Блуд - смертный грех. Синдром внезапной смерти (православный взгляд) Борьба со страстью. Общие методы

Глубоко верующие люди не увидят в странных фактах, о которых пойдет речь в этой статье, ничего нового и необычного - потому что твердо знают: Бог наказывает тех, кто совершает злодейства, и одаряет праведников. И, возможно, это действительно так...

Смерть раскольника

Представления о том, что молния убивает исключительно грешников, идут с очень древних времен. В Библии говорится о том. что бог "сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить". Существует множество религиозных сюжетов, в которых упоминается гибель вероотступников и хулителей святых людей от разящей молнии.

Однако подобное случается не только в мифах, но и на самом деле. Летом 2009 года произошло событие, которое вызвало немало шума в СМИ.

Экс-губернатор Ровенской области Василий Червоний , бывший комсомольский вожак, а затем националист, депутат Верховной рады Украины, казацкий атаман, глава Ровенской организации Народного руха, вел борьбу против российской церкви. Как известно, на Украине произошел очередной церковный раскол - некоторые священники Украинской православной церкви выступили против Московского патриархата, объявив, что подчиняются только Киевскому патриархату. Червоний же широко был известен тем, что поддерживал раскольников и вел жесткую борьбу с теми священниками, которые не желали подчиняться Киеву. Казаки Червония захватывали храмы. избивали священников и членов их семей, выгоняли их из домов на улицу.

В июле пошлого года российский патриарх Кирилл собрался посетить Украину. Червоний тут же публично выступил с заявлением, что не пустит его на родную землю, и велел своим подручным собирать народ - с тем, чтобы встретить патриарха с кольями и дубинами.

На другой день 4 июля Червоний отправился с друзьями отдохнуть на природе. Внезапно началась сильная гроза, и ровно в 12.30 в националиста ударила молния. Он был доставлен в реанимацию. но спасти его не удалось...

Патриарх Кирилл благополучно прибыл на украинскую землю, в толпе встречающих было всего несколько агрессивно настроенных националистов, остальные оказались деморализованными после смерти своего предводителя...

Расплата за блуд

Это далеко не единичный случай смерти грешника от молнии. А иногда небесный судья поражает и тех, кто вершит неправедное правосудие на земле. Известно, что юристов, которые вынуждены защищать убийц и насильников, зовут адвокатами дьявола. Эта кличка очень подходила к адвокату Дани Гравесу, работавшему в небольшом американском городке.

Однажды ему довелось защищать человека, по вине которого произошло столкновение на озере двух катеров, в результате чего погибли трое молодых людей. Публика ожидала, что виновник трагедии будет наказан, но Гравес так мастерски выстроил линию защиты, что, к удивлению всех собравшихся, преступник был оправдан прямо в зале суда.

Вскоре адвокат отправился на то же самое озеро, чтобы совершить с друзьями прогулку на своем катере и отпраздновать победу в суде. Позже очевидцы рассказывали, что в разгар веселья Гравес, вдруг поднял вверх обе руки и крикнул: «Я здесь!». И в этот момент с неба ударила молния - удар оказался смертельным. Друзья погибшего утверждали, что звал он знакомую девушку, стоявшую на берегу. Но наиболее суеверные жители городка убеждены - Гравес указал Богу свое местопребывание с тем, чтобы подвергнуться заслуженному наказанию.

А вот в егеря национального парка в штате Вирджиния Роя Салливэна молния попадала семь раз. Каждый раз он оставался в живых, но терял здоровье - разряды сожгли его волосы, почти перестала действовать левая рука, он начал слепнуть и глохнуть. Однажды молния ударила в землю рядом с его машиной, в результате чего егерь вылетел из салона и провел полгода в больнице с многочисленными переломами.

Знакомые Салливэна на полном серьезе утверждают, что удары молний были наказанием за грехи егеря. Он был женат несколько раз, бил своих жен, изменял им напропалую, а если супруга беременела - то выгонял из дома, нимало не интересуясь, куда отправится несчастная женщина.

Впрочем, возможно, Салливэн не умер от ударов молний потому, что Бог вел его по пути раскаяния. На семьдесят первом году жизни егерь покончил с собой, застрелившись из ружья. В его доме нашли записку, в которой он просил прощения у всех женщин, которым причинил боль и испортил жизнь.

Добрый Бог

Впрочем, иногда удары молний обладают чудодейственной силой. В житии святого Артемия Веркольского рассказано о том, как в этого двенадцатилетнего отрока 23 июня 1544 года ударила молния. Так как на Руси смерть от молнии издавна считалась расплатой за грехи, то погибших не хоронили в земле. Артемия погребли в бревенчатом срубе. Спустя несколько лет селяне заметили, что над срубом появилось сияние, и когда деревянный склеп вскрыли, то оказалось, что тело Веркольского не подвергается тлению.

От гроба отрока исходили чудеса: исцелялись больные, прозревали слепые, и Артемий был объявлен святым.

Как сказано в житии: «В 12 лет спустился на него тот венец святости, который другие подвижники приобретали целой длинной жизнью неустанного труда». Позже на этом месте была основана Артемьевская обитель. В XVII веке Артемий Веркольский был канонизирован церковью.


Во Франции в XVIII веке произошел другой удивительный случай. Молодой набожный гравер Опост Дюпре в 1792 году принял участие в создании новых монет, которые решили выпустить во время Французской революции.

Он нарисовал на форме для чеканки крылатую фигуру, и выпущенные монеты в народе прозвали «крылатыми ангелами». Спустя два года в стране начался массовый террор, и Дюпре оказался в тюрьме. Его приговорили к смерти на гильотине, и, направляясь к месту казни, гравер сжимал в руке монетку со своим рисунком и шептал молитву. Вдруг в колокольню, стоявшую неподалеку, ударила молния. Началась суматоха, и про казнь Дюпре попросту забыли. Он провел еще полгода в тюрьме, а затем вышел на свободу, вознося молитвы Господу.

А совсем недавно в США произошел поистине удивительный случай. Эдвин Робертсон из американского города Портленд 10 лет назад ехал на своем автомобиле по дороге. И вдруг какая-то бодрая старушка решила перебежать дорогу. Робертсон резко затормозил, но... Старушка получила серьезные ушибы, а Робертсон очень сильно ударился головой о лобовое стекло, вследствие чего почти оглох и ослеп.

Робертсон был верующим человеком. Он решил помогать деньгами старушке, тоже получившей увечья - ведь хотя, по сути, виновата она, но это же он и его автомобиль причинили ей травмы.

10 лет он исправно перечислял ей деньги. И вот недавно в Робертсона попала молния. Полчаса он провел без сознания, а очнувшись, с удивлением понял, что вдруг начал хорошо видеть и слышать..

О мертвых или хорошо, или ничего

(Латинская мудрость)

Мы молимся, чтобы Господь избавил нас от нашествия иноплеменников, междоусобной брани и , которая может наступить, например, от того, что наемный убийца стреляет в спину, или пилот, которому пассажиры вверяют свою жизнь, направляет самолет в землю, или от того, что солдаты расстреливают мирных жителей из современного оружия.

Важно для нас самих понять, как правильно относиться к трагическим случаям, когда чья-то злая воля внезапно пресекает жизнь другого человека?

Критерием и одновременно образцом для подражания могут быть люди высокой духовной жизни.

