Анализ материальных потоков. Управление материальными потоками в производстве. Анализ системы управления материальными потоками производственного предприятия ОАО «Арес»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты материальных потоков 4
4
8
17
2. Анализ управления материальными потоками ОАО «АСЗ» 22
2.1 Общая характеристика ОАО «АСЗ» 22
2.2 Анализ управления материальными потоками в системе снабжения ОАО «АСЗ» 25
2.3 Проблемы организации управления материальными потоками в системе снабжения ОАО «АСЗ» 31
3. Рекомендации по улучшению системы управления материальными потоками ОАО «АСЗ» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы – управление материальными потоками в логистике снабжения.
Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное снабжение материальными ресурсами, которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.
В условиях рынка у предприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные и количественные характеристики материальных ресурсов и поставляющих их поставщиков.
Целью курсовой работы является изучение деятельности по управлению материальными потоками, как с теоретической точки зрения, так и на примере ОАО «АСЗ», и выявлений направлений по ее усовершенствованию.
Задачами данной работы являются:
Изучение теоретических аспектов управления материальными потоками.
Анализ системы снабжения ОАО «АСЗ».
Выявление мер по увеличению эффективности управления материальными потоками и как следствие снижению себестоимости продукции предприятия.

1. Теоретические аспекты материальных потоков
1.1. Понятие и характеристика материальных потоков
Целью логистического управления является эффективная организация выполнения различных операций, так или иначе связанных с движением разнообразных товарно-материальных ценностей. Причём сквозная организация этих операций становится причиной того, что движение может рассматриваться как непрерывное, а для его описания может использоваться понятие потока.
Материальный поток – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершённая продукция и готовая продукция, к которым применяются логистические операции и (или) функции, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.
Появлению логистических материальных потоков предшествовало внедрение в практику ведения предпринимательской деятельности принципов логистики. Это означает, что материальный поток будет считаться логистическим, если он отвечает приведённым ниже требованиям:

    перемещение товарно-материальных ценностей осуществляется с применением перспективных технологий, позволяющих минимизировать издержки и время;
    характеристики потока, показанные в табл. 1.1, соответствуют потребностям, как конкретных покупателей, так и других участников цепочки поставок.

Таблица 1.1–Параметры логистических материальных потоков

Виды потоков Параметры
1. Отдельный поток
Физико-химические характеристики груза Начальный, конечный и промежуточные пункты
Форма траектории
Длина траектории
Скорость
Время и интенсивность
Весовые характеристики (вес брутто, вес нетто)
Габаритные характеристики (объём, площадь, линейные размеры)
Издержки на одну тонну груза или один километр транспортировки
Коэффициенты использования материально- технической базы, задействованной при осуществлении логистических операций
2. Совокупность гомогенных (однородных) потоков а) последовательных потоков

б) параллельных потоков

Интервал времени между двумя поставками Расстояние между двумя поставками
Абсолютные отклонения между значениями параметров отдельных гомогенных потоков

Перекрытие отдельных гомогенных потоков во времени
Соотношение параметров отдельных гомогенных потоков и интегрированного потока

3. Совокупность гетерогенных (разнородных) потоков а) потоков без переработки материальных ресурсов

б) потоков с переработкой материальных ресурсов

Соотношения параметров отдельных гетерогенных потоков Удельные издержки на перемещение отдельных гетерогенных потоков
Отклонение фактических параметров от плановых

Соотношение параметров гетерогенных потоков до и после их переработки
Количество брака и отходов при переработке


Для описания логистических материальных потоков и работы с ними в экономической литературе традиционно применяется классификация по следующим признакам.
1. По отношению к рассматриваемой логистической системе можно выделить внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки и внешние, поступающие в логистическую систему из внешней среды (входные) и выходящие из логистической системы во внешнюю среду (выходные).
2. По степени регулярности различают потоки детерминированные и стохастические. Детерминированным потоком называется поток, значения параметров которого могут быть однозначно определены. Стохастическими можно считать те потоки, значения параметров изменяются случайным образом. Условием устойчивой работы в последнем случае является формирование достаточных резервов.
3. По степени управляемости материальные потоки бывают управляемыми (адекватно реагирующими на управляющее воздействие со стороны субъекта управления) и неуправляемыми (не реагирующими на управляющее воздействие).
4. По степени непрерывности принято выделять непрерывные и дискретные потоки. Непрерывные потоки имеют место в тех случаях, когда в каждый момент времени по траектории потока перемещается определённое количество объектов. Дискретные потоки образуются объектами, перемещаемыми через определённые интервалы времени.
5. По характеру перемещения элементов потока могут быть определены равномерные и неравномерные потоки. При этом равномерные потоки характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов, когда в одинаковые промежутки времени объекты проходят одинаковый путь. В свою очередь, неравномерные потоки возникают при условии ускорения или замедления движения объектов, возникновения остановок в пути.
Важным моментом процесса планирования является решение вопроса об определении величины суммарного материального потока. В общем случае расчёт может производиться с помощью выражения:

где - суммарный материальный поток, рассчитанный для анализируемой логистической системы;
- сумма входных материальных потоков;
- сумма внутренних материальных потоков;
- сумма выходных материальных потоков.
Единицы измерения материальных потоков могут быть представлены в виде дроби, в числителе которой указывается единицы измерения перемещаемых объектов (штуки, тонны, м 3 и т.д.), а в знаменателе – единицы измерения соответствующего временного интервала (год, квартал и т.д.).
Оценка результатов формирования логистического материального потока должна охватывать как минимум два аспекта. Во-первых, необходимо оценивать соответствие фактических значений качественных параметров потока условиям, установленным соглашением сторон. Во-вторых, должно оцениваться соответствие достигнутого уровня издержек условиям конкурентной борьбы, учитываемым при разработке планов.
Оценка эффективности управления материальным потоком :

где - коэффициент эффективности потока;
- коэффициент качества потока;
- коэффициент экономичности потока.
В свою очередь, коэффициент качества может быть рассчитан по формуле

где - запланированный общий объём поставок на определённый период времени в натуральных показателях;
- суммарные отклонения по всем причинам от запланированного общего объёма поставок в натуральных показателях.
При определении коэффициента качества () должны учитываться отклонения, как в меньшую, так и в большую стороны.
Вторая составляющая формулы (1) – коэффициент экономичности может быть рассчитан по формуле

где, - соответственно ожидаемые и фактические удельные издержки на организацию материального потока.
В процессе факторного анализа динамики коэффициента эффективности следует, что рост его значения достигается за счёт сокращения величины суммарных отклонений и фактических удельных издержек на организацию материального потока.

