Бер бир стел стил правило. Правописание корней стел-, стил. II. Корни с чередованием а, я - им, ин

-гар- - -гор- под ударением пишется а , без ударения - о : загар, угар -загорелый, угореть. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).
В корне -зар- - зор- а : зарево, зорька - зарница, озарять . Исключение: зоревать.
В корне -кас- - кос (н)- пишется о , если дальше следует согласная н , в остальных случаях - а : касаться, касательная-коснуться, прикосновение .
В корне -клан- - -клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о : кланяться, поклон - поклониться, поклонение .
В безударном корне -лаг- - -лож- перед г пишется а , перед ж - о : предлагать, прилагательное - предложить, обложение. Исключение: полог .
Корень -мак- содержится в глаголах , имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила . Корень -мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокнуть написанное . Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ .
В источниках бюрое перводов , указано что в корне -плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок . Корень -плов- содержится в словах пловец и пловчиха , корень -плыв - - в слове плывуны .
Корень -равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать . Корень -ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень . Сравните: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным).
В корне -раст- - -рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ ), в остальных случаях пишется о : расти, наращение - выросший, заросль, поросль . Исключения: отрасль; росток, выросток, ростовщик, Ростов.
В безударном корне -скак- - -скоч- перед к пишется а , перед ч - о : подскакать - подскочить. Исключения: скачок, скачу.
В корне -твар- - -твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о : тварь, творчество - творить, творец . Исключение: утварь.
В корнях -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -блест- - -блист-, -жег- - -жиг-, -стел- - -стил-, -чет- - -чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а- : собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать ; в противном случае пишется е : беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить . Исключения: сочетать, сочетание.
В корнях с чередованием -а- (-я-) - -им-, -а- (-я-) - -ин- пишутся -им- и -ин- , если дальше следует суффикс -а-: сжать - сжимать, понять - понимать, начать -начинать . Сравните: внимательный, заклинать, напоминать, приминать и другие. В производных формах сохраняется -им- , даже если дальше не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и так далее.

§27 . Правописание безударных гласных в корнях с чередованием е /и

(Передача безударного гласного [и э, ь] в отдельных корнях)

Правила и формулы

Правила

1. П р а в и л о. В безударных корнях с чередованием бер /бир , дер /дир , мер /мир , пер /пир , тир /тер , блеск (с , ст , щ )/блист , жег /жиг , стел /стил , стер /стир, чет (чес )/чит пишется и в слове с суффиксом -а - , в остальных случаях пишется е , напр.: собирать - соберу, раздирать - раздеру, умирать - умертвить, подпирать - перила, растирать - растереть, блистать - блестеть, выжигать - выжечь, расстилать - расстелить, простираться - простереться, вычитать - вычесть.

И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетание, сочетательный, бракосочетание, а также: побирушка, избирком, обироха, побироха, выдирки, отжиг, выжиг, выжига, обжиг, обжиговый, розжиг, выстилка, постирушка, затируха, втируша, простирнуть, вычитка, вычитчик .

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением в корнях блест /блист, жег /жиг, мер /мир, пер /пир, тер /тир может быть только е, ё (блещет, блёстки, обжечь, смерть, припёр, простёр ), в дер /дир только и (обдирка, придира ), в стел /стил, чет /чит может быть е , ё, и (стелет, чёт, почёт, подстилка, почитывать ); корень бер /бир всегда безударный.

мер /мир есть омонимичные корни: мер- со значением «мера, мерка» (примерять ) и мир- со значением «мир» (усмирять, примирять ).

П р и м е ч а н и е 3. Полные варианты корней: бер /бир /бор /бр, дер /дир /дёр /др, мер /мир /мор /мр, пер /пир /пор /пр, тер /тир /тёр /тр, блеск (с, ст, щ )/блист /блёст, жег (ч )/жиг /жог /жёг /жг, стел /стил /стл, стер /стир /стёр, чет (чес )/чит /чт /чёт.

П р и м е ч а н и е 4. Корень жир /жр /жор не имеет ступени чередования жер , однако выбор варианта жир - подчиняется тому же правилу: пишется перед суфф. -а -.

П р и м е р ы.