Живший в XIII веке армянский поэт Григор Нарекаци, автор «Книги скорбных песнопений», на долю которого выпало много страданий, писал:

Один мудрец назвал в года былые
Смерть без причины явной злом большим.
Хоть он – язычник, я согласен с ним:
Мгновенной смертью правят силы злые.
Как скот бессмысленный и бессловесный,
Мы исчезаем вдруг во мраке бездны,
Не осознав сей жизни пустоту.
Мы умираем и не ужасаемся,
Мы исчезаем и не удивляемся,
Мы даже в час последний не смиряемся.
Отлучены бываем – не терзаемся,
Порокам предаемся и не каемся,
Соблазнов низких не остерегаемся,
Всему предпочитаем суету.

Удивительно, как современно звучат эти слова, а также как точно он подметил, что действительно «мгновенной смертью правят силы злые»: и духовные силы, и силы земные. Но что еще исключительно важно, Григор Нарекаци употребляет местоимение не он, они или ты , а мы , причисляя себя к тем, кто исчезает «вдруг во мраке бездны». Он никого не осуждает, а смиренно кается:

Я хуже всех, моя греховна суть.
В грязи желаний я погряз по горло.
Земные страсти мне сжигают грудь.
Нетвердый разумом, иду нетвердо.

Подобный глубоко христианский подход – не осуждать очевидный страшный грех, как убийство, а осуждать самого себя, – характерен не только для средневековья, но и для нашего времени.

Неожиданно могут умереть и очень хорошие люди – жизнь и смерть в руках Божиих, Он ведает, когда, кого и как призвать к Себе. «Блажен, яже избрал и приял еси, Господи». Мы говорим о другом, когда действует не благая и совершенная воля Божия, а злая, преступная воля человека.

Многие читали замечательную книгу «Отец Арсений». В главе «Два шага в сторону» очевидец описывает трагический эпизод.

Колонну заключенных перегоняют этапом «строить в необитаемом месте бараки и заложить ствол шахты». Физически изможденный, нравственно сломленный заключенный демонстративно выбегает из строя и бежит, рассчитывая, что конвой, следуя инструкции, его пристрелит при «попытке к бегству».

«Конвоиры направили автоматы на заключенных, а лейтенант и один из солдат повернулись к бегущему и стали стрелять. Пули ложились рядом, поднимая облачка пыли, а лейтенант и солдат, видя, что силы сейчас оставят его, крикнули, чтобы спустили собак. Остановят, изобьют, доложат начальству, добавят зеку еще срока, но жив будет.

Колонна замерла, переживает, понимает, что конвой спасает татарина, и вдруг сбоку застрочил автомат. Третий бил метко, с первых же выстрелов изрешетил всего татарина, и тот, падая, какие-то мгновения пытался как будто ухватиться руками за сияющее солнечное небо и, протянув одну руку к солнцу, упал головой вниз по склону, а автомат все продолжал стрелять».

Тело убитого убрали, и колонна в угрюмом молчании двинулась дальше. «Охрана злая, чувствуем: чуть что не так – автоматной очередью прошьют. Посмотрел я на о. Арсения – в глазах слезы, лицо серьезное, печальное-печальное, но вижу, что молится. Почему-то вид о. Арсения обозлил меня, нашел тоже время молиться и плакать! Спрашиваю: «Что, Стрельцов? Разве такого не видели?»

«Видел, и не раз, но ужасно, когда убивают безвинного человека. Ты все видишь и ничем не можешь помочь». А я ему с издевкой сказал: «Вы бы Бога-то своего на помощь призвали. Он бы и помог татарину, или хоть бы прокляли убийцу. Хоть словесная и бесполезная, но месть».

«Что Вы! Что Вы! Разве можно проклинать кого-нибудь, а Бог и так сейчас многих из нас спас. Я видел это. Солдата Господь покарает. Ангел Смерти уже встал за его спиной. О, Господи! Как я грешен!» – закончил о. Арсений. Сказал и пошел, грустный-грустный».

Солдата, расстрелявшего несчастного беглеца, вскоре убили. «Убили в казарме – солдатской, убили зверски. Выкололи глаза и перерезали горло. Заключенные этого сделать не могли, так как убит он был вне зоны, а там жило только начальство. Убил кто-то из своих, татар-охранников. Узнали мы об этом только через неделю после возвращения в «особый», и я рассказал об этом о. Арсению. Помню, о. Арсений страшно расстроился и сказал мне: «Господи! Господи! Как это все ужасно. Еще одна смерть. Мучительная, страшная. Смерть без примирения со своей совестью и хотя бы внутреннего покаяния». Сказал и отошел, а я с радостью подумал: “Собаке – собачья смерть”».

Думаю, не ошибусь, что многие из нас подумали бы так же, как рассказчик, а не как о. Арсений. Но именно глубокое, искреннее покаяние, способное преодолеть, казалось бы, законное стремление осудить убийцу, является христианской нормой. Не «собаке – собачья смерть», а «Господи! Как я грешен!».

Только бы не осудить, только бы оградить свою душу от мрака злобы, ненависти и отчаяния, чтобы не потерять внутреннюю свободу, которая есть собственно свобода от греха. Такую свободу духа не могут отнять ни неволя, ни голод, ни муки, ни жестокость, ни злая воля злых людей.

Но так думать, жить и поступать могут исключительно сильные духом люди. В наше время расслабленности и вседозволенности типичным является скорее противоположное поведение. Кто-то осуждает, кто-то защищает, кто-то кого-то с завидной уверенностью обличает, не сомневаясь в своей псевдопрозорливости.

Однако страшен не только убийца, но и тот, кто подобно гоголевскому Вию показывает пальцем на невинного человека, которого он с какой-то дьявольской уверенностью считает виновным в преступлении и говорит: «Вот он!»

Приведем очень важные слова английского поэта Джона Донна, который говорит о глубоком, духовном, хотя он и не употребляет этого слова, единстве человечества:

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Мысль о единстве человечества особенно важна в наше время, когда «любовь оскудевает, лукавый победу торжествует», когда повсеместно господствует бесовский принцип «разделяй и властвуй», когда в ближнем видится не страждущий собрат, а кто-то не такой, иной, некто чуждый, а, следовательно, враждебный.

Отец Арсений даже к явному убийце не относился враждебно, а сострадал ему, твердо зная непреложность грозных слов Праведного Судии: «Мне отмщение, и Аз воздам».

Обвинить совсем не трудно, а от души сказать: «Господи, как я грешен», – это проявить, что ты христианин не на словах, а на самом деле следуешь за Христом, Который без единого слова упрека отдался на муку. Единственными словами о мучителях, с которыми Он обратился к Отцу со Креста, были: «Отче, прости им – они не ведают, что творят».

Христос возлюбил человека жертвенной, всеобъемлющей, совершенной любовью, которая изливается на всех – и на праведников, и на грешников, и даже на злодеев.

Крестная жертва Христа является для нас одновременно и спасением, и укором, и призывом следовать за Ним путем самоотверженной, сострадательной любви, которая никого не осуждает, но все предает Всеблагому и Всесовершенному Господу.

Это значит, что исповедь должна быть не только искренней, но и подробной. А для этого нужно постараться всё обдумать и вспомнить заранее. Можно взять в помощь хорошую книгу. Это нужно не для того, чтобы на исповеди заглядывать в книгу и списывать оттуда грехи слово в слово. Книга лишь помогает увидеть грехи забытые и незамеченные, не заменяя при этом собственных наших усилий.

Мытарства или воздушные бесовские стражи.

