Экономические последствия троянской войны. История троянской войны. Сколько лет длилась троянская война

Согласно древнегреческому эпосу, на свадьбу героя Пелея и нереиды Фетиды, ещё не родившемуся сыну которой Фемида предрекла, что он превзойдёт своего отца, явились все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды; не получив приглашения, последняя подбросила среди пирующих золотое яблоко Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», за это звание последовал спор между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение какой-то из них, потому что самой прекрасной считал Афродиту, но Гера приходилась ему супругой, а Афина - дочерью. Тогда он отдал суд Парису.

Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги царя Менелая Елены. Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом. Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея. Афродита влюбила Елену в Париса, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену. По пути они посетили Сидон.

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев.

В результате, когда началась Троянская война, троянцев поддерживала Афродита, их противников, прибывших возвращать Елену законному мужу - Гера и Афина. И вообще, все боги разделились на 2 лагеря. Так что неприятности из-за Пандоры все-таки случились...

Задание 1. Часть 2. Фразеологизмы

1. Авгиевы конюшни – отсылка к шестому подвигу Геракла. Очистка скотного двора Авгия за один день стала одним из подвигов Геракла - Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Выражение «авгиевы конюшни» стало крылатым и означает «сильный беспорядок, запущенность в делах».

2. Дойти до геркулесовых столпов – греческие мифы, позднее заимствованные римлянами, повествуют о 12 подвигах Геракла, одним из которых было похищение коров великана Гериона. В ходе своего путешествия на запад Геракл отметил самую дальнюю точку своего маршрута. Эта точка и служила границей для мореплавателей в античную эпоху, поэтому в переносном смысле «геркулесовы столбы» - это край света, предел мира и выражение «дойти до геркулесовых столбов» означает «дойти до предела».



3. Гомерический хохот – неудержимый, громкий хохот. Часто используется для обозначения смеха над чем-нибудь крайне несуразным или глупым. Возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эпитет «гомерический» употребляется также в значении: обильный, огромный.

4. Дары данайцев – символ коварства, обмана, хитрости, лицемерия и лести. Отсылка к троянскому коню.

5. Двуликий Янус – символ двуличия, лицемерия и лжи. Янус - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами – как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

6. Колесо Фортуны – случай, слепое счастье. Фортуна – в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе и держащей в одной руке руль, а в другой – рог изобилия. Руль указывал на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия – на благополучие, изобилие, которое она может подарить, а шар или колесо подчеркивали ее постоянную изменчивость.

7. Кануть в Лету – исчезнуть из памяти, забыть. Лета – это название мифической реки забвения у древних греков.

8. Клятва Гиппократа – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род.

9. Нить Ариадны – путеводная нить, средство выйти из затруднения. Этот известный фразеологизм пришел к нам из древнегреческого мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, тот сумел выбраться из знаменитого лабиринта, в котором обитал Минотавр после победы над этим чудовищем.

10. Прокрустово ложе – желание подогнать что-либо под жёсткие рамки или искусственную мерку, иногда, жертвуя ради этого что-нибудь существенное.Прокруст - персонаж мифов Древней Греции, разбойник, подстерегавший путников на дороге между Мегарой и Афинами. Он обманом заманивал в свой дом путников. Потом он укладывал их на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, обрубал ноги, а кому было велико, вытягивал ноги - по длине этого ложа. Пришлось на это ложе лечь и самому Прокрусту: герой древнегреческих мифов Тесей, победив Прокруста, поступил с ним так же, как тот поступал со своими пленниками. Впервые рассказ о Прокрусте встречается у древнегреческого историка Диодора Сицилийского.

11. Ски́лла и Хари́бда - морские чудища из древнегреческой мифологии. Харибда в древнегреческом эпосе - олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины. В Одиссее Харибда изображается как морское божество, обитающее в проливе под скалой в расстоянии полёта стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Сциллы.

12. Сизифов труд – бесконечный и бесплодный труд. Сизиф - в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами вкатывать на гору, расположенную в Тартаре, тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.

13. Узы Гименея – брачные узы.

14. Ящик Пандоры – то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий. Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье... Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда.

15. Яблоко раздора – причина споров и распрей. Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахил­леса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся страшный спор между тремя богинями: супругой Зевса - Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной боги­ней любви и красоты Афродитой. «Судьей между ними был избран юноша Парис, сын тро­янского царя Приама. Парис присудил яблоко богине кра­соты. Благодарная Афродита помогла Парису похитить жену греческого царя Менелая, прекрасную Елену. Чтобы ото­мстить за такую обиду, греки пошли войной на Трою. Как ви­дите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.

16. Загадка Сфинкса – трудная задача, которую непросто решить. Отсылка к мифу об Эдипе.

17. Золотой дождь – внезапное и легко доставшееся богатство. В виде золотого дождя Зевс проник к Данае, находящейся в заточении, и оплодотворил ее.

18. Метать громы и молнии – эмоционально выговаривать, отчитывать кого-то, неистовствовать, разъяренно громить.

19. Седлать Пегаса – воспарить мыслью, вдохновиться/заговорить стихами. Как рассказывает греческий миф, из крови обезглавленной Персеем Медузы возник крылатый конь Пегас. На нем герой Беллерофонт победил морское чудовище, сражался с Химерой и амазонками, а когда гора Геликон, заслушавшись дивного пения муз, готова была подняться к небу, Пегас ударом копыта удержал гору от подъема и одновременно выбил из нее волшебный ключ - Гиппокрену. Каждый, кто напьется воды Гиппокрены, начинает вдруг говорить стихами.

20. Рог изобилия – достаток, богатство. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним, Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали.

Задание 1. Часть 3. Термины

2. Гекзаметр – в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров. В более распространенном понимании - стих из пяти дактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. Один из трех главных размеров классической античной квантитативной метрики, самый употребительный размер античной поэзии.

3. Дифирамб - жанр древнегреческой хоровой лирики. Дифирамбы - народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетым сатирами, на празднике сбора винограда в честь бога производительных сил природы и вина Диониса (само слово «дифирамб» - один из эпитетов этого бога). В VII веке до н. э. поэт Арион придал дифирамбам художественное оформление, особенно, по-видимому в музыкальной части. Отчасти из народного дифирамба получила происхождение греческая трагедия. В V веке до н. э., например у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора.