1.2 Сущность управления материальными потоками
Материальные потоки в широком смысле слова представляют собой совокупность вещественных условий воспроизводства. Сущность управления материальными потоками раскрывается двумя основными положениями.
Первое из них предопределено природой товарно-денежных отношений. Любой акт обмена на рынке сопровождается рядом специфических явлений и объективно связан:

    во-первых, с необходимостью смены форм стоимости (деньги – товар – деньги);
    во-вторых, со сменой субъектов собственности на товар.
Второй момент, определяющий сущность управления материальными потоками, состоит в объективной необходимости физического перемещения материальных потоков по каналам товарного обращения. Эта необходимость существует в силу пространственно-временного несовпадения параметров производства и потребления материальных ресурсов. Функции управления материальными потоками, которые выполняются в данном случае, в основном ориентированы на определение конкретных параметров материалопотоков.
Особо важно отметить, что в процессе управления планируемый материальный поток должен быть проанализирован не только с точки зрения ассортимента, качества, количества, сроков и места. Важно оценивать его и по таким параметрам как рациональность источника получения ресурсов, наличие до- и послепродажного сервиса, цена за единицу товара с учетом расходов по приобретению.
Управление материальными потоками подчиняется определенным принципам. В числе важнейших из них следует, прежде всего, отметить самостоятельность субъектов управления и свободное развитие экономических отношений между ними, как партнерами и клиентами, на основе зависимости цены от спроса и предложения и, наоборот, спроса и предложения от цены.
Кроме того, необходимо обеспечить возможность точной и оперативной реакции на изменения, возникающие в процессе управления. Эта реакция должна обеспечивать корректировку всего комплекса управленческих решений в применении к параметрам материалопотоков в реальных обстоятельствах с учетом поставленных целей. В этом случае реализуется принцип гибкости управления.
Деятельность субъекта управления должна быть организована на принципах экономической целесообразности. Необходима разумная специализация и кооперация, соблюдение уровней иерархии, сочетание единства распорядительства и творческой инициативы, обусловленной соответствующими мотивами и стимулами. Этим можно обеспечить необходимые предпосылки для четкого и слаженного управления с минимальными затратами, т.е. реализовать принцип эффективности управления.
Управление материальными потоками как совокупность функций осуществляется в интересах их потребителя. Предприятие, как правило, имеет специальное подразделение, которое и следует рассматривать в качестве непосредственного субъекта управления.
Регулярное поступление материалов, комплектующих или готовой продукции на производственные предприятия и объекты сферы распределения требуют выполнения определенных операций: определения потребности в материальных ресурсах, выбора источников ресурсов, размещения и отсылки заказа, транспортировки (экспедирования), получения и проверки поставки. Все эти действия необходимы для полного завершения процесса снабжения. Рассмотрим подробнее основные логистические операции управления материальными потоками в логистике снабжения.
Любая закупка начинается с определения потребности в материальных ресурсах организации на данном этапе решаются вопросы: что, сколько и когда необходимо закупать.
Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.
Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществлять тремя методами:
    Детерминированным – для расчета вторичной потребности в материальных ресурсах при известной первичной на основе планов производства и нормативов расхода.
    Стохастическим – для расчета потребности на основе вероятностного прогноза с учетом тенденции изменения потребностей за прошлые периоды.
    Экспертным – для расчета потребности на основе опытно-статистической оценке экспертов.
Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.
Основными этапами определения потребности являются:
    определение валовой потребности в ресурсах с использованием основного графика и спецификации на материалы;
    определение чистой потребности путем вычитания уже имеющегося запаса и объема заказов, которые должны поступить. Затем составляется производственный график с указанием времени начала работ, обеспеченных чистой потребностью;
    установление объема заказов и времени их размещения на основании графика использования материалов и информации о времени выполнения заказа.
После определения потребности в материальных ресурсах и прежде, чем определять возможных поставщиков, необходимо принять решение, закупать те или иные виды материальных ресурсов либо производить самим.
При решении данной задачи в каждом конкретном случае необходимо учитывать ряд факторов положительного и отрицательного действия.
На решение производить, а не закупать могут повлиять следующие факторы:
    производство данного изделия является частью основной деятельности организации;
    потребность в комплектующем изделии стабильна, достаточно велика и оно может изготовлено на имеющемся оборудовании;
    требования качества так точны или необычны, что могут понадобиться особые методы обработки, которыми поставщики не обладают;
    наличие гарантированного снабжения;
    сохранение технологических секретов;
    обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей;
    независимость от источников поставок.
Причины осуществления закупок у внешних поставщиков:
    потребность в комплектующем изделии невелика, и его производство не является частью основной деятельности организации;
    организации не хватает административного или технологического опыта для производства нужного изделия или услуги;
    поставщики обладают хорошей репутацией;
    необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности неосновной деятельности;
    наличие ресурсов-заменителей.
Считается, что наиболее важная часть снабжения – поиск квалифицированных поставщиков.
В большинстве организаций имеется список проверенных поставщиков, оказывающих им в прошлом приемлемые услуги или известных своей надежностью. Если в списке подходящего поставщика нет, организация должна его найти. Поставщиков, работающих с дешевой продукцией, можно отыскать в профессиональных журналах, каталогах или через деловые контакты. Что касается поставок дорогостоящей продукции, то здесь требуется более тщательный поиск, который займет гораздо больше времени.
Выбор лучшего поставщика осуществляется на основании трех основных критериев: стоимости приобретаемой продукции, надежности обслуживания, качества обслуживания.
Некоторые организации считают, что взаимодействие с единственным источником ресурсов делает их более уязвимыми и зависимыми от показателей работы предприятия-поставщика. Если единственный поставщик важного компонента сталкивается с финансовыми проблемами, организация может, хотя и не совершила никаких ошибок, прекратить производство.
