Причины и противодействие организованной преступности. Противодействие преступности — приоритетное направление в уголовной политике государства Противодействие современной преступности

Система мер противодействия преступности

Правовая основа противодействия преступности: международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты. Характеристика действующей государственной программы борьбы с преступностью в Украине

Система мер противодействия преступности:

По характеру социальной детерминации преступности меры профилактического воздействия делятся на общие и специальные (криминологические). Отличие между ними заключается в том, что общие меры, направленные на позитивное развитие социально-экономической системы в целом и тем самым способствуют снижению уровня преступности, а специальные (криминологические) непосредственно влияют на причины и условия имеющегося состояния преступности и ее отдельных видов с целью их устранения, нейтрализации или ограничения.

По конкретным содержанием различают следующие меры профилактики: экономические, социальные, идеологические, технические, организационные, правовые. Отметим, что при такой классификации предупредительные меры делятся на общие и специальные .

Экономические меры предупреждения преступности направлены на нейтрализацию криминогенных последствий функционирования экономической сферы и имеют большое значение не только для макроуровне (например , оздоровление экономики страны в целом, экономическая защита наименее обеспеченных слоев населения путем введения научно обоснованного уровня прожиточного минимума), так и на микроуровне (например , льготы и помощь конкретным лицам, которые находятся в критической ситуации).

Социальные меры профилактики положительно влияют на различные социальные институты (семью, коллективы, общественные организации и др.). Например , значительный профилактический потенциал содержат меры, способствующие созданию культа семьи, развитию общественных основ местного самоуправления.

Идеологические меры профилактики должны формировать у членов общества нравственное сознание на основе общественных ценностей; ограничивать негативное влияние на поведение лиц стандартов массовой культуры (ограничение времени показа фильмов с эротическим содержанием и сценами насилия); исправлять нравственные деформации у лиц с правопорушуючою поведением с помощью индивидуально воспитательной работы (психолого-педагогические и правообмежувальни мероприятия).

В технических мер профилактики относятся различные технологии, правила, средства и приспособления, препятствующие общественно опасных последствий в процессе социальной деятельности людей, а также совершению преступлений и других правонарушений (например, технологии, исключающие аварийность на производстве, правила дорожного движения, средства охранной и пожарной сигнализации запирающие).

Организационные меры предупреждения преступности должны способствовать нейтрализации или минимизации криминогенных последствий непрофессиональной организационно-управленческой деятельности (на-пример, меры совершенствования процессов управляемой миграции населения; отработка действенного механизма обеспечения социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, формирование критериев эффективности деятельности правоохранительных органов).

Правовые меры предупреждения преступности по содержанию разделяют на:

  • способствующие нейтрализации условий, облегчающих совершение преступлений (нормы различных отраслей законодательства, об-граничат дееспособность алкоголиков, лишают родительских прав, регламентирующих порядок приобретения и хранения огнестрельного оружия и др.);
  • стимулирующие к действиям, которые препятствуют или прекращают совершение преступлений (нормы уголовного права о добровольном отказе от преступления, необходимую оборону, задержание преступника);
  • регламентирующих процесс предупреждения преступлений.

Правовую основу профилактики преступлений составляют следующие документы:

  • отдельные положения Конституции Украины;
  • законы Украины и подзаконные нормативные акты (например, законы Украины "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", "О прокуратуре", акты Кабинета Министров Украины по вопросам борьбы с преступностью);
  • отдельные нормы отраслевого законодательства Украины (например, ст. 23 УПК Украины, ст. 6 КАП Украины);
  • ведомственные и межведомственные нормативные акты (приказы МВД Украины, Генерального прокурора Украины, Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний и др.).

Отметим, что до сих пор процесс предупреждения преступности в Украине не имеет самостоятельной правовой базы. Еще в 1995г. Был разработан проект Закона Украины "О профилактике преступлений", в преамбуле которого закреплялось: "Украинское государство обеспечивает своим гражданам защиту от посягательства на их жизнь, здоровье, свободу, достоинство, имущественные и другие права". Однако, к сожалению, этот закон еще не принят.Существующие правовые нормы по этому вопросу, как правило, содержатся в различных отраслях права, часто являются фрагментарными и не согласуются между собой, что не способствует эффективности профилактической деятельности.

А. Зелинский отделяет еще один критерий классификации мер предупреждения преступности - масштаб их осуществления:

  • среди населения страны;
  • в пределах определенного ведомства или по определенным слоев населения (например, среди несовершеннолетних, безработных; силами работников органов внутренних дел, прокуратуры, Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний);
  • в малых социальных группах (на предприятиях, в учреждениях, организациях, семьях, неформальных группах);
  • по отдельным человек.

Общесоциальное и специальнокриминологичне предупреждения преступности:

В зависимости от иерархии причин и условий преступности различают три основных уровня предупреждением: общесоциальный, социально-криминологический и индивидуальный.

Общесоциальный уровень (общая профилактика) охватывает деятельность государства, общества и их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственной сфере и тому подобное. Эту деятельность осуществляют различные органы государственной власти и управления, общественные организации, для которых функция предупреждения преступности не является основной или профессиональной. Профилактика является успешной благодаря эффективной социально-экономической политике в целом.

Обще социальная профилактика преступности связана с наиболее значимыми и долгосрочными видами социальной деятельности и осуществляется в процессе решения широкомасштабных социальных задач. Решение противоречий общественного развития, его проблем и трудностей, ошибок в социальном управлении является одновременно экономической, политической, идеологической, социально-психологической и правовой основой для устранения, ослабления и нейтрализации процессов и явлений, детерминирующих преступность.