4. Идиллия - «небольшое изображение», «картинка», уменьшительное от είδος - «вид», «картина») - первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Позднее в Византии словом идиллия пользовались схолиасты, толковавшие отдельные места из сочинений Феокрита. В историко-литературном отношении значение термина «идиллия» в значительной мере пересекается с «пасторалью» и «буколиками»; различие проявляется в том, что «идиллией» называют отдельное стихотворное произведение пасторального жанра, не ограничивающееся жизнеописанием лишь пастушеского быта. В новейшее время это узкое значение размывается, и идиллией часто называют произведения о мирной жизни влюблённой пары («Старосветские помещики» Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обязательно сельском.

5. Катарсис - понятие в античной философии;

Термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.

Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. - Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

7. Котурн – высокий открытый сапог из мягкой кожи на высокой подошве.

Как повседневная обувь котурны были по средствам только обеспеченным людям. Котурны использовались актёрами при исполнении трагических ролей - они зрительно увеличивали рост актёра, делали его поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. В Древнем Риме ботинки-котурны надевали актёры трагедии, изображающие богов, а иногда и императоры, равнявшие себя с божествами.

8. Ода - жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра. Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода - хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний.

9. Орхестра - в античном театре - круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение - «место для плясок».

Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры - пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

10. Парод - в древнегреческом театре (трагедии и комедии) хоровая песня, которая исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении в орхестру. Слово «парод» также относится к самому проходу (открытому коридору), конструктивному элементу античного театра. Парод и стасим были важными элементами структуры не только трагедии, но и комедии. Куаленовский трактат (который считается кратким конспектом второй, утраченной части «Поэтики») не содержит термин «парод», но упоминает о «выходе хора» как о важном водоразделе в структуре комедии.

Драматургическое значение парода состояло в том, чтобы дать слушателям первые сведения о дальнейшей фабуле и настроить публику в целом на соответствующий повествованию лад. Наиболее ранние трагедии (из тех, что дошли до нас) не содержат пародов. Парод, как предполагается, был монодическим и исполнялся хором в унисон. Поскольку полных нотных образцов пародов (впрочем, как и других жанров хоровой театральной музыки) не сохранилось, говорить о более частных композиционно-технических их особенностях (например, о музыкальной ритмике и гармонии) затруднительно.

11. Рапсоды - профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл - символ права выступать на собрании).

Рапсодика относится уже к более поздней стадии развития эпоса, к эпохе больших поэм с более или менее закрепленным текстом; на более ранней ступени эпическая песня импровизировалась аэдом, певцом, сопровождавшим свое пение игрой на лире. На рапсодической стадии исполнение уже отделилось от творчества, хотя отдельные рапсоды могли быть одновременно и поэтами (Гесиод). В историческую эпоху большие поэмы исполнялись обычно на празднествах в форме состязания рапсодов. Гомеровские поэмы рассчитаны уже на рапсодическое исполнение, хотя в самих поэмах, действие которых отнесено к далекому прошлому, упоминается лишь об аэдах. Рапсоды, иногда объединённые в целые школы, сыграли, по-видимому, значительную роль в деле собирания греческого эпоса на стадии его разложения. Древность представляла себе Гомера рапсодом, а гомеровская критика приписывала рапсодам создание гомеровских поэм, объединение отдельных малых песен в большой эпос.

12. Скена - в ней складывалась театральная бутафория, и из нее первые драматурги-актеры, надев театральные костюмы, выходили на площадку орхестры, чтобы исполнять свои роли. Позднее, когда драматические представления стали регулярными, эта временная палатка была заменена прочным зданием - сначала деревянным, а потом и каменным, мраморным. Но первоначальное название «скены» это здание сохранило за собой навсегда. Из этого получилось и современное слово «сцена» (позднелатинская форма произношения этого слова) в смысле возвышения или подмостков, на которых играют актеры. Однако в греческом театре классической поры такого возвышения не было - по крайней мере, никаких следов его не сохранилось.

13. Эксод – в античной драме заключительный выход хора в представлении

14. Элегия - лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием - гекзаметр-пентаметр. Слово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии - Каллимах.

У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий - Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл.

15. Эпос – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

16. Ямб – 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U-); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) - безударный слог + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров; 3) жанр лирики

Задание 1. Часть 4. Общие вопросы

Как гласят эпические поэмы, Троя пала и греки одержали победу после десятилетней войны, когда они хитростью проникли в город.

Греки осаждали Трою десять лет. Торговля прекратилась, жители умирали от голода, а лучшие троянские воины пали в жестоких битвах за стенами города. Среди павших был и Гектор – старший сын и наследник царя Трои Приама.

Но вот наконец неожиданно греки сняли осаду. Они соорудили деревянного коня и оставили его у ворот Трои. Затем сожгли свой лагерь, сели на свои корабли и отплыли на запад, как казалось домой, к берегам Греции. На деле же они спрятались за островком Тенедос. О деревянном Троянском коне рассказывается в двух эпических поэмах античности – в «Одиссее» греческого поэта Гомера, созданной через 500 лет после Троянской войны, и в «Энеиде» римского поэта Вергилия, написанной через 8 столетий после поэмы Гомера. Когда троянцам стало ясно,что греки не вернутся, они распахнули ворота и в изумлении и недоумении столпились вокруг огромного деревянного коня, не уступавшего по размерам кораблю, пытаясь решить, что же с ним делать дальше.

Появилось мнение, что это дар греков богу морей Посейдону и большинство жителей Трои склонялись к тому, что коня следует ввезти в город. Жрец бога Аполлона Лаокоон и другие более осторожные его единомышленники, не доверяя никаким дарам греков, предпочитали сжечь коня или сбросить его со скалы. И чтобы придать своим словам больший вес, Лаокоон метнул в коня свое копье. Пустая внутренность коня отозвалась глухим гулом, вещая погибель великой Трое.

Тем временем был пойман предполагаемый дезертир из греческого войска и его связанного привели к царю Приаму. Он сказал, что его зовут Синон и рассказал, что Одиссей хотел продолжить осаду после того, как это казалось уже безнадёжным. Что греки попытались уплыть, но им помешала плохая погода. И как оракул Аполлона приказал грекам принести жертву, и что жертвой должен быть ни кто иной, как он, Синон. Ему удалось бежать и теперь он сдается на милость царя. По словам Синона, греки построили коня в честь Афины Паллады – покровительницы Трои, чтобы искупить пролитую ими кровь. Царь Приам приказал освободить Синона.

Жуткое и грозное предзнаменование развеяло последние сомнения троянцев и заставило их поверить в историю Синона. Когда Лаокоон приносил в жертву богу Посейдону быка, из моря выплыли две огромные змеи, опутали кольцами жреца и его сыновей и задушили их. Троянцы увидели в этом кару за то, что Лаокоон ударил коня копьем. Они решились ввезти коня в город и поставили его возле статуи Афины Паллады. Пророчица Кассандра пыталась этому помешать, но ее никто не слушал. Все считали ее безумной. Конь был так велик, что троянцам пришлось разобрать часть городской стены.

