Дополнительные вопросы. Что способствовало новой жизни Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В чем сомневался раскольников идя преступление

(392 слова)

Главным героем романа Ф.М. Достоевского является студент Родион Раскольников. Именно через повествование о судьбе этого персонажа писатель пытается донести до читателя свои мысли.

Всё произведение является, по сути, разоблачением первых около-ницшеанских идей, которые приобрели определённую популярность в конце XIX века. Не случайно герой является выходцем из студенческой среды, более всего подверженной самым разнообразным веяниям и волнениям.

Родион – привлекательный, умный, но крайне бедный молодой человек, он живёт в убогой квартирке и не может продолжать обучение. В голове героя приживается идея о превосходстве одних людей над другими. Себя он, само собой, относит именно к высшей категории, а остальных считает бесполезной серой массой. Следуя своей же логике, теоретик ницшеанства решается на убийство мерзкой старухи, чтобы использовать её деньги на благие дела.

Однако Достоевский сразу же показывает борьбу героя с самим собой. Раскольников постоянно сомневается, то отказываясь от этой затеи, то снова возвращаясь к ней. Он видит сон, в котором он ещё ребёнком плачет над забитой лошадью, и понимает, что не сможет убить человека, но случайно услышав, что старуха будет дома одна, всё-таки решается на преступление. Наш герой разработал безупречный план, однако всё заканчивается настоящей бойней: он убивает не только Алену Ивановну, но и её беременную сестру, и в панике сбегает, прихватив с собой лишь горстку украшений. Раскольников — не злодей и не безумец, но безденежье, болезнь и безысходность доводят его до отчаяния.

Совершив преступление, Родион теряет покой. Его болезнь обостряется, он прикован к постели и страдает от кошмаров, в которых вновь и вновь переживает случившееся. Постоянно усиливающийся страх разоблачения терзает его, а изнутри героя мучает совесть, хоть и сам он в этом не признаётся. Ещё одно чувство, ставшее неотъемлемой частью Раскольникова, стало одиночество. Переступив закон и мораль, он отделил себя от других людей, даже его лучший друг Разумихин, его сестра Дуня и мать Пульхерия становятся ему чужими и непонятными. Свою последнюю надежду он видит в проститутке Соне Мармеладовой, которая, по его мнению, тоже переступила закон и мораль, а потому может понять убийцу. Возможно, он надеялся на оправдание, но Соня призывает его покаяться и принять наказание.

В конце концов, Раскольников разочаровывается в себе и сдаётся полиции. Однако, Родион все еще продолжает верить в свою теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Только в эпилоге к нему приходит осознание бессмысленности и жестокости этой идеи, и, отрёкшись от нее, герой встаёт на путь духовного возрождения.

Именно через образ Раскольникова Достоевский низвергает эгоцентризм и бонапартизм, а возвышает христианство и человеколюбие.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Каждый человек — это целый мир», — утверждал Федор Михайло-вич Достоевский, гениальный русский писатель-психолог XIX в. И каж-дый человек — это еще и тайна, в особенности русский человек. Не слу-чайно во всем мире говорят о загадочной русской душе, и каждый из нас часто повторяет базаровское: «Может быть, точно, всякий человек — за-гадка». «Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля», — говорит один из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и нака-зание».

Загадочные, широкие, неоднозначные, внутренне противоречивые… Та-ков и Родион Раскольников — главный герой романа.

Писатель мастерски включил в композицию романа внутренние моно-логи, в которых передал духовную жизнь Родиона Романовича в непрерыв-ной смене его мыслей, чувств, воспоминаний.

«Ну зачем теперь я иду? Разве я способен на это?» — рассуждает Рас-кольников по пути к дому старухи-процентщицы. «О боже, как это всё отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко!» — говорил он, выходя от нее. Находясь в распивочной, сам себе противоре-чит: «Всё это вздор… и нечем тут было смущаться».

Что же толкает Родиона Раскольникова на такие размышления, а за-тем и на преступление?

В три последних дня перед убийством его мысли и душа особенно близко сталкиваются с трагедией жизни в страшном и жестоком мире. Сколь-ко боли и горечи звучит в монологе Родиона после посещения семьи Мар-меладовых. За судьбой Сони, вынужденной продавать себя ради жизни близких людей, перед Раскольниковым встает судьба человечества и чело-века униженного, оскорбленного и доведенного до нищеты. По его мнению, подло и мерзко это существование, когда жизнь покупается такой ценой: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец — человек привыкает!»

