Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии РКМ (развитие критического мышления в условиях личностно ориентированного подхода в обучении младших школьников) по теме:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии РКМ (развитие критического мышления в условиях личностно ориентированного подхода в обучении младших школьников) по теме:
А.И.Введенский "Ученый Петя", "Лошадка"
Цель урока: ознакомление с творчеством Александра Ивановича Введенского
образовательные:
- Создавать условия для осмысления, осознания новой информации
- Совершенствовать навыки чтения – выразительность, осознанность, правильность.
Развивающие:
- Развивать внимание к слову
- Развивать умение интонацией передавать эмоции и настроение героев стихотворений, своё отношение к слову.
воспитательные:
- Создать условия для воспитания умения внутренне организовываться и сосредотачиваться;
- Создать условия для формирования у учащихся толерантного отношения к мнению других;
- Создать условия для воспитания интереса к предмету.
Ход урока
1. Орг. момент.
У. - Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
2. Проверка домашнего задания (дети читают стихотворение Владимирова «Чудаки»).
3. Постановка цели урока:
Сегодня мы знакомимся с творчеством Александра Ивановича Введенского.
4. Изучение нового материала:
1) Работа над выразительностью и правильностью речи.
Прочитайте радостно:
Вот сидит перед вами Петя
Он умнее всех на свете,
Все он знает,
Понимает,
Все другим он объясняет.
А теперь прочитайте тот же текст обижено.
Гордо.
Устало.
Строго.
2) Рассказ учителя о поэте.
Александр Иванович Введенский – автор более 40 книг для детей дошкольного и школьного возраста. Он переводил сказки Шарля Перро и братьев Гримм. Родился А.И. Введенский в 1904 году в семье Петроградского служащего. Получил филологическое образование в университете. Дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким. В своем поэтическом творчестве опирался на русское народное творчество. Его искусство выросло из небылиц, докучных сказок, заклинаний. Послушайте его стихотворение “Песенка о дождике” и определите, на какой жанр устного народного творчества оно похоже:
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь.
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки,
И мы тоже, дождик ждем,
Бегать будем под дождем!
(Стихотворение похоже на народную песенку-закличку).
3) Первичное чтение стихотворения “Ученый Петя” учителем.
4) Первичная проверка понимания. Работа с текстом.
Понравилось ли вам стихотворение?
Какое настроение оно создает?
Что происходит в этом стихотворении?
Похоже ли оно на стихотворении “Вы знаете...”? Чем?
Какие персонажи действуют в стихотворении? Отметьте карандашом их слова.
Найдите в тексте обращения. Как их надо читать?
Как вы считаете, как можно назвать Петю?
Какое название вы бы придумали для этого стихотворения?
А слова Пети?
Какие движения и мимика могут сопровождать речь детей?
Какие движения, и какое выражение лица могут быть у Пети?
5) Выразительное чтение детьми.
5. Физкультминутка.
Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
6. Продолжение изучения нового материала.
1) Работа над техникой чтения (плавное чтение целыми словами).
2) Чтение учителем стихотворения “Лошадка” .
3) Работа с текстом.
Дрожки – легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.
Найдите слова, в которых спрятались другие слова.
(Ж ил а, лош ад ка, нож ки, стар ушки , лад ошки, за клад ывали, д рожки , б еж ит, г лад кий, в друг , стол бик, п лак ат, ст рожа йше, про ход , пред пол агается, водо провод , го вор ят, тел еж ка, столб ах , с ух арь, п ох валили и т.д.) Презентация >.
4) Выразительное чтение учащимися.
7. Итог урока.
Стихи какого поэта мы сегодня читали?
Подумайте, какими языками владел А.И. Введенский, если переводил сказки Ш. Перро, братьев Гримм?
8. Домашнее задание.
Подготовиться к выразительному чтению любого из стихотворений.
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, Речь, мышление.
Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.
Оборудование : выставка детских журналов; портрет и книги А. Введенского; карточки с заданиями, стихами А. Введенского.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Федина конфетина
В буфете вздыхает конфетина,
Страдает конфетина Федина:
Не нравится Федя конфете —
Конфета мечтает о Пете.