К общесоциальных мер профилактики преступности относятся: изменения в социально-экономической сфере, направленные на повышение жизненного уровня членов общества, улучшение условий их жизни. Стабилизация процессов в экономике и на потребительском рынке, повышение платежеспособности широких слоев населения в совокупности являются предпосылками предотвращения экономической и другим видам преступности.

Сокращению бытовой, насильственной и другой преступности способствуют меры по решению жилищной проблемы, укрепление семьи, улучшение условий труда и быта женщин, охрана материнства и детства, организация досуга и тому подобное.

Общесоциальная профилактика реализуется посредством государственных планов экономического и социального развития. Такие планы составляются как на государственном, так и на региональном уровнях. Профилактическое значение такого плана заключается в том, что он предусматривает стратегию и тактику социально-экономического развития страны (региона), учитывая возможные криминогенные последствия реализации заложенных в него мероприятий. С помощью такого плана достигается единство влияния на общесоциальные причины преступности всех мер: экономических, социальных, идеологических, культурологических, технологических и др.

Специально-криминологический уровень (криминологическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на криминогенные факторы, связанные с определенными видами и группами преступного поведения, например, насильственной или экономической преступностью. Такие комплексы специфических причин и условий преступного поведения устраняются или нейтрализуются в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является выполнением их основных профессиональных задач.

Специально-криминологическое предупреждение имеет целью не допустить осуществления реально возможных преступлений, а если они стали происходить, то остановить их на ранней стадии. Важным участком предупредительной деятельности является выявление и устранение так называемых криминогенных факторов. При этом, как правило, используются не только организационные, правовые и оперативно-розыскные мероприятия, но и экономические, педагогические и медицинские и тому подобное.

На уровне специальной профилактики цель борьбы с преступностью , определенными ее видами и конкретными преступлениями определена как единая или главная для соответствующих мероприятий социального контроля, социальной реабилитации и правоохранительной деятельности. Разработка и реализация мероприятий специальной профилактики прямо обусловлена??наличием преступности, ее уровнем и характером.

Специально-криминологическая профилактика осуществляется в форме ведомственных и межведомственных планов или программ усиления борьбы с преступностью. В них предполагается система мероприятий, направленных на профилактику конкретных видов и групп преступности, преступности вообще, преступности на определенной территории (государство, регион). Предполагаемые программы мероприятий реализуются через взаимодействие и взаимосогласованность деятельности субъектов профилактики. Безусловно, эффективность предупреждения преступлений зависит от согласованности программы борьбы с преступностью с концепцией государственного плана экономического и социального развития страны.

Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика преступлений) охватывает деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами.

В зависимости от стадии генезиса личности преступника индивидуальная профилактика преступности делится на четыре вида .

Первый вид касается объектов, которые находятся на начальном этапе криминализации личности. В этот период они совершают различные правонарушения непреступного характера, образующие определенный вид антиобщественной деятельности. Условно этот вид индивидуальной профилактики преступности называют ранней индивидуальной профилактикой преступлений.

Второй вид индивидуальной профилактики преступности касается лиц, совершивших или совершающих преступления. Субъектами этого вида профилактики могут быть следователи, оперативные и другие работники органов внутренних дел, судьи. Профилактическая работа заключается в том, чтобы склонить человека к отказу от совершения преступления, прекратить его на стадии подготовки, а в случае совершения преступления - способствовать формированию у лица чувство раскаяния, желание способствовать раскрытию преступления. Условно этот вид профилактики называют судебно-следственным .

Третий вид индивидуальной профилактики преступлений охватывает лиц, совершивших преступления в отношении которых суд принял решение о применении различных мер уголовно-правового воздействия. Этот вид профилактики, во-первых , реализуется в деятельности учреждений исполнения наказаний, задача которых заключается в исправлении и ресоциализации осужденного; во-вторых , осуществляется соответствующими государственными и общественными организациями при освобождении лица от реального исполнения уголовного наказания (условное осуждение, отсрочка исполнения приговора, принудительные меры воспитательного характера). Этот вид профилактики условно называют пенитенциарным .

Четвертый вид индивидуальной профилактики преступлений касается лиц, отбывших уголовное наказание, но подлежат надзорные с целью предотвращения рецидива. Условно этот вид профилактики называют постпенитенциарного .

Виктимологическая профилактика преступлений.

Самостоятельным направлением криминологической профилактики является виктимологическая . В криминологии поведение жертвы рассматривается со стороны ее роли в совершении преступления, то есть как криминогенный объект. Криминологическое значение имеет не всякая поведение жертвы, а только такая, что способствует возникновению преступной решимости или реализации или формированию криминологической ситуации (виктимность жертвы). Виктимность проявляется на индивидуальном и массовом уровне. На индивидуальном уровне виктимность определяется как потенциальная «способность» отдельной личности при определенных условиях стать жертвой преступления. Виктимность как социальное явление на массовом уровне - это совокупность всех актов причинения вреда физическим лицам и потенциальная уязвимость населения в целом и отдельных его групп. Таким образом, налицо необходимость проведения специфических мер, направленных на снижение виктимного поведения населения.

Метод девиктимизации предусматривает:

а) профилактически-воспитательные мероприятия по предотвращению виктимизации;

б) обучение населения способам защиты и самозащиты (консультативные, образовательные мероприятия по личной безопасности и охраны собственности, учебные курсы по самозащите, распространения памяток, буклетов, очерков, статей, в которых излагаются советы как не стать жертвой преступления, - технические средства),

в) организационно-управленческие мероприятия (надлежащее освещение городов, оборудования средствами немедленного связи населения с милицией);

г) ограничительный направление мероприятий (выявление латентных пострадавших и предотвращения их рисковой легкомысленной поведении;

д) нормативно-правовые мероприятия (законодательства о помощи жертвам преступлений и др.);

е) повышение уровня правовых знаний.

