А. «Учёный Петя», «Лошадка. Конспект урока Тема А.И. Введенский. «Ученый Петя», «Лошадка Материал для учителя

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии РКМ (развитие критического мышления в условиях личностно ориентированного подхода в обучении младших школьников) по теме:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии РКМ (развитие критического мышления в условиях личностно ориентированного подхода в обучении младших школьников) по теме:

А.И.Введенский "Ученый Петя", "Лошадка"

Цель урока: ознакомление с творчеством Александра Ивановича Введенского

образовательные:

  • Создавать условия для осмысления, осознания новой информации
  • Совершенствовать навыки чтения – выразительность, осознанность, правильность.

Развивающие:

  • Развивать внимание к слову
  • Развивать умение интонацией передавать эмоции и настроение героев стихотворений, своё отношение к слову.

воспитательные:

  • Создать условия для воспитания умения внутренне организовываться и сосредотачиваться;
  • Создать условия для формирования у учащихся толерантного отношения к мнению других;
  • Создать условия для воспитания интереса к предмету.

Ход урока

1. Орг. момент.

У. - Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

2. Проверка домашнего задания (дети читают стихотворение Владимирова «Чудаки»).

3. Постановка цели урока:

Сегодня мы знакомимся с творчеством Александра Ивановича Введенского.

4. Изучение нового материала:

1) Работа над выразительностью и правильностью речи.

Прочитайте радостно:

Вот сидит перед вами Петя
Он умнее всех на свете,
Все он знает,
Понимает,
Все другим он объясняет.

А теперь прочитайте тот же текст обижено.

Гордо.

Устало.

Строго.

2) Рассказ учителя о поэте.

Александр Иванович Введенский – автор более 40 книг для детей дошкольного и школьного возраста. Он переводил сказки Шарля Перро и братьев Гримм. Родился А.И. Введенский в 1904 году в семье Петроградского служащего. Получил филологическое образование в университете. Дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким. В своем поэтическом творчестве опирался на русское народное творчество. Его искусство выросло из небылиц, докучных сказок, заклинаний. Послушайте его стихотворение “Песенка о дождике” и определите, на какой жанр устного народного творчества оно похоже:

Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь.
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки,
И мы тоже, дождик ждем,
Бегать будем под дождем!

(Стихотворение похоже на народную песенку-закличку).

3) Первичное чтение стихотворения “Ученый Петя” учителем.

4) Первичная проверка понимания. Работа с текстом.

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое настроение оно создает?

Что происходит в этом стихотворении?

Похоже ли оно на стихотворении “Вы знаете...”? Чем?

Какие персонажи действуют в стихотворении? Отметьте карандашом их слова.

Найдите в тексте обращения. Как их надо читать?

Как вы считаете, как можно назвать Петю?

Какое название вы бы придумали для этого стихотворения?

А слова Пети?

Какие движения и мимика могут сопровождать речь детей?

Какие движения, и какое выражение лица могут быть у Пети?

5) Выразительное чтение детьми.

5. Физкультминутка.

Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

6. Продолжение изучения нового материала.

1) Работа над техникой чтения (плавное чтение целыми словами).

2) Чтение учителем стихотворения “Лошадка” .

3) Работа с текстом.

Дрожки – легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.

Найдите слова, в которых спрятались другие слова.

(Ж ил а, лош ад ка, нож ки, стар ушки , лад ошки, за клад ывали, д рожки , б еж ит, г лад кий, в друг , стол бик, п лак ат, ст рожа йше, про ход , пред пол агается, водо провод , го вор ят, тел еж ка, столб ах , с ух арь, п ох валили и т.д.) Презентация >.

4) Выразительное чтение учащимися.

7. Итог урока.

Стихи какого поэта мы сегодня читали?

Подумайте, какими языками владел А.И. Введенский, если переводил сказки Ш. Перро, братьев Гримм?

8. Домашнее задание.

Подготовиться к выразительному чтению любого из стихотворений.


УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, Речь, мышление.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Оборудование : выставка детских журналов; портрет и книги А. Введенского; карточки с заданиями, стихами А. Введенского.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Федина конфетина

В буфете вздыхает конфетина,

Страдает конфетина Федина:

Не нравится Федя конфете —

Конфета мечтает о Пете.