Чтобы избежать этого, некоторые организации выбирают политику закупок одного и того же материала у нескольких конкурирующих друг с другом поставщиков. Другой способ избежать зависимости от единственного источника ресурсов – прибегнуть к форвардным закупкам (заключению контрактов на доставку материалов в установленное время в будущем) . Эта возможность обеспечивает получение двух преимуществ. Во-первых, она гарантирует наличие материалов в течение какого-то времени в будущем и минимизирует влияние сбоев в поставках. Во-вторых, цена на материалы фиксирована, что позволяет избежать негативного влияния будущего роста цен или возникновения неопределенной ситуации. Разумеется, в этом случае ситуация может развиваться и в другом направлении, т.е. не так, как предусматривала организация. Предприятие, подписывающее долгосрочный контракт, может прекратить заниматься этим видом деятельности, его склад может сгореть, однако вероятность подобного развития событий невелика. Возможно, организации безопаснее всего хранить запасы необходимых материалов у себя, однако это приводит к более высоким затратам; заключение контракта на будущие поставки снижает эти затраты, но риск полностью не устраняет кроме того, организация может заключить неудачное для себя соглашение, так как цены на отдельные материалы порой снижаются.
Анализ и выбор поставщика ведут к размещению заказа. Размещение заказа на закупку предусматривает заполнение формы заказа. Условия, включаемые в заказ на закупку, регулируют отношения между покупателем и продавцом.
Все организации имеют свои формы заказа на закупку. Важными требованиями к любой из них должны быть наличие серийного номера, даты заполнения, названия и адреса поставщика, описание заказанных товаров, указание количества, требуемой даты доставки, условий отгрузки, оплаты и заказа.
Заказ на закупку – это часть юридического контракта между потребителем и поставщиком. Но пока он не принят к исполнению поставщиком (т.е. не получена форма – «подтверждение», посланная поставщиком в отдел закупок предприятия-заказчика), заказ на закупку не является контрактом.
Традиционно заказы на закупку отправляются поставщику по почте, телефону, факсимильной или курьерской связью.
Заказы, поступающие поставщику с использованием сетей электронного обмена данными по стандартам или EDIFACT, являются более предпочтительными с точки зрения времени отсылки, обработки и достоверности информации. Все большее распространение для передачи заказов получают системы, основанные на современных информационных технологиях использованием оптического сканирования и последующей компьютерной обработки штрих-кодов.
Функция контроля выполнения заказов – стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнять свои обязательства по срокам доставки. Контроль выполнения заказа часто осуществляется по телефону для получения немедленной информации, но ряд организаций используют простую форму, часто составленную на компьютере, для запроса информации по срокам отгрузки товаров или проценту выполнения заказа по состоянию на конкретную дату.
Экспедирование заказа – это своего рода давление на поставщика, с тем чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял товар с опережением графика. Если поставщик не способен выполнить условий соглашения, в качестве рычага давления может применяться угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем.
Важное значение имеют приемка продукции, документальное оформление поставки, проверка качества и количества товара.
Основными целями функции получения и контроля сырья являются:
    гарантия получения заказа;
    проверка качества;
    подтверждение получения заказанного количества сырья;
    отправка товара в его следующее место назначения – на склад, в отдел контроля или отдел использования;
    оформление документации на получение и регистрацию сырья;
Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. Отсутствие необходимого контроля качества закупок может привести к следующим издержкам:
    дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных и недоброкачественных товаров;
    остановка производства в случае, например, когда вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;
    судебные иски и т.д.
Применяемые на практике меры по обеспечению качества принимаемых товаров могут быть классифицированы на две группы: методы приемки партий и методы приемочного контроля.
Методы приемки партий включают в себя:
    Сплошной контроль;
    Выборочные методы: приемочный выборочный контроль партий по качественным признакам, непрерывный выборочный контроль по качественным признакам с пропускной партии, приемочный выборочный контроль по качественным признакам, ревизионный выборочный контроль.
К методам приемочного контроля относятся:
    Апробация установленной поставщиком системы методов и операций по обеспечению качества
    Апробация применяемой поставщиком методики контроля качества закупаемых товаров;
    Учет и определение улучшения качества показателей продукции данного поставщика;
    Сравнительная оценка качества продукции различных поставщиков.
Получение счетов на оплату заказанных товаров – заключительный этап выполнения контракта. Все счета необходимо проверить, и если в документах нет противоречий, бухгалтерия их оплачивает. При оплате счетов используется, как правило, безналичный расчет, если иное не установлено законом. Допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо и в других формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Существует несколько форм расчетов.
    Расчеты платежными поручениями. При расчете платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика, за счет средств, находящихся на его счете, перевести необходимую денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом же или ином банке в срок, установленный законом, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
    Расчет по аккредитиву. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платеж получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платеж получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель.
    Расчет по инкассо. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за его счет действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.
    Расчет чеками. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
В рамках указанных форм расчеты могут производиться с частичной предоплатой и по факту получения товара, с предоплатой полностью за весь товар, оплатой в рассрочку и т.д. В любом случае платеж гарантируется в контракте.
Существует ряд преимуществ в пользу оплаты счета до получения, проверки и оприходования товара:
    Финансовое положение предприятия-покупателя может быть устойчивым.
    Неспособность к предоплате не только исключает скидки, но и неблагоприятно отражается на репутации покупателя.
    При осуществлении закупок у надежных поставщиков в случае возникновения проблем с неудовлетворительным качеством товара легко выяснены приемлемые коррективы даже после оплаты счета.
1.3 Организация материально-технического снабжения на предприятии

Ресурсообеспечение промышленных предприятий предусматривает организацию следующих взаимосвязанных процессов:
– приобретения и доставки ресурсов (как на предприятие в целом, так и к отдельным производственным подразделениям вплоть до рабочего места);
– складирования и хранения ресурсов;
– обработки, заготовки и подготовки ресурсов к производственному потреблению;
– управления МТС как функциональной деятельностью (в целом и отдельными ее функциями).
В сегодняшних условиях принятием решений по организации вышеперечисленных процессов может заниматься либо единственный снабженец, либо несколько агентов по закупкам, либо крупный отдел материально-технического снабжения.
и т.д.................