Слова с корнем бер/бир : бер -: в личных формах: беру (сь ), вберу, взберусь, выберу (сь ), доберу (сь ), заберу (сь ), изберу (сь ), наберу (сь ), оберу (сь ), отберу (сь ), переберу (сь ), уберу (сь ); бир -: вбирать, взбираться, выбирать (ся ), добирать (ся ), забирать (ся ), избирать (ся ), набирать (ся ), обирать, отбирать (ся ), перебирать (ся ), побираться, пробирать (ся ), разбирать (ся ), собирать (ся ), убирать (ся ) и производные с суфф. -а- : собирательный, избирательный, избирание .

Слова с корнем блеск (с, ст, щ )/блист : блес -: блеснуть (и с приставками: вз-, про- ), блесна ; блеск -: проблеск ; блест -: блестеть (и с приставками: за-, от-, по- ), блестящий ; блист -: блистать (и с приставками: за-, от-, по-, про- ), блистание, блистательный, блистательность .

Слова с корнем дер/дир : дер -: в личных формах: выдеру, выдерешь (и с другими приставками: за-, из-, об-, от-, пере-, по-, про-, раз-, с-, у- ), придерусь, подерусь, продерусь ; дир -: выдирать (ся ) (и с другими приставками: за-, об-, от-, про-, раз-,с- ), выдирание, задираться 2 , надирать (ся ), обдирала, обдираловка, обдирание, передирать, раздирательный, раздирающий, удирать .

Слова с корнем жег (ч )/жиг : жег -: выжегший ; жеч -: выжечь ; жиг -: возжигать (и с другими приставками: вы-, до-, за-, об-, пере-, под-, при-, про-, раз-, с- ), выжигание (и с другими приставками: до-, за-, об-, пере-, под-, при-, про-, раз-, с- ), зажигалка, зажигательный, зажигательность, поджигатель, поджигательство, разжигатель .

Слова с корнем мер/мир : мер -: мереть (и с приставками: вы-, за-, об-, от-, по-, пере-, у- ), мертветь (и с приставками: о-, по- ), мертвить, умертвить, мертвец, мертвецкий, мертвo, мертвятина, замертво, намертво, насмерть, омертвелый, омертвелость, помертвелый, смертельный, умерщвление ; мир -: вымирать (и с другими приставками: за-, об-, от-, по-, у- ), вымирание (и с другими приставками: за-, об-, у- );

Слова с корнем пер/пир : пер -: переть (и с приставками: в-, вы-, до-, за-, на-, о-, от-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ), вперить, перила, перильца, взаперти ; пир -: впирать (и с другими приставками: вы-, за-, на-, о-, от-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ), запираться (и с другими приставками: о-, от-, пре-, у- ), запирательство (и с другими приставками: от-, пре-, у- ), попирание .

Слова с корнем стел/стил : стел -: стелить (и с приставками: вы-, до, за-, на-, пере-, по-, под-, про-, рас-, у- ); стил -: выстилать (и с другими приставками: за-, на-, пере-, по-, под-, про-, рас-, у- ), выстилка ;

Слова с корнем стер/стир : стер -: простереть (ся ), распростереть (ся ), с тир -: простирать (ся ), распростирать (ся ).

Слова с корнем тер/тир : тер -: тереть (ся ) (и с приставками: в-, вы-, до-, за-, ис-, на-, об-, о-, от-, пере-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ); тир -: вытирать (и с другими приставками: до-, за-, за-с-, ис-, на-, с-, об-, об-с, от-, пере-, по-, про-, рас-, у- ), втирать (ся ), простирать (ся ), втируша, очковтирательство, постирушки, простирнуть .

Слова с корнем чес/чет/чит : чес -: вычесть ; чет -: чета, четья, вычет, нечет ; -чит 1 - : читать (ся ) (и с приставками: вы-, до-, за-, на-, от-, по-, пере-, про- ), читалка, читательский, читаный, вчитаться, вычитка, причитать, запричитать ; чит 2 -: вычитать (ся ), вычитаемое, вычитание ; чит 3 -: считать (ся ) (и с приставками: до-, за-, на-, от-, пере-, по-, под-, пред-по-, про-, рас-, со- ), считалка ; чит 4 -: считать (ся ), почитать, предпочитать, почитание, почитатель, почитательница .

Формулы

корень бир /бер : безударное бир перед суфф. а (выбирать ) § 27 п. 1

корень бир /бер : безударное бер не перед суфф. а (выбрать, выберу ) § 27 п. 1

корень бир /бер : исключение - безударное бир не перед суфф. а (побирушка ) § 27 п. 1 искл.