И Петя Петров проникает в буфет...
И больше у Феди конфетины нет,
Лишь фантик остался в буфете
На память о бедной конфете.
П. Синявский
— Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).
— Какое это стихотворение? Как его нужно читать?
— Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения (или чтение наизусть).
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об А. Введенском
— Посмотрите в учебнике с. 177—180 и с. 182—183. Кто автор стихотворений, которые мы будем читать на уроке?
— Знаете ли вы что-нибудь о нем?
Материал для учителя
Александр Иванович Введенский (1904-1941) - автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Он родился в семье служащего. Получил филологическое образование в Петербургском университете. Дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким. В своих поэтических исканиях опирался на русское народное творчество. Его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, закличек.
— Послушайте стихотворение А. Введенского «Песенка о дождике» и определите, какой жанр устного народного творчества оно напоминает.
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы.
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки.
И мы тоже дождик ждем,
Бегать будем под дождем!
(Ответ. Стихотворение похоже на народную песенку-закличку.)
2. Стихотворение «Ученый Петя»
— Нас. 177—180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чем оно. (Ответы детей.)
— Какие чувства возникли у вас при чтении?
— Чему вы улыбались?
— Перечитаем стихотворение и ответим на вопрос: в чем заключалась ученость Пети?
— Соотнесите название и содержание стихотворения. Что вызывает у вас улыбку?
V. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Стихотворение «Лошадка»
~ Нас. 182—183 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чем оно. (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение. (Дети читают самостоятельно.)
— Понравилось вам стихотворение?
— Что было непонятно?
Дрожки — легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Творческая работа
— Придумайте такие вопросы к стихотворению, чтобы ответить на них можно было строчками из него.
3. Игра в слова
— На доске написаны слова. Найдите другие слова, спрятавшиеся в них. (Если класс хорошо подготовлен, то учащиеся могут искать эти слова сами в тексте.)
Лошад ка, нож ки, старушки , лад ошки, он а жил а, заклад ывали, вдруг , стол бик, плак ат, проход , предпол агается, водопровод , говор ят, суха рь, подар или, в тетрад ку, буква рь.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?
— Какие стихи вы читали?
— Вспомните: А. Введенский переводил сказки Ш. Перро и братьев Гримм. Какими языками он владел? (Французским и немецким.)
Домашнее задание
Повторить произведения изученного раздела.
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
А. Введенский. «Учёный Петя», «Лошадка»
Архипова Ирина Анатольевна,
учитель младших классов
школы № 346 Санкт-Петербурга
Цели: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского; совершенствовать умение различать жанры устного народного творчества, отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.
Оборудование: выставка детских журналов, книги А. Введенского, карточки с заданиями, стихами А. Введенского, портреты А. Введенского, Д. Хармса, С. Маршака; фотографии или картинки для словарной работы, презентация.
Ход урока.
I .Организационный момент.
II . Речевая разминка.
Федина конфетина.
В буфете вздыхает конфетина,
Страдает конфетина Федина:
Не нравится Федя конфете -
Конфета мечтает о Пете.
И Петя Петров проникает в буфет
И больше у Феди конфетины нет,
Лишь фантик остался в буфете
На память о бедной конфете.
П. Синявский
Объясните значение слова «буфет»?
(ответы детей, демонстрация фотографии - предмета мебели)
Прочитайте сначала медленно, затем - постепенно ускоряя темп.
Начните быстро и постепенно замедляйте темп.
Прочитайте с удивлением, вопросительно, сердито, весело, утвердительно, скороговоркой.
Какое это стихотворение? Как его нужно читать?
Какие умения вы развивали, выполняя это задание?
III . Проверка домашнего задания.
На доске портреты Д. Хармса и С. Маршака.
Назовите писателей, чьи портреты вы видите.
Что объединяет этих писателей?
На доске нет портрета ещё одного писателя (т.к. не сохранилось ни одной фотографии поэта), который дружил с Д.Хармсом и С. Я.Маршаком, писал стихи для детей. Назовите его фамилию.