Логистическая система на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» характеризуется, в первую очередь, отсутствием отдела логистики как такового.

Для обеспечения непрерывного производственного процесса на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» создана инфраструктура, рабочее состояние которой поддерживается инженерно-технической службой завода.

Каждый руководитель подразделения является ответственным за эксплуатацию зданий и сооружений, в которых располагается его цех (участок).

Для завоза сырья и материалов, отгрузки продукции используется автомобильный транспорт предприятия и сторонних организаций. А также отгрузка продукции осуществляется железнодорожными контейнерами.

Все перевозки осуществляет и планирует транспортный участок. Завоз материалов производится на основании заявок отдела материально-технического снабжения, отгрузка продукции – на основании заявок отдела продаж.

Количество энергоресурсов, необходимое для обеспечения производства и функционирования предприятия, и оптимизация их потребления планируется помощником технического директора по энергосбережению и отделом материального нормирования. На основании плана выпуска продукции рассчитывается потребность во всех видах энергоресурсов, и заключаются договоры с поставщиками.

В соответствии с планом производства, планом технического развития на предприятии главный экономист разрабатывает финансовый план (годовой и месячный), который утверждается генеральным директором.

Генеральный директор осуществляет менеджмент финансовых ресурсов – их планирование, обеспечение наличия и контроль использования. По итогам месяца, квартала и года проводится анализ затрат на качество, анализ финансовых показателей, таких как увеличение денежного оборота, возросшие выгоды, сокращение непроизводительных расходов.

План производства товарной продукции формируется на год с равномерной разбивкой по кварталам. Потребность в производстве титановой продукции определяется производственно-диспетчерским отделом (ПДО), планово-экономическим управлением при участии управления маркетинга и сбыта на основании прогноза продаж и необходимости загрузки производственных мощностей (персонала предприятия). Приоритет в принятии решений при формировании производственной программы принадлежит ПДО. Формирование плана производства завершается в ноябре/декабре месяце предшествующего периода. Сформированный план производства утверждается генеральным директором и передается в отдел материально-технического снабжения для оценки годовой потребности в материалах и комплектующих изделиях.



Квартальное планирование производства товарной продукции производится по схеме формирования годового плана, с учетом факта выполнения плана предыдущего квартала. В случае невыполнения плана предыдущего квартала первоначальный квартальный план корректируется в сторону увеличения.

Подетальное планирование движения деталей, сборочных единиц собственного производства в разрезе отправитель/получатель производится специалистами на основании квартального плана производства. Подетальное планирование делается с учетом остатков и заделов в цехах основного производства. Для выверки остатков в течение месяца производится сверка движения деталей и узлов собственного производства и корректировка неверных остатков.

Необходимость в реализации диспетчерских функций возникает по причине несоответствия планируемого и фактического выпусков готовой продукции. В связи с этим требуется корректировка квартального плана и оперативное управление производством в течение очередного месяца. При изменении квартального плана производства ПДО автоматически рассчитывает отклонения и производит корректировку ранее сформированных планов и ежемесячно вручную разрабатывает производственные графики сборки и сдачи продукции на каждый рабочий день. Разработанные графики доводятся до цехов, и ПДО осуществляет контроль за их выполнением. Ежедневно начальники цехов по телефону отчитываются за выполнение производственных графиков.

На основе анализа существующих проблем, можно сформулировать следующие общие цели совершенствования системы управления материальными потоками в производстве:

Организовать ритмичное, скоординированное производство и снабжение в условиях многономенклатурной, динамично изменяющейся продукции при часто изменяющихся планах выпуска готовой продукции;

Снизить издержки производства путем снижения объемов незавершенного производства, снижения запасов материалов, запасов готовой продукции, а также создать механизм оперативного контроля за издержками;

Повысить оборачиваемость средств и ответственность перед потребителем за счет сокращения цикла изготовления изделий и сокращения числа случаев срыва сроков поставок продукции;

Снизить потери от хищений за счет совершенствования организации хранения продукции в производстве и прослеживаемости материальной ответственности на всех этапах материального потока;

Создать конкурентоспособную систему управления производством с учетом прогрессивной мировой практики и в соответствии с международными стандартами, методиками.

Таким образом, видно, что на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» реализуются многие логистические функции, однако единого информационного пространства, единого центра сосредоточения логистических цепей не существует. Поэтому одним из направлений совершенствования структуры логистической системы ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» являются мероприятия по внедрению отдела логистики на предприятии.

ЭКОНОМИКА

Е.А. Алексеева, А.В. Пахомова АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА КАК ЭТАП ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК

Проводится комплексный анализ материального потока с применением метода АВС, позволяющий выявить значения основных параметров материального потока, тенденции его формирования, динамические характеристики. Анализ материального потока

представлен как этап формирования логистической стратегии организации закупок.

E.A. Alekseeva, A.V. Pahomova MATERIAL FLOWS ANALYSIS AS A STAGE IN THE PURCHASING ORGANIZATION LOGISTICS STRATEGY FORMING PROCESS

This article is devoted to the analysis of material flow by the ABC method, which makes it possible to clear up the meaning of its basic parameters, forming trends, dynamical characteristics. The analysis of material flow is submitted as a stage of forming the logistics strategy of purchasing organization.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками. Основой системы является анализ материальных потоков, как по отдельным товарным группам и подразделениям, так и по предприятию в целом.

