Дидактические игры на тему « Геометрические фигуры. Дидактические игры по формированию геометрических представлений Дидактический материал геометрические фигуры

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

Сборник дидактических игр по разделу «Геометрические фигуры»

Зерноград 2017г.

Составитель: Бондарь Ольга, студентка 4 «В» группы специальность «Дошкольное образование»

Руководитель: О.А. Глобина, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК»

Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и в соответствии с рабочей программой МДК 03.04. «Теория и методика математического развития дошкольников» предназначен как для индивидуальной, так и для групповой деятельности студентов специальности «Дошкольное образование» в учебном процессе Зерноградского педагогического колледжа, а так же для воспитателей, методистов ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

Данный сборник включает ряд последовательных дидактических игр, которые способствует правильной организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников по математическому развитию.

    Введение…………………………………………………………

    Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в младшей группе………………………………………………………………...

    Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в средней группе …………………………………………………………………

    Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в старшей группе…………………………………………………………………

    Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в подготовительной группе……………………………………………..

    Литература……………………………………………………...

Введение

Под математическим развитием дошкольников следует понимать не которые сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в младшей группе

1. Назови геометрическую фигуру.

Цель : учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал . 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.

Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, называет их, просит детей повторить название. На одном занятии используется не более трех таблиц (5-6) фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе.

2 . «Найди пару».

Ход игры: На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку. Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.

Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в средней группе

1. « Назови одним словом»

Цель: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

Материал. Комплекты прямоугольников и квадратов разной величины.

Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга. (Можно использовать разные геометрические фигуры.)

3 «Что бывает такой формы?»

Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.

Яблоко: какое? - Круглое. Окно: какое? - Квадратное.

Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т.д.

Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в старшей группе

1. Назови свой автобус»

Цель : упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание . В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

2 «Выложи фигуру»

Цель . Учить детей действовать по образцу, запоминать и точно воспроизводить его. Воспитывать внимание, усидчивость.

Игровое задание . Рассмотреть и запомнить образец. Самостоятельно выложить фигуру, проверить правильность выполненной работы (сверить с образцом).

Оборудование. Коробочки с цветными палочками разной величины, образцы, фишки.

Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в подготовительной группе

1. Игра « Назови одним словом»

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

2. Игра «Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по од-ному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

3. Игра « Чудесный мешочек»

Хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

Литература

Н. И. Фрейлах «Методика математического развития»

С.А. Козлова «Дошкольная педагогика»

Цель:

  • Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по форме, развивать умение находить и на ощупь определять форму предмета.

«Спрячь от дождика»

Ребенку предлагается карточка с изображением зонтика. Под зонтик кладется геометрическая фигура и предлагается ребенку спрятать под зонтик все фигуры такой же формы.

«Разложи правильно»

На столе все фигуры одного цвета. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображена форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.

«Какой фигуры не стало?»

Воспитатель выбирает 4 геом. фигуры разной формы и кладет на стол. Водящий выбирает одну фигуру, а остальные дети должны угадать, какой фигуры не стало (игра усложняется за счет подбора фигур разного цвета, размера).

«Подбери по форме»

Ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети выкладывают соответствующие фигуры на таблицу.

«Геометрическое лото»

Воспитатель предлагает детям карточку с изображением разноцветных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цвета, формы, размера и закрыть их на карточке.

«Жил – был кружочек»

Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.

«На что похоже?»

Дети рассматривают геом. фигуру, определяют цвет и говорят, на какой предмет окружающего мира похожа данная фигура.

«Пикник для фигур»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры - паровозик. Дети из геом. фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам.

«Один пассажир»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель в паровозик кладет карточку – ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон.

«Друзья»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

«Вкусный груз»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета…) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геом. фигурой.

«Игра с обручем»

Для игры используются 4-5 сюж. Игрушек: куклы, матрешки, отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети определяют признаки, свойственные игрушке: цвет, форма, размер. И кладут в обруч те геом. фигуры, которые обладают сходными признаками. Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенными признаками.

«Закрой окошко в домике»

Воспитатель раздает детям геом. фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.

«Зашей комбинезон»

Воспитатель раздает детям разноцветные комбинезоны с «дырками». На столах лежат заплатки разного цвета и формы. Детям предлагается зашить комбинезон, правильно подобрав заплатки.

