Блуд любодеяние прелюбодеяние. Что такое блуд? Прелюбодеяние и блуд - в чем разница

В жизни крещеного человека, члена Православной церкви, казалось бы, не должно быть даже намека на этот тяжкий грех. Ведь уже апостол Павел в своем «Послании к Ефесянам» писал: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас». Но в наше время разврат мира сего так притупил нравственные чувства христиан, что даже воспитанные в православной вере допускают разводы и добрачные связи.

Замечено также, что мужчины часто не считают нужным каяться в грехе случайного прелюбодеяния, так как считают его малозначительным. Признаться в таком грехе они могут, только если исповедник задает прямой вопрос. Нередко даже жена, наставляя мужа, уезжающего в командировку, говорит: «Если у тебя возникнет надобность кем-то воспользоваться, я не буду ревновать. Важно, чтобы ты в целом принадлежал только мне». И такие слова можно услышать даже от верующей женщины, которые она обращает к верующему же мужу.

Что можно сказать в отношении этого греха? Давайте попробуем ответить на данный вопрос словами Священного Писания и высказываниями Отцов Церкви.

1. «Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 27–28).

2. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: "два будут одна плоть"» (1 Кор. 6: 15–16).

3. «Пекись о теле своем как о храме Божием, пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение» (авва Исаия).

4. «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5: 9–11).

5. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13: 4).

Соблюдать данные слова нужно в любое время дня, на супружеском ложе, за столом – везде, и не только соблюдать, но и учить им своих жен, чтобы прожить жизнь в целомудрии и стяжать благодать Царства Небесного. Ведь тяжелее всего молиться за тех, кто впал в блуд или прелюбодеяние, так как эти грехи ставят незримую стену между Богом и человеком, так что любящим и близким грешника, а иногда даже священникам почти невозможно возносить молитвы за него.

Как отречение от Спасителя ведет к отпадению от Церкви, точно так же и блуд, если он не компенсируется покаянием и смирением, приводит к утрате веры. Это можно проследить не только на примере мирян, но и на примере священников, которые, сблудив, лишались своего сана, согласно Правилам святых апостолов и Василия Великого. И только глубочайшее смирение и слезное покаяние могут вернуть блудников и отрекшихся от Христа к Богу, точно так же как вернулся к Спасителю апостол Петр после своего отречения.

Послание к Коринфянам

«...В избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7: 2-5).

Отречение от веры может иметь импульсивный характер, как у апостола Петра. В противовес этому блуд требует времени, приготовления и некоторой расчетливости. Его нельзя причислить к невольным грехам, подобным вспышке гнева. Блуд всегда грех вольный. И если даже убийство бывает непреднамеренным, у блудника всегда остается запас времени для того, чтобы одуматься и спросить самого себя: «А что я такое собрался делать?». После чего оставить грех, совершив его только в своем сердце.

Блудник считается хуже блудницы. Блуднику намного тяжелее расстаться со своим грехом, чем блуднице. Гнусность же его блудодеяний в том, что он рассчитывает на безнаказанность. В противоположность блуднику женщина-блудница всегда рискует, в частности своей репутацией. Церкви известны многие блудницы, которые, раскаявшись, стали святыми, например Мария Египетская, Мария Магдалина и многие другие. Среди мужчин же нет святых, которые в прошлом были блудниками.

Тем не менее нравы общества всегда потворствовали мужчинам и осуждали женщин за блуд. Против подобных умонастроений выступали такие Отцы Церкви, как Иоанн Златоуст, Василий Великий и многие другие. Василий Великий писал: «Господне изречение, яко не позволительно разрешитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречений».

Притчи Соломона

«Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч. 5: 3-4).

Примерно так же отзывался о блуде и Иоанн Златоуст: «Не говори мне теперь о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием».

Множество песен, рассказов, кинофильмов, возбуждая чувственность, растлевают наши души и тела. По словам святого апостола Павла, «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11: 14–15). Не только «вид служителей правды» может принять лукавый, но и вид эстетической утонченности.

В настоящее время люди утратили чувство греха как никогда в истории. Великие мира сего изрядно потрудились, чтобы вытравить его из сознания человека. Заповеди Божьи всегда возмущали лукавого, и не случайно в разных странах сейчас растет преступность, а в некоторых из них даже содомский грех – мужеложество – не считается чем-то предосудительным, и однополые связи получают официальный статус.

