Мо против промышленной утилизации боеприпасов. Утилизация боеприпасов… Почему занимаются военные?… Руководящие материалы производства по утилизации боеприпасов

Выиграет тендер на уничтожение "взрывного утиля" тот, кто сделает самое выгодное предложение по формуле "цена-качество" и пообещает безопасность утилизации. Таким образом, ликвидация старых боеприпасов становится и заманчивым, и доступным бизнесом.

Чтобы заполучить, к примеру, вагон выстрелов к гранатомету РПГ-7 или миллион патронов к АКМ, достаточно иметь лицензию и допуск к работе с секретными документами. И то, и другое для деловых людей достать не сложно.

Ситуация в застарелых арсеналах становится все более критической. Об этом открыто говорят и ведущие научные специалисты, и представители промышленности. Не скрывают истинного положения дел и военные. Кстати, на содержание своего боезапаса Вооруженные силы тратят 2 миллиарда рублей в год. Для того чтобы хоть немного разгрузить опасные хранилища, минобороны распорядилось уничтожать способом подрывов те боеприпасы, которые хранить стало рискованно. Два резонансных происшествия, когда на воздух самопроизвольно взлетели с угрозой для населения 99-й и 102-й арсеналы, подтолкнули к принятию такого решения. До конца этого года запланировано взорвать полтора миллиона тонн старых боеприпасов.

Между тем в стране имеется Федеральная целевая программа, которая называется "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года".

Главенствующая роль госзаказчика возложена на минобороны. Согласимся, полное уничтожение методом взрыва и промышленная утилизация, при которой после демилитаризации и разборки снаряда почти все его содержимое и составные части идут во вторичную переработку, - понятия совершенно разные. Не говоря о колоссальном вреде для экологии при взрывном уничтожении столь огромных масс боеприпасов.

Поэтому-то промышленная утилизация представляется более чем нужной. Правда, есть и повод для опасений. Кто станет обладателем заветного лота, в чьи руки попадут несметные арсеналы, насколько эти руки чисты и профессиональны? Можно вспомнить, как одна дутая фирма, настоящие "Рога и копыта", получила в свое время все лицензии и выиграла конкурс на ремонт атомных подводных ракетоносцев. Фирма сыграла на том, что ее название было идентично имени известного, солидного предприятия. В итоге "ремонтники", у которых из всей промбазы имелся разве что гараж, освоили огромный бюджет. И ведь имели полное право зайти на боевые корабли и начать вскрывать ядерные реакторы разводными ключами и кувалдами. Не окажется ли при нашем рыночном либерализме столь же опасной фикцией и промышленная утилизация боеприпасов?

И военные, и оборонщики сетуют, что в сложившейся ситуации трудно найти оптимальный выход. Судя по всему, действительно нелегко. Но вот что удивляет. Сейчас в стране параллельно идут два процесса: ликвидация боевых отравляющих веществ и утилизация старых боеприпасов. В первом случае очень сложная по технологии и смертельно опасная задача решается успешно. Во втором, разделка похожих боеприпасов, к тому же начиненных обычным взрывчатым веществом, идет с постоянными задержками, катастрофами, финансовыми и материальными потерями и даже с человеческими жертвами.

Почему? Ответить можно сразу: за химическое разоружение в России отвечало и отвечает специально созданное Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия. За цивилизованную ликвидацию старых боеприпасов в России, как ни парадоксально, не отвечает никто. Управлять процессом, именуемым "промышленной утилизацией", поручено военным. Только их ведомство вправе определять, кто и как будет утилизировать содержимое армейских складов. Оно составляет лоты, проводит конкурсные торги, определяет победителей, которым выделяет немалые деньги.

Между тем в существующем положении о министерстве обороны, утвержденном Указом президента еще в 2004 году, детально прописанная функция утилизации вообще отсутствует. В 2005 году ее было внесли, но в 2009 году опять почему-то исключили. Тем не менее минобороны определили главным заказчиком и координатором целевой программы по утилизации, вплоть до 2020 года. С одной стороны, это справедливо, так как именно Вооруженные силы - собственники всех арсеналов и их содержимого. И кому, как не им решать, что хранить, а что сдавать в утиль. Но с другой стороны - военные, занявшись промышленной утилизацией, вышли за рамки своей компетенции. Возможно, именно эта неопределенность порождает те проблемы, которые мешают избавлению от взрывоопасного хлама.

Совсем недавно в подмосковном Красноармейске состоялась уже VIII Международная конференция по утилизации. Открывая ее, первый замминистра обороны Александр Сухоруков отметил, что уничтожение старых боеприпасов "является комплексной, государственной и даже межгосударственной задачей, для решения которой необходима консолидация усилий органов власти, организаций и промышленности".

Полковник Сергей Васильев, непосредственно занимающийся уничтожением боеприпасов, призывал промышленников и ученых понять, что утилизация - это серьезный бизнес, которым надо заниматься комплексно, иначе успеха не будет. Надо активнее подтягивать науку, внедрять прогрессивные технологии утилизации, привлекать к перевозке боеприпасов частные логистические компании.

