Обязанности и преимущества работы таможенником. Стоит ли идти на таможенное дело и что это за профессия Карьерная лестница таможенника

tamozenniza
Евгения (имя изменено)

В прошлом году, после более чем четырехлетней службы в таможне, я ушла. Надоело. Образование у меня высшее экономическое, не РТА. Во Пскове с работой вообще так себе, а мнение, что работать в таможне здорово, бытует и по сей день. Я претендовала на вакансию старшего таможенного инспектора и оказалась самой «фартовой»: людей с «улицы» тогда очень тяжело брали, со мной пробовалась пробиться в таможню девушка, у которой это была уже шестая попытка. В тот раз её взяли.

На приём документов отводится 21 день, я подавала их к концу этого срока – оканчивала университет, и диплом должны были вот-вот выдать. В июне я подала документы, а в августе со мной заключили контракт. Главное, чтобы образование было высшим, необязательно полученным в РТА. А вообще при подаче документов нужно столько справок! Когда я увидела этот список… Ну безумие.

После приема документов начинаются этапы конкурса. Параллельно проводится проверка внутренней службой безопасности таможни.

Первый этап − психолог. Сдаешь огромный тест, в нем порядка 600 вопросов на знание русского языка, но больше – на общий психологический портрет. По тесту составляется шкала, и там уже из неё что-то становится ясно: какие качества у человека ярко выражены, какие – меньше. Отбираются подходящие психологически кандидаты.

Например, человек с лидерскими качествами на должности таможенного инспектора таможне не нужен.

Потом назначается день проведения другого этапа. То, что должно отскакивать от зубов, – Таможенный кодекс, 311 ФЗ, 273 ФЗ – на противодействие коррупции обязательно, ещё 79 ФЗ. На самом деле, очень много всего нужно учить, очень.

Всех запускают в большой зал, дают элементарный тест из примерно 20-ти вопросов. Пишешь, сдаешь, выходишь. И потом начинается поочередный вызов человека к комиссии. Там около 9-12 членов. Заходишь, представляешься, тебе задают вопросы на знание законодательства. Результаты появляются через неделю-две. Приходит письмо, которое сообщает, прошёл ты конкурс или нет. Если прошёл – с тобой заключают контракт.

Три месяца длится испытательный срок, после него ты полноценный работник – тебе дают первые погончики, звёздочки.

Сейчас очень многие увольняются, вакансии появляются. Я не знаю, как у тех, кто работает в конторе 5 через 2, но на посту очень тяжело. Нагрузка бешеная – и физически, и психологически. Когда мы работали сутками – куда ни шло, собираешь волю в кулак, сутки отбомбил и три дня ты дома. А потом когда сделали график день/ночь/отсыпной/выходной, мы вообще перестали жизнь видеть.

У нас на посту было как минимум 3-4 человека, которые окончили РТА. Последняя девочка, которая туда попала с образованием академии, проходила через конкурс – распределение уже отменили.

Ни зарплаты, ни что другое у тех, кто попал в таможню по распределению, и у тех, кто пришёл со стороны, не отличаются.

Выпускники РТА, не скажу, что были разочарованы, но удивлялись: потратили столько лет на профильное образование, но не имеют никаких привилегий по сравнению с остальными, получившими непрофильное, как я.

Первые 1,5 года моя работа мне нравилась безумно – форма, и вот это: «Ты где работаешь?», а ты так горделиво: «В таможне». Потом розовые очки спали.

Какую у нас указывают среднестатистическую зарплату в таможне? Минимум я видела – 35 тысяч. Так вот оклад обычного инспектора по всей России – 17 тыс. с чем-то. Это чистыми, т.е. около 20 тыс. минус подоходный налог. Плюс квартальные премии и плюс в конце года бывают экономии. Это деньги, на которые мне надо жить, я больше не студентка, мне не помогут родители.

И вот у меня практически не было времени, тяжелая работа, несоразмерная зарплата. Я собиралась с духом, чтобы уйти, очень долго. Это система, она очень засасывает, и когда увольняешься, сослуживцы смотрят на тебя, как на сумасшедшего: «Как?!».

Я надеялась, что что-то изменится, но всё становилось только хуже: денег меньше, работы больше. Законодательство меняется. От нас требуют большей скорости работы, но при этом усложняют оформление. То есть нововведения нерациональны, на мой взгляд. Появилась сильная тенденция замечаний: если на тебя накладывают замечание, то ты лишаешься премии. И если раньше замечания выносились за действительно серьезные вещи, то со временем их стали накладывать даже за неправильно введенную букву с паспорта, хотя эта ошибка ни на что не влияет: ты все равно будешь сравнивать данные паспорта с базой, и поймешь, что имелась в виду не русская «В», а латинская «B».

В последнее время многие в Псковской таможне не получали премию из-за наложенных замечаний. И если раньше ещё хотя бы перед выдачей премии их снимали и не лишали людей денег, то сейчас эта тенденция практически свелась к нулю. Так инспектор может работать год без премии, на голом окладе в 17 тыс. рублей.

liso1
Олег (имя изменено)

Я окончил РТА в 2015 году. Два раза пытался устроиться в Балтийскую таможню – доходил до конкурса, но оба безуспешно. Говорят, что в Пулковскую таможню попасть значительно проще, чем в Балтийскую.

Распределение убрали в 2014 году, и даже те, кто учился на целевом (когда государство платит за твое образование с тем условием, что ты пойдешь на предложенное тебе в последствии место – прим. ред.), не попали на службу. У меня в группе трое учились на платном, включая меня, трое – на бюджете, и ещё 7 – на целевом. В итоге никто из нас не работает в таможне.

Без опыта работы можно претендовать либо на должность государственного таможенного инспектора, либо на должность старшего государственного таможенного инспектора. Зарплата где-то 19-25 тысяч рублей, не считая премий и 13-ой зарплаты.

Когда объявляют конкурс на замещение вакантной должности, сперва подаешь документы, потом проходишь психолога. А затем ждёшь почти полгода, пока начнется следующий этап – собеседование с тестом. Не знаю, почему так долго – документы они проверяют или что.