В ту же ночь греческий флот вернулся к берегам Трои. Когда, после бурного празднества, троянцы уснули, Синон разобрал боковую часть деревянного коня. Прятавшиеся внутри коня воины выбрались наружу, перебили стражу у городских ворот и распахнули их перед всем греческим войском, ожидавшим снаружи. Ворвавшись в город, греки устроили троянцам кровавую баню, поджигая один дом за другим и уничтожая всех подряд.

Троянские воины во главе с Энеем (мифическим праотцом римлян) попытались оказать грекам сопротивление. Они отчаянно пытались защитить дворец царя Приама. Дворец был окружен со всех сторон и обречен. Но его защитникам удалось раскачать и опрокинуть башенку, нависавшую над воротами. Внизу раздались крики и стоны. Десятки греков остались лежать под руинами.

Наконец к воротам дворца с бревном в руке подбежал Неоптолем, сын Ахилла. Ему удалось разбить ворота и греки ворвались во дворец. Дворец наполнился криками убиваемых. И не было пощады никому.

Царица Гекуба с дочерьми сгрудилась у жертвенника, во внутреннем дворике. Неоптолем бросился к Андромахе, вдове Гектора, прижимавшей к груди младенца, выхватил его и с криком «Гектореныш!» кинул вниз с высокой стены. Старца Приама, прижавшегося к алтарю Зевса, Неоптолем, схватив за волосы, пронзил насквозь.

Начало светать. Из дворца выходили греки, кто с кожаными мешками или драгоценной утварью, кто волоча за руку полураздетую женщину или ребенка. Стоны и крики пленниц и детей заполнили выжженный город. Их заглушали крики воинов, старавшихся отбить себе рабыню покрепче, помоложе, покрасивее.

Из троянских воинов в живых остался один Эней. Ему оставалось только бежать. Эней с престарелым отцом и сыном отправились в горы. Там к ним присоединились другие спасшиеся троянцы. Избрав Энея вождем, они отправились в заморские края в поисках новой жизни.

Где же находилась Троя

В течении многих веков сказания о греческих героях Ахилле и Аяксе, о троянском царе Приаме и Елене Прекрасной из Спарты, чье бегство со своим возлюбленным Парисом разожгло пожар войны, считались всего лишь легендами, приукрашенными Гомером и Вергилием, а в реальность существования Трои почти никто не верил.

Но всегда были люди, которые допускали, что гомеровская Троя – вполне реальный когда-то существовавший город. Первые серьезные попытки обнаружить древнюю Трою были предприняты в XIX веке. В 1871 г. немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман начал раскопки холма Гиссарлык на упомянутой в «Илиаде» равнине, расположенной в западной части Малой Азии возле Дарданелл. Шлиман проник вглубь холма на 15 метров, пробившись сквозь семь культурных слоев, относящихся к разным эпохам и уводящих к бронзовому веку. 13 мая 1873 г. он обнаружил сокровища, явно относившиеся к высокоразвитой цивилизации, погибшей в огне пожаров.

То, что гомеровская Троя находилась на месте холма Гиссарлык ныне широко признано. Шлиман назвал найденные им сокровища по имени троянского царя «кладом Приама». Однако город Шлимана, как позже выяснили археологи, был небольшой цитаделью бронзового века, а возраст найденных Шлиманом сокровищ - примерно на тысячу лет старше описанных Гомером событий.

К настоящему времени археологи обнаружили на территории, ассоциируемой с древней Троей, следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи. К гомеровской эпохе относится седьмой слой, который представляет Трою в виде обширного (площадью свыше 200 тыс. м²) поселения, обнесённого крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Этот город был разрушен пожаром примерно в 1250 г. до н. э., что приблизительно соответствует времени Троянской войны.

Причина Троянской войны

Согласно греческой легенде, на свадьбу Пелея и Фетиды (родителей Ахилла, главного и храбрейшего героя «Илиады») были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды. Та, затаив обиду, явилась незваной и бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». В спор вступили три богини - Гера, Афина и Афродита. Спор разгорался все сильнее и сильнее. Раздраженные богини обратились к собравшимся с просьбой рассудить их, но гости, все как один, отказались сделать это. Все прекрасно понимали, что яблоко достанется одной, а две другие обрушат свой гнев и месть на того, кто осмелится их обойти. Обратились к Зевсу, но тот не пожелал быть судьей. Самой прекрасной он считал Афродиту, но Гера приходилась ему женой, а Афина — дочерью. Зевс отдал суд Парису, сыну царя Трои Приама.

Парис пас стада в горах и и не подозревал, что он сын царя. Будучи младенцем, Парис был отнесен в горы и брошен там на произвол судьбы, так как незадолго до его рождения жена Приама Гекуба увидела страшный сон, предвещавший, что рожденный ею ребенок станет виновником гибели Трои. Но мальчика нашел и воспитал простой пастух.

Богини явились Парису на горе Иде обнаженными. Гера обещала ему господство над Азией, Афина - победы и военную славу, Афродита - любовь и обладание прекраснейшей в мире женщиной. Парис долго не раздумывал, он протянул золотое яблоко богине любви – Афродите.

Прислушавшись к словам Афродиты, Парис отправился в далекую Спарту, ко двору царя Минелая, чья жена, Елена, была самой красивой женщиной в мире. Минелай радушно принял Париса, но вскоре был вынужден отправиться на Крит, на похороны деда. Парис, подстрекаемый Афродитой (Венерой у римлян), уговорил Елену бежать вместе с ним в Трою. Они бежали ночью, тайком, прихватив царские сокровища.

Вернувшись, Минелай обнаружил отсутствие жены и поклялся вернуть Елену и отомстить обидчику. Брат Минелая, царь Микен Агамемнон, напомнил о клятве, которую дали все бывшие женихи прекрасной Елены - прийти на помощь Менелаю по первому его зову. На зов явились все греческие цари. Армия состояла из 100 000 воинов и 1186 кораблей. Вождем был избран Агамемнон. Греки безуспешно осаждали Трою в течении десяти лет, после чего захватили город при помощи хитрости.

Современные историки полагают, что эта война, возможно, была одним из эпизодов в целой цепи ожесточенных торговых войн между микенскими греками и троянцами, которые держали под своим контролем торговлю шерстью, зерном и другими товарами, доставлявшимися из черноморского региона через пролив Дарданеллы.