Есть еще одна особенность работ по утилизации в боеприпасной отрасли - ее узкая специализация. Заводы могут без проблем расснарядить только то, что производилось именно у них. Потому что невозможно собрать и разобрать по одной и той же технологии гранатометный выстрел и артиллерийский снаряд. Совершенно особый подход должен быть к утилизации взрывателей и капсюлей-детонаторов, к обычным порохам и порохам баллиститным. И уж совершенно особый случай - безопасное уничтожение спецхимии: зарядов для постановки дымовых завес, сигнальных и осветительных ракет и бомб, различных имитационных зарядов. В таких боеприпасах зачастую содержится пожароопасный и ядовитый фосфор, а также другие высокотоксичные вещества. И эта спецхимия, подлежащая уничтожению, весит несколько тысяч тонн.

Было бы естественно создать управляющую дирекцию, наподобие федерального управления по химоружию, пусть под эгидой минобороны: она выстраивала бы всю политику цивилизованной ликвидации раздутых армейских арсеналов. Промышленники делают упор на то, что решают именно государственную задачу, и госуправление здесь просто необходимо. Высшее руководство минобороны, судя по высказываниям Александра Сухорукова, тоже видит проблему как государственную и даже межгосударственную. Но на практике подход к ней - как к чистому бизнесу. Формируются лоты, проводятся открытые торги. Но лот - он и есть лот, частями его брать нельзя. А что предлагается в комплексе? Утилизация гранатометных выстрелов и ракет системы залпового огня "Смерч". Миниатюрная ракетка от РПГ-7 и огромный снаряд от РСЗО. Как их можно промышленно утилизировать на одной технологической базе? Или еще более странное предложение: утилизация авиационной бомбы и морской торпеды, как говорится, в одном флаконе. Стоит ли удивляться, что все чаще победителями торгов становятся не промышленные профильные предприятия, а некие фирмы-посредники?! Получив лот, они разбрасывают заказы по заводам, где производились те или иные боеприпасы. Если так пойдет и дальше, то посредников будет все больше и больше. Понятно, что они хотят получить свою долю прибыли. Минобороны же возмущается, что цены на промышленную утилизацию постоянно растут. Может, поэтому уничтожение идет методом взрывов?

Повторимся, подрывы тысяч тонн боеприпасов наносят по экосистеме страшнейший удар. В воздух выделяется огромное количество окислов азота, провоцирующих кислотные дожди. Рассеиваются и разносятся ветром канцерогенные вещества. Было объявлено, что за последние годы утилизировано 750 млн патронов. Большую часть сожгли на открытом воздухе. А каждый сгоревший патрон выделил в атмосферу: серу, азот, хлор, ртуть, сурьму, фосфор. Кто считал, сколько денег придется потратить на лечение заболеваний, которые неизбежно возникнут у людей даже за сотни километров от мест уничтожения?

Необходимая рекультивация одного гектара полигонной земли, где велись подрывы, сегодня превышает два миллиона рублей, завтра это будет стоить еще дороже. А рекультивировать придется тысячи гектаров.

Кстати сказать, на Западе, если возникает необходимость физически уничтожить какой-то боеприпас, то его сжигают в специальной печи, снабженной надежной системой фильтрации, или взорвут в старой шахте. Там за свою экологию радеют. Почему же мы себя не бережем?

Боеприпасная промышленность совместно с предприятиями "Оборонсервиса" могла бы утилизировать до 250-300 тысяч тонн старых боеприпасов ежегодно. Как считают специалисты, для этого надо решить не столько технические и технологические вопросы, сколько организационные: с учетом того, что предстоит утилизировать около 60 миллионов штук различных боеприпасов и 800 миллионов патронов, их надо решать. Увы, в этом году в бюджет скорее всего вернется более 500 миллионов рублей, выделенных на промышленную утилизацию, но так и не использованных.

Есть еще одна проблема, которая просто противоречит подходу к утилизации как к серьезному бизнесу. При подрыве боеприпасов на армейских полигонах почти все содержимое авиабомб, ракет и снарядов буквально улетучивается. И это принимается как неизбежность. Между тем в иных боеприпасах находятся такие металлы, как золото, серебро, платина, титан, медь, редкоземельные металлы. Учитывая объемы уничтожаемых боеприпасов, можно распылить тонны драгоценных и цветных металлов в атмосфере, а можно все это богатство сохранить. Промышленность и сохраняет, вот только распоряжаться, как своей коммерческой собственностью, сбереженным не может. Все необходимо сдать во вторсырье по минимальным ценам, а деньги вернуть в бюджет. Согласимся, такой подход стимулирующим к более активному участию в утилизации не назовешь.