Дальнейший тест несложный – проверяют знание Конституции, русского языка, уровень владения ПК. Кстати, почему-то писали на листочках, хотя должны были на компьютере. На самом собеседовании задавали вопросы по Конституции и важным для службы федеральным законам. Ну и конечно о том, почему хочешь служить в таможенных органах.

В одном случае за пару недель до конкурса от знакомых я узнал, что успешный кандидат на должность, на которую я претендовал, уже определен.

Этот человек и получил в итоге контракт.

Бывает так, что информацию о конкурсе не выкладывают на сайт, и в нем принимают участие два человека – формально этого достаточно. Один из них уже и так работает в таможне – его привлекают для числа. Оба пишут тест, а от собеседования тот, который уже работает, отказывается, и конкурс выигрывает единственный претендент.

Главная проблема в том, что самих конкурсов очень мало. Ежегодно РТА выпускает порядка 500 человек, а вакансий за год появляется штук 50 для тех, у кого нет опыта. Вот и считайте, насколько реально устроиться в таможню и стоит ли получать профильное образование. Я отдал за учебу 400 тыс. рублей, а мог бы пойти на физический факультет, на бюджет.

Главной мотивацией у большинства поступивших со мной было распределение, но его отменили за полгода до нашего выпуска. Плюс, конечно, гарантия стабильности: ведь это госструктура, а она не закроется.

liso
Денис (имя изменено)

Я окончил РТА в 2015 году. Под распределение, понятно, уже не попал. Получил диплом и задумался, как бы мне устроиться в таможенную службу Российской Федерации. Я стал наводить справки на это счёт и узнал, что в любом случае мне нужна была армия – военный билет с пометкой о негодности либо о прохождении службы. Второе, что было минусом, – заработная плата. Зарплата специалиста первого разряда гражданской государственной службы там, куда я хотел – правовой отдел Балтийской таможни, – 16 тыс. рублей. Балтийская таможня тогда, да и сейчас, переживала не лучшие времена. И все, с кем я общался на эту тему, говорили: «Не стоит сюда идти». Я не дошёл до конкурса, потому что остановился на этапе подачи документов: армия и зарплата.

Когда я поступал в РТА, требования насчет армии не было. Но потом законодательство в части воинской повинности стало меняться, людей начали забирать в армию прямо с рабочих мест.

Я узнавал насчет правоохранительного блока таможни – хотел попытаться пойти на погоны, но, во-первых, не было ни одной вакансии (впрочем как и сейчас), и во-вторых, в неформальной беседе знакомый рассказал, что «просто так» туда не попасть – либо по большому знакомству, либо по большим заслугам, скажем так. После этого я оставил попытки устроиться на службу в таможне.

Мне предлагали по знакомству устроиться в таможню в другом регионе России, но я отказался, потому что это не столица. Ну и зарплата, конечно, зарплата.

Никто из моих одногруппников, насколько мне известно, не работает в таможенных органах.

Я работаю в околотаможенной сфере и могу сказать, что образование академии дало мне много полезного. По крайней мере, я научился общаться с государственными органами. Допустим, на первом курсе я боялся, скажем, любого патрульно-постового полицейского. А сейчас по работе приходится общаться и с майорами, и с полковниками. Не такие уж они страшные люди. Я научился искусству переговоров – преподаватели академии так или иначе работали в госорганах, и договориться с ними об экзамене было намного сложнее, чем уговорить какое-либо должностное лицо совершить какое-то действие.

Получается, на вольных хлебах намного выгоднее, чем на службе. К тому же госслужба сильно обременяет – нельзя иметь крупной собственности (а хотелось бы в будущем), серьезного бизнеса, очень сложно подтверждать свои доходы и тем более расходы. Наблюдаю за своими родителями, которые тоже на госслужбе, но другого рода – для них это постоянно истерика.

Сложно ли устроиться на работу в таможенные органы? Обязательно ли для этого получить образование в Российской таможенной академии или иметь протекцию от дяди в погонах? Мы поговорили с тремя людьми, двое из которых закончили РТА, об их попытке трудоустройства в таможню. По иронии судьбы, девушка, получившая место в Псковской таможне, РТА не оканчивала, а два выпускника академии так и не смогли попасть в вожделенную Балтийскую таможню.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса -

Страны на современном этапе должны выработать соответствующую внешнюю политику, которая участвовала бы в создании наиболее лучших условий для продвижения услуг и товаров на международный рынок, а также способствующую развитию выгодных для нее условий сотрудничества в области торговли с другими странами.

Самым важным элементам, задействованным при этом, является таможенная структура с ее таможенно-тарифным механизмом , который должен быть четко отлаженным, так как от этого зависит безопасность государства.

Из истории таможенного дела следует, что точной даты его зарождения ученым определить не удалось, но доподлинно известно, что впервые оно появилось на юге Испании в городе Тарифе ещё до нашей эры. Именно в то далекое время была составлена таблица, в которой внесенный в нее перечень товаров систематизировали, установив пошлину, названной по имени испанского города – тарифом.

В России таможенное дело имеет тысячелетнюю историю, и было связано с необходимостью контролирования вывозимых за границу товаров, а также в связи с созданием пунктов обмена промышленных товаров, перевалки и складирования их. Для этого в каждом российском крупном городе создавались таможни, на них стали работать местные жители. В результате появились не только новые рабочие места, но и новая профессия – таможенник, то есть служивый человек, взимавший пошлину.

Профессия – таможенник

Для того чтобы четко понимать, что представляет собой профессия таможенник, надо уяснить, прежде всего, из чего состоит таможенное дело, структуру которого можно условно представить следующими блоками:

  1. Первый блок отвечает за принципы, связанные с передвижением через границу, как транспортных средств, так и товаров.
  2. Второй – таможенные режимы.
  3. Третий отвечает за взимание платежей и регулирование таможенных тарифов.
  4. Четвертый занимается таможенным оформлением.
  5. Пятый – таможенным контролем.
  6. Шестой – предоставлением таможенных льгот.
  7. В ведении седьмого блока находятся Товарная номенклатура, связанная с внешнеэкономической деятельностью и таможенная статистика.
  8. Восьмой блок включает в себя правовое регулирование ответственности за таможенные правонарушения.