Кто сегодня не знает знаменитую легенду о Троянской войне? В этот миф трудно поверить, но подлинность существования Трои были подтверждены при раскопках знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822-1890). Современные археологические исследования подтверждают историчность трагических событий, которые произошли в конце XIII – начале XII столетий до н. э. Открываются все новые и новые подробности о Троянской войне и связанных с ней обстоятельств.

На сегодняшний день известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), находившимся на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 годами до н. э (по другим данным, около 1240 г. до н.э.)

Первыми источниками, сообщающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позднее Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история тоже переплетается с вымыслом.

Согласно этим произведениям поводом к Троянской войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», на освобождение похищенной отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном – братом Менелая.


Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены оказалась неудачной, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Афродита, Артемида, Аполлон и Арес – на стороне троянцев. Троянцев было в 10 раз меньше, но Троя оставалась неприступной.

Единственным источником для нас может служить только поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечает греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта следует относиться довольно осторожно. Но нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в то время, о чем Гомер рассказал весьма подробно.

Итак, город Троя находился в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Как видно, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.

Троя, на месте которой сегодня расположено турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, потому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который находился на берегу Геллеспонта. Троянцы время от времени врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Вне всякого сомнения, число судов и воинов преувеличено. Кроме этого, следует учесть, что эти корабли были попросту большими лодками, ибо их легко можно было вытаскивать на берег и довольно быстро спускать на воду. Такое судно не мог поднять 100 человек.

Скорей всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Ахейцев Гомер назвал «копьеборными», потому нет сомнений в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. У война был медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Воины низших иерархий были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описания Гомера возможно представить обстановку, в которой проходило единоборство. Происходило это так.

Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивали в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, потом усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие вначале метали копья, потом бились на мечах (медных), которые скоро приходили в негодность. Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавалось новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а после рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась с помощью копий. Принимали участие в бою и лучники, однако стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое зачастую отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, но уже начали появляться зачатки организации взаимодействие боевых колесниц и пеших воинов.

Такой бой длился до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря – рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая как правило из нескольких отрядов, находилась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

Приблизительно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на 10-й (!) год войны начали разворачиваться основные события.

Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы стали штурмовать стену с башнями, но в скором времени были отброшены.

Позднее им все таки удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших – непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.

Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретились со свежими силами противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и отразили атаку троянцев, а контратакой – «ударами острых мечей и пик двуконечных» – смогли отбросить их.

Наконец, нападение было отбито. Но сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позднее Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, снова вступил в сражение. Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.

На этом заканчивается «Илиада» Гомера.

По более поздним мифам, позднее на помощь троянцам пришли во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Но в скором времени они погибли от руки Ахилла. А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном. Одна стрела угодила в единственное уязвимое место – пятку Ахилла, другая – в грудь. Его доспехи и оружие достались Одиссею, признанному храбрейшим из ахейцев.

После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою они на смогут взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по пророчеству, попав в город, сделали бы его неприступным.

И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей рассказал свой авантюрный план, по которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос.

Как только троянцы увидят, что ахейцы оставили побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда – последний штурм ненавистного города!

В течении трех дней стучали топоры в тщательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.

Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских судов, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, находился огромный деревянный конь.

Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то стал советовать бросить коня в море, кто-то – сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затянуть его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» – вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон. Однако Лаокоона никто не послушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.

Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что потому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не могли протащить его через крепостные ворота…

Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря послышался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В один миг несчастные испустили дух.

Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А потому следует поскорей установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам довелось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на условленном месте.

Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно вернулось обратно и теперь захватило город.

В результате Троя была разграблена и уничтожена.

Но почему причиной гибели Трои стал именно конь?

Этим вопросом задавались еще в древние времена. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые различные предположения: например, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что греки смогли проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противника… Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии Трои.

Под стенами города погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выжил в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, по возвращении домой найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Выходит, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Результаты последних археологических экспедиций пока еще не дают возможности убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Но их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-то написана.

Причины и итоги Троянской войны

Давайте обратимся, собственно, к причинам Троянской войны, которые вносят ясность и в расположение Трои и Греции того времени, и в последующие события. Нам всем известна романтическая история о том, как Менелай пытался вернуть Елену Прекрасную. История хороша разве что для поэтов, что и продемонстрировал Гомер, на поверку же она не выдерживает критики. Даже на бытовом уровне: с тем, что Елена была красивейшей женщиной на свете, были не согласны уже древние историки, указывая таковой то Кассандру, то другую дочь Приама. К слову, Елене Прекрасной к моменту окончания Троянской войны было около сорока лет, а ее муж Менелай с момента похищения выжидал целых десять лет, прежде чем отправился освобождать свою неверную супругу. Однако же Гомер и более поздние авторы основной причиной Троянской войны указывают все же именно попытку получения обратно Елены Прекрасной. Почему, если мы игнорируем мотивацию «любящего мужа»?

На самом деле «Илиада» Гомера, так же как и другие дошедшие до нас мифы и предания, дают вполне отчетливое представление об общественном устройстве греков и посредством этого мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы.

Елена Прекрасная еще до замужества в детском возрасте была похищена легендарным Тезеем. Тезей похитил ее в расчете на будущее – он хотел дождаться ее совершеннолетия и жениться на ней. В ответ на похищение братья Елены устроили войну против Тезея и освободили сестру. Почему же такой ажиотаж вокруг нее?

Елена была дочерью царя Спарты и… наследницей престола. Именно так. Вспомним древние обычаи передачи власти. В подавляющем большинстве случаев пришлый соискатель получал власть, женившись на дочери царя. Это, собственно, и отец Елены, и Эней, и тот же Менелай, и даже библейский Давид, женившийся на дочери Саула.

Именно дочери были непосредственными наследницами царской власти и земель государства. Царем же становился соискатель, победивший на турнире женихов. Эта традиция описана и в «Илиаде», и в «Одиссее» Гомера: описаны турниры за руку Елены и Пенелопы соответственно.

Некоторые истории прохождения подобных турниров в мифологии со временем были изменены. Как в случае с Ясоном и Медеей – Ясон успешно проходит испытания и, как следствие, женится на дочери царя. Но он отбывает с Крита вместе с Медеей. Такая же ситуация в случае Тезея и Ариадны, ведь прохождение лабиринта было ни чем иным, как испытанием. И он также, женившись на Ариадне, поселился в другом месте. Это указывает лишь на то, что дочери наделялись различными земельными уделами в том случае, если у царя было несколько дочерей.

