Оферта публичная: определение, условия, пример

Многие люди, слыша такие слова, как «публичная оферта», «не является публичной офертой», не понимают, о чём идёт речь, и что этим хотели сказать юристы или экономисты. Однако когда простой гражданин не знает, что такое «оферта» и её условия, это не так страшно. По-настоящему опасно, когда предприниматель плохо представляет себе это. Публичная оферта - что это такое? Простыми словами и понятным языком попробуем разобрать.

Что такое публичная оферта?

Оферта публичная - (лат. offero - предлагать) - это предложение товаров или услуг в рекламе, описаниях и каталогах неопределённому (зачастую, широкому) кругу лиц, при этом оно содержит все необходимые положения для розничной купли или продажи. Из определения следует два утверждения:

  1. Публичная оферта, в отличие от простой, направлена на неопределённый круг лиц.
  2. В соответствии с договором публичной оферты, лицо, распространившее информацию, обязано откликнуться на любые сделки.
  3. Для распространения чаще всего используется реклама. Публичная оферта в таком случае заинтересует больший круг людей.

Небольшой пример публичной оферты. Новая компьютерная компания предлагает потенциальным клиентам через листовки свои услуги: ремонт системного блока, замену клавиатуры на ноутбуке, чистку компьютера от вирусов, исправление прочих неполадок и т. д. При этом компания указывает во флайерах средние цены, сроки, контактные данные. Когда какой-либо гражданин придёт в заведение и захочет починить ноутбук, сотрудники не могут ему отказать. Это и есть простейшая оферта публичная.

Как составляются договоры оферты?

Договор публичной оферты - это принятие (акцептация) предложения одной компании другой на выгодных для обоих условиях. К примеру, сотрудники одной компании выполнят работу для второй (выгрузить товар), а вторая за это заплатит.

Акцепт - это согласие на условия договора оферты. Однако стоит помнить, что согласие очень редко возникает сразу. Если вторую компанию не устраивают условия первой, то она направляет своё предложение публичной оферты. Такая ситуация в экономике комментируется как «акцептант направляет оференту встречную оферту». Когда обе компании установят равносильные друг для друга условия, то процесс получит название «безоговорочная оферта».

Юридически состоявшейся сделкой в первую очередь считается оплата услуги или выполнение иных обязательств по договору. Печати или подписи ставятся по требованию сторон и трактуются как второстепенные действия.

Правила публичной оферты

Публичная оферта - это серьёзный документ, который должен составляться по всем правилам, прописанным в законе. Если упустить из виду даже мельчайшую деталь, документ огласят как «не являющийся публичной офертой».

Итак, правила публичной оферты (ее составления) гласят, что она должна содержать следующую информацию:

1) Полное наименование товара или услуги.
2) Описание характеристик товара или предоставляемой услуги.
3) Точную стоимость при акцептации оферты.
4) Метод заключения договора.
5) Способы оплаты или доставки.
6) Полную информацию об условиях оферты.
7) Кто и в какой мере несёт ответственность за несоблюдение условий договора.
8) Контакты: регистрационные документы, адреса, номера телефонов и т. д.

После изучения правил, по которым составляется публичная оферта, образец легко составит любой предприниматель. Главное - следовать очерёдности, не меняя местами пункты.

Реклама и оферта

Очень многие начинающие экономисты путают понятие рекламы и оферты публичной. Точнее, считают, что это одно и то же. На самом деле, эти понятия в корне различаются!

Оферта публичная - это предложение услуг с точной о них информацией (контактные данные, цены и т. д.). Реклама - это распространение не персонализованной информации, в большинстве своём не содержащей точных данных, а направленной на то, чтобы клиент пришёл в центр продаж и приобрел ту или иную услугу или товар.
Таким образом, публичная оферта - это более глубокое разъяснение конкретных услуг на месте: флайеры, каталоги. Реклама - это способ распространения оферты. И путать эти понятия не стоит.

К тому же информация о товаре на сайте конкретного предприятия тоже очень редко является настоящей публичной офертой, так как направлена на привлечение покупателей в магазин для заключения сделки. По большей части в интернете распространена реклама.

Хитрости рекламодателей

Нередко на рекламных объявлениях можно увидеть надпись «не является публичной офертой». Это не что иное, как попытка рекламодателя обезопасить себя и свою фирму. Так, если на объявлении присутствует подобная надпись, значит воспользоваться предложенным товаром или услугой могут не все.

Примеры предложений, не являющихся офертами

Вот чем опасна публичная оферта. Что это такое, простыми словами можно объяснить на примере из жизни. Подобные лже-оферты:

  • Оформить кредит в банке N по ставке 5% годовых могут только люди, открывшие заранее счёт в этом же банке-рекламодателе. Предложение направлено на конкретный узкий круг лиц, а следовательно, не является публичной офертой.
  • Магазин M предлагает своим клиентам приобрести товар с 50% скидкой, но в договоре уточняется, что воспользоваться этой акцией могут только те граждане, что в магазине уже совершили покупку на 2000 рублей. Предложение также направлено на узкий круг лиц и не считается публичной офертой.

В этом плане нужно быть очень осторожным с рекламными объявлениями и мнимыми акциями.

Нарушение публичной оферты

Предприниматели, как известно, не всегда честны, поэтому порой нарушают условия оферты с выгодой для себя. За нарушение основного условия публичной оферты можно считать любое отступление от первоначально принятых обеими сторонами условий.