Как получить разрешение на международные перевозки грузов. Как оформить лицензию на международные перевозки грузов автотранспортом. Кем выдаются разрешительные документы

Разрешение на международные перевозки грузов называют допуском к осуществлению указанных перевозок (допуск МАП). О порядке и условиях его получения, сроках действия читайте в этой статье.

Условия получения разрешения на международные перевозки грузов для ИП и организаций

Международная автомобильная перевозка грузов бывает:

  • транзитной;
  • двусторонней;
  • с территории или на территорию третьего государства.

Критерии отнесения перевозки к каждому из видов утверждены приказом Минтранса России от 19.08.2015 № 248.

Российскому перевозчику для ведения указанной деятельности, независимо от вида, нужно получить разрешение на международные перевозки грузов автотранспортом — так называемый допуск МАП.

Согласно п. 3 положения, утв. постановлением Правительства от 16.10.2001 № 730 (далее — положение № 730) к условиям выдачи разрешения на международные перевозки грузов для ИП и юридических лиц относятся:

  • соответствие транспортного средства (ТС) международным техническим стандартам;
  • наличие соответствующей квалификации у водителей;
  • устойчивое финансовое положение заявителя-перевозчика;
  • наличие действующего полиса ОСАГО.

Соблюдение указанных условий подтверждается документами, копии которых обязательно подаются вместе с заявлением.

Порядок получения допуска на международные перевозки

Документы на получение допуска МАП подаются в структурное подразделение Ространснадзора — межрегиональное управление Госавтодорнадзора.

Список подаваемых документов содержится в п. 7 положения № 730.

  1. Заявление, в котором указывается информация:
  • о заявителе: название организации / Ф. И. О. и паспортные данные предпринимателя, адрес, ИНН, номер записи в ЕГРИП/ЕГРЮЛ;
  • ТС: марка, тип двигателя, госномер и т. д.;
  • водителе, который будет управлять этим ТС;
  • сроке, на который запрашивается допуск.
  1. Копии документов, связанных с ТС: паспорта, документа — основания владения этим ТС, полиса ОСАГО.
  2. Копия документа, подтверждающего квалификацию водителя.
  3. Документы, подтверждающие финансовую устойчивость заявителя: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Вместо бухотчетности можно представить сведения о кадастровой стоимости недвижимости, если у перевозчика есть недвижимость стоимостью от 300 тыс. руб.

Госавтодорнадзор рассматривает документы в течение 30 дней со дня их получения.

Если госорган принял положительное решение, он выдает заявителю удостоверение и карточку допуска.

Удостоверение и карточка допуска — в чем разница

Перевозчику выдаются:

  • удостоверение допуска, подтверждающее его право на международные перевозки автотранспортом;
  • карточка допуска на ТС, на котором будут осуществляться перевозки (п. 6 положения № 730).

Формы бланков этих документов утверждены Минтрансом РФ, они являются документами строгой отчетности.

Информация о выданных удостоверениях и карточках допуска вносится в специальный реестр. Его можно скачать с сайта Ространснадзора .

Удостоверение выдается в следующем порядке.

  1. При первом обращении в Госавтодорнадзор срок действия удостоверения ставится 1 год. Продлевать его нельзя, нужно обращаться за новым удостоверением.
  2. Во второй раз удостоверение выдается на тот срок, что был указан в заявлении, но не более чем на 5 лет.

Это удостоверение можно продлить — за 30 дней до истечения срока подается заявление о продлении. Госавтодорнадзор может удовлетворить заявление о продлении 2 раза, затем придется оформлять новое.

Может быть ситуация, когда перевозчик приобрел еще ТС, увеличил свой транспортный парк. Тогда ему нужно получить карточки допуска и на новые ТС. Для этого им в контролирующий орган подается заявление, где указывается:

  • номер удостоверения;
  • сведения о новом ТС.

Удостоверение и карточка доступа выдаются бесплатно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Подать заявление на выдачу допуска МАП, продление действия удостоверения и карточек допуска можно не только письменно, но и электронно (п. 22 (1) положения № 730).

Права, обязанности, ответственность перевозчика, имеющего допуск МАП

Вкратце расскажем о правах, обязанностях и ответственности перевозчика, имеющего допуск МАП.

Перевозчик, имеющий допуск указанного вида, имеет право на получение разрешения от органа иностранной государственной власти на проезд по территории этого иностранного государства, а также на оформление перевозки с применением книжки МДП.

В число обязанностей перевозчика входит (п. 16 положения № 730):

  • соблюдение законодательства РФ и международных договоров;
  • контроль срока действия карточек допуска и наличия у водителя свидетельства о соответствующем уровне компетенции;
  • своевременное предупреждение Госавтодорнадзора о планируемых изменениях в учредительных документах и т. д.