Правовая основа противодействия преступности: международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты. Характеристика действующей государственной программы борьбы с преступностью в Украине

Под правовым обеспечением подразумевают эффективное нормативное сопровождение мероприятий специально-криминологической противодействия и предотвращения преступлений. Оно предусматривает наличие законов, указов, программ, концепций предотвращения преступности и отдельных ее видов. Противодействие преступности требует надежного правового регулирования различными отраслями права: конституционного, уголовного, гражданского, административного и др. Поэтому правовая основа противодействия преступности имеет сложную структуру .

Базовое значение для деятельности по противодействию и предупреждению преступности имеет Конституция Украины . Это означает, что деятельность по противодействию преступности должна осуществляться с соблюдением определенных Конституцией Украины прав и свобод человека и гражданина.Конституция Украины не содержит нормы, которая бы прямо определяла обязанность государства и его органов по осуществлению мероприятий, направленных на противодействие и предотвращение преступности. Однако в ней есть целый ряд статей, анализ которых позволяет определить основные направления дальности государства и общества по противодействию преступности, а также конституционные основы ее осуществления.

Прежде всего в ст. 1 Основной Закон Украины провозглашается правовым государством . А предупреждения преступности является неотъемлемой функцией правового государства. Ряд статей Конституции Украины определяет обязанности государства , осуществление которых может быть полным и комплексным только в случае противодействия и предотвращения преступности. В обязанности государства принадлежит обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи С, 13, 41, 14, 27, 29, 30, 50, 21, 23 и др.). Конституция также содержит статьи, определяющие принципиальные критерии возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина, и взяты под охрану Уголовным кодексом Украины (УК Украины).

Ряд статей Конституции определяет обязанности государства , осуществление которых может быть полным и комплексным только в случае проведения деятельности по предупреждению преступности. Это касается обязанностей государства по утверждению и обеспечению прав и свобод человека (ст. 3), защиты прав всех субъектов права собственности (статьи 13, 41), особой охраны земли как основного национального богатства и обеспечению права собственности на землю (ст. 14), защиты жизни человека (ст. 27), его свободы и личной неприкосновенности (ст. 29), неприкосновенности жилища (ст. 30), тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции (ст. 31), обеспечение права на безопасную для жизни и здоровья (окружающей среды и возмещение причиненного нарушением этого права вреда (ст. 50).

Следует отметить, что предусмотренные в Разделе II Конституции Украины права и свободы человека и гражданина , в том числе вольность и равенство всех людей в своем достоинстве и правах (ст. 21), право каждого человека на свободное развитие своей личности (ст. 2З), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29), на неприкосновенность жилища (ст. 30), на невмешательство в его личную жизнь, недопущения без согласия сбора, хранения, использования и распространения конфиденциальной информации о нем (ст. 32), стали трактоваться некоторыми должностными лицами, отдельными народными депутатами, а также государственными надзорными органами как исключающие возможность вести деятельность по индивидуальной предотвращение правонарушений, в том числе преступлений, исключающих законодательное определение обязанности ее проведения.

Следующей после Конституции Украины звеном в системе правового регулирования деятельности по предупреждению преступности является конституционные законы и кодифицированные законодательные акты .

Прежде отметим роль Уголовного кодекса Украины и вообще уголовного права в регулировании предотвращения преступности. В нем определен круг деяний, совершение которых запрещено под угрозой уголовной ответственности, имеет загальнопревентивне значение. Нормами уголовного закона о системе наказаний, порядок и условия их назначения, освобождения от наказания и т.п. устанавливается определенный правовой режим для осужденных, а также освобожденных от уголовной ответственности и наказания, что имеет значение для предотвращения с их стороны рецидива. Непосредственное предупредительное значение имеют определенные для этих лиц правообмеження, специальные правила и обязанности, надзор и контроль за ними правоохранительных органов и общественности. Юридическое обоснование для применения мер индивидуального предупреждения рецидива преступлений создает уголовно-правовой институт судимости. Ряд норм уголовного законодательства предусматривает конкретные правовые средства воздействия на криминогенные обстоятельства. Это, в частности, поощрительные нормы, добровольный отказ от совершения преступления, нормы, стимулирующие поведение, которое создает препятствия совершению преступлений (о необходимой обороне, задержании преступника), предусматривают применение принудительных мер медицинского характера к алкоголикам и наркоманам, нормы, направленные на устранение последствий совершенных преступлений (возмещение вреда) и др. Системный анализ уголовно-правовых средств предупреждения преступности, их классификация и определение механизмов меры воздействия сравнительно недавно совершил под руководством профессора В. А. Тулякова молодой одесский ученый М. Сорочинская .

Нормы Уголовно-исполнительного кодекса Украины, принятого в 2003г., определяют правовые основы предотвращения рецидива средствами исполнения наказания. Это нормы, регламентирующие предохранительно-воспитательный процесс в учреждениях исполнения наказания, основания и порядок освобождения от этих учреждений, трудовое и бытовое устройство освобожденных, цели, основания и порядок надзора за условно-досрочно освобожденными, административный надзор за лицами некоторых категорий освобожденных из учреждений исполнения наказания и др.

Прежде уголовно-процессуальное законодательство ставит задачи предотвращения преступности прежде всего уголовным процессом и судопроизводством. Установлен ряд конкретных процессуальных мер предупредительного характера, в том числе обязанность органа дознания, следователя, прокурора выявлять причины и условия совершения преступлений. Выявление последних включены в круг вопросов, подлежащих доказыванию, наличие таких доказательств должен проверять прокурор при утверждении обвинительного заключения. Указанные участники процесса и суд должны реагировать процессуальными документами (представлением, отдельным постановлением, постановлением) на выявленные причины и условия совершения преступления и ставить в этих документах требование перед руководителями соответствующих предприятий, учреждений, организаций о принятии мер по устранению этих причин и условий. Уголовно процессуальное законодательство содержит нормы, которые в совокупности с нормами материального права регламентируют основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания вследствие изменения обстановки, раскаяние в совершении преступления, в связи с примирением с потерпевшим, применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитания и др. Все указанные и другие нормы уголовно-процессуального закона и практика их применения имеют предохранительное значение.