«Открой замок»

Воспитатель детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.

«Найди стеклышко»

На столах лежат вазы. Воспитатель говорит, что от вазы откололось стеклышко и предлагает детям найти стеклышко соответствующей формы и цвета.

«Чудесный мешочек»

Воспитатель приносит «чудесный» мешочек.

Я чудесненький мешочек,

Вам, ребята, я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть?

Воспитатель загадывает загадки: «Если отгадаете, то узнаете, что в мешочке».

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем - прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его... (Квадрат)

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (Треугольник)

Дети рассматривают, что в ме­шочке. Доставая фигуру, определяют ее форму, цвет. Затем закры­вают глаза, а взрослый прячет фигуру в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называет ее.

Дидактические игры с блоками Дьенеша:

  • Найди все фигуры как эта (по форме);
  • Найди не такую фигуру как эта (по форме).

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д. Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Дидактические игры на тему: «Геометрические фигуры»

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

для детей от 3 до 5 лет.

Описание игры. Дидактическая игра «Геометрическое лото» предназначена для воспитателей второй младшей и средней групп, а также для дошкольников от 3 до 5 лет. Игра может быть легко выполнена родителя и использоваться дома для обучения работать со схемами, развития у ребёнка логики, образного мышления, воспитания усидчивости и внимания.
Состав игры: геометрические фигуры разных цветов и размеров, схемы предметов, животных.

Игра предназначена как для занятий с одним ребёнком, так и с 2-3 детьми.
Цель игры: в игровой форме научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь схемой, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве игрового листа.
Ход игры: Начинать лучше с одной схемы. Пусть ребёнок из имеющихся геометрических фигур подберёт к ней подходящие по цвету и размеру и наложит на схему.
Игра содержит как простые, так и более сложные схемы, что позволяет научить дошкольника работать со схемами, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность.
Пример работы со схемой.
1.Совместно с воспитателем ребёнок рассматривает схему и определяет что на ней изображено.
2.Называются геометрические фигуры, имеющиеся на схеме. Называется их цвет и размер.
3.Подбор необходимых геометрических фигур и заполнение схемы.
схема "Неваляшка"

Конечно же схемы к этой игре могут постоянно дополняться. А в старшем возрасте можно попробовать составлять с дошкольниками изображения без схем, самостоятельно, придумывая что-то своё. Что будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию полученных умений.

Ориентировка в пространстве

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

Взять лист бумаги и приготовить для работы картонные геометрические фигуры.

Поставь квадрат в правый верхний угол.
Поставь круг в середину листа.
Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте овал в левый верхний угол.
Поставьте треугольник в правый нижний угол.

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько треугольников в елочке зеленой,
Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)

Сколько на тарелке овальных пирожков,
Столько же немедленно выполни прыжков. (5)

Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)

На полке сколько круглых ваз.
В ладоши хлопни столько раз. (1)

Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. (2)

Игра НАЗОВИ УЛИЦЫ ГОРОДА

Цель:

· обобщить знания детей об известных признаках: цвет, форма, размер;

· познакомить детей с новым видом деятельности – моделированием.

Оборудование:

· цветные фломастеры;

· таблички: «Цвет», «Форма», «Размер».

Педагог показывает главный город страны Геометрия, выполненный с помощью аппликации:

Этот город ещё очень молодой. Все фигуры в этом городе расселились по улицам, но не успели дать им названия. Давайте им поможем. Интересно, как можно назвать первую улицу, идущую сверху вниз?
- Треугольная.
- Почему вы ее так назвали?
- Потому что на ней живут только треугольники.

- Формой.
- Какая у них форма?
- Треугольная.
- Что же можно нарисовать на табличке этой улицы?
- Треугольник.
- Правильно!

Сверху на табличке педагог рисует треугольник. Та же самая работа проводится и для всех остальных улиц, идущих сверху вниз.

А эту улицу как назовем? (Показывает верхнюю улицу, идущую слева направо.)
- Красная.
- Почему вы её так назвали?
- Потому что все фигуры на этой улице красные.
- Чем же похожи все эти фигуры?
- Цветом.
- Что нарисуем на табличке?

Дети в небольшом замешательстве, но потом соображают, что нужно нарисовать бесформенное пятно красного цвета. Аналогично разбираются и все оставшиеся улицы.