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блист перед суфф. а (блистать ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блест не перед суфф. а (блестеть ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блес не перед суфф. а (блесна ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блеск не перед суфф. а (отблеск ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блещ (блещу ) § 27 п. 1

корень дир /дер : безударное дир перед суфф. а (выдирать ) § 27 п. 1

корень дир /дер : безударное дер не перед суфф. а (выдеру ) § 27 п. 1

корень дир /дер : исключение - безударное дир не перед суфф. а (выдирки ) § 27 п. 1 искл.

корень жиг /жег (ч ): безударное жиг перед суфф. а (выжигать )§ 27 п. 1

корень жиг /жег (ч ): безударное жеч не перед суфф. а (выжечь ) § 27 п. 1

корень жиг /жег (ч ): исключение - жиг не перед суфф. а (обжиг )§ 27 п. 1 искл.

корень мир /мер : безударное мир перед суфф. а (умирать ) § 27 п. 1

корень мир /мер : безударное мер не перед суфф. а (умереть ) § 27 п. 1

корень пир /пер : безударное пир перед суфф. а (выпирать ) § 27 п. 1

корень пир /пер : безударное пер не перед суфф. а (выпереть ) § 27 п. 1

корень стел /стил : безударное стил перед суфф. а (выстилать )§ 27 п. 1

корень стел /стил : безударное стел не перед суфф. а (выстелить )§ 27 п. 1

корень стел /стил : исключение - безударное стил не перед суфф. а (выстилка ) § 27 п. 1 искл.

корень стер /стир : безударное стир перед суфф. а (простирать, распростирать ) § 27 п. 1

корень стер /стир : безударное стер не перед суфф. а (простереться, рапростереть ) § 27 п. 1

корень тир /тер : безударное тир перед суфф. а (вытирать ) § 27 п. 1

корень тир /тер : безударное тер не перед суфф. а (вытереть ) § 27 п. 1

корень тир /тер : исключение - тир не перед суфф. а (постирушка ) § 27 п. 1 искл.

корень чит /чет (чес ): безударное чит перед суфф. а (вычитать ) § 27 п. 1

корень чит /чет (чес ): безударное чет не перед суфф. а (вычет ) § 27 п. 1

корень чит /чет (чес ): безударное чес не перед суфф. а (вычесть ) § 27 п. 1

корень чит /чет (чес ): исключение - безударное чет перед суфф. а (бракосочетание ) § 27 п. 1 искл.

корень жир /жр /жор : безударное жир перед суфф. а (обжираться ) § 27 п. 1 прим. 4

2. П р а в и л о. В корне вес /вис без ударения пишется и в словах с суффиксом -а -, в остальных случаях пишется е , напр.: свисать, зависать, на весу, занавес.

И с к л ю ч е н и я: висеть (и с приставками: повисеть, отвисеться, провисеть ), висок , висмя, висюлька, висячий, висло... (вислоухий, вислозадый, вислоплечий, вислоусый ), навись.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и и , и е : вис, повиснуть, зависнуть, повесить, развесистый, вешать, свесить.

вис - : зависать, нависать, обвисать, повисать, провисать, свисать . Слова с корнем вес - : весы, вывесить, вывеска, занавес, навесной, подвесной, развесной, на весу.

Формулы

3. П р а в и л о. В корне зер /зир без ударения пишется и в словах с суффиксом -а - , в остальных случаях - е , напр. : взирать, надзирать, надзиратель, озирать (ся ), презирать, призирать ; зерцало, зеркальный, созерцать, созерцатель, созерцательный (слова с суфф. -ка-, -ца- ).

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением только е : зеркало.

П р и м е ч а н и е 2. Полный корень зер /зир /зор /зр выступает также в словах взор, обзор, беспризорник, зрение, обозрение, подозрение, подозревать, презрение, зрак, призрак, прозрачный, невзрачный, зоркий и др.

Формулы

4. П р а в и л о. В корнях би /бе /бо , бри /бре , ви /ве /во , ли /ле , пи /пе /по , ши /ше(в) без ударения после парной мягкой и шипящей пишется и , после парной твердой - о , напр.: избиение, выбоина; выбривать ; прививать ; наливать ; выпивать, поить ; вышивать.

