Порядок начисления и уплаты страховых. Порядок начисления страховых взносов. Облагаются ли СВ гражданско-правовые договора

  • Раздел п. Налогообложение организации
  • Глава 3. Налог на добавленную стоимость
  • 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
  • 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
  • 3.3. Налоговая база
  • 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
  • 3.6. Налогообложение экспортных операций
  • Глава 4. Акцизы
  • 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
  • 4.2. Объект налогообложения акцизами
  • 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
  • 4.4. Порядок исчисления акцизов
  • 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
  • 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
  • 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
  • Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
  • 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
  • 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
  • 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
  • 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
  • Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
  • 6.1. Упрощенная система налогообложения
  • 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Глава 7. Налог на имущество организаций
  • 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
  • 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
  • 7.3. Налоговые льготы
  • 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
  • 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
  • Глава 8. Транспортный налог
  • 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
  • 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
  • Глава 9. Платежи за природные ресурсы
  • 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
  • 9.2. Платежи за пользование недрами
  • 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
  • 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
  • 10.1. Таможенные пошлины
  • 10.2. Государственная пошлина
  • 10.3. Налог на игорный бизнес
  • Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
  • 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
  • 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
  • 11.3. База для начисления страховых взносов
  • 11.4. Тарифы страховых взносов
  • 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
  • 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
  • Раздел III. Налогообложение физических лиц
  • Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
  • Глава 13. Налог на доходы физических лиц
  • Глава 14. Налог на имущество физических лиц
  • Раздел IV. Налоговый контроль
  • Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
  • 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
  • 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
  • Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
  • Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5
  • 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов

    Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщи­ками страховых взносов первой группы, производящими выплаты в пользу физических лиц, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

    Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, под­лежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму про­изведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспече­

    ния по указанному виду обязательного социального страхования в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

    В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого кален­дарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных -для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчет­ного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и та­рифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. При этом расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами -первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календар­ный год.

    В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обяза­тельный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календар­ного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляет­ся ежемесячный обязательный платеж.

    Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов второй группы, не производя­щими выплат физическим лицам, производится ими самостоятельно. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Феде­рального фонда обязательного медицинского страхования и территори­альных фондов обязательного медицинского страхования.

    11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов

    Плательщиками обязательных страховых взносов являются страхо­ватели.

    Страхователь - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательно­му социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

      физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

      физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекае­мые к труду страхователем.

    Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачи­вать страховщику страховые взносы. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику стра­ховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных.

    При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выпла­ты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, ус­луги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов.

    Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхово­го тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

    Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессио­нального риска (всего 32 класса), устанавливаются федеральным зако­ном. Например, тариф страховых взносов для I класса установлен в раз­мере 0,2%, для XXXII класса - 8,5 %.

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уп­лачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов:

    1) организациями любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансиро­вания выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соот-

    ветствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым догово­рам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп; 2) следующими категориями работодателей:

    а) общественными организациями инвалидов (в том числе создан-ными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов ко-торых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80процентов;

    б) организациями, уставный капитал которых полностью состоит извкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднеспи-сочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а долязаработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25процентов;

    в) учреждениями, которые созданы для достижения образователь-ных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных,научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказа-ния правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родите-лям, единственными собственниками имущества которых являются ука-занные общественные организации инвалидов.

    Размер скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.

    Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, определенных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Фе­дерации, утверждаемого федеральным законом.

    Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расхо­дов на содержание страхователя.

    Надбавки к страховым тарифам и штрафы уплачиваются страхова­телем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, либо из сме­ты расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли отно­сятся на себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

    Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и расходова­ния средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Фе­дерации.

    Суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заклю­чившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установлен­ный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организа­циях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхо­вателем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании граждан­ско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.

    Расчет страховых взносов в 2015-2016 годах основан на правилах, определенных федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). Рассмотрим их подробнее.

    Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам — общие принципы

    Страховые взносы рассчитываются и перечисляются в фонды по результатам каждого месяца. Базой для начисления таких взносов является, согласно ст. 8 Закона № 212-ФЗ, вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу, за вычетом не подлежащих обложению выплат. Величина базы, от которой производятся начисления, законодательно ограничена ее максимальным пределом, который ежегодно индексируется.

    Плательщики страховых взносов должны по каждому получающему доход лицу вести учет начисленных ему доходов и, соответственно, страховых взносов, исчисленных с этих доходов. Данную сферу регулируют положения, содержащиеся в ч. 6 ст. 15, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ.