Но герой вдруг задумывается. И ход его мыслей меняется. Он уже со-мневается в своих выводах и приходит к противоположному утверждению: «…Коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное всё — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!»

Если согласиться с Раскольниковым, что такое состояние жизни не под-лость, то и поступок Сони можно оправдать, так как «неразрешимость» ситуации зависит не от нее, а от состояния окружающего мира. В чем же виновата эта девушка, которая пожертвовала собой ради спасения сестер и брата? В чем же виноваты эти дети? За какие грехи наказаны такой страшной судьбой? Нет, бедствия человечества порождены не извечной подлостью, людской, а скорее всего покорностью большинства насилию немногих. Значит, и спасти человечество способен властитель, который желает добра людям и поведет их к счастью, даже нарушая нравственные законы. При-мерно так движется мысль Раскольникова: обретение власти, защита «уни-женных и оскорбленных» от насилия насилием, но с благой целью — так путем, долгих раздумий рождается его теория. И в монологах-размышлениях, после чтения письма матери, встречи с пьяной девочкой на буль-варе вновь живая боль за человека перекликается с мыслью: «Так тому и следует быть!»

Постоянно сознание Родиона Раскольникова как бы раздваивается: он всё время спорит сам с собой. В этом и заключается своеобразие внутрен-него монолога героев Достоевского — его диалогичность. «На какое дело покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!»

Но если Родион Раскольников не понимает бесчеловечности своей тео-рии, то Достоевский всем содержанием романа опровергает идею главного героя душой и мыслями самого Родиона, его совестью. Весь месяц от убий-ства до признания — это напряженный внутренний монолог, не прекра-щающийся ни на секунду. Муки совести, леденящий душу страх сознание бессмысленности совершенного злодеяния — всё это ложится невыноси-мым гнетом на душу Родиона, помогает раскрыть одну из главных идей романа — идею раскола, которая находит свое воплощение и в фамилии героя — Раскольников. Материал с сайта

Внутренние монологи помогают также понять, почему Родион пришел с повинной, хотя был убежден в правоте своей теории. Он пришел к людям, к жизни. И его внутренний монолог подтверждает это: «Довольно! Прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь провидения!.. Есть жизнь! Не умер-ла еще моя жизнь вместе со старою старухой!»

Да, жизнь Родиона Раскольникова не умерла!

Создавая характер своего героя, Ф. М. Достоевский, обладавший как художник-психолог редчайшим, исключительным даром видеть и чувство-вать, с помощью внутреннего монолога поразительно чутко передал мно-гомерность и неисчерпаемость человеческой души, ее способность обнов-ления и перерождения.

И я, так долго бывшая свидетелем напряженной борьбы рассудка и совести Родиона Раскольникова, его мучительных сомнений, колебаний, страданий, рада нравственному очищению души героя в результате сми-рения и покаяния, веры в жизнь. В сознании Родиона Романовича выраба-тывается что-то другое.

«…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне обновившимся суще-ством своим…»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • цитаты сомнений раскольникова перед убийством
  • монолог раскольникова часть 6
  • внутренние монологи раскольникова мысль об убийстве старухи
  • коли действительно не подлец род человеческий
  • цитаты родиона раскольникова после убийства

1. Черты каких жанров можно выделить в рассказе Достоевского? Есть ли у предшественников Достоевского в русской литературе похожие произведения?

2. Почему герой-рассказчик называет себя смешным человеком?

3. С чем связаны в начале рассказа мысли героя о самоубийстве?

4. Как можно охарактеризовать цивилизацию, встреченную им на другой планете?

5. Почему одному человеку удалось «заразить» совершенное человечество земными пороками?

6. Какие идеи религиозной философии Достоевского нашли отражение в рассказе?

7. В чём смысл финала рассказа?

Роман "Преступление и наказание"


Раскольников (Георгий Тараторкин) в экранизации романа "Преступление и наказание" (1969, реж. Лев Кулиджанов)

I. «Преступление и наказание»: история замысла и прототипы. Петербург Достоевского

1. Какие события в жизни России и в жизни самого писателя повлияли на создание романа?

2. Каким был первоначальный замысел романа?

3. Каковы реальные, исторические и литературные прототипы Раскольникова?

4. В чём жанровое своеобразие романа? Что означает термин «полифонический роман»?

