Что означают флажки на кораблях? Про сигнальные флаги Дополнительные знаки свода сигналов ссср

Навеял сам себе одним из предыдущих постов и занырнул в историю флажного свода.

Итак, система морской флажной сигнализации была внедрена французами во второй половине XVIII века, а потом подхвачена моряками всех флотов. Сперва пользовались только цифровыми флагами, но уже через полвека был основан Международный Свод сигналов, состоящий из 26 буквенных флагов, 10 цифровых вымпелов и нескольких специальных флагов, с помощью которых можно было подать сигнал и даже составить сложное сообщение. Вот как выглядел знаменитый сигнал Нельстона перед Трафальгарской битвой 21 октября 1805 года. Это реконструкция сигнала на корабле Нельсона Victory в честь 200-летия битвы. Как мы видим, всю фразу даже не смогли разместить. Утеряны навыки, увы...

Вообще же для того, чтобы тебя понимали, в передаче сигнала нужно было проявлять быстроту и смекалку. Количество одинаковых флагов на борту было ограничено, поэтому были введены заменяющие флаги, которые в зависимости от места могли заменять любой из уже использованных. 1-й заменяющий читается как верхний в группе, второй - как на один ниже и т. д.


Техника набора флагов в группу тоже совершенствовалась. Связывание узлов затрудняла работу сигнальщика, особенно с мокрыми и обледенелыми фалами. В 1888 г. Эдвард Инглефилд, флаг-лейтенант командующего английской эскадрой изобрёл специальную скобу, значительно упрощавшую набор. Его корабль моментально стал победителем всех сигнальных соревнований и с 1900 года это нехитрое приспособление используется на флоте.

На корабле флаги хранились в специальном сигнальном ящике с ячейками, сложенными специальным образом. Набранный трёхфлажный сигнал поднимался на мачте до места в сложенном состоянии, а потом одним рывком все флаги разворачивались.
Помимо Международного Свода сигналов каждый военно-морской флот имел свой свод и один флаг мог иметь в них разное значение. Сигальщикам военных кораблей приходилось учить по два свода. Флоты стран НАТО унифицировали свои коды, свод ВМФ РФ до сих пор особый, впрочем как и алфавит.

Как же управляли маневрами кораблей при помощи флагов? Допустим, корабли идут в строю кильватера и флагман подаёт команду: "Повернуть всем вдруг вправо на 90°". Для этого он поднимает на мачте сигнал (здесь и далее все сигналы из свода британских ВМС).


Корабли соединения поднимают ответный вымпел до половины, когда видят сигнал и до места, когда сигнал разобран. Если дальние мателоты не могут разобрать сигнал флагмана, промежуточные корабли его репетуют.


Когда все корабли разобрали сигнал, флагман быстро спускает флаги, что является моментом начала исполнения маневра.
Нередки были и досадные оплошности, когда сигнальщик упускал фал и весь комплект флагов нечитаемо развевался по ветру. Тогда сигнал быстро перенабирался на фале другого борта, а упущенные флаги ловили специальным приспособлением.


Отсюда ясно насколько важным элементом боевой подготовки была тренировка сигнальщиков. Поэтому их действия отрабатывали до автоматизма на суше, прежде чем допустить до сигнального мостика.


Тем не менее случались трагические аварии, причём по вине не только сигнальщиков, но и адмиралов. В 1893 году британский средиземноморский флот действовал под командованием вице-адмирала Джоржа Трайона.
Адмирал был великим изобретателем, умудрённым в маневрировании и любил устравиать проверки своим командирам, а также испытывать на своих кораблях новые идеи. Как и большинство адмиралов того времени он носил бороду, был грозным, решительным и имел непререкаемый авторитет среди подчинённых. Его заместителем был контр-адмирал Маркхам, который командовал вторым дивизионом.
К началу маневра флот шёл в двух кильватерных колоннах подивизионно. Замысел командующего был таков: 1-й дивизион поворачивает последовательно вслед за своим флагманом влево, а 2-й вправо. После того, как флагманы сравняются, обе колонны поворачиваю "все вдруг" влево и становятся на якорь на рейде Триполи. Проблема была в том, что дистанция между кильватерными колоннами была всего 6 кабельтов, а диаметр циркуляции кораблей - около 4 кабельтов. Для того, чтобы безопасно выполнить подобный маневр дистанция должна была быть не менее 10 каб. Подчинённые адмирала пытались робко обратить его внимание на этот факт, но тот отрезал что-то вроде "Я сказал!" После этого все заключили, что жираф большой, ему видней, и на мачту взвились флажные сигналы.

Другие корабли подняли ответные вымпелы до половины. Все они поняли, что маневр невозможен, но как и адмиральский штаб в конце концов заключили, что старший начальник знает, что делает, и подняли вымпел до места. Кроме младшего флагмана, ан котором контр-адмирал Маркхам всё ещё размышлял, что делать. Тогда адмирал Трайон использовал стандартный метод для приведения в чувство зазевавшегося подчинённого. Он передал семафором: "Чего вы ждёте?". После этого Маркхам настолько успокоился, что подтвердил ясность сигнала, и по исполнительной команде корабли начали поворот навстречу своей судьбе.