И с к л ю ч е н и е: пошевни.

и , и е , и о : бить, битва, бивень - бей, бой ; брить, бритва - брадобрей, бреющий ; вить, завивка - вейся ; лить - лейка, лей, водолей ; пить - пей, водопой ; шить - шей.

П р и м е р ы. Слова с корнем би -: избиение, битком, биток, вбивать (и с другими приставками: выбивать, забивать, избивать, набивать, надбивать, обивать, отбивать, перебивать, побивать, посбивать, сбивать, пробивать, прибивать, убивать ) и производные. Слова с корнем бри -: выбривать, забривать. Слова с корнем ви -: завивать (ся ), прививать, извивать, навивать. Слова с корнем ли -: возлияние, изливать, излияния, вливать (и с другими приставками: выливать, доливать, заливать, наливать, обливать, отливать, переливать, подливать, поливать, проливать, сливать ). Слова с корнем пи -: питьё, питейный, питух, испитой, спитой, пиявка, выпивоха, запивать, выпивать, пропивать, спиваться. Слова с корнем ши(в) - : зашивать (ся ), пришивать, вышить, вышивать, сшивать, ушивать, шитьё, шитво, вшивной, пришивной.

Формулы

корень ли /ле (й ): без ударения и (литой, вылитый, возлияние, слияние ) § 27 п. 4

корень би /бе (й )/бо (й ): без ударения и после мягкого согласного (забивать ) § 27 п. 4

корень би /бе (й )/бо (й ): без ударения о после твердого согласного (выбоина ) § 27 п. 4

корень ви /ве (й ): без ударения и (завивать ) § 27 п. 4

корень пи /пе (й ): без ударения и (запивать ) § 27 п. 4

корень ши /ше (й,в ): без ударения и (зашивать ) § 27 п. 4

корень ши /ше (й,в ): исключение - е без ударения (пошевни ) § 27 п. 4 искл.

5. П р а в и л о. В корне леп /лип без ударения пишется и в словах с суффиксом -а - (не -я - ), в остальных случаях пишется е , напр.: лепить, слипаться.

И с к л ю ч е н и е: липучий, липучка.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и и , и е : липкий, лепка, лепит.

П р и м е р ы. Слова с корнем лип - : влипать (и с другими приставками: налипать, облипать, отлипать ), подлипала, слипаться . Слова с корнем леп - : лепить (ся ) (и с приставками: вылепить, залепить, налепить, отлепить, перелепить, прилепить, слепить ), влеплять (и с другими приставками: налеплять, облеплять, отлеплять, прилеплять, разлеплять, слеплять ), лепешка, лепной, лепнина, облепиха.

Формулы

6. П р а в и л о. В корне рек (ре ч )/риц без ударения пишется е перед к или ч , пишется и перед ц , напр.: нарекать, нарицательный .

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть только е : наречь, изречь.

П р и м е ч а н и е 2. Полный корень имеет вид рек (ч )/риц /рок , напр.: нарекать, наречение, прорицатель, пророк .

П р и м е р ы. Слова с корнем рек -: зарекаться, изрекать, нарекать, нарекание, непререкаемый, обрекать, отрекаться, пререкаться, предрекать. Слова с корнем реч - : речевой, речение, речистый, изречение, наречение, нареченный, обречение, отречение. Слова с корнем риц -: нарицать, нарицательный, отрицание, отрицать, отрицательный, порицать, порицание, прорицать, прорицание, прорицатель.

Формулы

7. П р а в и л о. В корне сед (се с )/сид (си ж ) без ударения пишется е перед твердым д , пишется и перед мягким д , напр.: седок, сидеть .

И с к л ю ч е н и я: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный ; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный .

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть и и , и е : сидя, сесть, присед.

П р и м е ч а н и е 2. У корня сед- есть омоним: сед-ой.

П р и м е ч а н и е 3. Полный корень сед (сес )/сид (сиж )/сяд (сад ), вариант сяд - выступает только под ударением: сяду, присядка.

П р и м е р ы. Слова с корнем сид [д’] -: сидеть (и с приставками: высидеть, досидеть (ся ), засидеть (ся ), насидеть (ся ), обсидеть, отсидеть (ся ), пересидеть, посидеть, подсидеть, просидеть, рассидеться ) и производные (сиделец, сиделка, сиденье, сидмя, сидячий, посиделки и т. п.). Слова с корнем сед -: восседать (и с другими приставками: заседать, наседать, оседать, приседать, проседать ), седлать (и с приставками: переседлать, расседлать ), дозаседаться, седалище, седалищный, седок, седло, заседатель, председатель.