На Урале есть предприятие, где успешно разбирают выстрелы от гранатометов РПГ-7. При этом получаются тысячи комплектов деталей, без которых новый боеприпас для РПГ не изготовишь и которые наша промышленность давно не выпускает. Армия освобождается от старых запасов, но ведь мобилизационных планов никто не отменял. Промышленность давно просит минобороны разрешить хранение на территории предприятий высвобожающихся деталей, а не сдавать их в утиль. Ведь, случись беда, наладить выпуск новых гранат мы просто не сможем из-за отсутствия комплектующих. Увы, приказывают сдавать в лом! Уникальные детали, технологию изготовления которых промышленность потеряла, идут на переплавку по цене шесть рублей пятьдесят копеек за кило. И это государственный подход?!

Федеральная целевая программа "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года", готовилась долго и тщательно. Принимать ее, как серьезный государственный документ, планировали летом 2010 года, чтобы осенью начинать заключать госконтракты на нынешний год. Однако концепцию программы утвердили лишь к весне текущего года. А текст важнейшего государственного документа поступил в канцелярию правительства совсем недавно. Есть сведения, что ее должны рассмотреть и утвердить теперь лишь в средине ноября.

Досье "РГ"

В авиационной управляемой ракете Х-58 содержится: титана - 70 кг, золота - 19,9 г, серебра - 287 г, платины - 12,1 г.

На проходившей 20 июня этого года коллегии Минобороны РФ обсуждался вопрос о выполнении задач по утилизации ракет и боеприпасов, выслуживших установленные сроки хранения, а также возникающие в этой связи проблемы. Принято решение продолжать взрывать снаряды, бомбы и ракеты. Количество боеприпасов, передаваемых для утилизации специализированным промышленным предприятиям, сокращено .

Под руководством министра обороны РФ Анатолия Сердюкова коллегия рассмотрела комплекс мероприятий по оптимизации системы хранения ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ. Конечной целью является приведение системы хранения к мировым стандартам. Постепенно ликвидируются арсеналы, располагающиеся вблизи населенных пунктов, и одновременно строятся новые хранилища, отвечающие международным стандартам.

Отмечалось, что «основные усилия органов военного управления направлены на создание необходимого объема хранимых запасов и избавление от непригодных, опасных, неперспективных и излишествующих боеприпасов».

МИЛЛИАРДЫ ПОД СУКНОМ

Примечательный факт: на коллегии, похоже, не вспомнили о ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011–2015 годы и на период до 2020 года». Утвердить ее должны были еще в 2010 году, но до сих пор она лежит под сукном. Это резко контрастирует с прошлогодним выступлением тогда премьера, а ныне президента Владимира Путина на заседании президиума правительства 14 ноября. Он тогда во всеуслышание заявил:

«Назову цифры, чтобы был понятен масштаб. В результате утилизации мы можем получить черных металлов – более 3,5 млн. тонн, цветных металлов – около 520 тысяч тонн, драгоценных металлов – 35 тонн, взрывчатых веществ и порохов – 114 тысяч тонн». И пояснил, что от продажи продуктов утилизации государство может получить 10,5 млрд. рублей.

Получить-то оно, теоретически, может, да кто ж ему даст? Сразу после заседания президиума правительства Минобороны РФ передало новую программу промышленной утилизации боеприпасов на утверждение в правительство. Об этом заявил 19 ноября 2011 года первый замминистра обороны Александр Сухоруков. С тех пор о ней не вспоминают, лежит где-то под сукном. Хотя первоначально принять ее предполагалось летом 2010 года. Но и без утвержденной программы Министерство обороны РФ получает ассигнования на утилизацию. Промышленности перепадают сущие крохи.

По данным пресс-релиза по итогам коллегии Минобороны РФ 20 июня, в 2012 году на полигонах будет взорвано 1,72 млн. тонн боеприпасов и ракет. А промышленности передадут для утилизации по контрактам всего 181 тыс. тонн . Еще 95 тыс. тонн разберут непосредственно на арсеналах Минобороны РФ.

При этом на коллегии констатировалось, что «важным направлением деятельности по уменьшению объема подрыва боеприпасов должно стать участие предприятий промышленности в утилизации. Однако в настоящее время уровень развития передовых технологий утилизации находится на низком уровне». И приводится пример: доля боеприпасов для промышленной утилизации в 2011 году составила 16%, а в 2012 году – только 10% .

О реальном отношении чиновников военного ведомства к промышленной утилизации боеприпасов наглядно свидетельствует случай, приведенный в начале июня заместителем председателя комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимиром Гутеневым. Федеральное казенное предприятие «Поволжский государственный боеприпасный испытательный полигон» в Самарской области в 2011 году не выполнило четыре госконтракта по утилизации боеприпасов на общую сумму 77,9 млн. руб.

К выяснению причин подключилась военная прокуратура Самарского гарнизона, которая установила, что контракты были заключены за три месяца до срока исполнения, причем боеприпасы, исчислявшиеся не одним десятком тысяч тонн, на момент заключения договора находились в воинских частях, дислоцирующихся практически по всей стране. И ввозиться должны были силами предприятия. При этом один контракт вообще был заключен в сентябре со сроком исполнения 20 ноября 2011 года. Теперь казенному предприятию грозят огромные штрафные санкции, предусмотренные кабальным гособоронзаказом.