Тем не менее христианин, живя в условиях столь развращенного мира, призван хранить чистоту и постоянно быть на страже собственных чувств: нужно знать, где начало греха, и воспитывать в себе страх совершения греха, так как грехи, особенно плотские, удаляют нас от Бога. Кроме того, каждый православный христианин должен почувствовать себя Христовым воином против греха, воином, который стяжает радость Святого Духа уже в этом мире, здесь и сейчас.

Основатель американского студенческого христианского движения Джон Мотт «труднейшей борьбой в жизни студента» назвал борьбу с грехом плоти. С этой борьбой знакомы практически все русские монахи, не избегают ее и священнослужители, вступающие в брак. Любой грех, особенно плотский, начинается с помыслов, «ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7: 21-23). Поэтому так важен контроль за своими мыслями, особенно направленными на прелюбодеяние или тщеславие.

Послание к Коринфянам

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою...» (1 Кор. 6: 19-20).

Известный психолог В. Джеме говорил, что будет вполне закономерным, если человек, неделями и днями предающий себя блудным мыслям, наконец пойдет в публичный дом, что полностью согласуется со словами святого Марка Подвижника: «Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело».

Обобщая опыт Отцов Церкви, нашедший отражение на страницах «Добротолюбия», можно сказать одно: человеческое сознание никогда не бывает незанятым: либо оно предается ненужным помыслам, либо бывает занято трудом, молитвой или размышлениями о горнем.

Блуд и прелюбодеяние – какое значение имеют эти грехи в Православной Церкви? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу статью.

Блуд и прелюбодеяние

С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: “А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас” (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство (“худые сообщества развращают добрые нравы”, – 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, – тем лучше этот очерк не читать.

Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: “Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, – я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне”. И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!

Что значит “не прелюбодействуй”?

Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
1. “Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф 5:27-28).
2. “…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления” (Еф 5:3~6).
3. “Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых” (Втор 23:17).
4. “Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела” (1 Кор 6:18). “Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть” (1 Кор 6:15-16).
5. “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою” (1 Кор 6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием?
6. “Пекись о теле своем, как о храме Божием, – пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение” (Авва Исаий)
7. “Если предающийся блуду прежде брака осуждается и наказывается то тем более – после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление это тяжелее всякого греха.
Раскроем смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь – грех против собственного тела и нарушение седьмой заповеди “не прелюбодействуй”. Здесь – нарушение и восьмой заповеди, гласящей: “не кради”, ибо “…тело твое, – как говорит Златоуст, – есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи”. Здесь – нарушение девятой заповеди – “не лжесвидетельствуй”, ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге – большинство разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой заповеди, гласящей: “не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего”
8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: “…нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после брака”.
9. “Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый” (Притч 5:3-4).
Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.
10. “Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослу-жителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником с таким даже и не есть вместе” (1 Кор 5:9-11).
11. “Подумай же, что жена терпит когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она делает это, но по заботливости”.
12. “От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину делаешься виновником в грехе прелюбодеяния и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять твоего благорасположения к ней….
13. “Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим” (1 Кор 7:2-5).
14. “Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог” (Евр 13:4).
15. “Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2-4. – Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.

Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.

Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который “выйдя вон, плакал горько” (Мф 26:75).

Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову – он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: “А что я собираюсь делать?” и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.

Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика – она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.

“Наше дело не рожать, – насладиться и бежать”, – так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.

Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: “говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие”, но Он не сказал блудники.

Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.

Однако на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам (“быль молодцу не в укор”) и осуждали женщин (“гулящая баба”). Против таких взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Первый писал: “Господне изречение, яко не позволительно раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречении.

“Не говори мне теперь, – восклицал свт. Иоанн Златоуст, – о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием”.

Есть, впрочем, и страшные женщины, которые “на пари” или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.

Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: “Смотрите, ка-ко опасно ходите!” Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только “чувства”, но и эстетической прелести.

Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок “Из-за острова на стрежень”, где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь “провозился” с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс “Мой костер в тумане светит”. Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: “Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя…”.

Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело… “Сам сатана, – по словам ап. Павла, – принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды” (2 Кор 11:14-15), – и, добавим мы, – эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и “творческих” объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.

В подобных “товариществах” участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: “Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?” (2 Кор 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2 Кор 6:17), памятуя, что “дружба с миром есть вражда против Бога” (Иак 4:4).

Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.

Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте (“блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”, – Мф 5:8); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.

Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к “невидимой брани” со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, – воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.

Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал “труднейшей борьбой в жизни студента”. Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, “ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека” (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.

Христос в Нагорной проповеди учил: “Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну” (Мф 5:27-29).

Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник писал: “Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело”.

Первое азбучное правило борьбы с помыслами – никакого участия в “сальных” разговорах и анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их – читайте в это время Иису-сову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для этого не надо объявлять себя христианином или что-то говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную память. Иисусова молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас от нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас сделает чище. Она – оружие в невидимой брани, война Христова за свою чистоту и за чистоту других. Второе азбучное правило – не ходите даже в старости на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарищеско-любительских песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте целомудренны в выборе книг для чтения и т. д.

Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в “Добротолюбии”, надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.

Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: “Лень – мать всякого греха”. Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.

Прелюбодеяние – что это такое? Оно равнозначно блуду или нет? Каковы последствия и как искупить грех прелюбодеяния? Ответы на эти и другие вопросы вы получите в данной статье.

«Любодеяние», «прелюбодеяние» и «блуд»

«Не прелюбодействуй» – одна из священных заповедей. Но что значит «прелюбодеяние»? А ведь кроме «прелюбодеяния» есть ещё такие понятия, как «блуд» и «любодеяние», – в чём же разница?

Если посмотреть на все примеры употребления этих трёх слов в священных писаниях, то можно заметить, что слова «блуд» и «любодеяние» несут абсолютно одинаковый смысл, они синонимы. Тогда в чём разница между понятиями «прелюбодеяние» и «блуд/любодеяние»? «Не прелюбодействуй» в переводе значит «не отступай от правильного, предназначенного Богом». Другие два термина переводятся как «обращение к неправильному» или «заблуждение». Таким образом, в православии блуд (любодеяние) и прелюбодеяние не означают лишь грех сексуального характера. Это означает любой отказ от того, что уготовил Бог. Только в одном случае этот отказ не обязательно сопровождается протестом, заблуждением, изменой, если хотите, но всё равно является грехом, а в другом – отказу от Бога обязательно сопутствует какой-то греховный поступок.

Что говорят священные писания

Что такое прелюбодеяние и блуд в православии? В Ветхом Завете любое духовное распутство, или же «блуд», было запрещено законом Моисея. В целом этот термин был необходим для описания идолопоклонства, так как подобные обряды зачастую сопровождались сексуальными сношениями. Блуд в Новом Завете – это незаконная похоть и её удовлетворение. Здесь речь идёт уже не исключительно об идолопоклонстве, но и о различных сексуальных грехах вроде гомосексуализма, проституции, рукоблудия или банальной измены. Стоит обратить внимание, что о брачных связях речи пока не идёт. Блуд – это все виды удовлетворения своей похоти. По-другому, секс просто так. Секс не во имя продолжения рода, а во имя удовлетворения собственной прихоти. Согласно писаниям Божьим, человек – это господний храм. Осквернение храма – тяжкий грех, и грешен тот, кто позволяет растлить святыню. В связи с этим православием запрещено блудное сожительство, но разрешён брак, узаконенный и закреплённый в церкви.

Значение слова «прелюбодеяние» напрямую связано с брачными узами – это нарушение супружеской верности. В священных писаниях прелюбодеяние всегда неотъемлемо от расторжения брака. Ведь жена даруется мужу Богом и наоборот. Развод или отказ от супруга(и) – это отказ от дара божьего, а значит, это прелюбодеяние.

Пошлые мысли – это грех?

Действительно ли прелюбодеяние и блуд – это грехи? Давайте разбираться по порядку. Блуд – любое проявление секса вне брака – это греховно? Современный мир изменился со времён фиксации священных писаний, и секс вне брака с любимым человеком давно не считается «заблуждением» или «обращением к неправильному». Поэтому так называемый «блуд» – нормальное явление современности и грехом уже давно не считается.
А теперь разберёмся с прелюбодеянием. Супружеская неверность – это грех, и имеет ли прелюбодеяние последствия?