За осуществление перевозок при отсутствии допуска МАП водителя могут привлечь к ответственности по ст. 11.29 КоАП.

Как получить допуск на международные перевозки опасных грузов

Разрешение на международную перевозку грузов автомобильным транспортом, рассмотренное выше, нужно получать в любом случае. Без него перевозчик до международных грузоперевозок не допускается (п. 7 ст. 2 закона «О государственном…» от 24.07.1998 № 127-ФЗ).

Если перевозимый груз — опасный, нужно получить еще специальное разрешение на международные перевозки опасных грузов. Это самостоятельный документ, он оформляется после получения допуска МАП.

При этом в Госавтодорнадзор подаются:

  • заявление;
  • копия свидетельства о допуске ТС к перевозке опасного груза;
  • копия паспорта ТС;
  • копия разработанного маршрута перевозки опасного груза и т. д.

Для ведения деятельности по международным перевозкам автотранспортом лицензия не нужна, необходимо получить допуск МАП. Он включает в себя удостоверение и карточку допуска. Эти документы оформляются бесплатно в Госавтодорнадзоре в течение 30 дней со дня обращения. Если груз опасный или очень тяжелый, кроме допуска МАП нужно получить еще спецразрешение на перевозку такого груза.

О правилах, которыми должны руководствоваться стороны договора МАП, можно прочитать в статье

Организация собственного дела, связанного с предоставлением услуг по перевозке грузов, требует обязательного оформления соответствующего пакета документов. Одним из которых является лицензия на международные грузоперевозки. Это разрешительный документ для перевозки грузов в страны Зарубежья. Наличие документа для владельцев транспортных компаний, занимающихся грузоперевозками, является основополагающим. Лучше заняться его оформлением сразу же при регистрации собственного бизнеса. Для получения лицензии нужно подать в государственные инстанции заявление и документы, дождаться их обработки. При положительном вердикте выдается разрешение, или лицензия для перевозки грузов на дальние расстояния. Сбор документов требует времени и если заниматься этим некогда, то оформление лицензии можно поручить частной фирме, которая за вознаграждение быстро оформит всю необходимую документацию.

Лицензия на международные грузоперевозки может оформляться самим перевозчиком или при помощи частных фирм

Какие нужны документы для получения лицензии

Для получения разрешения на грузоперевозки нужно предоставить нотариально заверенные ксерокопии:

  • паспортов на имеющиеся транспортные средства;
  • справки о техосмотре;
  • договора аренды при наличии арендованного транспорта;
  • страхового свидетельства;
  • свидетельства о регистрации предприятия, заверенного нотариусом;
  • учредительных документов;
  • кодов предпринимательской деятельности;
  • реквизитов предприятия: адреса фактического местонахождения, телефоны, Ф.И.О. водителей, осуществляющих перевозки;
  • сертификата договора на хранение транспорта в разрешенном документально месте при наличии собственной автостоянки;
  • состава специалистов, данные приказа об их назначении на должность водителя, сведения о профпригодности, наличие дипломов БДД;
  • данных медосмотра на каждого водителя.

Медосмотр водителей необходим для получения лицензии

Кем выдаются разрешительные документы

Допуск – разрешение на осуществление международных перевозок и грузов, выдается Транспортным органом, находящимся в подчинении у Росминтранса. Выдается лицензия специального образца после проверки и оформления документации в установленном порядке. Наличие водительских прав, квалификации и образования у каждого штатного водителя – обязательное условие при подаче заявки. Рассмотрение предоставленных документов занимает 1-1,5 месяца, истинность поданной документации тщательно проверяется компетентными органами.

Перечень документов объемен, сбор занимает немало времени, поэтому многие компании обращаются в специализированные фирмы, которые за вознаграждение подготовят документы для подачи в Транспортную компанию. К документам нужно приложить заполненное заявление, оплатить госпошлину. Общая сумма расходов с учетом нотариальных расходов составит в 6000-6500 рублей. Стоимость лицензии будет стоить 50000-65000 рублей. Отдельно нужно заплатить за лицензионные сборы, подачу документов, также при получении лицензию на руки.

Лицензирование перевозок компаниям выдается на 1 год, организациям, уже ранее получавшим данное разрешение – на 5 лет. Допуск к перевозкам выдается на каждое транспортное средство в виде удостоверения. Каждый водитель должен бережно хранить документ, держать постоянно в кабине своей машины. По истечении указанного срока можно подать новую заявку на переоформление и продление лицензии, но не ранее, чем за 3-6 месяцев до окончания срока годности действующей заявки. Более 2-х раз лицензию продлевать нельзя.