5. Почему «Преступление и наказание» называют «петербургским романом»?

6. Каким мы видим Петербург в произведениях Пушкина, Гоголя, Гончарова, Некрасова? В чём принципиальное отличие образа Петербурга у Достоевского?

7. С помощью каких художественных средств изображается Петербург Достоевского (часть первая, главы 1 – 3; часть вторая, главы 1, 2, 6, 7; часть четвёртая, глава 4; часть пятая, глава 5; часть шестая, главы 3,6) ?

8. Какой цвет преобладает в описании Петербурга? Что символизирует этот цвет?

Петербургские улицы

II. Теория Раскольникова. Путь к преступлению

10. Что побудило Раскольникова решиться на преступление? Каковы личные и социально-философские истоки преступления Раскольникова? Почему Раскольников решается на «убийство по совести»?

11. В чём сомневается Раскольников, идя на преступление? Для чего ему нужна была «проба»?

12. Каков смысл первого сна Раскольникова?

13. В чём суть теории Раскольникова? (часть III, глава V) . Почему в романе нет текста статьи Раскольникова, а есть только дискуссия о ней?

14. Найдите в тексте первой части романа факты, подтверждающие правоту теории Раскольникова, и факты, опровергающие её.

Раскольников (Георгий Тараторкин) и Порфирий Петрович (Иннокентий Смоктуновский) в экранизации романа "Преступление и наказание" (1969, реж. Лев Кулиджанов)

III. Раскольников в системе образов романа. Крушение теории

15. Можно ли утверждать, что душевные муки Раскольникова начинаются ещё до преступления? Когда он впервые почувствовал несостоятельность своей теории?

16. Почему значительная часть романа посвящена «наказанию» Раскольникова? В чём заключается его «наказание»?

17. О каких мотивах преступления говорит Соне Раскольников? Противоречит ли Раскольников самому себе? Для ответа на вопрос заполните таблицу, выписав из текста цитаты :

18. Почему Раскольников приходит со своим страданием именно к Соне?

19. Справедливо ли Раскольников считает Соню тоже преступницей?

20. С какой целью Соня читает Раскольникову притчу о воскрешении Лазаря? Что значит эта притча для героя?

21. Какой путь спасения предлагает Раскольникову Соня?

22. Почему Соня последует за ним на каторгу?

23. На кого из «положительно прекрасных героев» Достоевского похожа Соня?

25. Какую «теорию» проповедует Лужин? С какой целью он готов взять в жёны бедную сестру Раскольникова?

26. Чем близок Раскольникову Свидригайлов? Почему Свидригайлов ищет общения с Раскольниковым и говорит о некой «общей точке»?

27. Почему Раскольников с ужасом отшатывается и от Лужина, и от Свидригайлова?

28. Проследите динамику взаимоотношений Раскольникова и Порфирия Петровича. Каков смысл их психологических поединков? Как Порфирий Петрович относится к Раскольникову?

29. В чём смысл сна Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху? Почему старуха смеётся над ним? Что символизирует толпа на лестнице?

30. Кто из персонажей романа, по вашему мнению, сыграл наиболее важную роль в опровержении идей Раскольникова?

31. Почему, на ваш взгляд, Раскольников всё же признаётся в совершённом преступлении? Возможен ли был иной исход?

32. Каков символический смысл видения Раскольникова на каторге?

33. Можно ли утверждать, что Раскольников раскаялся и находится на пути к нравственному выздоровлению?

Михаил Михайлович Бахтин - советский литературовед, исследователь творчества Достоевского, автор теории "полифонического романа"

IV. Художественные особенности романа

34. Почему вся история преступления и наказания укладывается лишь в 14 дней? С какой целью автор «нагромождает» события в короткий отрезок времени?

35. Как с помощью пространственных деталей подчеркивается кризисное состояние Раскольникова?

36. В чём своеобразие портретных характеристик персонажей?

37. Каково значение цвета и чисел в романе? Приведите примеры.

Роман "Идиот"

Князь Мышкин (Евгений Миронов) в экранизации романа "Идиот" (2003, реж. Владимир Бортко)

1. Что вам известно об истории создания романа? В чём заключался идейный замысел автора? Удалось ли Достоевскому изобразить «положительно прекрасного человека»?

2. В чем смысл названия романа? В каком значении выступает в романе слово «идиот»? Приведите примеры из текста.