Дело в том, что в православии изменой считается даже мысленное прелюбодеяние. Если мужчина или женщина прелюбодействуют «в сердце» или «в голове» – значит, они греховны. Таким образом, если мужчина или женщина, состоящие в браке, допустят мысль о том, что было бы неплохо переспать с кем-то другим, это уже будет считаться прелюбодеянием. Но только дело в том, что в данном случае все люди греховны. Этому способствует весь современный мир: массовая культура, деформация ценностей и прочее. Непристойные мысли о сексе с Анжелиной Джоли хотя бы раз посещали каждого женатого мужчину. И здесь чаша весов склоняется на сторону женщины: всё зависит от того, что партнёр считает за измену. Для кого-то неверность выражается в действии, для кого-то недопустима даже мысль о другом партнёре. Таким образом, вопрос только в том, что считать за измену, и, соответственно, что будет являться грехом: секс с обаятельной секретаршей или томный взгляд, когда она поворачивается задом.

Какое наказание ждёт человека за прелюбодеяние? Всё зависит от веры. В исламе, например, за это закидывали камнями и били плетьми. В православии телесных наказаний не предусмотрено, однако для всех верующих была подготовлена страшная участь – Божья кара. Всё исправить, кстати, и заслужить прощение Бога верующим не так-то просто. Искренность раскаяния, молитвы от прелюбодеяния и блуда, дальнейшее воздержание от прелюбодейства – всё это долгий путь грешника к искуплению. Кроме того, раньше грешных прихожан церкви отлучали от причастия на 15 лет, а священников лишали сана. Сейчас, конечно, всё изменилось. И каждый изменник ответственен сам перед собой. Самое очевидное и зачастую самое жестокое наказание за прелюбодеяние – это крах семьи. Узы брака крепки, пока в браке царят верность и взаимное уважение. Как только на их место встаёт ложь и похоть – союз теряет свою силу, становится уязвимым и бессмысленным. Жена больше не надёжный тыл, муж больше не защитник. Рушится не только семейное счастье, но и внутренний дух человека. Им управляет не разум, а потребность, как животным. Он жаждет душевного покоя и не может его получить, он терзается. Таковы последствия прелюбодейства. Грешникам всегда воздаётся по заслугам. Как можно было понять, мы уже давно не говорим лишь о вере. Человек губит сам себя, и это потому, что он слаб. И только крепкие духом люди способны на борьбу со своими внутренними бесами.

Инструкция

Прелюбодеяние

Полезный совет

Источники:

  • Что такое прелюбодеяние?

Грех – это нарушение заповедей, данных Богом. По словам диакона Андрея Кураева, грех – рана, которую человек наносит своей душе. Человек несет ответственность за свои грехи, и лишь дети до семи лет считаются безгрешными, так как не могут полностью осознавать свои поступки.

Инструкция

Уверовать - возложить всю свою надежду на Господа Иисуса Христа. Необходимо помнить, что Иисус Христос умер на Кресте за все наши грехи и приобрел для нас дар вечного спасения. Милосердие Божие бесконечно: «призови Меня в день и Я избавлю тебя» (Псалом 49:15).

Исповедь – это великое Таинство, в котором кающийся очищается от грехов самим Господом Иисусом Христом. Как учит Святое Писание: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1-е послание Иоанна, гл.1, стих 8). Необходимо знать, что упоминания своих грехов в домашней молитве недостаточно, так как право разрешать грехи людей Господь дал только апостолам и их преемникам – епископам, священнослужителям.
К Исповеди необходимо подготовиться заранее: необходимо помириться с ближними, попросив прощения у тех, кого обидели. Желательно прочесть литературу о Таинстве Исповеди и Причащения и вспомнить все свои грехи (иногда, чтобы не забыть, их выписывают на отдельный листок). Вечером дома три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу . Можно пользоваться молитвословами, где есть эти три канона.

Исполнить епитимию, назначенную священником. Иногда священник может наложить на кающегося епитимию как в борьбе с . В качестве епитимии может выступать усиление молитвенного правила, запрет на Причащение в течение определенного времени, пост, паломничество к Святым местам, милостыня и т.д. К этому нужно отнестись как к воле Божией, предназначенной для врачевания души. Епитимия требует обязательного исполнения. В случае, если по каким-либо причинам выполнить епитимию невозможно, необходимо обратиться к , который ее наложил.

Полезный совет

Чтобы исповедоваться, необходимо обратиться в храм и узнать, в какое время совершается Таинство Исповеди.