В конце циркуляции "Кампердаун" протаранил "Викторию", которая затонула через 20 минут, унеся с собой 400 моряков во главе с виновником - адмиралом Тайроном. Говорят, что последними его словами были "Это я во всём виноват". Тем не менее, если бы хотя бы один корабль не поднял ответный вымпел до места, катастрофы не случилось бы.

Одним из знаменитых флажных сигналов был тот, которым начался главный этап знаменитого Ютландского сражения. Гранд Флит в составе 24 линкоров шёл в строю шести кильватерных колонн под командой адмирала Джона Джеллико. Того самого, который, будучи лейтенантом, спасся с утонувшей "Виктории". В 18.14 31 мая 1916 г. он получил доклад от командира эскадры линейных крейсеров Битти: «Заметил линейный флот противника по пеленгу SSW». Прямо по курсу эскадры стояла полоса тумана, а за ней была цель - Хохзеефлит, шедший на северо-восток. Джеллико моментально принял решение перестроиться в одну кильватерную колонну и произвести "охват головы" немецкого строя. Уже через минуту на мачту флагманского линкора «Айрон Дьюк» взвился сигнал всего из 3-х флагов, который точно описал назначенное перестроение. Великолепный манёвр, вошедший в анналы военно-морской истории, дал Гранд Флиту возможность произвести охват головы флота противника и отрезать его главными силами от базы.


Широко использовались сигнальные флаги и для всякого рода шуток. Часто ими передвались номера псалмов или главы из Библии, которые имели отношение к эпизоду.

Справа - брошь, которую подарил шалунишка-король Эдвард VII своей любовнице Алисе Кэппел после их совместного плавания на яхте, где они прилежно изучали флажные сигналы. На ней морским языком передано сообщение:
"Ясно вижу цель, готов выпустить торпеду Уайтхеда (при другом прочтении - белоголовую торпеду) прямо по курсу". История умалчивает о том, как часто надевала девушка королевский подарок, особенно в присутствии морских офицеров.

И, наконец, существует и давняя традиция вывешивать т. н. "вымпел джина" перед открытыми барами. Причём, если в русском языке туда ходят "налево", то англичане выбрали для обозначения злачного места флаг, обозначающий "поворот вправо". Что поделать, между нами и вправду лежит культурологическая пропасть!

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок


    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
    А - «Не согласен, не разрушаю»
    Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В - «Курс ведет к опасности»
    Г - Брандвахтенный
    Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е - «Что случилось?»
    Ж -
    З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И -
    К - «Не могу управляться»
    Л - «Держать левее»
    М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н - «Грузу или имею боевой запас»
    О -
    П - «Держать правее»
    Р -
    С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т - «Так держать»
    У -
    Ф - Отменительный
    Х - «Конец учения или занятия»
    Ч - «Человек за бортом»
    Ш -
    Щ -
    Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы -
    Ь -
    Э -
    Ю -
    Я -
    Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 - «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» - Румб норд
    «Зюйд» - Румб зюйд
    «Ост» - Румб ост
    «Вест» - Румб вест
    «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

    В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

    Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

26. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. Свод сигнальных флагов ВМФ СССР. 25.05.1971.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет.

Источники:
Архипов С.Н. Наблюдение и связь на военном корабле. М изд. МО 1953г. 112с рис мягкий переплёт, уменьшенный формат.
Гл. ред. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота В. Н. Чернавин. 3-я тетрадка. Флаги Военно-морского свода сигналов СССР // Военно-морской словарь = Военно-морской словарь. - М.: Воениздат, 1989. - С. 511.
Википедия.

Во вторник 25 мая 1971 с утра наша группа слушателей севастопольской Морской школы ДОСААФ начала изучать свод сигнальных флагов СССР.

Сначала нам показали плакаты с цветными изображениями сигнальных флагов свода, потом из специального шкафа «Капитан» достал несколько сложенных должным образом флагов и показал на примере (на макете мачты в аудитории) как правильно крепятся, а потом поднимаются сигнальные флаги.

Для закрепления в памяти вида, формы и значения сигнальных флагов, мы вырезали ножницами из розданных плакатов соответствующие флаги, наклеивали их в свои рабочие тетради и записывали их значение и необходимую информацию.

На втором часе занятий по военно-морскому своду сигналов СССР мы выходили во внутренний двор морской школы и тренировались в подборе и подъёме соответствующих сигнальных флагов по командам «Капитана».

При этом, нас разделили на пары: один подбирал для соответствующего сообщения сигнальный флаг и поднимал его, другой опускал и сворачивал. На втором сообщении-команде они менялись местами и обязанностями.

Дома мы по своим рабочим тетрадям-конспектам должны были выучить наизусть форму, цвета и виды сигнальных флагов и их значение, чтобы утром на следующем задании могли по памяти ответить на контрольные вопросы «Капитана». В зачёт шли ответы как персональные, так и пар будущих рулевых-сигнальщиков.

