Второе высшее образование логопед заочно. Специальное (дефектологическое) образование. Дефектолог: где и кем работает. Выпускники факультета получают право работать

Будущий специалист-логопед может получить образование в дистанционной форме - это удобно, практично и не требует прерывания трудовой деятельности. Длительность обучения составляет 5 лет, выпускники получают категорию бакалавр. Не менее интересна эта форма обучения и для тех, кто уже имеет и хочет получить вторую профессию. В таком случае срок обучения будет значительно короче.

Изучаемые дисциплины

В рамках дистанционного обучения по направлению логопедия учащиеся изучают следующие дисциплины:

  • Формы логопедической работы;
  • Классификация методов логопедической практики;
  • Основы обучения детей и подростков в специальных учебных заведениях;
  • Основы и принципы работы с пациентами, имеющие отклонения в психическом, умственном и физическом развитии;
  • Дефектология и биологические аспекты науки;
  • Принципы обучения детей с диагностированным нарушением речи;
  • Технологии логопедической практики;
  • Психолого-педагогические исследования;
  • Диагностика лиц с ограниченными возможностями;
  • Психология и личностные характеристики людей с инвалидностью.

Большое внимание уделяется изучению в рамках работы логопеда - специалист должен уметь не только точно выявлять, диагностировать и классифицировать нарушения речи. Профессиональный логопед должен уметь налаживать психоэмоциональный контакт с пациентом, подбирать методы обучения, учитывая его личностные характеристики. Особенно это важно при работе с детьми с такими отклонениями, как аутизм или синдром Дауна. Малая и средняя степень умственной отсталости подразумевают скованность и закрытость пациентов.

В результате прохождения полного курса дистанционного образования по специальности логопедия выпускники овладевают следующими профессиональными навыками:

  • Проводить обследование пациентов с нарушениями речи;
  • Диагностировать разные формы и виды речевых нарушений, на основе полученных результатов составлять индивидуальные планы работы и обучения пациента;
  • Проводить аналитическую работу по медицинским картам;
  • Планировать учебные программы по избавлению от нарушений речи у инвалидов;
  • Составлять персональные программы по коррекции речи;
  • Классифицировать род, вид и степень речевых нарушений;
  • Анализировать целесообразность использования современных методов корректировки речи;
  • Уметь работать и анализировать традиционные и альтернативные виды лечения;
  • Формировать план занятий и воплощать их в реальность при работе с инвалидами;
  • Работать в реабилитационном периоде с детьми в медицинских учреждениях, школах и детских садах;
  • Уметь оценивать эффективность, анализировать результаты проведенных занятий;
  • Проводить разъяснительную работу с педагогами, врачами и родителями больных пациентов, создавая благоприятную атмосферу;
  • Работать с населением и формировать у него благоприятное отношение к людям с инвалидностью и нарушениями речи.

Кроме этого, выпускники факультета имеют право проводить консультации, организовывать просветительную работу в лечебных и учебных заведениях, вести научные исследования, изучать и внедрять в практику новейшие методы коррекции нарушений речи.

Особенности учебного процесса

Дистанционный метод обучения по направлению «Логопедия» подразумевает не только теоретическое изучение материала, но и проведение большого количества практических занятий. Это можно сделать в любом учебном или лечебном учреждении, согласовав варианты с куратором в высшем учебном заведении.

Студенты могут получать допуск ко всем лекционным материалам, вебинарам и записям конференций, которые имеются в базе вуза. Преподаватели обязаны регулярно выделять время для консультаций студентов, обучающихся в дистанционном режиме - это осуществляется с помощью интернета.

Промежуточные тесты, дифференциальные зачеты и экзамены студенты сдают в удаленном режиме - им на персональный адрес электронной почты присылаются вопросы и задания, ответы принимаются в четко оговоренное время. Для сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы необходимо присутствовать лично.

Практические занятия для студентов могут проходить отдельно от основного обучения (например, во время летних каникул, если трудовая деятельность не связана с будущей профессией), а могут проводиться и на месте работы. В последнем варианте у студентов есть немало преимуществ:

  • Можно сразу после изучения внедрять полученные знания на практике и вести аналитическую работу;
  • При неясных результатах или нетипичном динамическом развитии нарушений речи можно получить консультацию онлайн у преподавателя с предоставлением результатов практики.