А теперь скажите мне, какие все эти фигуры? (Показывает все маленькие фигуры.)
- Маленькие.
- А остальные?
- Большие.
- Чем же они отличаются?
- Размером.
- И так давайте ещё раз вспомним, по каким признакам отличаются все фигуры, живущие в этом городе.
- По форме, цвету и размеру.

Вывешиваются три таблички, и дети пытаются сами объяснить, почему именно такие значки изображены на этих табличках:

Игра ОТГАДАЙ ФИГУРУ ПО ЗАГАДКЕ

Цель:

· развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения давать характеристику фигуре по известным признакам и находить фигуру по характеристике.

1 вариант – используется аппликация с прошлой игры для развития логики.

Педагог, используя таблички «цвет», «форма», «размер» и аппликацию с прошлого занятия, загадывает загадку про одного из жителей этого города. Например: «Эта фигура по форме – круглая, по цвету – красная, а по размеру – большая». Дети отгадывают загадку и показывают её. После чего дети сами загадывают и отгадывают загадки.

2 вариант – используется набор цветных фигур (на каждого ребенка).

Ребёнок выбирает из набора глазами любую фигуру и, используя таблички «ЦВЕТ», «ФОРМА», «РАЗМЕР», составляет про неё рассказ. Например: «Моя фигура по форме - пятиугольная, по цвету - зелёная, а по размеру – маленькая». Все остальные должны выбрать из своего набора нужную фигуру и по команде педагога (на счет «Раз-два-три») показать её. Ребёнок, который составлял рассказ, проверяет.

Игра ЗАСЕЛИ ФИГУРУ НА СВОЙ ЭТАЖ

Цель:

· совершенствование умения выполнять анализ и синтез.

Оборудование:

· аппликация дома,

· мешочек с некоторыми фигурами из набора.

Перед игрой необходимо внимательно посмотреть на дом и выяснить, каким образом поселились фигуры. Какие фигуры живут на первом этаже, на втором и на третьем? На первом этаже поселились красные фигуры, на втором – треугольные, а на третьем – маленькие. Задача детей заселить в дом фигуру, которую они вытягивают из мешочка.

Перед тем как её заселить, ребёнок должен рассказать, на каком этаже может жить его фигура и почему. Например, если ребёнок вытягивает маленький красный квадрат, то у него должен получиться такой рассказ: «Моя фигура может жить на третьем этаже, потому что она маленькая, и на первом, потому что она красная».

Игра ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ДОМИНО

Цель:

· научить находить похожую фигуру по любому признаку.

Раздаточный материал:

· карточки со всеми цветными геометрическими фигурами (24 шт.).

1 вариант - дети садятся за один стол. Все карточки раздаются детям. Задача детей - выкладывать по очереди свои карточки, называя, чем похожа его фигура на последнюю. Только в этом случае ребёнок может выставить свою карточку. Кто первый выложит все фигуры, тот и выигрывает.

2 вариант – признак, по которому дети должны выставить свою фигуру только один, и он всё время меняется. Например, сначала нужно выложить фигуру, похожую цветом. Следующий игрок должен выложить фигуру, похожую формой, следующий - размером и опять цветом, формой и размером.

Игровое упражнение НАПИШИ ПИСЬМО-ИНСТРУКЦИЮ

Цель:

· познакомить детей с элементом действия моделирования – кодированием признаков геометрических фигур.

Оборудование:

· аппликация домика,

· листы с таблицей по количеству детей.

Ребята, сегодня мы с вами будем писать письмо-инструкцию для детей другой группы. Что такое письмо, вы знаете, а что такое инструкция? Это такое письмо, в котором рассказывается, как нужно правильно что-то собрать или сделать. Сегодня мы с вами напишем инструкцию – как сделать вот такую аппликацию.

Дети рассказывают, какие фигуры и в каком порядке необходимо наклеить.

Нам осталось все это записать. Но, проблема состоит в том, что дети этой группы не умеют читать, поэтому письмо это мы зашифруем с помощью таблицы.

Педагог работает на доске, а дети – на листочках.