Формулы

8. П р а в и л о. В корне дет /дит без ударения пишется е , напр.: детвора, детеныш, детина, детинушка, детишки.

И с к л ю ч е н и я: дитё, дитя, дитячий.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и е , и и : дети, детство, дитятко, девочка.

Формулы

9. П р а в и л о. В корне щеп /щип пишется е в слове со значением «отделять кусок от дерева» (отщепить, нащепать щепок ), в остальных случаях написание корня следует запомнить (отщепенец, щипковый ).

П р и м е р ы.

Слова с корнем щеп 1 - «отделять кусок от дерева»: щепка, щепа, щепяной, щепать («отделять щепки»), нащепать («наделать щепок»), расщепать («ударом превратить в щепу»), защепить 1 , защеплять (о дереве: «строгая, сделать защепы, занозы»), отщепить 1 (о дереве: «отделить лучину»), расщепить (ся ) 1 (о дереве: «щепля, разделить на части»).

Слова с корнем щеп 2 -: прищепка 2 , защепить 2 («застегнуть, соединить», то же, что защипнуть, защипать, защипывать в контексте защепить края лепёшки ), отщепить (ся ) 2 («отсоединить»: кислород отщепился ), отщепенец, отщепенка, отщепление, прищепить («защемляя прикрепить»: прищепить листы ), расщепить (ся ) 2 , расщеплять (ся ) («разделить(ся) на части»: расщепить атом ), расщепление, расщепленный .

Слова с корнем щеп 3 -: щепоть, щепотка (от щипать 1).

Слова с корнем щеп 4 /щип : прищепить 4 , прищеплять («привить, вставить черенок в расщепленный сучок»), прищепок, прищипка («прививка») и прищепка 4 (то же).

Слова с корнем щип 1 -: щипаный, щипчики, прищипка, щипать 1 (гусь щиплет травку, щипать кого-то ), выщипать 1 , дощипать 1 , нащипать 1 , исщипать 1 , ощипать 1 (птицу ), общипать 1 , перещипать 1 , сощипать 1 , щипец, щипковый (инструмент ), щипнуть, щипцы, щипцовый, ущипнуть, щипок, ощипывать... и др. приставочные с суфф. -ыва -; защипать 1 , защипнуть (защипывать ) («соединить края»).

Слова с корнем щип 2 -: щипать 2 («вызывать ощущение болезненного жжения»).

Формулы

10. П р а в и л о. В корне зе(в,й )/зи /зяв без ударения перед в пишется е , не перед в пишется и , напр.: зевать, разевать, зевок, раззеваться, зиять, зияние.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть е, ё, и, я : зев, позёвывать, разинуть, ротозей, раззява.

Формулы

11. Правило. В корне зме (й )/зми (й ) без ударения пишется е , напр.: змея, змеёныш, змеевик.

Примечание. Под ударением может быть и е , и и : змейка, змий.

Формулы

В разбираемых ниже словах есть столь разошедшиеся по значению корни, столь слившиеся с приставками, что корректнее считать их только частью корня, поэтому предлагаем такую формулировку, как и для корней с чередованием а (я )/им (ин ).

Корень можно разделить на несколько омонимичных со значениями: «бить», «тащить», «бежать», «ссориться».

В слове висок , обозначавшим изначально «волосы, свисающие по бокам», корень вис выделяют лишь исторически.

Иногда в словообразовании говорят о корне бр -.

Всех правил великого русского языка запомнить невозможно, точно также будет сложно выучить все грамматические правила любого другого языка, хотя, конечно, нельзя списывать со счетов одаренных людей, обладающих особо развитым чувством грамотности - абсолютной грамматической чуткостью и не делающих ошибках в словах, не допускающих пунктуационных недочетов. Из этой статьи вы узнаете так полезный каждому русскоговорящему человеку закон чередования гласных в корнях слов и познакомитесь с группой корней -бер-/-бир-. Правило это включает еще десяток других корней, но на них также распространяется это грамматическое правило, поэтому вам не составит труда запомнить всю группу.