Лицензия выдается Ространснадзором по истечении 30 календарных дней после подачи заявки в двух экземплярах: в виде удостоверения и карты доступа, подтвержденные печатями и подписями. Вся выданная фирме документация подлинная, государственного значения, не подлежит продаже, обмену и передачи посторонним лицам, подотчетна, поэтому все бланки оригинальны.

Осуществление деятельности по международным перевозкам без оформленной лицензии незаконно, на предпринимателей налагаются штрафы, могут возникнуть проблемы при оформлении допуска в дальнейшем. Рекомендуется индивидуальным предпринимателям подготовить и подать на рассмотрение в транспортную инспекцию соответствующие бумаги сразу же после регистрации своей предпринимательской деятельности. Лицензия – документ государственного образца, поэтому все требования и предписания, обозначенные в ней, должны неукоснительно соблюдаться.

Выдача документов производится Транспортным органом

Кому могут отказать в выдаче лицензии

Заявка на получение лицензии перевозок может быть отклонена по причине:

  • недостоверной, ложной информации в представленных документах;
  • неисполнения предписаний, обозначенных правом;
  • нахождения предприятия на грани ликвидации;
  • потери водителями квалификацию, лишения их водительских прав;
  • поступивших сведений от других госслужб о неисполнении тех, или иных требований.

В случае отказа Лицензионный комитет должен уведомить письменно об этом заявителя, указать причину отрицательного вердикта. Если необходимый документ для перевозки международных грузов вы получили, то предприниматели обязаны соблюдать все условия, прописанные в нем, бережно относиться к документу, не передавать его третьим лицам. В противном случае лицензия может быть отозвана, работа предпринимателя приостановлена, а все участники привлечены к уголовной ответственности.

При наличии 8-местного автомобиля для международных перевозок по усмотрению Ространснадзора получить лицензию можно сразу на 5 лет, испытательного срока нет. Однако автотранспортное предприятие не должно иметь нареканий, ранних негативных отзывов от своих клиентов, но должно иметь безупречную репутацию, большой стаж работы в сфере перевозок грузов на дальние расстояния. Новички получить разрешение могут только сроком на 1 год, но в дальнейшем подать заявку на продление.

Лицензирование грузов – важный аспект для осуществления деятельности по оказанию транспортных услуг. Начинающим перевозчикам разобраться в правовых аспектах данного бизнеса трудно, торговые экономические отношения между странами постоянно меняются. Доставить груз в другую страну проблемно. Подготовка и оформление всех сопутствующих и сопроводительных документов, получение разрешения для беспроблемного въезда в другую страну отнимает много времени.

Но для перевозки восьми и более человек, также доставки продукции в другие страны, международное разрешение получить нужно обязательно, поэтому при нежелании заниматься лицензированием своего транспорта самостоятельно, можно воспользоваться услугами фирм, которые помогут с оформлением документации в короткие сроки.

Компания «ДжиАр ЭлЭс» предоставляет услуги по оформлению транспортной лицензии на пассажирские перевозки с 2005 года. Наработанный опыт практического взаимодействия с государственными лицензирующими органами служит базой надёжного сотрудничества с нашими клиентами. Мы гарантируем получение лицензии на транспортные перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, всем своим заказчикам.

Услуги по оформлению лицензии на пассажирские перевозки включают:

  1. Консультирование по вопросам законодательного регулирования транспортной деятельности;
  2. Подготовка и подача необходимого пакета документов для получения транспортной лицензии на перевозку пассажиров;
  3. Мониторинг процесса прохождения подданных документов на всех этапах их рассмотрения;
  4. Лоббирование Ваших интересов в государственных органах;
  5. Получение транспортной лицензии на пассажирские перевозки и передача её Вам.

В результате наших услуг Вы получаете:

  1. Лицензия на пассажирские перевозки;
  2. Лицензионная карточка , которая содержит номер и дату выдачи лицензии, срок её действия, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности;
  3. Приложение к документу, подтверждающему наличие транспортной лицензии на перевозку пассажиров.

Лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом выдаётся на 5 лет.

Государственная пошлина за предоставление транспортной лицензии на пассажирские перевозки составляет 2 600 рублей.

Срок действия лицензии на пассажирские перевозки продлевается по заявлению лицензиата.

Срок оформления лицензии на перевозку пассажиров: 45 дней.