Грех прелюбодеяния – один из смертных грехов и нарушение седьмой заповеди. Однако, как писали святые Отцы, «нет непрощенных грехов – есть нераскаянные». Раскаяние должно быть искренним и деятельным – нужно не только осознать свою вину перед Господом и людьми, но и сделать все, чтобы не впадать повторно в грех.

Вам понадобится

  • покаянный канон, список ваших грехов

Инструкция

Важно понимать, что сами мы не можем искупить никакой свой грех. У нас есть Искупитель, принявший на Себя все наши грехи. Мы можем только просить Его милости, чтобы он простил нас, в очередной раз нарушивших Его заповеди и Его волю. Прощение мы получаем через раскаяние и своих грехов. Прелюбодеяние – один из смертных грехов. Святой Иоанн Златоуст считал, что прелюбодеяние – более тяжелый грех, чем всякой разбойничество, потому что прелюбодей не только оскверняет свое тело и душу, но и крадет у других то, что дороже всякого сокровища – любовь и супружество. Поставьте себя на место , узнавшего супруга, поймите его боль и душевную муку. Это необходимо для того, чтобы впредь удерживаться от подобного греха.

Чтобы получить прощение, нужно обратиться к и исповедаться ему не только в грехе прелюбодеяния, но и в остальных грехах, которые накопились у вас, как и у любого человека. Подумайте хорошо, в чем вы еще грешны, составьте ваших прегрешений, вольных или невольных. Если вы хотите очиститься, то после исповеди очень хорошо принять Причастие. До Причастия нужно поститься, как минимум, три дня.

Утром и перед сном читайте молитвенные . Если есть возможность, лучше идти , накануне Причастия, чтобы во время утренней Божественной службы не отвлекаться от молитвы. Очень трудно будет рассказывать священнику о своих грехах, но сделать это необходимо, потому что нераскаянный грех останется непрощенным. Не нужно в подробностях рассказывать о своих похождениях, если только вам не нужен совет в какой-то конкретной ситуации. Достаточно сообщить, что вы прелюбодействовали, обманывали супруга и вовлекли в обман и других людей. Если у священника будут вопросы, отвечайте на них максимально честно – помните, что ложь и утаивание на исповеди добавят тяжести к вашим уже совершенным грехам.

После получения разрешения от грехов запомните момент стыда, когда вы рассказывали в рясе о своем падении, и представьте, насколько мучительнее будет стоять перед Господом и Ему отвечать за свои деяния. Старайтесь избегать в дальнейшем любой ситуации, которая может привести вас к новому падению.

Полезный совет

Помните, что не только физическая измена, но и попытка совратить несвободного человека - грех перед Господом и людьми.

Источники:

  • Что такое прелюбодеяние?

Христианство признает две формы организации личной жизни: брак и безбрачие (целибат). Если случился такой грех, искать ответа как искупить - неверно. Господь сказал: покайтесь. Не сказал: искупите.

Инструкция

Покайтесь в душе и осознайте греховность блуда. Покайтесь любимому человеку, ели вы совершили грех блуда по отношению к нему. Честно расскажите ему о причинах, приведших к блуду, о ваших чувствах, переживаниях, эмоциональном состоянии. Извинитесь перед ним и всячески пытайтесь вновь завоевать доверие и любовь того, от кого вы блудили. Не поддерживайте никакой связи с человеком, с которым вы согрешили и старайтесь не допускать даже намека на то, что вы можете еще раз совершить этот грех. Ведите себя достойно, прилично, не давайте даже малейшего повода вашему любимому человеку усомниться в искренности вашего раскаяния. Но при этом никогда не позволяйте себя унижать, не терпите издевок моральных или физических наказаний.

Постарайтесь объяснить, что вы полностью осознаете совершенный вами и грех и готовы искупить его. Акцентируйте внимание на том, что вы честно признались в блуде и теперь раскаиваетесь в совершении такого поступка. Напомните своему любимому человеку, что вас постоянно наказывает ваша совесть, что она не дает вам ни на секунду забыть о совершенном вами грехе.

Сходите в церковь, если вы хотите искупить грех блуда перед Богом. Исповедуйтесь священнику, не утаивайте ничего, расскажите все, как было, не приукрашайте свой рассказ и не пытайтесь добиться его понимания. Покайтесь священнику всей душой и осознайте всю греховность блуда. Никогда впредь не блудите, воздерживайтесь от искушений и совершения греховных поступков. Начните жить правильной человеческой и христианской жизнью, чаще исповедуйтесь и живите по церковным законам. Не допускайте отчаяния, которое также является очень большим грехом, у источников которого стоит человеческая гордость. Узнайте у священника порядок причащения и обязательно начните постоянно причащаться.