Хорошо помогает припомнить грехи повествование о мытарствах. Мытарства - нечто вроде застав или таможен, которые встречают на своём пути души умерших людей, возносясь к престолу Небесного Судии. На каждом из этих мытарств востребуется отчёт в особенных грехах... Каждая страсть, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей... Таким образом, мытарства суть не что иное как частный суд, на котором припоминаются душе и беспристратно оцениваются все её дела и после которого определяется ей участь. Суд этот называется частным, в отличие от всеобщего, который будет совершён над всеми людьми при кончине мира, когда Сын Человеческий снова придёт на землю во Славе Своей.. .

1-ое мытарство: Празднословия и смехотворства.

Грех празднословия - праздное расточительство слов, многословие, невоздержанность в речи, когда дар слова используют для лжи, клеветы и брани. Пустой вздорный разговор. Грех словом - это не только празднословие, но и многоглаголание, пустословие, насмешки, сюда же относятся злые и нескромные шутки.

Осмеяние чьего либо уродства, суетная болтливость,безвременный и чрезмерный смех, смех глупый и беспричинный, пересуды, двоедушие, сплетни, остроты на счёт других, непристойные шутки, злонамеренное ябедничество, бранные, скверные, легкомысленные слова и кощунственные речи, пустые и бесполезные разговоры. Не надо думать, что грех празднословия незначительный и не тяжкий. Попробуйте сосчитать сказанные за день пустые слова... А за неделю, за месяц, а сколько их соберётся за год? Сложите их в пустой мешок и попробуйте приподнять его...Будет нелегко. Вот так "незначителен" этот грех, что перетянет все другие грехи за своей многочисленностью.

2-ое мытарство: лжи и клятвы.

Неисполнение данных обещаний, неискренность, лицемерие, преувеличение, хвастовство, ложный донос, сложение своей вины на невиновного, лицемерие, лукавство, хитрость, оклеветание, клятвопреступление, утаение на исповеди греха или пересказывание чего-либо ложного, нарушение клятвы, присяги, обетов, лжесвидетельство. Многие старцы признавали грех лжи противоестественным для человека, противным самой его природе. Ведь родоначальник и отец лжи есть диавол, первый обманщик и лицедей, возомнивший себя Богом и предложивший съесть Еве и Адаму запретный плод, чтобы "стать как Боги..."

3-е мытарство: осуждения и клеветы.

Грех осуждения - склонность подмечать, запоминать и называть чужие недостатки, совершать явный или внутренний суд над ближним. Этот грех находится в тесной связи со страстью гордости, осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого. Грех оклеветания (часто произрастает из греха зависти) - это значит обесславить, похулить, посмеяться над чужими пороками, уничижение, забвение собственных согрешений и недостатков при невнимании к ним.

Всякое двоедушие по отношению к ближнему, даже малые и незначительные слова и поступки направленные к тому, чтобы представить нашего ближнего в худшем виде, всякое осуждение даже косвенно и вскользь - есть грех.

4-ое мытарство: чревоугодия и пьянства.

Страсть объядения и пьянства - это потерявшее правильность естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, нежели нужно для поддержания жизни и сил телесных, на которое излишнее питание действует противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их. Грех пьянства - постоянное питие крепких напитков, нюхание различных зелий, курение табака, употребление других веществ, доводящих человека до опьянения.

В современном обществе распространён грех употребления наркотиков, приводящий душу в безумное состояние и убивающий её. К этому греху относится и спаивание вином (или чем нибудь иным), оплачивание услуг водкой, табаком и другими товарами, приводящими человека ко греху пьянства. Питие и ядение прежде Божественной Литургии в праздники и в воскресение. Несоблюдение поста в среды и пятницы и четырёх постов, установленных Церковью. Употребление рыбы и вина в те дни поста, когда нет на них разрешения. Нарушение любого поста скоромною пищею.

5-ое мытарство: лености.

Грех лености - это беспечность, лень и нерадение в служении Богу, оставление церковных и домашних молитв, тунеядство, неисполнение или недобросоветное исполнение своих обязанностей. Леность - это праздность, ничегонеделание, неблагодарность Богу, опущение по лености церковных служб, уныние и небрежение о своей душе. Грех лености относится к семи смертным грехам.

Современный человек очень любит покой и комфорт, окружает себя предметами удобными и изнеживающими его плоть. В жизни такого человека нет места для малейшего ущемления приятностей для души и прелестей для тела. Леность приводит к эгоизму и себялюбию, поражает и парализует волю человека, делая её неспособной к исправлению и духовному подвигу.

6-ое мытарство: татьбы.

Хищение (татьба) - грех, совершённый против чужого имущества, т.е. воровство - грубое, явное, тайное, хитростью, благовидное, с насилием. Виды хищения разнообразны: грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство, всякое присвоение чужой собственности путём обмана.

Принятие краденного (покупка и хранение), расхищение казённых денег или вещей полученных на хранение. Насильственное задержание чужой собственности, которая случайно оказалась в твоих руках. Утаение найденной вещи, необличение и скрывание знаемого вора. Роскошь, расточительство, мотовство, трата денег на суетные дела. Многим кажется незначительным не заплатить за свет (мол,у государства и без того денег много), не вернуть в библиотеку понравившуюся книгу, но вот из таких мелочей и складывается этот грех.

7-ое мытарство: сребролюбия и скупости.


Это грех чрезвычайной важности: в нём одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Притворное нищенство. Уклонение от платежа долга, утаение найденного, обман при продаже, удержание платы с работника, неподаяние милостыни, непосещение больных, отказ в помощи страннику. Страсть к деньгам, к принятию даров, роскоши, пристрастие ко всякого рода вещам, драгоценностям, украшениям и нарядам.

Само чувство довольства от обладания материальными благами губительно для души. Можно с вожделением любоваться не только кучей денег, но самым невинным золотым колечком. Ведь в Евангелии сказано: "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше..." (Мф. 6:21)

8-ое мытарство: лихоимства.

Грех лихоимства - это грех присвоения чужого и мздоимства (давание денег в рост, неправедное приобретение, участие в лотерее, игра на бирже и прочее).Греху лихоимства всегда сопутствуют скупость и сребролюбие. Взяточничество, спекуляция, безбилетный проезд в общественном транспорте. Сейчас очень популярны всякие шоу и игры, в результате которых человек выигрывает деньги, практически не трудясь для этого.И совершенно порабощает волю человека игра в игровые автоматы, в рулетку, когда игроки проводят целые ночи в казино.

9-ое мытарство: неправды.

Ложь - это сознательная попытка обмануть, используя любую форму неправды. Нет, пожалуй, ни одного более распространённого греха, чем ложь. Ложь по нужде, обман не в шутку, двуязычие, тайные козни против людей, лукавство, оправдание себя перед другими при полном сознании своей вины, изворотливость, лесть или неискреннее сочуствие в обращении с людьми, подкуп, неискренний или неправдивый отзыв о человеке, бесчестие человека на словах (в письме или другим каким-либо образом), разглашение чужих пороков, слушание наговоров и по ним суждение о людях.

У многих людей входит в привычку слегка прихвастнуть, добавить что-то к произшедшему, придумать на ходу убедительный ответ начальнику, изменив чуть-чуть действительность, но всё это будет ложью.

10-ое мытарство: зависти.


Грех зависти - зложелание, злорадство. Зависть чужому успеху, положению в обществе. Желание неудачи, провала, печального исхода для чужих дел. Радость чужому несчастью, неудаче. Зависть может довести до всякого злодеяния ближнему. Грех зависти относится к семи смертным грехам. Презрение кого-либо и почитание себя лучше, достойнее и праведнее других. Внушение злого совета, всегдашнее недовольство своим состоянием.