Материальный поток - это продукция (в виде грузов, деталей, товарноматериальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.

Материальные потоки в логистике характеризуются следующими параметрами:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (общая масса, площадь, линейные параметры);

Весовые характеристики (общая масса, вес брутто и нетто);

Физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары или упаковки, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);

Условия договора купли-продажи (передача в собственность, поставки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики;

Условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции.

Количественно материальный поток выражается такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость.

Управление в логистике затрагивает большое количество различных объектов: широкий ассортимент товаров, большое число покупателей и поставщиков, разнообразные грузы. При этом предприниматель получает не равноценные результаты от этих объектов .

Анализ АВС используют с целью сокращения величины запасов, количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли на предприятии. В данном случае применение анализа АВС целесообразно для выделения, во-первых, номенклатурных групп готовой продукции, приносящих основной доход предприятию, во-вторых, групп материалов и комплектующих по выбранным позициям с целью сосредоточения на наиболее значимых объектах логистического управления закупками с точки зрения обозначенной цели.

В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Согласно методу Парето, множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение - на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности. Ухудшение управления группой С скорее всего не окажет значимого влияния на общий результат в связи с незначительной ролью этой группы. В то же время улучшение управления группой А может этот результат существенно улучшить.

Таким образом, перераспределение средств на управление закупками, выполненное в соответствии с результатами анализа АВС, даст снижение затрат на управление и одновременно повысит его эффективность.

Порядок проведения анализа АВС выглядит следующим образом:

1. Формирование цели анализа.

2. Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС.

3. Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления.

4. Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку.

5. Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака.

6. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С.

Нерационально уделять партиям, играющим незначительную роль в производстве, то же внимание, что и материалам первостепенной важности.

В зависимости от затрат, материалы делятся на 3 класса: А, В, С.

А - немногочисленные но важные материалы, которые требуют больших вложений.

В - относительно второстепенные материалы, требующие меньшего внимания, чем

С - материалы, составляющие значительную часть в номенклатуре, недорогие, на них приходится наименьшая часть вложений в запасы .

Этапы АВС метода:

Установить стоимость каждой детали;

Установить спрос на каждую деталь;

Расположить материалы по убыванию цены;

Суммировать данные о количестве и издержках на материалы;

Разбить материалы на группы в зависимости от удельного веса в общих издержках.

Проведенный анализ АВС по объемам продаж предприятия ОАО «Завод «Проммаш» за 2003-2005 годы выявил, что всего семь номенклатурных позиций приносят 50% дохода предприятию (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анализа АВС объема продаж ОАО «Завод «Проммаш»

Группа Объем продаж Количество наименований продукции

денежное выражение, руб. удельный вес, % номенклатурные единицы, ед. удельный вес, %

А 221 406 928 50 7 8

В 133 862 662 30 12 12

С 88 069 411 20 74 80

Итого 443 339 001 100 93 100

Затем анализ АВС был проведен по стоимости материалов и комплектующих, закупаемых для производства продукции, вошедшей в группы А и В. Это позволило выделить материалы и комплектующие, на которые целесообразно ориентироваться при разработке логистической стратегии организации закупок, заключающейся в оптимизации логистических затрат на закупку материалов. Анализ показал, что среди 150 наименований закупаемых материалов лишь на 23 наименования приходится 80% стоимости всех приобретаемых материалов (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анализа АВС стоимости материалов и комплектующих по предприятию ОАО «Завод «Проммаш»

Группа Стоимость материалов и комплектующих Количество наименований материалов и комплектующих

денежное выражение, руб. удельный вес, % номенклатурные единицы,ед. удельный вес, %

А 80 298 886 52 7 4,5

В 42 792 220 28 16 10,5

С 31 001 957 20 127 85

Итого 154 093 063 100 150 100

С целью формирования логистической стратегии организации закупок необходимо провести комплексный анализ внутреннего (в пределах логистической системы) входящего материального потока.

По номенклатуре входящий материальный поток является многопродуктовым (многовидовым) и многоассортиментным. Под номенклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении (шт., т), а под ассортиментом - состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

В процессе транспортирования грузы классифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания. Материальный поток предприятия ОАО «Завод «Проммаш» складывается из среднего (поток, образованный одиночными вагонами, трейлерами) и мелкого (поток грузов, меньших, чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и совмещаемый при транспортировке с другими мелкими грузами) потоков. При этом имеют

место тяжеловесные потоки (образованные грузами высокой плотности и занимающие при том же весе меньший объем) - металлопрокат; и легковесные потоки (образованные грузами с малой плотностью, при заданном объеме, определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства, обладающие малым весом) - вспомогательные материалы. Существуют тарно-штучные и штучные грузы, имеющие разнообразные физические и химические свойства - комплектующие.

Входящий материальный поток является детерминированным, так как известны параметры данного потока. По характеру движения во времени материальный поток дискретный, несмотря на непрерывные процессы производственного цикла.

Особенностью потоковых процессов материалов является складывание устойчивых хозяйственных связей между производителями металла и машиностроительными предприятиями на основании долгосрочных стратегических соглашений о поставках. 30,5% составляют устойчивые хозяйственные связи. Это значительно снижает практическую значимость функции оценки и выбора поставщика при закупках ресурсов данного вида.

Материальные потоки в логистической системе закупок ОАО «Завод «Проммаш» имеют ярко выраженную территориальную направленность с юго-востока на северо-запад, что позволяет осуществить их централизацию с использованием единого транспортного модуля в одном направлении.