Грех - понятие в современном мире растяжимое и в некотором роде даже привлекательное. В религиозном контексте грех понимается как преступление не только против совести, но и против Бога.

Отпусти мне, батюшка, грехи

Таинство исповеди предусмотрено в христианских религиях именно для того, чтобы отпускать совершенные против божьих заветов деяния. Основной элемент исповеди - покаяние. Просто рассказать о грехе человеку, который является лишь свидетелем, недостаточно. Трудно искупить грех, сердечно в нем не раскаиваясь, не сожалея о содеянном. Очищая душу исповедью человек должен всей своей жизнью стремиться больше не совершать подобного. Хорошо, если исповедь будет искренней. Тогда грех будет отпущен.

Молитва и пост

В исламе такого действия, как исповедь, не существует. Здесь считается, что между Богом и человеком не должно быть посредников. И просят отпущения грехов мусульмане в своих молитвах перед Аллахом. Если должным образом провести главный мусульманский пост - месяц Рамадан - все грехи будут отпущены.

В пост и молитва являются только помощниками в искуплении грехов. Однако из любых правил, как известно, бывают исключения. Например, при невозможности получать исповедь, монахи- искупали грехи молитвой и строгим постом.

Дело

Если есть возможность исправить, то нужно это сделать. Хотя бы попытаться. Одна добрая притча рассказывает, как к старцу пришел человек, желающий избавиться от порока недоброго на слово языка. На вопрос "как?" старец повелел сначала распотрошить перьевую перину с крыши дома. Человек выполнил, обрадованным вернулся к старцу, узнать, искупил ли он этим свои деяния. На что получил ответ: "А теперь собери".

Лучше не доводить свои дела до такого масштаба, но если уж случилось, то для искупления придется приложить максимум сил. Украденное иногда можно вернуть. Перед обиженным извиниться. Убил - помоги кому-то жить или выжить. В общем и целом, совершая дела доброты во имя веры, можно в грядущее время склонить чашу судных весов в свою сторону, получить отпущение грехов.

В зависимости от тяжести совершенного греха и доброделание бывает разным. Некоторые привыкнут справляться в миру, у некоторых душа требует монастырского уединения. Но суть не в этом. Главным все же в искуплении греха остается чувство сожаления о сделанном, раскаяние.

Все и сразу

Всякой хорошей хозяйке понятно, что одной свежей воды для борща явно маловато. Туда нужно добавить овощи, поджарку, мясо и т.п. Что-то забыла - и борщ уже не борщ. Сравнение, может, и слабовато, но очевидно - для того чтобы искупить грехи, нужно делать все возможное: исповедоваться и причащаться, молиться и , творить добрые дела. И стремиться не повторять впредь совершенной ошибки.

Введение

Заповеди Божьи продолжают звучать для наших сердец. Сегодня это заповедь - «Не прелюбодействуй» (Исх 20:14). Я раньше не упоминал, что все заповеди Господь дал не просто как повеление, чего не стоит делать, а утверждение, что ты не будешь этого делать. Буквально это - « Не будешь прелюбодействовать!».

Давайте попробуем разобраться, что значит эта заповедь. Для этого посмотрим на значение греха, от которого стоит держаться как можно дальше. Прелюбодеяние (перевод) - это …

Нарушение супружеской верности, разврат

Отвращение, развращение, соблазн

Захват обманом

В сегодняшнем церковном обиходе принято различать грехи:

Прелюбодеяние (Супружеская измена)

Любодеяние (сексуальные грехи вне брака)

Блуд (любой сексуальный грех)

Все это Библия называет грехом и осуждает. Во всем этом человек должен раскаяться и не грешить.

Супружеская неверность (Измена)

Что по этому поводу говорит Библия

«Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев.20:10)

Половые отношения вне брака, сожительство, гражданский брак

«ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека ; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека» (Матф.15:19,20)

Взгляд с вожделением на другую женщину (мужчину)

«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением (желая её), уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф.5:28)

Сегодня век переизбытка информации. В особенности интернет, делает этот грех весьма доступным. Средства массовой информации везде пропагандируют блуд в разных его проявлениях. Поэтому смотрите за тем, что вы смотрите и что смотрят ваши дети.