Ряд норм, имеющих предупредительное значение, содержится в гражданском законодательстве . Например , ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами. То же можно сказать о нормах семейного законодательства относительно оснований и порядка лишения родительских прав, ряд норм трудового, бюджетного, земельного, хозяйственного законодательства.

Важное значение имеют и нормы международного права , ратифицированные Верховной Радой Украины. В этих нормах закреплены основные принципы деятельности по противодействию преступности: справедливость, гуманизм, законность. Это такие нормативно-правовые акты, как Всеобщая декларация прав человека (1948 p.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966гг.); Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 p.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 p.), А также Факультативный протокол к Конвенции от 18 декабря 2002 г. и другие.

Следующим звеном системы правового обеспечения деятельности по предупреждению преступности считаются акты законодательства , комплексно регулирующих статус, задачи, функции, полномочия, обязанности и права правоохранительных органов, для которых предупреждению преступности является одной из главных задач. К ним, как правило, относят законы Украины «О прокуратуре», «О милиции», «О Службе безопасности Украины», "О государственной пограничной службе Украины", "О государственной налоговой службе в Украине". Следует отметить, что в указанных, так сказать «статусных» актах законодательства, задачи и обязанности соответствующих государственных органов, учреждений и служб (за исключением, возможно, Закона Украины «О милиции») по предотвращению преступности изложены, как правило, схематично, в общей форме, предметно не регламентированы полномочия, правовые средства, формы осуществления предупредительной деятельности. Такой подход не способствует ее надлежащему. В Законе Украины «О прокуратуре» предотвращения нарушений закона как вид деятельности органов прокуратуры не предусмотрено, а термин «предотвращение» даже не указывается. В Украине принято несколько законов по отдельным направлениям предупреждения преступности. Таковы законы Украины «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (от 01.12.1994 г.), «Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях по делам несовершеннолетних (от 24.01.1995 г.), «О предупреждении насилия в семье» (от 15.11.2001 г.) и др.

В систему правового обеспечения предупреждения преступности относятся также акты законодательства, регулирующие деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления , а также нормативно-правовые акты этих органов. Они призваны создать правовую основу регламентации предупредительной деятельности, организации, порядка, форм и средств ее осуществления во всех звеньях аппарата управления государственного и местного уровней. Однако и эти акты в основном лишь в общей форме определяют указанные вопросы.

На противодействие разнообразным формам антиобщественного преступному поведению направлено и административное законодательство. К нему относятся Кодекс Украины об административных правонарушениях, нормативно-правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией, пьянством, наркоманией, проституцией и другими негативными явлениями, которые тесным образом связаны с преступностью. Таким образом, в стране создана достаточно разветвленная законодательная база, направленная на противодействие и предотвращение преступлений.

Существуют 2 основных направления реагирования государства на преступность:

1. Репрессивное (карательное) воздействие (уголовно-правовое направление)

2. Профилактическое воздействие – последовательное разрешение различных противоречий в обществе

Существует потребность в поиске оптимально пути реагирования государства на преступность. Какому из названных направлений следует отдавать приоритет, какое воздействие наиболее эффективно. От решения данной проблемы зависит направление и содержание уголовной политики государства.

Исторически первой формой социального контроля за преступностью была кровная месть. Такое реагирование на преступление носило стихийный характер и влекло за собой цепь злодеяний, которые не могли прекратиться без вмешательства извне. Государства отчасти чтобы прекратить кровопролитие отчасти по другим причинам берет на себя деятельность по контролю преступности. Но сначала государство заимствует характер противодействия преступности у родов и племен. Противодействие преступности строится по принципу возмездия, кары, мести. Таким образом, государственный контроль за преступностью возникает первоначально как карательный институт. Только со времен классической школы уголовного права и в частности со времен книги Цезария Бекария «О преступлениях и наказаниях» в юриспруденции получает развитие идея не карательного предупреждения.

В РФ уголовно-правовые меры воздействия на преступность играли и продолжают играть главную роль в уголовной политике. Именно на их осуществление, а не на профилактические социальные программы ассигнуется государством большая часть денег. Раньше пристрастия к репрессивному воздействию на преступность было продиктовано:

1. Политикой нагнетания страха, которая была неотъемлемой чертой политики государства

2. Соображениями экономической целесообразности – заключенные служили той дешевой рабочей силой, с помощью которых решали проблемы социалистических строек и других проблем социалистического хозяйства

В настоящее время пристрастие к карательному направлению пытаются объяснить:

1. Ухудшением криминологической ситуацией в стране

2. Общественно мнение, которое стоит за применение к преступникам строгих наказаний

Во многих зарубежных странах до определенного периода времени так же преобладало уголовно-правое воздействие на преступность. Однако уже в 70-80 гг прошлого века был констатирован кризис системы наказаний и уголовной политики. Он проявлялся в том, что, несмотря на все усилия полиции и уголовной юстиции, преступность в мире растет, уровень рецидива во всех странах стабилен, человечество перепробовало все возможные виды репрессий без видимых результатов. Доказано, что нахождение в местах лишения свободы более 5-7 лет приводит к необратимым изменениям психики человека, т.е. наказание не исправляет, а губит личность. Уголовная политика большинства зарубежных государств стала изменяться в следующих направлениях:

1. Полный отказ от применения смертной казни

2. Лишение свободы стали считать высшей мерой наказания, которую применяется лишь в крайних случаях при совершении насильственных преступлений и только по отношению к взрослым. Например, в Англии лишь 20% осужденных приговариваются к лишению свободы, Германии – 11%, Япония – 3,5%. В РФ- 88-89% приговоры к лишению свободы, 35% - к реальному отбытию наказания.