Анализ материального потока предприятий машиностроения нельзя считать исчерпывающим без учета факторов, влияющих на параметры материального потока. Так, например, одним из важных факторов является конъюнктура рынка сбыта. Конъюнктура в определяющей мере влияет на движение материального потока. Чем выше спрос на продукцию, тем интенсивнее осуществляется закупка материалов и комплектующих. Необходимо сделать акцент на продолжительности логистического цикла. Чем короче продолжительность логистического цикла, тем быстрее закупленные материалы превращаются в готовую продукцию и продаются покупателям. Изменение параметров сопутствующих потоков (информационного, финансового) существенно влияет на движение материальных потоков. Например, повышение скорости финансового потока за счет ускоренного прохождения платежей может привести к ускорению поступления товаров на предприятие и уменьшить необходимый уровень запасов товаров. Недостаток мощности финансовых потоков или медленная скорость их поступления может вызвать сокращение ассортимента производимой продукции.

Для определения групп и наименований материальных ресурсов, на которые необходимо ориентироваться при разработке логистической стратегии организации закупок, важно четко представлять структуру материального потока (табл. 3).

Таблица 3

Обобщенная характеристика входящего материального потока на машиностроительном предприятии ОАО «Завод «Проммаш»

Наименован ие группы Наименование подгруппы Основные группы материалов, сырья и оборудования Среднее число номенклатурных наименований Удельный вес в общем материалопотреб лении

Основные материалы Металл Черный металл, цветные металлы и сплавы, нержавеющая сталь, трубы, круги 10-15 59,5 %

Комплектую щие Чаша, цапфа, сектор, датчики, пускатели, переключатели, конфорки 35-50 38 %

Вспомогател ьные Материалы Горюче-смазочные материалы, огнеупорные материалы, пиломатериалы, 100-120 2,5 %

материалы

упаковочные материалы, лако-красочные материалы

Изделия Резинотехнические изделия, тканевые изделия

Метизы Болты, гайки и шайбы, винты

Логистические системы закупок этих товарных групп на машиностроительном предприятии подотрасли производства теплового оборудования делятся на два основных ярко выраженных типа (см. рисунок).

1. Первый тип - удельный вес потребления которых в подотрасли не превышает 38%. К нему принадлежат такие комплектующие как чаша, цапфа, сектор, датчики, пускатели, переключатели, конфорки. Он характеризуется высокой интеграцией производства, сложностью логистических систем в результате построения логистических цепей.

2. Второй тип - удельный вес потребления подотрасли в которых достигает 59,5%. К нему относятся черный металл, цветные металлы и сплавы, нержавеющая сталь, трубы, круги. Он характеризуется низкой интеграцией производства, зависимостью ценообразования от закупочной политики предприятий машиностроения, относительной упрощенностью логистических систем (стремлением к выстраиванию системы производитель-потребитель).

Данные характеристики во многом определяют специфику управления закупками для нужд предприятия.

Стратегическая сторона снабжения - это целый процесс управления снабжением, его связи и взаимодействия с другими функциями компании, внешним снабжением, потребностями и запросами конечного потребителя. Функция анализа включает комплекс задач, предусматривающих установление причинно-следственных связей между достигнутыми результатами и затраченными средствами, выявление влияния различных факторов на фактическое значение параметров потока, расчет эффективности управления и функционирования системы в целом. Полученная аналитическая информация используется для новых циклов управления и плановых расчетов.

Процентное соотношение общего материалопотребления

основные материалы

комплектующие

вспомогательные материалы

Структура общего материалопотребления ОАО «Завод «Проммаш»

Таким образом, комплексный, детальный анализ материального потока, циркулирующего в логистической системе, является одним из определяющих этапов

формирования логистической стратегии организации закупок предприятий промышленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы

профессионалов / В.И. Сергеев. М.: ИНФРА-М, 2005. 950 с.

2. Financial Times Mastering Strategy: The Complete MBA Companion In Strategy, Pearson Education Limited, London, 2000. 560 с.

Алексеева Екатерина Александровна -

аспирант кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»

Саратовского государственного технического университета

Пахомова Алла Викторовна -

кандидат экономических наук,

профессор кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического университета

Рассмотрим механизм функционирования «тянущей» системы управления материальными потоками на примере.

Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 ед. изделий. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа запрашивает 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления такого же количества заготовок, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Раскроем пример на схеме (рис.1).

Рис.1.

Достоинствами метода является создание саморегулирующейся (в разумных пределах) системы, при этом не требуется поддержки со стороны компьютерной информационной системы предприятия - система карточек может работать и без нее.

Однако этот метод отлично подходит для конвейерных производств и для применения в дистрибуции со стабильным (предсказуемым) спросом. Но в условиях большей неопределенности и неточности прогнозирования (разные источники называют допустимыми не более +10% отклонения от расчетного ритма производства) он начинает давать сбои, поскольку требуется пересчитывать размеры карточек-партий, задействовать дополнительную рабочую силу и т.д.

логистический управление тянущий

Заключение

Организация материальных потоков и управления ими на предприятии неразрывно связаны между собой и образуют систему. Так, перемещение материалов в процессе выполнения полученных заказов невозможно без управления, которое осуществляется путем распределения материальных ресурсов, планирования хозяйственных связей и т.п., и вместе с тем требует определенной организации: обеспечение ритмичного выполнения поставок, выбора оптимальной системы транспортировки материалов и т.п. В процессе организации достигается объединение элементарных потоков и создаются условия для эффективного функционирования производственной логистической системы. Управление материальными потоками обеспечивает постоянный контроль за ходом выполнения производственных заказов и оказывает необходимое воздействие на логистическую систему с тем, чтобы удерживать ее параметры в заданных пределах для достижения поставленных перед предприятием целей.

Различают несколько систем управления материальными потоками, одна из них система Канбан. Основным принципом работы этой системы является выявление и устранение в производственном процессе узких мест или критических ресурсов. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы, могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и т.д.