    Чтобы учет велся без искажений, ПФР и ФСС РФ рекомендуют применять карточки учета сумм произведенных начислений, вознаграждений и соответствующих страховых взносов (письма ПФР и ФСС РФ от 09.12.2014 № АД-30-26/16030, № 17-03-10/08/47380). Этот документ не носит обязательного характера, поэтому страхователь волен вносить в форму любые удобные для него изменения и корректировки.

    С тарифами, по которым следует рассчитывать страховые взносы, можно ознакомиться в материале .

    Порядок расчета страховых взносов

    Порядок расчета страховых взносов , содержащийся в ч. 3 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, устанавливает следующую последовательность операций, применяемую к доходам каждого физлица, которому производятся начисления:

    • по окончании очередного месяца года нарастающим итогом (за все прошедшие от начала года месяцы) формируется база для начисления страховых взносов;
    • исходя из ставок, соответствующих каждому из взносов, от базы, определенной нарастающим итогом, рассчитываются суммы взносов в фонды;
    • из рассчитанных от базы, определенной нарастающим итогом, взносов вычитаются суммы, рассчитанные в таком же порядке (нарастающим итогом) на конец предшествующего месяца;
    • полученные в результате такого расчета суммы подлежат перечислению в фонды как ежемесячные обязательные платежи.

    Если рассчитанная нарастающим итогом база превысила предельное значение, установленное для нее в соответствующем году, то начисление взносов прекращается.

    Как посчитать страховые взносы — формула

    Сумма ежемесячного обязательного платежа в любой из этих трех фондов рассчитывается раздельно, но определяется по единому алгоритму:

    ЕП = (Б × Т) - ЕПпр,

    ЕП — ежемесячный обязательный платеж, уплачиваемый по результатам месяца;

    Б — база по страховым взносам (определяется нарастающим итогом до конца того месяца, за который ведется расчет);

    Т — тарифная ставка страховых взносов;

    ЕПпр — сумма обязательных ежемесячных платежей, исчисленных по тот месяц, который предшествует расчетному.

    Как рассчитать страховые взносы — определяем предельную базу

    В 2014 году этот предел базы для обложения страховыми взносами был единым для всех внебюджетных фондов — 624 000 руб. в год.

    С 1 января 2015 года максимумы баз для ПФР и ФСС разделены и подлежат индексации в зависимости от разных показателей:

    • для ПФР — от изменения средней зарплаты по РФ и повышающего коэффициента, установленного ч. 5.1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ;
    • для ФСС — только от изменения средней зарплаты (ч. 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

    Величина предельной базы на каждый год утверждается постановлениями Правительства РФ. На 2015-2016 годы ее значение установлено:

    • для 2015 года — постановлением от 04.12.2014 № 1316, определившим величину предела, равной для:
      • ПФР — 711 000 руб.;
      • ФСС — 670 000 руб.;
      • для 2016 года — постановлением от 26.11.2015 № 1265, увеличившим пределы до значений, равных для:
        • ПФР — 796 000 руб.;
        • ФСС — 718 000 руб.

    Вычеты и возмещение расходов по ФСС

    Плательщику, согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, дается право на уменьшение платежа по месячным взносам, связанным с временной нетрудоспособностью и материнством.

    В ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) приводится детальный перечень выплат, которые можно включать в расходы и которые уменьшают указанный платеж. В список входят:

    • пособие, выплачиваемое в связи с временной нетрудоспособностью (ст. 5-9 Закона № 255-ФЗ);
    • пособие, выплачиваемое в связи с беременностью и родами (ст. 10-11 Закона № 255-ФЗ);
    • единовременное пособие, которое выплачивается женщинам, стоящим на учете в медучреждениях на ранних стадиях беременности (ст. 10 закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ, далее — Закон № 81-ФЗ); индексируется каждый год;
    • единовременное пособие, выплачиваемое при рождении ребенка (ст. 12 Закона № 81-ФЗ); индексируется каждый год;
    • пособие, выплачиваемое каждый месяц в связи с уходом за ребенком в возрасте до полутора лет (ст. 11.1-11.2 Закона № 255-ФЗ);
    • социальное пособие, выплачиваемое на погребение (ст. 10 закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ).

    Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и другие цели работодателями

    Базой в данном случае являются выплаты в пользу физических лиц (оплата труда и другие подобные вознаграждения). Тарифы установлены в ст. 425-429 НК РФ и в ст. 1 закона «О страховых тарифах…» от 22.12.2005 № 179-ФЗ (в части взносов на страхование от несчастных случаев). Действие «несчастных» тарифов, указанных в законе 179-ФЗ, продлено на 2017-2019 годы на основании закона «О страховых тарифах…» от 19.12.2016 № 419-ФЗ.

