Семинар-практикум для педагогов «Технология проблемного обучения в детском саду. Методическая разработка семинара «Система методов проблемного обучения Проблемный семинар конспект занятия

Ганюкова Валентина Михайловна
Семинар-практикум для педагогов «Технология проблемного обучения в детском саду»

Семинар-практикум

на тему : «Технология проблемного обучения в детском саду »

Цель : повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения .

Задачи :

1. Познакомить педагогов с понятием «проблемное обучение » ;

2. Углубить знания педагогов о данной методике ;

3. Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми .

Оборудование : мультимедийное оборудование, карточки с заданием на каждый стол, памятки, карточки «Рефлексивнaя мишень» , технологическая карта

(таблица, ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги, зонт, емкость с водой (таз, различные деревянные предметы.

Ход семинара:

1. Эмоциональный настрой на предстоящую работу.

2. Теоретическая часть

Мы с вами знаем, что у выпускника детского сада должны быть сформированы такие интегративные качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы , адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем , поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий , которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка.

Сегодня мы с вами рассмотрим технологию проблемного обучения , которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж . Дьюи(1859-1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса , с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные , как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно -представленным содержанием обучения , в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Актуальность , что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления.

Суть проблемного обучения заключается в том , что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Проблемный вопрос .

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?» , «зачем» ?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос ) .

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

Проблемная задача .

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Например :

Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?

Памятка для воспитателей.

Характерные признаки проблемности на занятии :

Возникает состояние интеллектуального затруднения;

Возникает противоречивая ситуация;

Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2. воспитатель ставит проблему , дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3. Ребенок сам ставит проблему , воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему .

4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает . Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств :

Подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ;

Постановка проблемных задач .

3. Заключительная часть

Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.

На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи: «Практическая работа воспитателя по запуску проекта (1 этап) в рамках тематической недели»

Задачи:
1.Освоить практику работы первого этапа над проектом в рамках тематической недели.
2.Повышать интеллектуальную и творческую инициативу педагогов.

Планирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении (в соответствии с ФГОС) основывается на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы в течение одной недели. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект .

Выделяют следующие этапы реализации проекта:
1. Мотивационный
2.Проблемно — деятельностный
3.Творческий

Я предлагаю поподробнее рассмотреть первый — мотивационный этап, и выяснить какие у нас возникают трудности и успехи на данном этапе.

Итак, уважаемые коллеги, на первом этапе (или запуске проекта) мы проводим утренний групповой сбор, в который входит:
1) Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) 1 — 3 минуты
2) Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2 — 5 минут
3) Обмен новостями 2 — 10 минут
4) Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности (взрослыми и детьми) 5 — 12 минут

Скажите, пожалуйста, какие трудности возникают при организации утреннего сбора? (Чёткая формулировка вопросов, трудности в организации детей, как привлечь в работу детей, не проявивших инициативу?).

На ваш взгляд, какие методы и приемы наиболее эффективны для введения в тему? (создание проблемной ситуации; загадки; письмо(посылка); звонок от героя и др.) приведите примеры из своей практики работы.

При запуске проектов мы используем методику работы с «моделью трёх вопросов».

Есть ли у вас проблемы в заполнении « модели трех вопросов»? А как вы активизируете детей(не все дети могут высказать своё мнение, тяжело из всех вариантов высказываний детей выбрать наиболее значимые для раскрытия темы).

При планировании совместной и самостоятельной деятельности, в работе над проектом, мы обогащаем развивающую среду по данной теме и знакомим детей с центрами активности.

Расскажите, пожалуйста, как у вас проходит презентация центров активности в рамках темы недели. (путешествие на паровозе, свободное рассматривание и т.д) возникают ли у вас при этом трудности?

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию центров активности

«Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит её находить»
А. Дистервег
(сл.1)

Современная школа должна готовить выпускников к жизни в обществе, в котором главными продуктами являются информация и знания. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности.

Целью такого обучения становится неполучение определенного объема научной информации, а развитие умений самостоятельно приобретать и применять эту информацию в соответствии с личными целями и потребностями, решения актуальных для обучающихся проблем.

Тема: « Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования проблемное обучение в процессе изучения химии» (сл.3)

Цель: Повышение образовательной активности школьников на основеформирования навыка технологии проблемного обучения на уроках и во внеурочной деятельности. (сл. 4)

Актуальность (сл.5)

С введением ФГОС я выделила для себя несколько основных направлений:- создать условия, в которых ребёнок сам добывает знания (т.е. научить его учиться);

Помочь ребёнку ориентироваться в различных ситуациях, т.е. научить преодолевать и решать трудности;

Для правильного восприятия ребёнком действительности необходимо расширить его воображение, т.е. развивать творчество.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания.

Образование не должно игнорировать ни одного аспекта человеческого потенциала: памяти, разума, чувства прекрасного, физических возможностей и навыков общения. (сл.6) Развитию познавательных и творческих интересов у обучающихся, исследовательских навыков способствуют различные виды технологий в том числе и технология проблемного обучения

Проблемное обучение- это тип развивающего обучения, человек начинает мыслить лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. По мнению М.И. Махмутова, это особый тип обучения; оно определяется не формой или методами обучения, а способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся.