Где можно пройти обучение

Дистанционное обучение по специальности "Логопедия" можно пройти во многих высших учебных заведениях. Вот только некоторые из них:

  • Балашовский педагогический институт (Москва);
  • Краснодарский государственный университет;
  • Институт международного права и экономики;
  • Санкт-Петербургская академия гуманитарных наук;
  • Северо-Кавказский федеральный университет.

Чтобы поступить на представленный факультет, необходимо прибыть в учебное заведение лично и подать пакет документов, заполнить заявку-анкету с указанием персонального адреса электронной почты. Данные о зачислении направляются абитуриенту в электронном виде (на почту), в этом же письме будут находиться и реквизиты для оплаты обучения.

Востребованность профессии=

Логопед - специалист, который имеет высокую востребованность на современном рынке труда. В связи с обязательным присутствием логопедов в дошкольных и школьных учреждениях (в соответствии с законодательством), а также постоянно растущей культурой здоровья (граждане начинают понимать, что детские нарушения речи должны быть исправлены профессионалом) выпускники высших учебных заведений по этой специальности не испытывают затруднений при трудоустройстве.

Дистанционное обучение отличается тем, что студенты могут вести активную трудовую деятельность и получать профессиональные знания одновременно. Именно это служит гарантией дальнейшего трудоустройства. Как правило, специалисты начинают свою карьеру с помощника воспитателя или лаборантов-педагогов.

Поступающим предлагается широкий перечень направлений подготовки. Одна из специальностей, которую можно увидеть в некоторых университетах, академиях и институтах, - это «Специальное (дефектологическое) образование». Люди, отучившиеся на этом направлении, считаются уникальными и востребованными специалистами в современном мире. В каких вузах предлагается это Кем работают выпускники, освоившие образовательную программу и получившие дипломы?

Дефектологическое образование: сущность направления

Дети и взрослые с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Ее оказывают подготовленные педагоги-дефектологи. Такую профессию получают люди после завершения обучения в вузах по направлению «Дефектологическое образование».

Во время учебы каждый студент изучает немало дисциплин. В их число входит и «Педагогика», и «Психология», и «Медико-биологические основы дефектологии», и «Клиника интеллектуальных нарушений», и т. д. В результате освоения программы человек может заниматься коррекционно-педагогической и консультативно-диагностической деятельностью:

  • корректировать нарушения развития;
  • разрабатывать индивидуальные образовательно-коррекционные программы;
  • изучать особенности психофизического развития и потребности лиц с ограниченными возможностями;
  • давать рекомендации лицам с ограниченными возможностями, членам их семей.

Профили специального (дефектологического) образования

Поступая на направление «Дефектологическое образование», абитуриенты, как правило, делают выбор между профилями. Их количество зависит от вуза. К примеру, поступающим на бакалавриат могут предлагаться следующие профили:

  • «Специальная психология»;
  • «Логопедия»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Олигофренопедагогика».

Для получения более глубоких знаний во многих вузах по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» создана магистратура. Программы подготовки встречаются следующие:

  • «Инклюзивное образование»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Логопедия (образование лиц, имеющих нарушение речи)»;
  • «Инновационные технологии в дефектологическом образовании».

Актуальность специальности в современном мире

Университеты, академии и институты, имеющие специальность «Дефектологическое образование», приглашают студентов на обучение. Члены приемных комиссий, преподаватели говорят об ее актуальности, ведь в настоящее время является довольно острой проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 9-11 % лиц из числа детской популяции нуждаются в помощи педагогов-дефектологов. Помощь также необходима некоторым взрослым.

Люди, отучившиеся на направлении «Дефектологическое специальное образование», занимаются развитием, воспитанием и обучением детей с различными проблемами развития, относящимися как к психологической сфере, так и к физической. Направления работы специалистов нацелены на лиц с приобретенными и врожденными нарушениями зрения, слуха, патологиями снижением интеллекта, психоневротическими реакциями.

Наличие необходимых личностных качеств

Направление подготовки «Дефектологическое образование» интересное, но оно подходит далеко не всем людям. При выборе этой специальности следует учитывать, что дефектолог должен обладать определенными личностными качествами. Этот специалист должен быть:

  • инициативным;
  • энергичным;
  • доброжелательным;
  • тактичным;
  • уверенным в успешных результатах своей деятельности, применяемой коррекционной программы.