А вот сыновья уделами не наделялись, и могли получить власть только в случае женитьбы. Такая система передачи власти была и в Древнем Египте. Эта традиция отражена даже в русских народных сказках, когда царь отправляет сыновей на поиски невест. И, найдя их, сыновья остаются жить в землях жен.

И даже вплоть до средних веков в Европе сохранилась традиция рыцарских турниров: вольные рыцари были соискателями руки прекрасной дамы. Для того, чтобы прославиться, они, так же как и герои древней мифологии, совершали подвиги по принципу «себя показать, людей посмотреть» и участвовали в турнирах, где, в случае победы, получали не только руку дамы, но и закрепленные за ней земли. Получается не совсем романтический образ героя и рыцаря, конечно, но он был обусловлен системой передачи власти. Хотя, судя по всему, имели место и исключения – в тех случаях, когда у правящей четы не было дочерей, наследником становился сын. Жена его, однако, обладала всеми правами царицы, как в случае с Пенелопой, женой Одиссея. При том что отец Одиссея, Лаэрт, был жив, в отсутствие Одиссея правила Итакой Пенелопа.

И после длительного отсутствия мужа обычай требовал проведения нового турнира, т. е. царица признавалась свободной. По преданиям, в некоторых странах невеста обладала правом выбора жениха из числа претендентов, в некоторых – все решало успешное прохождение испытаний. Но, как показывают истории Ясона и Тезея, невесты помогали понравившимся женихам.

Не менее важной является информация о том, что царица могла развестись с супругом, и это было нормальной практикой. По пророчеству, например, Елене Прекрасной было суждено иметь пять мужей. Кроме того, подтверждается это многочисленными браками как цариц, так и царей древности. Историки зачастую делают вывод о многоженстве, к примеру, Приама, поскольку в преданиях фигурирует несколько его жен. Но речь идет о взаимовыгодных браках, в результате которых царь, в данном случае Приам, расширял сферу своего влияния, то же самое делали и царицы. Речь идет о временных браках, закончившихся разводом.

Елена Прекрасная, покинув Спарту вместе с Парисом, расторгла свой брак с Менелаем. Но, будучи наследницей престола Спарты, она сохранила на него все права, а Менелай их лишился, и его управление Спартой являлось незаконным. Однако, поскольку новое замужество Елены не сопровождалось ритуалом выбора жениха, был нарушен обычай. Формально ее новое замужество произошло с нарушением действовавших на тот момент правил.

Что последовало за этим нарушением? Именно бывшие женихи Елены, такие как Диомед, Патрокл, Одиссей, Аякс, Схедий, Эпистроф, Филоктет, Антилох и другие, ранее принимавшие участие в борьбе за ее руку, объединились в союз против Трои с целью освобождения Елены – «союз женихов». Зачем же это было нужно бывшим женихам? История Пенелопы дает ответ на этот вопрос – в случае развода царицы нормы права требовали проведения нового турнира. И бывшие женихи решили повторить попытку реализовать свои права наряду с Менелаем. Исключение составляет Агамемнон, не бывший ранее женихом Елены, однако же, он также был заинтересованным лицом, т. к. его власть была связана с властью его брата Менелая.

Таким образом, в Троянской войне борьба действительно шла за Елену Прекрасную, но только не потому, что она была прекраснейшей из женщин, а потому что ее рука давала право на престол Спарты.

Тот факт, что троянцы так долго отстаивали Елену и отказывались от компромиссов, указывает на то, что троянцам очень была нужна Спарта, они очень хотели ее получить. Почему Спарта интересовала стольких соискателей, что из-за нее разгорелась Троянская война?

Вероятно, интерес к Спарте обосновывался ее географическим положением. Несмотря на то, что Греция времен Троянской войны располагалась на Апеннинском полуострове, расположение Спарты неясно. В греческом городе Сиракузы на Сицилии сохранилось весьма любопытное предание: в древности здесь располагался источник пресной воды Аретуза, который под дном моря соединялся со спартанским Алфеем. Понятно, что Спарта в этом случае не могла располагаться на Балканском полуострове – слишком далеко, и полуостров древний Пелопоннес, на котором располагалась Спарта, мог быть, собственно, Сицилией или южной оконечностью итальянского сапога. Стоит отметить, что на Пелопоннесе существовал город Сикион, упомянутый как часть территорий Агамемнона, а на острове Сицилия с древних времен существовали два народа: сикулы и сиканы, собственно и давшие название острову Сикела (Сицилия) – сравните с Сикион.

Географически это место интересно тем, что между Сицилией и Италией протекает Мессинский пролив – короткая дорога из западного в восточное Средиземноморье, поэтому, конечно, пролив в древности был важным местом с точки зрения взаимосвязи между западом и востоком, и за него вполне могла быть борьба между разными народами. Пелопоннес, располагаемый на Балканах, такого интереса не представляет. Однако где бы ни располагалась Древняя Спарта, именно она была «яблоком раздора», послужившим причиной Троянской войны.

Кто же получил ее в итоге? Об этом сохранились противоречивые данные, но вот то, что Елена не вернулась в Спарту, из мифологии следует достаточно очевидно. То есть ахейцы не добились желаемого результата в Троянской войне.

Более того, практически все герои-ахейцы если и возвращались домой, то совсем не победителями. Патрокл, Схедий, Медонт, Антилох погибли еще при Трое. Главный полководец Агамемнон, так же как и Одиссей, вернулся в страну, где уже не имел прав – его жена явно произвела процедуру формального развода, и он был убит. Филоктет тоже не был принят дома и искал счастье в Италии. Неоптолем, убийца Приама, во время войны также потерял права на власть и мигрировал, его друг Феникс погиб по дороге из Трои.

Ахиллес, главный воин ахейцев, был убит после попытки сватовства к дочери Приама. Любопытно, не правда ли, что уже в конце войны Ахиллес совершил попытку захвата троянского престола таким способом. Разумеется, эта перспектива не радовала троянцев. Аякс Великий, один из предводителей ахейцев, покончил с собой. Аякс Малый, жених Елены, погиб по дороге домой.

Мы не видим картины возвращения победителей с трофеями домой, но это и не была война за трофеи. Ахейцы либо бесславно возвращались домой, как правило, в район Апеннинского полуострова, либо даже были изгнаны из дома и искали счастье все в той же Италии или поблизости. Конечно, ахейцы не выиграли Троянскую войну – никто из женихов не получил руку Елены и вместе с ней спартанский престол.