Чередование гласных в корне слова

Для начала каждому из нас будет полезно разобраться, что же такое корень слова? Корнем называется морфема - часть слова, по которой объединяются в одну группу однокоренные слова. То есть, если изменять слово, склонять его, добавлять приставки, суффиксы, то корень не изменится и будет иметь одинаковое написание во всех однотипных словах. Например, слово "род" - все это слово и является корнем, а если попытаться подобрать однокоренные слова, получится целая группа схожих по смыслу слов: роды, родной, родственники, родовой, родство, родители, родня, природа, зародыш - во всех словах один корень - "род". Однако не всегда корни в однокоренных словах пишутся одинаково, в некоторых из них вы встретите чередование согласных, например: рука (корень -рук-) и однокоренное слово ручной (корень -руч-). Встречается в русском языке и чередование гласных, например, уже известный вам корень -бер-/-бир-. Правило чередования гласных в этих корнях вовсе несложное, вы убедитесь в этом на примерах.

Правило чередования в корнях -бер-/-бир-

Одному правилу подчиняются 9+1 корней:

Можно заметить, что все эти девять гласных "и" и "е", но, кроме корней -бер-/-бир-, правило включает в себя еще один корень, десятый с чередованием гласных "о" и "а" - -кос-/-кас-.

-Бер-/-бир-: правило, примеры

Чтобы определить, какая буква должна стоять в данных корнях, нужно обратить внимание на суффикс. Если после корня есть суффикс "а", то писать в корне нужно букву "и", для корня -кос-/-кас - букву "а", если суффикса "а" нет, нужно писать в корне букву "е" или "о" (для корня -кос-/-кас-). Примеры:

прикосновение - прикасаться

В таблице представлен корень -бир-/-бер. Правило, которое объясняет написание в этом корне и в группе схожих корней не так сложно выучить. Достаточно запомнить комбинацию -бер-/-бир-, а остальные корни будут изменяться по шаблону. Однако -бер-/-бир- - правило, в котором есть свои исключения. В словах "бракосочетание", "словосочетание", "сочетание" и "чета" всегда пишется буква "Е". Гораздо проще запомнить исключение из правила, если связать несколько этих слов в небольшой рассказ. К примеру: "Словосочетание "сочетание четы" расскажет вам об их бракосочетании".

Цели урока:

  • способствовать открытию учащимися в ходе урока специального правила правописания корней стел - / стил -; перенести полученные знания на правописание корней бер-/ бир-, пер-/ пир-, тер-/тир;
  • продолжить формирование у учащихся умений ставить перед собой цели, планировать и организовывать свою деятельность во времени согласно выбранной теме; продолжать содействовать развитию фонематического слуха, внимания, логики;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи, культуры речи.

Ход урока

1.Ситуация успеха

Сейчас урок? За дело. Сегодня 31 января – последний день января. Сыро. Мокро. А нам так хотелось, чтобы было так: зима, холод, нам хорошо. Снег метёт и пушистым ковром землю застилает.

(Открываю доску с записанным текстом.)

З_ма. Хол_д. Нам х_р_шо. Снег м_тет и пушистым к_вром землю заст_лает.

Что будете делать?

(Ответы детей.)

Правильно. Вставим пропущенные буквы и выделим ту часть слова, где находится орфограмма. Вам понятно задание?

Выполнение и проверка задания. Дети объясняют правописание орфограмм.

2. Ситуация разрыва

Какой корень в слове “застилает”? Как вы проверили это слово?(Стелет, стелется)

Я подобрала другие слова: “настил”, “подстилка”. Можно ли их использовать для проверки слова “застилает”?

(Учащиеся говорят, что не знают значения этих слов.)

Давайте выясним значение этих слов.

Работа с толковым словарем.

(НАСТИЛ – поверхность из досок или другого материала, нанесенного сверху чего-нибудь. ПОДСТИЛКА – то, что подстелили.)

Однокоренные ли эти слова?

(Ответы детей)

Можно ли проверять наше слово “застилает” этими словами?(Можно)

Выходит, что слово “застилает” можно проверять словами “стелет” и “настил”?

3. Постановка учебной задачи

Какое из однокоренных слов вы будете использовать? Вы можете ответить? Что будете делать?

(Выслушиваю мнения детей, которые приходят к выводу, что данное слово нельзя проверить по сильной позиции и нужно вывести специальное правило.)