Метод проблемного обучения - творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Обучающиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно. (сл. 7)

Имеет право каждый на ошибку,

Но чтоб их поменьше совершать

Проблемы нужно правильно увидеть

И с пользой человечеству решать. М.Лещева

К методам решения проблемной ситуации относится (Сл.8)
Поисковый. Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование. Проектирование.

Итак коллеги продолжим решать проблему. (сл.9)

В Италии есть пещера, которая называется «Собачей». Если туда забегает собака, то она погибает. А если заходит человек, то он остается жив. Почему?

Дело в том, что примерно до пояса человека пещера заполнена углекислым газом. Поскольку голова человека находится в воздушном слое, то он не ощущает никаких неудобств. Собака при ее росте оказывается в атмосфере углекислого газа и потому задыхается. Это была решена проблемная ситуация. При изучении темы «Состав воздуха»

В этом задании вы увидели связь нескольких предметов химия, биология, география. Т.е. именно в таких задания формируется межпредметная интеграция.

Формы решения проблемных ситуаций: (сл.10)
- дискуссия (это то, чем мы с вами занимались в начале, когда рассматривали бензин); - научный спор; - проблемная лекция; - проблемные задачи и задания; - задачи исследовательского характера; - исторические документы, тексты из литературных произведений, материалы с проблемной направленностью.
Способы проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся.

Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. В этом случае поиск осуществляет сам педагог.

Поисковая беседа - это такая беседа, в процессе которой обучающиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством педагога ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос.

Актуализация и мотивация. «О нем можно сказать:Он светоносный элемент

И спичку вам зажжет в момент. Сожгут его и под водой, Оксид его затем станет кислотой».

2. Проблемный вопрос? В переводе с греческого «фосфор» означает «светоносный». Так ли это на самом деле?».

3. Проблемная ситуация Знаменитый минералог, один из основоположников науки геохимии, академик А.Е.Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли». Как вы считаете почему?

В ходе обсуждения проблемы на уроке обучающиеся рассматривают разные точки зрения. Использование проблемного обучения позволяет мне развивать аналитическое, логическое мышление учеников.

Но дети не были бы детьми, если бы они не верили в чудеса и загадки. Именно это и помогает мне в моей профессии, на моих уроках. Как? Все знают игру «Черный ящик». А как понять, что в нем? Конечно, обращаясь к загадкам. В каждой из них и кроется истина, ответ. (сл.12)

Например: Тема: ???? В чёрном ящике -вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека; в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;

это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;

говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

урок в 8 классе по теме «Соли» - проблемное изучение новой темы

Самостоятельная деятельность обучающихся исследовательского характераявляется высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда они обладают достаточными знаниями. (сл.13)
По химии мы выполняем очень много проектов с экспериментальной частью. Где ребята сами выбирают тему и ставят проблемные вопросы. Общение формирует еще одно важное свойство - умение работать в коллективе, так как любая учебная задача, проблема требует комплексного анализа и совместного решения.

Проект «Химия на кухне» Внеклассное мероприятие в 9 классе.

Мы увидели заметку из газеты «Жвачка без сахара». Жуй жвачку с ксилитом - сохранишь здоровые зубы. И у нас возник проект «Жевательная резинка - за или против»

Как же на уроках химии не применять экспериментальную деятельность, ведь без этого мы не можем обойтись. (сл.14) Должны мы на уроке истину установить,
При этом формулы, законы не забыть.
Эксперимент сначала проведем, Подумаем, помыслим и теорию учтем.
Дерзая, споря, новое откроем И постепенно нужное усвоим.

Например: Тема урока «Коррозия металлов». (сл.15)

Демонстрация опыта «Предохранение металла от коррозии при помощи ингибиторов». В двух пробирках налит раствор серной кислоты (1:5). Поместим в каждую по железной кнопке. Что наблюдаете? Затем в одну из пробирок добавим 3-4 капли йодида калия. Что видите теперь? Как это можно объяснить?

Проблемную ситуацию можно создать разными приемами. (сл.16)

Прием 1. предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.Например, водород - единственный элемент, не имеющий постоянного «места жительства», т.е занимает в ПСХЭ Д.И.Менделеева два места: среди щелочных металлов и галогенов. В чем причина его двойственного положения?

Прием 2. Объяснение явлений, процессов, проведение опытов (исследований), решение задач на основании известной теории, фактов.Тема урока «Основания» в 8 классе. Почему при реакции нейтрализации гидроксида железа (III) соляной кислотой индикатор не нужен? Почему реакцию нейтрализации щелочи кислотой проводят в присутствии индикатора?

Прием 3 Нестандартной постановки вопроса.

При стирке белья в Краснодаре затрачивается мыла меньше, чем в Новороссийске. Почему?

Прием 4. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Тема урока «Чистые вещества и смеси». Предложите наиболее рациональные способы разделения смесей, состоящих из: а) порошков железа и серы; б) поваренной соли, древесных стружек, песка.

Прием 5. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях

Школьник решил получить хлорид меди(II). Он взял медную проволоку и раствор соляной кислоты. Но как он не старался, медь в соляной кислоте не растворялась. Помогите юному химику получить хлорид меди(II).