Будущий специалист должен быть оптимистично настроен. Оптимизм у уже работающих людей проявляется в социально активном отношении к субъекту, имеющему ограниченные возможности, к обществу, в которое будут включаться воспитанники, к самому себе.

Получение образования в РНУ

Практически в каждом городе есть вуз, в котором имеется направление «Дефектологическое образование». В Москве их функционирует несколько. Одно из учебных заведений - Российский новый университет (РНУ). Это автономная некоммерческая образовательная организация, существующая с 1991 года.

«Дефектологическое образование» в университете предлагает и педагогики. При поступлении каждому абитуриенту предоставляется возможность выбрать наиболее удобную для себя форму обучения. На дневном отделении занятия проводятся 5 дней в неделю. Пары начинаются в вузе в 9 часов. На заочной форме в студенты самостоятельно осваивают образовательную программу. Занятия в вузе проводятся 2 раза в год во время сессий, продолжительность которых составляет около 20 дней.

Обучение в МПСУ

Из числа вузов, осуществляющих подготовку педагогов-дефектологов, можно еще привести в пример Московский психолого-социальный университет (МПСУ). Эта образовательная организация тоже является автономным некоммерческим учреждением. Свою деятельность вуз ведет с 1995 года.

Московский психолого-социальный университет, называвшийся ранее институтом, реализует огромное количество современных образовательных программ. Среди них имеется «Дефектологическое образование» на бакалавриате. Предлагается очная, очно-заочная и заочная форма обучения. Магистерские программы для этого направления в вузе не предусмотрены.

Будущее выпускников

Людям, отучившимся по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» в вузах и получившим дипломы, можно работать в различных организациях:

  • в образовательных учреждениях всех видов и уровней;
  • в специальных (коррекционных) дошкольных, школьных и медицинских учреждениях;
  • в центрах по оказанию психолого-медико-педагогической и социальной помощи населению;
  • в учреждениях социальной защиты;
  • в благотворительных и общественных организациях по работе с людьми, которые имеют ограниченные возможности.

Выпускников в будущем ждет нелегкая работа. Им при работе с конкретным человеком нужно будет оказать помощь не только ему, но и его близким. Приведем пример. Итак, педагог-дефектолог занимается с ребенком в соответствии с разработанной коррекционной программой. В квалифицированной помощи нуждается и он, и его родители, близкие родственники, ведь семья играет важную роль в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Сущность оказания помощи родителям заключается в консультировании по вопросам развития, обучения, социализации и интеграции ребенка в общество. Таким образом, работа будет трудной, но при этом интересной, поэтому специальность «Дефектологическое (специальное) образование» заслуживает внимания.

Логопед – это специалист по исправлению дефектов речи, как у детей, так и у взрослых и пожилых людей. Он помогает человеку правильно артикулировать, когда есть нарушения речи –картавость, шепелявость, заикание. Также учит правильно держать язык и губы при разговоре для четкого произношения звуков.

Куда пойти учиться на логопеда

Наиболее предпочтительно использовать для этого педагогические институты. На их базе также существуют вечерние и заочные курсы.

На дефектологическом факультете есть три направления:

  • сурдопедагогика (работа с глухонемыми);
  • логопедия (исправление общих дефектов речи);
  • олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми пациентами).

Предметы, которые необходимо сдать для поступления: написать сочинение по русскому языку, ответить на устные экзамены по русской литературе и общей биологии и пройти собеседование.

Стоит заметить, что у самого поступающего должны отсутствовать какие-либо дефекты речи и слуха.

Сколько учиться на логопеда

Срок обучения длится 2-4 года. Есть также возможность поступить в вуз после педагогического колледжа. Специальность «логопед» в колледже отсутствует, но есть специальные курсы коррекционных педагогов. Курсы, законченные без наличия высшего образования не дают право заниматься официальной практикой. В таком случае можно заниматься помощью людям на общественных началах.

Где учиться на логопеда

  • Ленинградский Госуниверситет им. А.С. Пушкина;
  • РГПУ Герцена;
  • ИСПиП им. Рауля Валленберга ;
  • МГПУ (в прошлом Ленина);
  • МПГУ (в прошлом МГОПУ ) им. Шолохова .