По этому поводу Владимир Гутенев заявил: «Такие действия представителей Министерства обороны РФ наносят ущерб не только бюджету страны, но и ее обороноспособности и безопасности. Контракты, выполняемые в «пожарном режиме», порой приводят к нарушениям в технологических регламентах и снижению качества конечной продукции ».

УСТРАНЕНИЕ КОНКУРЕНТОВ

Подобные контракты – в чистом виде «подстава», чтобы выбить из строя конкурента, обвинить промышленность в неспособности утилизировать даже малые партии боеприпасов, а на следующий год еще сократить гособоронзаказ на утилизацию. Счастье, что казенное предприятие нельзя обанкротить, оно и так существует за счет бюджета. Но в связи с этим не может перепрофилироваться.

В работе предприятие целиком зависит от контрактов на утилизацию. Поэтому вынуждено подписывать заведомо невыполнимые договоры в надежде, что Минобороны, само заключившее их с опозданием на восемь-девять месяцев, не будет придираться к срокам выполнения. Не на тех напали!

В ходе армейской реформы в военном ведомстве ликвидированы отделы, занимавшиеся вопросами промышленной утилизации . Это означает, что Министерство обороны давно приняло решение отказаться от утилизации боеприпасов гражданскими предприятиями, чтобы не делиться ассигнованиями.

Относительно современных технологий стоит напомнить генералам и чиновникам Минобороны РФ, что в изданный в 2011 году каталог новинок вошло более 80 новых технологий безопасного расснаряжения боеприпасов, вымывания, измельчения и переработки без присутствия человека. А казенный завод «Авангард» в Казани специально создан для утилизации 120 тыс. тонн крупнокалиберных снарядов в месяц – это более 1 млн. тонн в год . Все предприятия промышленности способны в год переработать до 3 млн. тонн боеприпасов.

И ещё одна цифра. В 2011 году утилизация боеприпасов обошлась в 3,7 млрд. руб., в основном эти деньги остались в Минобороны.
А компенсация ущерба от двух взрывов на арсеналах составила 4 млрд. руб. В основном за счет бюджета и местных органов власти.

На сегодняшний день по стране взрывы происходят в 56 местах. Уничтожением боеприпасов занимаются 13 тыс. человек и около 3 тыс. единиц техники. На июнь 2012 года на арсеналах разобрали 50 тыс. тонн, промышленности передали 50 тыс. тонн и еще более 500 тыс. тонн взорвали или сожгли . На следующий, 2013 год намечено взорвать и утилизировать еще 1,7 млн. тонн боеприпасов.

На коллегии Минобороны 20 июня была поставлена задача привести систему хранения к мировым стандартам, но предусмотрительно не сказано ни слова о международных стандартах утилизации. Потому что нигде в цивилизованном мире не взрывают боеприпасы на открытом грунте . Для подрыва опасных предметов, которые рискованно перевозить на предприятия, используются специальные камеры, в том числе передвижные. И целый ряд технологий, позволяющих делать это в безопасном для людей режиме и не отравлять природу родины.

НЕ БОЕВЫЕ ПОТЕРИ ОТ МИРНЫХ ВЗРЫВОВ

При подрыве килограмма тротила в воздух поднимается 0,04 куб. м различных продуктов взрыва в виде пыли. Из атмосферы вредные газы и пыль проникают в почву на больших площадях, отравляя ее цианидом и тяжелыми металлами. В России был всего один случай запрета подрыва одного вида ракет.

В 1991 году Межведомственный координационный научный совет посчитал неприемлемым в эколого-гигиеническом плане уничтожение ракет средней и меньшей дальности методом взрыва. С тех пор утилизация баллистических ракет полностью производится промышленными методами, строго контролируется и не наносит экологического ущерба.

На Западе подрыв боеприпасов вне специальных камер практикуется, по имеющейся информации, только в Норвегии. Но не на полигонах или в карьерах, а в старых шахтах на глубине 800–900 м. Оттуда не вырываются пыль, газы, звуковые и сейсмические волны.

Все остальное в Европе утилизируется исключительно на специализированных промышленных предприятиях. Причем везут даже за границу в другие государства. И абсолютно все материалы, получаемые в результате ликвидации боеприпасов, используются вторично. В том числе взрывчатка. Сформировался даже специальный рынок таких вторичных взрывчатых веществ. Там работают десятки фирм, только российских нет.

У нас более 1,5 млн. тонн боеприпасов в год пускают на ветер . При этом разбрасывается порядка 750 тыс. тонн разных металлов, поскольку на металл обычно приходится около половины массы боеприпаса. Можно вроде бы эти металлические осколки собирать и передавать металлургам. Да только металлургам их на переплавку принимать запрещено во избежание чрезвычайных происшествий. Но сбором такого металла занимаются местные жители. И ежегодно случаются подрывы с человеческими жертвами.

10 января 2012 года в Забайкалье на полигоне «Цугол» местные жители собирали лом на месте утилизации. Произошел взрыв «недоутилизированного» боеприпаса. В результате один человек погиб, а восемь были ранены.