И Петя Петров проникает в буфет...

И больше у Феди конфетины нет,

Лишь фантик остался в буфете

На память о бедной конфете.

П. Синявский

— Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).

— Какое это стихотворение? Как его нужно читать?

— Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения (или чтение наизусть).

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя об А. Введенском

— Посмотрите в учебнике с. 177—180 и с. 182—183. Кто автор стихотворений, которые мы будем читать на уроке?

— Знаете ли вы что-нибудь о нем?

Материал для учителя

Александр Иванович Введенский (1904-1941) - автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Он родился в семье служащего. Получил филологическое образование в Петербургском университете. Дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким. В своих поэтических исканиях опирался на русское народное творчество. Его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, закличек.

— Послушайте стихотворение А. Введенского «Песенка о дождике» и определите, какой жанр устного народного творчества оно напоминает.

Дождик, дождик,

Глянь, глянь!

Дождик, дождик,

Грянь, грянь!

Ждут тебя в саду цветы.

Дождик, дождик,

Где же ты?

Ждут поля и ждут березы,

Тополя, дубы и розы,

Незабудки и быки,

Куры, утки, индюки.

И мы тоже дождик ждем,

Бегать будем под дождем!

(Ответ. Стихотворение похоже на народную песенку-закличку.)

2. Стихотворение «Ученый Петя»

— Нас. 177—180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чем оно. (Ответы детей.)

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Чему вы улыбались?

— Перечитаем стихотворение и ответим на вопрос: в чем заключалась ученость Пети?

— Соотнесите название и содержание стихотворения. Что вызывает у вас улыбку?

V. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Стихотворение «Лошадка»

~ Нас. 182—183 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чем оно. (Ответы детей.)

— Прочитайте стихотворение. (Дети читают самостоятельно.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Что было непонятно?

Дрожки — легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

2. Творческая работа

— Придумайте такие вопросы к стихотворению, чтобы ответить на них можно было строчками из него.

3. Игра в слова

— На доске написаны слова. Найдите другие слова, спрятавшиеся в них. (Если класс хорошо подготовлен, то учащиеся могут искать эти слова сами в тексте.)

Лошад ка, нож ки, старушки , лад ошки, он а жил а, заклад ывали, вдруг , стол бик, плак ат, проход , предпол агается, водопровод , говор ят, суха рь, подар или, в тетрад ку, буква рь.

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?

— Какие стихи вы читали?

— Вспомните: А. Введенский переводил сказки Ш. Перро и братьев Гримм. Какими языками он владел? (Французским и немецким.)

Домашнее задание

Повторить произведения изученного раздела.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

А. Введенский. «Учёный Петя», «Лошадка»

Архипова Ирина Анатольевна,
учитель младших классов
школы № 346 Санкт-Петербурга

Цели: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского; совершенствовать умение различать жанры устного народного творчества, отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Оборудование: выставка детских журналов, книги А. Введенского, карточки с заданиями, стихами А. Введенского, портреты А. Введенского, Д. Хармса, С. Маршака; фотографии или картинки для словарной работы, презентация.

Ход урока.

I .Организационный момент.

II . Речевая разминка.

Федина конфетина.

В буфете вздыхает конфетина,

Страдает конфетина Федина:

Не нравится Федя конфете -

Конфета мечтает о Пете.

И Петя Петров проникает в буфет

И больше у Феди конфетины нет,

Лишь фантик остался в буфете

На память о бедной конфете.

П. Синявский

Объясните значение слова «буфет»?

(ответы детей, демонстрация фотографии - предмета мебели)

Прочитайте сначала медленно, затем - постепенно ускоряя темп.

Начните быстро и постепенно замедляйте темп.

Прочитайте с удивлением, вопросительно, сердито, весело, утвердительно, скороговоркой.

Какое это стихотворение? Как его нужно читать?

Какие умения вы развивали, выполняя это задание?

III . Проверка домашнего задания.

На доске портреты Д. Хармса и С. Маршака.

Назовите писателей, чьи портреты вы видите.

Что объединяет этих писателей?

На доске нет портрета ещё одного писателя (т.к. не сохранилось ни одной фотографии поэта), который дружил с Д.Хармсом и С. Я.Маршаком, писал стихи для детей. Назовите его фамилию.