4. Решение учебной задачи

Займемся исследованием. Я вам предлагаю языковой материал.

Даны два столбика слов, записанных на доске.

С чего вы начнете работу? Что вам поможет?(Словарь)

Работа в парах со словарем.

Что вы заметили? (В первом столбике записаны слова с корнем стел -, а во втором – с корнем стил-.)

Как вы думаете, от чего это зависит? Порассуждайте в группах.

Работа в группах.

(Выслушиваю рассуждения детей)

Вывод правила: если есть за корнем А, в корне будет И всегда.

5. Моделирование

Зафиксируйте свой вывод на модели. Что вы должны показать на своих моделях?

(Выслушиваю объяснения учащихся.)

Предъявление моделей на доске.

6.Физкультминутка

7. Дополнения к правилу

Работа в парах

Вы не забыли, к какому выводу мы пришли?

(Повторение правила)

Этому правилу подчиняется и написание других корней. Вы должны сами отыскать эти корни, в предложениях записанных на карточках.

Дети собирают ягоды и сегодня их соберут много.
Можно опереться на палку, а можно опираться на руку.
Не забудь протереть обувь и потирай её постоянно.

(Анализ языкового материала в парах.)

Какие, корни, подчиняющиеся этому правилу, вы нашли?

(Выслушиваем ответы, дополняем таблицу.)

(Проверка)

9. Домашнее задание

Составьте предложения сданными словами.

10. Рефлексия

Наш урок подошёл к концу. Подведите итоги своей работы, закончив одно из предложений.

На уроке я научился…
На уроке я понял…
На уроке мне было интересно…
На уроке мне было трудно…

В корнях с чередующимися гласными е - и (бер/бир, пер/пир, мер/мир, дер/дир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит) буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-. Например: собе рут - соби рают, заме реть - зами рать, отпе реть - отпи рать, подсте лить - подсти лать, бле стеть - бли стать, выже чь - выжи гать .

Исключения: сочетать, сочетание, чета .

II. Корни с чередованием а , я - им , ин

Правописание корней, в которых а, я чередуются с -им- , -ин- основано на том же принципе, что и чередование е - и . Сочетания -им- , -ин- пишутся тогда, когда после них идет суффикс -а- , например пожа ть - пожим ать , замя ть - замин ать , нача ть - начин ать.

III. Корни с чередованием о - а

  1. В корнях лож - лаг , кос - кас пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а- , например: поло жить - пола гать, ко снуться - ка саться.
  2. В корнях клон - клан , твар - твор , под ударением может быть и а , и о . (кла няться - покло н, тва рь - тво рчество) , в безударном положении только о , например: скло нение, накло нить, тво рец . Исключение: утва рь .
    Буква о пишется в положении без ударения и в корне гар - гор , например: заго реть, заго рать, заго релый (под ударением - а : га рь, зага р ). Исключение: выга рки .
  3. В корне зор - зар в безударном положении пишется буква а , например: зо ри - за ря, оза рять, оза рение . Исключение: зо рянка (птица).
  4. В корне плав - плов пишется буква а (пла вать, пла вучий, попла вок ); исключения составляют слова пло вец, пло вчиха , а также плы вуны .
  5. В корне раст, ращ - рос а пишется только перед согласными ст и щ , в остальных случаях пишется буква о , например: возра ст (но выро с, выро сла ), нара стание (но наро сли ), нара щение . Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова, например: отраслевой, ростовский .
  6. В корне скак - скоч в безударном положении буква а обычно пишется перед к , а буква о - перед ч , например: ска кать - вско чить , подска кать - подско чить, выско чка . Исключения: ска чок, ска чу (1 л. ед. ч.), ска чи (повелительное наклонение).
  7. Написание а и о в корнях мак - мок , равн - ровн основано на различении смысла слов.
    Корень мак пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать в жидкость», например: ма кать (руку в воду), обма кнуть ; корень мок пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость», например: сапоги промо кают , непромо каемый плащ .
    Корень равн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «равный, одинаковый, сходный», например: ра вносторонний треугольник , сра внить, все ра вно, ра вняться . Корень ровн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный, гладкий, прямой», например: ро внять (дорожки), подро внять (клумбы), а также в словах уро вень, ро вня, ро весник, поро вну .

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.