Все блоки направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей. В соответствии с этим в таможне работают экономисты, юристы, программисты, статисты.

Так кто же такой работник таможенной службы? На основании Федерального закона от 21.07.1997 № 114 в редакции от 22.12.2014 , в котором говорится о службе в государственных таможенных органах России, таможенники при осуществлении своей профессиональной деятельности руководствуются правами и обязанностями, предоставляемые таможенным органам.

В связи с тем, что государственная таможенная служба имеет довольно сложный многофункциональный характер , таможенники должны в совершенстве знать правила и процедуры, относящиеся к таможенной деятельности, а также свои права и обязанности, отлично разбираться в психологии людей. Приветствуется хорошее здоровье, знание иностранных языков, дисциплинированность, а также наличие развитой интуиции и умение быстро оценивать сложившуюся ситуацию для принятия соответствующего решения.

Плюсы профессии таможенник

  • Престижность и благородство профессии, которая, по сути, является залогом безопасности страны.
  • Таможенники имеют право получать бесплатную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения, принадлежащих государственным таможенным органам или в любых других медицинских учреждениях при их отсутствии.
  • Льготные условия при выходе на пенсию.
  • После окончания службы в государственных органах приобретенный опыт в области внешнеэкономической деятельности может быть использован при работе в коммерческих организациях.

Минусы профессии таможенник

  • Часто работа связана с минимальной комфортностью или же вовсе ее лишена.
  • Довольно низкая оплата труда при высокой ответственности. В основном это относится к государственной таможенной службе.
  • Постоянно оказываемое давление со стороны тех, кто хочет обойти закон.

Краткий итог

Таможенное дело в Российском государстве насчитывает более тысячи лет. Исследователи утверждают, что монголо-татарские завоеватели наложили свой отпечаток на историю развития таможенного дела. Именно тогда в оборот вошло слово «тамга», что в переводе с тюркского означало пошлина, а уже от слова пошлина произошло слово «тамжить», то есть взимать пошлину.

Таким образом, основная цель таможенного дела заключалась в удовлетворении потребностей государства в денежном эквиваленте через взимание торговых пошлин, а также в регулировании связей во внешней торговле.

Поэтому для разработки энергичной внешнеэкономической политики государство стало создавать таможенную службу, которая обеспечивала бы интеграцию страны в мировое хозяйство.

Одним из основных направлений таможенной службы является борьба с контрабандой и нарушением правил, установленных таможенной службой. Для того чтобы эта борьба была успешной таможенники должны быстро ориентироваться в конкретной ситуации и вовремя принимать оперативные меры.

Профессия таможенник требует обширных знаний юридических, экономических, психологических, кинологических, лингвистических наук. Кроме того он должен быть знаком и с силовыми структурами.

Но, как и любая другая выбранная профессия, она имеет положительные и отрицательные стороны, которые обязательно надо знать. Иначе в дальнейшем такое незнание может весьма негативно сказаться на карьере или даже привести к психологическому срыву.

Сегодняшние выпускники прекрасно знают, кто такие экономисты и юристы, а вот что за профессия «Таможенное дело» и стоит ли ей учиться – сложный вопрос.

Рынок вакансий переполнен программистами, менеджерами и психологами, а специалистов действительно востребованных специальностей не хватает.

Так в чем особенности профессии работника таможни и что о ней необходимо знать?

Что такое профессия таможенника

С небольшой долей пафоса можно сказать, что таможенник – человек на страже национальной безопасности целой страны.

Это госслужащий, который занимается контролем перемещений различных грузов, товаров, продукции как в нашу страну, так и за ее рубеж.

Также в его обязанности входят взимание сборов и пошлин. Если работник таможни специализируется на пассажирских перевозках, то он контролирует соблюдение гражданами государственных правил и законов, касающихся перемещения и регистрации приезда-отъезда, а также ввоза и вывоза товаров.

Эту профессию нельзя отнести к вредным специальностям, она также не предусматривает тяжелых физических нагрузок. Подходит как мужчинам, так и женщинам.

Основные обязанности работника таможни это:

  1. Выявление и расследование правонарушений.
  2. Работа с документами.
  3. Работа на КПП (контрольно-пропускной пункт).
  4. Проведение досмотра в аэропортах, ж/д вокзалах, таможенных пунктах ручной клади, багажа и документов пассажиров и перевозимых грузов.
  5. Учет и контроль конфиската.
  6. Поиск и оформление контрабандных товаров.
  7. Определение размеры пошлин и их взимание.
  8. Проведение профилактических мероприятий в области таможенного права.

Обычно трудовой путь начинается с работы рядовым инспектором. Далее идут должности старшего инспектора и начальника отдела. Верхушкой карьерной лестницы может стать место разработчика политики в таможенной сфере или руководителя государственного аппарата. Как показывает статистика, большинство специалистов остаются на начальной ступени.

Стоит отметить: в сфере таможни, наряду с общими профессиями, присутствуют более узкие должности сотрудника КПП, работника паспортного контроля, специалиста ведомства.

Какие вузы в Москве учат по специальности «Таможенное дело»

В Москве существует отличная база для обучения будущего работника таможни.

Факультеты по специальности присутствуют в следующих ВУЗах:

  • Академия МФЮА;
  • МСЭИ;
  • РосНОУ;
  • РАНХиГС (есть бюджетные места);
  • РЭУ им. Г.В. Плеханова (есть бюджет);
  • РУДН;
  • МАДИ;
  • МГЭИ;
  • Московский университет им. С.Ю. Витте;

Вузы СПб со специализацией «Таможенное дело»

В Санкт-Петербурге выучиться на таможенника можно в следующих институтах и университетах:

  • СЗИУ РАНХиГС;
  • Университет при МПА ЕврАзЭС;
  • ГУАП;

Какая у таможенников зарплата

По статистике по регионам, самыми высокооплачиваемыми являются Московская (50 000), Ленинградская (43 000) и Самарская (41 000) области.

Средняя заработная плата по стране составляет 25 000. Следовательно, уровень оплаты может опускаться и до 18-20 тысяч рублей.

При этом не стоит забывать, что при наработке опыта можно получать в 2 раза больше.