Прием 6. Принцип историзма также создает условия для проблемного обучения.

Пример: На заводе, где вырабатывалась селитра, рабочие как-то погнались за кошкой. Убегая от них, кошка случайно опрокинула сосуд с серной кислотой на остатки солей от выработки селитры, и тогда вдруг из образовавшейся смеси выделились густые фиолетовые пары. Что это за вещество?? Куртуа заинтересовался этим явлением и внимательно стал изучать новое вещество. В пределах, имевшихся у него знаний и возможностей, он довольно подробно изучил его и пришел к ряду важных открытий.

Результатом работы учителя является сформированность УУД. Решение проблемных ситуаций подразумевает развитие всего спектра УУД:

Познавательные - решение проблемы путем поиска ответа в информационно-образовательном пространстве;

Регулятивные - постановка цели, выстраивание этапов деятельности, распределение полномочий в групповой деятельности;

Личностные - аргументирование и отстаивание своей точки зрения, умение слушать и слышать членов группы, коллектива;

Коммуникативные - принимать точку зрения соучастника, умение согласовывать действия и принимать совместные решения.

Критерием результативности и оценки качествадеятельности учителя являются: достижения обучающихся более высоких показателей обучения, по сравнению с предыдущим периодом; результаты мониторингов; эффективность участия школьников в конкурсных мероприятиях - олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и викторинах предметной и метапредметной области.

Результаты моей деятельности по данному направлению представлены в виде таблиц и диаграмм в презентации (сл.17 -18).

Показатели в таблицах доказывают эффективность формирования навыка проблемного обученияуобучающихся. Несмотря на удаленность нашего района, мои ученики принимают участие в мероприятиях как республиканского, так и всероссийского уровней, показывая хорошие результаты и занимая призовые места. Диагностика учебной мотивации обучающихся контрольного класса, позволяет мне отследить уровень восприятия процесса обучения, как личностно значимого. Такие методы диагностики помогают не только определять успешность процесса, но и уровень субъективной мотивации обучения, что на сегодняшний день является основным критерием формирования личности в современной школе.

Я думаю, что мой опыт по реализации технологии проблемного обучения обучающихся может заинтересовать других преподавателей. (сл.19) Отдельными идеями и приёмами проблемного обучения я делилась в рамках различных мероприятий для преподавателей химии и биологии: выступление на научно-практической конференции, проведение районного семинара, проведение мастер-класса для учителей в рамках районного фестиваля педагогического мастерства

Умение видеть проблемы - интегральное свойство, характеризующее мышление человека. (сл.20) Развивается оно в течение длительного времени в самых разных сферах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Я как и многие педагоги перешла на обучение от Меня учат! Я учусь!!!

Мир многогранен, Сложен, гибок, Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь - лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом, А способом познанья!

Утверждаю

Директор МБОУ «ДЮЦ»

______ _____________________

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЮЦ

Тема: «Технология проблемного обучения»

Время : 13.00-14.30 ч.

Место проведения : ДЮЦ, актовый зал

Способ проведения (методики, формы, технологии)

Время

Ответственный

1.Особенности и отличительные признаки технологии проблемного обучения

Ознакомление с теоретическим материалом,

Методисты

2. Способы формулирования проблемы, гипотезы

Имитационная игра «Мы экологи-исследователи»

3.Приемы и способы создания проблемных ситуаций

Диалог (создание проблемных ситуаций),

моделирование

(работа в группах)

4.Рефлексия

«Незаконченные предложения» (анкетирование)

Мышление начинается с проблемной ситуации.

С.Л.Рубинштейн

Ход семинара

Введение

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. К технологиям, развивающим умение учиться самостоятельно, относят технологии: проблемного обучения, проектного обучения, учебно-исследовательская, и другие.

Судя по вашим анкетам (май 2016г), 80% педагогов не знакомы или не владеют технологией проблемного обучения, 50 % педагогов хотели бы познакомиться с нею.

Основная часть

Знаете ли вы особенности технологии проблемного обучения?

ЗАДАНИЕ для 3 групп: Прочтите текст о теории проблемного обучения и осмыслите его (10 мин.)

Работа с текстом. Беседа по тексту на понимание ( 5 мин)

Преднамеренное создание проблемной ситуации - отправной момент проблемного обучения.

В технологии проблемного обучения все звенья важны. Важно уметь создавать проблемную ситуацию (или преподнести уже имеющуюся проблему), важно уметь правильно поставить проблему и также организовать работу по поиску оптимальных путей её решения.

У кого есть проблема в формулировке проблемы как учебной задачи? (правильное формулирование проблемы вызывает у многих трудности, поэтому сначала основательно поработаем над этим)

Имитационная игра «Мы экологи-исследователи»

Представьте, что вы, уважаемые коллеги – юные экологи. Решить проблему – значит получить новое знание. Предлагаю попробовать решить проблему, связанную с выращиванием лимона в комнатных условиях на нашем Севере. Часто происходит так, что лимонное дерево растет много лет, но на нем так и не появляются плоды.