3. Расширяется применение иных, альтернативных лишений свободы, мер наказания: ограничение свободы (в том числе с применение электронного слежения), общественные работы

4. В странах Западной Европы (Австралии, Канаде, Японии) преобладает краткосрочное лишение свободы. Например, в Германии 85% приговоров до 2 лет лишения свободы. В РФ – менее 40%, более 15% - более 5 лет лишения свободы

5. Чтобы не происходила деградация личности местах лишения свободы гуманизируют условия отбывания этого наказания

По коэффициенту заключенных РФ на протяжении многих лет делит с США 1 и 2 место. В конце 90-х гг в РФ коэффициент – 730, США – 680, в странах Западной Европы – от 40 до 90. В 2005 г в РФ – 530, США – 710.

Уголовная политика России начала меняться с 1993 года. Сокращаются сроки лишения свободы, вводятся ограничения по применению лишения свободы к несовершеннолетнему.

Для специализированных органов предупреждения преступности характерно:

1) предназначены для предупреждения преступности, это является одной из их основных, приоритетных функций (правоохранительные органы и органы судебной власти)

2) их полномочия определяются в законодательном порядке

3) данные субъекты (их сотрудники) осуществляют правомочия представителя власти , вкл. право применения мер государственного принуждения

4) тенденция к специализации предупредительной деятельности среди специализированных субъектов (в ресурсном, организационном, кадровом обеспечении)

5) наличие механизма межведомственно координации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблемы противодействия преступности: социально-философский аспект

Проблемы противодействия преступности в их социально-философском измерении относятся к сфере социальной самоорганизации или саморегуляции общества.

И в этом смысле они могут быть предметом изучения с использованием средств социально-философского анализа. В свою очередь ценность или значимость такого анализа для конкретных отраслей права (например, криминологии) или для планирования правоохранительной деятельности, заключается в том, что это может способствовать формированию широкого теоретического контекста (на уровне изучения макросоциальных процессов и общих закономерностей развития общества) для конкретно-научных разработок или выработки эффективных организационно-правовых мер.

В качестве примера можно привести следующее: социально-философский анализ феномена терроризма (как в историческом, так и в содержательном плане), несомненно, способен не только правильно сориентировать криминологические исследования причин и детерминант (в методологическом и системно-аналитическом отношении), но и повысить эффективность и адекватность планируемых стратегий (программ антитеррористических мероприятий и др.). Именно правильное понимание социальной сущности объективных предпосылок возникновения и эскалации этого общественного феномена должно быть основанием для их разработки и принятия.

В последнее время в юридической литературе стали встречаться мнения о том, что криминология, например, должна стать философией борьбы с преступностью (курсив мой -- Г.А.). И это, на наш взгляд, не случайно и симптоматично. В этом утверждении находит свое выражение потребность в более глубоком, обоснованном подходе к описанию причин и факторов тех или иных видов преступности, а также к разработке антикриминальных стратегий, программ и др.

Однако криминология есть сложившаяся, со своим специфическим предметом наука. Другое дело, что современная криминология (имеется в виду постсоветская криминология на всем пространстве бывшего Союза) в последние десятилетия коренных общественных преобразований претерпела радикальную переоценку собственных, методологических оснований.

Исторический материализм и диалектика, которые без каких-либо сомнений в прежние годы манифестировались в качестве общей методологии криминологических теорий, в настоящее время отнесены самими обществоведами в исторические рамки плюралистичного множества социальных теорий и концепций. Но в этой ситуации криминология рискует избегать методологии вовсе (и это все чаще находит свое отражение в современных работах), превращаясь в простую фактографию. Однако она по определению не может быть чем-то вроде статистики, замыкаясь на своей эмпирической базе.

Криминология должна и обязана быть теорией высокого методологического уровня, своими обобщающими выводами способной создавать концептуальную основу для выработки практических мер противодействия преступности. И в этом плане нам представляются необходимыми и полезными такие научные изыскания, которые реализуются на стыке социальной философии и права, его конкретных отраслей (криминологии, теории государства и права и др.).

Каковы же эвристические возможности социально-философского анализа в этом контексте (Прежде всего, это, на наш взгляд, очередное прояснение самого определения или понятия преступного, причем рассматриваемого в его социокультурных аспектах. Если обратиться к строго юридическим дефинициям, то преступлениями в них называются такие деяния, которые соответствующим образом квалифицируются уголовным законодательством. То есть речь идет о криминализации тех или иных деяний средствами нормативно-правового регулирования. А говоря философским языком, можно вести речь об осуществлении по отношению к этим деяниям некоего процесса конвенции, соглашения (на уровне общественного признания) о том, что будет считаться преступлением, и, соответственно, будет предполагать наказание как меру общественного реагирования.

Вместе с тем, исторический анализ со всей очевидностью показывает, что представления общества о преступном, о преступлении имеют конкретно-исторический характер и обусловливаются множеством различных факторов. Конечно, еще со времен библейских заповедей «не убий, не укради…» в обществе остаются достаточно неизменными нравственные ценности базисного характера (осуждение убийства, умышленного причинения вреда здоровью, собственности и др.), но что касается деяний, относящихся к более отдаленным от этих вопросов областям, то их криминализация заметно обусловливается как динамикой изменений криминогенной ситуации, так и факторами экономического, политического (а ныне и геополитического) и социокультурного характера.