Плюсы и минусы профессии таможенник

Преимуществами профессии считаются:

  1. Социальная значимость.
  2. Льготы, соотносимые с военной службой или работой в органах (ранняя пенсия с финансовой прибавкой).
  3. Не самое сложное обучение.
  4. Не всегда требуется высшее образование.
  5. Работа способствует развитию внимания, памяти, получению знаний в различных сферах.
  6. Редкие проблемы с трудоустройством.

Недостатками профессии являются:

  • стресс и психологическое давление;
  • коррупция в сфере;
  • бюрократия в сфере;
  • частые чистки и текучка кадров;
  • средняя зарплата;
  • возможны случаи угрозы здоровью и жизни со стороны недобросовестных граждан.

Где учиться на таможенника после 9 класса

Для того чтобы пойти работать в таможню, не всегда обязательно получать высшее образование.

Подросток после 9 класса без образования можно устроиться сотрудником КПП или паспортного контроля, в международное таможенное ведомство и пункт таможенного досмотра.

Если есть цель, можно получить среднее профессиональное образование по специальности «таможенное дело» во многих колледжах страны (например, в Столичном Бизнес Колледже).

Какие предметы нужно сдавать

Для поступления в ВУЗ на специальность «Таможенное дело» необходимо сдать профильно следующие экзамены:

  1. Русский язык.
  2. Обществознание.
  3. Иностранный язык.

Как устроиться в таможню без опыта работы

Несмотря на то, что профессия востребована, выпускник может столкнуться с тем, что предпочтение отдадут человеку с опытом. Но это не значит, что устроиться по специальности будет нереально.

Подавайте резюме в отдел кадров лично, ищите вакансии на конкурсной основе, где сможете проявить себя лучше.

Кроме того, если студент во время учебной практики смог себя хорошо зарекомендовать, то проблем с трудоустройством у такого специалиста в дальнейшем не будет.

Стоит ли учиться по специальности «Таможенное дело»

Подводя итог, можно сказать, что это не самая распространенная профессия. При этом ее не назовешь творческой и захватывающей. Это непростой монотонный труд, который порой может быть опасным и коррумпированным.

Несмотря на представления о работе, она почти лишена романтики больших дорог. При этом работа по специальности «таможенное дело» безусловно важна. Она делает нашу жизнь безопасней. Она стабильна, хорошо оплачивается, востребована и солидна.

Если человек чувствует в себе потребность быть нужным стране и не боится трудностей, то это профессия для него.

Специалист таможенного дела – популярная, но при этом востребованная в России профессия. Чтобы не просто стать профессионалом в этой сфере, но еще и достигнуть в ней успехов, рекомендуется внимательно изучить нюансы специальности. С направлением связано немало слухов, которые вводят в заблуждение абитуриентов. До того, как отправляться в приемную комиссию одного из профильных вузов следует понять, что же это за профессия – таможенное дело и кем можно работать с таким образованием.

В древние времена люди могли спокойно перемещаться по территории разных стран и перевозить любые вещи. Развитие социума привело к формированию централизованных государств. Правители начали вводить контроль за движением населения и облагать пошлинами перемещение грузов с целью пополнения казны. Это привело к появлению профессии таможенника. На территории России это произошло примерно в IX в. н.э.

Кто такой таможенник в современном мире – это работник таможенного органа, который занимается контролем перемещения грузов или людей через границу страны. С течением времени принципы работы представителей этой специальности практически не изменились.

Вот основные обязанности таможенных сотрудников:

  • досмотр граждан и их личных вещей в аэропорту, на границе или вокзале;
  • досмотр товаров, которые должны пересечь границу, на территории специально организованных постов;
  • оформление сопроводительной документации, расчет таможенных платежей и акцизов;
  • выявление и расследование случаев нарушения таможенного законодательства;
  • учет, оформление и ликвидация конфиската/контрабанды;
  • профилактика нарушений в сфере таможенного права.

Таможенных работников делят на две категории: представители гражданской и правоохранительной служб. Должность влияет на то, сколько зарабатывает таможенник, чем ему приходится заниматься, указывает на перспективы карьерного роста. Человек «в погонах» получает больше своего гражданского коллеги и имеет особые социальные привилегии. Но для получения такого места необходимо оканчивать профильные учебные заведения, стать студентом которых не так просто из-за конкурса.

Преимущества и недостатки направления

Рассматривая плюсы и минусы профессии, надо учитывать цели человека, который ее выбрал. Нет смысла отрицать, что таможня – одна из самых коррумпированных сфер деятельности. По статистике, только 2,5-3% людей этой специальности не берут взяток и не пользуются своим служебным положением. Этот факт является главным минусом в работе инспектора. Мало кто способен отказаться от заманчивых предложений правонарушителей, поступающих постоянно, да еще и на фоне не самой высокой зарплаты у некоторых таможенников.

Есть в профессии таможенника и несколько существенных плюсов:

  • высокая потребность в специалистах, которые могут без труда найти работу, закончив обучение;
  • наличие множества льгот, правда, значительная часть из них полагается только сотрудникам правоохранительной сферы;
  • возможность работать не только на государство, но и на частные компании, занимающиеся экспортом и импортом товаров, в качестве консультанта;
  • довольно высокие заработные платы на серьезных должностях и постоянно индексируемые оклады с учетом выслуги лет, звания, специальности;
  • приличный размер пенсии за счет прибавок и ускоренное начисление трудового стажа.

В работе людей, которые закончили вуз по направлению «таможенное дело», есть еще один плюс. Специалисты централизованных таможенных пунктов занимаются не самой тяжелой работой в физическом и интеллектуальном плане. Их день состоит из оформления бумаг и осмотра грузов по необходимости. Сотрудник, работающий на КПП, рискует столкнуться с нарушителем границы, но такие случаи единичны и случаются с каждым годом все реже.

Требования к специалистам таможенного дела

Еще до выбора образовательного учреждения потенциальный абитуриент должен трезво оценить свои качества, сильные и слабые стороны личности. А еще лучше, сдайте тест на профориентацию. Люди, которые становятся студентами профильных вузов, ничего не узнав о профессии, редко в ней преуспевают.