За продление срока действия лицензии взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

За получение дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии на перевозку пассажиров, взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

Юридическая фирма «ДжиАр ЭлЭс» может помочь Вам с получением лицензии вне зависимости от организационно правовой формы Вашего бизнеса (ООО, ЗАО, ОАО или ИП). Также возможно получение лицензионных карточек на Ваши автобусы.

Срок действия лицензионной карточки на каждую единицу автотранспорта (автобус) - 1 год.

Требования к лицензиату для получения лицензии на пассажирские перевозки:

Документы, необходимые для получения транспортной лицензии на пассажирские перевозки:

1. Учредительные документы юридического лица:

  • Устав юридического лица;
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);
  • Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (ИНН);
  • Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.02 г.;
  • Изменения, дополнения к уставу юридического лица (касающиеся изменения названия и адреса) + свидетельства (решения) о их регистрации, если таковые были;
  • Коды статистики с расшифровкой;
  • Выписка из ЕГРЮЛ, датированная не более месяца назад;
  • Решение (приказ, протокол собрания учредителей) о назначении руководителя Общества;
  • Договор аренды фактического адреса предприятия.
2. Документы на ответственное лицо:
  • Удостоверение о профессиональной компетентности в области автотранспортной деятельности;
  • Трудовая книжка (трудовой договор);
  • Аттестация по БДД.
3. Документы на водителей:
  • Медицинская справка;
  • Водительское удостоверение;
  • Трудовая книжка;
  • Документы, подтверждающие стаж работы водителем категории «Д» не менее 3 лет.
4. Документы на автотранспорт:
  • Паспорт транспортного средства;
  • Свидетельство о регистрации ТС;
  • Полис ОСАГО;
  • Талон ГТО;
  • Паспортные данные владельца автобуса (если автобус арендован) или договор аренды.

5. Договор с организацией имеющей право проводить предрейсовые медосмотры водителей (+ копия лицензии на право их проведения).

6. Договор на техническое обслуживание автотранспорта (+ копия сертификата соответствия).

7. Договор на стоянку автотранспорта (адрес фактического места стоянки + копии платежных поручений, кассовых чеков, квитанций об оплате стоянки).

8. Сведения о Руководителе, главном бухгалтере, ответственном за транспорт: ФИО полностью, телефон.

9. Сведения об организации: адрес, телефон, факс, банковские реквизиты.

За более подробной информацией о том, как обращайтесь по контактным телефонам, либо электронной почте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Международное лицензирование

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях торговля изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами, моделями и товарными знаками на внешнем рынке имеет огромное значение для экономического развития любого государства.

Международное лицензирование является основной формой научно-технического обмена между странами.

Развитию экспорта технологии на основе лицензионных соглашений способствует и строительство за рубежом комплексных предприятий. Одной из причин быстрого развития лицензионной торговли является существенное повышение ее доходности. Расширилась практика продажи лицензий на побочные технологические процессы и на отдельные изобретения при сохранении монополии на технологию изготовления готового продукта. В результате бурного роста международной торговли лицензиями и патентами и нелицензионными "ноу-хау" сформировался специфический рынок со своими особенностями и закономерностями.

Международная торговля лицензиями и "ноу-хау" стала важной составной частью современной мировой торговли, фактором ускорения международного товарооборота.

Объект исследования - Международная торговля лицензиями.

Цель контрольной работы рассмотреть международное лицензирование и его специфику в России.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть характеристику международных лицензий.

2. Рассмотреть международное лицензирование в России.

3. Рассмотреть развитие франчайзинга в России.

Характ еристика международных лицензий

"Лицензия" - разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий различных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются: запатентованные изобретения; промышленные образцы; товарные знаки, ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной. экспорт франчайзинг лицензия

Лицензирование - это контрактная форма деловых взаимоотношений между лицензиаром, который разрешает использовать принадлежащий ему патент, торговую марку, авторское право или какую-либо другую форму интеллектуальной собственности за компенсацию, и лицензиатом.

Несмотря на то, что лицензионные соглашения, как правило, имеют свои специфические особенности в каждом конкретном случае, существует устоявшаяся и широко применяемая в международной торговле классификация видов лицензий.

1. Простая лицензия.

При продаже простой лицензии лицензиар предоставляет разрешение лицензиату использовать в течение определенного срока права на объект лицензии, внося на счет лицензиара оговоренные платежи. При этом продавец простой лицензии оставляет за собой право использовать непосредственно объект лицензии самостоятельно и продавать схожие лицензии третьим лицам. Продажа подобного вида лицензий характерна в сфере массового производства. В таком случае, продукция, выпускаемая по лицензии под одной торговой маркой на разных предприятиях, нередко находящихся в одном регионе, пользуется таким спросом, что не возникает столкновения интересов между лицензиатами.