Достаточно привести пример из советского уголовного законодательства, когда спекуляция рассматривалась как серьезное преступление, влекущее за собой жесткие меры уголовного преследования. Переход на рыночные механизмы хозяйствования внес в этот вопрос существенные изменения в новые уголовные кодексы всех без исключения постсоветских государств.

В связи с вышесказанным становится более отчетливой та дуальная оппозиция, которая (как и во всяких общественных процессах) имеет место в проблеме преступного. А именно: это противоположности нормального-ненормального, одобряемого-неодобряемого, неопасного-опасного и т. п. Как и любые противоположности, они не разделены жесткими метафизическими границами, а текучи и изменчивы, взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, мы видим, что оценка тех или иных человеческих деяний, безусловно, несет на себе печать формирующегося в обществе общественного мнения. В свою очередь, -- как это хорошо известно, -- само общественное мнение (или так называемая общественная мораль) есть сфера, весьма подверженная манипулированию. Ясно в таком случае, что в обществе, где господствуют фундаменталистские, ригористичные религиозно-моральные установки, неизбежно большая, чем в другом обществе, часть деяний (проституция, например) будет расцениваться как преступная. И это находит свое подтверждение в компаративном анализе законодательств различных стран.

Общепризнанно, например, что в демократических государствах господствует тенденция к гуманизации, либерализации и минимизации уголовного преследования. А это, в свою очередь, имеет своим следствием декриминализацию многих, ранее квалифицируемых как преступные, деяний.

В какой степени все это отражается на криминогенной ситуации? Однозначного ответа здесь нет. Так как декриминализация одних деяний сопровождается криминализацией других (в развитых странах с рыночной экономикой, например, мы видим растущий перечень новых видов преступлений, большей частью экономического характера).

Но здесь нам представляется важным доведение до осознания всех, кто, так или иначе, связан с проблемами противодействия преступности, того обстоятельства, что общество, по сути, осуществляет выбор того, чему собирается противодействовать. И, следовательно, у него есть возможности (при правильном понимании возможных вариантов решения) не доводить многие проблемы до подобного противостояния.

В качестве примера можно привести работы ряда британских криминологов, которые в свое время приложили усилия к тому, чтобы показать, как целый ряд деяний, которые обычно квалифицируются как преступления, является всего лишь ничем иным, как «преступлениями против морали», не являясь преступлениями в уголовно-правовом смысле (они назвали их “vice-crime” -- Г.А.) . И, следовательно, противодействие им должно осуществляться в сфере оздоровления нравственной атмосферы в обществе -- в области воспитания и формирования человеческого поведения.

Следует отметить, что сходная позиция находит все большее число сторонников в среде специалистов, которые говорят о необходимости усиления социальной профилактики правонарушений. В этом ряду, на наш взгляд, и формирующаяся в последнее время (в том числе и в среде казахстанских ученых) концепция социального контроля над преступностью, в которой обращается внимание на необходимость применения именно этого термина, а не устоявшегося оборота «борьба с преступностью» .

Большинство серьезных аналитических исследований преступности, стремящихся к проникновению в сущность изучаемых феноменов, неизбежно обнаруживают системный уровень их детерминирования и характера проявления. Криминальные деяния, будучи элементами общественной жизни, так же, как и все другие общественные феномены, формируются, опосредуются и функционируют в сложных, иерархических, взаимообусловленных связях общественного организма. Более глубокое понимание этих системных зависимостей возможно на основе социально-философского анализа, поскольку именно он выявляет в различных общественных явлениях и процессах «воплощенные в них, но прямо не представленные социальные качества, свойства, схемы, связи и т. п.»

Как известно, социальная философия опирается на ту социальную проблематику, которая выявляется в исследованиях социально-гуманитарных дисциплин. В контексте указанной проблематики свою наиболее близкую связь с ней обнаруживают криминологические исследования, поскольку, выявляя причины и условия того или иного вида преступности, они опосредованным образом выходят на макросоциальные явления и процессы. Вот, например, что пишет в своем исследовании о природе терроризма Ю.М. Антонян: «Одна из причин рассматриваемого явления заключается в отстаивании группой собственной идентификации, в конечном счете, той цивилизации, которая присуща ей» .

Вместе с тем взаимосвязь философско-правовых и близких к ним по масштабу постановки проблем теоретико-юридических исследований не стоит представлять как отношение метатеории и теории. Наиболее созвучной сущностным интенциям философии права нам представляется мнение, выраженное ученым из Омского юридического института МВД России Г.Ч. Синченко: «Для философии права единственная возможность быть -- это быть интервалом живых смыслов между «чистой» философией и юридической наукой. Философско-правовая мысль актуализируется только тогда, когда единственным способом развития познания становится комплементарный (взаимодополнительный) режим обогащения ресурсов философии и правоведения, т. е. в тот момент, когда нельзя углубить понимание права без философского творчества и нельзя выполнить акт философского мышления без активности на передней линии теоретико-юридической культуры» .

На наш взгляд, именно современность, специфические особенности которой по сравнению с другими историческими периодами (например, нарастание процессов глобализации) находятся сейчас в центре внимания и изучения философов, социологов, культурологов и др., выдвигает такие проблемы, обойти которые без надлежащего философско-правового анализа невозможно, когда есть осознанное стремление адекватно реагировать на новые риски и угрозы.

В последние годы стало фактически общепризнанным утверждение об усиливающихся тенденциях криминализации общественной жизни. Эти процессы зафиксированы как за рубежом, так и -- в еще большей степени -- во всех постсоветских государствах, ставших на путь кардинальных экономических и социально-политических преобразований. По поводу последних высказывалось много мнений об экономической обусловленности этой негативной тенденции, влиянии общего социального кризиса, правовой неурегулированности новых общественных и др. Это способствовало более полному и всестороннему криминологическому анализу причин и условий обострения криминогенной ситуации и появлению содержательных исследований, имеющих и практическое значение.