2 июня 2011 года на полигоне рядом с деревней Таскино в Красноярском крае в результате взрыва пострадал местный житель. Прибывшие сотрудники органов внутренних дел обнаружили в огромной воронке еще 20 неразорвавшихся 100-мм снарядов. Вполне вероятно, что десятки, сотни, а то и тысячи таких снарядов разбросано по полигонам страны.

Точно так же после взрывов арсеналов, хоть и проводятся масштабные операции по разминированию, все равно в округе остаются сотни взрывоопасных предметов. И число убитых и искалеченных продолжает расти даже годы спустя. Наглядный пример – Гусиноозерск в Бурятии, где в 2001 году взорвались артиллерийские склады СибВО. К нынешнему дню наследство того взрыва стало причиной подрыва 90 человек, не менее 8 из которых погибли.

Приплюсуйте их к погибшим во время катастроф на арсеналах и при утилизации на полигонах. А также при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах. Что касается раненых, то их число многократно превышает официальные данные. Поскольку в них не входят те, кто травмировался при такелажных работах и различных происшествиях, связанных с боеприпасами.

При промышленной утилизации подобные случаи стали бы большой редкостью. Но солдатские жизни, видимо, не так жаль, как те деньги, что пришлось бы отдать той самой промышленности за утилизацию.

И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ

Минобороны РФ всячески пытается убедить, что промышленность неспособна справиться с утилизацией, у нее нет для этого даже современных технологий. Однако в гособоронзаказ ежегодно закладываются средства на разработку новых утилизационных технологий. И сами предприятия из собственных средств создают новые технологии и воплощают их в производственные линии.

В 2011 году был издан «Каталог технологического оборудования утилизации боеприпасов», в котором представлено более 80 самых передовых технологий, обеспечивающих полный цикл ликвидации взрывоопасных изделий – расснаряжение, вымывание, выжигание, измельчение. В том же году проведена всероссийская конференция по утилизации, а следом – международная. И военные там были, видели воочию, как работают эти самые технологии. И российские, и зарубежные.

Проблема в том, что Минобороны РФ является одновременно и заказчиком, и исполнителем госзаказа на утилизацию . Соответственно прочие исполнители ему без надобности. Ведь перед военным ведомством не ставятся задачи рекультивации земель с восстановлением почвы и очистки ее от металлов и вредных веществ.

Генералы не обязаны возвращать в казну материальные ресурсы или их стоимость, израсходованные при производстве боеприпасов, – металлы, в том числе благородные, взрывчатку, порох. Им никто не ставил задачу сохранения боеприпасной промышленности, ведь у них и так склады ломятся. И, видимо, по мнению военных чиновников, будут ломиться всегда сами по себе.

Пока можно уверенно говорить, что политика Минобороны РФ в вопросе утилизации боеприпасов носит антигосударственный характер . Саботируется выполнение ФЦП «Промышленная утилизация боеприпасов». Отравляется природа России. Будущая очистка и рекультивация полигонов будет стоить огромных денег. Потеряны огромные средства от возможной реализации цветных и черных металлов, пороха и взрывчатки, поскольку боеприпасы не утилизируются, а тупо взрываются.

Суммы компенсаций, которые приходится возмещать после очередного взрыва на арсеналах, значительно превышают средства, сэкономленные Минобороны РФ при отказе от промышленной утилизации.

Промышленность готова переработать любое количество боеприпасов с экологической чистотой и выгодой от вторичного использования материалов. Завод «Авангард» готов ежемесячно утилизировать до 120 тыс. тонн снарядов крупных калибров. Это более 1 млн. тонн в год.

Одно из южноуральских предприятий – «Завод пластмасс» – способно расснарядить и использовать 300 тыс. тонн боеприпасов в год. На заводе применяется уникальная технология подрыва тротила в специальной камере. В результате образуются наноалмазы, пользующиеся спросом на мировом рынке.

А Минобороны РФ на всю промышленность в 2012 году дает только 180 тыс. тонн . А вся промышленность, если обеспечить ее гарантированным госзаказом на ближайшие годы, способна развернуть новые современные производства совокупной мощностью 3–4 млн. тонн утилизируемых боеприпасов в год.

Уже высказывалась идея отнять у Минобороны деньги и госзаказ на утилизацию. И передать новой гражданской структуре, агентству по утилизации. Которое будет заказчиком. Оно станет контролировать арсеналы и решать, что ликвидировать прямо на месте с помощью взрывных камер, гидроудара или иным безопасным способом. А что везти на предприятия. Агентство может быть также получателем вторичных материалов, их продавцом и сдатчиком выручки в казну.

Но здесь вот какая еще ловушка имеется. Гособоронзаказ предусматривает, что исполнитель сам вывозит боеприпасы с арсеналов. А за морем телушка – полушка, да рубль – перевоз. Предприятия после таких перевозок обнаруживают, что оставшиеся деньги не окупают процесс утилизации. Это тоже надо как-то исправлять. А что касается специального агентства, то здесь тоже можно ожидать извечной российской проблемы – взятки, откаты, хищение госсредств. И опять вся утилизация на перекос пойдет.