Выразительное чтение стихотворения (или чтение наизусть).

IV . Работа по теме урока.

1. - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, который дружил с Д. Хармсом, С. Маршаком, Ю. Владимировым. Посмотрите в учебник на стр. 177-180, 182-183. Кто автор этих стихов?

(на доске появляется портрет А. Введенского)

Александр Иванович Введенский (1904 - 1941) - автор более 40 книг для детей. Он начал писать стихи ещё когда учился в школе. Увлекался литературой в школе. А когда пришло время окончания школы, не смог сдать один единственный экзамен - по литературе. После школы Введенский учился в Петербургском университете, где получил филологическое образование . Введенский признан одним из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. В своём творчестве писатель опирался на русское народное творчество. Его произведения выросли из всякого рода небылиц, докучных сказок и закличек.

Для справки:

Докучная сказка сказка , в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

Пример докучной сказки:

Сказка про белого бычка.

— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

…Скажи...

Помните ли вы, что такое заклички, набылицы, потешки?

Продолжите перечислять жанры устного народного творчества.

2. Работа в группах.

Прочитайте текст на карточках и определите жанр устного народного творчества. (после обсуждения один из группы читает текст и высказывает мнение группы )

3. Стихотворение « Учёный Петя»

На стр. 177-180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чём оно?

Прочитайте стихотворение.

Какие чувства у вас возникли, чему вы улыбались?

Перечитаем стихотворение и ответим на вопрос: в чем заключается учёность Пети?

Соотнесите название и содержание стихотворения? Что вызывает улыбку?

V . Физкультминутка.

VI .Продолжение работы по теме урока.

1. Стихотворение «Лошадка»

На стр.182 - 183 рассмотрите иллюстрацию к стихотворению, прочитайте название и предположите о чём оно.

Прочитайте стихотворение. (читают самостоятельно)

Что было непонятно?

(Дрожки - лёгкий четырёхколёсный экипаж, повозка. Слайд 11 )

2. Творческая работа.

- Придумайте такие вопросы к стихотворению, чтобы ответить на них можно было строчками и него.

3. Игра в слова.

- На доске написаны слова. Найдите другие слова, спрятавшиеся в них.

Нож ки,старушки ,он а,жил а, заклад ывали, вдруг ,стол бик, плак ат,

проход , водопровод ,говор ят, суха рь,подар или, буква рь.

VII . Рефлексия. (слайд 13)

Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалите себя?

- Что у вас получилось лучше всего?

VIII . Подведение итогов урока.

- С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?

- Какие стихи вы читали?

- Какими языками владел А. Введенский? Какие сведения помогли вам сделать такой вывод?

Домашнее задание.

Повторить произведения изученного раздела. филология» в переводе с греческого языка обозначает «любовь к слову, знаниям», филолог изучает древние языки

тексты для задания можно найти в книге «Литература и фантазия», сост. Стрельцова Л. Е., издат. «Просвещение», 1992

Урок 62. А.И. Введенский. «Ученый Петя», «Лошадка»

Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями А.И. Введенского; развивать умение интонацией передавать эмоции и настроения героев стихотворений, свое отношение к происходящему; совершенствовать навыки чтения - вырази тельность, осознанность, правильность; развивать внимание к слову.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Дети читают отрывки из стихотворения Ю.Д. Владимирова (скороговорки.)

III . Постановка цели урока

Сегодня мы знакомимся с творчеством еще одного
ОБЭРИУта - Александра Владимировича Введенского.

IV . Изучение нового материала

1 . Работа над выразительностью и правильностью речи.

Прочитайте радостно:

Вот сидит перед вами Петя,

Он умнее всех на свете,

Все он знает,

Понимает,

Все другим он объясняет.

    А теперь прочитайте тот же текст обиженно.

    Гордо. Устало. Удивленно. Строго.

    Читай правильно:

оттого - [аттаво].

2. Рассказ учителя о поэте.

Александр Александрович Введенский - автор более 40 сти хотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школь ного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Родился А.И. Введенский в 1904 году в семье Петроградского служащего. Получил филологическое образование в Петроградском университете. Дружил с Д. Харм- сом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким. В своих поэтических ис каниях опирался на русское народное творчество, его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, заклинаний. Послушайте его стихотворение «Песенка о дождике» и определи те, на какой жанр устного народного творчества оно похоже:

Дождик, дождик,

Глянь, глянь!