Хорошим таможенником может стать человек с развитой интуицией, наблюдательный, аккуратный, ответственный и исполнительный. Он должен обладать хорошей реакцией, логическим мышлением и стрессоустойчивостью.

Представителям специальности приходится работать с большими объемами информации. В профессии таможенника большую роль играет знание законов и юридических тонкостей направления, понимание специфики товарооборота. Практика показывает, что на сотрудника таможни проще выучиться гуманитариям, которые любят много читать и постоянно изучать что-то новое.

Как стать таможенником?

Практика показывает, что не все работники службы заканчивали профильные вузы, но для карьерного роста этот момент является обязательным. Профессию таможенника можно получить очно, очно-заочно или заочно. В среднем учёба в институте или университете занимает 5 лет. Какие предметы надо сдавать для поступления, зависит от специфики факультета. Важное значение имеют результаты ЕГЭ по русскому и иностранному языкам, обществознанию. В некоторых заведениях нужно сдавать дополнительные экзамены: география, информатика, ОФП.

Учиться на таможенника можно в одном из вузов:

  • Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
  • Университет им. Г.В. Плеханова;
  • Технологический университет;
  • Российская таможенная академия;
  • РУДН.

По специальности «таможенное дело» выпускают декларантов, инспекторов, консультантов, брокеров, менеджеров, перевозчиков, специалистов по оформлению грузов. Решая, где учиться, следует обратить внимание на специфику целевой подготовки сотрудников. Многие государственные организации имеют договоренности с вузами. Такие образовательные заведения не только учат, но и обязывают выпускника проработать в таможенных органах от 3 до 5 лет. После этого можно сменить место, изучить дополнительные дисциплины с целью повышения квалификации, выбрать коммерческое направление.


Зарплата и карьерный рост работника

Перед тем как поступить в профильный вуз, необходимо ознакомиться с финансовой стороной работы в ФТС. Зарплата таможенника гражданской службы, который только приступил к работе, редко составляет выше 20 – 25 тыс. рублей. Средний заработок опытного специалиста среднего звена находится в пределах 35 – 45 тыс. рублей. Представители правоохранительных органов получают на 30-50% больше. Дополнительное влияние на объем заработанных за месяц денег оказывает наличие ученой степени, специфика рабочих условий, особые достижения, необходимость хранения государственной тайны.

То, сколько получают сотрудники высшего звена в таможенных органах, зависит от их чинов, должностей и выслуги лет. Эти цифры колеблются в пределах от 150 до 230 тыс. рублей. Не зависимо от того, где трудятся и сколько зарабатывают таможенники, им предоставляется полный социальный пакет. Представители специальности «при погонах» наделяются широким спектром привилегий и компенсаций.

Работа на таможне – это общественно полезное дело, которое может стать основой неплохой карьеры. Главное, помнить о нюансах направления и заранее приготовиться к возможным трудностям и стрессовым ситуациям.

Мы решили выложить эту полезную статью для всеобщего обозрения. Думаю, многим поможет узнать и понять вещи. За + к репутации - спасибо.

КАК РАБОТАЕТ ТАМОЖНЯ

О том, как происходит контроль посылок на таможне, раньше мы могли только догадываться. Нередко на таможне пропадают наши вещи, задерживаются посылки и в целом работа таможенников часто вызывает кучу вопросов. Мы, как среднестатистические граждане, являемся только лишь пользователями таможенных услуг и доступа к информации о работе таможни не имеем. Однако теперь все по-другому. Завеса тайны приоткрыта благодаря анонимному источнику, имеющему непосредственное отношение к работе таможенного терминала. Насколько доверять следующей информации решаете только вы. Однако «нет дыма без огня». И хотя бы для общих знаний эту статью интересно прочитать каждому.
Конкретный адрес таможни, на которой работает анонимный инспектор, останется в тайне, но организация работы, о которой он рассказал, типична для всех главных отделений таможни России, Украины и Белоруссии. Вот, что стало известно благодаря откровениям таможенного инспектора, работающего в одном из главных отделений таможенной системы.

Структура таможни

Функционирование таможни (насколько успешное, судить вам) обеспечено благодаря ее строению. Состоит она из четырех цехов, каждый из которых имеет свою специфику работы и свой вид посылок.
Первый цех – цех ЕМS. В нем проверяются посылки, доставленные импортом от экспресс-перевозчика ЕМS. Отдельно в следующем цеху проходят контроль посылки, импортируемые с разных стран. В третьем цеху находятся экспорт-участки, где посылки ЕМS переносят в «шарик», а остальные выпускают в другом месте таможни. В четвертом цеху обрабатываются посылки самых маленьких размеров, то есть мелкие пакеты. Обычно это письма и различная документация. Но, несмотря на то, что посылки небольшие, сама площадь цеха имеет внушительные размеры, т.к. количество «мелких посылок» очень большое. Так, например, за смену из этого цеха может выпускаться до 10 тысяч отправлений.
Конверты с письмами, как и остальные посылки, также в обязательном порядке подвергаются таможенному осмотру. Делается это потому, что в них очень часто пересылается не только бумага, но и веществаи. Организация работы цеха мелких пакетов отличается от остальных цехов тем, что конверты и пакеты отдельно не выпускаются. Они с помощью конвейерной ленты проходят через рентген. Если в конверте или пакете не обнаружено ничего запрещенного, посылка на таможне не задерживается.