Наше общество серьёзно больно этим грехом и нет человека, который бы не смотрел в сторону соседа, - чего тот приобрёл нового: машину, дом или просто модное платье, испытывая отнюдь не радостные за него чувства. Даже разговоры про богатых и бедных небезобидны: в основе их лежит часто чувство зависти к чужому имуществу.

11-ое мытарство: гордости.

Тщеславие, самонадеянность, презрение к другим, невоздаяние должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и неповиновение им. Стремление к почестям и требование для себя уважения от других, славолюбие любовь к чинам, высокомерие, хвастовство, напыщенность, тщеславие, чванство, безсовестность, надменность, отчуждённость от других людей, в чувстве превосходства над другими.

Обратите внимание, в разговорах о ближнем чего вы рассказываете больше: хорошего о них или плохого? Подумайте, сколько раз в день вы произносите слово "я" - это и будет небольшим показателем вашей гордости.

12-ое мытарство: гнева.


Грех гнева - вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание о мести, раздражительность, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума. Это непристойный крик, спор, бранные, жестокие, колкие слова, ударение, толкание, убийство. Гнев проявляется в ссорах с ближними, в воспитании детей; в поведении - грубость, хамство, наглость, злая насмешливость, ярость. Даже по отношению к бессловесной твари испытывать гнев, бить животных, а также раздражаться на неодушевлённые предметы, срывать на них злость является грехом.

13-ое мытарство: злопомнения.

Грех злопомнения (памятозлобия) - это злопамятство, непрощение обид, мстительность. Памятозлобные люди излишне требовательны к ближнему, долго помнят и держат в сердце обиду, чтобы возздать злом за зло. Этот грех противоречит и духу и букве Евангелия Христова. Не прощая других, отмщая им за обиду, содержа в памяти зло на другого, мы не можем надеяться на прощение собственных грехов Отцом Небесным.

Вспомните, сколько обидных слов, сказанных в ваш адрес, вы носите в своём сердце, иногда во всех подробностях помните ссору. Не утешайте себя тем, что вы потерпевшая сторона. В таком сердце, где нет места любви и прощению, нет места и для благодати Божией. Умейте прощать всем сердцем своих ближних.

14-ое мытарство: убийства.

Страшнейшим грехом во все времена считалось - убийство - лишение другого величайшего дара Господня - жизни. Такими же страшными грехами являются самоубийство и убийство во чреве - аборт. Очень близки к совершению убийства те, кто во гневе на ближнего допускает рукоприкладство, нанося ему побои, раны, увечья. Виновны родители жестоко обращающиеся со своими детьми, те кто сплетнями, наговорами и клеветой вызывал озлобление в человеке против кого-либо третьего.

Своевременное неоказание помощи больному, умирающему, равнодушие к чужим страданиям - рассматривается как пассивное убийство (отношение к престарелым родителям со стороны детей). Неоказание помощи человеку попавшему в беду (бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому и т. д.). Мы убиваем ближнего не только руками или оружием, но и жестокими словами, бранью, издевательством, насмешкой над чужим горем. Те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха. Убийство животных без нужды в пропитании, истязание их. Отказ от лечения, намеренное неисполнение предписаний врача, сознательное нанесение вреда своему здоровью чрезмерным употреблением вина, курением табака. Телесное наказание кого-либо по жестокости до смерти. Доставление убийцам убежища, доставление к убийце или самоубийце средств к преступлению, умолчание о чьём-либо приготовлении или самом покушении к убийству. Содействие к ускорению чьей -либо смерти, отказ врача в помощи заболевшему, умышленное замедление в лечении больного или лечение небрежное, недосмотр за больным в беспамятстве, жестокость к убогим и уродам, доведение кого-либо до внезапной смерти или самоубийства. Продажа в пищу чего-либо вредного для здоровья. Осуждение на суд невинного или оправдание виновного, зная о невиновности первого и виновности последнего.

15-ое мытарство: чародеяния.


Ворожба, использование богослужебных предметов для этой цели, гадание на картах, участие в каких-либо еретических таинствах и обрядах, сознательное заупокойное поминание живых лиц, заговоры, распространение слухов о конце мира, ложных чудесах и знамениях, обращение к колдунам, гадалкам, ворожеям, занятия теософией, окультизмом, спиритизмом, призывание бесов.

Очень близки к контакту с невидимым бесовским миром, так называемые современные лженауки, такие как экстрасенсорика, использование медиумов для познания будущего, астрология. Неудивительно для нематериальных духов, находящихся под властью диавола, узнать будущее о человеке. Но поражает та безумная беспечность, которой отдаётся человек, общаясь с тёмным миром духов. Получается, что современному человеку легче верить бесам (через какого-нибудь самозванного оракула), чем Святому Богу и Церкви, предостерегающей от такого общения.

16-ое мытарство: блуда.

Блуд - плотская связь холостого мужчины и незамужней женщины до брака (или нарушение целомудрия юношей или девушкой до брака), всякая блудная мысль, мечтание, мысленные услаждения, усладительные воспоминания бывших своих грехов, чтение литературы и просмотр фильмов, фотографий вызывающих страстное любопытство и описывающих разврат, скверноматерная брань, всякое сквернословие, обольщение невинного лица, издание и распространение соблазнительных сочинений или изображений.

Помните, что грех этот начинается с малого попущения и быстро берёт в плен, зажигая страстной похотью человеческую плоть. Современное воззрение на так называемые "свободные отношения" является настоящим блудом в очах Божиих и перед лицом Святой Церкви.

17-ое мытарство: прелюбодеяния.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности одним из супругов. Гражданский брак без церковного венчания, отговор и прямое препятствие другим вступить в законный брак, незаконная беременность, взаимное уклонение супругов друг от друга для свободного сожительства с другими, самовольный развод, оставление женой мужа и наоборот - во время болезни или другого несчастья, вступление в брак при живой жене или при живом муже. Своевольное самоуправство жены, уклонение от благочестивой жизни, непослушание и неподчинение мужу. Уклонение от благочестия и своевольное поведение мужа, ревность, упрёки между супругами из-за бесплодства.

18-ое мытарство: содомское мытарство.


Кровосмешение (плотская связь между близкими родственниками), противоестественные половые связи (мужеложство, лесбиянство, малакия. скотоложство), согрешение блудом с разными лицами, наложничество. Впадение в блуд в кумовстве, с крестниками, вообще в духовном родстве.

В современном обществе уже спокойно смотрят на однополые браки и нас уже не удивляет открытое бесстыдное поведение многих известных в обществе людей. Даже сочуствие к ним и понимание "их проблем" есть грех и соучастие в содомском грехе.

19-ое мытарство: ересей и расколов.


Неправые мудрования о вере, отступничества от православного исповедания веры и её искажение, неверие, сомнение о вере, порицание святыни, сочуствие еретическим и сектантским учениям. Хульные и бранные слова по отношению к церкви и её святыням. Открытое навязывание и учительство материалистических взглядов, атеизм, участие в атеистических организациях (пионеры и т. д.), исповедующих неверие в Бога.

20-ое мытарство: немилосердия.


Милосердие - сердоболие, сочуствие, любовь в деле, готовность делать добро всякому (Даль). В Нагорной проповеди, которую произнёс Господь на горе Блаженств, в Евангелии от апостола Матвея сказано: " Блаженны милостивые,
ибо они помилованы будут" (Матвея 5:7) Дальше, в Евангелии от апостола Луки говорится: "будите милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Луки 6:36). Здесь Священное Писание нас учит быть милосердными и ставит нам в пример Отца нашего Господа Бога. Вообще мы должны стараться приближаться в своих качествах к Господу Богу.