Но и троянцы не победили в войне. Даже если в итоге Спарта на какое-то время оказалась в их руках, но была разрушена их столица, Троя. Впрочем, столица – это еще не вся страна, о войне же ахейцев с Троадой нет никаких упоминаний в истории. Предполагать же, что Троада состояла только из одного города, довольно неразумно.

Кто же стал преемником царской власти Троады? У Приама было несколько дочерей, за которыми, соответственно, были закреплены различные территории. Поликсена, на которой хотел жениться Ахиллес, была убита, так же как и Кассандра, вывезенная Агамемноном. Надо сказать, что согласие невесты было важной составляющей обряда выбора жениха, так, окончательный выбор Еленой Прекрасной был осуществлен самостоятельно. В этом свете смерть Поликсены и Кассандры понятны, ведь они были наследницами и ахейцы не захотели оставить им право свободного выбора.

Лаодика была женой сына Антенора, погибла после смерти сына. Однако же могли остаться и ее дочери, что обуславливало права рода Антенора на часть троянских территорий. Это вполне объясняет его роль в более поздней истории «основания» им городов в Италии.

Вторым претендентом является, конечно, Эней, первой женой которого была дочь Приама Креуса. Согласно Гомеру, народ троянцев остался, и наследником царской власти стал Эней и его потомки:

Выведем, боги, Энея из смерти. И сам Громовержец

Будет навряд ли доволен, я думаю, если Энея

Сын Пелея убьет. Спастись суждено ему роком,

Чтоб без потомства, следа не оставив, порода Дардана

Не прекратилась. Он был наиболее мил Громовержцу

Между его сыновей, от смертных родившихся женщин.

Род же Приама царя Крониду уж стал ненавистен.

Будет править отныне троянцами сила Энея,

Также и дети детей, которые позже родятся.

Страбон приводит еще более точный перевод:

Род бо Приама владыки давно ненавидит Кронион.

Будет отныне Эней над троянами царствовать мощно,

Он и сыны от сынов, имущие поздно родиться.

(Илиада, XX, 306)

И над какими троянцами богами был оставлен управлять Эней, так же как Антенор? Над сотней людей, переплывших половину Средиземного моря? Нет, конечно же, речь идет об управлении оставшимися жителями страны Троады. А Эней, как известно, вместе с частью троянцев, расселялся на Апеннинском полуострове.

Сын Энея Асканий, согласно Николаю Дамасскому, основал город Асканию в Троаде. И как бы он мог это сделать, если бы Троада после проигрыша находилась на территории хеттов, современной Турции? При том что сам Асканий находился на Апеннинском полуострове, где основал город Альба-Лонга.

В Троаде же сын Гектора Скамандрий и сын Энея Асканий основали город Скепсис, и эти два рода долго правили в Скепсисе. Страбон указывает, что Скепсис еще ранее Эней сделал своей столицей. Соответственно, ряд древних авторов указывал, что Троада осталась как страна после Троянской войны и управлялась

Энеем. В то же время Эней после Троянской войны связан с территорией Италии, как южной, так и северной, и, как мы полагаем, с юго-восточной Францией, в отношении которой мифы и легенды после зачисток инквизиции практически не сохранились.

Таким образом, обоснованным является вывод о том, что Троада и первоначально располагалась на западе Европы, и после Троянской войны, расширившись на Апеннинском полуострове на земли греков. Этрусские же территории на Апеннинском полуострове были частью Троады.

Факт расселения народов и персонажей, принимавших участие в Троянской войне, на территории Западной Европы нельзя рассматривать как многочисленные совпадения. Большая часть городов, основание которых приписывается тем или иным персонажам Троянской войны, причем с обеих сторон, археологически подтверждается временами не позже Троянской войны. Почему же не ранее или не во время? Почему большинством исследователей предпочтительной представляется версия массового переселения и троянцев, и их врагов с востока на запад? Воевали-то за Трою, стало быть, в ее области и должны были расселяться. Но почему-то, согласно общепринятой точке зрения, после войны на востоке все ушли на запад…

Переселение троянцев-то не имеет разумного объяснения, поскольку фактически они расселились в различных местах Западной Европы, и само переселение получается массовым, а не единичными примерами Энея и Антенора. Но с греками ситуация еще хуже, т. к. имеет место полное отсутствие мотивации такого переселения, при том, что существование Великой Греции, равно как и Троады, изначально на западе ставит все на свои места.

События, следующие за Троянской войной в регионе самой Троады и Греции, должны были быть с ней взаимосвязаны. Ни Троада, ни Греция в результате войны разрушены не были. Соответственно, территории, на которых они располагались, должны были сохранить географические названия, указанные в мифах и древних текстах. Оба народа должны были сохранить сходные между собой:

– язык и культуру;

– предания о событиях Троянской войны;

– религию – богов, чьи имена фигурируют в мифах о Троянской войне.

Немаловажным является и внешний облик обоих народов – у Гомера и других авторов как троянцы, так и греки неоднократно указаны как русоволосые представители европейской расы.

Все это сохранялось длительное время в Западной Европе, что является прямым доказательством расположения Трои и Греции именно в этом регионе.

Но необходимо рассмотреть последующую историю и региона, где традиционно располагают Троаду и Грецию.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. 2. Исход Троянской войны В XIII веке исход Троянской войны еще не определен – в одних битвах побеждал Запад, в других – Восток.Но в целом победа склоняется в пользу Востока. Волны русско-турецко-отоманского, – то есть казацко-атаманского, – нашествия вновь и вновь

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4. Причина Троянской войны Похищение Елены в Троянской войне - это похищение царской власти, «Елеонской горы», в Иерусалиме Причина Троянской войны, согласно многочисленным мифам и сказаниям, такова. Троянец Парис похитил Елену, жену греческого царя Менелая. Греки

автора Носовский Глеб Владимирович

11. Начало Троянской войны 41а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются вернуть Елену. Греки объявляют войну Трое .#41b. ГОТСКО - ТАРКВЙНИЙСКАЯ ВОЙНА. ГРЕЧЕСКАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

21.2. Христианская датировка Троянской войны В Библии описаны Иудейское и Израильское царства, возникшие при Иеровоаме I. Его непосредственными предшественниками Библия называет знаменитую «великую тройку» правителей - Саула, Давида и Соломона. Согласно скалигеровской

автора

14. Начало Троянской войны 41а. Троянская война. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются ее вернуть. Тогда греки объявляют войну Трое . 41b. Готско-тарквинийская война. ГРЕЧЕСКАЯ РОМЕЙСКАЯ