Скажите, что должны учитывать дети, прежде чем вырезать эти фигуры? (Цвет, форму и размер.) Тогда давайте договоримся, что в первом столбике мы будем указывать цвет, а чтобы не забыть, нарисуем значок. Во втором столбике мы будем указывать форму, нарисуем значок для формы, а в третьей колонке будем указывать размер - нарисуем значок размера. Все маленькое мы будем обозначать маленьким домиком, а все большое – большим.

Давайте по порядку зашифруем все фигуры, которые нужно вырезать и наклеить.

Дети вместе с педагогом зашифровывают все фигуры, кроме последней. Последнюю фигуру дети зашифровывают самостоятельно. В результате у детей получается вот такое письмо-инструкция.

Игровое упражнение СРАВНИ ДВЕ ФИГУРЫ

Цель:

· подвести детей к необходимости выделения основания сравнения при сравнении двух фигур;

· познакомить детей с алгоритмом действия сравнения.

Оборудование:

· карточки с признаками геометрических фигур,

· набор цветных фигур по количеству детей.

Ребята, как-то неделю назад, между двумя мальчиками возник спор. Один мальчик говорил, что эти две фигуры одинаковые, а другой - разные. (Показывает два круга, отличающиеся по цвету.) Как вы думаете, кто из них прав?
- Прав и тот и другой, так как по форме и размеру они одинаковые, а по цвету они разные.
- Так от чего же будет зависеть правильность ответа? … Наверное, от того, по какому признаку мы будем их сравнивать? Сейчас я вам покажу ещё две фигуры. Скажите, чем эти фигуры похожи и чем отличаются? (Карточки с признаками фигур висят на доске.)

Работа с набором цветных фигур:

Покажите две фигуры, которые похожи только цветом; только формой; только размером.
- Покажите две самые непохожие фигуры.
- Выберите из набора две любые фигуры и составьте про них рассказ, то есть расскажите, чем они отличаются и чем похожи.

Игра ДОРОЖКА ИЗ ФИГУР

Цель:

· совершенствование действия сравнения.

Раздаточный материал:

· островки из картона,

· модели трёх героев,

· наборы цветных геометрических фигур по количеству детей.

Игра проходит на ковре. Ковер – это большое болото. Задача детей - помочь трём любым героям перебраться через это болото. Посреди болота есть островки. Дети, выкладывая дорожку между островками из цветных геометрических фигур, помогают каждому герою в отдельности.

Для первого героя нужно выложить дорожку так, чтобы соседние фигуры обязательно отличались цветом. Перед тем как герой пройдёт по дорожке, идёт проверка правильности выложенной дорожки педагогом или одним из детей. Для второго героя соседние фигуры должны отличаться цветом и формой, а для третьего – цветом, формой и размером.

Игра УЗНАЙ ФИГУРУ

Цель:

· совершенствование действия анализ и синтез;

· формирование понятия об отрицании некоторого признака.

Раздаточный материал:

· набор цветных геометрических фигур,

· три карточки (с одной стороны – плюс, с другой – минус).

Для начала необходимо запомнить первый вопрос. Является ли фигура кругом?

Чтобы дети не забыли вопрос на доске рисуется круг. Какой может быть ответ? «Да» или «нет».

Ответ «да» вы будете показывать карточкой со знаком «+», а ответ «нет» - со знаком «-». Сейчас я вам покажу фигуру, а вы ответите на данный вопрос с помощью карточки.
- А теперь наоборот, я буду сам отвечать на данный вопрос, а вы - показывать фигуру, которая подходит для этого ответа.

На доске педагог рисует «плюс», а затем «минус».

Теперь игра усложняется вторым вопросом. Является ли фигура красной? (На доске рисуется красное пятно.) И сейчас вам нужно будет отвечать сразу на два вопроса - двумя карточками, выкладывая их на парте.

Принцип игры тот же: сначала детям показывается фигура, они в свою очередь отвечают на два вопроса с помощью карточек, затем педагог рисует коды разных ответов (+-; ++; +-; -), а дети показывают нужную фигуру.

Затем игра усложняется третьим вопросом: «Является ли фигура большой?»

Возможные коды: (+++) (++-) (+-) (+-+) (-) (-+-).

Игровое упражнение ЧТО ЛИШНЕЕ?

Цель:

· развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения делать обобщение.

Во всех трёх вариантах дети должны не только найти лишнюю фигуру, но и ответить на два вопроса:

Почему она лишняя?
- Чем отличается эта фигура от всех остальных?