В составе основного производства РУПП «БелАЗ» имеются следующие цехи и склады: 060 - Цех главного конвейера; 110 - Цех гидротрансмиссий; 090 - Цех гидроагрегатов; 130 - Цех сборки и испытаний автомобильной техники; 070 - Термический цех; 100 - Механосборочный цех 1; 010 - Сварочно-заготовительный цех 1; 050 - Сварочный цех; 040 - Автоматный цех; 170 - Рамно-кузовной цех; 150 - Цех программных станков; 120 - Механосборочный цех 2; 135 - Цех электромеханической трансмиссий; 030 - Прессовый цех; 260 - Экспериментальный цех; 140 - Цех монтажа и технического обслуживания; 065 - Участок сборки колес для автомобилей грузоподъемностью 30,40 тонн, а также спецтехники модификаций 74211, 7822, 7823, 7921, 7924.

В составе вспомогательного производства имеются следующие цехи: 210 - Ремонтно-механический цех; 220 - Ремонтно-энергетический цех; 180 - Цех товаров народного потребления; 200 - Инструментальный цех; 080 - Цех механизации производства станкостроения.

В таблице 4 приводится описание материальных потоков между производственными подразделениями завода.

Таблица 4

Движение материальных потоков между подразделениями

Характеристика

Осуществляет раскрой труб, круг, шестигранников, проволоки. Производит трубопроводы, трубы, наконечники, патрубки, маслопроводы, пружины, штуцера, угольники, фланцы, штоки, топливопроводы и другую продукцию. Произведенная продукция (заготовки) направляется в термический цех 070 и в другие цеха основного производства.

Осуществляет раскрой листа до 6 мл. и изготавливает следующие детали и узлы: капоты, кабину, кронштейны, подножки, баки и другую продукцию. Для определенных изделий комплектование других цехов производится через термический цех 070 и напрямую. Детали в меньших объемах могут возвращаться из 070 цеха обратно для дальнейшей обработки. В цехе имеется окрасочный комплекс для окраски изделий собственного производства и изделий других цехов, проходящих по габаритам линии окраски для изготовления автомобилей грузоподъемностью 30т, 40т, ТНП и мелких узлов тяжелых автомобилей.

Изготавливает шланги, метизы, наконечники, втулки, тройники, различные приспособления и другую продукцию. Продукция цеха может по технологии обрабатываться в термическом цехе 070 и возвращаться обратно для дальнейшей обработки. Металл получают со склада металла, другие детали из цехов 010, 030,050.

Изготавливает рамы, платформы для автомобилей грузоподъемностью 30т, 40т, спецтехники на базе шасси 30,40 тонных автомобилей, прицеп для автомобиля МАЗ. Производит раскрой толстолистового металла. Металл получают со склада металла, кронштейны с 100 и 120 цехов. Технология предполагает передачу изделий в 100,120 цеха и получение обратно для дальнейшей обработки. Поставляет заготовки на детали из листа для других цехов.

Сборочный цех по производству автомобилей грузоподъемностью 30,40т и спецтехники на базе их шасси, а также бульдозеры и погрузчики. В состав технологического оборудования входит окрасочный пост, на котором производится окраска крупногабаритных узлов (рама, мост, коробки и т.д.), которые поступают на сборку. Производят небольшое количество деталей в запчасти. Получают окрашенные детали для сборочного конвейера из 030 цеха. Имеется участок полной сборки кабин, радиаторов, шорный участок, участок отделки и сдачи машин.

Назначение данного участка состоит в следующем. ОВК получает от поставщиков так называемые комплекты. Производит разукомплектование, полученные комплектующие передает в разные цеха. Детали, входящие в ЗИП остаются на складе ОВК, откуда поступают на автомобиль при его отгрузке. Имеется участок сборки колес для автомобилей грузоподъемностью 30, 40 тонн, 74211, 7822, 7823, 7921, 7924.

Цех термической и гальванической обработки. Технологическое оборудование находится в разных корпусах. Цех производит обработку шестерен, валов, корпусных деталей и прочих деталей.

Изготавливает следующую продукцию: съемники, технологические приспособления, гаражное оборудование, изделия для сельского хозяйства. Цех технологически ориентирован. В цеху обрабатывают детали основного производства, где по технологии изготовления требуются операции расточки.

Изготавливает гидроузлы, подвески, краны, рулевые механизмы, насосы и другую продукцию. В состав цеха входит гальванический участок для хромирования деталей, используемых для сборки гидроузлов. Наличие участка объясняется уменьшением транспортных расходов на перевозки. Получают детали из 010, 030, 040, 150, 170 цехов и склада литья, складов комплектующих изделий. Готовые детали передаются в 060, 130 цеха через окрасочные комплексы 030,170 цехов. Одни и те же детали могут изготавливаться на автомобили разной грузоподъемности. Производимые запчасти передают в 270 цех на участок консервации.

Изготавливает мосты задние и передние, шестерни для цехов завода, которые обрабатываются на зубодолбежном и зубофрезерном оборудовании. Детали передают на термическую и гальваническую обработку в 070 цех, тормозные цилиндры в 130 цех. Детали получают из 010 цеха (круг, труба), 030,170 цеха (лист), отливки, поковки со склада литья 040 (пальцы, штифты и т.п.) через технологические операции фосфотирования, закалки в 070 цехе. Получают штамповки, подшипники, резинотехнические изделия.

Изготавливает гидромеханические передачи разных модификаций для автомобилей грузоподъемностью 30,40 тонн, а также спецтехники 74211,7921,7822, 7823 и их модификаций, собираемых в 060 цехе и по кооперации. Изготавливают все корпусные детали, валы и шестерни, используемые для сборки гидромеханических передач. Изготовление этих деталей производится через операции термической и гальванической обработки. Окраска изготовленных деталей производится в окрасочных линиях 060, 170 цехов. Изготавливаемые детали для запчастей проходят технологические операции окраски.