ЗАДАНИЕ: Откройте инструкционную карту №1. Ознакомьтесь с текстом (3мин)

Мы выращиваем лимоны в комнатных условиях вот уже несколько лет. Но урожая лимона нам не удавалось добиться, несмотря на то, что учитывали требования к его выращиванию.

Это влажность в оздуха - 60-70%. Фактически влажность воздуха в помещении, где мы выращивали лимон, составляла 20%, это на 40% ниже необходимой влажности для нормального роста лимона в помещении в условиях Крайнего Севера.

Если нет оптимальных условий для выращивания лимона в зимний период при прохладной температуре, то надо повысить влажность воздуха в помещении: для этого мы проводили опрыскивание кроны лимона чистой водой комнатной температуры. Этот простейший прием позволил повысить влажность воздуха в помещении до 30-40%.

Мы использовали цифровую электронную метеостанцию, необходимую для контроля влажности воздуха в помещении. Используя данный прибор, контролируя влажность воздуха, мы смогли добиться хорошего урожая лимона в комнатных условиях. Наш урожай составил с одного куста в 2011 году – 8 лимонов (тогда, как в 2009 году – всего 3 плода, контроль влажности воздуха проводился без прибора).

Для того, чтобы сформулировать одну общую проблему, будем делать это по частям.

Задание группам: Найдите в тексте ключевые слова (проблемную ситуацию в каждом абзаце), - подчеркните словосочетания.

В первом абзаце выделяем все вместе: урожая лимона нам не удавалось добиться.

Таким же образом нужно 1ой группе выделить ключевые слова во втором абзаце, 2й группе - выделить ключевые слова в третьем абзаце, в четвертом абзаце- выделяет ключевые слова 3 группа.

Работа в группах. – 2 мин.

Итак, называем ключевые слова:урожая лимона нам не удавалось добиться,

1 гр.- влажность воздуха ниже необходимой,

2 гр. - повысить влажность воздуха в помещении,

3 гр.- контролируя влажность воздуха добиться хорошего урожая лимона.

Используя ключевые слова, вы легко сможете сформулировать проблему.

Пожалуйста, теперь сформулируйте ОБЩУЮ проблему и запишите её в проблемное «облако» в инструкционной карте 1.

(Все группы по-очереди формулируют проблему).

Вот так сформулировали общую проблему обучающиеся, юные экологи: Урожая лимона нам не удавалось добиться, так как влажность воздуха ниже необходимой, поэтому надо повысить влажность воздуха в помещении и, контролируя влажность, добиться хорошего урожая лимона.

Анализ проблемы

Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Она состоит из 3 частей - ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ, ЖЕЛАЕМАЯ СИТУАЦИЯ и УСЛОВИЯ. Продолжим работу с инструкционной картой 1.

Задание: Впишите в прямоугольник под облаком составляющие проблемы: 2мин.

1 группа: Вам нужно описать имеющуюся ситуацию.

2 группа: Запишите желаемую ситуацию.

3 группа: Найдите в проблеме условия, при которых возможен положительный результат.

Работа в группах.2 мин.

Предоставляю слово каждой группе: пожалуйста, первая группа, ваша ситуация и делаем корректировку (далее -2я, 3гр.)

(1 группа: Описание ситуации : урожая лимона нам не удавалось добиться.

2 группа: Желаемая ситуация : добиться хорошего урожая лимона.

3 группа: Условия : повысить влажность воздуха в помещении).

Гипотеза

Когда мы подходим к формулированию гипотезы, то обычно используется формула:

«Если …, то … .» , которая описывает, как можно разрешить проблему.

Задание: Я предлагаю вам сформулировать ГИПОТЕЗУ, используя эту формулу и записать её в следующее «облако» в инструкционной карте. 3мин.

Работа в группах.

Итак, что у Вас получилось?..(ответы) А вот так может звучать гипотеза обучающихся: Если обеспечим необходимую влажность воздуха в помещении, то добьемся хорошего урожая лимона .

Сейчас мы с вами попробовали отработать один из приемов построения гипотезы через проблему. Он один из самых трудных. Не у всех сразу получается формулировать гипотезу, но этому навыку можно научиться, его нужно постоянно отрабатывать и навык придет со временем.

А сейчас дайте объяснения. С какой целью мы выделяли ключевые слова в тексте? (чтобы обозначить проблему )

Объясните, почему мы с вами выделяли составляющие проблемы? (чтобы легче было сформулировать гипотезу)

Для чего мы сформулировали гипотезу? (предположили, за счет чего мы будем решать проблему)

Не случайно вам заданы эти вопросы (использовался прием «толстых» и «тонких» вопросов технологии развития критического мышления). Данный прием активизирует мышление обучающихся, побуждает их на поиск правильного ответа и самостоятельное решение проблем.

При построении предположений, гипотез можно использовать следующие словесные конструкции:

может быть;

предположим, что…;

допустим;

возможно;

что, если….;

если…., то….;

так, как….;

использование…. позволит обеспечить…

Задание (Разминка для ума): Откройте инструкционную карту №2. Из данного набора слов выберите один наиболее подходящий вариант и сформулируйте гипотезу применительно к нашей проблеме.Сформулируйте ее и запишите. (3мин. – индивидуально или в парах)

Кто готов? Ваши варианты гипотезы. Обсуждение.