В этом плане по-новому могут, на наш взгляд, проясниться и проблемы противодействия здоровых сил общества организованной преступности. Ведь многими специалистами обращается внимание на то, что организованная преступность притязает фактически на роль альтернативного государства или «государства в государстве», бросает ему вызов. Причем это происходит по всем объективным законам структурирования и самоорганизации систем, в определенном смысле «от хаоса к порядку». И этот порядок начинает противостоять еще немощному государственному механизму трансформирующегося общества.

Не менее эвристично, на наш взгляд, исследование проблем коррупции в широком социокультурном контексте или в рамках исследования глобальных проблем современности. Об этом свидетельствует появление такого рода исследований .

Не претендуя на подробное изложение новых идей, развивающихся на стыке социально-философских и правовых исследований проблемы преступности, в данной статье хотелось обратить внимание на их значение для комплексных подходов в деятельности по противодействию преступности.

Г.М. Алиева

Примечания

Климов И.А., Синилов Г.К., Токалов Т.Б. Актуальные проблемы совершенствования теории и практики ОРД в условиях развития современного российского и казахстанского общества // Правовое развитие Казахстана за десять лет государственной независимости: Материалы Международной научно-практической конференции. -- Алматы, 2001.

Clark A., Turner J. World crime investigations. -- N. Y. P.37.

См., например, последние работы известного специалиста в области уголовной политики и стратегии Б.Х. Толеубековой.

Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. -- М., 1996. С.393.

Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. -- М., 2001. С.4.

Цит. по материалам www.rambler.ru.

Скоробогацкий В.В. Коррупция как способ легитимности власти // www.rambler.ru.

Подобные документы

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Предупреждение преступности как антикриминогенное воздействие на ее причины и условия. Факторы, оказывающие непосредственное влияние на сезонность преступности. Методы предупреждения сезонной преступности. Измерения наказания за совершение преступлений.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Основные характеристики, причины и условия преступности. Группы латентных преступлений. Социально-психологические явления как субъективные детерминанты преступности. Причины и предупреждение женской преступности. Антиобщественное поведение женщин.

    лекция , добавлен 29.03.2010

    Динамика преступности в РФ и за рубежом. Социальное и биологическое в личности преступника. Сравнительный анализ зарубежной преступности. Понятие организованной и профессиональной преступности, характерные черты за рубежом. Перечень преступных сфер.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Понятие преступности как социально-правового явления. Социально-демографическая характеристика и особенности предупреждения преступности в Москве сотрудниками органов внутренних дел. Улучшение криминогенной обстановки в столице Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2014

    Правовые средства профилактики преступности и выработка единой стратегии в сфере предупреждения преступности посредством разработки нормативных актов, регулирующих общественные отношения. Проблемы по борьбе с преступностью на муниципальном уровне.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Понятие причин и условий преступности. Факторы, детерминирующие преступность в современной России. Социально-экономические причины преступности. Региональные особенности причин и условий преступности. Изучение причин и условий преступности в ОВД.

    реферат , добавлен 23.09.2008

    Характеристика преступности несовершеннолетних. Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников. Причины и условия преступности несовершеннолетних. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

    реферат , добавлен 06.10.2006

    Исследование преступности несовершеннолетних с позиций объекта криминологического исследования. Взаимосвязь подросткового алкоголизма, токсикомании, наркомании и преступности. Причины и условия и пути профилактики преступности несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. Исследование состояния, структуры и динамики преступности несовершеннолетних. Меры, направленные на устранение и коррекцию социально-психологических детерминант преступности.

Выходные данные сборника:

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА

Майоров Андрей Владимирович

канд. юрид. наук, доцент, зав. Кафедрой ЮУрГУ (НИУ), РФ, г. Челябинск

ANTI- CRIME - PRIORITY IN CRIMINAL STATE POLICY

Andrey Mayorov

candidate of juridical sciences, associate professor, head of cathedra of South Ural State University, Russia, Cheljabinsk

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается рассмотреть такую категорию, как противодействие преступности, являющуюся по мнению автора приоритетным направлением уголовной политики государства в сфере борьбы с преступностью, на современном этапе развития общества. Анализируется действующее законодательство, предусматривающее противодействие отдельным видам преступлений, как способ воздействия на преступность в целом. Изучаются понятия «предупреждение преступности», «профилактика преступности» и «борьба с преступностью», как системообразующие категории противодействия преступности. Предлагается комплексный подход к рассмотрению признаков «противодействия преступности», а также отмечается, что в целом меры воздействия на преступность образуют «систему противодействия преступности». Предлагается авторская позиция о структуре системы «противодействия преступности» в России.

ABSTRACT

The article proposes to consider such a category as against crime, which is the author"s opinion priority criminal policy of the state in the fight against crime, at the present stage of development of society. Analyzes current legislation that opposition individual types of crime as a way to impact on crime in general. The concepts of «crime prevention», «crime prevention» and «fight against crime» as systemically important category of fighting crime. Offers a comprehensive approach to treating signs of «fighting crime», and notes that in general, measures the impact on crime form a «system of fighting crime». The author"s position on the structure of «fighting crime» in Russia.

Ключевые слова: противодействие преступности; предупреждение; борьба с преступностью; система противодействия преступности; уголовная политика.

Keywords: fight against crime; prevention; crime prevention; combating crime system; criminal policy.

В настоящее время существует множество терминов, которыми обозначают в теории и практики процесс реагирования на преступность. Развивая авторскую концепцию, необходимо отметить следующее: «предупреждение преступности», «профилактика преступности», «контроль преступности» и «борьба с преступностью» являются составляющими элементами более общего социального воздействия на преступность - процесса «противодействия преступности». Указанная категория все чаще используется не только теоретиками и практиками, но и в законотворческой деятельности.