Дождик, дождик,

Грянь, грянь.

Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,

Где же ты?

Ждут поля и ждут березы,

Тополя, дубы и розы, Незабудки и быки, Куры, утки, индюки. И мы тоже, дождик ждем, Бегать будем под дождем! (Стихотворение похоже на народную песенку - закличку.)

    Первичное чтение стихотворения «Ученый Петя» учителем.

    Первичная проверка понимания. Работа с текстом.

Понравилось ли вам стихотворение?

    Какое настроение оно создает?

    Что происходит в этом стихотворении?

    Похоже ли оно на стихотворение «Вы знаете...»? Чем?

    Какие персонажи действуют в стихотворении. Отметьте карандашом их слова.

    Найдите в тексте обращения. Как их надо читать?

    Как вы считаете, как можно назвать Петю?

    Какое название вы бы придумали для этого стихотворения?

    А слова Пети?

    Какие движения и мимика могут сопровождать речь детей?

    Какие движения, и какое выражение лица могут быть у Пети?

5. Выразительное чтение детьми.

V . Физкультминутка

VI . Продолжение изучения нового материала

1. Работа над техникой чтения (плавное чтение целыми сло
вами.).

ко-рич-не-вы-е за-кла-ды-ва-ли

пред-по-ла-га-ет-ся во-до-про-вод
рас-сер-ди-лись по-хло-па-ли
вос-пре-ща-ет-ся о-ста-но-ви-лись
под-ско-чи-ла по-смо-тре-ла

Различай слова:

дрожки - дорожки лошадка - ладошка

    Чтение учителем стихотворения «Лошадка».

    Работа с текстом.

Дрожки - легкий четырехколесный экипаж, повозка для
перевозки людей.

- Найдите слова, в которых спрятались другие слова. (Жила,
лошадка, нож ки, ста рушки, лад ошки, за клад ывали, дрож
ки,
бежит, г лад кой, вдруг, стол бик, плакат, с трожа йше,
про ход, пред пол агается, водо провод, го воря т, тележка,
столбах, сухарь, похвалили, и т. д.)

Выразительное чтение.

VII. Итог урока

    Стихотворения какого поэта мы сегодня читали?

    Какие еще произведения А.И. Введенского вам известны?

    Подумайте, какими языками владел А.И. Введенский, если переводил сказки Шарля Перро и братьев Гримм?

Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению любого стихотво рения поэтов-ОБЭРИУтов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Беляницкая средняя общеобразовательная школа

  • Урок по чтению во 2 классе. Тема «А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»

Подготовила: учитель начальных классов

Балдина Е.Ю.


Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Введенского; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью, отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Оборудование: выставка детских журналов; портрет и книги А.Введенского.


Федина конфетина.

В буфете вздыхает конфетина,

Страдает конфетина Федина:

Не нравится Федя конфете-

Конфета мечтает о Пете.

И Петя Петров проникает в буфет…

И больше у Феди конфеты нет,

Лишь фантик остался в буфете

На память о бедной конфете.


Александр Иванович Введенский


Песенка о дождике.

Дождик, дождик,

Глянь, глянь!

Дождик, дождик,

Глянь, глянь!

Ждут тебя в саду цветы.

Дождик, дождик,

Где же ты?

Ждут поля и ждут берёзы,

Тополя, дубы и розы,

Незабудки и быки,

Куры, утки, индюки.

И мы тоже дождик ждём,

Бегать будем под дождём!





старушки-

закладывали-

подарили-

предполагаете-


http:// horde.me/uploads/posts/52862242d019c0.51569387.jpeg

http://scorbim.ru/asleep_files/- 20111210233832_692545724477160475593097.jpg

http:// d24w6bsrhbeh9d.cloudfront.net/photo/9744_700b.jpg

http://kamenkaobr.ucoz.ru/_ nw/1/98856001.jpg

http://crosti.ru/patterns/00/01/51/e357bc7ed5/ пони-2. jpg

http:// www.superiorsulky.com/images/allpics/4whbugsd.jpg