А взрывы на полигонах продолжают греметь. До конца года еще почти миллион тонн боеприпасов надо пустить на ветер.

Сейчас занимаюсь анализом ФЦП "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года" ну и результатов которые она принесла. ссылка А также предыдущими ФЦП по утилизации.
И вот, что я хочу сказать.
Сейчас на складах промышленных предприятий, арсеналах и складах Министерства обороны накоплены и хранятся десятки миллионов тонн боеприпасов, и рассредоточены они более чем в 150 местах хранения. Для понимания насколько это много хочу сказать, что если разместить все эти боеприпасы по вагонам то они займут 811 000 вагонов, количество посчитано РАРАН. Необходимость хранения такого количества ВВТ несет нагрузку на федеральный бюджет более чем в 2 миллиарда рублей ежегодно. А трагические события произошедшие в последнее время принесли ущерб еще на 4 миллиарда рублей.
Однако в период с 2008 по 2010 годы промышленность добилась ощутимых результатов в области утилизации, была заложена нормативная база, разработаны комплексы по утилизации и переработке отходов утилизации. В этот период утилизировано порядка 3,4 млн. штук боеприпасов и более чем 330,6 млн. штук патронов стрелкового оружия.
Есть у программы утилизации кроме плюсов связанных с утилизацией опасных (отслуживших свой срок, и не раз) боеприпасов еще и большой возвратный потенциал.
Вот выдержка из доклада Чабанян В.А. "Инновационные подходы к решению проблем промышленной утилизации ракет и боеприпасов" на VIII Международной научно-технической конференции Актуальные проблемы утилизации ракет и боеприпасов:
"...С учетом того, что утилизации подлежат 811 000 вагонов боеприпасов, а стоимость вторичных ресурсов типового представителя утилизируемых выстрелов, рассчитанная исходя из нижней оценки заготовительных цен на утиль (в данном случае гильзовой латуни) составляет 7 рублей за один килограмм, с учетом 50% технологических потерь, вследствие широкой номенклатуры изделий и потерь на ликвидацию подрывом (для изделий технически не подлежащих утилизации), общая минимальная цена утилизационного ресурса по нашим расчетам составляет около 130 млрд. рублей. Я подчеркиваю, это нижняя оценка, без учета высоколиквидной составляющей продуктов утилизации (цветные металлы, драгоценные металлы, тяжелые металлы и сплавы и т.п.).
Бюджетное содержание баз и арсеналов различного подчинения по ориентировочной оценке (предварительной) составляет 28 млрд. рублей за 10 лет. Указанные цифры наглядно показывают, что при правильном использовании утилизационного продукта (а это реальный ресурс, если его не взрывать), возможно использовать на практическую утилизацию до 6 млрд. рублей в год не только не используя бюджетных средств, но и с возвратом в бюджет до 4 млрд. рублей в год."

Все данные взяты из открытых источников.

А.В. Рябов, Минобороны России

В.В. Федосеев, Минобороны России

Б.В. Мацеевич, акад., Российская академия ракетных и артиллерийских наук

Ю.Г. Щукин, д-р техн. наук, проф., генеральный директор НТЦ «Росвзрывобезопасность»

Согласно открытым источникам и информации с сайта государственных закупок ежегодно для утилизации предприятиям оборонно-промышленного комплекса передается значительное количество боеприпасов и их элементов для утилизации. Объемы утилизации составляют десятки тысяч тонн боеприпасов.

К процессу привлечены предприятия всех форм собственности, как государственные, так и частные предприятия.

Рассмотрим опыт утилизации некоторых из них. ООО «Гефест-М» проводит работы по утилизации выстрелов стрелкового оружия калибров 7,62–14,5 мм и артиллерийских боеприпасов калибров 100–152 мм.

Для утилизации патронов стрелкового оружия ООО «Гефест-М» провело модернизацию своих производственных площадей, укомплектовало их новейшим оборудованием и получило всю необходимую разрешительную документацию на ее эксплуатацию.

Утилизация патронов осуществлялась на оборудовании производства ОАО «КБАЛ им. Л.Н. Кошкина»: Линия автоматическая роторная демонтажа патронов. Автомат выдавливания капсюля АВК-43, Автомат разрушения пули АРП-43М.

Для реализации утилизируемых порохов в гражданской промышленности на ООО «Гефест-М» была разработана линия производства промышленных взрывчатых составов Гельпоры ГПС. Составы представляют собой смесь порохов и концентрированного раствора солей на основе аммиачной селитры. В настоящее время ведутся работы по постановке состава на производство. Смонтировано почти 2 десятка видов специализированного оборудования, произведены монтажные и пусконаладочные работы.

При участии ООО «НТЦ «Взрывобезопасность» проведены приемочные испытания гельпоров ГПС. ООО «Гефест-М» организовало и производство утилизации унитарных и раздельно-гильзовых артиллерийских выстрелов, для чего также было произведено техническое перевооружение производственных мощностей с оформлением необходимой разрешительной документации.