Представляется вполне очевидным то, что применение термина «противодействие», при характеристике оказываемого воздействия на преступность, позволяет отразить всю совокупность мер и способов реагирования государства, его властных органов, общества и отдельных граждан, осуществляемых в процессе борьбы с преступностью.

Анализ специальной литературы показывает, что в сфере противодействия преступности задействованы несколько видов реагирования (воздействия) на преступность, как на негативное социальное явление, так и на отдельные преступления. Следует отметить, что существующий комплекс воздействия на преступность может включать в себя различные способы реагирования: и предупреждение преступности, и борьба с преступностью, и профилактика преступности, и выявление, и пресечение, а также раскрытие и расследование преступлений . В совокупности же все эти способы воздействия на преступность можно обозначить единым термином - «противодействие».

Например, по мнению Ю.М. Антоняна, в процессе осуществления предупредительной деятельности можно выделять некоторые автономные направления активности государства и общества, а также отдельных граждан - «борьба», «предупреждение» и «профилактика» , хотя, как отмечает автор, «… и среди криминологов нет единства мнений относительно их содержания» .

Автору представляется, что существующие способы реагирования на преступность можно представить в виде определенной системы - системы противодействия преступности, включающей в себя меры профилактического и меры предупредительного воздействия, как на отдельные преступления, так и на преступность в целом. Такая система должна включать в себя средства, способы и приемы, которые применяют не только правоохранительные органы, но и органы местного самоуправления, общественные и иные организаций, а также сами граждане. При этом, механизм реализации противодействия преступности, требует весьма серьезных усилий, не только со стороны государства, но и общества, отдельных его индивидов. Определенный результат противодействия может быть достигнут только на основе использования широкого комплекса общесоциальных и специальных предупредительных мер .

Безусловно, системный подход в рассмотрении современной структуры противодействия преступности требует более подробного анализа, составляющих ее подсистем и отдельных элементов, с учетом возможных механизмов управления и реализации ее функций. Вместе с тем, в рамках данной статьи предлагается лишь обозначить актуальность изучаемой проблемы, связанной с определением приоритета в формировании уголовной политики государства и предложить авторское видение в решение данной проблемы. Рассматривая противодействие преступности как приоритетное направление в области реализации уголовной политики российского государства, необходимо отметить то, что в последнее десятилетие, указанное направление активно используется законодателем при реагировании на отдельные проявления преступной деятельности . Так же, следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции», одним из основных предназначений полиции, является противодействие преступности .

Анализируя федеральное законодательство, направленное на борьбу и противодействие отдельным видам преступной деятельности, можно выявить следующие признаки «противодействия преступности »:

1. это деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц , в пределах их полномочий, направленная против преступных посягательств;

2. целью является - минимизация и (или) ликвидации последствий преступной деятельности;

3. противодействие может осуществляться , как по средствам ранней (профилактической) предупредительной деятельности, направленной на выявление и последующее устранение причин противоправной (преступной) деятельности, так и по средствам борьбы, направленной на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений.

Таким образом, анализируя представленные признаки можно отметить, что противодействие преступности представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, заключающихся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по воспрепятствованию возникновению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также их выявлению, предотвращению и пресечению, путем профилактики и предупреждения преступлений.

Следует отметить, что данный процесс предполагает выделение определенного круга субъектов этой деятельности, цели и способов ее достижения, образуя определенную систему. При этом, термин «противодействие преступности» является более приемлемым при определении всей совокупности возможных мер, направленных на снижения уровня противоправных деяний и повышения уровня защищенности граждан, общества и государства в целом.

Рассматривая противодействие преступности в виде определенной системы, реализуемой в области уголовной политики государства необходимо определить ее цель и выделить основные элементы.

Целью противодействия преступности является - повышение уровня защищенности личности, общества и государства в целом, снижение уровня преступности и удержание ее на определенном уровне (контроль), минимизация и (или) ликвидации последствий преступной деятельности;

Способами достижения целей противодействия преступности выступают как ранняя профилактическая предупредительная деятельность, направленная на выявление и последующее устранение причин противоправной (преступной) активности, так и борьба с преступностью как таковая, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений.

К субъектам противодействия преступности следует относить - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий (компетенции).

Объектом же воздействия в данной системе будут выступать преступность, как негативное социальное явление, а также лица, совершающие противоправные деяния и иные правонарушения .

Таким образом, выделяя противодействие преступности, как систему мер необходимого реагирования ее субъектов, при должном уровне организованности и научной обоснованности позволит реализовать основные идеи уголовной политики нашего государства, а также разработать стратегию и тактику эффективного реагирования на преступность, отдельные противоправные деяния и иные правонарушения.

Список литературы:

  1. Антонян Ю.М. Криминология: избранные лекции / Ю.М. Антонян. М.: «Логос», 2004. - 448 с.
  2. Воронин Ю.А., Майоров А.В. Теоретические основы формирования системы противодействия преступности в России // Ю.А. Воронин, А.В. Майоров / Криминологический журнал БГУЭП - 2013. - № 1. - С. 7-14.
  3. Клеймёнов М.П. Криминология: учебник / М.П. Клеймёнов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 432 с.
  4. Козаченко И.Я. Криминология: учебник / И.Я. Козаченко, К.В. Корсаков. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
  5. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. - 912 с.
  6. Майоров А.В. Виктимологическая модель противодействия преступности: монография / А.В. Майоров. М.: Юрлитинформ, 2014. - 224 с.
  7. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
  8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. (Дата обращения 15.02.2014 г.).
  9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/popular/police/ (Дата обращения 15.02.2014 г.).