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

20. Конец Троянской войны 86а. Троянская война. КАК ПОГИБ ТРОИЛ В ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. См. рис. 5.71. Обстоятельства гибели троянца Троила таковы:1) В битве Троил окружен греками.2) Троил убит копьем.3) Голова Троила отрублена греками , с. 127. При этом эпизод с отрубленной головой

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

21. Остальные легенды Троянской войны Мы исчерпали ВСЕ ОСНОВНЫЕ ЛЕГЕНДЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИСТОРИЮ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ. Однако остались более мелкие фрагменты, которые, оказывается, также являются фантомными отражениями средневековых событий.90а. Троянская война. БЕГСТВО-ИСХОД

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

24.2. Христианская датировка Троянской войны В Библии описаны Иудейское и Израильское царства, возникшие при Иеровоаме I. Его непосредственными предшественниками Библия называет знаменитую «великую тройку» правителей - Саула, Давида и Соломона. Согласно скалигеровской

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

24.5. Скалигеровская датировка Троянской войны Наложение Троянской войны якобы 1225 года до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э., закончившуюся якобы в 552 году н. э., является одним из самых ярких последствий ЖЕСТКОГО 1800-летнего, или 1780-летнего, хронологического сдвига. В

автора Автор неизвестен

68. ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В начале XX в. на международной арене обострялись противоречия между различными государствами, что в конечном счете привело к развязыванию в 1914 г. мировой войны. Основными соперниками были ведущие европейские государства – Англия

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

74. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Гражданская война – это наиболее острая форма разрешения социальных противоречий внутри страны; противоборство различных общностей и групп за реализацию своих коренных интересов, которое вызывается попытками захватить

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

81. ПРИЧИНЫ СВЕРТЫВАНИЯ НЭПА И ЕГО ИТОГИ Во второй половине 20-х гг. развитие нэповской экономики стало носить противоречивый, а порой и кризисный характер. Столкнувшись с нехваткой финансовых средств для развертывания промышленности, большевистское руководство пошло по

автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

11. Начало Троянской войны 41а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются вернуть Елену. Греки объявляют войну Трое . 41b. ГОТСКО-ТАРКВИНИЙСКАЯ ВОЙНА. ГРЕЧЕСКАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

17. Конец Троянской войны 86а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. КАК ПОГИБ ТРОИЛ В ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. См. рис. 59. Обстоятельства гибели троянца Троила таковы:1) В битве Троил окружен греками.2) Троил убит копьем.3) Голова Троила отрублена греками , с. 127. При этом эпизод с отрубленной головой -

За обладание яблоком, которое подбросила им Эрида с надписью «прекраснейшей» («яблоко раздора») (Apollod. epit. III 2). По-видимому, уже достаточно рано мифологическая традиция приурочила это событие к свадьбе Пелея и Фетиды , на которую были приглашены все боги, кроме Эриды (Hyg. Fab. 92). Чтобы рассудить заспоривших богинь, Зевс поручил Гермесу отвести их на гору Иду (в Троаде), где пас стада юный Парис . Поставленный перед необходимостью выбора и прельщённый обещанием Афродиты дать ему любовь Елены, Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь (Eur. Troad. 924-932), чем снискал себе в дальнейшем её помощь, но навеки сделал своими врагами Геру и Афину (Hom. Il. XXIV 25-30). Этим объясняется поддержка, которую Афродита в ходе войны оказывает троянцам, а Гера и Афина - их противникам ахейцам. Затем Парис приплыл на корабле в Грецию, остановился в доме Менелая и, воспользовавшись его отъездом, при содействии Афродиты убедил Елену бросить Спарту и мужа и стать его женой (Apollod. epit. III 3). Похищение Елены и явилось прямым поводом троянской войны. При поддержке своего брата Агамемнона Менелай собрал большое войско, так как бывшие женихи Елены были связаны совместной клятвой мстить в случае необходимости за оскорбление её супруга (Hes. frg. 204, 78-85; Eur. Iphig. A. 57-71). В составе ахейского войска оказались знатнейшие герои: Одиссей , Филоктет , оба Аякса , Диомед , Сфенел , Протесилай и др. Удалось привлечь к походу также Ахилла (Hyg. Fab. 96), хотя он не участвовал в соискании руки Елены (Hes. frg. 204, 87-92). Ахейский флот, собравшийся в беотийской гавани Авлиде, насчитывал свыше тысячи кораблей (1013 - Apollod. epit. III 14; 1186 - Hom. Il. II). Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как самый могущественный из ахейских царей.

Ко времени пребывания ахейского войска в Авлиде источники относят два события. Первое - знамение, посланное ахейцам богами у алтаря Аполлона: появление змеи, похитившей из гнезда восемь птенцов вместе с их матерью. Калхант объяснил это явление так: троянская война будет продолжаться девять лет и окончится победой греков только на десятом году осады (Hom. Il. II 299-330). Второе знамение - жертвоприношение Ифигении . По одному из вариантов сказания, эти два события отделены друг от друга десятью годами: отплыв из Авлиды в первый раз, ахейцы попали якобы не в Трою, а в лежащую южнее Троады Мисию. Плывя отсюда после столкновения с царем мисийцев Телефом, греки попали в бурю и вернулись каждый в свои родные места. Только по прошествии десяти лет с момента похищения Елены ахейское войско снова собралось в Авлиде, и тогда-то Агамемнону пришлось принести в жертву Артемиде свою дочь Ифигению, чтобы обеспечить благополучное прибытие флота под Трою (Apollod. epit. III 17-23). В этом случае разорение Трои следует отнести к двадцатому году после похищения Елены (Hom. Il. XXIV 765 след.). Поскольку, однако, столь значительный интервал между началом троянской войны и падением Трои существенно нарушает всю остальную эпическую хронологию, первая экспедиция принимается в расчет далеко не во всех источниках.

По пути в Трою греки остановились на острове Тенедос, где Ахилл убил царя Тенеса, а Филоктета укусила змея, и он был оставлен на острове Лемнос (Apollod. epit. III 26-27; Plut. Quest. graec. 28). Перед высадкой на троянской равнине греки отправили Одиссея и Менелая для переговоров с троянцами о выдаче Елены и возвращении сокровищ. Посольство закончилось неудачно, и война стала неизбежной (Hom. Il. III 205-224; XI 138-142).