    Тарифы применяются в зависимости от размера базы, вида деятельности и категории плательщика. Кроме того, социальные взносы уменьшаются на суммы произведенных плательщиком соответствующих расходов. К таким расходам относится оплата больничных и различные пособия, перечисленные в ст. 1.4 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

    Взносы исчисляются ежемесячно и уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца.

    Уплата обязательных взносов плательщиками, не являющимися работодателями

    Порядок исчисления и уплаты страховых взносов для них установлен ст. 430 НК РФ. Эти плательщики должны перечислять два вида взносов — на пенсионное и медицинское страхование.

    Пенсионные платежи для них состоят из фиксированной и переменной части, а медицинские — только из фиксированной. Переменная часть пенсионных взносов перечисляется плательщиками с годовым доходом, превышающим 300 000 руб. Фиксированные платежи можно перечислять частями в течение отчетного года по любому удобному для плательщика графику. Необходимо лишь полностью завершить расчеты по состоянию на 31 декабря (с учетом правила переноса сроков). Переменную часть взносов, согласно НК РФ, нужно уплатить не позднее 1 июля следующего года.

    Уплата обязательных взносов плательщиками, не являющимися работодателями, в 2019-2020 годах

    Вид страховых взносов

    Доход более 300 000 руб.

    Доход не превышает 300 000 руб.

    Доход более 300 000 руб.

    Взносы на ОПС

    Фиксированные взносы в размере 29 354 руб.

    Фиксированные взносы в размере 32 448 руб.

    Переменная часть в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

    Взносы на ОМС

    Фиксированные взносы в размере 6884 руб.

    Фиксированные взносы в размере 8426 руб.

    Подробности о страховых взносах ИП можно узнать .

    Не знаете свои права?

    Какое основание платежа при уплате страховых взносов нужно указывать

    Для правильной идентификации перечисленных сумм важно заполнить реквизит «Основание платежа» (поле 106 платежного поручения). Правила его заполнения указаны в п. 7 приложения № 2 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. Этот реквизит состоит из двух букв и обозначает платеж с точки зрения нормативного акта, на котором он основан. Наиболее распространенными основаниями платежа являются:

    • ТП — обычный платеж за текущий период, осуществляемый в установленный срок;
    • ЗД — задолженность за предыдущий период, которая гасится добровольно;
    • ТР — уплата по требованию налогового органа.

    Такая кодировка применяется при перечислении платежей, контролируемых органами ФНС РФ. К ним относятся все страховые взносы, за исключением страхования от несчастных случаев. «Несчастные» взносы контролируются Фондом социального страхования, и здесь следует руководствоваться приложением 4 к приказу № 107н. Согласно п. 5 этого документа в поле «Основание платежа» нужно ставить 0.

    Подробнее об уплате страховых взносов в нашей статье «Куда платим страховые взносы на травматизм» .

    Порядком уплаты страховых взносов определяется тип применяемого тарифа (переменный или фиксированный) и периодичность уплаты. Оформление платежных поручений по страхвзносам зависит от того, какой контролирующий орган администрирует данный платеж.

    СТ 431 НК РФ .

    1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

    2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

    4. Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в ), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

    5. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

    6. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

    16. Данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее десяти дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения.

    Комментарий к Ст. 431 Налогового кодекса

    Комментируемая статья определяет такие элементы обложения страховыми взносами, как порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты, в отношении плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

    Сохранены перешедшие из Федерального закона N 212-ФЗ положения о том, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (теперь они называются суммами страховых взносов, исчисленными для уплаты за календарный месяц). Такие платежи, как и прежде, подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за соответствующим календарным месяцем.

    Также сохранены положения о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.

    Уплата страховых взносов по-прежнему будет осуществляться отдельными расчетными документами, но направляться они будут все в налоговый орган.

    Как и ранее Федеральным законом N 212-ФЗ, комментируемой статьей 431 НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом специальная форма ведения такого учета НК РФ не установлена.

    Ранее в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета совместным письмом Пенсионного фонда РФ от 26 января 2010 г. N АД-30-24/691 и Фонда социального страхования РФ от 14 января 2010 г. N 02-03-08/08-56П рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Поскольку указанная форма носила рекомендательный характер и не была обязательна к применению, плательщик вправе был по своему усмотрению вносить в нее изменения, а также вести учет по самостоятельно разработанной форме. Очевидно, что аналогичная карточка должна будет применяться и с 1 января 2017 г. При этом ранее Федеральный закон от 24 июля 2012 г. N 212-ФЗ не предусматривал для плательщиков ответственности за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов (в том числе если неправильное ведение учета повлекло занижение базы для начисления страховых взносов и, как следствие, неполную уплату сумм страховых взносов).