Вот вариант гипотезы: Допустим, мы обеспечим необходимую влажность воздуха в помещении, тогда добьемся хорошего урожая лимона.

Попробую теперь сформулировать вывод в форме гипотезы: Если использовать данные словесные конструкции, то легче будет выйти на правильную формулировку гипотезы.

Мы с вами плодотворно поработали и наше лимонное дерево обрело плоды!

Знакомство с приемами и способами создания проблемной ситуации

с использованием проблемно-диалогических методов

Есть традиционные способы создания проблемной ситуации:

Постановка проблемного вопроса

Проблемная задача или задание

Демонстрация опыта

Слово в сочетании с наглядностью

Способы создания проблемной ситуации (по Г.К. Селевко):
- педагог подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;



- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;


- формулирует проблемные задачи.

А.М.Матюшкин выделяет следующие способы:

    Побуждение к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

    Побуждение к анализу фактов и явлений действительности, выявление противоречий между житейскими представлениями и научными знаниями.

    Постановка учебных проблемных заданий

    Побуждению к предварительному обобщению новых фактов.

    Организация междисциплинарных связей.

    Ознакомление с историческими фактами, столкновение с проблемами, имевшими место в процессе становления изучаемой теории.

Имитационная игра.

Предлагаю стать учениками. Вы – пришли на занятие по предмету «Естествознание»

1) - У кого есть собака?.. А у родственников?..Какие вы знаете породы собак?..

Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак (а по данным МКФ – около 400 пород).

А сколько было пород собак у древних людей?.. (скорее всего, одна )

- Что вас сейчас удивило?

- Что интересного заметили? (была 1 порода, а стало много)

- Какой возникает вопрос ? (откуда взялось столько пород собак?))

Это и есть проблема (учебная задача), над которой предлагается поработать все занятие. (А далее – по структуре – выдвижение гипотез и их проверка через работу с текстом, видео, др.).

Этот прием создания ПС у Е.Л. Мельниковой называется «Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений». Он был преподнесен вам с помощью побуждающего от проблемной ситуации диалога. – данные реплики (вопросы) всегда используются при этом приеме. По типу ПС – это ситуация, возникающая с удивлением.

2) Следующая ПС –

- Как вы думаете, много ли растений в пустыне? (Очень мало, почти нет - Шаг 1.)
- Посмотрите фото цветущей пустыни (Шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.)

- Как вы думали сначала?.. А как на самом деле?.. Так какая сегодня будет тема?.. (Растения пустыни )

Этот прием создания ПС называется «Предъявление противоречия между житейским представлением учащихся и научным фактом» (по Мельниковой ЕЛ):

- задается вопрос или задание «на ошибку»;

- затем предъявляется научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью , который опровергает первое: Как вы думали сначала?.. А как на самом деле?.. Какая тема?..

(Есть подобный способ по Матюшкину А.М.- «Побуждение к анализу фактов и явлений действительности», выявление противоречий между житейскими представлениями и научными знаниями)

По типу ПС – это ситуация, возникающая с удивлением.

3). Следующая ситуация: вы ученики 2 кл., у вас новая тема. Вы сразу получаете задание: создать коллекцию семян по способу их распространения в природе, т.е. дается невыполнимое задание - - Вы смогли выполнить задание?.. (нет )

В чем затруднение?.. (не знаем способы распр.семян в природе )

Какая сегодня тема?.. (Способы распространения семян в природе).

Этот прием называется «Предъявление противоречия между необходимостью и невозможностью выполнить задание».

Что нужно для того, чтобы сделать коллекцию?.. (сначала изучить теорию по теме)

Изучив текст, вы узнаете много способов распространения семян и создадите коллекцию.

По типу ПС – это ситуация, возникающая с затруднением.

4/ Продолжите фразу»: «Клепсидра – это…» (Инд.задание).Напишите свои варианты ответов. Зачитайте свои варианты ответов. Как думаете, какой ответ верный?..

Раздается текст 2. Прочитайте. Кто был прав?..

Это прием ПС с затруднением можно использовать при знакомстве с новыми понятиями практически на любом теоретическом занятии.

5/ Мотивирующие приемы.

К учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию, которую надо придумать. Но можно использовать специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность» (значимость)

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, - любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой.

Можно использовать в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».

Свяжите сказку с предметом окружающего мира. (Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Насколько они опасны Колобку?)

Свяжите эту сказку с математикой и придумайте задачу (рецепт теста для Колобка)

6/ Моделирование (проблемная ситуация с удивлением):

Возле моего дома растет елка. Она очень высокая и на ней много шишек. Как-то я обратила внимание, что шишки иногда закрыты, иногда открыты (ДЕМОНСТРАЦИЯ)

Помогите разобраться,какие погодные условия влияют на изменение состояния шишек?

Выскажите несколько предположений (дать карту №3)

Как можно опытным путем проверить ваши предположения?

Как можно смоделировать различные погодные условия в кабинете, комнате?

Задание: в группах разработайте учебное занятие, используя данную ситуацию с удивлением (15мин).

Выступления от групп. - 5мин.

    Рефлексия семинара.

Просим Вас заполнить анкету.