Все эти заведения находятся в столицах – северной Санкт-Петербург – и в Москве. Стоимость обучения около 39000 тысяч рублей в год.

Какие виды деятельности у логопеда:

  • осмотр пациента, установление диагноза;
  • назначение лечения;
  • проведение занятий по правильной речи;
  • оценка итоговых результатов;
  • компетентное заключение.

Где работает логопед после окончания учебы

Такая профессия востребована в детских садах, школах, больницах, реабилитационных центрах, в центрах коррекции речи. Наиболее удачным трудоустройством можно считать частную клинику.

Заработная плата будет намного выше государственной и есть возможность применять различные инновационные технологии при лечении больных.

Стоит ли учиться на логопеда

Если выпускник устроился в государственное учреждение, его ожидают такие плюсы работы логопедом:

  • отдельный кабинет;
  • непродолжительный рабочий день;
  • отпуск – 3 месяца в году;
  • возможность вести практику и в пенсионном возрасте;
  • зарплата около 30000 тысяч рублей;
  • радость благодарных пациентов.

Однако стоит понимать, что специфика работы предполагает и определенные минусы:

  • работа с «особенными людьми» требует устойчивой психики и терпения (человек, попавший в эту профессию случайно, обычно быстро перепрофилируется );
  • много бумажной работы по заполнению бланков;
  • не всегда ощутимый результат лечения.

Если человек чувствует потребность помогать другим, имеет большой запас терпения и планирует посвятить свою жизнь обучению пациентов и отслеживанию новых методик лечения дефектов речи, то профессия «логопед» идеально ему подойдет. Ведь такие всемирно известные ученые, как Кащенко , Бехтерев также начинали как простые врачи-дефектологи.

Как известно, идеальных людей не бывает, и у каждого из нас имеется хоть и небольшой, но недостаток. Конечно же, большинство внешних недостатков можно если не исправить, то замаскировать с помощью косметики или одежды. Однако встречаются и такие недостатки, которые нельзя спрятать, с ними можно только бороться с помощью специалистов. К одним из таких недостатков относятся дефекты речи, избавиться от которых помогают логопеды.

Как известно, идеальных людей не бывает, и у каждого из нас имеется хоть и небольшой, но недостаток: у кого-то проблемная кожа, кто-то страдает от лишнего веса или чрезмерной худобы, а для некоторых предметом недовольства является форма носа или цвет волос. Конечно же, большинство внешних недостатков можно если не исправить, то замаскировать с помощью косметики или одежды. Однако встречаются и такие недостатки, которые нельзя спрятать, с ними можно только бороться с помощью специалистов. К одним из таких недостатков относятся дефекты речи, избавиться от которых помогают логопеды.

Отметим, что в современном обществе профессия логопеда имеет особое значение, поскольку ее представители помогают нам лучше понимать друг друга. Ведь если человек не заикается или правильно выговаривает все буквы, то он не только свободнее себя чувствует во время общения с другими людьми, но и его гораздо легче понять. Кстати, если вы думаете, что стать логопедом может любой человек, то глубоко заблуждаетесь. И прочитав данную статью, в которой мы постараемся рассказать обо всех особенностях этой профессии, вы поймете почему.

Кто такой логопед?


Высококвалифицированный специалист, который изучает причины появления речевых дефектов (заикания, шепелявости, картавости, дисграфии, дислекции и т.д.), и с помощью специальных методик, методов и приемов помогают взрослым и детям избавиться от них.

Название профессии произошло от греческого logos (речь) и paideia (воспитание). То есть, судя по названию логопед занимается воспитанием речи - по сути, учит правильно говорить. Данная профессия не может похвастаться "богатым" прошлым: становление логопедии началось только в 17 веке, когда европейские педагоги начали разрабатывать методики по обучению детей с проблемами слуха. В привычно нам виде логопедия начала формироваться только в середине 20 века. Именно в этот период педагоги все чаще и чаще стали задумывать о том, что дефекты речи в большинстве своем скорее всего являются результатом психологических проблем, с которыми можно, и нужно бороться.