2. Исключительная лицензия.

Продажа исключительных лицензий является наиболее распространенной формой лицензирования в международной торговле. При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительное право использовать объект лицензии в течение сроков и в рамках территории, оговоренных в договоре.

Популярность этого вида лицензии основана на том, что лицензиат не рискует столкнуться с другим лицензиатом, оперирующем в том или ином регионе, что избавляет его от нежелательной конкуренции. Лицензиар, в свою очередь, не теряет возможности продавать лицензии и использовать интеллектуальную собственность в других регионах.

Территория, на которой действует исключительная лицензия, может сильно различаться, в зависимости от условий соглашения. Это может быть город, штат, страна и даже континент.

3. Полная лицензия

При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается прав на самостоятельное использование объекта лицензии и на продажу лицензии третьим лицам на срок, предусмотренный в соглашении. Продажа такого вида лицензий практикуется небольшими фирмами.

Не смотря на многочисленные преимущества международного лицензирования, оно вне сомнения связано с определенным риском, как для лицензиара, так и для лицензиата. Основной риск для продавца лицензии заключается в том, что партнер, с которым было заключено соглашение, может не выполнить свои обязанности или будет выполнять их плохо. В связи с этим, фирма, которая продает лицензию, проводит ряд исследований. Потенциальные рынки тщательно изучаются с точки зрения их объемов, оцениваются преимущества и недостатки лицензирования в данных условиях, составляется реестр действующих фирм, оценивается их доля на рынках и т. д. Компания не сможет заключить выгодное лицензионное соглашение без соответствующих исследований, проведенных надежной организацией или непосредственно сотрудниками фирмы. Во многих случаях, лицензиар предварительно проводит консультации с юристами, специализирующимися в области интеллектуальной собственности и другими фирмами или лицами, знатоками в этой области. Многие и многие факторы учитываются при выборе лицензиата.

Если раньше непосредственно продажа лицензии являлась основной целью разработчика продукта или технологии, где роли были четко разграничены: лицензиар занимается разработкой идеи или прототипа продукции, а лицензиат организовывает коммерческое производство и продвижение товара, то сейчас подход к этой проблеме изменился. "В современном мире фирмы рассматривают лицензионное соглашение не как завершение транзакции, а как начало новых отношений". Такой подход позволяет фирмам использовать лицензиата в качестве дополнительного ресурса. Лицензиар все чаще стремиться позиционировать себя как члена команды лицензиата, поэтому выбор партнера очень важен.

В последнее время, лицензиар старается предоставить условия лицензиату, при которых он сможет внести определенные улучшения в продукт. Наряду с этим, продавец лицензии впоследствии направляет усилия на разработку таких идеи и продуктов, которые будут соответствовать требованиям клиентов лицензиата. То есть, современные фирмы стремятся сделать лицензиата зависимым от их услуг, не ущемляя ни в коем случае его прав. Лицензиар, работающий в сегодняшних условиях, пытается вместе с продажей лицензии осуществить поддержку лицензиата, так как осознает то, что заключение лицензионного соглашения не конец, а начало совместной деятельности.

Международное лицензирование в России

Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран и групп стран, являются: доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП; расходы на НИОКР на душу населения; доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета; численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения данной страны); количество международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции; доля данной страны на мировом рынке высоких технологий. Однако по многим показателям Россия отстает от мировых лидеров.

В России инвестиции увеличились с 9 (2006 г.) до 20 млрд. долларов (2014 г.). Однако развивающиеся страны показывают еще большие цифры. Например, валовые внутренние издержки Китая на НИОКР (в 2009-2014 гг.) в реальном выражении ежегодно росли примерно на 19% и достигли 86,8 млрд. долларов (2014 г.). Еще большего добилась Индия - 23,7 млрд. долларов (2012).

Многие страны - члены ОЭСР (куда входит 30 экономически развитых держав мира) увеличили государственные расходы на НИОКР. Этому не помешало даже происходившее в некоторых из них общее сокращение финансирования из национального бюджета. Тем самым эти страны выразили политическую поддержку поощрению инвестиций в научные исследования и инновации. К тому же многие члены ОЭСР (как и некоторые не входящие туда государства) в последние годы приняли национальные программы, нацеленные на развитие и продвижение своей науки и передовых технологий.