Изготавливает детали: редукторы мотор колеса (РМК), вентиляторы, коробки отбора мощности, цилиндры поворота, ступицы передних колес, передние балки для производства большегрузных изделий в130 цехе и другую продукцию. Изготавливают узлы для спецтехники (погрузчики, бульдозеры, тяжеловозы, аэродромные тягачи, шлаковозы и другая продукция). Изготавливаемые детали могут проходить технологическую обработку в 170 цехе. В составе технологического оборудования цеха имеется окрасочный пост для окраски мелких узлов и деталей, а также деталей 010 цеха. Крупногабаритные детали окрашиваются в 170 цехе. Изготавливаемые запасные части сдаются цехом на склад цеха реализации запчастей, а требующие окраски после технологических операций окраски. В составе технологического оборудования цеха имеется участок ТВЧ.

Анализ существующего порядка управления материальными потоками позволил сделать следующие выводы:

а) План производства товарной продукции формируется на год с равномерной разбивкой по кварталам. Потребность в производстве серийных автомобилей, спецтехники на шасси серийных автомобилей, тяжелых машин и спецтехники на их шасси определяется производственно-диспетчерским управлением (ПДУ), планово-экономическим управлением при участии управления маркетинга и сбыта на основании прогноза продаж, плановых заданий увеличения объемов производства Министерства автомобильной промышленности РБ и необходимости загрузки производственных мощностей (персонала предприятия). Приоритет в принятии решений при формировании производственной программы принадлежит ПДУ. Формирование плана производства завершается в ноябре/декабре месяце предшествующего периода. Сформированный план производства утверждается генеральным директором и передается в управление материально-технического обеспечения для оценки годовой потребности в материалах и комплектующих изделиях.

б) Квартальное планирование производства товарной продукции производится по схеме формирования годового плана, с учетом факта выполнения плана предыдущего квартала. В случае невыполнения плана предыдущего квартала первоначальный квартальный план корректируется в сторону увеличения. Сформированный специалистами производственно-диспетчерского управления план производства 15-20-го числа месяца, предшествующего плановому периоду, передается служебной запиской в управление информационных систем (УИС).

в) На основании квартального плана производства управление информационных систем производит автоматизированный расчет лимитов на материалы и покупные изделия. В результате расчетов формируются машинограммы “Потребность в материалах (комплектующих) для обеспечения производственной программы на __ квартал __ цех”, которые через ПДУ передаются для анализа в производственные цеха и управление материально-технического обеспечения.

г) Подетальное планирование движения деталей, сборочных единиц собственного производства в разрезе отправитель/получатель производится специалистами УИС на основании квартального плана производства до 8-го числа планового периода. В результате расчетов формируются машинограммы, которые передаются в цехи основного производства и в ПДУ. Подетальное планирование делается с учетом остатков и заделов в цехах основного производства. Для выверки остатков в течение месяца производится сверка движения деталей и узлов собственного производства и корректировка неверных остатков, которые возникают по причинам: сборки некомплектных автомобилей, наличия обходной технологии, использования заделов деталей, по которым прошла подготовка производства и т.п.

д) Необходимость в реализации диспетчерских функций возникает по причине несоответствия планируемого и фактического выпусков готовой продукции. В связи с этим требуется корректировка квартального плана и оперативное управление производством в течение очередного месяца. При изменении квартального плана производства ПДУ автоматически рассчитывает отклонения и производит корректировку ранее сформированных планов и ежемесячно вручную разрабатывает производственные графики сборки и сдачи продукции на каждый рабочий день для 060 и 130 цехов, а по номенклатуре, которая определяет модификации, ежедневные графики изготовления деталей, сборочных единиц в разрезе цехов основного производства. Разработанные графики доводятся до цехов, и ПДУ осуществляет контроль за их выполнением. Ежедневно начальники цехов по телефону отчитываются за выполнение производственных графиков.

Таким образом, на основе анализа существующих проблем, можно сформулировать следующие общие цели совершенствования системы управления материальными потоками в производстве:

Организовать ритмичное, скоординированное производство и снабжение в условиях многономенклатурной, динамично изменяющейся продукции при часто изменяющихся планах выпуска готовой продукции;

Снизить издержки производства путем снижения объемов незавершенного производства, снижения запасов материалов, запасов готовой продукции, а также создать механизм оперативного контроля за издержками;

Повысить оборачиваемость средств и ответственность перед потребителем за счет сокращения цикла изготовления изделий и сокращения числа случаев срыва сроков поставок продукции;

Снизить потери от хищений за счет совершенствования организации хранения продукции в производстве и прослеживаемости материальной ответственности на всех этапах материального потока;

Создать конкурентоспособную систему управления производством с учетом прогрессивной мировой практики и в соответствии с международными стандартами, методиками.

Достичь таких целей можно только путем перехода на новую методику планирования и управления производством, в частности на стандарт MRP-II. Данный стандарт активно применяется на предприятиях Западной Европы и Америки в условиях мелкосерийного и единичного производства сложной продукции с длительным циклом изготовления. На основании тщательно подготовленного графика выпуска готовой продукции для конвейеров, цехов, складов формируются синхронизированные план-графики на оперативный производственный период (неделя/декада/месяц), в течение которого эти графики неизменны. В течение данного периода план-графики жестко диктуют три основных вида заказов:

Кто, что, в каком количестве и когда должен начать изготавливать/закупать, и когда закончить изготовление/закупку - “заказы на производство” и “заказы на закупку”,

Кто, кому, что, в каком количестве и когда должен поставить (сдать) - “заказы на пополнение запасов”.

На основании план-графиков (дат запуска/выпуска) система формирует сменно-суточные задания для производственных участков и складов. Выполнение заказов, списание затрат и перемещение товарно-материальных ценностей оперативно регистрируется в системе. Оперативная учетная информация используется при формировании очередных сменно-суточных заданий и расчете план-графиков на следующий период.

Планирование и диспетчирование по MRP-II основывается на полной и достоверной информации о циклах производства - времени технологических операций и времени на закупку материалов, а также на оперативной учетной информации о состоянии запасов и списании материальных затрат. При этом производство ориентируется на уменьшение объемов незавершенного производства, уменьшение партий запуска/выпуска деталей, на более частые переналадки оборудования.