Приложения

ТЕКСТ для группы 1

Идея о важном значении проблемного обучения высказывалась еще педагогами-классиками. Эту идею выдвигал немецкий педагог А. Дистерверг. Из общественных деятелей педагогической науки ее четко формулировал К.Д. Ушинский, считавший, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

Поиски истоков теории проблемного обучения закономерно приведут нас к американскому философу, одному из ведущих представителей философии прагматизма Джону Дьюи (1859-1952). Его философские воззрения нас в данной работе никоим образом не интересуют, но хорошо известно, что помимо прочего Дьюи разработал и свою теорию и методику обучения, в которой впервые обнаруживаются идеи (впоследствии дополненные и отчасти переработанные), заложившие базу теории проблемного обучения.

Так в 1894 году Дьюи основал в Чикаго опытную школу, в которой основу работы составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

В нашей стране фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 1960-х - начале 1970-х гг. В разработке принципиальных положений этого метода активное участие принимали Т. В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин и другие.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Говоря научным языком, концепция проблемного обучения связана с интенсификацией обучения традиционного, предполагающей поиск резервов умственного развития учащихся и прежде всего - творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности.

Решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;

Решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида лежит постановка и решение практических учебных проблем;

Создание художественных решений (художественное творчество) – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Особенности методики. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, выдвижения учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации – сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком легкая, ни слишком трудная познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации):

1 этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью различных вербальных и технических средств.

2 этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

3 этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

4 этап – «Ага-реакция», возникновение идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.

5 этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

6 этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

ТЕКСТ для группы 2.

Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Известный американский психолог К. Роджерс на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком.

Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Чтобы успешно осуществлять такое обучение, учителям необходимо выработать систему новых установок. В частности, К. Роджерс особо выделяет: открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педагогический оптимизм, видение педагогом внутреннего мира ученика. Ученик для учителя должен быть не объектом, которым он управляет, а полноправным субъектом учения. Это значит, что педагог организует учебную деятельность не традиционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем.

На разрешение данной задачи и претендует проблемное обучение. В качестве его психологической основы обычно называют сформулированный С. Л. Рубинштейном тезис: "Мышление начинается с проблемной ситуации". Если говорить вкратце, то схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих постановку учителем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу данной теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации за счет этого их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Творческое отношение учащегося к своему делу, безусловно, способствует успешности процесса обучения. «При использовании эвристики, видимо, срабатывает стремление каждого человека к посильной активности, возможность проявить своё «я», развить умение мыслить. Процесс познания является одним из видов деятельности, и при правильной его организации он уже сам по себе вызывает познавательный интерес, стремление к овладению новыми знаниями».

Применение технологии проблемного обучения в связи с этим позволяет научить учащихся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; формирует у учащихся интерес к научному знанию; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах.

Объяснительно-иллюстративное обучение Проблемное обучение

Определение темы и основных вопросов изложения.

Сообщение знаний учителем объяснительно-иллюстративным методом. Учащиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя.

Воспроизведение изложенного, тренировочные упражнения.

Рецептивное усвоение знаний. Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи

Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам

Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие

Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.

Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с "удивлением”

Между двумя (или более) положениями Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

ТЕКСТ для группы 3.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. …Сочетание традиционного изложения материала с включением в него проблемных ситуаций называется проблемным обучением.

Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, по интересности содержания, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации. Т.Л. Кудрявцев отмечает: «Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения».

Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами, текстами с проблемной направленностью.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

Учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

Сталкивает противоречия практической деятельности;

Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

Формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «Психологической инерции» и др.).

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности (СУД), но и разные уровня мышления:

1.Уровень обычной несамостоятельной активности – это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.

2. Уровень полусамостоятельной активности - характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.

3.Уровень самостоятельной активности – предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога.

4. Уровень творческой активности – характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место художественное творчество.

Систематическое использование элементов проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, рассуждать, анализировать, спорить, доказывать, они втягиваются в процесс общения. Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед школьником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. А это значит, входя во взрослую жизнь, ребенок будет уже более защищен от стрессов. И это ещё один, дополнительный плюс применения методики проблемного обучения.

Большая положительная роль проблемного обучения не может делать его универсальным способом вооружения учащихся знаниями. Его применение имеет свои пределы и ограничения.

Неприменимо проблемное обучение на уроках, где изучается материал описательного характера. Сдерживает применение проблемного обучения и его некоторая трудоемкость. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом.

К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше излагается фактический материал и слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении.

ТЕКСТ №2

Клепси́дра (др.-греч. κλεψύδρα от κλέπτω - красть, скрывать + ὕδωρ - вода), гидроло́гиум (от др.-греч. ὕδωρ - вода + др.-греч. λoγoς - слово, учение) - водяные часы; известный со времён ассиро-вавилонян и древнего Египта прибор для измерения промежутков времени в виде цилиндрического сосуда с истекающей струёй воды. Был в употреблении до XVII века.

У римлян были в большом ходу водяные часы самого простого устройства, так, например, ими определялась длина речей ораторов в суде. Первые водяные часы устроил в Риме Сципион Назика (157 г. до н. э.). Водяные часы Помпея славились украшениями из золота и каменьев. В начале VI века славились механизмы Боэция, которые он устраивал для Теодориха и (по просьбе последнего) для бургундского короля Гундобада. Знамениты были ещё водяные часы Оронция Финеуса и Кирхера, основанные на принципе сифона.