Рабочие условия, график и зарплата таможенников

Деятельность таможенников протекает в две смены: с 8.00 до 20.00 и с 20.00 до 8.00. Таможня проводит контроль круглосуточно, не прекращая своей работы. В главных отделениях в смене задействовано около 20 человек и это при том, что теоретически данное количество сотрудников не может справляться с объемами работы. Поэтому к ним на помощь из областных отделений командируются другие инспекторы. За это те получают надбавку – 10-15$, что, конечно же, не вызывает особого вдохновения на работу. Недовольны приездом своих коллег и инспектора с главных отделений. Сил на обучение новых сотрудников, чьи командировки длятся всего месяц, они тратят много, а материально их старания не возмещаются. Точнее возмещаются, но смешной суммой.
Инспектора утверждают, что могут сами справляться с большими объемами работы, только хотят за это достойное финансовое вознаграждение. И на самом деле эффективная работа инспекторов является вполне возможной. Ведь норма одного таможенного инспектора – выпустить за смену 200 посылок. Но, по словам таможенников, эта норма вполне выполнима и даже перевыполнима. Ее они могут выполнить за полдня. Но понятно, что ни у кого нет желания работать больше положенного, если за это не доплачивают.
Перед государством должен возникнуть вопрос: что делать в сложившейся ситуации – платить больше или переписать нормы выпуска за смену? Но этот вопрос до сих пор так и не возникнул, поэтому остается надеяться только на трудолюбие таможенников, которые будут выполнять контроль такого количества посылок, какое объективно возможно. К слову, как утверждает анонимный источник, таможенники так и делают. Они заинтересованы в большой плодотворности своей работы не меньше, чем обычные граждане. Поэтому фактическая норма выпуска за смену составляет около 300-350 посылок.
В цехе EMS работает от 4 до 8 человек в смену. За это время они успевают выпустить 1200–1300 посылок. Конечно же, поступает отправлений намного больше.
Как стало известно, официальная зарплата таможенного инспектора составляет 150$. Но к ней еще добавляются премии и надбавки. Они насчитываются всегда, кроме случаев, когда сотрудник находился в больничном отпуске. Таким образом, выходит, что зарплаты таможенных инспекторов следующие. Обычный инспектор получает 500$, старший – 700$ и главный – 850$. Кроме того, инспекторы получают и отпускные. Их количество насчитывается в зависимости от стажа работы. Рентгенологам, поскольку они занимаются вредной работой, положено дополнительный 20-дневный отпуск. Но и это не все приятные бонусы. Существуют также праздничные и квартальные премии. Они достигают 300$.
У операторов таможенного контроля зарплата насчитывается в зависимости от количества отработанных смен. Операторы в основном работают сутки на сутки и это очень трудный график. Отдыха, как такового нет, потому что свободный день уходит на сон и на дорогу туда-обратно. За свою работу в таком режиме операторы получают около 900$.
У грузчиков график еще труднее. Если честно, то вообще не понятно, как они могут так работать. Их смена составляет 36 часов! А выходные и того меньше – 12-24 часа! Говорят, что грузчики не жалуются, т.к. они вообще работают нелегально. Якобы многие из них даже не имеют паспортов и регистрации и живут прямо на таможне, почти не выходя на улицу. Отношение к этим сотрудникам в принципе нормальное, хотя по большому счету многие их даже не считают за людей, относясь к ним как к рабочему инструменту. Грузчиков на таможне работает около 150-200 человек, их зарплата составляет не больше 300$.
К слову, на таможне еще есть и администрация, но этих людей почти никто не видит и они для большинства сотрудников остаются неизвестными.
На таможнях существуют специальные курсы повышения квалификации, например, обучение на рентгенолога. Для получения той или иной должности сотрудники таможни сдают экзамен.
Что касается рабочих условий, то можно сказать, что они являются удовлетворительными. Единственная проблема существует с Wi-Fi, потому что компьютеров с доступом в интернет на таможне очень мало. Иногда для того, чтобы узнать какую-либо информацию сотруднику приходится идти к компьютеру через весь цех, размеры которого, конечно же, огромные. На такой «поход» уходит немало времени, а посылки тем часом застаиваются.

Дисциплина работников таможни

Организация работы таможенников и их дисциплина имеют высокий уровень. Здесь работают не по доверию, а по четкому контролю. По окончанию смены на выходе из цеха собирается большое число работников, ожидающих свою очередь на досмотр. Но кроме ежесменного контроля, операторы и грузчики досматриваются при каждом выходе из цеха! Осмотром занимается служба охраны, используя для этого металлодетектор. Иногда при досмотре присутствует сотрудник службы безопасности отделения. Возможность сговора между работниками и службой охраны исключена, потому что охранники регулярно меняются. Кроме того, в каждом цехе имеются видеокамеры с широким охватом территории. Если сотрудник был пойман на краже или каком-либо другом нарушении, к нему принимаются самые строгие меры. Вполне вероятна и уголовная ответственность.
Но, тем не менее, на свой страх и риск, работники таможни все-таки пытаются воровать. Операторы контролируют инспекторов, и могут попросить их пропустить «слишком легкие» посылки. И это происходит довольно часто – посылка только пришла, а уже пустая.
Воруют и грузчики. Они попадаются на кражах чаще остальных сотрудников. В основном, они «берут» себе ценные вложения небольших размеров: телефоны последних марок, дорогие зажигалки и пр.
Операторы также бывают замеченными в воровстве. В общем, играть по своим личным правилам хотят многие. Однако, что касается инспекторов, то они ни разу не были пойманы на краже – ни посылок, ни вложений.