Основные события троянской войны развернулись на её десятом году. Временное самоустранение от боёв Ахилла (оскорблённого тем, что Агамемнон отнял у него пленницу Брисеиду) даёт возможность проявить свою доблесть остальным ахейским вождям (Диомеду, Агамемнону, Менелаю, Одиссею, Нестору и его сыну Антилоху, Аяксу Теламониду). Среди троянцев главным героем является Гектор , поскольку царь Трои Приам был слишком стар для того, чтобы возглавить защиту города. Так как после отказа Ахилла участвовать в военных действиях успех явно склоняется на сторону троянцев, подступающих к самым ахейским кораблям (кн. XV «Илиады»), Ахилл разрешает своему лучшему другу и побратиму Патроклу вступить в бой. Патрокл приостанавливает натиск троянцев, но сам гибнет от руки Гектора, поддерживаемого Аполлоном (кн. XVI). Ахилл, одержимый жаждой мести, сражает множество врагов; в поединке с ним гибнет и Гектор (кн. XX-XXII). Однако, как явствует уже из послегомеровских источников, и после этого у троянцев ещё достаточно сил, чтобы противостоять грекам. Хотя Ахилл и убивает в сражении пришедших на помощь троянцам предводительницу амазонок Пенфесилею и царя эфиопов Мемнона, сам он погибает от стрелы Париса, направляемой Аполлоном. За оружие погибшего героя разгорается спор между Одиссеем и Аяксом Теламонидом, завершающийся самоубийством оскорблённого Аякса (Apollod. epit. V 6-7; Soph. Ai).

Новый этап троянской войны связан с прибытием под Трою Филоктета с Лемноса и Неоптолема со Скироса. От стрелы первого гибнет Парис, второй сражает мисийца Эврипила. После этого троянцы больше не рискуют выходить на битву в открытом поле, но для греков остаются все еще неодолимым препятствием мощные стены Трои. Выход из положения находит Одиссей; по его совету мастер Эпей строит огромного деревянного коня, в полое нутро которого прячется отборный отряд ахейских воинов, а остальное войско инсценирует возвращение на родину: сжигает лагерь на равнине, затем флот отплывает от троянского побережья и укрывается на острове Тенедос (Hom. Od. IV 271-289; VIII 492-520). На берегу ахейцы оставляют Синона, который побуждает троянцев ввести в город деревянного коня как дар Афине. Ночью спрятанные в чреве коня греки выбираются наружу и открывают городские ворота своим воинам, возвратившимся с острова Тенедос. Начинается избиение застигнутых врасплох троянцев. Всё мужское население погибает, за исключением Энея с несколькими соратниками, получающего от богов указание бежать из взятой Трои, чтобы возродить её славу в другом месте (Verg. Aen. II). Женщин Трои также ждёт горестная доля: Андромаха становится пленницей Неоптолема, Кассандру отдают в наложницы Агамемнону, Поликсену приносят в жертву на могиле Ахилла (Eur. Troad. 240-291). Город гибнет в страшном пожаре.

В лагере ахейцев сразу же после падения Трои возникают распри (Apollod. epit. VI 1). Аякс Оилеид, осквернив насилием над Кассандрой алтарь Афины, навлекает на отплывший ахейский флот гнев богини (Eur. Troad. 69-94). Во время страшной бури многие корабли гибнут от волн и ветра, другие разбиваются на прибрежных скалах, обманутые ложным сигналом Навплия. Менелая и Одиссея буря заносит в далёкие страны, после чего начинаются их долголетние скитания. Агамемнон же по возвращении домой становится жертвой заговора своей жены Клитеместры и Эгисфа. Миф о троянской войне представляет собой сложный комплекс фольклорных мотивов и героических преданий. Такие традиционные сюжеты, как «похищение жены», спор за неё (сражение Менелая с Парисом в III кн. «Илиады»), богатырский поединок (Гектора и Аякса в VII кн., Ахилла и Гектора в XXII кн.), оплакивание героя и погребальные игры (в честь Патрокла в кн. XXIII), объединились в сказании о троянской войне с воспоминаниями об исторических событиях, имевших место в последнее столетие существования микенской цивилизации. Поселение Троя (известное в древности чаще под назв. Илион), возникшее уже в кон. 4-го тыс. до н.э., в силу своего стратегического положения на пути из Средиземного в Чёрное море неоднократно становилось объектом нападения соседних и отдалённых племён. Разрушение её в сер. 13 в. до н.э. в результате войны троянцев и их союзников с объединением ахейских государств запечатлелось в памяти потомства как крупнейшее событие прошлого, причем на гомеровскую Трою могли быть перенесены представления и о её предшественнике - богатом городе, также погибшем в огне пожара в конце 3-го тыс. до н.э.

Из установления историчности целого ряда сражений за область Троады во 2-м тыс. до н.э. не следует делать вывод о такой же исторической достоверности описания троянской войны и её участников в древнегреческом эпосе, окончательное оформление которого произошло в 8-7 вв. до н.э. и отделено от описываемых там событий 4-5 столетиями. При формировании древнегреческого эпоса действовали общие для героической поэзии всех народов законы концентрации действия вокруг единого сюжетного центра и принципы типизации героических образов.

Наряду с «Илиадой» события троянской войны были отражены в не сохранившихся, но известных в поздних пересказах «киклических» поэмах 7-6 вв. до н.э. («Эфиопида», «Разрушение Илиона» и «Малая Илиада»), использованных, вероятно, Вергилием во 2-й кн. «Энеиды» и поздним поэтом Квинтом Смирнским (4 в. н.э.) в компилятивной поэме «Продолжение Гомера». Из афинских трагедий 5 в. до н.э., обильно черпавших материал из киклического эпоса, разорению Трои посвящены «Троянки» Еврипида, использованные в одноимённой трагедии Сенеки. Для средневековой Европы одним из источников служили позднеантичные повести «Дневник Троянской войны» и «О гибели Трои». Именно к этим произведениям во многом восходят средневековые «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора, «История разрушения Трои» Гвидо де Колумна, а также славянские повести 15 в. «О создании и пленении Тройском» и «Притча о кралех». Из произведений нового времени: опера Берлиоза «Покорение Трои», драма Жироду «Троянской войны не будет».

Лит .: Грабарь-Пассек М.Е., Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе, М., 1966; Троянские сказания. Средневековые рыцарские романы о Троянской войне по русским рукописям XVI-XVII вв., Л., 1972; Robert C., Die griechische Heldensage, Bd. 3. Abt. 2, B., 1923; Bethe E., Die Sage vom Troischen Krieg, Lpz.-B., 1927; Blegen C.W., Troy, v. 1-4, L., 1952-58; Kullmann W., Die Quellen der Jlias, Wiesbaden, 1960; Friis Johansen K., The Iliad in the early Greek art, Kbh., 1967.

В .Н . Ярхо

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 528-532.