Одна из самых главных обязанностей христианина это на деле проявлять свое доброжелательство, благотворительность, милосердие и любовь к другим; не думая о личной выгоде и корысти. Христианин должен всегда оказывать телесную и духовную помощь своим близким. Милосердный человек имеет доброе сострадательное сердце и любящую душу.

Нужно помочь нуждающимся, больным и немощным (одеть, накормить и напоить). Кроме помощи телесной, нужно оказывать и духовную помощь. Если у нашего близкого затруднение, печаль, горе то нужно помочь делом, советом, направить или наставить. Если мы видим, что наш близкий заблуждается и грешит, то наш долг помочь, направить и объяснить ему, что его поступок - грех. Но все это нужно делать не со злобной критикой, но как доктор советовать и с любовью и лаской наставлять и спасать его от греха. (В этом случае православно-христианское учение совершенно несогласно с принятым в нашем обществе подходом не вмешиваться в чужие дела). У немилосердного человека жестокое несострадательное сердце: по-настоящему он никого, кроме себя, не любит. Такой человек подобен Евангельскому фарисею: он исполнил все добродетели, кроме последней - милосердие.

Чтобы не грешить немилосердием нужно - при всякой возможности - делать противоположную добродетель, то есть нужно оказывать милосердие ближнему и всякой твари. За дела милосердия Господь прощает многие наши грехи.


2. О милосердии Божием.

Может показаться, что обыкновенному человеку, не наделенному необычайной духовной и нравственной силой, вообще невозможно пройти через эти мытарства. И все же, с нас спросится не за все совершенные прежде грехи, а лишь за грехи нераскаянные. . Если же кто искренно и по правде, не утаивая ничего, исповедывает все дела свои и с сердечным сокрушением кается во всех соделанных им прегрешениях, то грехи такого человека, по милосердию Божию, невидимо изглаживаются, и когда душа его идет по мытарствам, воздушные истязатели, разогнув свои книги, не находят в них никаких рукописаний ее грехов и не могут сделать ей никакого зла, так что душа та беспрепятственно и в веселии восходит к престолу благодати...

Одному подвижнику принадлежит высказывание о том, что если бы наш Господь был только Праведным Судьёй, то не спаслась бы никакая душа. Но Господь ещё и Милосердный Отец, приемлющий во объятия Свои всякого блудного сына, то есть всякую грешную, но кающуюся душу. Благоразумного разбойника спали семь покаянных слов на кресте для вечности. Поспешим и мы пролить перед Богом покаяние. Так же надо помнить о том, что все перечисленные грехи мы совершили так или иначе против ближнего, но глубоко оскорбляем ими Бога. Господь ещё с древних времён дал отпавшему человечеству заповеди (то есть законы), по которым должен жить человек и получить в конце жизни помилование и прощение. Первая древнея заповедь говорит нам о грехах, совершённых против Самого Бога. Многие современные люди утверждают, что живут по закону совести и ни в чём таком порочном она их не зазирает."У меня Бог в душе" , - как правило говорят они."Я вроде никаких смертных грехов не совершал в своей жизни" , - отвечают они на исповеди. Но ведь есть очень страшные грехи, в основе которых лежит неверие или искажённое поклонение Богу. Есть учения, которые настолько искажают Божественную Сущность, что это поклонение преобретает противоположный смысл. Таковы все новомодные эзотерические учения, которые учат совершенствованию духа и тела при посредстве некиих таинственных энергий, получаемых якобы, непосредственно из космоса. Такие учения надмевают настолько, что любой человек считает себя вправе быть учителем других людей и почитает себя способным исцелять от любой болезни и недуга. Надо помнить, что по учению Православной Церкви учительствовать и исцелять способен только облагодатствованный и святой человек. Сознавать себя таковым, руководствуясь какими-то невиданными способностями, полученными непонятно за какие заслуги, крайне губительно для души. Угождение Богу и усвоение Ему начинается только после принесения покаяния и исправления жизни от грехов путём совершения противоположных грехам добродетелей.

Путь этот очень сложный, так как человек удобнее уклоняется на плохое и с большим только трудом постигает добродетель. Хорошо быть добрым к людям и творить для ближнего благо, но надо хорошо помнить, что грех коренится в первородном грехе, когда человек пошёл против Бога и против Его Божественного замысла. Поэтому грехи, совершённые непосредственно против Бога, против Святой Церкви - хранительницы правого, то есть Православного учения, не менее тяжкие, чем все другие. Это: неверие, отрицание присутствия Божия в этом материальном видимом мире, отрицание Его Божественного промысла и действий Его. Это хула на то, что наш мир устроен неправильно и несовершенно и приписывание всех бед недосмотру Бога, а не страшным разорительным деяниям самого человека. Непочитание и осмеяние Церковных канонов, традиций и Святых Таинств, совершаемых Церковью. Непочитание икон, святыни, святых мощей, святых праздников церковных. Непосещение Церкви и неучастие в церковной богослужебной жизни. Нехождение в Церковь для участия в Таинствах: исповеди и Причащения Святых Христовых Таин. (Хорошо зайти в Церковь и поставить свечи, но это не имеет отношения к полному и серьёзному воцерковлению, без которого спасение души человека будет очень затруднительно.) Это непребывание в молитве, то есть даже часть всего дневного времени не посвящается беседе непосредственно с Богом. Незнание и нежелание знать молитвы, нежелание выучить несколько славянских букв, чтобы понимать церковно-славянские тексты. (Отговорка о том, что современный человек не понимает, что читают в Церкви, просто смешна, когда многие знают по нескольку иностранных языков и нанимают за деньги преподавателей, чтобы освоить эти языки.) Неблагоговение, равнодушие и теплохладность в вопросах веры и спасения. Неисправление своих грехов и пребывание в них (закоснение), несмотря на знание о том, что это великое зло. Любой грех, совершаемый даже против собственной плоти. есть грех, оскорбляющий Бога. Например, человек, который выпил лишнее и доставил беспокойство своим близким, прежде всего должен попросить прощение у Бога, потому что Бог задумал его совсем другим и совсем для других дел. Мы лишь пользуемся тем телом, которое нам дал Господь и в ответе перед Ним за всё, что совершаем. И ещё одна очень важная добродетель и надежда для нашего спасения заключена в том, чтобы уметь благодарить Бога за всё происходящее с нами в жизни, умение терпеливо нести болезни и трудности, без ропота - "за что мне это?" и с благодарным сердцем к Творцу. Для приобретения этих добродетелей человеку и даётся эта земная жизнь. Чтобы понять своё призвание и найти путь к Богу и вечности.


3. Одни чувства без слов — это не покаяние.

Чувство и слово помогают друг другу на исповеди, хотя первое и не заменяет второго. Сам яко Благ и Незлобивый Владыко, сия рабы Твоя словом разрешитися благоволи, — говорится в одной из молитв перед исповедью. Мы разрешаемся от грехов словами, а не слезами и чувствами.

Плач о грехах заповедан нам Господом. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Но они утешатся не потому, что одних слез достаточно для покаяния. Истинный плач о грехах непременно научит разрешатися словом. Но если мы плачем, а о грехах толком сказать ничего не можем — это не исповедь. Тогда нужно вернуться домой, хорошо все обдумать и снова прийти, твердо помня грехи или записав их.