Выразительное чтение стихотворения (или чтение наизусть).
IV . Работа по теме урока.
1. - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, который дружил с Д. Хармсом, С. Маршаком, Ю. Владимировым. Посмотрите в учебник на стр. 177-180, 182-183. Кто автор этих стихов?
(на доске появляется портрет А. Введенского)
Александр Иванович Введенский (1904 - 1941) - автор более 40 книг для детей. Он начал писать стихи ещё когда учился в школе. Увлекался литературой в школе. А когда пришло время окончания школы, не смог сдать один единственный экзамен - по литературе. После школы Введенский учился в Петербургском университете, где получил филологическое образование . Введенский признан одним из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. В своём творчестве писатель опирался на русское народное творчество. Его произведения выросли из всякого рода небылиц, докучных сказок и закличек.
Для справки:
Докучная сказка — сказка , в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
Пример докучной сказки:
Сказка про белого бычка.
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
…Скажи...
Помните ли вы, что такое заклички, набылицы, потешки?
Продолжите перечислять жанры устного народного творчества.
2. Работа в группах.
Прочитайте текст на карточках и определите жанр устного народного творчества. (после обсуждения один из группы читает текст и высказывает мнение группы )
3. Стихотворение « Учёный Петя»
На стр. 177-180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чём оно?
Прочитайте стихотворение.
Какие чувства у вас возникли, чему вы улыбались?
Перечитаем стихотворение и ответим на вопрос: в чем заключается учёность Пети?
Соотнесите название и содержание стихотворения? Что вызывает улыбку?
V . Физкультминутка.
VI .Продолжение работы по теме урока.
1. Стихотворение «Лошадка»
На стр.182 - 183 рассмотрите иллюстрацию к стихотворению, прочитайте название и предположите о чём оно.
Прочитайте стихотворение. (читают самостоятельно)
Что было непонятно?
(Дрожки - лёгкий четырёхколёсный экипаж, повозка. Слайд 11 )
2. Творческая работа.
- Придумайте такие вопросы к стихотворению, чтобы ответить на них можно было строчками и него.
3. Игра в слова.
- На доске написаны слова. Найдите другие слова, спрятавшиеся в них.
Нож ки,старушки ,он а,жил а, заклад ывали, вдруг ,стол бик, плак ат,
проход , водопровод ,говор ят, суха рь,подар или, буква рь.
VII . Рефлексия. (слайд 13)
Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалите себя?
- Что у вас получилось лучше всего?
VIII . Подведение итогов урока.
- С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?
- Какие стихи вы читали?
- Какими языками владел А. Введенский? Какие сведения помогли вам сделать такой вывод?
Домашнее задание.
Повторить произведения изученного раздела. филология» в переводе с греческого языка обозначает «любовь к слову, знаниям», филолог изучает древние языки
тексты для задания можно найти в книге «Литература и фантазия», сост. Стрельцова Л. Е., издат. «Просвещение», 1992
Урок 62. А.И. Введенский. «Ученый Петя», «Лошадка»
Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями А.И. Введенского; развивать умение интонацией передавать эмоции и настроения героев стихотворений, свое отношение к происходящему; совершенствовать навыки чтения - вырази тельность, осознанность, правильность; развивать внимание к слову.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
Дети читают отрывки из стихотворения Ю.Д. Владимирова (скороговорки.)
III . Постановка цели урока
Сегодня мы знакомимся с творчеством еще одного
ОБЭРИУта - Александра Владимировича Введенского.
IV . Изучение нового материала
1 . Работа над выразительностью и правильностью речи.
Прочитайте радостно:
Вот сидит перед вами Петя,
Он умнее всех на свете,
Все он знает,
Понимает,
Все другим он объясняет.
А теперь прочитайте тот же текст обиженно.
Гордо. Устало. Удивленно. Строго.
Читай правильно:
оттого - [аттаво].
2. Рассказ учителя о поэте.