Именно поэтому современные логопеды владеют не только многочисленными методами и способами исправления дефектов речи, но и изучают основы психологии, которые помогают им выявить первопричины возникновения дефекта (если он не врожденный). Ну а поскольку речевые дефекты могут возникнуть в любом возрасте, а подход к лечению детей и взрослых разительно отличается друг от друга, логопедов сегодня принято разделять на специалистов для взрослых и специалистов для детей.

Естественно, "возрастное" разделение логопедов в основном сказывается только на подходе к "пациентам". Обязанности же всех логопедов приблизительно одинаковы. Это обследование человека и выявление структуры и степени выраженности дефекта речи, коррекция речевых дефектов, проведение мероприятий, направленных на формирование культуры речи, ведение отчетной документации, своевременное повышение квалификации и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать логопед?


Дефекты речи зачастую становятся причиной различных комплексов, которые иногда могут проявляться в агрессии или депрессивном состоянии, поэтому в своей работе логопедам приходится проявлять чудеса терпения и выдержки. Кроме того, эффективно выполнять свои обязанности логопедам помогут такие личностные качества, как:

  • коммуникабельность;
  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • толерантность;
  • тактичность;
  • наблюдательность;
  • настойчивость;
  • способность быть убедительным.

Конечно же, все эти личностные качества не помогут, если логопед не будет иметь за плечами огромнейший багаж знаний. Причем не только в сфере логопедии (в том числе, владеть самыми современными методами и приемами коррекции того или иного дефекта речи), но и педагогики, анатомии, медицины и психологии. Ведь причиной проблемы речи могут быть как психологические, так и физиологические нарушения, и логопед должен не только выявить эту причину, но и порекомендовать человеку специалиста, сотрудничество с которым позволит полностью избавиться от дефекта (например, если проблема речи возникла из-за врожденного дефекта речевого аппарата, то избавиться от проблемы можно только с помощью хирургического вмешательства с последующей коррекцией речи).

Преимущества профессии логопеда

Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии логопед является ощущение собственно "полезности" и возможности помогать людям. Однако помимо "духовных" преимуществ эта профессия имеет и несколько "материальных". К последним можно отнести:

  • возможность ведения частной практики и формирования собственной ценовой политики, а значит получения высокого дохода и свободного графика работы;
  • большую "географию" трудоустройства - логопеды востребованы во многих организациях: это и школы, и детские сады, и поликлиники, и центры реабилитации и т.д.;
  • востребованность - услуги логопедов будут нужны всегда, поэтому эти специалисты никогда не останутся без работы;
  • продолжать работу логопедом можно ровно столько, сколько специалист готов и может работать (то есть, такого понятия, как пенсионный возраст у логопедов не существует).

Недостатки профессии логопеда


Но не стоит думать, что логопеды "катаются, как сыр в масле", и не имеют никаких проблем. Имеются в их работе и недостатки. Основным недостатком профессии логопед можно назвать огромные затраты эмоциональных и физических сил. Достаточно часто логопеду приходится выступать и в роли психотерапевта, готового не только выслушивать, но и сопереживать.

Еще одним явным недостатком этой профессии многие логопеды называют необходимость ведения огромного количества различной документации (особенно, если специалист трудится в госучреждении). При этом "бумажная" работа, как правило, не включена в основное рабочее время, из-за чего специалистам приходится тратить свое свободное время на "писанину".

Ну и самое главное, логопед никогда не может быть полностью уверен в успехе своей работы, поскольку очень многое зависит не только от уровня его профессионализма, но и от желания и работоспособности самого "пациента".

Где можно получить профессию логопеда?

Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии. Однако важно понимать, что выбор этой профессии означает готовность к процессу непрекращающегося обучения - постоянные повышения квалификации, мониторинг и изучение новейших методов и методик коррекции дефектов речи, самообразование по смежным направлениям (психология, медицина, педагогика, социология и т.д.).

Выбор учебного заведения во многом зависит от того, какие цели вы преследуете. Если вы выбрали профессию логопеда только потому, что вы гарантированно сможете трудоустроиться, то не имеет значения, какой именно ВУЗ вы выберете. Если же вы поставили перед собой задачу добиться больших успехов на профессиональном поприще, а выбор профессии сделан по велению души и сердца, то лучше всего отдать предпочтение ведущим ВУЗам, которые дают не только диплом, но и качественные знания.

К лучшим ВУЗам России , которые отлично зарекомендовали себя среди работодателей, сегодня относятся.