (заместителя начальника)

своего структурного подразделения на имя начальника (заместителя

начальника) структурного подразделения, ответственного за проведение

камеральных налоговых проверок.

Прием налоговых деклараций (расчетов), представленных в электронной форме

210. Электронный документооборот при представлении заявителем

налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС

осуществляется, если заявитель взаимодействует с инспекцией ФНС России в

электронной форме по ТКС и зарегистрирован в качестве участника

электронного документооборота, с использованием технических средств

автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной

электронной подписи в инспекции ФНС России.

211. В процессе электронного документооборота при представлении

налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС также

используются технологические электронные документы, указанные в

пункте 148 настоящего Административного регламента, и извещение о вводе,

уведомление об уточнении.

Извещение о получении электронного документа формируется на каждый

полученный по ТКС следующий электронный документ: налоговую декларацию

(расчет), подтверждение даты отправки, квитанцию о приеме, уведомление об

отказе в приеме, извещение о вводе, уведомление об уточнении.

212. При осуществлении электронного документооборота обеспечивается

хранение всех отправленных и принятых электронных документов по ТКС, в

том числе технологических электронных документов, с усиленными

квалифицированными электронными подписями и квалифицированными

сертификатами ключей проверки электронной подписи, применявшихся для

формирования указанных подписей.

213. При получении налоговой декларации (расчета) в электронной

форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное

лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в

электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного

обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной

квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета),

подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью

уполномоченного лица инспекции ФНС России и отправляет заявителю;

3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194

настоящего Административного регламента.

214. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28

и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо,

ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной

форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой

декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения

налоговых органов следующие действия:

1) формирует уведомление об отказе в приеме с указанием причин

отказа или сообщение об ошибке в случае невозможности расшифровать

налоговую декларацию (расчет);

2) подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью

уполномоченного лица инспекции ФНС России уведомление об отказе в приеме;

3) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке)

заявителю.

215. При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194

настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное

за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в

течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации

(расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых

органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о

приеме, подписывает ее усиленной квалифицированной электронной подписью

уполномоченного лица инспекции ФНС России;

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю.

216. Датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в

электронной форме по ТКС через специализированного оператора связи

считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается

принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о

приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью

уполномоченного лица инспекции ФНС России.

Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме

по ТКС инспекцией ФНС России считается дата, указанная в квитанции о

217. По результатам обработки налоговой декларации (расчета) в

электронной форме с использованием программного обеспечения налоговых

органов формируется извещение о вводе или уведомление об уточнении в

случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).

218. Должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций

(расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение 2 рабочих дней со дня

направления квитанции о приеме заявителю подписывает извещение о вводе

или уведомление об уточнении усиленной квалифицированной электронной

подписью уполномоченного лица инспекции ФНС России и направляет его

заявителю.

219. По просьбе заявителя налоговая декларация (расчет), принятая в

электронной форме по ТКС, распечатывается и проставляется отметка о

приеме налоговой декларации (расчета).

220. При получении от заявителя, отнесенного к категории крупнейших

налогоплательщиков, налоговой декларации (расчета) в электронной форме по

ТКС, которая должна направляться для дальнейшей обработки в иные

инспекции ФНС России по месту учета заявителя по основаниям,

предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, не позднее

четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за

прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС в

инспекции ФНС России по месту учета заявителя в качестве крупнейшего

налогоплательщика, осуществляет действия в соответствии с пунктами 213,

214 настоящего Административного регламента.

При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего

Административного регламента, налоговая декларация (расчет) не позднее

четырех часов с момента ее получения в электронной форме по ТКС

направляется для дальнейшей обработки с использованием программного

обеспечения налоговых органов в иные инспекций ФНС России по месту учета

заявителя по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской

Федерации.

221. Должностные лица инспекций ФНС России по месту учета заявителя,

указанных в пункте 220 настоящего Административного регламента, выполняют

действия, аналогичные действиям в соответствии с пунктом 213,

подпунктами 1, 2 пункта 214, подпунктом 1 пункта 215, пунктом 217

настоящего Административного регламента.

222. Квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме налоговых

деклараций (расчетов), извещения о вводе или уведомления об уточнении,

оформленные в установленном порядке, должностные лица, ответственные за

прием налоговых деклараций (расчетов) в инспекциях ФНС России по месту

учета заявителя, указанных в пункте 220 настоящего Административного

регламента, в сроки, предусмотренные пунктами 214, 215, 218 настоящего

Административного регламента, отправляют в инспекцию ФНС России по месту

учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика для дальнейшей

отправки заявителю.

223. Должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций

(расчетов) в электронной форме по ТКС в инспекции ФНС России по месту

учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика, не позднее двух

часов с момента получения квитанции о приеме или уведомления об отказе в

приеме, извещения о вводе или уведомления об уточнении подписывает

соответствующий технологический электронный документ усиленной

квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица инспекции ФНС

России и направляет его заявителю.

IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением

ответственными должностными лицами положений настоящего Административного

регламента и иных нормативных правовых актов , устанавливающих требования

к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений

224. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными

лицами, ответственными за предоставление государственной услуги,

положений настоящего Административного регламента и иных нормативных

правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению

Налоговая декларация (расчет) должны быть представлены в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме (абз. 1, абз. 2 п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ).

Основания для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) перечислены в п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. N 99н.

1. В случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно физическим лицом основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:

  • отсутствие у физического лица, представляющего налоговую декларацию (расчет) документов, которые удостоверяют его личность;
  • либо отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу по приему налоговой декларации (расчета), документы, которые удостоверяют личность.
2. В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем физического лица основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:
  • отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете);
  • либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу по приему налоговой декларации (расчета), документы, которые удостоверяют полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя;
3. Основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

4. В случае представления налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является:

  • отсутствие в налоговой декларации (расчете) подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете);
  • или отсутствие печати организации;
5. В случае представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является:
  • отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя);
  • или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя);
6. Основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Основанием для приема налоговых деклараций (расчетов) является представление в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговых деклараций (расчетов) по установленной форме (установленному формату) заявителем в налоговую инспекцию по месту учета (заявителем, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков, - в инспекцию ФНС России по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Формы и форматы налоговых деклараций (расчетов) утверждаются в соответствии с п. 2 и п. 7 ст. 80 Налогового кодекса РФ (п. 186 Административного регламента).

При этом, по мнению Минфина РФ, в случае отказа в приеме налоговой декларации (расчета) на основании ее несоответствия установленной форме (установленному формату) налоговая декларация (расчет) не признается представленной в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.

Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является налоговым правонарушением, совершение которого влечет привлечение налогоплательщика к ответственности в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина РФ от 7 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-456).

А по вопросу о представлении налоговой декларации в налоговый орган в электронной форме по неустановленной форме, Минфин России высказался отдельно. Так, в письме от 20 сентября 2013 г. N 03-02-08/38953 он указал, что прием налоговых деклараций в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи осуществляется с использованием программного обеспечения налоговых органов.

Представление налоговых деклараций в электронной форме по неустановленной форме невозможно.

Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО "Мир Консалтинга".

" № 7/2008

Налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме): о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; о правах и обязанностях налогоплательщиков; полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Соответственно налоговые органы обязаны представлять соответствующую информацию (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Эта обязанность закреплена также в пункте 5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

Также статья 32 НК РФ регламентирует выдачу справки о состоянии расчетов конкретного налогоплательщика (плательщика сборов или налогового агента) по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Новый регламент

Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2008 № 11521, опубликован в "Российской газете" от 13 мая 2008 года № 100, вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Новый регламент значительно превосходит объем аналогичного документа, который был утвержден приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@.

Цель, которую преследовали разработчики - повышение качества работы сотрудников налоговых инспекций и создание комфортных условий для налогоплательщиков, формализация процедур их общения.

Основные процедуры

Информирование налогоплательщиков может быть устным, письменным, публичным.

Исполнение налоговыми органами государственной функции по информированию включает в себя пять административных процедур. Это:

  • индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в устной форме;
  • индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме (в том числе переданных в электронном виде);
  • публичное информирование налогоплательщиков;
  • индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов;
  • прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций.