    За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов ответственность была предусмотрена ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ. При этом данная статья предусматривала ответственность уже за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а не за факт неправильного ведения учета (повлекшего занижение базы).

    Таким образом, исключительно за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами к ответственности он привлекаться не мог.

    По-прежнему в НК РФ прямо ответственность за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не установлена.

    Между тем, в отличие от Федерального закона N 212-ФЗ, НК РФ содержит . Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода. Пункт 3 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).

    Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей комментируемой статьи понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

    Официальным органам и судам предстоит выработать подходы относительно того, может ли ст. 120 НК РФ применяться в случае неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами.

    Положение о том, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации, действует до 31 декабря 2018 г. включительно.

    Как пояснено в информации ФСС РФ, размещенной на официальном сайте Фонда 24 августа 2016 г., комментируемой статьей 431 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность зачета произведенных плательщиками страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации в счет уплаты страховых взносов. При этом действие нормы, в соответствии с которой плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, ограничено до 31 декабря 2018 г. включительно.

    Таким образом, в регионах Российской Федерации, не перешедших на "прямые выплаты" страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31 декабря 2018 г. включительно. А вот сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам, теперь установлены иные.

    Ранее действовали положения о том, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

    1) в территориальный орган Пенсионного фонда РФ на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    2) в территориальный орган Фонда социального страхования РФ на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа - не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов, в Фонд социального страхования РФ.

    Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

    Следует обратить внимание на то, что комментируемой статьей зависимость от способа представления отчетности не установлена. Объясняется это тем, что теперь порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

    Взаимосвязанным с вопросом представления расчета по страховым взносам является вопрос представления отчетности по персонифицированному учету.

    Ранее Минэкономразвития России в письме от 8 апреля 2011 г. N Д05-1079 обращало внимание на изменения в Федеральном законе N 212-ФЗ, согласно которым работодателям необходимо было ежеквартально сдавать помимо отчетности по страховым взносам также сведения по персонифицированному учету.

    Минэкономразвития России разъясняло, что представление сведений по персонифицированному учету в ежеквартальном режиме вызвано необходимостью обновления и пополнения сведений о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это, в свою очередь, будет влиять на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии.

    В ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ внесены изменения, согласно которым страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

    1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

    2) фамилию, имя и отчество;

    3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

    Страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Еще одно изменение касается обязанности по уплате страховых взносов и представлению отчетности в отношении обособленных подразделений. Ранее в Федеральном законе N 212-ФЗ содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты юридическими лицами счета в банках и они должны иметь отдельный баланс.

    В комментируемой статье 431 НК России обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам теперь возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории Российской Федерации обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

    Здесь действует понятие обособленного подразделения, закрепленное ст. 11 НК РФ, - любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

    В связи с этим в письме Управления ФНС России по г. Москве от 2 февраля 2016 г. N 12-18/008798 указано, что согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    Учитывая вышеизложенное, если деятельность организации осуществляется вне места ее нахождения в течение срока, превышающего один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

    Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения из перечисленных в не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.

    Согласно разъяснениям Минфина России под территориальной обособленностью следует понимать осуществление деятельности по адресу, отличному от того, который указан в учредительных документах организации и Едином государственном реестре юридических лиц (письма от 12 января 2010 г. N 03-02-07/1-6, от 21 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-550, от 11 июля 2008 г. N 03-02-07/1-275). Создание организацией хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места вне места ее нахождения признается созданием обособленного подразделения (письма Минфина России от 21 апреля 2008 г. N 0302-07/2-73, МНС России от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912).

    Представляется, что при толковании комментируемой статьи применительно к обособленным подразделениям возможно по аналогии применять разъяснения, имеющиеся в отношении исполнения обособленными подразделениями обязанностей по НДФЛ. Так, в письме ФНС России от 30 декабря 2015 г. N БС-4-11/23300@ разъяснялось, что сумма налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с выплат физическим лицам - работникам обособленных подразделений, должна быть перечислена в бюджет по месту учета в налоговом органе соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет оно отдельный баланс и корреспондентский счет или нет.

    Изложенный порядок применяется независимо от того, выполняются работы в таком обособленном подразделении по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера.

    Если физическим лицам, работающим в территориально обособленном подразделении по трудовым договорам, производятся также выплаты по гражданско-правовым договорам, суммы налога на доходы физических лиц, удержанного с таких выплат, перечисляются в бюджет по месту учета в налоговом органе обособленного подразделения.

    Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т.е. сроки и органы - получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за первый квартал 2017 г.

    При этом старый порядок будет действовать и в отношении представления уточненных расчетов по страховым взносам по любым отчетным (расчетным) периодам до 1 января 2017 г. Объясняется это тем, что ст. 23 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ устанавливает: расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 1 января 2017 г.

    Отдельно стоит отметить сохранившееся право (а в определенных случаях - обязанность) плательщиков страховых взносов на представление уточненного расчета по страховым взносам.

    Ранее плательщик страховых взносов не был лишен возможности внести необходимые изменения в ранее представленные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ.

    Теперь здесь действуют общие положения , которые распространены на плательщиков страховых взносов. В случае наличия в расчете по страховым взносам ошибки, исправлять ее следует по правилам ст. 81 НК РФ.

    Плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет по страховым взносам и представить в налоговый орган уточненный расчет: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате.

    Плательщик вправе внести необходимые изменения в расчет по страховым взносам и представить в налоговый орган уточненный расчет: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате. При этом уточненный расчет по страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета, не считается представленным с нарушением срока.

    Здесь следует упомянуть, что налоговое законодательство не содержит запрета представления расчета, который представлен по истечении трех лет по окончании расчетного периода, соответственно, налоговый орган не вправе отказать в принятии такого расчета, игнорировать сведения, содержащиеся в нем, и обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. При этом также не имеет значения факт окончания проверки правильности сведений, заявленных в первоначальном расчете, и вступления в законную силу решения о привлечении к ответственности. Аналогичная позиция отражена ФАС Уральского округа в Постановлении от 22 марта 2012 г. N Ф09-1207/12.

    В Определении ВАС РФ от 19 октября 2012 г. N ВАС-10379/12 разъяснено, что основания для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности при проверке изменений, вносимых им в налоговую декларацию, установлены ст. 81 НК РФ. Правила указанной статьи не предусматривают возможности освобождения от применения мер налоговой ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации после выявления инспекцией налогового правонарушения. Данная позиция подлежит учету и плательщиками страховых взносов.

    Необходимо остановиться на вопросе незаконного возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    С 1 января 2017 г. территориальный орган ФСС РФ в соответствии с ч. 1.1 ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ на основании поступивших от налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган, территориальный орган страховщика, вправе провести камеральную и (или) выездную проверки страхователя.

    Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется страхователю в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения. Копия решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.

    Проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения проводятся страховщиком одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением случая, когда территориальный орган ФСС РФ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения проводит проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также случая, когда территориальный орган ФСС РФ при поступлении жалобы застрахованного лица на отказ страхователя в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения проводит внеплановую выездную проверку правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

    В случае если по результатам проверки предоставленных налоговым органом сведений о расходах на выплату страхового обеспечения территориальным органом страховщика установлено, что сумма произведенных страхователем расходов (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом страховщика в отчетном периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму начисленных страховых взносов, и на основании имеющихся у территориального органа страховщика на период проведения проверки сведений и документов не выявлено нарушений, территориальный орган страховщика направляет в налоговый орган подтверждение заявленных страхователем расходов. Такие положения закреплены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ.

    Начисление и уплата регламентируется ФЗ от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

    Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

    - Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

    - Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

    Плательщики страховых взносов:

    1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

    а) организации;

    б) индивидуальные предприниматели;

    в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

    2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

    Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

    Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

    Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

    1) ПФ РФ – 22 % (для лиц 1966 г.р. и старше – только страховая часть 22%, для лиц 1967 г. и моложе – страховая часть 16% и накопительная 6%) (если совокупный доход по сотруднику превышает за весь год 512 000 то в ПФР нужно дополнительно платить 10 %)

    2) ФСС РФ - 2,9 %

    Льготы: предусмотрены пониженные ставки страховых взносов на 2012 г. для отдельных категорий плательщиков (только на выплаты в пределах 512 000 рублей в год, на каждого работника).

    Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объемеуплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам.


    Органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:

    1) камеральная проверка;

    2) выездная проверка.

    Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

    В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

    В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

    Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

    Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

    Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях.

    Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.

    Урок 19. Сущность, содержание, порядок расчета региональных налогов

    Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК России и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов.

    При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК России. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    К региональным налогам относятся:

    1. Налог на имущество организаций;

    2. Транспортный налог;

    3. Налог на игорный бизнес.

    Рассмотрим региональные налоги в теоретическом и практическом аспекте.