В современном мире клепсидра широко применяется во Франции в телеигре Форт Боярд во время прохождения игроками испытаний и представляет собой поворотный механизм с подкрашенной синим цветом водой.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №1




Текст 1

Мы выращиваем лимоны в комнатных условиях вот уже несколько лет. Но урожая лимона нам не удавалось добиться, несмотря на то, что учитывали требования к его выращиванию.

Это влажность воздуха - 60-70%. Фактически влажность воздуха в помещении, где мы выращивали лимон, составляла 20%, это на 40% ниже необходимой влажности для нормального роста лимона в помещении в условиях Крайнего Севера.

Если нет оптимальных условий для выращивания лимона в зимний период при прохладной температуре, то надо повысить влажность воздуха в помещении: для этого мы проводили опрыскивание кроны лимона чистой водой комнатной температуры. Этот простейший прием позволил повысить влажность воздуха в помещении до 30-40%.

Мы использовали цифровую электронную метеостанцию, необходимую для контроля влажности воздуха в помещении. Используя данный прибор, контролируя влажность воздуха, мы смогли добиться хорошего урожая лимона в комнатных условиях. Наш урожай составил с одного куста в 2011 году – 8 лимонов (тогда, как в 2009 году – всего 3 плода, контроль влажности воздуха проводился без прибора).

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №2

Допустим…

Может быть…

Предположим…


Так как…

Возможно…

Что, если …


Использование… позволит обеспечить…

Если…, то …


Из данного набора слов выберите наиболее подходящий вариант и попробуйте сформулировать гипотезу применительно к проблеме:

Возможный вариант гипотезы


Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

О проблемном обучении, или, по крайней мере, его основной идее известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далеком прошлом. Так, можно сослаться на высказывание Квинтилиана (ок.35- 95 гг.) в его философско-педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве»: «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь».
Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний.
Что же для этого необходимо? Хорошим ответом на поставленный вопрос являются слова С.Л.Рубинштейна: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны , но и внутренне приняты , т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях».
Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная «потребность в эмоциональном насыщении ». Человек нуждается в переживании эмоций, если такого насыщения эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме скуки и тоски. Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес . Интерес- потребность в определенных эмоциональных переживаниях является важным мотивом деятельности. Недаром многие педагоги согласны со словами Л.С.Выготского о том, что «искусство обучения есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов».
Одним из методов обучения (его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как новую дидактическую систему), направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» является метод проблемного обучения. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.
Несколько слов о проблемной организации учебного процесса. Она может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, в зависимости от характера выдвинутой проблемы. Но необходимо выделить три основных аспекта в организации проблемного урока.

ПЕРВЫЙ АСПЕКТ
Во-первых, содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса»!
Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления . Например:
Пример (история): Русский историк В.О.Ключевский писал об Иване IV: "Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец... Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок". Согласны ли Вы с такой характеристикой Ивана IV? Свой ответ обоснуйте.
Пример (экономика): Если бы приватизация в России пошла по Китайскому варианту, то какие результаты в экономике России можно было ожидать сегодня?

Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер . Такой вопрос стимулирует процесс многоаспектного осмысления явлений и является хорошей основой для организации междисциплинарного обучения . Можно привести пример проблемного вопроса, который даст возможность ученикам увидеть проблему с разных точек зрения и понять, что для решения возникшей проблемы необходимы знания из разных научных областей. Например, на уроке литературы учитель может предложить проблемное задание: Как могла бы сложиться жизнь Маши Мироновой, если бы Государыня Императрица не простила Петра Гринева? Задача учеников заключается в том, чтобы предложить свой вариант решения и обосновать его . Для того, чтобы вариант был действительно обоснованным, ученикам понадобятся знания и по истории (например, каково было социальное положение женщины в России в те годы и т.п.) и по психологии (например, какие качества определяют волевой потенциал личности и т.п.), а главное, безукоризненное знание текста произведения.
Реализация педагогических целей через междисциплинарные связи способствует формированию целостной картины знаний о мире.
Пример (литература, история): Является ли роман Л.Н. Толстого «Война и мир» историческим романом?
Пример (экономическая география, история): Как может измениться естественный прирост населения Индии при условии быстрого повышении уровня ее экономического развития? Как может повлиять данный фактор на соседние государства? Изложите ход ваших рассуждений.