В России же доля расходов на НИОКР в 2014-м составила 1,08% в сравнении с 1,28% тремя годами ранее. И по-прежнему подпитывает сектор в основном госказна (примерно 70%). С человеческими ресурсами обстоит гораздо лучше. Сфера науки и технологий в России по абсолютному количеству занятых в ней занимает четвертое место в мире (после США, Китая и Японии). И даже если взглянуть на это в относительном разрезе - на 1000 человек населения, показатель окажется выше, чем во многих развитых странах. А по доле граждан с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет России до сих пор нет равных в мире (55% населения).

По-прежнему хорошо выглядит и соотношение диссертаций, защищаемых по техническим направлениям, с общим числом новоиспеченных обладателей ученых степеней. Но вот практические результаты смотрятся скромнее. Например, за 10 лет (с 2004 по 2014) мировая доля публикаций научных статей специалистов из России упала с 3,3 до 2%. Национальный вклад в глобальное число триадических семейств патентов (т.е. зарегистрированных для защиты одного и того же изобретения сразу в США, Японии и ЕС) составил 0,1%.

Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке в 2014 г. составил 2,3 трлн. долл. Из этого объема на долю США приходится 39 %, Японии - 30, Германии - 16, России - менее 1 %. Низкая доля нашей страны во многом объясняется преобладанием в недалеком прошлом военных НИОКР и слабым развитием коммерческой деятельности в научной сфере.

Россия находится на одном уровне с европейскими странами по уровню ввоза новых технологий, машин и оборудования. По способности потреблять мы вровень с Западом, а вот по способности производить - по-прежнему далеко позади.

Собственные производительные силы практически не развиваются - на НИОКР в России идет лишь 10% всего объема инвестиций, тогда как в Германии - более 50%, в Финляндии - около 70%, во Франции - более 90% всех инвестиций на инновации. Обратная же ситуация с инвестициями организационно-маркетингового характера - их доля в среднем в 2,5-3 раза выше чем в Европе.

В перспективе ОЭСР пророчит России обострение проблем. Рекомендации же, конечно, носят общий характер: перераспределить обязанности внутри инновационной системы, чтобы она больше соответствовала современной - динамичной и открытой - рыночной экономике; стимулировать инвестиции частного бизнеса; улучшать инфраструктуру для коммерциализации разработок; усилить интеграцию науки и учреждений высшего образования и т. п.

А для начала не помешало бы наладить более четкую статистику. Сегодня показатели, основанные на исследованиях инноваций, являют собой лишь усредненные величины, которые пригодны для обобщенных сопоставлений, но не для ориентиров при выработке политики. Между тем такая усредненность не позволяет оценить и использовать многообразие инновационных схем в конкретных отраслях и на предприятиях. Поэтому надо вводить более сложные показатели, основанные на микроданных.

К примеру, в России для оценки инновационной активности отраслей промышленности употребляется такой показатель, как доля предприятий (в общем их количестве в данной отрасли), осуществлявших на протяжении последних трех лет инновационную деятельность. Однако этот индикатор, широко используемый в статистических и аналитических исследованиях, не позволяет судить о масштабах инновационной деятельности на предприятиях отрасли, так как рассчитывается без учета объемов производства и инновационной активности предприятий.

Одной из основных причин утраты Россией позиций на мировом и внутреннем рынках наукоемкой продукции и связанного с этим обвального снижения инвестиций в науку явилось отсутствие государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности в области высоких технологий.

Российская Федерация по-прежнему сохраняет уникальный научно-технический и образовательный потенциал, однако эффективность его практического использования явно низка, так как формирование национальной инновационной системы в условиях рыночной экономики находится в начальной стадии развития.

Проводимая государством политика в этой сфере фрагментарна и не системна, целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности не сформирована, роль государства в этих процессах не определена, эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором не созданы.

Ежегодно в России регистрируют около 23 тыс. патентов, однако более 90% отечественных изобретений, ноу-хау остаются без патентов. Многие незапатентованные идеи берут на вооружение зарубежные производители и создают на их основе современные технологии, которые потом продают в Россию, т.е. происходит экспорт "сырых знаний".

Эту негативную тенденцию можно преодолеть, переняв опыт Китая, который стал третьей в мире страной после США и Японии в сфере инновационных технологий.

Для преодоления негативных тенденций в развитии инноваций нужна инвентаризация интеллектуальной собственности, изменение законодательства в пользу авторов научных и технических разработок.

Развитие франчайзинга в России

История франчайзинга в России связана именно с сектором розничной продажи нефтепродуктов, и в конце 90-х годов основная информация о развитии франчайзинга поступала именно от нефтяных компаний. Именно в этот период времени многие рассматривали франчайзинг как интеграцию крупного и малого бизнеса, что конечно имеет место быть в некоторых секторах экономики (например, продажа нефтепродуктов, осуществление пассажирских перевозок, продажа электроэнергии) и в определенной экономической ситуации, но само по себе не является приоритетом франчайзинга.