Конечными продуктами утилизации артиллерийских выстрелов и патронов являются лом металлов и пороха.

Пороха находят применения в составах промышленного назначения: гельпоры ГПС, гранипоры различных марок, а также в пороховых взрывчатых составах ПВС-ПС, ПВС-ПБ 7276-141-07511819-2002 и ВЭМ7276-017-69731651-2016. Снаряжение головных частей артбоеприпасов представляло собой неплавкие гексогенсодержащие смеси, извлечение которых методом гидровымывания (разработка ФГУП «КНИИМ») энергозатратно и проблематично для реализации. Ввиду этого данные составы, как правило, уничтожались сжиганием на специализированной площадке.

ФКП «НИИ «Геодезия» для извлечения гексогенсодержащих ВВ из боеприпасов калибра 76–152 мм применялся комплекс гидрокавитационного вымывания.

Комплекс состоит из модуля гидрокавитационного (ГК) вымывания ГКМ4 и модуля обезвоживания суспензии ВВ. Изготовитель оборудования – ФГУП «ГНПП «Сплав». В результате работы комплекса получают увлажненный (влажность 25±5%) состав флегматизированного гексогена – Г2У.

Срок хранения продукта Г2У не более 5 суток, что является препятствием для реализации продуктов утилизации. Ввиду значительного объема таких боеприпасов подлежащих утилизации целесообразна организация НИОКР по данному направлению. При этом результатом этих работ должны стать образцы оборудования, способного серийно изготавливать на основе гексогенсодержащих составов востребованные промышленностью взрывчатые материалы.

В диссертационной работе Романовского A.J1. содержаться материалы по решению указанного вопроса.

В работе обоснованы параметры процесса утилизации БП ГК способом и разработаны рекомендации по его совершенствованию на основе включения в состав установки утилизации БП дополнительного оборудования, обеспечивающие повышение производительности; увеличение безопасности процесса и срока безопасного хранения и применения ВВ путем введения в рабочую воду стабилизатора; улучшение эксплуатационных характеристик утилизируемых ВВ.

Экспериментально определены характеристики модифицированного алюминийсодержащего ВВ на основе извлеченного из БП ГК способом А-IX-2. Установлено снижение его чувствительности до уровня тринитротолуола и повышение срока безопасного хранения с 5 суток до 1 года и более.

Определены энергетические характеристики модифицированного алюминийсодержащего ВВ и зависимости от условий химреакции, что, позволяет определять параметры вторичного использования ВВ в качестве энергетического материала.

Установлено, что в условиях ГК воздействия происходит разрушение поверхностного оксидного слоя частиц алюминиевой пудры. Алюминий активно реагирует с водой с образованием гидроксида. Зависимость полноты превращения исходного продукта в реакции дисперсного алюминия описывается уравнением Ерофеева-Аврами

α=1-e -kt

Где k – константа скорости химической реакции, с -1 ; α – массовая доля прореагировавшего алюминия; t – время реакции, с. Экспериментально получено значение константы скорости реакции в выбранном интервале температуры Т = 280– 360 °К

Точность определения величины к составляет ±5 с -1 .

С использованием полученного значения к установлена зависимость в процессе ГК воздействия на РЗ (рис. 1).

Из полученных результатов следует, что на начальной стадии происходит разрушение жировой и оксидной пленки на поверхности чешуек алюминия, после чего протекает химическая реакция, которая сопровождается интенсивным выделением водорода. С повышением температуры начальная стадия резко сокращается. При температуре 20–25 °С величина составляет 0,6 в течение часа, что является причиной ограниченного срока безопасного хранения извлеченного алюминийсодержащего ВВ А-2у, который установлен разработчиком ГК способа утилизации БП. Полученные результаты соответствуют практике реализации ГК способа утилизации БП в КНИИМ.

Основной профиль утилизации ФКП «Авангард» –122 и 220 мм реактивные снаряды, а также твердотопливные элементы к ним.

ФКП «Авангард» освоило технологии переработки твердых ракетных топлив РСЗО во взрывчатые материалы промышленного назначения для нефтегазовой промышленности и геофизических работ.

ООО «НТЦ «Взрывобезопасность» с использованием арендованных неиспользуемых объектов Минобороны России производственный комплекс, позволяющий осуществлять переработку твердых ракетных топлив по месту их нахождения во взрывчатые материалы промышленного назначения. Обществом разработано и допущено к применению 11 рецептур промышленных ВМ и изделий на их основе для горнорудной промышленности. Объемы их реализации достигают 1000–1500 т в год.

На ФКП «Самарский завод «Коммунар» для увеличения объемов сбыта продуктов утилизации было налажено производство пороховых взрывчатых составы типа гранипоров БП.

Применяемые предприятиями технологии являются практическим воплощением ряда научных работ, в том числе д-ра техн. наук К.М. Колмакова.