В новом регламенте детально описано, как и в какие сроки, в каком порядке должностные лица налоговых органов должны исполнять каждую из названных процедур, перечень оснований для отказа в предоставлении информации, порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц.

В приложениях к регламенту содержатся:

  • сведения о контактных телефонах;
  • интернет-адресах территориальных органов ФНС России, исполняющих государственную функцию;
  • блок-схемы административных процедур;
  • формы документов, применяемых при исполнении государственной функции по информированию налогоплательщиков.

Будьте взаимно вежливы

И в старом, и в новом регламенте содержится требования об обязательном расположении отделов работы с населением на первом этаже зданий, к их техническому и программному оснащению. Но теперь в пункте 20 документа внимание на себя обращают рекомендации для должностных лиц при исполнении ими государственной функции носить бейджи с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности. Впрочем, эта информация может быть в виде таблички на рабочем месте.

При устном общении, в т. ч. по телефону (п. 28 и 29 документа), представитель налогового органа и налогоплательщк обязан представиться друг другу.

Должностным лицам налоговых органов вменяется в обязанность (п. 13) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам (их представителям), не унижать их честь и достоинство, а также в вежливой форме информировать налогоплательщиков (их представителей) по существу обращений. Но обсуждать действия своих коллег, правовую оценку актов (решений) налоговых органов должностные лица не вправе (п. 14 документа).

В случае если заданный вопрос не входит в компетенцию сотрудника отдела работы с налогоплательщиками, он должен обратиться за помощью к коллеге из соответствующего структурного подразделения. При этом начальники структурных подразделений обязаны ежемесячно направлять в отдел работы с налогоплательщиками список дежурных должностных лиц и их контактные телефоны (п. 32).

В общении откажут, если обращение поступит не по месту налогового учета, если вопрос находится вне пределов компетенции налоговиков, в случае если будут запрошены конфиденциальные сведения или запрос налогоплательщика будет содержать нецензурные или оскорбительные выражения (п. 12 и 97 документа).

Прием посетителей без перерыва на обед

Прием налогоплательщиков должен осуществляться ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Этот порядок был предусмотрен и в старом регламенте. Новшеством является то, что прием посетителей теперь предписано осуществлять в течение всего рабочего дня без обеденного перерыва.

Сдача деклараций

Довольно подробно описана процедура приема налоговых деклараций (в разделе 18 и 3 блок-схемах в приложении).

Теперь время общения сторон регламентируется. Максимальное время приема одной налоговой декларации (расчета) составляет десять минут (п. 130 документа). А максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди составляет 30 минут.

Однако в период сдачи отчетности (за пять дней до срока подачи деклараций) руководство инспекции может увеличить срок ожидания "с учетом имеющихся ресурсов", но не более двух часов. При этом должен быть обеспечен прием всех налогоплательщиков (их представителей), обратившихся в инспекцию ФНС России не позднее, чем за сорок минут до окончания рабочего дня (п. 130). Кроме того, предусматривается возможность продления времени работы инспекции.

У сдающего отчетность проверят документы, удостоверяющие личность и полномочия (п. 132). Декларацию не примут, если:

  • эти документы не будут предъявлены;
  • декларация не соответствует установленной форме;
  • декларация не подписана.

В этом случае устно объясняются причины отказа, либо налогоплательщику отправляется уведомление почтовым заказным письмом (п. 134).

Если подает декларацию, сведения из которой требуют уточнения, или возможно неоднозначное прочтение показателей, то инспектор обязан разъяснить недочеты и предложить их исправить немедленно (п. 137). А если внести необходимые изменения сразу невозможно или сдающий отказывается это сделать, то декларация все равно принимается, но с пометкой "Принята. Требует уточнения" на титульном листе (п. 138). Налогоплательщику направляется уведомление о необходимости уточнении декларации с перечислением недостатков и предложением внести уточнения в 5-дневный срок (п. 139).

Регламентирован порядок приема деклараций, которые поступили по почте и в электронном виде (раздел 20 и 21). Впервые закреплена обязанность принимать документы с электронной цифровой подписью налогоплательщика.