Игра ПУМ-ПУМ

Количество участников: 6-7 человек.

Раздаточный материал: набор цветных геометрических фигур

· 2 квадрата: один большой желтый, другой маленький красный;

· 2 пятиугольника: большой красный, маленький желтый;

· 2 треугольника: большой желтый и маленький красный

Дети рассаживаются кругом. Всем детям раздаются фигуры. Фигуры лучше положить перед детьми. Водящий выходит из комнаты (если играют 7 человек, то это ребёнок без фигуры, а если 6, то свою фигуру он отдает воспитателю). Остальные в это время загадывают какое-то свойство, которое и будет так называемым «пум-пумом».

Например: все жёлтые фигуры. Водящий, подходя к каждому из детей, спрашивает: «У тебя есть «пум-пум»?» Если его фигура желтая, то он отвечает: «Есть», а если не желтая, то – «Нет». Выслушав каждого ответившего на этот вопрос, ведущий должен догадаться, какое свойство является тем самым «пум-пумом». После чего водящим становится другой играющий.

Игры с геометрическим материалом на воссоздание фигур-силуэтов для детей старшего дошкольного возраста

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание:
Данную игру можно использовать в работе с детьми 5-7 лет. Для игры нужно взять квадрат, изготовив его из картона, пластика или других материалов, и разрезать его по линиям на разные фигуры. Всего получится 11 фигур: два квадрата, четыре треугольника, один большой четырехугольник и четыре маленьких четырехугольника. При составлении фигур-силуэтов используются все части, которые присоединяются одна к другой, но не накладываются друг на друга. Возможно применение данной игры с детьми 3-4 лет, при использовании образцов уже составленных фигур-силуэтов.
Цель: формирование умений создавать фигуры-силуэты из многоугольников
Задачи:
- закреплять знания детей о геометрических фигурах;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление, способность к творческому поиску, умение находить новые способы решения поставленной задачи.
Предлагаю шаблон квадрата, который, по желанию вы можете увеличить или уменьшить. Не обязательно он должен быть такого же размера, как у меня (поэтому размеры самого квадрата я не указываю).

Предварительно с детьми можно рассмотрев квадрат, выяснить, из каких фигур ин состоит, загадав загадки:
На эту фигуру ты посмотри:
У нее углов всего лишь три.
Ты назвать ее, наверное, готов
По количеству углов.(треугольник)
Имею я три стороны,
Имею три угла.
Меня ты быстро назовешь,
Об этом знаю я.
Ведь знает каждый школьник,

Меня - я… (треугольник)
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная бываю всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я… (квадрат)
Не треугольник и не круг,
И овалу я не друг.
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...(квадрат)
Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны, две - покороче. (четырехугольник)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…(четырехугольник)

Примеры составления фигур:

Корова


Жираф


Конверт


Собачка


Башня


Игру я составила, используя шаблон DragAndDrop. Данный макрос создан программистом Хансом Хофманом (Германия).
Работа с шаблоном DragAndDrop.
1. Откройте программу.
2. Нажмите Показ слайдов , выберите С начала или С текущего слайда .
3. В появившемся окне Оповещение системы безопасности выберите Включить это содержимое , затем нажмите ОК .
4. Выполняя работу по созданию фигур-силуэтов на слайде, нужно кликнуть по любой фигуре левой кнопкой мыши один раз, переместить ее в нужное место, и снова сделать щелчок левой кнопкой мыши. Точно так же перемещаем все фигуры.
Если ребенок затрудняется с выполнением задания самостоятельно, то он может воспользоваться подсказкой. При нажатии на слово подсказка в верхнем левом углу слайжа появляется картинка с изображением. При нажатии на какую-либо фигуру картинка-подсказка закрывается.
Подсказкой можно воспользоваться неограниченное количество раз.
Для создания следующего силуэта нужно перейти на следующий слайд.
Выполнив задание, можно сохранить работу, но лучше нажать «не сохранять».
Игры можно использовать учителям начальной школы на внеклассных мероприятиях по математике с учащимися 1,2 классов, а также воспитателям детских садов во время проведений занятий с дошкольниками. Данной разработкой могут воспользоваться родители для организации досуга своих детей.

Презентация на тему: Математические игры с геометрическими фигурами