В качестве проблемной ситуации может выступить сюжетная задача , в основе которой лежит «сюжетная линия». В рамках данного подхода работали многие педагоги, организующие на своих занятиях игры: урок- путешествие, урок- пресс- конференция, урок- аукцион, урок-суд и т.п.. В рамках таких уроков необходимо, как правило, преодолеть препятствие (или препятствия) - разрешить непростые проблемные задачи.
Например : Ребята, сегодня мы все вместе совершим путешествие в солнечную и приветливую страну Здравию. Жители этой страны получили послание на непонятном языке от могущественного Императора. Посол, который привез данную бумагу, сказал, что если жители не разгадают, что написано в послании, то его могущественный господин всех обратит в рабство. Нам придется поломать голову над тайнами и секретами, которые ждут нас на каждом шагу нашего путешествия. Но если мы справимся, то найдем ключ к разгадке послания великого Императора и поможем жителям Здравии. Итак, путешествие начинается…
Сюжетная линия может иметь направленность на жизненные ситуации (в т.ч. и юмористического характера)
Пример (математика): (из задачника Григория Остена) В городе Званске в школе № 23 в третьем классе учится Вася. В каждом классе есть особый ученик, а то и несколько. Так вот наш Вася отличался отменным аппетитом. Голодный Вася съедает за 9 минут 3 булочки! Сытый Вася тратит на такое же количество булочек 15 минут. На сколько минут быстрее управляется с одной булочкой голодный Вася?
Пример (математика, информатика): Король Флатландии решил вырубить некоторые деревья, растущие перед его дворцом, чтобы в залах дворца стало светлее. Деревья перед дворцом короля посажены в ряд, всего там растет n деревьев, и расстояния между соседними деревьями одинаковы.
После вырубки перед дворцом должно остаться m деревьев, и расстояния между соседними также должны быть одинаковы. Помогите королю выяснить, сколько существует способов вырубки деревьев?

ВТОРОЙ АСПЕКТ
Итак, проблема сформулирована. Каков дальнейший путь деятельности на проблемном уроке? Можно «искать наугад» и, перебирая возможные явления, выяснять, влияют ли они - и если да, то насколько. Однако такой путь малопродуктивен. Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный- с точки зрения имеющейся информации, теории - ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу . Основным требованием к гипотезе является требование ее обоснованности, доказательности, проверяемости. Вполне вероятно, что у исследователей может возникнуть несколько гипотез; тогда их все необходимо обосновать.
Таким образом, проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.
Особой проблемой является организация педагогической поддержки проблемного урока средствами Интернет . Совершенно очевидно, что Интернет-ресурсы могут помочь в процессе доказательности гипотезы, т.к. предоставляют практически всю необходимую информацию. При правильной организации запроса поиска (а также при наличии хорошей технической поддержки) можно практически сразу получить нужные факты, данные.

ТРЕТИЙ АСПЕКТ
Во-третьих, в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности , в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.
Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности.
Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.
Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.
Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития.
В рамках данного направления, так или иначе, работал практически каждый учитель.
Рассмотрим подробнее типичную организацию урока - пресс-конференции. Часть учеников в классе получают роли экспертов- специалистов по обсуждаемому вопросу. Они предварительно получают задание на более глубокое знакомство с изучаемой проблемой. Остальные ученики делятся на микрогруппы, они будут представлять различные журналистские, общественные, государственные и т.д. организации. В ходе урока ученики задают вопросы, которые, с их точки зрения, могли бы интересовать представляемые ими организации, а эксперты отвечают на них (каждый в зоне своей ответственности). Таким образом, происходит знакомство всего класса с новым материалом, при этом сам процесс изучения темы интересен и увлекателен.
Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ-прагматик, психолог и педагог. Предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.
В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер и др.
Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях Д.Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания. Для обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребенку дошкольного возраста предоставлялись в качестве источников познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру. В более старшем возрасте ребенку предлагались загадки, задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность - труд.
Впоследствии психолого-педагогические исследования в области творчества, творческого мышления и проблемного обучения позволили разработать общую технологию проблемного обучения.

В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия:
проблемный подход (Т.И.Шамова), принцип проблемности (В.Т.Кудрявцев, А.М.Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации;
проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач;
проблемное обучение как тип обучения (М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД).

Целевые ориентации

Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.
Повышение прочности знаний.
Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).
Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (по Д. Дьюи)

Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения являются:
проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Особенности содержания

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям (см. рис. 1).

Рис. 1. Классификация проблемных ситуаций

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения :
1. решение научных проблем (научное творчество) - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства;
в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
2. решение практических проблем (практическое творчество) - поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение;
в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;
3. создание художественных решений (художественное творчество) - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Особенности методики
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.
Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Рис. 2. Технологическая схема цикла проблемного обучения

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:
построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);
отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
наконец, в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.
Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы, - помощь педагога при этом минимальна.
Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; художественное творчество тоже относится к этому уровню.

Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более сложный - спиралеобразный, "криволинейный" вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на ее разрешение, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса географии.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

  • начинает воспринимать себя по-иному;
  • более полно принимает себя и свои чувства;
  • становится более уверен в себе и автономен;
  • ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  • становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
  • начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.
2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.
География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

  • наблюдения (в том числе и летнее),
  • практических работ,
  • просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
  • сообщения учащихся,
  • рефераты,
  • участие в научно-исследовательской работе,
  • использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Проблемное обучение на уроках географии.

Что подразумевается под проблемным обучением?
1. Метод проблемизации.
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.
Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.

3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.
Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

4. Методы проблемного обсуждения.
Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной деятельности:
– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:
– практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами :

  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • урок решения задач;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки:

  • урок-аукцион;
  • рок-пресс-конференция;
  • урок-защита диссертации;
  • урок-суд;
  • урок-посвящение;

Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение- будущее нашего образования!