3. Есть ли в образе князя Мышкина автобиографические черты самого автора?

4. Что отличает Мышкина от окружающих его людей (Тоцкого, Гани Иволгина, генерала Епанчина)? По каким христианским принципам живёт этот герой?

5. Почему многие персонажи (Лебедев, Птицын, Иволгин) носят "птичьи" фамилии? Как это связано с образом Петербурга в романе?

6. Что роднит князя Мышкина с его литературными предшественниками?

7. Как в романе подчеркнута двойственность главного героя?

8. С какой целью Достоевский акцентирует внимание читателей на отношении князя к детям?

9. Как Мышкин понимает слово «любовь»? Одинаковые ли чувства он испытывает к Настасье Филипповне и Аглае? Какое место занимают эти женщины в жизни князя?

10. Чем интересен характер Настасьи Филипповны? О чем нам говорит ее портрет? Почему только князь сумел понять эту женщину?

11. С какой целью и за что Настасья Филипповна мстит своим «благодетелям»?

12. За что она полюбила Мышкина, которого все считают идиотом? Почему, по-настоящему любя князя, героиня заставляет его страдать?

14. Докажите примерами из текста, что образ Рогожина неразрывно связан со смертью.

15. Почему Рогожин убивает Настасью Филипповну? Что значит такой исход для него и для князя? Можно ли сказать, что Настасья Филипповна сама приблизила свою смерть?

16. В чём символичность финальной сцены романа (ночное бдение Мышкина и Рогожина у тела Настасьи Филипповны)? Чувствует ли князь вину за совершенное Рогожиным преступление?

17. Каково значение эпилога? Как вы считаете, сможет ли князь снова вернуться к нормальной жизни?

Главы из романа "Братья Карамазовы"

Кадры из фильма "Братья Карамазовы" (реж. Иван Пырьев, 1968)

  1. Прочитайте главы "Великий инквизитор" и "Чёрт. Кошмар ивана Фёдоровича".
  2. Что вам известно об истории создания и о сюжетных линиях романа?
  3. Какое место в романе занимают духовные искания Ивана Карамазова? С чем связаны его религиозно-философские размышления?
  4. Почему Иван Фёдорович называет свою поэму «нелепой» и «бестолковой»?
  5. Почему действие поэмы происходит в Испании во времена инквизиции, а не в современной Карамазовым России?
  6. Какое чудо совершает сошедший на землю Христос?
  7. Как Инквизитор реагирует на свершившееся чудо? В какой момент Христа арестовывают по приказу Инквизитора? Почему Иисус не сопротивляется стражникам? Почему, по вашему мнению, народ не пытается защитить Сына Божьего?
  8. Что Инквизитор рассказывает о своём прошлом? С какой целью?
  9. Прав ли Инквизитор, говорящий Христу: «…народ, который сегодня целовал твои ноги, завтра же… бросится подгребать к твоему костру угли»?
  10. В каком значении Инквизитор употребляет слово «свобода»? Выпишите из текста 5 – 6 примеров использования этого слова в разных контекстах.
  11. О каком эпизоде из Евангелия Инквизитор напоминает Христу? В чём, по мнению Инквизитора, Иисус был не прав?
  12. Согласны ли вы с Инквизитором, что людям хлеб дороже свободы? Почему вы так думаете?
  13. Прокомментируйте слова Инквизитора: «Есть три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков для их счастья, – эти силы: чудо, тайна и авторитет».
  14. Что означают слова: а) «Человек ищет не столько бога, сколько чудес»; б) «Потребность всемирного соединения есть третье и последнее мучение людей»?
  15. Почему Иисус всё время молчит? Почему он целует Инквизитора на прощанье?
  16. Какие события предшествуют явлению чёрта в дом Ивана?
  17. Почему Иван постоянно называет чёрта своей фантазией и отказывается верить в его реальность?
  18. Что особенно неприятно Ивану в болтовне чёрта? Почему?
  19. В чём смысл рассказа чёрта о топоре и о пути в «биллион биллионов лет»?
  20. Есть ли в главе указание на то, что чёрт реален или, напротив, является фантазией Ивана?
  21. Какую новость предсказывает чёрт Ивану?
  22. Какое влияние на русскую и мировую литературу оказал роман "Братья Карамазовы"?

Почему Раскольников совершил преступление?