Бывает, мы плачем больше о том, что нам самих себя очень жалко. Этот плач не приводит к блаженству —напротив, он только мешает нам каяться. Чем сильнее в нас любовь к Богу — тем сильнее желание расстаться с грехами. Напротив, чем больше мы любим себя — тем меньше заботимся о покаянии, и его место легко занимает печаль о собственных переживаниях.
В этом случае важно не дать себе волю изливать свои чувства вместо грехов. Если же мы ими так увлеклись, что самих грехов почти и не помним, то сначала потрудимся вспомнить грехи, а уже после этого пойдем исповедываться.

4. Можно помнить грехи и при плохой памяти.

Нередко приходится слышать серьезную исповедь от тех, у кого память довольно посредственная. Другие, напротив, не помнят грехов и с куда лучшей памятью. Они помнят всю жизнь, но не помнят грехов. От них мы слышим:«Согрешил делом, словом и помышлением, не знаю, что еще можно сказать...» Но причащаться могут лишь те, кто на исповеди действительно каялся. «Делом, словом и помышлением» — это не покаяние в конкретных грехах. Священник вынужден объяснять этим людям, что с такой исповедью не причащаются. Что же дальше? Иные уходят в обиде, говоря, что грехов у них нет, но таких очень мало. Чаще всего мы немедленно слышим... нормальную исповедь. Что же случилось? Внезапно улучшилась память? Нет, возникло желание. Они захотели — и сразу же вспомнили немало грехов. Ведь все, что производит на нас впечатление, мы долго и отчетливо помним, и если мы забываем наши грехи, то не значит ли это, что мы просто не придаем им серьезного значения?

5. Чем меньше грубых грехов, тем глубже становится исповедь.

Если грехи наиболее тяжкие уже исповеданы и не повторялись — это только одна ступень покаяния. Общий вес так называемых «мелких» грехов во много раз больше, чем у грехов смертных. Что мы не совершаем грехов, которые позволяют себе другие — суть дела от этого не меняется: каждый ответит сам за себя. Кому больше дано, с того больше и спросится; кто больше делает, тот лучше видит, чего он не сделал или сделал не так.

6. Лучшая подготовка - вспоминать каждый день понемногу.

«Кто запрещает тебе самому, — говорит отец Иоанн (Крестьянкин), —— внимательно подумать заранее о своей жизни, приготовляясь к Исповеди в течение нескольких дней говения, чтобы было, в чем каяться... Дома, пред Лицем Господа, надо продумать свою жизнь и именно свои частные нарушения воли Божией. Проверить себя: соответствует ли все мое поведение тому, что требует от меня Господь, как от христианина. Приучишь себя к такой проверке, тогда откроется тебе такая бездна грехов в твоей душе…» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. М., 1999. С. 30-33.)

Возможно ли сделать все это в течение двух-трех часов или даже за день-два до исповеди? Возможно, но только в том случае, если мы уже приучили себя каждый день проверять свою совесть. Если же нет - никакие усилия, затраченные перед самой исповедью, не помогут нам вспомнить всего, что мы забыли.

Каждый из нас при желании может запоминать или записывать грехи, совершенные им в течение дня — будь то делом, словом или помышлением. Хорошо, если мы запишем их несколько, в крайнем случае — хотя бы один. Дело, конечно, не в том, чтобы за месяц записать к исповеди ровно тридцать грехов. Наша задача шире и глубже — вспоминать все, чем мы согрешили. И если за месяц и больше мы можем вспомнить лишь один-два греха — это значит, что к исповеди мы еще не готовы.

7. Нерегулярная исповедь не может быть полной.

Наиболее содержательной исповедь обычно бывает у тех, кто приступает к этому Таинству в среднем не реже одного раза в месяц. Чем дольше мы не исповедаемся, тем хуже помним грехи. Конечно, можно от всей души каяться и после больших перерывов, и самая первая исповедь бывает у многих вполне содержательной. Но только едва ли кому-то удастся сохранить этот добрый настрой, если до следующей исповеди снова пройдет много времени.

8. Сначала о том, о чем тяжелее всего говорить.

Аще что скрыеши от мене, сугуб грех имаши, — говорится в последовании Таинства исповеди. «Сугуб» — значит «вдвойне»; утаенный грех после исповеди становится еще тяжелее. Кто-нибудь спросит — насколько исповедь должна быть подробной? Настолько, чтобы священник понял суть дела.

Одним словом, если мы умели грешить и хотим за это не быть осужденными, мы должны называть грехи на исповеди так же конкретно, как нам бы назвали их на Суде. Как говорил один опытный духовник, прославлен у Бога бывает тот, кто на исповеди себя полностью обесславил перед священником.

9. Мы каемся перед Богом в грехах, а не в видах греха.

Мы оскорбляем Бога грехами, а не тем, как они называются. Одни названия грехов и страстей («согрешил осуждением, нерадением, ложью») — это самая примитивная исповедь; насколько она коротка и удобна, настолько же и далека от реальности. Называя грехи только по имени, мы не можем сказать само то, в чем каемся. «Осуждение, нерадение, ложь» — слова слишком общие и малопонятные.

Мы просим у Бога прощение на исповеди за поступки, слова и дурные помыслы. За них-то Он нас и прощает, но только когда мы в них исповедуемся. Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, — гласит разрешительная молитва. От всех исповеданных нами грехов, если, конечно, они были рассказаны.

10. Чем меньше лишних слов - тем лучше.

И для тех, кто за вами ждет своей очереди, и для священника, и, конечно, для вас. Речь идет обо всех тех словах, которые не помогают священнику лучше понять, в чем вы именно каетесь. Их приходится слышать достаточно много, и сам кающийся в них первым теряется.

Долгая речь не всегда содержательна. Когда исповедь бывает затянута, это не значит, что мы лучше каемся. Скорее, мы просто хуже готовы или чересчур влюблены в себя. Обилие пауз и отступлений несет на себе печать эгоизма, а также неряшливого мышления. Нередко долгие повествования, если бы их произнести поживее, могли бы быть в несколько раз короче без всякого ущерба для содержания.

Если вы сочли нужным написать свою исповедь, чтобы священник сам ее прочитал, пожалуйста, помните, что вы пишете именно исповедь, а не что-либо другое. Не надо писать автобиографию. Не надо под видом исповеди изливать свои чувства — это разные вещи. Если в ваших мыслях еще нет порядка — разберитесь в них, а потом пишите. Не пишите вперемешку с грехами молитвы собственного сочинения. Не пишите о том, как вам надо было поступить — пишите только одни грехи.

11. Рассуждения о грехах тоже излишни.

«А значит, во мне действует такая-то страсть»; «а значит, ей содействует то и другое», «а значит, она во мне только усилилась», «а значит, во мне есть и такой-то грех...» Это — тоже крайность. Так бывает, когда мы все обдумали, но при этом не каемся, а философствуем. А между тем, просить прощения и рассуждать — далеко не одно и то же. Если нас кто-то обидел и говорит: «Прости меня, я виноват», — это одно. И совсем другое, если мы слышим: «Прости, — это во мне действовала такая-то страсть, а она действовала по таким-то причинам». Неуместно, а главное — в рассуждениях подобного рода и правда действует страсть: гордыня. Рассуждая вместо того, чтобы каяться, мы ставим себя несколько выше, чем следует ставить себя человеку, который просит прощения в грехах. А тот, кто приходит на исповедь в уповании на милость Божию и сознавая, что сам он — ничто, будет каяться без рассуждений и без всяких «а значит».