Александр Александрович Введенский - автор более 40 сти хотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школь ного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Родился А.И. Введенский в 1904 году в семье Петроградского служащего. Получил филологическое образование в Петроградском университете. Дружил с Д. Харм- сом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким. В своих поэтических ис каниях опирался на русское народное творчество, его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, заклинаний. Послушайте его стихотворение «Песенка о дождике» и определи те, на какой жанр устного народного творчества оно похоже:
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь.
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы, Незабудки и быки, Куры, утки, индюки. И мы тоже, дождик ждем, Бегать будем под дождем! (Стихотворение похоже на народную песенку - закличку.)
Первичное чтение стихотворения «Ученый Петя» учителем.
Первичная проверка понимания. Работа с текстом.
Понравилось ли вам стихотворение?
Какое настроение оно создает?
Что происходит в этом стихотворении?
Похоже ли оно на стихотворение «Вы знаете...»? Чем?
Какие персонажи действуют в стихотворении. Отметьте карандашом их слова.
Найдите в тексте обращения. Как их надо читать?
Как вы считаете, как можно назвать Петю?
Какое название вы бы придумали для этого стихотворения?
А слова Пети?
Какие движения и мимика могут сопровождать речь детей?
Какие движения, и какое выражение лица могут быть у Пети?
5. Выразительное чтение детьми.
V . Физкультминутка
VI . Продолжение изучения нового материала
1.
Работа над техникой чтения (плавное чтение целыми сло
вами.).
ко-рич-не-вы-е за-кла-ды-ва-ли
пред-по-ла-га-ет-ся во-до-про-вод
рас-сер-ди-лись по-хло-па-ли
вос-пре-ща-ет-ся о-ста-но-ви-лись
под-ско-чи-ла
по-смо-тре-ла
Различай слова:
дрожки - дорожки лошадка - ладошка
Чтение учителем стихотворения «Лошадка».
Работа с текстом.
Дрожки - легкий четырехколесный экипаж, повозка для
перевозки людей.
-
Найдите слова, в которых спрятались другие слова.
(Жила,
лошадка,
нож
ки, ста
рушки, лад
ошки, за
клад
ывали,
дрож
ки,
бежит, г
лад
кой,
вдруг, стол
бик, плакат, с
трожа
йше,
про
ход,
пред
пол
агается, водо
провод,
го
воря
т, тележка,
столбах, сухарь, похвалили, и т. д.)
Выразительное чтение.
VII. Итог урока
Стихотворения какого поэта мы сегодня читали?
Какие еще произведения А.И. Введенского вам известны?
Подумайте, какими языками владел А.И. Введенский, если переводил сказки Шарля Перро и братьев Гримм?
Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению любого стихотво рения поэтов-ОБЭРИУтов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беляницкая средняя общеобразовательная школа
- Урок по чтению во 2 классе. Тема «А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»
Подготовила: учитель начальных классов
Балдина Е.Ю.
Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Введенского; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью, отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.
Оборудование: выставка детских журналов; портрет и книги А.Введенского.
Федина конфетина.
В буфете вздыхает конфетина,
Страдает конфетина Федина:
Не нравится Федя конфете-
Конфета мечтает о Пете.
И Петя Петров проникает в буфет…
И больше у Феди конфеты нет,
Лишь фантик остался в буфете
На память о бедной конфете.
Александр Иванович Введенский
Песенка о дождике.
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Ждут тебя в саду цветы.
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут берёзы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки.
И мы тоже дождик ждём,
Бегать будем под дождём!
старушки-
закладывали-
подарили-
предполагаете-
http:// horde.me/uploads/posts/52862242d019c0.51569387.jpeg
http://scorbim.ru/asleep_files/- 20111210233832_692545724477160475593097.jpg
http:// d24w6bsrhbeh9d.cloudfront.net/photo/9744_700b.jpg
http://kamenkaobr.ucoz.ru/_ nw/1/98856001.jpg
http://crosti.ru/patterns/00/01/51/e357bc7ed5/ пони-2. jpg
http:// www.superiorsulky.com/images/allpics/4whbugsd.jpg