Важнейшая проблема в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в объяснении причин преступления Родиона Раскольникова. Из содержания романа мы узнаём, что главный герой – совсем молодой человек, учащийся петербургского университета, который живёт бедно. У него недостаточно средств для того, чтобы учиться и оплачивать квартплату, однако ему стараются помогать мать и сестра.

Но, на мой взгляд, нищета и голод главного героя – это не основная причина его преступления, поскольку после осуществления своего страшного замысла он говорит: «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был».

Раскольников понимает, что на бесправие, нищету и раннюю смерть обречён не только он один, но и тысячи других людей. Эта мысль заставляет его находить пути выхода из сложившегося несправедливого положения вещей. Так он создаёт свою теорию.

Раскольников долго размышляет о причинах существующей несправедливости и неравенства. Он считает, что есть две категории людей, между которыми есть резкое различие. Первую категорию составляет большая часть людей, молчаливо и покорно подчиняющихся всему, что жизнь им преподносит, а вторую – «необыкновенные» люди, которые считаются настоящими двигателями истории человечества. Однако последние не придерживаются общепризнанных норм морали и ради навязывания человечеству своей воли не хотят останавливаться ни перед чем. Таких людей современники проклинают, а потомки причисляют к героям. Раскольников не только продумал данную идею, но и за год до совершения преступления изложил её в своей научной статье. У него возникают вопросы, которые он формулирует таким образом: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Мне кажется, что главный герой не хочет быть похожим на «обыкновенных» людей, подобно им молча терпеть и подчиняться «необыкновенным» людям. Он считает, что есть только один выход, и он должен себе и окружающим доказать, что является прирожденным «властелином судьбы», который имеет право переступать моральные законы, а не «тварью дрожащей». Эта мысль и приводит Раскольникова к убийству старухи-процентщицы. По его мнению, данное преступление является для него испытанием, чтобы он мог определить, относится ли он к породе «необыкновенных» людей или же должен, как и большинство, повиноваться и терпеть дальше.

Совершая преступление, Раскольников протестует против социального неравенства и унижения человека. При всём при этом он не осознаёт, что его теория только способствует укреплению жестокости. Трагическая ошибка, которая лежала в основе философии главного героя, и заключалась в данном противоречии. Раскольников на своём опыте убеждается, что, следуя своей «идее», он поступает бесчеловечно. Конечно, ему удаётся совершить задуманное, однако данный поступок не приводит к тому, что он ожидал.

Главный герой понимает, что мораль «необыкновенных» людей, так привлекающая его до совершения убийства, бесчеловечна. В будущем Раскольников приходит к тому, что истинная красота и нравственность состоит не в тех людях, которые считают себя выше простых людей, а в тех, которые, как например Соня Мармеладова, живут с верой в душе, противостоят злу и насилию даже среди невыносимых условий жизни.

Обновлено: 2012-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сегодня мы поговорим о теории, с которой нас знакомит Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Какие идеи хотел донести автор и в чём ошибочность теории Раскольникова?

О книге

Федор Михайлович Достоевский создал замечательную книгу о человеческом безумии под названием «Преступление и наказание». Она была написана в далеком 1866 году, но актуальной остается по сегодняшний день. Писатель приподнимает завесу над жизнью обычных людей в России XIX века. В это время активизируется борьба между различными революционными течениями, а социальные противоречия становятся всё острее. В своей книге Достоевский не преследовал цели создать негативного героя: он выносит на первый план проблемы общества, которое создаёт причины, заставляющие человека идти на преступление. Чтобы показать это, он подробно описывает мысли, сомнения, терзания и причины Родиона.

Главный герой

Главным героем является Родион Раскольников - скромный человек, бывший студент, который подрабатывает где придётся и живет в поразительной нищете. Какого-либо просвета в жизни ему не видать, он это прекрасно понимает. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» раскрывается перед читателями постепенно для того, чтобы передать всю глубину и обреченность. Стоит понимать, что Родион не последний негодяй и бестолочь, он довольно умён, что ясно видно в процессе прочтения книги. Парень не лишен даже таких качеств, как отзывчивость и доброта. Разве в этом нет парадокса преступности? Ведь единицы со всего мира, которых можно посчитать по пальцам, обладают действительно животной необъяснимой жесткостью, которая не продиктована ничем, кроме жажды крови. Таких людей невероятно мало, а преступления совершаются повсеместно. Как же так? Каждый преступник тоже имеет в себе что-то хорошее, как бы порой трудно ни было это признавать. Рассуждать об этом легко, на практике дело обстоит не так просто, но всё же суть от этого не меняется. Мы понимаем, что Родион обладает рядом положительных качеств, но окружающая его бедность сильно задевает чувства. Кроме того, он видит полное бесправие и обреченность таких же, как он сам. Всё это доводит героя до полного духовного изнеможения, в условиях которого и зарождается его бесчеловечная теория.