Сексуальные отношения - это отношения завета

Завет - это высшая форма договора , при заключении которого двое становятся одним целым и разделить их может только смерть. Сексуальные отношения полностью подходят под эту формулировку.

Вступление в завет, всегда сопровождалось наглядными обрядами (церемониями), согласно настоящего закона, времени и культуры. И прежде соблюдения этих обрядов, человек не мог пользоваться правами заключаемого завета. Поскольку сексуальные отношения - это отношения завета, значит и одним целым два человека могли считаться только после церемоний завета. В наше время и в нашей культуре - это во-первых роспись в ЗАГСе, во-вторых - сочетание (венчание) в церкви. После этих церемоний заключения завета двое вправе считаться одним целым на уровне духа, души и тела.

Сексуальные отношения - это то, что может быть только между мужем и женой. Кто в Библии поступал иначе, того должно было побить до смерти камнями.

Пример: До тех пор, пока огонь в печке (заключен в границы) - это благо, которое греет, светит, позволяет готовить кушать. Когда у огня нет границ - это зло, от которого люди остаются калеками, без крова или вовсе гибнут. Сексуальные отношения подобны. До тех пор, пока они заключены в границы брака - это благо, приносящее удовольствие, дающее единение, позволяющее иметь детей. Но как только секс выходит за границы брака - он становиться губительным для отношений с супругом (супругой), для здоровья и в целом для жизни человека.

Сексуальная близость

Это право вступивших в брачный завет

Это выражение своей любви муж/жена "были наги и не стыдились..." (Библия),

Это способ быть одним целым по Библии "Станут одной плотью" (Библия),

Так же с помощью этого появляются дети "Плодитесь и размножайтесь" (Библия).

Где это должно быть?

Вне глаз посторонних, наедине, если кто-то за этим подглядывает, снимает это на видео - это грех. Подглядывание за чужой наготой - это грех. Сюда относится порнография.

«Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь» (Лев.18:6)

Пример: "Сыновья лота" - под проклятие за открытие наготы попал весь род Хама.

Последствия

У всего есть свои последствия. Поэтому стоит упомянуть и последствия греха прелюбодеяния:

Нравственная деградация

Предательство

Раны на сердце

Разрушение семьи

Венерические болезни

Аборты

Проклятия

Суд Божий (Евр.13:4)

Нет наследия в Царстве Божьем «ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5:5)

«Безопасный секс»

На просторах интернета мне попалась интересная информация: «За последние сто лет в гинекологических кабинетах уничтожено больше человеческих жизней, чем в войнах. Сейчас ткани абортированных младенцев рекомендуют для использования в медицине, парфюмерии, пищевой промышленности. Внушается, что «свобода секса» - это главное, что нужно современному человеку. Существует исторически достоверная закономерность - народы, погрязшие в блуде, быстро вырождались и исчезали с лица Земли. Ещё в глубокой древности у наших предков существовал свод нравственных правил о целомудрии и наследственности. Они знали, что от девушки легкого поведения не бывает хорошего потомства. В годы Великой Отечественной войны немецкий врач, обследовавший угнанных из СССР в Германию девушек в возрасте 16-20 лет, обнаружил, что 90 % из них были девственницами. Он обратился к Гитлеру с призывом немедленно начать мирные переговоры с нашей страной, убеждая его, что невозможно в принципе, победить народ с такой высокой нравственностью… Поэтому, «безопасный секс», который нам навязывают с экрана телевидения, это и есть настоящий геноцид нашего общества, который помимо духовного упадка, венерических и других болезней, ещё и генетически деградирует общество, уничтожая генофонд нации. Статистика показывает, что количество детей-уродов и больных неумолимо растёт прямо пропорционально росту разврата»

Покаяние - путь к исцелению и благословению

Покаяние - это явление, которому Бог позволил быть. Это Его дар, дар который позволяет исцелиться душе человека. Покаяние приносит …

Исцеление души грешника

Исцеление ран от предательства

Исцеление отношений

Благополучие в семье

Доверие супругу/супруге

Дети, видя праведность родителей, выбирают подражать не миру, а папе и маме.

Появляется вкус огромной цены «Кому больше прощено, тот больше ценит» (Библия).

Свет миру

Отсутствие многих болезней

Мир в сердце

Наследие Царство Божье

Заключение.

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5:3)

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1Фесс.4:3-5)

Савенок А. В .