12. Ни в чем себя не оправдывать.

Самооправдание — первый враг исповеди. Оно страшнее, чем страх перед тем, что священник плохо о вас подумает. В нем больше лукавства, чем в утаивании грехов от стыда. Мы не будем долго скрывать грехи, хорошо нами осознанные. Когда-нибудь явится здравая мысль: ведь если речь идет о жизни и смерти — какая разница, как мы будем выглядеть? Явится — и приведет нас на исповедь вместе с утаенными прежде грехами.

13. Без реальных усилий все будет бездейственно.

До сих пор мы говорили о самой исповеди. И все же честная, собранная и подробная исповедь — это только лишь часть покаяния. Другая часть заключается в желании исправить и самое дело.
Если дела уже неисправимы — в любом случае должно быть изжито то внутреннее устроение, которое к ним привело. Его не исправить без исповеди, но и не исправить одной только исповедью: покаяние — изменение — будь то ума, души или сердца, должно затронуть и дела человека — оно должно стать изменением жизни.

Нет таких состояний души, когда невозможно покаяться. Правда, бывает, что мы не хотим каяться, но не хотим и не можем — два разных явления. Неверие в Бога всегда добровольно, как и нежелание к Нему обращаться. Нас не научили? Но только ли этому? Или все, что мы знаем, умеем и любим было кем-то специально привито извне? Нежелание помнить и видеть грехи, нежелание жить в согласии с Истиной — все это, конечно, мешает нам каяться. Только здесь дело не в невозможности, но в нашей глубокой, сильной и нежной самовлюбленности — а она добровольна.

Нет такого греха, который не будет прощен, если мы будем в нем каяться. Ключ от Царства Небесного у нас в руках: сумеем ли, или вернее — захотим ли мы им воспользоваться?

Милосердный Господь да сподобит нас принести Ему покаяние искреннее и нелицемерное.

Использованная литература:

"Повседневное исповедование грехов с кратким толкованием."
Протеиерей Василий Михайловский "Полная исповедь"

Начиная с 1917 года медицина фиксирует внезапные смерти молодых и казалось бы совершенно здоровых людей, никогда не болевших (во всяком случае никогда не обращавшихся к врачу с признаками какого-либо заболевания). В начале XXI века синдром внезапной смерти стал еще более распространен, чем в XX веке. Медики спорят, чем вызвано такое увеличение смертных случаев и что за этим стоит? Некоторые ученые, такие как доктор Л. Мейендорф говорят о том, что подобные случаи проявляются в странах Европы и США с необыкновенной быстротой. А в своей книге «Инсульт, инфаркт, внезапная смерть: теория сосудистых катастроф» профессор Е.А.Широкова пишет: «Точной статистики внезапной смерти нет, поскольку не существует общепринятого определения этого понятия. Однако подсчитано, что в США каждые 60-75 секунд 1 человек умирает от неожиданной остановки сердца. Проблема внезапной сердечной смерти, привлекавшая внимание кардиологов в течение многих десятилетий, вновь остро встала в последние годы, когда проведённые Всемирной Организацией Здравоохранения широкие популяционные исследования продемонстрировали возрастающую частоту внезапной смерти среди взрослого, и не только взрослого, населения. Оказалось, что случаи внезапной смерти встречаются не так уж редко, и проблема эта требует пристального изучения».

Что же мы можем сказать по этому поводу. Прежде всего, необходимо обратиться к описанию смерти, сделанному святителем Тихоном Задонским: «Время жития нашего беспрестанно уходит. Прошедшего времени возвратить невозможно. Прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем. Кончина наша нам неизвестна. Следовательно, всегда, во всякий час, мы должны быть готовы к исходу, если хотим блаженно умереть. Отсюда заключается, что христианин должен находиться в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия. Каким он хочет быть при исходе, таким должен стараться быть и во всякое время жития своего, ибо не знает с утра - дождется ли вечера, и с вечера - дождется ли утра ».

В современном мире очень мало кто помнит эти слова. Недавно мне лично пришлось столкнуться с 3 случаями внезапной смерти.

1) Одна девушка 24 лет окончила институт и устроилась работать в большую коммерческую структуру, с хорошими перспективами и окладом превышающим «среднестатистический», но вот буквально через неделю после вступления в должность, придя на работу, она внезапно почувствовала себя плохо, сильная головная боль и стесненность дыхания. Вызванная скорая помощь, приехав через 30 минут, констатировала смерть.

2) Мой хороший знакомый, с которым я был дружен много лет, не был подвержен вредным привычкам к алкоголю и курению, напротив он занимался спортом в течение всего года, был хорошим семьянином и не страдал от различных проявлений стрессовых ситуаций так, как для этого просто не было побудительных мотивов. Это был человек, о котором принято говорить «очень успешный». Но однажды во сне наступила внезапная смерть.

3) Еще один случай из жизни, человек которого я хорошо знал, тоже не был подвержен вредным привычкам. Он был православным христианином, регулярно исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн. Но однажды, придя домой после работы, он внезапно почувствовал себя плохо. Смерть наступила до приезда врачей скорой помощи.

Но с какой мыслью и с покаянным ли сердцем отходили эти люди ко Господу, хотя смерть их была внезапной. Вот, что говорит нам Авва Евпрений: «Любящий земное более Небесного лишится и Небесного и земного. Ищущий же Небесного - господин всему миру».

Медики выдвигают много причин этой самой внезапной смерти. В своей статье по этой проблематике Иван Пожаров приводит разные версии возможных причин наступления внезапной смерти:

Предшествующий сердечный приступ с большой зоной повреждения миокарда (75% случаев внезапной коронарной смерти связаны с перенесенным инфарктом миокарда).

В первые шесть месяцев после острого инфаркта миокарда риск развития внезапной коронарной смерти повышен.

Ишемическая болезнь сердца (80% случаев внезапной коронарной смерти связаны с этой болезнью).

Фракция выброса меньше 40% в сочетании с желудочковой тахикардией.

Предшествующие эпизоды внезапной остановки сердца.

Случаи внезапной остановки сердца или внезапной коронарной смерти в семейном анамнезе.

Наличие в личном или семейном анамнезе нарушений сердечного ритма, включая синдром укороченного или удлиненного интервала QT, синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта, слишком низкая частота сердечных сокращений или блокады сердца.

Желудочковая тахикардия или фибрилляция желудочков, развившиеся после сердечного приступа.

Врожденные пороки сердца и аномалии кровеносных сосудов.

Эпизоды синкопе (потери сознания неопределенной причины).

Сердечная недостаточность: состояние, при котором насосная функция сердца ослаблена. У пациентов, страдающих сердечной недостаточностью, вероятность развития желудочковых аритмий, которые могут привести к внезапной остановке сердца, в 6-9 раз выше.

Дилятационная кардиомиопатия (вызывает внезапную коронарную смерть в 10% случаев), вследствие снижения насосной функции сердца.

Гипертрофическая кардиомиопатия: утолщение сердечной мышцы, особенно в области желудочков.

Значительные изменения уровня калия и магния крови (например, при использовании диуретиков), даже при отсутствии каких-либо заболеваний сердца.

Ожирение.

Сахарный диабет.

Употребление наркотиков.

Прием противоаритмических препаратов может увеличить риск развития угрожающих жизни аритмий.