В секторе "нового" предпринимательства в описываемый период времени также появлялись концепции, имеющие ряд общих признаков с франчайзингом, но экономически выстраиваемых на лизинговых отношениях, например, "Дока-пицца". Ряд зарубежных концепций, появившиеся на российском рынке испытывали серьезные затруднения, связанные с правовыми, экономическими и психологическими факторами и к настоящему времени устояли на рынке только две компании "Сабвей" и "Баскин Роббинс" (общественное питание).

Преимущества совместного развития стимулируют возрастание интереса в России к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга.

Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга возросло с 85 в 2007 г. до 1350 в 2014 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. В России, впрочем, как и в других странах мира нет официальной статистики по франчайзингу. О развитии этого сектора можно судить только по той информации, которая представлена участниками рынка в СМИ и среде Интернет. Наибольшее количество франшиз в 2014 г. наблюдалось в секторе розничной торговли - 53%, далее следует сфера услуг, на которую приходится 24%, 12% в общественном питании и 8% в прочих сферах деятельности.

Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации.

При этом в каждом государстве также существует своя специфика, что связано с социально-экономическими, культурно-психолгическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определенных товарах и услугах и тенденции развития той или иной отрасли, в общем, влияет на общую структуру франчайзинга. В качестве примера можно привести структуру франшизных рынков России, Европы и США. Понятно, что в региональном разрезе на территории России структура будет отличаться от общероссийской, аналогично в Европе на территориях различных государств и в США на территории различных штатов.

Таблица 1 - Структура рынка франшиз, 2014 г. (% занимаемой доли рынка)

Таким образом, сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, по продаже чая, кофе, выпечки, сыров, замороженных продуктов и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и реальным перераспределением в 2014 г. франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли.

В торговле непродовольственными товарами достаточно сложно идентифицировать организации, которые используют классические модели франчайзинга. В связи с отсутствием в России легального термина под франчайзинговм понимают три основных вида отношений: коммерческую концессию, лицензионные соглашения и дилерские соглашения с дополнительными условиями. Отсутствие четких критериев франчайзинга приводит к недостоверности публикуемой правообладателями информации относительно концепции развития, и как следствие, к завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли.

При всех положительных тенденциях, в настоящее время участники франшизных отношений, присутствующие на российском рынке серьезно рискуют. Административные барьеры, изменение рыночной ситуации, отсутствие единого понимания франчайзинга, достаточно большой уровень недоверия, недобросовестность партнеров, ложные обещания, слабая защита прав на объекты интеллектуальной собственности и незаконное их использование прав, пренебрежение со стороны партнеров интересами системы, финансовые риски и другие коммерческие риски, а также в ряде случаев неумение управлять ростом сети сдерживают развитие. По вполне понятным причинам это не добавляет стабильности и экономического роста на территории их присутствия. Например, несоответствие системы франчайзера характеру рынка приводит к неоправданным потребительским ожиданиям и последующему недоверию к другим игрокам рынка. В некоторых случаях достаточно велика вероятность ограничения конкуренции в некоторых секторах экономики, при этом доминирующее положение на рынке является "скрытым", поскольку все участники сети являются независимыми юридическими лицами. В таком варианте серьезно повышается риск при выходе на рынок новых организаций, не являющихся участниками сети. В случае жесткой привязки франчайзи к поставщикам франчайзера вероятно ограничение возможностей местных производителей.

Много проблем сохраняется и в отношениях "франчайзер-франчайзи", которые большей частью являются следствием неподготовленности сторон (или одной из сторон) к отношениям в форме франчайзинга и неисполнением условий договоров. В настоящее время также нельзя отрицать, что договорные конструкции франчайзинга в ряде случаев используются для выхода на региональные рынки и впоследствии предприятия франчайзи поглощаются франчайзером, но это более относится к издержкам правового регулирования и этики делового поведения, чем к признакам франчайзинга.

Дальнейшее развитие ситуации в секторе франчайзинга в основном будет определяться деловой активностью непосредственных участников рынка, профессиональной позицией специалистов в этой области, позицией некоммерческих организаций и государственных органов власти. Важным фактором в формировании цивилизованной системы является поддержка федеральными и региональными органами власти развивающихся отношений и проведение экспериментов локального уровня. На основе поиска и отработки системы связей новые отношения несомненно докажут свои преимущества.