Суть теории Раскольникова

Какими же мыслями пытался успокоить себя Родион? Удалось ли ему это? Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» заключается в том, что делит людей на два типа: полностью бесправных людей и тех, кто может преступать закон в своих личных целях. Это основная мысль, которую развивает по ходу книги главный герой. С течением времени она немного видоизменяется, появляются какие-то новые черты двух категорий людей. Самое забавное, что поначалу самому Раскольникову его теория казалась шуткой, он не воспринимал её всерьез, а считал просто развлечением для того, чтобы не думать о делах насущных. Чем больше Родион «развлекается» таким способом, тем более правдивой, рациональной и верной кажется ему собственная теория. Он начинает всех и вся под неё подводить и размышлять о людях только исходя из этой позиции.

Поиск себя

В чём заключается теория Раскольникова, мы уже знаем, но какое место в ней отведено ему самому? На протяжении книги он и сам пытается ответить себе на этот вопрос. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» утверждает, что для счастья и благополучия большинства необходимо уничтожение меньшинства. Посредством трудных размышлений и анализа своего ума Родион решает, что он относится к категории людей, которая имеет право совершать любые поступки ради достижения цели. Для того чтобы проверить удачу и убедиться в своей принадлежности к «элите», Родион решается на убийство старой процентщицы. Суть теории Раскольникова обманчива, ведь он, пытаясь сделать мир лучше, совершает ужасное преступление - убийство.

Последствия

Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников через время понимает, что совершенное преступление не приносит пользы никому. Он осознаёт бессмысленность своего поступка. На этом моменте Фёдор Михайлович Достоевский начинает опровергать уже известную теорию. В книге это происходит на фоне сильных мучений Родиона, которые он испытывает после убийства. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» терпит крах, а сам главный герой ощущает себя загнанным зверем, ведь, с одной стороны, его терзает совесть, а с другой - он боится совершить ошибку и выдать себя.

Осмысление

Главной герой проводит очень неудачный эксперимент над собой, который приводит к апатии и депрессии, ведь проблемы остались нерешенными, а кроме того, каждую ночь мучает совесть. В чем заключается теория Раскольника после преступления? Для него она оставалась такой же, но ему пришлось принять тот факт, что и он, судя по всему, бесправная дрожащая тварь. До последнего он старается держаться своих взглядов. Смерть старухи отрезает его от окружающего мира, он полностью погружается во внутреннюю жизнь. Теория Раскольникова, цитаты которой поражают жестокостью даже взрослых людей, должна была помочь молодому человеку обрести покой, но завела его в ужасные дебри собственной совести.

Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну. Он решает довериться Соне Мармеладовой - девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом. Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Крах

Отказ от взглядов даётся Родиону очень тяжело. Большое влияние на него оказывает вера в людей в бога и безмерная доброта Сони Мармеладовой. Теория Раскольникова (кратко изложена выше) терпит полнейший крах только после того, как он видит сон, где все убивают друг друга, и в результате земля становится опустошенной. Полный абсурд. Наконец-то Родион понимает ошибочность своей теории, ведь суть её состоит в том, что не останется людей. После сна главный герой постепенно начинает возвращать себе веру в людей и в добро. Дается это непросто, он упорно отказывается от прошлых взглядов. Родион начинается понимать, что каждому должно быть доступно счастье. Он также придет к глубокому пониманию христианских ценностей. Счастье и благополучие невозможно построить на преступлении. Недопустимо убийство даже одного человека, ведь люди по своей природе абсолютно равны. Ниже приведем некоторые цитаты из книги:

. «Власть даётся лишь тому, кто посмеет наклониться и поднять её. Тут одно только, одно: надо только посметь!»

. «Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его собьют на простом. Хитрейшего человека именно на простейшем надо брать».

. «...И дойдешь до черты, что не перешагнешь ее — несчастна будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее станешь...»

Итак, сегодня мы узнали, в чём заключается теория Раскольникова.