Другие авторы приводят еще более фантастические объяснения внезапной смерти. Вот какие теории излагает в своей статье «Синдром внезапной смерти» Дмитрий Кузнецов. И хотя многое из его теорий безусловно несостоятельно, но я привожу их специально для полноты картины по описываемой мной проблематике. Вот, что узнаем мы из его статьи: «Можно выдвинуть несколько гипотез, объясняющих возникновение фатальных процессов в организме:

1. Химия

Мы живем не в железном, не в атомном, а в химическом веке. Оглянемся вокруг себя - нас окружают практически одни искусственные материалы, начиная от синтетики в одежде, заканчивая эпоксидной смолой и фенолом в ДСП мебельного ширпотреба. Исключение составляют металлы, однако и они все больше претерпевают рукотворные изменения и вытесняются сверхпрочным пластиком. Такое агрессивное неестественное химическое окружение не может не сказаться на протекании биохимических процессов на клеточном уровне. В данном случае не следует путать банальное отравление среды обитания (с последующей интоксикацией особей, обитающих в этой среде) с тонким изменением биохимии. Просто в один непрекрасный момент жизненно-важные реакции в организме чуть-чуть (этого "чуть-чуть" вполне достаточно) смещаются в ту или иную сторону и наступает смертельный "час Х".

2. Волны

Примерно все то же самое можно сказать и об электромагнитной обстановке на планете. Мы просто купаемся в океане электромагнитного излучения различного диапазона - от сверхдлинных волн дальней связи с подводными ядерными крейсерами до СВЧ-импульсов мощнейших радаров. Уже давно Земля стала вторым по мощности радиоизлучения телом солнечной системы (на первом, разумеется, наше светило). Накладываясь друг на друга электромагнитные волны создают хаотичную интерференционную картину с ярко выраженными энергетическими минимумами и максимумами. Человек попадает в подобные экстремумы и его электробиофизиология дает сбой.

3. Экзотика

Интересную гипотезу о причинах синдрома внезапной младенческой смерти высказал некий австралийский ученый. Хотя некоторые эксперты и называют идею неправдоподобной, он утверждает, что причиной смерти грудных детей является то, что им снится сон, что они находятся в утробе матери. Поскольку до рождения кислород поступает через пуповину, они "забывают" дышать и гибнут. С некоторой натяжкой подобный механизм возможно распространить и на взрослую человеческую единицу.

4. Уфология

Правительство Клинтона тогда постаралось замять инцидент (к слову сказать, абсолютно нормальная реакция), однако оставило себе некоторую лазейку, допустив строго дозированную утечку информации. Как и в иных подобных случаях "цивилизованная общественность" ответила равнодушным молчанием, еще раз продемонстрировав эталонный образец стратегического мышления низшего порядка.» И хоть после прочтения раздела уфология стоит улыбнуться, но мы все равно приводим эту версию для полноты картины страха перед внезапной смертью беспокоящей все человечество.

Но каждый Православный Христианин знает, что душа человеческая предстает перед Господом в тот момент, когда она наиболее близка ко спасению. Каждый человек сам выбирает для себя свою жизнь, каждый человек наделенный свободной волей может либо идти ко Христу, либо наоборот удаляться от него. Преподобный Ефрем Сирин говорит нам об этом: «Горе тебе, душа, что пребываешь бесчувственной в настоящей жизни, каждый день предаваясь роскоши, смеху, рассеянности и живя распутно,-в Будущем Веке будешь плакать, подобно богачу, мучимая в вечном пламени».

«Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля его и плача не вынесут основания вселенной».

«Злые посмотрят на добрых и усугубится горе их, когда они увидят великую славу совершенных, какую приобрели они себе в наследие кратковременной борьбой, тогда как злые, гоняясь за ничтожным, унаследовали мучения».

«Вечная Жизнь ожидает только тех, которые приняли залог, и при конце, в день явления Великого Царя, выйдут навстречу Ему; таковым возвещены нескончаемые блаженства».

Некоторые родственники умерших обращались ко мне с просьбой объяснить им, от чего Господь попустил такую внезапную смерть их родным и близким? И что значит такая скоропостижная кончина? На этот вопрос, как нельзя лучше более семидесяти лет назад ответил святитель Николай Сербский. Думаю, что закончить эту статью необходимо процитировав святителя:

«Мне пишут, что часто приходится слышать разговоры о внезапной смерти. Говорят, что уж если она неизбежна, то пусть наступит внезапно и вдруг прервет жизнь. Лучше так, чем страдать от болезни и заставлять страдать других. Ожидаемая смерть страшнее внезапной. В вашем городке машина насмерть сбила женщину, ее гибель дала повод ко многим разговорам. Кто-то утверждает, что это лучшая смерть. Кто-то так высказался о смерти: "Пусть приходит, только пусть не гложет!". После всего этого ты решился написать и просишь объяснения.

Не следует желать внезапной смерти - следует быть готовым к ней, когда бы она ни наступила. Так учит Церковь. Существует много канонических молитв, в которых мы просим Господа сохранить нас от всяких бед, к которым причислена и внезапная смерть. Но Тот, в Чьей власти и жизнь, и смерть, действует по Своему святому Промыслу на пользу всякой человеческой душе, забирает ли Он ее из сего мира внезапно или оставляет до времени здесь. Иногда Он настигает внезапной смертью грешников, иногда - но реже - и праведников. В Ветхом Завете мы читаем, как Господь наказал внезапной смертью сыновей Аарона за самовольное служение (Лев. 10:1-5), как наказал бунтовщиков против Моисея (Чис. 13; 14; 16; 17); как Анания и Сапфира упали замертво за то, что солгали апостолам (Деян. 5:1-10). Многие гонители христиан умерли внезапной смертью; об этом мы читаем в житиях святых мучеников. Но иногда случалось и праведнику умереть внезапной смертью, хотя и очень редко. Так случилось с Афанасием Афонским: когда он что-то строил, упала стена, и он с несколькими монахами погиб под камнями.

Посылая грешникам внезапную смерть, Господь преследует две цели: наказание грешника и назидание другим. Как это произошло после смерти Анании и Сапфиры: великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян. 5:11). А когда люди излишне полагаются на праведника и начинают обожествлять его, как это было с Афанасием Афонским, Господь забирает душу праведника внезапно, чтобы напомнить людям, что только Он - Бог и нет богов, кроме Него. Во всех же случаях внезапной смерти урок оставшимся в живых прост, а именно: следует непрестанно готовить свои души к скорой разлуке с этим миром - покаянием, молитвой и милостыней.

Об известном валаамском старце Никите рассказывают, что он очень боялся внезапной смерти и постоянно молился, чтобы Господь послал ему перед смертью долгую и тяжелую болезнь, чтобы, как он говорил, «терпением болезни умилостивить праведного Судию, Который, если захочет, посчитает мое терпение вместо добрых дел, которых у меня нет». Некто, лежа на одре болезни, утешал своих друзей словами: «Девять месяцев мучился я, чтобы войти в этот мир, разве не должен мучиться столько же, чтобы уйти из него?»

Воистину, предсмертная болезнь очень важна. Многим грешникам она принесла вечное спасение. И тысячи грешников познали Бога и свою собственную душу только на одре болезни. А познав эти две великие реальности, которыми пренебрегали всю жизнь, горько раскаивались и оплакивали свою неразумную жизнь, исповедовались и причащались и, очистившись слезами и Кровью Христовой, удостоились войти в светлые небесные Его чертоги. Следовательно, предсмертная болезнь дается по милости Божией. Не беспокойся о том, что наши близкие будут страдать из-за нашей тяжкой болезни: эти страдания ради их блага, они получат за это щедрую награду от Творца ».

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев

Информационно-аналитический портал «Созидатель»