Устные запросы

По закрепленным в документе правилам граждане и предприниматели смогут обращаться в налоговые службы лично или по телефону, делать письменные запросы или отправлять их по электронной почте.

С устным запросом можно лично обратиться в инспекцию по месту постановки на учет, или по телефону справочной службы инспекции или вышестоящего органа.

Максимальное время представления налогоплательщику (его представителю) информации составляет 15 минут (п. 27). Для ответа может привлекаться дежурный специалист (п. 32).

Если поставленные в обращении вопросы не входят в компетенцию налогового органа и носят конфиденциальный характер, налогоплательщику (его представителю) предлагается составить письменное обращение в компетентный орган (п. 31).

Если для ответа требуется представление извлечений из нормативных правовых актов, разъяснений Минфина России и методических материалов, предлагают направить письменный запрос.

Представляется, что на практике всегда можно найти повод это сделать.

Письменные запросы

Чтобы получить письменный ответ на вопрос, налогоплательщику нужно составить специальный запрос, в нем должны содержаться указанные в документе реквизиты (полное наименование организации, ИНН, почтовый адрес, ФИО руководителя или уполномоченного представителя организации и др.).

Образцы письменного запроса даны в приложениях к документу.

Обращение может быть передано в инспекцию лично, направлено по обычной или электронной почте.

Ответы должны выдаваться в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения, рекомендации по переадресации вопросов в другие инстанции - в течение пяти дней.

В регламенте четко указано, в каких случаях может быть отказано в разъяснении (запрос сведений, которые составляют гос. тайну, обращения без указания реквизитов отправителя и др.). Кроме того, налоговики не проводят экспертизу договоров, не отвечают на повторные обращения, если по ним уже был дан ответ.

В случае если налоговый орган не компетентен в данном вопросе, то налогоплательщика поставят об этом в известность, порекомендуют письменно обратиться в вышестоящую инстанцию и выдадут ее реквизиты. Если же поставленный вопрос не урегулирован законодательством, об этом также обязаны сообщить.

Публичное информирование

Публичное информирование предполагает размещение нужных налогоплательщику сведений на сайтах, в СМИ, на стендах, проведение семинаров.

Регламентом определен перечень информации, которая должна содержаться на официальном Интернет-сайте управления ФНС России и информационных стендах (стойках) налоговых органов. В частности, размещаются: номер телефона "горячей линии"; порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов); образцы заполнения платежных поручений; образцы заявлений и обращений; календарь налогоплательщика; бесплатное программное обеспечение, разработанное ФНС России в помощь налогоплательщикам; типовые вопросы и ответы на них; график проведения семинаров, "круглых столов" и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий для налогоплательщиков.

В качестве докладчиков на семинарах выступают должностные лица структурных подразделений инспекций и управлений ФНС России.

Рекомендуется заранее обеспечить возможность налогоплательщикам (их представителям) задать вопросы по теме семинара через официальный Интернет-сайт управления ФНС России. При проведении семинаров рекомендуется использовать наглядные пособия, методическую литературу, проводить разбор наиболее типичных ошибок налогоплательщиков на конкретных примерах.

Ответственность налоговиков

Новым регламентом предусматривается, что ответственность должностных лиц налоговых органов за решения и действия (бездействие) наступает в соответствии с НК РФ и законодательством. Налогоплательщик может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (п. 171).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; N 47, ст. 4933), постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент Федеральной налоговой службы (далее - Регламент).

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России организовать ознакомление работников с Регламентоми обеспечить строгое выполнение требований Регламента в практической работе.

3. Управлению делами (В.Н. Грачев) довести Регламент до территориальных налоговых органов.

4. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

Регистрационный N 9244

Регламент Федеральной налоговой службы (утв. Приказом Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2007 г. N саэ-3-18/62@) гарант:

О регламентах федеральных органов исполнительной власти см. справку

I. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент Федеральной налоговой службы (далее - Регламент) устанавливает правила организации деятельности Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) по реализации ее полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

1.2. ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

1.3. ФНС России находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

ФНС России:

а) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России;

б) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

1.4. ФНС России и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее - территориальные налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

1.5. При осуществлении своих полномочий ФНС России непосредственно и через территориальные налоговые органы взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.