Как происходит контроль посылок

Если инспектор обнаружил в посылке запрещенный груз, то о нем посылается уведомление или его отправляют обратно. Но ни в коем случае он не выбрасывается. Если же в посылке найдены веществаи, то на таможню вызывается ОБКН.
Что интересно, это то, что для каждой страны можно выделить свою специфику товара, то есть то, что потребителями заказывается оттуда чаще всего. И вот основные торговые направления, которые можно выделить.
США . Штаты посылают нам самый разнообразный товар, начиная от самого популярного: одежды, электроники, косметики, заканчивая товарами для дома и другими бытовыми вещами. Из США приходит все, кроме веществаов. Американские посылки, как правило, выпускаются достаточно оперативно. Инспекторы редко их досматривают. В основном они изучают вложение с помощью декларации.
Германия . Немцы шлют нам посылки с вложениями, которые не отличаются богатыми ассортиментом. Самый распространенный груз оттуда – электроника. Также присылают и личные вещи. Нередко происходит задержка посылок на таможне именно из Германии. Это из-за того, что часто возникают проблемы с переводом немецкого языка. Таможенники вынуждены пользоваться словарями или переводчиками. Также сложности возникают с декларациями, которые очень часто заполняются вручную. Бывает и такое, что посылка проходит таможню с копией декларации, а это, конечно же, влияет на процесс контроля, замедляя его скорость.
Великобритания . Эта страна особо не удивляет своим товаром, который, впрочем, приходит самый разнообразный. Ассортимент таков: одежда, обувь, электроника. Валюта, которая указывается в декларации – фунт стерлингов.
Япония . На фоне остальных стран Япония «радует» таможенников не только вложениями – документами, дисками, сладостями, одеждой, но и декларациями и инвойсами. Как правило, они доставляют работникам таможни немало хлопот. Большое количество посылок, которые доставлены из Японии, адресуются юридическим лицам.
Тайвань . Из Тайвани почти каждая таможня, в том числе таможня России и таможня Украины, получает посылки с электроникой. Но не обходится и без «сюрпризов» – попадаются и веществаи. Однако лидирует по поставке веществаов совсем другая страна. Это Китай.
Китай . На Китай приходится 90% наркотрафика. Именно поэтому посылки, доставленные на таможню из Китая, проходят рентген в 99% случаев. Большинство посылок досматривается. По словам кинологов, в последнее время все больше участились случаи обнаружения сильнодействующего веществаа (изготовленного в Китае), нюхнув которое человек умирает буквально через три дня. Якобы китайцы таким образом хотят уменьшить количество наших людей.
Кроме веществаов, из Китая приходит также много других вещей. И получатели возмущаются, почему задержали посылку на таможне именно из Китая. Теперь возможно, что граждане, ожидающие китайскую посылку и зная о проблемах, связанных с веществаами, будут немного терпимее.
И если уж продолжать тему о веществаах, то отметим, что веществаи на таможне обнаруживают достаточно часто. Так, например, за смену однажды было выявлено семь посылок с наркотическими веществами. О некоторых посылках с веществаами ОБКН известно заранее и работники этой службы могут следить за перемещением посылки еще с другой страны. У ОБКН нет определенной и постоянно повторяющейся схемы действий, каждый раз они могут действовать по-новому. Например, некоторые посылки они задерживают сразу, другие же могут пускать дальше и следить за их продвижением.
Италия . Страна-сапог на таможне известна как поставщик одежды. Вложения практически каждой посылки составляют именно вещи для гардероба. Из них 98% – это ассортимент онлайн-магазина «Yoox». Конфискация паллета с итальянскими отправлениями больше всего обрадует таможенного инспектора. И если вы получили уведомление о своей итальянской посылке, то, скорее всего, ее стоимость превысила допустимую таможенную стоимость вашей страны. Для России и Казахстана это 1000 евро, для Украины – 300 евро, а для Белоруссии эта стоимость составляет всего 60 евро.
Нужно отметить, что в стоимость посылки не входит доставка. Учитывается только стоимость вложения. Чтобы выявить пользователей, неоднократно превышающих допустимую таможенную стоимость, работники таможни пользуются данными ПР. Своей базы данных у них нет. Если вы хотите, чтобы вашу посылку пропустили, но при этом занижаете ее стоимость, то хотя бы делайте это правдоподобно. Шансы есть. Но если уж вы перегнете палку, и инспектор вскроет вашу посылку, в которой обнаружится инвойс с реальной стоимостью... ожидайте уведомление.

Досмотр вложений

Как только посылка оказывается на таможне, инспектор имеет право на ее вскрытие и осмотр, даже если теоретически в ней нет опасных или запрещенных вложений. Вскрытием и обратной упаковкой занимается оператор, в обязанности инспектора входит только досмотр. По возможности оператор старается упаковать посылку так, чтобы к ней вернулся первоначальный вид. Обязательным требованием к оператору является сохранение целостности и невредимости вложений, а также обеспечение безопасности дальнейшей транспортировки. Словом, посылка и ее содержимое должны дойти до получателя без каких-либо повреждений. Когда курьер приносит посылку, получателю рекомендуется не расписываться о ее получении до того, как он внимательно ее не осмотрит.
Если посылка пришла к вам поврежденной, как можно узнать о том, кто в этом виноват – таможня или перевозчик? Все достаточно просто. У таможенных инспекторов существует два вида обозначений, а точнее цветной скотч. Его цвет и является определителем. Если посылка обклеена красным скотчем, это означает, что она досматривалась на таможне. Если же вы обнаружили зеленый скотч и к тому же посылка повреждена, это значит, что виноват перевозчик и таможенники ее не трогали. Прозрачным скотчем инспекторы не пользуются, поэтому если вы обнаружили его на посылке, это говорит о том, что его, скорее всего, наклеил отправитель, переживающий за сохранность вложения.
Очень часто можно услышать вопрос: если в полученной посылке обнаружено небольшое отверстие, в которое даже рука не пролезет, и при этом все содержимое на месте, можно ли считать, что посылку досматривали внутри? Ответ на этот вопрос – если на посылке нет красного скотча, то на таможне посылка не досматривалась. Но на такой посылке должен быть зеленый скотч, а также должен прилагаться акт о повреждениях и о возможной разнице в весе (подавательском и фактическом).
Посылки, отправляемые на экспорт, просвечиваются на таможне всегда. Проверяется каждая посылка.​