Заключение

На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Важным средством проникновения на труднодоступные рынки является продажа лицензий с целью расширения инвестиций и приобретения участий в создаваемых или уже действующих заграничных предприятиях, особенно в тех странах, где из-за политики правительства не представляется возможным создание чисто иностранные компаний. Учитывая это, многие фирмы обязательным условием продажи лицензии ставят участие в капитале предприятия, где будет осуществляться производство товаров по продаваемой лицензии. В финансовом отношении оно оформляется либо путем покупки акций предприятия, либо поставками технологического оборудования для налаживания производства товаров по лицензии, либо путем получения акций в качестве вознаграждения за лицензию.

Предоставляя лицензию совместной компании, иностранные фирмы вместе с тем стремятся сохранить за собой наиболее важные производственные секреты, противятся организации завершенного технологического процесса, строго определяют стандарты и номенклатуру выпускаемых изделий, чтобы не допустить производственной самостоятельности совместной компании.

Международное лицензирование выступает также средством преодоления торгово-политических барьеров в иностранных государствах, поскольку продукция, выпускаемая по лицензии в другой стране, обладает на рынке этой страны большей конкурентоспособностью, чем иностранные товары, причем местный производитель, всегда лучше может учесть специфику рынка.

Важным фактором развития международной торговли лицензиями является коммерческая заинтересованность в осуществлении этих операций со стороны, как лицензиара, так и лицензиата.

Список используемых источников

1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юристъ, 2014. - 452с.

2. Буглай, В.Б. Международные экономические отношения: учебник / В.Б. Буглай. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 360с.

3. Жуков, Е.Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие / Е.Ф. Жуков. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 490с.

4. Кирчеев, А.П. Международная экономика: учебник / А.П. Кирчеев. - М.: Инфра-М, 2012. - 365с.

5. Киселева, Е.А. Мировая экономика: учебник / Е.А. Киселева. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 291с.

6. Миклашевская, Н.А., Холопов, А.В. Международная экономика: учебник / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов. - М.: Дело и сервис, 2012. - 385с.

7. Семенов, К.А. Международные экономические отношения: учебное пособие / К.А. Семенов. - М.: Инфра-М, 2015.- 345с.

8. Спиридонов, И.А. Мировая экономика: учебник / И.А. Спиридонов. - М.: Юнити-Дана, 2014.- 289с.

9. Стровский, Л.Е. Международные экономические отношения: учебник /Л.Е. Стровский. - М.: Инфра-М, 2015. - 284с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность лицензирования. Порядок получения лицензии на осуществление хозяйственной деятельности. Лицензирование при осуществлении экспортно-импортных операций, лицензирование экспорта, импорта специфически важных товаров, работ, услуг.

    реферат , добавлен 27.10.2002

    Формы и методы обмена технологией. Основные понятия лицензионной деятельности. Защита интеллектуальной собственности. Особенности лицензионной деятельности корпорации Microsoft. Типы пакетов и лицензий. Уровни лицензирования.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2002

    Механизм формирования внешнеторговой политики и выявление направлений развития внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь. Развитие экспорта как одна из мер обеспечения экономической безопасности страны. Формы и методы стимулирования экспорта.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Международное право как самостоятельная и особая система права, ее основные черты. Историческое развитие международного права. Проблема утверждения термина "Международное право". Классификация и иерархия норм международного права, вопросы правотворчества.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2010

    Характеристика сущности и исторических особенностей развития франчайзинга. Организационно-экономические методы внедрения франчайзинговых систем. Особенности регулирования франчайзинга в развитых странах мира. Перспективы развития франчайзинга в Украине.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2010

    История международных инвестиционных соглашений. Соглашение по ТРИМс. Развитие инвестиционных соглашений. Изменение характера прямых иностранных инвестиций. Характер прямых иностранных инвестиций, их польза для решения задач человеческого развития.

    реферат , добавлен 22.03.2012

    Социально-экономическое развитие Индии. Структура валового внутреннего продукта. Обзор основных секторов экономики. Внешняя торговля Индии товарами и услугами. Географическое распределение индийского экспорта. Торгово-экономические отношения Индии и РФ.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2013

    Зарубежные методы моделирования взаимодействия предприятий на основе франчайзинга. Конфигурация развитой франчайзинговой системы. Принципы формирования предпринимательских сетей. Система поддержки развития франчайзинга в рамках развития малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Становление, развитие и особенности современной системы мирохозяйственных отношений. Анализ неравномерности экономического развития стран и открытости экономики. Сущность международного разделения труда и теория сравнительных издержек производства.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Роль и место экономики Ирана в мировой экономике. Характеристика и оценка современного состояния экономики Республики Таджикистана. Влияние внешнего сектора на развитие экономики Согдийской области. Товарная и региональная структура экспорта и импорта.