В его диссертационной работе теоретически обоснована возможность трех механизмов разрушения: ударного, напряжения сжатия, возникающее в РЗ при воздействии ультразвука (УЗ), превышающего величину; откольного – в фазе разгрузки УЗ напряжения достигающего значения.; усталостного – при значениях амплитуды УЗ меньше нижнего предела прочности, но воздействующих длительное время. В разрывном заряде (РЗ) накапливаются микродефекты и остаточные деформации, что приводит к снижению прочности РЗ и его разрушению.

Для определения возможного механизма инициирования энергетических материалов (ЭМ) проведен расчет скорости Vв смещения торца волновода, которая определяется амплитудой ультразвуковых волн (УЗВ), частотой, акустическими свойствами ЭМ и волновода.

Расчетами установлено, что при возбуждении в РЗ колебаний амплитудой до 50 мкм скорость удара волновода много меньше скорости звука в ЭМ. В таких условиях ударное воздействие носит квазистатический характер, и возбуждение взрыва возможно за счет действия повышенного давления. Максимальное значение переносного акустического давления (амплитуда давления) расчитано через амплитуду колебания частиц 1A0. Критические параметры инициирования ЭМ ударом представлены в табл. 1.

Результаты расчетов показывают, что до амплитуды смещения ЭМ 50 мкм давление УВЗ по гексогену в 23 раза ниже критического. Это свидетельствует о безопасности ударного характера разрушения ЭМ при реализации ультразвукового способа утилизации БП.

Безопасность теплового режима считается обеспеченной, если температура не превысит некоторого критического значения: либо температуры вспышки, при задержке 5 с. (ТВСП 5с) и 5 мин. (ТВСП5м), либо технологическую температуру, обеспечивающую безопасную работу с ЭМ.

Исходя из опыта снаряжения методом порционного прессования, безопасный тепловой режим обеспечивается для гексогенсодержащих смесей в области технологических температур (Тт) до 308...313 °К.

Установлено время разрушения по ударному механизму составляет 1/4 периода –1,25-10-5 с, а при откольном 3/4 периода – 3,75·10-5 с (при f = 20 кГц). Следовательно, разогрев ЭМ будет определяться не временем разрушения слоя ЭМ, а временем его пребывания в области УЗВ. Поэтому безопасность УЗ утилизации обеспечивается своевременным удалением разрушенной части РЗ.

Рассчитаны удельные мощности излучения УЗ (Wуд) необходимые для реализации каждого механизма разрушения РЗ. Для снижения требуемой мощности излучения обосновано применение режима локального разрушения РЗ, при котором УЗВ сосредотачивается только на площади контакта концентратора с РЗ. С учетом возможной площади концентратора для крупнокалиберных снарядов (S =0,003 м) максимальная мощность излучения составит 360 Вт.

Экспериментально проведено разрушение шашек из A-IX-1 и A-IX-2 и расснаряжение 23 мм ОФЗ снаряда ЗОФ8 РЗ из A-IX-2 для 30 мм пушки 2А72.

На основании проведенных теоретических и экспериментальных исследований разработаны способ и схема установки УЗ утилизации БП (рис. 2). Установка может обеспечить утилизацию боеприпасов, содержащих разрывные заряды из различных видов ЭМ (ТНТ, ТГ, ТГА, A-IX-1, A-IX-2) с величиной поднутрения каморы до 1,5 при температуре воздуха в цехе до 25 °С; потребляемая мощность УЗ тракта не более 4,0 кВт; – длина рабочей части волновода не менее 1,5 длин снаряда; частота колебаний волновода 20-22 кГц; амплитуда колебаний волновода 10-50 мкм.

В результате деятельности по утилизации боеприпасов достигнуты следующие результаты:

  • определена совокупность процессов механического или физического воздействия на компоненты разрывных и метательных зарядов боеприпасов, обеспечивающих эффективное расснаряжение широкой номенклатуры боеприпасов и их безопасное применение в производстве взрывных работ промышленного назначения;
  • установлены зависимости параметров взрывных работ от свойств утилизируемых ВВ, обеспечивающие управление энергией действиея взрыва;
  • разработаны инженерные методики определения рациональных параметров взрывания с использованием утилизируемых ВВ в сложных горно-геологических условиях и условиях Крайнего Севера;
  • применены различные методы практической утилизации боеприпасов; созданы технологические линии и комплексы, способные серийно осуществлять переработку компонентов боеприпасов во взрывчатые материалы промышленного назначения.

Таким образом, промышленная утилизация боеприпасов под контролем Минобороны России, Минпромторга России и Ростехнадзора дает серьезный импульс для развития утилизационных технологий, оборудования и обеспечивает вывод на внутренний рынок значительного количества высокоэнергетических вторичных продуктов.

Учитывая положительный опыт и имеющийся потенциал использования вторичных материалов продуктов утилизации боеприпасов, в целях снижения бюджетной нагрузки разумным представляется дальнейшее развитие технологии взрывных работ с использованием высокоэнергетических материалов утилизируемых боеприпасов.

Ключевые слова: утилизация боеприпасов, артиллерийские выстрелы, гексоген, промышленное ВВ, ультразвук, гидрокавитация, гидродинамика, патроны стрелкового оружия, пороха, твердые ракетные топлива