Запрещенные вложения

Самым известным запрещенным вложением является оружие. И посылки с ним, конечно же, в большинстве случаев, будут отправляться «на уведомление». Детали оружия также являются запрещенными для перевозки. Однако и оружие, и детали к нему бывают разными, как и отношение к ним инспекторов. Некоторые инспекторы без разбора останавливают посылки с запрещенными на первый взгляд вложениями, другие же обращают внимание на происхождение и предназначение оружия (или его деталей). Так, например, прицел может быть для снайперской винтовки, а может быть и для охотничьего оружия. Если инспектор видит, что оружие или деталь к нему не является опасной, то он, как правило, пропускает посылку. Но некоторые инспектора, не желая разбираться – что и зачем, просто останавливают подобные посылки. И они имеют на это право, потому что по большому счету инспектор не может разбираться во всех видах вложений, для этого он пользуется экспертизой, фитоконтролем и пр. Посылка тем более отправляется на уведомление, если происхождение вложения вызывает сомнение, например, если на нем отсутствует заводская упаковка, маркировка и если статус посылки определить сложно.
Но если инспектор совсем уж не может отличить обыкновенную игрушку от опасного груза, и останавливает вашу посылку или, еще «лучше», отправляет обратно, пишите жалобу на такого инспектора. Его должны наказать, а посылку выслать вам.
Останавливают на таможне и отправляют «на уведомление» посылки с посудой и другими вещами из вермахта. Получатель должен индивидуально объяснить статус посылки.
Если вы собираетесь получить посылку, в которой содержится коробка с сигарами, то будьте уверены, что инспекторы обратят внимание и на размер коробки, и на ее внешний вид. Как бы вы не старались перехитрить таможенников – вам это, скорее всего не удастся. Ни заполнение декларации ложным вложением, ни тем более, честным, не спасет вашу посылку от рентгена, а вас, соответственно, от уведомления. Посылку вскроют, проведут описание и отправят ее обратно.
О списке запрещенных товаров стоит сказать и то, что в нем нет ни одного упоминания о каких-либо запрещенных брендах. Ну, разве что эти бренды принадлежат запрещенным товарам. Но существует, например, список вещей, которые не могут рассматриваться как товары для личного пользования и это тоже стоит учитывать.
Как только посылка поступила на таможенный контроль инспектору, она проходит рентген-контроль. Если в посылке не выявлено ничего запрещенного, то, в основном, задержек почти не случается. Если же рентген обнаружил в посылке запрещенное вложение или торговую партию, то посылка либо отправляется обратно, либо идет «на уведомление».

Задержка посылок на таможне

Посылка на таможне может провести разное время. Ее могут осмотреть очень быстро, а могут задержать и на 2-3 дня. То, насколько быстро посылка проходит таможню, зависит от многих факторов. Например.
1) Содержание инвойса.
От того, как отправитель заполнил инвойс, зависит скорость работы инспекторов. Например, если в посылке находится 50 пар носков, необязательно в инвойсе писать каждую пару отдельно. Напишите, что в вашей посылке 1 комплект из 50 пар носков. Если он куплен по скидке в каком-нибудь интернет-магазине, еще лучше. Так и напишите. Это усыпит бдительность инспекторов, и они не будут досматривать каждую пару носков. Одним словом, количество товара лучше включать в наименование, а в количестве уже указывать, сколько у вас комплектов. Такое заполнение существенно ускорит время проверки. Даже если у вас, например, 5 разных футболок, но одной марки и одинакового размера, укажите их как комплект, указав, что его одна штука, но в нем содержится пять футболок. Единственное, чего не стоит делать при заполнении декларации это употреблять для названия вложения слово «gift». Посылки с таким вложением отправляют на рентген.
Если вашу посылку остановили по причине того, что приняли ее за товарную партию, то, скорее всего, по сути, она таковой и является. Не заказывайте десять одинаковых сумок, а закажите их несколько и разных. Тогда у вас не будет никаких проблем.
2) Загруженность цеха
На таможне бывают разные ситуации. В том числе и такие, когда количество посылок огромное и работники таможни не справляются со всеми отправлениями. Бывает и такое, что посылка ожидает своей очереди 2-3 дня. Иногда в цеху невозможно пройти – все помещение заполнено паллетами.
При том, что посылка может задержаться на таможне из-за загруженности цеха, потерять посылку в цеху невозможно. Паллеты двигаются по цеху постоянно. Одни отправляют на таможню, другие – на транзит, третьи – на возврат, четвертые – на отправку. Поэтому затеряться где-то в углу и быть незамеченной грузчиками (или операторами) посылка не может.
К слову сказать, трек-номер, которым обеспечивается получатель для отслеживания посылки, выдается перевозчиком. Таможня этим не занимается.
3) Страна-отправитель
Как уже отмечалось выше, каждая страна имеет свою специфику товара. И именно вид вложений, присланных с той или иной страны, влияет на скорость работы инспекторов. То есть, проверяя, например, посылки из Китая, Пакистана, Таиланда, Германии, инспектор работает медленно, потому что тщательно досматривает все вложения. Если проверяются посылки из Италии и США, то работа, конечно же, проходит на порядок быстрее.
4) Работа сотрудников таможни
Грузчики на таможне разные, они обладают разной трудоспособностью и скоростью работы. Особенно их темпы работы заметны в цеху EMS, где им требуется подавать паллеты оператору.
Оператор в одиночку или вместе с грузчиком разбирает паллеты, вынимая из всех посылок декларации, чтобы предать их инспектору. Таким образом, скорость работы всей системы таможни зависит от скорости отдельных ее составляющих, то есть грузчиков, операторов и инспекторов.
В целом подытоживая трудоспособность работы таможни, можно сказать, что она справляется с объемами отправлений. Благодаря желанию инспекторов перевыполнять норму (200 посылок), за смену таможня выпускает до 400 посылок.​

Как отстаивать свои права

Если в вашей посылке не хватает вещей, то можно установить какой инспектор занимался выпуском. На декларации вы можете найти его личную печать. Еще в посылке должен иметься акт фактического вложения с описанием. На этом акте должна стоять подпись инспектора и оператора. Имея на руках доказательства в виде официальной документации, пишите жалобу и ожидайте ответ.
На таможне существует специальная группа, в чьи обязанности входит рассмотрение жалоб граждан. Поэтому пишите жалобу, если вы считаете, что ваши права были нарушены – вашу посылку задержали или испортили (украли) ее содержимое.
В большинстве случаев правда должна остаться за вами, потому что работники таможни заинтересованы в том, чтобы как можно скорее исчерпать конфликт. Но если уж ситуация сложилась совсем неконтролируемая и вы не можете добиться справедливости, пишите жалобу на имя президента. Таможенники этого очень боятся. И если ваша жалоба дойдет по назначению, а действия таможенников будут истолкованы как правонарушение, их уволят согласно действующему законодательству. Знайте, что администрация президента – это наивысшая инстанция, способная влиять на деятельность таможенных служб.
Запомните, самое главное в общении с таможней – не общаться с ней устно. Все ваши переговоры должны проходить в письменном виде – только так вы можете получить какой-либо результат. И будьте уверены, что если сотрудники таможни нарушили свои полномочия, они понесут за это ответственность.