Это нужно для того, - сказал нам «Капитан», - чтобы каждый из вас мог в любой момент дублировать товарища. Сигнальщики находятся на открытом мостике и подвержены всем воздействиям окружающей среды и мира. Они могут захворать, приболеть, заболеть, потерять сознание, память, их могут ранить. Поэтому сигнальщики – это всегда сплочённая команда взаимозаменяемых моряков-братьев. Старайтесь…

Мы старались. Очень старались…

Наши успехи были «налицо», потому что мы безоговорочно поверили «Капитану», приняли на себя его слова об облике и поведении «настоящего моряка» и старались во всём походить на него – строгого, подтянутого, стройного, красивого и умного человека.

Первым мы выучили Военно-морской свод сигналов СССР – набор сигнальных флагов, применявшийся наряду с семафорной азбукой для передачи информации (сигналов, приказов) между кораблями и береговыми постами.

Свод сигналов военно-морского флота СССР сохранял традиции свода сигналов военно-морского флота России (Российской империи), а также соответствовал международному своду сигналов.

Полный набор флагов свода сигналов ВМФ СССР состоит из 59 флагов: 32 флага – это буквы русского алфавита, 10 флагов - цифры, 4 флага - дополнительные и 13 флагов – специальные.

Для передачи сигналов, то есть приказов или сообщений, сигнальные флаги поднимаются на мачтах или реях в той последовательности букв и цифр, которые есть в передаваемом сигнале (приказе или сообщении).

В особых случаях отдельные сигнальные флаги передают целую фразу, например: «У меня работает водолаз. Держитесь от меня подальше».

Каждый корабль имеет специальные сигнальные книги, например, «Трёхфлажный свод военно-морских сигналов», «Шлюпочная сигнальная книга». По этим сигнальным книгам можно расшифровать любое сочетание сигнальных флагов.

Кстати, старинный военно-морской ответ в устной речи: «Добро!», что означает - «Разрешаю или согласую какое-либо действие», - возникло от сигнального флага, который обозначает букву «Д» (добро), так как этот флаг в своде сигналов означает: «Да, согласен, разрешаю».

С этого момента в нашей группе то и дело кто-то обязательно отвечал «грубым мужским голосом»: «Добро!»…

Сигнальные флаги на корабле

Сигнальные флаги - комплект флагов установленных размеров, формы, рисунков и расцветки, предназначенный для осуществления зрительной связи между кораблями и кораблей с берегом.

Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.

В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.

Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.

Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.

На данный момент Военно-Морским Флотов РФ применяются несколько различных сводов - своды военно-морских сигналов и Шлюпочная сигнальная книга. Комплект свода военно-морских сигналов насчитывает 59 различных сигнальных флагов (32 буквенных, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных), а Шлюпочной сигнальной книги - 54 флага. Кроме этого, по форме они делятся на прямоугольные (38 шт.), прямоугольные с косицами (4 шт.), треугольные (15 шт.) и вымпельные (2 шт.).

Все флаги сделаны из специальной ткани - флагдука, на которые нанесена особо стойкая краска. Используется пять различных цветов - красный, желтый, синий, черный и белый.

Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.

Размеры сигнальных флагов различных комплектов

Свернутый сигнальный флаг

Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект.

Хранение сигнальных флагов производится в свернутом виде в специальных ящиках на больших кораблях и в брезентовых мешках - на малых кораблях. Каждый флаг располагается в отдельной ячейке. Свертывают флаги в определенном порядке и затягивают петлей, что позволяет флагу самому развернуться во время подъема «до места». Это позволяет подымать сигнальные флаги при сильном ветре или с сигнального мостика очень малых размеров.

К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот. Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота" (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов (видимо, заменяющих). С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций».

Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году британским министерством торговли была разработана "Система кодовых сигналов для торгового флота" из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году "Система кодовых сигналов..." была переименована в Международный свод сигналов (INTERCO). Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Обозначения Международного свода сигналов - МСС-65 или ICOS-69.

Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов. Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой "YV1". Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы

Военно-морской флот имеет свою систему сигналов. Флаги военно-морского свода сигналов СССР.

Подъем и спуск флагов расцвечивания. При торжественном подъеме Военно-Морского флага России поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания. Стеньговые флаги поднимаются на стеньгах всех мачт; при этом поднятые на них флаги должностных лиц должны располагаться ниже стеньговых флагов. Расцвечивание кораблей флагами производится между клотиками мачт и от последних к штевням корабля. От форштевня до клотика фок-мачты поднимаются треугольные флаги, между клотиками мачт - прямоугольные, от клотика, грот- или бизань-мачты к ахтерштевню - треугольные и прямоугольные с косицами. При расцвечивании не употребляются: - Государственный флаг - флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск; - гюйс; - флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел; - иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц; - флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э Исполнительный, 3, 4, 7, 9. Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.